Научная статья на тему 'Проектирование развивающей образовательной среды как условие формирования познавательных способностей у младших школьников с задержкой психического развития'

Проектирование развивающей образовательной среды как условие формирования познавательных способностей у младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ. / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DESIGN OF A DEVELOPMENTAL LEARNING ENVIRONMENT / CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT RETARDS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портянко Виктория Юрьевна

Отражен опыт работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Показана роль образовательной среды в психическом развитии детей младшего школьного возраста. Обсуждаются возможности проектирования образовательного пространства и роль учебно-методического проектирования образовательной среды в развитии познавательных способностей учащихся. Индивидуальные образовательные маршруты направлены на корригирование особенностей развития детей, свидетельствуют о роли учителя в формировании учебной мотивации и успешности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Портянко Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of a developing educational environment as a condition for the formation of cognitive abilities in primary schoolchildren with mental retardation

The experience of working with children with mental retardation is reflected. The role of the educational environment in the mental development of children of primary school age is shown. The possibilities of designing an educational space and the role of educational and methodological design of the educational environment in the development of students' cognitive abilities are discussed. Individual educational routes are aimed at correcting the developmental characteristics of children and indicate the role of the teacher in the formation of educational motivation and educational success.

Текст научной работы на тему «Проектирование развивающей образовательной среды как условие формирования познавательных способностей у младших школьников с задержкой психического развития»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 373.3:376.1

В. Ю. Портянко

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Коррекционно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающих непрерывную психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в развитии. Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные условия организации эффективного образовательного процесса предъявляют высокие требования к организации коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате создания в кабинете для обучения младших школьников с задержкой психического развития такой среды повышается эффективность процесса усвоения знаний и овладения школьно-значимыми умениями и навыками.

В создании коррекционно-развивающей среды мы основывалась на следующих постулатах:

1. Коррекционно-развивающая среда должна носить компенсирующую направленность, то есть создавать возможность для компенсации неполноценных функций организма.

2. В коррекционно-развивающей среде учитывается ведущая для каждого возрастного периода деятельность, которая и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных функций.

3. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизиологического развития ребенка с учетом специфических особенностей детей с нарушениями развития.

4. Положительные эмоции способствуют улучшению когнитивных процессов, мотивации и результатов обучения. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно. В игре дети незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Игра выступает как мотив радости в обучении. Она создает «зону ближайшего развития» для каждого ребенка, совершенствует его познавательные процессы.

Организация коррекционно-развивающей среды - создание специ-

ально оборудованных зон, направленных на компенсацию состояния обучающихся. Такая среда имеет следующие компоненты: сенсорный,

моторно-двигательный, учебно-познавательный. В этой статье я хочу поделиться своим опытом создания в учебном классе познавательного компонента предметной среды для детей с задержкой психического развития.

В помещении для этих целей я использую свободные парты, доски (обычную школьную и магнитные), двери, стены и даже пол. Там создаются мини-центры для развития высших психических функций и повторения, закрепления актуального учебного материала в досуговой деятельности на переменах. Изначально мы придерживались следующей идеи: проводить «нескучные перемены» для профилактики зависимости от гаджетов, но со временем стали видны прямо пропорциональные зависимости с усвоением учебного материала. И предметно-пространственную среду мы стали планировать в соответствии с учебной программой и планом дефектологической помощи детям с учетом специфических особенностей развития детей данного класса.

Материал в мини-центрах меняется с периодичностью один раз в неделю, чтобы поддерживался интерес от эффекта новизны. На месяц планируется одна игра на полу с усложнениями или, как называют дети, с «уровнями». Также во избежание пресыщения придерживаюсь принципа «3+1»: три новых игровых задания и одна усложняющаяся игра.

Далее мы представим наглядно, как используется пространство в

учебном классе. На свободных партах располагается материал, который удобно использовать для игр парами или небольшими группами детей. Настольные игры помимо коррекционно-развивающей направленности помогают формировать навыки коллективного взаимодействия и организации совместной деятельности.

Игры по типу «реакции выбора»: стимул - заданное движение. На обычный картонный лист наклеиваются картинки, и к каждой из них задается определенное движение. Например, «здороваемся» ладошками (фото 1), переключаемся между правой и левой рукой, красный круг -

Фото 1

либо кулачок, либо обе руки, сложенные друг на друга. Для усложнения можно увеличить темп или добавить хлопок между действиями. На фото 2 переключаемся между ладошкой (ракета), кулаком (солнце), постукиванием (стучимся, хотим встретиться с инопланетянином).

Очень часто используются различные варианты модифицированных таблиц Шульте: разноцветные и черно-белые, разной сложности, разных стилей написания цифр и букв.

На фото 3 и фото 4 образцы взяты из свободных источников сети Интернет. Учитываю возраст детей: 1 класс - ис-

Фото 3

пользуемые числа не более 10, 1 дополнительный класс - не более 20, 2 класс и старше - до 100. Усложнением считаю использование в таблицах не конкретного числового промежутка, а произвольно выбранных чисел, которые также расставляются в порядке возрастания/убывания. И самое сложное в работе с таблицами - это параллельные ряды, когда одна рука «нажимает» на числа по возрастанию, а другая - по убыванию. Буквенные варианты помогают отработать и закрепить знание алфавита.

Фото 4

Для тренировки концентрации и переключения внимания можно использовать игровые упражнения на развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Задача проста: нужно одновременно показать те пальчики, номера которых представлены на карточках (фото 5).

Среди настольных игр особое место занимают игры-«ходилки». Они помогают не только упрочить числовой ряд, развивать внимание и произвольную регуляцию деятельности, но некоторые из них отлично справляются с задачей закрепления любого учебного материала. Представляю Вам авторский шаблон универсальной игры-«ходилки». Отрабатываемые темы по математике: состав числа, табличное сложение и вычитание, устный счет, таблица умножения и деления; по русскому языку: любые орфограммы, словарные слова, определение частей речи, их грамматических признаков и др. При этом количество граф может меняться. Для игры нужны игральный кубик и фишки по числу детей. Преимущество этого шаблона игры состоит в том, что на подготовку уходит минимум времени, а польза от применения неоценима.

Правила:

1. Все участники двигаются в заданном направлении. Свои правиль-

ные ответы, выбранные буквы ребенок закрашивает определенным цветом.

2. Количество пройденных клеток определяется бросанием игрального кубика.

3. В поле-остановке есть задание -сказать букву / число / часть речи / грамматический признак и т. д. Если ответ правильный, то поле и выбранная буква/число/др. закрашивается определенным цветом, выбранным ребенком.

4. Если ответ неверный - игрок пропускает ход, а его ход переходит следующему участнику.

5. В конце игры, когда все поля заполнены, подсчитываются цветные ответы каждого ребенка.

Вариант 1: в центре поля пропущенные буквы/числа/части речи/др. написаны, ребенок их выбирает.

Вариант 2 (усложнение): в центре поля пустые кружки для заполнения детьми - вписывают пропущенные буквы /числа / др. (фото 6-8).

Фото 7

Фото 8

Одной из любимых детьми настольных игр являются варианты игр-«повторялок» на развитие моторной координации, серийной организации движений и межполушарных взаимодействий. Одна из них представлена на фото 9. Дети садятся друг напротив друга и придумывают свою серию движений. Задача игрока напротив - повторить движения без ошибок. Сначала ведущую роль выполняет взрослый, затем постепенно уступает роль водящего детям. Игра проходит обычно весело.

При обучении чтению есть две увлекательных игры домино «Чтение

наперегонки» (игра Банды умников) и «Калейдоскоп слов».

Необычное домино при обучении чтению. Задача игроков - составить

Фото 9

цепочку из фишек как можно скорее. Если нет соперника, то со словами «Единственный человек, которого ты должен превзойти - это ты сам», можно предложить ему устанавливать свои собственные рекорды. Для этого понадобится секундомер или песочные часы, ручка и блокнот для фиксации результатов.

По аналогии с игрой, разработанной «Бандой умников», мы создали свои варианты, в основе которых либо слова из различных обобщающих групп («Посуда», «Транспорт», «Растения» и пр.), либо слова с разным количеством и видов слогов (фото 10-12).

«Калейдоскоп слов» - игра для тренировки навыка осмысленного чтения, активизации внимания и повышения эмоционального состояния. В старом ежедневнике на каждом листочке написаны однотипные по составу предложения, но каждое слово отделено разрезом. И, перелистывая слова, можно составлять разные варианты предложений, которые чаще всего получаются смешными. Если дети смеются, то, значит, понимают смысл.

На обычной школьной доске часто использую игры-«классификации».

В основе игрового задания лежит группировка слов по заданному ус-

TTOflWffmmmw

Дедушка читает большую книгу.

Фото 12

Фото 13

'НТОНИМЬ

молчун болтун

светлый гем» ыи

начало конец

ночью

длинный короткий

гать

высокий Гнизки^

хвалить

бежать! г.тояЦ

Фото 16 Фото 17

Фото 18

ловию. Эти игры основываются на актуальном учебном материале, например, на фото 14 упражнение на подбор антонимов, на фото 15 - закрепление темы про безударные гласные в корне слова. При чем, если вводить персонажей (добрый и злой гномы, сказочные герои, Дед Мороз и т. д.) и придумывать историю, то эти игры можно использовать многократно.

Занимательный вариант использования школьной доски - межполушарные рисунки одновременно двумя руками: палочек, кружочков, геометрических фигур, простых по форме предметов, а также рисование объектов одной линией (фото 16-20).

На магнитных досках с помощью нескольких вариантов магнитной азбуки, используемой ранее для обучения чтению, мои ученики осваивают словарные слова. Все образцы слов выполнены с использованием приемов мнемотехники.

Я использую пол как еще одно образовательное измерение. Практика работы с напольными играми разного формата показала, что школьники с удовольствием и большим интересом включаются в такие игры.

С помощью простой малярной ленты можно «нарисовать» такие классики. Это и развитие общей моторики, и серийной организации движений, внимания и произвольной

Фото 22

регуляции поведения, и коммуникативных умений. Сначала я показывала серии движений. Для этого рисовала схемы - программы действий (см. фото 21-22). Сейчас дети сами уже придумали несколько уровней этой игры и соревнуются между собой. Многовариатность использования игры заключается еще и в том, что ребята одновременно могут выполнять серию движений от 2 до 4 человек сразу. При движении вперед по клеточкам первый выбывающий, когда заканчивается его серия движений и клеточки классиков, становится в конец очереди.

Плитки кафельного пола тоже похожи на классики (фото 23). Если некоторые «клеточки» выделить разными цветами, то можно помочь ребенку автоматизировать понятия «право-лево» и тренировать переключение внимания. Игра по типу «реакции выбора». Например, на «желтые» клеточки можно наступать правой ногой, а на «синие» - левой. Усложнением будет - добавление хлопка между перемещениями, подкидывание мяча, проговаривание названия противоположной стороны. Также можно поменять стимулы наоборот: теперь «синие» - правая

нога, «желтые» - левая. Когда уже сформирована стереотипная программа действий, то выполнить задание без ошибок не так-то легко.

Игры с различными предметами являются полезным и веселым до-

Фото 23

полнением к учебному процессу. Бильбоке, советская игра в резиночку, модификация игры «Мяч об стенку» (когда мячик бросаем вверх и ловим перед собой) и др. Это не просто забавы, но и развитие внимания, ловкости, моторных функций, быстроты реакции, и активизация межполушарного взаимодействия. Дети учатся общаться, договариваться (ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т. д.), разрешать конфликтные ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или схитрил. Игры учат достойно выигрывать и проигрывать.

Увлекательные игры с мячиками любимы детьми любого возраста: «Продолжи историю» (без запинки придумать предложение с названным словом и вернуть мяч), «Лови -не лови» (при перебрасывании мяча оттормозить свое поведение в связи с сигналами-словами «Лови!», «Не лови!», «Отбей!» или «Отбеги!»), «Повтори ритм» (с подкидыванием или перемещением в разных направлениях мяча), «Повтори - не ошибись» и др.

Фото 24

Самой популярной и любимой в нашем классе стала игра «ХлОпушки». Это оригинальное название,

Фото 25

придуманное моими учениками от словосочетания «хлопать ладошками». На двери наклеены сменяющие друг друга изображения кулачков и ладошек, при этом ладошки с разным положением больших пальцев внутрь и наружу (фото 25). Эту ритмичную последовательность мы используем с различной музыкой, в музыкальных играх (по типу «Соку соку, бачи бачи...»), при заучивании небольших стихотворных произведений (где каждое слово - движение). Так мы работаем не только над развитием произвольной регуляции деятельности, серийной организации движений, но и над развитием языкового анализа и синтеза.

По наблюдениям, созданная коррекционно-развивающая среда в учебном кабинете школы эффектив-

но влияет на развитие и обучение детей. А именно уровень познавательного развития детей существенно повышается в условиях специально организованной среды. В пространстве класса предлагаемый мною подход не является статичным, а постоянно меняющимся и зависящим от актуального детского развития, имеющихся нарушений и требований, предъявляемых школьной программой. Огромным преимуществом является то, что ребенок сам активно включается в процесс коррекции, действует без жесткого контроля взрослых, деятельность подкрепляется интересом и положительными эмоциями, в результате чего происходит компенсация имеющихся у него ограничений.

Таким образом, создание предметно-развивающей среды класса обеспечивает целостность учебновоспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка, создает творческую атмосферу в работе педаго-

гов, обеспечивает комфортное пребывание детей в школе. Создание же познавательного компонента в коррекционно-развивающей среде в школе имеет значительное влияние на развитие детей с ЗПР: улучшаются когнитивные способности детей и позволяют лучше справляться с учебными задачами; развиваются навыки коммуникации, сотрудничества и адаптации к социальным ситуациям; повышается самооценка и уверенность в своих способностях, когда дети видят, что они могут успешно выполнять задания и достигать результатов, это помогает им почувствовать себя ценными и компетентными. А также познавательный компонент в коррекционно-развивающей среде позволяет учителям и специалистам работать с каждым ребенком индивидуально, учитывая его особенности и потребности. Это позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка с ЗПР и помочь ему достичь своего потенциала.

Поступила в редакцию: 03.11.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.