Научная статья на тему 'Духовно-нравственное образовательное пространство личности как путь её совершенствования'

Духовно-нравственное образовательное пространство личности как путь её совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное пространство / образовательное пространство / нравственное воспитание / совершенствование личности / spiritual and moral space / educational space / moral education / improvement of the personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

В статье характеризуется духовно-нравственное пространство личности в контексте образовательного пространства, выявляются его особенности и специфика организации воспитания нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral educational space of the personality as way of her improvement

In article the spiritual and moral space of the personality in the context of educational space is characterized, its features and specifics of the organization of education of moral education come to light.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное образовательное пространство личности как путь её совершенствования»

Section 7. Education and Religion

ожидаемый результат, демонстрировать динамику процесса, характер произошедших изменений. Целесообразно для проведения не только диагностики, но и мониторинга, указывать диагностический инструментарий каждого этапа реализации программы. Это обеспечит возможность не только

наглядно показать динамику развития, но повысить степень объективности результата.

Таким образом, проектирование педагогом духовно-нравственного воспитания представляет собой пошаговый процесс, требующий подготовленности и внимания на каждом этапе.

Список литературы:

1. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя/Г. П. Буданова, Л. Н. Буйлова. - М.: Просвещение, 2011. - 236 с.

2. Горшкова В. В. Феномен духовности в контексте современного образования и воспитания //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование», 2011. - 3 (28). - С. 4-8.

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. - Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex. ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Frusla.ru%2Frsba%2Fpolitic%2Ffiles%2F5-KDNV.doc&c=55abaf305e8d (дата обращения: 18.07.2015).

5. Нечаев М. П. Управление воспитательном процессом в классе: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. - М.: «5 за знания», 2006. - 176 с.

6. Профессиональный стандарт педагога. - Режим доступа: URL: http://img.rg.ru/pril/arti-cle/73/89/59/Standart.pdf (дата обращения: 19.07.2015).

7. Савченко М. Ю., Обухова А. А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - 2-е изд. - М.: «5 за знания», 2007. - 256 с.

8. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.

9. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/Под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2005. - 83 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025). - Режим доступа: URL: http://blog.zabedu.ru/InfoBO/wp-content/uploads/sites/15/2014/12/СТРАТЕГИЯ-РАЗВИТИЯ-ВОСПИТАНИЯ^ (дата обращения 15.07.2015)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Spiritual and moral educational space of the personality as way of her improvement

Abstract: In article the spiritual and moral space of the personality in the context ofeducational space is characterized, its features and specifics of the organization of education ofmoral education come to light.

50

Spiritual and moral educational space of the personality as way of her improvement

Keywords: spiritual and moral space, educational space, moral education, improvement of the personality.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Духовно-нравственное образовательное пространство личности как путь её совершенствования

Аннотация: в статье характеризуется духовно-нравственное пространство личности в контексте образовательного пространства, выявляются его особенности и специфика организации воспитания нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное пространство, образовательное пространство, нравственное воспитание, совершенствование личности.

В связи с пристальным вниманием научной и педагогической общественности к проблемам нравственного воспитания, обращение к вопросу духовно-нравственного пространства личности как пути способа её совершенствования является весьма актуальным. Поддержкой светских и православно ориентированных проектов, ориентированных на решение данной проблемы, занимается также конкурс «Православная инициатива», который проходит под эгидой Русской Православной церкви по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, и организацией которого в настоящее время занимается фонд «Соработничество».

В педагогической науке актуализируются проблемы построения, организации, стуркту-рирования образовательного пространства (Б. С. Гершунский, Е. М. Ямбург, Н. Н. Гладченко-ва, В. А. Караковский и др.). Особо обращается внимание на пространство личностного саморазвития (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич,

В. В. Сериков и др.). В последнем аспекте оно близко к понятию «пространства», представленного в работах культурологов (В. С. Батлер, Е. В. Квятковский и др.). Важно, что пространство начинает рассматриваться как результат деятельности субъекта, ее продукт, представляющий собой расчленение чувства пространственности, его объективацию в процессе культурогенеза.

Тем не менее духовно-нравственное пространство личности как сфера её активности и путь совершенствования рассматривается недостаточно.

Поэтому осмысление назначения и роли духовно-нравственного пространства в становлении личности воспитанника позволит определить его сущность, свойства и место в воспитательной работе педагога, более целостно представить процесс воспитания и способствовать повышению его эффективности.

Переход к феноменологической педагогике обусловил пристальное внимание к личности воспитанника, её внутреннему миру, необходимости вооружения его рефлексивными навыками и умениями, к ориентации в образовании на субъектную позицию воспитанника, рассмотрение его как стратега собственной жизни, активно овладевающего социальным опытом и ценностями культуры, оценивающего необходимость и достаточность, степень и качество этого овладения, личностную и общественную значимость полученных знаний (Н. М. Борытко, В. С. Кукушин, М. И. Рожков, А. В. Хуторской, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.). В рамках системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического подходов личность сама выступает критерием и условием успешного образования, освоения социального опыта, культуры, накопленных человечеством. Поэтому, понятие духовно-нравственного пространства в контексте воспитания и развития личности воспитанника целесообразнее рассматривать также с позиций личностно-ориентированного, культурологического, антропологического, деятельностного подходов.

51

Section 7. Education and Religion

Более полное и системное его видение возможно посредством сравнительно-сопоставительного анализа с близкими понятиями: образовательное пространство, образовательная среда, информационно-образовательная среда и пространство и духовно-нравственное пространство т. д.

Синтез философского (Н. Бердяев), социально-педагогического (Б. М. Бим-Бад, В. Д. Шадри-ков и др.), культурологического (М. М. Бахтин,

С. И. Гессен, Е. В. Бондаревская), взглядов на образовательное пространство позволяет рассматривать образование как открытую подсистему единого социального образовательного пространства, территорию трансляции через время человеческой культуры (культурно-образовательное пространство). В него органично вплетается информацион-

но-образовательное пространство (Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская), как совокупность информации, используемой для образовательных целей: развития личности, стимулирования личностного роста (схема 1.).

Система данных пространств в большинстве своем рассматривается безличностно, но так как все они составляют социальное пространство в целом, являются полем жизнедеятельности и активности человека, действуют в единстве с воспитательным процессом, решающим задачи формирования личности, то необходимым является установление не только специфики их соотношения, но и выявление личностного смысла духовно-нравственного пространства личности в контексте их взаимодействия.

Схема 1. Соотношение пространств

Образовательное пространство создает поле для смыслового развития личности. В процессе развития возникает собственный мир ребенка, который выступает в роли своеобразной внутренней среды. У Г. Р. Водяненко [1] оно обозначено как образовательное пространство человека или субъектное пространство развития личности.

Оно анализируется многими исследователями. Социальный аспект в его рассмотрении, вы-

раженный в его интерпретации как системе социальных связей, проявляющихся в поступках и поведении имеет место у В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, В. А. и А. В. Петровских. Глубинный личностный смысл субъектного пространства представлен у В. В. Серикова, определяющего внутренний мир личности как отражение архитектоники жизненного пространства ее становления. Н. М. Борытко характеризует субъект-

52

Spiritual and moral educational space of the personality as way of her improvement

ное пространство саморазвития личности через соотнесение его с понятием «Я-концепции». Субъектное пространство, по мнению исследователя, — это целостный и в высшей степени осознанный образ себя, который позволяет человеку быть самим собой в социокультурном окружении; это результат непрерывной работы человека над собой.

Тесно связано с ним духовно-нравственное пространство, как его часть. В этом отношении духовно-нравственное пространство обладает такой интегративной характеристикой как объ-ектно-субъектность, так как требует осмысления окружающего мира, с одной стороны, с другой духовно-нравственное пространство имеет сугубо личностный смысл. Личность — носитель информации и информационных потоков, культуры, социального опыта. И в этом случае возникает потребность его осмысления и переработки с позиций влияния на развитие личности как результат воспитания. Если субъектное образовательное пространство индивида — это поле его активности по отношению к внешним явлениям действительности к внешней среде, через призму которого он начинает рассматривать и осознавать себя как индивид, как личность, то духовно-нравственное образовательное пространство территориально выступает его частью, процессуально его деятельностью и относительно результата — его целью.

Трактовка духовности и нравственности позволяет глубже понять суть духовно-нравственного пространства и каким образом его следует организовать. Духовное, духовность в педагогической науке определяется посредством философского осмысления данных понятий, которое находит свое отражение в трудах философов (Н. Н. Бердеяв, В. Соловьев и др.), представителей религиозно-философского направления педагогической мысли (С. И. Гессен, В. В. Зень-ковский) и т. п., ноосферной педагогики (Н. Рерих), культуротворческой педагогики и педагогики диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская и др.).

У большинства философов, мыслителей, священников выделяется не только понятие духовности, но и Духа, как высшего начала («рыцари

Духа» у С. И. Гессена, например). Чаще всего он трактуется как нечто, изначально заданное в человеке, определённое высшим началом, обуславливающее развитие духовного. Он есть ни что иное как направление в личностном движении человека, становлении его «Я» («в стяжании Духа Святого» в учении Серафима Саровского; «в накоплении и утончении психической энергии (духовности) или ... умножение огней сердечности, сердечной Любви... » у Е. Рерих и Н. Рерих). Поэтому можно сказать, духовное, есть идущее изнутри, осмысленное, пережитое, прочувствованное в положительном высшем его понимании. Духовность — базовый компонент духовно-нравственного становления человека.

Тем самым, как точно замечает И. А. Ильин [3], смысл воспитания — сделать из ребёнка духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером, зажечь и раскалить в нём как можно раньше «духовный «уголь». А для этого, необходимо сделать полем его активности все окружающее пространство, все богатство духовных впечатлений, пронизанное спектром разнообразных смыслов и переживаний от целесообразности вещей и явлений, до переживания чужого страдания и чувства взаимопомощи.

В трактовке нравственности делается акцент на поведенческую сторону человека: совершение поступка, но степень его духовности и её полярность не видна (может быть и злой Дух), так как является скрытой внутренней работой самого человека. Духовность же, являясь внутренним качеством человека, определяет именно направленность его действий и поведения, их скрытый смысл. Сами же нравственные принципы подчинены духовности. Духовность детерминирует нравственность. Итак, духовно-нравственное пространство — это пространство самой личности, по созиданию, прежде всего, себя, продвижении себя по пути к Духу, обретение духовности, получающее воплощение на уровне нравственного поведения.

Понятие пространства также подразумевает некоторую «территориальность». Поэтому внутренний мир человека — это некоторая территория, выраженная в смыслах и сущности тех или иных образов и представлений, которые требуют

53

Section 7. Education and Religion

работы по осмыслению, оценке. Ценностная отношение к ним выражается в том, что чувствует или переживает развивающаяся личность при наличии (частичном наличии) или отсутствии данных мыслительных образов, эмоциональные впечатления и переживания поступков, поведения, вызванных (частично вызванных) или не вызванных ими. Раз есть территориальность, то есть и определенные границы, восприятие перехода через которые (свои или чужие) сугубо субъективно для каждого человека от неприемлемости до полной открытости. Они позволяют выстроить приоритетность тех или иных смыслов и поведения им обусловленного. И это также должно быть предметом самоанализа и анализа в ходе осуществления воспитательной деятельности.

В этом отношении воспитание предстает как создание вокруг воспитанника образовательного пространства, стимулирующего развитие его духовно-нравственного пространства, роль педагога будет заключатся в поддержке, направлении воспитанника, оказании помощи в овладении способами самоанализа и самосовершенствования духовного мира. Задача педагога — донести

до воспитанника всю сложность и красоту внутреннего мира человека, показать его динамичность и изменяемость, стремление к развитию, соблюдению внутренних границ, подвести к пониманию того, что показателем успешности в построении духовно-нравственного пространства является гармония (как внутреннее осознание и позитивное эмоциональное переживание) с собой, людьми, окружающим миром, природой.

Решение данной проблемы напрямую сказывается и на методическом уровне. Как показывает анализ тематики внеклассных воспитательных мероприятий в интернет ресурсах (социальная сеть работников образования, портал «про школу» и др.), а также проводимых студентами педагогических вузов на практике, обращение в них к духовно-нравственному миру человека не часто. Хотя спектр таких мероприятий может быть достаточно широк «Свобода в жизни человека», «Грани и границы моего Я», «Кто есть человек и как им стать», «Загадки общения», «Уважение и как его проявлять», «Возрастной барьер общения: реальность или миф», «Ответственность и время: сложности взаимоотношений» и т. д.

Список литературы:

1. Водяненко Р. Г. Образовательное пространство человека. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/pedagogics/vodyanenko.pdf

2. Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки/Под общей ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 696 с.

3. Ильин И. А. Путь к очевидности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://lib.rus. ec/b/169640

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.