Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1551
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИГРА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Л.А.

В статье речь идет о роли двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста. Приведены примеры комплексного подхода на развитие ориентации в пространстве, координации и равновесия, основных двигательных навыков и сенсорной интеграции. Особое внимание уделяется практической игровой деятельности в развитии этих навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

7. Рипа М.Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. - М.: КНОРУС, 2013.

8. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976.

9. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М., 1974.

10. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2003.

11. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Козырева Л.А.1

Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, г. Симферополь

В статье речь идет о роли двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста. Приведены примеры комплексного подхода на развитие ориентации в пространстве, координации и равновесия, основных двигательных навыков и сенсорной интеграции. Особое внимание уделяется практической игровой деятельности в развитии этих навыков.

Ключевые слова: двигательная активность, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), коррекционно-развивающие процессы, комплексный подход, физическое развитие, игра, социальное взаимодействие, физические упражнения.

В настоящее время, исходя из целого ряда причин, отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образовательного процесса особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что в мире число таких детей достигает 13 % (10 % детей рождаются с психи-

1 Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории.

ческими и физическими недостатками и 3 % детей с недостатками интеллекта). Всего в мире насчитывается около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии [7].

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в двигательной и коммуникативной деятельности, из-за имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний.

Зная особенности таких детей, нам, как педагогам, будет легче разработать цели, задачи и внедрить в практику методы коррекционно-образова-тельной работы для успешного введения их в доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая такие особенности как: характер инвалидности (нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психические, и общие заболевания); психофизиологические особенности (характер психических процессов, темперамент, тип ВНД); недостатки физического здоровья (соматически ослабленные дети); ограниченные возможности детей, которые не позволяют участвовать им в игровой, учебной, коммуникативной и трудовой деятельности и лишают нормальной жизни в социуме; ограниченные возможности для общения (ограничение мобильности, условия воспитания, недостаточное общение со сверстниками, гиперопека со стороны взрослых) [5].

Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями в развитии является осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причем компенсацию Л.С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в кор-рекционно-воспитательном процессе приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями [13].

Двигательная активность является важным условием развития детей. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. В последнее время, всё чаще, диагностируются хронические заболевания и различные функциональные отклонения в развитии у дошкольников [1].

Полноценное физическое развитие ребенка - это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно--волевых черт личности. Одной из основных задач физического воспитания является стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение и адаптацию ребенка в обществе [2].

Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку и формирование двигательных навыков, что ведет к снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений [4].

Детский церебральный паралич - это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мышц. Очень часто двигательные нарушения сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, а также нарушениями функций других анализаторных систем. При этом все расстройства имеют разную степень выраженности, варьируясь от легких до грубейших нарушений, где могут наблюдаться различные их сочетания. Важно отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием и с возрастом, под действием лечения и комплекса физических упражнений, состояние детей, как правило, улучшается [11].

В раннем детстве общение ребенка представляет собой ситуацию совместной деятельности, где ребенок выступает на равных правах как соучастник действия, как личность. В этом возрасте ребенок пользуется такими средствами как: экспрессивно-мимическими - это улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела и предметно-действенными - это произвольно употребляемые усвоенные движения (позы, вручение предметов, отталкивание от себя взрослого). У ребенка преобладает подражательное отношение взрослому, где взрослый выполняет функции образца для подражания, руководителя, контролера и эксперта, который оценивает знания и умения детей. Взрослые выполняют сразу несколько функций: во-первых, раскрывают ребенку смысл действий с предметом; во-вторых, организуют действия и движения ребенка, передают ему технические приемы осуществления действий и в-третьих, через поощрения и порицания контролируют ход выполнения действий ребенком [1].

Третий год жизни - это период интенсивного физического развития. Если основные движения ребенка на втором году жизни были несовершенны из-за слабости мышц и недостаточной координации движений, то на третьем году жизни движения становятся более целенаправленными, улучшается двигательная координация, развивается согласованность движений рук и ног. Возрастают требования к уже сформированным движениям ребенка, увеличивается число различных видов движений, которыми ребенок должен овладевать. Так, если ребенку два или два с половиной года, его учат ходить по прямой дорожке и по наклонной доске. Ребенка двух с половиной - трех лет учат ходить по извилистой тропинке и по начерченным на полу линиям.

Со второй половины третьего года ребенок овладевает прыжками и бегом. Особенно важно на этом возрастном этапе совершенствовать движения пальцев и кистей рук, что в значительной степени стимулирует артикуляционный аппарат и речевой центр ребенка [8].

Физическое воспитание детей третьего года жизни с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. Овладение навыками прямохожде-ния у них происходит значительно позже, чем у детей этого же возраста с нормальным интеллектом. Многие дети с ОВЗ в этот возрастной период только начинают ходить. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью действий или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице, у них отсутствует стремление научиться бегать, прыгать. Также, у детей с ОВЗ, отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватания щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев), не формируется ориентировочная реакция [3].

К сожалению, у этих детей не формируются также предпосылки для развития других видов деятельности - игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни.

Развитие движений ребенка зависит от его деятельности и мотивов, которые побуждают его действовать. При совершенствовании физического развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и то, какими способами он их приобретает. В раннем возрасте нормальный ребенок делает большие успехи в овладении двигательными навыками. Этот период является значимым в развитии моторики ребенка, так как необходимо, чтобы двигательный аппарат подчинялся произвольному выполнению двигательных задач. На третьем году жизни у ребенка формируются новые способы движений - это бег и прыжки, которые становятся доминирующими в дошкольном возрасте [9].

Развитие основных движений не является простым результатом созревания соответствующих нервно-физиологических механизмов. Овладение движением - это процесс, происходящий в ходе практической деятельности ребенка, особенно это важно для развития более тонких и точных движений пальцев рук. Появление условно-рефлекторных движений, где задействованы движения пальцев рук и ладони, в зависимости от размера, свойств и характера предметов, отражает не только совершенствование двигательной

функции руки, но и происходит усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка [4].

Физическое воспитание детей третьего года жизни с ОВЗ осуществляется разнообразными методами. При этом учитываются педагогические и медицинские аспекты коррекционного воздействия: подвижные игры, упражнения и игровые задания, массаж, лечебная физкультура, закаливание и плавание. Физические упражнения должны доставлять малышу мышечную и эмоциональную радость, поэтому они проводятся в форме увлекательных игр и упражнений, удовлетворяя его потребность в двигательной активности. Занятия по физическому развитию сначала проводят индивидуально с каждым ребенком, а затем в подгруппах по 2-3 человека (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального педагога). Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка, времени года и других обстоятельств. Массаж и лечебная физкультура только дополняют коррекционную работу, но не заменяют занятий по физическому воспитанию. Физические упражнения направлены на совершенствование ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания, а также на развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики [14].

Самая главная и правильная форма физического воспитания детей с ОВЗ - игра. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая роль игры, он писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь» [12].

На начальном этапе коррекционно-развивающей работы у детей с ОВЗ закрепляют навыки целенаправленной ходьбы по прямой. Для этого создаются ситуации, в которых ребенок учится ходить по прямой дорожке от одного взрослого к другому (например, игра «Иди ко мне») или от одного предмета к другому, когда ребенка ставят на определенное расстояние напротив стула, на котором лежит мяч. Ребенку предлагают пройти по дорожке и взять мяч. Взрослые радуются вместе с ребенком, хлопают в ладоши, хвалят его и говорят: «Вот, Сережа, молодец, хорошо ходит, сам взял мяч». Далее детей учат ходить по прямой дорожке самостоятельно, удерживая в руке предмет. Для этой цели на полу выкладывают дорожки из шнуров, широкой доски или большого куска обоев, при этом детей подбадривают, поощряют и дают указания: иди за игрушкой, догони мяч, поймай зайчика, прокати коляску и другие задания.

Когда ребенок научится хорошо ходить по прямой дорожке, его начинают учить удерживать в руках предметы, различные по размеру, весу, форме и из различного материала (мячи, кубики, кегли, колечки и т.д.), передвигаясь с ними по заданному пути. Далее учат ходить по дорожке, которая похожа на «змейку», по «следам», по невысокой гимнастической скамейке;

обучают спрыгивать со ступеньки, со скамейки. Педагог или родители должны учить детей ходить по неровной и по мягкой поверхности, при этом детям предлагают игровые задания: «Давай перейдем ручеек», «А теперь походим по лужайке», «Соберем цветочки». Далее детей обучают подниматься вверх по лесенке с поддержкой взрослого, затем самостоятельно, держась за перила, а потом спускаться вниз. Для совершенствования этого умения вначале используются невысокие горки, а затем и обычные лестницы.

Научив ребенка ходить, можно приступать к обучению бегу. Для этого с ним играют в следующие игры: «Догони меня», «Догони мяч», «Поймай мышку» «Поймай бабочку», «Догони зайку» и т.д. Кроме того, детей учат захватывать предметы одной рукой, противопоставляя большой палец остальным, удерживать предмет в руке, выполняя с ним определенные действия.

В целях дальнейшего развития и совершенствования ручной моторики необходимо учить детей выполнять целенаправленные действия, например метание. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то взрослый выполняет это задание вместе с ребенком. Например: дети берут мячики из корзины и бросают их в большую мишень, укрепленную на стене или находящуюся на полу. Они учатся бросать мячи в цель сначала одной рукой, а затем двумя, для этого детям даются мячи разного материала. Чтобы закрепить эти умения, с детьми проводят следующие игры: «Попади в кольцо», «Брось шары в корзину», «Прокати мяч в ворота», «Кати-лови» и т.д. [6].

Занятия по физическому воспитанию развивают и совершенствуют у детей с ОВЗ такие двигательные навыки как: ползание по ковровой дорожке, по доске, положенной на пол (ширина 30-35 см), по наклонной доске (высота 20-25 см), с подползанием под веревку (высота 30-35 см), по скамейке; лазание по гимнастической стенке произвольным способом; переле-зание через 1-2 скамейки (расстояние 1-1,5 м одна от другой); пролезание между рейками лестницы. Кроме того, на занятиях по физическому развитию проводятся упражнения с предметами для развития целенаправленных движений и равновесия. С детьми проводятся упражнения, которые выполняются по показу: ходьба по дорожке, выложенной из каната (ширина 30-35 см); ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15-20 см). Детям предлагаются такие подвижные игры как: «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Беги - ловлю», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню», «Лошадки» [10].

Самое главное в занятиях по физическому воспитанию - сформировать у детей интерес к овладению основными двигательными навыками, способность подражать движениям и действиям педагога или родителей. Работа по физическому воспитанию в первую очередь должна быть направлена на решение общих и коррекционных задач. Именно на занятиях по физической культуре дети получают возможность освоить навыки психо-эмоциональной

разгрузки в социально-приемлемых формах. У них формируется функциональная готовность к обучению и взаимодействию с окружающими [15].

Подводя итог, я могу сделать вывод, что полноценное развитие ребенка с ОВЗ - одна из важнейших задач общества на современном этапе развития, которая требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.

Первоочередная задача специалистов состоит в разработке оптимального индивидуального плана обучения ребенка с ОВЗ; следует обсудить все варианты с родителями и вместе с ними решить, какая именно форма образования наилучшим образом соответствует потребностям ребенка на каждой стадии.

Важное воздействие на физическое развитие ребенка оказывает успешность его отношений со взрослыми и сверстниками. Не следует акцентировать внимание на физическом недостатке ребенка. Толерантность (терпимость) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья является непременным качеством педагогов и родителей.

Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), при участии специалистов и родителей, позволяет детям раскрыть свой потенциал более объемно, приобрести необходимые знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми, и получить возможность подготовится к самостоятельной жизни в будущем.

Список литературы:

1. Алфёрова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001. - № 3.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

3. Башмакова С.Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие / С.Б. Башмакова. - Киров: Изд-во ВятГГУ 2007.

4. Дмитриев А.А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании. - М.: Академия; 2002.

5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - Том 1.

6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005.

7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

8. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. - М.: АРКТИ, 2006.

9. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных нарушений учащихся с нарушением интеллекта в процессе физического воспитания. - М., 2005.

10. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2003.

11. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

12. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребеле-вой. - 2-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.

13. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976.

14. Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. - М. «Просвещение» 1992.

15. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004.

НЕКОТОРЫЕ ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

© Кохан Т.А.1, Васющенова Т.С.1

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва

В настоящее время кроль на груди -наиболее популярный способ плавания особенно у юношей. В последние годы мы наблюдаем снижение гибкости и способности студентов к чередованию мышечных напряжений и расслаблений. Это сказывается на процессе обучения технике плавания в студенческом возрасте. Для помощи преподавателя в проведении занятий и студентам при самостоятельных занятиях нами были проанализированы некоторые ошибки в технике плавания кролем на груди и даны методические рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: плавание, студенты, кроль на груди, ошибки техники плавания, самостоятельные занятия.

В настоящее время кроль на груди - самый быстрый способ плавания.

Его с успехом применяют как на коротких, так и на длинных дистанциях.

1 Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.