Научная статья на тему 'Проектирование педагогом работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию личности школьника'

Проектирование педагогом работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / этапы проектирования / духовно-нравственное воспитание / design / design stages / spiritual and moral education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

В статье раскрываются особенности проектирования педагогом духовнонравственного воспитания, анализируется его специфика и устанавливаются условия наиболее эффективного проектирования, приводящего к запланированному диагностируемому результату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design by the teacher of work on spiritual moral education and development of the identity of the school student

In article features of design by the teacher of spiritual and moral education reveal, its specifics are analyzed and conditions of the most effective design bringing to the planned diagnosed result are established.

Текст научной работы на тему «Проектирование педагогом работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию личности школьника»

Design by the teacher of work on spiritual moral education and development of the identity of the school student

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Design by the teacher of work on spiritual moral education and development of the identity of the school student

Abstract: In article features of design by the teacher of spiritual and moral education reveal, its specifics are analyzed and conditions of the most effective design bringing to the planned diagnosed result are established.

Keywords: design, design stages, spiritual and moral education.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Проектирование педагогом работы по духовнонравственному воспитанию и развитию личности школьника

Аннотация: в статье раскрываются особенности проектирования педагогом духовнонравственного воспитания, анализируется его специфика и устанавливаются условия наиболее эффективного проектирования, приводящего к запланированному диагностируемому результату.

Ключевые слова: проектирование, этапы проектирования, духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственному воспитанию в настоящее время уделяется достаточно пристальное внимание. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится [11], что он направлен на обеспечение ... духовно-нравственного развития и воспитания обучающийся. Более того частью ФГОС является Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России [4]. Утвержденная в феврале 2015 года Стратегия развития воспитания до 2025 года [10] подчеркивает приоритет воспитания в решении задач формирования личности гражданина.

В решении задач духовно-нравственного воспитания должны быть объединены усилия как широкой общественности, так и отдельных организаций. Так конкурс «Православная инициатива», организацией которого в настоящее время занимается фонд «Соработничество», обозначил одним из конкурсных направлений «Обра-

зование и воспитание», способствуя реализации проектов, направленных на воспитание на решение задач духовно-нравственного становления подрастающих поколений.

Следовательно, все большее значение приобретает умение педагога проектировать и организовать воспитательную деятельность. Во второй части профессионального стандарта педагога, содержащей требования к воспитанию отмечается, что в перечень умений педагога должно входить не только владение формами и методами воспитательной работы, управления ученическим коллективом, но и «Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.. .10. Уметь проектировать и созда-

45

Section 7. Education and Religion

вать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребен-ка)...12. Уметь строить воспитательную деятельность» [6].

Кроме того, в Методических рекомендациях по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности обращается внимание на необходимость регламентации и наличия документооборота в воспитательной деятельности (пункт 10 и пункт 22), выступающих одними из показателей оценки [1].

В связи с этим, проектировочные умения педагога в создании программ духовно-нравственного воспитания и развития личности во внеклассной и внеурочной деятельности, технологических карт мероприятий, ориентированных на формирование ценностных установок и ориентиров, становятся одними из важнейших.

В этом отношении, целесообразно проанализировать и установить особенности проектирования воспитательной деятельности по духовнонравственному развитию личности и определить условия наиболее приемлемого проектирования для дальнейшего эффективного осуществления воспитательного процесса.

Так как данную задачу реализуют светские и православно-ориентированные образовательные организации, то сравнительно-сопоставительный анализ проектирования и организации воспитательной деятельности педагогами в них позволил бы выявить различия и определить сходства проектировочной деятельности педагогов, установить алгоритм успешного проектирования.

Основными подходами в рассмотрении проектирования работы по духовно-нравственному воспитанию, которые позволят наиболее детально его проанализировать, являются:

в рассмотрении воспитательного процесса целесообразно опираться на такие подходы современного образования как личностно-ориентированный и деятельностный, а также гуманизацию образовательного процесса;

в анализе проектной деятельности педагога позволят оценить её результативность и эффек-

тивность структурно-системный и праксеологи-ческий подходы.

Структурно проектирование педагогом воспитательного процесса включает ряд компонентов:

1. Понимание и методологическое видение духовного и духовно-нравственного воспитания как феномена педагогической науки и действительности;

2. Понимание и методологическое видение духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника;

3. Обоснование актуальности и необходимости;

4. Формулировка ожидаемых результатов;

5. Выделение направлений в рамках реализации духовно-нравственного воспитания и развития личности;

6. Планирование (тематическое) воспитательной деятельности в данном направлении;

7. Диагностика результатов.

Проектирование педагогом воспитательного

процесса есть не что иное как создание образа всей работы по духовно-нравственному воспитанию. Данные образы будут отличаться у педагогов светских и православно-ориентированных образовательных организаций.

Во-первых, в понимании духовного, духовности и духовно- нравственного. Это не случайно. Даже в толковом словаре С. И. Ожегова понятие духовности и духовного трактуется по-разному в диапазоне от истинного смысла чего-либо до психических особенностей.

Духовное, духовность в педагогической науке определяется посредством философского осмысления данных понятий, которое находит свое отражение в трудах философов Н. Н. Бер-деява, В. Соловьева и других, представителей религиозно-философского направления педагогической мысли С. И. Гессена, В. В. Зень-ковского и т. п., ноосферной педагогики

(Н. Рерих), культуротворческой педагогики и педагогики диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Би-блер, Е. В. Бондаревская и др.).

Так духовность обосновывается В. В. Горшковой [2] на основе сравнительно-сопоставительного анализа философских воззрений ряда ис-

46

Design by the teacher of work on spiritual moral education and development of the identity of the school student

следователей, антропологической интерпретации духовности с позиций русской ментальности как феномена в современном образовании и воспитании. На основании такой трактовки духовности она закономерно приходит к выводу о первоочередной подготовке педагога к осмыслению и принятию понятия духовности, подчеркивая, что «обращение к духовности народа должно быть и основой философско-культурологической подготовки современного педагога» [2, 4], которая, начавшись однажды, должна стать потребностью самосовершенствования в направлении проникновения философско-педагогического осмысления проблемы духовности.

Для светского педагога понятие духовности во многом определяется через взращение внутреннего духа, сопряжено с понятием силы духа, сила воли, свободы духа как свободы волеизъявления, самосовершенствования своего «Я» в направлении позитивного и гуманистического направленного личностного роста.

Душевное же чаще всего определяется посредством такой ценности как Доброта, раскрывающаяся через проявление человеколюбия и содержащая элемент альтруизма как свой параметр и критерий. Нравственное в этом контексте предстает обусловленное общечеловеческими ценностями и определяемое нормами морали сознание и поведение человека.

Для педагогов православно-ориентированных образовательных организаций понятие духовности заключено в понимании и принятии (как сознательно, так и для своего внутреннего мира) Духа Божия, божественной сущности, определяющей Бытие человека, а стало быть и понимание душевного будет рассматриваться сквозь призму образа Божьего, наполненного добротой милосердием, всепрощением, любовью к людям, снисхождением к греховной сущности человека. Нравственное приобретает смыл одобряемого Богом, как высшим началом, понимания жизни и морали, определяющим поведение человека, проявляющееся в смирении, терпении, терпеливости и терпимости, доброте и уважении.

Не смотря на различие в понимании методологических основ духовного и духовно-нравственного, показательным является наличие един-

ства, состоящего в стремлении к высшему началу Духовности, обретению внутреннего «Я», выражающегося такими качества, как доброта, гуманность, милосердие.

Тем самым на первом этапе проектирования является важным определиться в понимании самой сущности духовного вообще и в человеке в частности.

Во-вторых, предыдущие отличия отражаются на восприятии и понимании педагогами светских и православно-ориентированных образовательных организаций духовно-нравственного воспитания и развития личности. Для вторых, духовнонравственное воспитание и развитие движение в направлении божественного, света, по образу и подобию Божию, терпимое миросозерцание, смирение с греховностью человека, а стало быть и окружающего мира, определяемое и религиозной позицией, и трактовкой его отцами Церкви.

Педагоги светских образовательных организаций оценивают духовно-нравственное воспитание более интегративно. В их сознании объединяются личностные взгляды и установки, общепринятые нормы морали и нравственности, научное понимание нравственного воспитания, рассматриваемое в педагогической науке, а также опора на государственные нормативные документы, дающие определение и духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного развития личности школьника. Поэтому можно выделить такие его характеристики, с одной стороны, близкие к предыдущим — доброта, милосердие, гуманное отношение к людям, с другой, иные, отличающиеся — формирование активной жизненной и гражданской позиции у школьника, умение нести ответственности за свои поступки, нетерпимость, например, к злу, жестокости.

Педагогам как светских, так и православно-ориентированных образовательных организаций необходимо опираться в рассмотрении духовно-нравственного воспитания на систему современных методологических принципов, приоритетными из которых являются системнодеятельностный и личностно-ориентированный подходы, задающие субъектную позицию ребенка в воспитательном процессе, активное его участие в процессах осмысления ценностей и выра-

47

Section 7. Education and Religion

ботки навыков поведения, уважение к личности ученика.

И в том и в другом случае, духовно-нравственное воспитание и развитие предстают как стратегическая задача в деятельности педагога, требующая своей реализации, в силу продолжительности воспитательного процесса и отдаленности его результатов, на протяжении достаточно долгого времени. На этом и этапе и возникают первые недостатки проектирования, так как с этого момента начинается постановка целей и задач программы, либо технологической карты. Необходимо в первую очередь определить продолжительность действия программы (год, два года или более). Если программа рассчитана на год, она требует наличия в ней тактических и оперативных целей и задач (так в ряде анализируемых годовых программ, в частности разработанных для детского сада, имели место стратегические задачи, например, формирование духовно-нравственной личности). Реализация на протяжении 5 лет, требует четкой формулировки стратегических и тактических задач, в то время как оперативные должны быть отражены на каждом более коротком временном промежутке.

Особого внимания требует форма целей и задач. Очень часто возникает подмена целей и задач программы целями и задачами педагога (например, показать воспитанникам значимость..., рассказать о. и т. д.). При проектировании программы (или технологической карты) нужно помнить, что должны быть раскрыты именно цели и задачи реализации программы, для чего она, какие именно задачи воспитания она поможет решить наиболее эффективно. Поэтому предпочтительнее следующая форма — осмысление значимости воспитанником., ознакомление воспитанника с ... и т. п.

Так при постановке целей и задач пристальное внимание должно быть уделено возрасту воспитанников. Особенности каждого возраста задают и специфику содержательной и процессуальной стороны духовно-нравственного воспитания. Возникает подозрение в эффективной реализации программы (или технологической карты), когда в формулировке задач программы дошкольного образования значится: «понимание

воспитанником важности духовно-нравственных качеств» и т. д.

Поэтому, основными условиями проектирования на данном этапе являются четкое видение программы, разграничение деятельности педагога и целей и задач программы, учет возрастных особенностей школьников при постановке целей.

Структура программы предполагает установление и выделение принципов её реализации. Чаще всего, и это педагогически оправдано и целесообразно, выделяют систематичности и последовательности, связи с жизнью, опоры на положительное, комплексности воспитательных воздействий и другие. Если ранее педагог четко определился с взглядами на процесс духовнонравственного воспитания, определил методологические подходы, на которые он будет опираться в его рассмотрении, то выделение и иерархиеза-ция принципов программы не будет представлять для него трудностей, не произойдет их смешения с принципиальными основами рассмотрения педагогических явлений и процессов.

В-третьих, требуют анализа и выявления условий эффективного проектирования ожидаемые результаты программы. Согласно требованиям ФГОС это, в первую очередь, личностные результаты. В структуре ожидаемых результатов должны быть отражены следующие компоненты: когнитивный компонент (знание, также осмысление и анализ тех или иных важнейших ценностей); ценностный и эмоциональный (выработка эмоционально-волевого отношения к рассматриваемым ценностям); деятельностный (владение умениями и навыками нравственного поведения). Содержание духовно-нравственного воспитания в светских и православно-ориентированных образовательных организациях может отличаться, но и в том и в другом эти компоненты должны быть выражены.

Например, в содержание православного образования входит воспитание чувства благоговения и почитания святынь. Соответственно, когнитивный компонент будет включать знание важнейших святынь в жизни православного человека (Крест, иконы и т. д.), их духовно-нравственный смысл как основу ценностного отношения к святыне (эмоционально-ценностный компонент),

48

Design by the teacher of work on spiritual moral education and development of the identity of the school student

почитающее поведение, выражающееся в бережном и уважительном отношении к иконам и кресту, уходу за святынями (деятельностный компонент).

В светском образовании, например, когнитивный компонент может быть выражен в знании и осмыслении воспитанниками таких ценностей как доброта и милосердие, позитивное отношение к ним и осознание их необходимости и значимости в жизни человека — есть эмоционально-ценностный компонент; деятельностный состоит в умении руководствоваться ими в своем поведении. Следовательно, эффективно спроектированную программу (или технологическую карту) характеризуют такие ожидаемые результаты, в которых прослеживается наличие всех этих компонентов.

В современном образовании в характеристике внеурочной деятельности обращается внимание на такой аспект, как результаты и эффекты воспитания [3]. Так к результатам относится проведение запланированного мероприятия, акции, КТД, эффектом считается то, какие изменения произошли в учениках под воздействием данного мероприятия или акции. В этом отношении при проектировании программы духовно-нравственного воспитания (или технологической карты), также необходимо принимать во внимание эффекты воспитания. Именно на них необходимо сделать акцент при формулировке ожидаемых результатов, они показывают в каком направлении и какие именно должны происходить изменения в личности воспитанников. В то время как система мероприятий, акций, дел, заданий, предусмотренных программой (технологической картой), детально будет представлена в тематическом планировании.

Так же как на этапе постановки целей и задач здесь особое значение приобретает учет возрастных особенностей школьников, владение педагогом представлениями о специфике формировании в сознании школьников представлений, овладения ими умениями и навыками поведения на основе ценностей. Личностноориентированный подход в воспитании требует реализации субъектной позиции личности воспитанника. Поэтому следует избегать подмены

результата деятельности педагога, чаще всего имеющего следующую языковую формулировку — познакомить воспитанников с ценностью добра посредством проведения мероприятия «Поговорим о доброте», эффектом воспитания, которые может быть выражен следующей формулировкой — осмысление воспитанником добра как ценности, понимание необходимости доброты в жизни человека как одного из средств выражения добра, осознанное руководство данной ценностью в поведении.

Итак, ожидаемый результат программы (технологической карты) должен формулироваться с опорой на личностные результаты, структурно иметь трехкомпонентную систему (когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный составляющие), подчеркивать субъектную позицию личности воспитанника, иметь ориентацию на изменения, происходящие в нем.

Проблема некорректно сформулированных ожидаемых результатов приводит к сложностям создания диагностического инструментария. Понятно, что деятельность педагога в определенной степени измерить проще (мероприятие провел, про нравственность рассказал и т. д.), в то время как ожидаемый результат, выраженный с опорой на эффект воспитания и сформулированный исходя из развития личности и формирования у неё представлений, поддается измерению значительно сложнее. Хотя в педагогической науке существует хорошо разработанный инструментарий измерения результатов воспитания (П. В. Степанов [9], Е. Н. Степанов [8], М. П. Нечаев [5], М. Ю. Савченко, А. А. Обухова [7] и другие).

Для православно-ориентированных образовательных организаций он также приемлем, его легко синтезировать с религиозным компонентом, добавив вопросов на знание и осмысление школьниками религиозных святынь, правила и характер соблюдения таинств, духовное значение молитв и покаяния и т. д. Если специфика программы (технологической карты) такова, что имеющиеся анкеты, методики, тесты, не подходят, в таком случае должны быть разработаны собственные диагностики. В любом случае для достоверного установления эффективности программы выбранный диагностический инструментарий должен измерять указанный ранее

49

Section 7. Education and Religion

ожидаемый результат, демонстрировать динамику процесса, характер произошедших изменений. Целесообразно для проведения не только диагностики, но и мониторинга, указывать диагностический инструментарий каждого этапа реализации программы. Это обеспечит возможность не только

наглядно показать динамику развития, но повысить степень объективности результата.

Таким образом, проектирование педагогом духовно-нравственного воспитания представляет собой пошаговый процесс, требующий подготовленности и внимания на каждом этапе.

Список литературы:

1. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя/Г. П. Буданова, Л. Н. Буйлова. - М.: Просвещение, 2011. - 236 с.

2. Горшкова В. В. Феномен духовности в контексте современного образования и воспитания //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование», 2011. - 3 (28). - С. 4-8.

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. - Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex. ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Frusla.ru%2Frsba%2Fpolitic%2Ffiles%2F5-KDNV.doc&c=55abaf305e8d (дата обращения: 18.07.2015).

5. Нечаев М. П. Управление воспитательном процессом в классе: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. - М.: «5 за знания», 2006. - 176 с.

6. Профессиональный стандарт педагога. - Режим доступа: URL: http://img.rg.ru/pril/arti-cle/73/89/59/Standart.pdf (дата обращения: 19.07.2015).

7. Савченко М. Ю., Обухова А. А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - 2-е изд. - М.: «5 за знания», 2007. - 256 с.

8. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.

9. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/Под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2005. - 83 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025). - Режим доступа: URL: http://blog.zabedu.ru/InfoBO/wp-content/uploads/sites/15/2014/12/СТРАТЕГИЯ-РАЗВИТИЯ-ВОСПИТАНИЯ^ (дата обращения 15.07.2015)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Spiritual and moral educational space of the personality as way of her improvement

Abstract: In article the spiritual and moral space of the personality in the context ofeducational space is characterized, its features and specifics of the organization of education ofmoral education come to light.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.