М. Ф. Гуторова
Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Гуторова Мария Федоровна - педагог-психолог Центра развития ребенка - детского сада № 1777 (г. Москва).
Психологическая готовность к школе - проблема актуальная. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая готовность. Когда речь идет об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях на основе существенных признаков. Для диагностики понятийного мышления используется методика «Четвертый лишний». Для диагностики способности выделять ключевые признаки в наглядно-образном плане используется методика «Схематизация» (...).
Л. И. Божович отмечала, что ведущую роль в готовности к школе занимает развитие моти-вационно-потребностной сферы.
Мотивационная готовность связана с так называемым кризисом семи лет и «феноменом горькой конфеты», который пронаблюдал А. Н. Леонтьев. Это явление обнаружилось в специально созданной ситуации: ребенку давали сложное задание, которое заведомо было невыполнимо по правилам, предложенным взрослым. Дошкольник мог достичь желаемого результата только путем нарушения правила. За правильное выполнение задания взрослый обещал наградить ребенка конфетой. Экспериментатор уходил из комнаты, оставляя ребенка одного. Большинство участников эксперимента, убедившись, что выполнить задание по правилам невозможно, достигали желаемого результата за счет их нарушения. Взрослый возвращался, хвалил ребенка и давал ему обещанную конфету. Оказалось, что в целом ряде случаев дети старшего дошкольного возраста брали конфету, но демонстрировали негативную эмоциональную реакцию, начинали плакать, то есть конфета для них оказывалась «горькой». В этой ситуации описывается харак-
терная для ребенка-дошкольника форма поведения, которая отражает особенности дошкольника при восприятии собственных желаний. Как отмечалось многими авторами (К. Левин, А. Маслоу, Н. П. Парамонова, О. К. Тихомиров, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), ребенок испытывает большие трудности в сдерживании своих намерений. Именно поэтому, когда взрослый выходит из комнаты, ребенок нарушает правило и достигает желаемого. Однако реализация собственного желания означает нарушение правила, что приводит к конфликтным переживаниям, указывающим на наличие связи между ними: важно не просто получить конфету, а получить ее как заслуженную награду за действие по правилу. Данный феномен наглядно показывает, что к концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать социальный мотив, который необходим для успешного обучения в группе сверстников в школе.
Ребенок стремится занять позицию ученика, изменяется «внутренняя позиция» ребенка, который стремится к выполнению общественно значимой деятельности - деятельности учения, стремится войти в новую систему взаимоотношений со взрослыми. Именно в связи с новой позицией у ребенка появляется такое важное качество, как произвольность.
В связи с этим важную роль играют мотивы, которые наблюдаются у ребенка. В качестве адекватных мотивов выступают учебный и познавательный; к неадекватным мотивам поступления в школу относят игровой мотив, мотив общения со сверстниками и мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (наличие тех или иных атрибутов школьника - ранца, пенала, формы и т. д.).
Для диагностики мотивационной готовности нами используется разработанная Т. А. Нежновой беседа о школе.
5
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
Порядок проведения
Работа может проводиться психологом с помощью ассистента, но не с воспитателем, работающим в данной группе. Последнее может исказить получаемые результаты.
Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребенка и другие требуемые данные.
Детям предлагается рассмотреть бланки: «Посмотрите, перед вами лежат листы. Что вы на них видите? (Дети отвечают). Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите». (Психолог поднимает бланк или рисует строчки с буквами на доске, показывая на буквы А и Б, называет их.)
Инструкция
«Я буду рассказывать вам истории про две школы, школу А и школу Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая школа ему больше нравится и подчеркнуть нужную букву. Посмотрите на свои листочки. Видите, перед всеми строчками стоят номера от 1 до 11, а перед самой верхней строчкой ничего не стоит. Сейчас
мы будем работать с этой строчкой. Давайте попробуем.
Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б, наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если больше нравится школа А, нужно подчеркнуть букву А (показать на доске и стереть букву А), а если школа Б - букву Б (показать на доске и стереть букву Б). Помните, подчеркнуть нужно только одну букву. Сейчас я повторю первый рассказ, а вы выберите школу, в которой хотели бы учиться, и подчеркните одну букву в самой верхней строчке.
Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б, наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если больше нравится школа А, нужно подчеркнуть букву А (показать на доске и стереть букву А), а если школа Б - букву Б. Помните, подчеркнуть нужно только одну букву».
Психолог вместе с ассистентом ходит по группе, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили задание. В холе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. Важно, однако, чтобы это влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.
«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1 (нарисовать на доске строчку-прямоугольник с цифрой
перед строчкой и буквами А и Б внутри). Все нашли? Покажите (вместе с ассистентом психолог проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».
Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 сказать: «В этой строчке две цифры 1 и 0», а перед заданием 11: «Последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.
Текст надо читать дословно. Повторять его можно столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя.
Задания
1. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение,
письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, нужно подчеркнуть букву А. Если в школе Б - букву Б.
2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. А в школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, надо подчеркнуть букву А. Если в школе Б - букву Б.
3. В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только когда хотят. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А - подчеркнуть букву А, если в школе Б - букву Б.
4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.
5. В школе А дети приходят в класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребенку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.
6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.
7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А в школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.
8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало.
9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б - учатся по учебникам.
10. В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено - о том, что на самом деле бывает.
11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник родителям. А в школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.
Обработка результатов
1. Ответы ребенка сопоставляются с ключом:
2. Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.
Мотивация М2 юпроса
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Учебно-познавательная А А А Б Б Б
Внешняя «позиционная» Б А Б А
Ориентация на отметку Б А
Игровая, дошкольная Б А Б А Б Б А Б А А
Интерпретация результатов
1. Преобладание в ответах игровой, дошкольной мотивации свидетельствует об не-сформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.
2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих учебную мотивацию, - собственно учебно-познавательную, основанную на желании узнать, научиться, т.е. на познавательной потребности; позиционную, связанную с внешней атрибутикой учения, «позицией ученика»; и ориентацию на отметку - свидетельствует о наличии учебной мотивации разного типа.
3. В случаях, когда ребенок даст 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6 - свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности, или, наоборот, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.
Соотношение числа ответов, относящихся к каждой из категорий мотивов, позволяет представить «мотивационный профиль» будущего школьника.
Под волевой готовностью понимают способность действовать в соответствии с прави-
лом. Д. Б. Эльконин отмечал, что для успешного школьного обучения необходимо умение сознательно подчинять свои действия правилу, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Признаком волевой готовности выступает превращение правила во внутреннюю инстанцию. Для диагностики волевой готовности используется методика «Учебная деятельность», в которой проверяется способность ребенка удерживать заданные правила. Для комплексной диагностики готовности к школе также применимы методики Керн-Йерасек и МЭДИС.
Коррекционная работа, нацеленная на формирование готовности детей к школьному обучению, должна проводиться иначе, нежели коррекционная работа в других группах. Необходимо подчеркивать изменение позиции ребенка: теперь он уже почти школьник, а значит, к нему предъявляются более высокие требования. В начале занятий детям следует сказать, что они теперь уже большие и готовятся к школе. Если в каких-то ситуациях дети начинают баловаться, то можно спросить их: «Из какой вы группы, ребята? Что мы должны с вами делать?» Дети, памятуя о том, что они уже в подготовительной группе, понимают, что вести себя им следует более серьезно. Предлагаемые коррекционные занятия безусловно способствуют развитию мышления, внимания, памяти, воображения; развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установления контакта со сверстниками, проявлению взаимного внимания и уважения. Однако наибольший акцент делается на развитии произвольности поведения. Развитие произвольности не достигается лишь на занятиях с детьми - она формируется в ходе ежедневных ситуаций взаимодействия со взрослым. Часто можно услышать жалобы родителей: «Ну как сделать так, чтобы ребенок с первого раза, сразу же после того, как его позвали, приходил, убирал игрушки или начинал одеваться?» На такой вопрос есть логичный ответ - нужно выработать соответствующие требования. Если взрослый по нескольку раз зовет малыша, то тот просто привыкает к многократному повторению его имени, и уже как бы знает, что предпринимать действие сразу не нужно - его еще будут звать. Наоборот, если
после первого раза взрослый, не увидев реакции со стороны ребенка, предпримет определенные действия - займется своими делами, не станет дожидаться, пока ребенок доиграет, то малыш поймет, что нужно отвечать сразу, когда его зовут. Например, в ходе занятий мы устанавливаем правило - «нельзя подсказывать», то есть каждый выполняет задания самостоятельно, а если не получается, обращается за помощью к другим. Поначалу детям сложно удерживать это правило - они начинают выкрикивать или шептать правильный ответ. Тогда я улыбаюсь и говорю детям: «Ребята, а все взяли с собой головки? У каждого есть голова, давайте потрогаем! Тогда пусть каждый думает своей головой». Обычно нескольких таких напоминаний достаточно, чтобы ребята не мешали друг другу.
Для развития произвольности эффективным является делегирование контроля детям. Поскольку основные игры уже знакомы дошкольникам, то они по очереди могут выполнять роль ведущего. В этом случае дошкольник выступает в новой позиции - позиции, олицетворяющей контроль, подчинение правилу. Отслеживая правильность выполнения инструкций сверстниками, ребенок развивает собственную произвольность.
Кроме того, в ходе коррекционных занятий решается и вопрос, связанный с мотивацион-ной готовностью. Необходимо рассказывать детям о школе, о том, что им предстоит делать, но ограничиваться этим нельзя. Многие из предлагаемых заданий напрямую связаны с познавательной сферой и может показаться, что особого отношения к развитию мотивации они не имеют, но это не так - важно заинтересовать ребенка. Решение заданий вызывает у дошкольника неподдельные эмоции и, как следствие, происходит развитие познавательной мотивации.
Отметим, что на пути формирования готовности к школе встают и личностные проблемы детей. Неуверенные в себе дошкольники опасаются попасть в ситуацию, в которой не будет рядом ни мамы, ни воспитательницы. Наоборот, некоторые чрезмерно уверенные в себе, эгоцентричные дети, смеются над неудачами сверстников, то есть не обладают адекватным уровнем развития коммуникативных навыков. Обратимся к примерному плану цикла занятий, направленных на развитие психологической готовности к школе.
Занятие 1
1. Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, выделение главных признаков предметов, уточнение представления об окружающем мире.
Дети в кругу. Ведущий называет различные предметы: птиц, зверей, насекомых и т. д. Если назван предмет, который летает, все должны развести руки в стороны, как крылья, а если называется предмет, который не летает, все приседают.
2. Игра «Отгадай-ка» (отгадывание загадок о школе)
Цель: развитие логического мышления, внимания, развитие целостных представлений о школьных принадлежностях.
Предлагается отгадывать загадки. Отметить, что все загадки связаны со ш колой.
• Черные птички на каждой странице молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы.)
• Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры.)
• Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом проведет, там заметку кладет. (Карандаш.)
• Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь. Солнце, горы, море, пляж - что же это? (Карандаш.)
• Если ей работу дашь, зря трудился карандаш. (Резинка.)
3. Игра «Стоп»
Цель: Совершенствование внимания. регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.
Дети под звуки бубна прыгают, двигаются. Внезапно звуки обрываются, дети стоят на месте, не шевелятся. Кто шевелится, выйдет из игры.
Занятие 2
1. Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, произвольной памяти.
На столе 6-8 игрушек. Детям предлагается их запомнить. Игрушки загораживаются ширмой, меняются местами или какая-то убирается. Ширма убирается, дети угадывают, что изменилось.
2. Игра «Собери квадрат»
Цель: развитие наглядно-образного
мышления, коррекция познавательной сферы психики.
Дети за столом собирают квадраты из нескольких частей (от 3 до 8 частей).
3. Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде: «Карлики!», дети приседают, по команде: «Великаны!», встают, руки поднимают вверх. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Занятие 3
1. Игра «Закончи слово»
Цель: развитие речи, расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты реакции.
Дети стоят полукрутом, ведущий поочередно бросает мяч и называет начальный слог слова, дети заканчивают слово: ма..., ку..., до..., но... и т. д.
2. Игра «В гости к зайчику»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, умение ориентироваться по схеме.
Детям предлагается идти к зайчику в гости, и чтобы не заблудиться, правильно найти домик зайчика, нужно смотреть на схему, которая указывает, как нужно идти.
3. Игра «Запомни свое место»
Цель: совершенствование памяти. Создание бодрого настроения.
Дети стоят в углу или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
Занятие 4
1. Игра «Назови одним словом»
Цель: развитие логического мышления: классификация, обобщение предметов и явлений по определенному признаку.
Дети стоят полукругом, ведущий поочередно бросает мяч и называет слова: шкаф, стол, диван... лук, яблоко, роза... и т. д. Дети должны подобрать к ним обобщающее слово. Например, мебель, растения.
2. Игра «В гости к зайчику» (см. выше)
3. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Цель: развитие внимания, представления
об окружающем мире, быстроты реакций.
Дети стоят в кругу. Ведущий поочеред-
но бросает мяч детям, сопровождая словами: «Вода», «Воздух», Земля», «Огонь». Дети возвращают мяч, называя животного, который живет в воде, на земле, летает. При слове «Огонь!», дети хлопают в ладоши и кружатся вокруг себя.
Занятие 5
1. Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие логического мышления, расширение словарного запаса.
Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает им мяч, называя слова: хороший, добрый, радостный и т. д., а дети должны подобрать слова, противоположные по значению, напр.. плохой, злой, грустный и т. д.
2. Игра «Сложи узор»
Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умение работать по схеме.
Детям предлагается складывать по образцам такие же узоры из кубиков.
3. Игра « Карлики и великаны» (см. выше)
Занятие 6
1. Игра «Назови соседей»
Цель: развитие математических способностей .
Дети стоят в кругу. Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя любое число от 0 до 10, дети называют «соседей» этого числа (на 1 >, <).
2. Игра «Головоломки» (с палочками) Цель: развитие логического мышления.
Учить детей решать задачи на основе мыслительного анализа путем выдвижения гипотезы и проверки ее.
Детям предлагается из палочек составлять или перестраивать фигуры на основе предварительного обдумывания хода решения.
3. Игра «Запомни свое место» (см. выше)
Занятие 7
1. Игра «Земля, воздух, вода, огонь» (см. выше)
2. Игра «Головоломки» (см. выше)
3. Игра «Карлики и великаны» (см. выше)
Занятие 8
1. Игра «В какой руке сколько?»
Цель: развитие математических способностей, закрепить знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
Дети сидят полукругом, ведущий уточняет, сколько всего бусинок, и говорит: «У меня 4 (5, 6) бусинок. В какой руке сколько?» Дети называют варианты, кто догадался - тот ведущий.
2. Игра «Сложи узор» (см. выше)
3. Игра «Запомни свое место» (см. выше)
Занятие 9
<В
какой руке сколько
1. Игра (см. выше)
2. Игра «Собери пирамидку»
Цель: развитие пространственного мышления, способности ориентироваться по схеме.
Детям предлагается собирать пирамидки по схеме.
3. Игра «Летает, не летает» (см. выше)
Занятие 10
1. Игра «В какой руке сколько?» (см. выше)
2. Игра «Собери квадрат» (см. выше)
3. Игра «Не шевелись»
Цель: совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.
Дети под звуки бубна прыгают, двигаются. Внезапно звуки обрываются, дети стоят на месте, не шевелятся. Кто шевелится, выйдет из игры.
Используемая литература:
1. Басов А. В., Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1995.
2. Венгер А. Л., Дьяченко О. М. Игры и упражнения, развивающие умственные способности у детей дошкольного возраста. - М., 1998.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
4. Козлова С. А. Мой мир. - М., 2000.
5. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., 2000.
6. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций детей 5-6 лет. - Ярославль, 2000.
7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
8. Лютова Е. К., Монина Б. Г. Тренинг общения с ребенком. - Санкт-Петербург, 2001.
9. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 1990.
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М., 2000.
11. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону, 2004.
12. Хухлаева О. В. Лесенка радости. - М., 1998.
13. Чистякова М. Н. Психогимнастика. - М., 1995.
14. Шарохина В. Л. Коррекционно-развива-ющие занятия. - М., 2002.
15. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Ни-лова Т. А. Азбука общения. - Санкт-Петербург, 1998.
16. Яковлева П. Психологическая помощь дошкольнику. - Санкт-Петербург, 2001.