Научная статья на тему 'Православная педагогика: от науки к практике'

Православная педагогика: от науки к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / духовно-нравственное воспитание / программы по духовно-нравственному воспитанию / design / spiritual and moral education / programs for spiritual moral education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванцова Елена Сергеевна, Кузина Ирина Валерьевна, Лёвкина Елена Викторовна, Миронычева Валентина Федоровна

В данной статье представлен ориентированный на популяризацию духовнонравственного воспитания проект «Православная педагогика: от науки к практике», его цели и задачи, этапы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванцова Елена Сергеевна, Кузина Ирина Валерьевна, Лёвкина Елена Викторовна, Миронычева Валентина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox pedagogy: from science to practice

The project focused on promoting of spiritual and moral education “Orthodox pedagogics is presented in this article: from science to practice”, its purposes and a task, realization stages.

Текст научной работы на тему «Православная педагогика: от науки к практике»

Orthodox pedagogy: from science to practice

Section 7. Education and Religion

Ivantsova Elena Sergeyevna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch E-mail: es_kasatkina@mail.ru Cousin Irina Valeryevna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch E-mail: kafped.agpi@mail.ru Lyovkina Elena Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch E-mail: levkina_alena11@mail.ru Mironycheva Valentina Fyodorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch E-mail: mironycheva52@mail.ru

Orthodox pedagogy: from science to practice

Abstract: the project focused on promoting of spiritual and moral education “Orthodox pedagogics is presented in this article: from science to practice”, its purposes and a task, realization stages. Keywords: design, spiritual and moral education, programs for spiritual moral education.

Иванцова Елена Сергеевна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: es_kasatkina@mail.ru Кузина Ирина Валерьевна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: kafped.agpi@mail.ru Лёвкина Елена Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: levkina_alena11@mail.ru

37

Section 7. Education and Religion

Миронычева Валентина Федоровна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: mironychevaS2@mail.ru

Православная педагогика: от науки к практике

Аннотация: в данной статье представлен ориентированный на популяризацию духовнонравственного воспитания проект «Православная педагогика: от науки к практике», его цели и задачи, этапы реализации.

Ключевые слова: проектирование, духовно-нравственное воспитание, программы по духовно-нравственному воспитанию.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования особое внимание уделяют воспитанию: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [1; 2].

Следует отметить, что реализация данных задач требует усилия не только со стороны школы, родителей, но и широкой общественности. Так, Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского активно поддерживает инициативы государства, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся, на сохранение и укрепление культурно-нравственных традиций. Это становится возможным на основе масштабного и разностороннего сотрудничества между Церковью, обществом, бизнес-структурами и государством.

Фонд создаёт дополнительные условия светским и православно ориентированным образовательным организациям для «формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими

людьми и достигать в нём взаимопонимания» [1] , оказывая им не только финансовую, но и консультативную, методическую и информационную поддержку.

В сложных экономических и политических условиях Фонду удаётся сплотить представителей различных слоёв российского общества вокруг традиционных культурных и духовных ценностей; поддерживать гражданские инициативы; устанавливать и поддерживать всесторонние связи Русской Православной Церкви, широкой общественности, предпринимателей, деятелей культуры, науки и образования, местного самоуправления, государственной власти; формировать представления о проблемах и перспективах развития России и Русского мира в XXI столетии на языке православной культуры.

Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского является инициатором и организатором Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». С 2010 г. реализацию конкурса продолжил Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных и культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Координационный комитет возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 2013 г. организацию конкурса взял на себя фонд « Соработничество».

Для образовательных организаций наиболее актуально конкурсное направление «Образование и воспитание», в рамках которого рассматриваются проекты, ориентированные на духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.

38

Orthodox pedagogy: from science to practice

Преподаватели кафедры общей педагогики Арзамасского филиала ННГУ в 2006 г. включились в активную работу по научно-методической поддержке православных образовательных инициатив педагогов г. Арзамаса и Нижегородской области. Успешно реализовано более 10 проектов.

Совместно с Арзамасской православной гимназией [3] и Отделом религиозного образования и катехизации Арзамасского благочиния проводятся научно-методические мероприятия различного уровня: региональные семинары и конференции, православные выставки-ярмарки, Рождественские научно-педагогические чтения, День славянской письменности и культуры и др.

Большое внимание уделяется издательской деятельности: с 2010 г. по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия выпускается серия «Актуальные проблемы современного обучения и воспитания» (8 выпусков), цель которой — обобщение и распространение педагогического опыта в области православного и духовно-нравственного воспитания.

Итогом многолетней работы преподавателей кафедры общей педагогики в области духовнонравственного воспитания и образования стал проект «Православная педагогика: от науки к практике», который получил поддержку Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных и культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

Анализ накопленного педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания и образования в православно ориентированных образовательных организаций свидетельствует о необходимости уточнения категориального аппарата православной педагогики, чёткого разведения таких понятий как православная педагогика, народная педагогика, православные традиции обучения и воспитания, этнопедагогика в контексте православия, православная культура и т. д.

Актуальность решения данной проблемы характеризуется пристальным интересом к ней со стороны религиозной журналистики (В. Р. Ле-года и др.), представителей философской религиозной мысли (Л. Е. Шапошников и др.), пра-

вославных педагогов, учёных (А. В. Бородина, С. Ю. Дивногорцева, Е. В. Вольчук, А. С. Алексеева). Поиск её решения важен для повышения профессиональной компетенции педагогов по духовно-нравственному воспитанию учащихся, для моделирования, проектирования и конструирования педагогического процесса в условиях перехода на ФГОС. Чёткость и однозначность терминологии позволит диагностично подходить к определению цели и задач уроков и воспитательных мероприятий, существенно повысить содержательную ценность общешкольных мероприятий (например, православных праздников). Повысив уровень своей методологической культуры с помощью предложенного нами научнометодического инструментария, учитель сможет соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом педагога.

Проект направлен на оказание научно-методической помощи педагогам общеобразовательных и Воскресных школ, православно ориентированных образовательных учреждениях, дошкольных образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации и студентам педагогических ВУЗов.

Целью проекта является конкретизация и систематизирование понятийного аппарата православного компонента как условия совершенствования профессиональной компетентности педагогов, и на этой основе разработка стратегии проектирования программ духовно-нравственного образования и совершенствование методического инструментария.

Задачи проекта:

1. Разработка стратегий обогащения профессиональной подготовки будущих педагогов и повышения квалификации работников образования на основе православных педагогических традиций (содержательный и технологический аспекты).

2. Подготовка рукописи научно-методического пособия «Православные педагогические традиции в контексте современного образования», в котором будут рассмотрены теоретические аспекты решения обозначенной проблемы и предложены методические модели организации учебно-воспитательной деятельности.

39

Section 7. Education and Religion

3. Внедрение предложенного научно-методического инструментария в образовательное пространство г. Арзамаса и районов Нижегородской области.

Мероприятия проекта:

Мероприятие № 1. Формирование научного коллектива авторов для решения проблемы проекта.

Мероприятие № 2. Сбор и анализ теоретического материала, разработка методических моделей и рекомендаций по их внедрению.

Мероприятие № 3. Цикл научно-методических семинаров для педагогов и студентов, работа в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников, круглый стол по итогам реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

1) количественные: будет сформирован научный коллектив, который представлен пятью кандидатами педагогических наук, доцентов, педагогами светских и педагогами православно ориентированных образовательных организаций г. Арзамаса и Нижегородской области, педагогами Арзамасской православной гимназии и представитель Отдела религиозного образования и катехизации Арзамасского благочиния; будет подготовлена рукопись пособия «Православные педагогические традиции в контексте современного образования», планируется публикация статей в научно-педагогических журналах; в 9 районах Нижегородской области будут проведены занятия по проблеме в рамках курсов повышения квалификации педагогов; запланировано 5 научно-методических семинаров для педагогов и студентов («Православная педагогическая традиция в контексте современной образовательной парадигмы», «Интегративный подход к построению программ по православному образованию и воспитанию», «ИКТ как средство формирования православно-педагогической образовательной среды», «Технологии проектирования и эффективная реализация программ православного образования в условиях перехода на ФГОС», «Моделирование методического обеспечения православного образования и воспитания») и итоговый круглый стол для обобщения результатов реализации проекта;

2) качественные: будет уточнён категориальный аппарат православной педагогики; разработаны методические модели организации учебновоспитательной деятельности в образовательных организациях различного типа; повысится: а) ро-фессиональная компетенция педагогов общеобразовательных и Воскресных школ, православно ориентированных образовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации; б) ро-вень профессиональной подготовки студентов педагогических ВУЗов.

В настоящее время проект успешно реализуется.

Сформирован научный коллектив, который представлен пятью кандидатами педагогических наук, доцентами, педагогами светских и педагогами православно ориентированных образовательных организаций г. Арзамаса и Нижегородской области, педагогами Арзамасской православной гимназии и представитель Отдела религиозного образования и катехизации Арзамасского благочиния.

Разработан проект научно-методического пособия «Православные педагогические традиции в контексте современного образования». Собран материал по теоретической главе научно-методического пособия «Православные педагогические традиции в контексте современного образования», подготовлены к печати 6 научно-методических статей. Уточнён категориальный аппарат православной педагогики; изучен генезис православного образования в России; определено предметно-проблемное поле православной педагогики (праздники православные и языческие, соотношение общечеловеческого и национального, В. В. Зеньковского, С. И. Гессен и т. д.); описано нормативно-правовое обеспечение православного образования, что создало научную базу для разработки методических моделей уроков и мероприятий, а также проведения обучающих семинаров с педагогами и студентами. Результаты научно-исследовательской работы по гранту внедрены в практику работы курсов повышения квалификации работников образования Нижегородской области (образовательные организаций г. Арзамаса, образовательные организации Арза-

40

Professional improvement of teachers in design of spiritual and moral education

масского района, образовательные организации г. Сергача).

Следует отметить, что научно-методическая деятельность в рамках проекта позволила объединить педагогическое сообщество Нижегородской

области, дала импульс к реализации гражданских инициатив в области духовно-нравственного воспитания, к разработке методических моделей уроков и воспитательных мероприятий в русле православных традиций.

Список литературы:

1. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. Учебное пособие. - М.: ПСТГУ 2013. - 241 с.

2. Кузина И. В. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования/В. Ф. Миронычева //Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 18-23.

3. Лёвкина Е. В. Особенности воспитательной работы в Арзамасской православной гимназии //Академический журнал Западной Сибири. -2010. - № 5-6. - С. 16.

4. Лёвкина Е. В. Имидж современного руководителя образовательной организации/Иванцова Е. С. //Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 10 (14). - С. 20.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -2-изд. - М.: Просвещение, 2013. - С. 7-9.

6. Федосеева Н. В. К вопросу о духовно-нравственном идеале человека в педагогической концепции С. И. Гессена//Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 9 (13). - С. 25.

7. Бородина А. В. Основы православной культуры. Словарь-справочник: Софт Издат, 2010.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Professional improvement of teachers in design of spiritual and moral education

Abstract: In this article the course for students and listeners of professional development aimed at improvement of teachers and students in design of spiritual and moral education is offered. Keywords: design, spiritual and moral education, programs for spiritual moral education.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Профессиональное совершенствование педагогов в проектировании духовно-нравственного воспитания

Аннотация: в данной статье предлагается курс для студентов и слушателей повышения квалификации, ориентированный на совершенствование педагогов и студентов в проектировании духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: проектирование, духовно-нравственное воспитание, программы по духовно-нравственному воспитанию.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.