Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левжинская Наталья Николаевна, Земская Ирина Александровна

В статье изложена общая характеристика нарушения психического развития детей дошкольного возраста и даны практические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий, способствующих повышению мотивации деятельности детей и их познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левжинская Наталья Николаевна, Земская Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР Левжинская Н.Н.1, Земская И.А.2

'Левжинская Наталья Николаевна - старший воспитатель; 2Земская Ирина Александровна - учитель-дефектолог, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 2 «Кубаночка», станица Брюховецкая, Краснодарский край

Аннотация: в статье изложена общая характеристика нарушения психического развития детей дошкольного возраста и даны практические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий, способствующих повышению мотивации деятельности детей и их познавательной активности.

Ключевые слова: задержка психического развития, познавательная деятельность, положительный эмоциональный настрой, дидактическая игра, дидактическое пособие, образовательная среда.

В настоящее время проблеме образования дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Статистические данные показывают, что ЗПР - одна из наиболее распространённых форм нарушений психического развития.

Дети с ЗПР характеризуются отсутствием интереса к окружающему миру, незрелостью как отдельно психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом. Они испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Затруднено усвоение причинно-следственных связей и отношений, обобщающих понятий, анализ и синтез ситуации. Незрелость функционального состояния ЦНС обусловливает бедный запас конкретных знаний, затруднённость процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Такие дети не осваивают правила поведения, не готовы к целенаправленной деятельности, а значит, попадают в категорию неуспешных, что приводит к дисгармонии в межличностных отношениях и, в итоге, к дисгармонии в развитии личности. Поэтому активизация познавательной деятельности должна лежать в основе организации обучения и воспитания детей с ЗПР. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели служат дидактические игры, являющиеся одним из главных элементов образовательной среды в работе с детьми с ЗПР. Игра в коррекционно-развивающем процессе позволяет сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным и чувственным, даёт возможность ребёнку получить собственный опыт. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Необходимым условием результативного использования дидактического материала в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Следует учитывать такие дидактические принципы: доступность, повторяемость, последовательность выполнения задания. В первую очередь, должны использоваться игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем - игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем - игры, в которых дети должны опираться на приобретённые в процессе

дидактических игр чувственный опыт, обобщённый в слове; оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.

Учитывая ведущий вид деятельности дошкольников, нами решается широкий круг образовательных задач посредством авторских и адаптированных дидактических игр и пособий, включённых в образовательную среду рабочей зоны учителя - дефектолога.

Общие рекомендации по организации зоны учителя-дефектолога

Учитывая, что у дошкольников с ЗПР снижены общая мотивация деятельности и познавательная активность, к среде предъявляются следующие дополнительные требования: прежде всего, зона работы с детьми должна быть уютной. Так как дети с ЗПР импульсивны, вспыльчивы, некоторые астеничны, они быстро устают, поэтому многие игры и упражнения проводятся сидя и лёжа. Для этого необходим мягкий ковёр. Все пособия должны быть интересны, таким образом, реализуется принцип занимательности, который облегчает вовлечение ребёнка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а так же стремление к достижению конечного результата.

Рекомендации по использованию дидактических пособий и игр

Пособие «Ножки - ладошки» Формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с ЗПР. У них затруднён процесс восприятия: снижен его темп, сужен объём, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Именно для развития сенсорного восприятия рекомендуется пособие «Ножки - ладошки».

Цель: обогащение и накопление сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности.

Задачи: развивать познавательный интерес, тактильную чувствительность ступней ног, координацию зрительных и тактильных анализаторов, речь, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве.

Технология использования. Дети (ребёнок), с закрытыми глазами на ощупь руками или стопами ног определяют поверхность войлочной «ладошки» или «стопы»; дети с закрытыми глазами ощупывают «стопу» ногой, отыскивая тем временем руками поверхность «ладошки», соответствующей поверхности «стопы».

Рис. 1. Пособие "Ножки-ладошки"

Пособие «Ловкачи»

Формирование зрительного и кинестетического восприятия - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ огромного количества раздражителей. Низкий уровень сформированности зрительных форм восприятия резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Отставание в развитии кинестетического восприятия влечёт за собой нарушения в координации, развитии крупной и мелкой моторики. Для решения данной проблемы рекомендуется пособие «Ловкачи». Цель: нивелирование отставания в развитии зрительного и кинестетического восприятия.

Задачи: тренировать глазомер, развивать пространственные представления, мелкую моторику стоп; закреплять представления о величине, цвете, умение определять предмет по нескольку признакам; способствовать профилактике плоскостопия.

Рис. 2. Пособие "Ловкачи"

Технология использования: детям предлагается с помощью пальцев стоп (или обеими стопами) захватить верёвочку определённого цвета с шариком на конце (или определённого цвета шарик) и поместить его в одну из заданных педагогом лунок, отличающихся цветом или размером.

Исследования учёных показали, что дети с ЗПР демонстрируют очень низкий уровень формирования количественных представлений: неосознанный механический счёт в прямом порядке и отсутствие обратного счёта; значительную зависимость счётной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обобщённых представлений о количестве; трудности в освоении правил пересчёта предметов, «безытоговый» счёт; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Помогают решить данные проблемы пособия «Сушка белья», «Друзья из фетра» и «Умные ладошки».

Пособие «Сушка белья»

Цель: формирование первичных математических представлений.

Задачи: развивать мелкую моторику рук; закреплять пространственные представления; знакомить с элементарными арифметическими задачами на наглядном примере;

- закреплять порядковый и количественный счёт.

Рис. 3. Пособие "Сушка белья"

Технология использования: ребёнку предлагается игровой сюжет, в котором, чтобы помочь маме, нужно развесить бельё в определённом порядке, цвете, определённого количества и определённом расположении.

Рис. 4. Пособие "Умныеладошки"

Пособие «Умные ладошки»

Цель: усвоение состава числа.

Задачи: закреплять ориентировку в пространстве; закреплять порядковый и количественный счёт; способствовать усвоению состава чисел в пределах 10.

Технология использования (варианты):

1. педагог задаёт число в пределах 10 (устно или показывает карточку) и просит разложить его на два других так, чтобы в сумме получилось исходное;

2. педагог сразу называет или показывает одно из чисел и просит детей назвать второе, проверяя правильность своих вычислений на практике.

Рис. 5. Пособие "Друзья из фетра"

Пособие «Друзья из фетра»

Цель: сравнение групп множеств на основе счётных операций на конкретном материале.

Задачи: способствовать усвоению понятия «столько же, сколько», «больше на - меньше на»; закреплять количественный счёт; развивать мелкую моторику рук.

Технология использования. Детям предлагаются изображения животных из фетра с отсутствующими или недостающими элементами. Например, у крокодила отсутствует нужное количество зубов, у мыши - усов, у краба - клешней. Исходя из определённых педагогом условий, ребята добавляют или убирают заданное количество прищепок.

Рис. 1. Пособие "Букет"

Пособие «Букет»

Цель: формирование целостной картины мира.

Задачи: способствовать усвоению последовательности сезонных изменений, усвоению частей суток и дней недели; закреплять цвета спектра; закреплять порядковый и количественный счёт.

Технология использования. Пособие имеет три цветка: один - времена года (к нему прищепки с символами сезона), второй - части суток, третий - дни недели. Наблюдения погоды также фиксируются символами на прищепках, которые крепятся к цветку частей суток.

Рис. 7. Пособие "Экран"

Пособие «Экран»

Данное пособие разработано на основе метода системного оператора (метод ТРИЗ). Метод системного оператора позволяет педагогу сформировать у ребёнка умение видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах.

Работа с данным пособием позволяет сформировать у воспитанников с ЗПР системное мышление, навык системного анализа, умение ориентироваться во времени, оперировать такими понятиями, как «прошлое», «настоящее», «будущее», помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

Цель: формирование навыков системного анализа, системного мышления.

Задачи: способствовать развитию познавательного интереса, творческой инициативности и самостоятельности; расширять кругозор.

Технология использования. Пособие представляет собой стенд (экран) с девятью карманами. Каждый карман имеет своё назначение. Детям предлагается определить изучаемый объект с помощью «Мешочка секретов» на ощупь или отгадав загадку. Изображение этого объекта помещается в центральное окно. Далее выясняется, из каких частей он состоит. Изображение этих частей помещается ниже. Затем выясняется, какое окружение объекта. Это

окошко сверху. Левое окошко позволяет оглянуться назад, в прошлое изучаемого объекта, а правое - заглянуть в будущее и изобразить его таким, каким дети его представляют. Пособие «Шахматная доска»

* 4

Рис. 8. Пособие "Шахматная доска"

Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий. Для решения данных проблем рекомендуется использовать данное пособие.

Цель: развитие познавательных процессов.

Задачи: способствовать развитию внутреннего плана действия и комбинаторных способностей; формировать умение оперировать мыслеобразами в умственном плане; развивать внимание, воображение, речь.

Технология использования. Пособие представляет собой шахматное поле, разрезанное на неравномерные части. Части отличаются по цвету. Детям предлагается собрать поле из частей, но так, чтобы цветные клетки чередовались между собой, как на шахматной доске. С целью усложнения задания педагог предлагает обвести по контуру любую деталь поля и дорисовать её до какого-либо предмета-образа. У этой игры степень сложности зависит от количества деталей шахматной доски.

Таким образом, деятельность с представленным дидактическим материалом способствует развитию у детей с ЗПР организованности (преодолению импульсивности), сосредоточенности, внимательности, активности, умения преодолевать трудности при достижении цели, произвольности, сознательного управления своим поведением, самостоятельности; навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формирует все виды мышления; развивает координацию зрительных и тактильных анализаторов; закрепляет пространственные представления.

Список литературы

1. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. 256 с.: ил.

2. Петрова Т.И., Дмитриева Н.А. Формирование целостной картины мира и развитие речи при изучении сезонных изменений в природе с детьми с ЗПР [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 51-53. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//moluch.ru/conf/ped/archive/309/14579/ (дата обращения: 14.08.2019).

3. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.В. Колосова. М.: АРКТИ, 2017. 96 с. (Коррекционная педагогика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.