Научная статья на тему 'Методические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания'

Методические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OUT-OF-CLASS VOSPIATELNY ACTION FOR SPIRITUAL MORAL EDUCATION / GOAL-SETTING / CONTENTS / FORMS / EDUCATION METHODS / ВНЕКЛАССНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

В статье разбираются основы целеполагания, особенности формулирования тематики и отбора содержания внеклассных воспитательных мероприятий, условия выбора форм и методов духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of a problem of spiritual and moral education

Bases of a goal-setting, feature of a formulation of subject and selection of the content of out-of-class educational actions, conditions of a choice of forms and methods of spiritual and moral education understand article.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания»

Methodical aspects of a problem of spiritual and moral education

Необходимым является организовать постоянный анализ субъектами хода и результатов, своего участия других субъектов в образовательной деятельности, осуществленного взаимодействия, способность определить изменения, вывить причины, прогнозировать следствия, оценить эффективность образовательной деятельности.

Таким образом, первоочередной задачей, стоящей сегодня перед вузом, является организация образовательного

процесса таким образом, чтобы он способствовал не только росту образовательного уровня учащихся, но и формированию субъектного опыта, результатом чего является становление и развитие личности студента, реализация потенциально заложенных возможностей, личностные образовательные преобразования, готовность к дальнейшему развитию потенциала, достижение обучающимися установленных образовательных уровней, профессиональное самоопределение.

Список литературы:

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования./Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. - 352 с.

2. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности./А. К. Осницкий//Вопросы психологии. - 1996. -№ 1 - С. 5-19.

3. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: ИЧП «Изд.фирма» «Сентябрь», 1996. - 96 с.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Methodical aspects of a problem of spiritual and moral education

Abstract: Bases of a goal-setting, feature of a formulation of subject and selection of the content of out-of-class educational actions, conditions of a choice of forms and methods of spiritual and moral education understand article.

Keywords: out-of-class vospiatelny action for spiritual moral education, goal-setting, contents, forms, education methods.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п. н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Методические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания

Аннотация: в статье разбираются основы целеполагания, особенности формулирования тематики и отбора содержания внеклассных воспитательных мероприятий, условия выбора форм и методов духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: внеклассное воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию, це-леполагание, содержание, формы, методы воспитания.

В силу влияния на воспитание различных факторов, в том числе стихийных, проблемы духовно-нравственного воспитания являются весьма актуальными. Популяризация экстремальных травмоопасных видов спорта в передачах, кинофильмах, компьютерных играх, пропаганда смысла жизни как совокупности острых ощущений, либо как стремления выделиться любой ценой (экстремальные селфи, шоу «Минута славы», «Стань звездой» и т. п.) вызывают у школьников ощущение отсутствия интересного и яркого в их жизни, её незначительности, теряется чувство её реальности.

Вследствие этого, как показывает анализ сводок происшествий в СМИ с участием подростков, а также опросов, проводимых среди студентов младших курсов, основными проблемами, требующими своего решения в период раннего обучения и воспитания ребенка, являются ценность жизни своей и другого, уважительное отношение к человеку вне зависимости от возраста, уважительное отношение к чужому жилью, чужому внутреннему пространству, времени.

В решении задач духовно-нравственного воспитания должны быть объединены усилия как широкой общественности, так и отдельных организаций.

57

Section 4. Pedagogy

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России [2] и утвержденная в феврале 2015 года Стратегия развития воспитания до 2025 года [11] устанавливают приоритет воспитания в решении задач формирования личности гражданина.

В рамках направления «Образование и воспитание» поддержкой проектов, ориентированных на решение задач духовно-нравственного становления подрастающих поколений занимается и Международный грантовый конкурс «Православная инициатива», который проходит под эгидой Русской Православной церкви по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и организацией которого в настоящее время занимается фонд «Со-работничество».

В систему духовно-нравственного воспитания традиционно входят нормы морали и нравственности, категории добра, жизни, свободы, порядочности, служения и т. д. определяемые посредством следующих отношений: к окружающему миру, к людям, к себе, к природе. Они весьма сложно поддаются осмыслению, оценке, возникают проблемы с формированием сознательной деятельности и поведения согласно этим нормам и категориям.

Поэтому вопрос их осознания, методической организации работы со школьниками в данном направлении является одним из важных в воспитательной работе.

Предметы гуманитарного цикла, реализуя воспитательные задачи, обращаются к данной проблематике. Однако, ограничиваться только ими не целесообразно. Необходимо продумывать тематику и методику проведения внеклассных мероприятий, роль которых очень часто недооценивается.

Методика подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий в педагогической литературе представлена в работах Л. Н. Седовой, Н. П. Толстолуц-ких [9]; Н. Л. Худяковой [12]; М. И. Рожкова, Л. В. Бай-дородовой [8]; Н. М. Борытко [1]; В. А. Сластенина [10]; В. С. Кукушина [7] и многих других. Специфика организации православного воспитания анализируется в исследования С. Ю. Дивногорцевой [3; 4], Л. В. Загрековой, Л. В. Кильяновой [5] и т. д. В них большее внимание уделяется теоретическим основам организации воспитательного процесса, в то время как методические вопросы рассматриваются недостаточно.

В ходе бесед с учителями, анализа интернет ресурсов (социальная сеть работников образования, завуч. инфо, про школу и т. п.) анализа дневников-отчетов (на примере дневников-отчетов Арзамасского филиала ННГУ) по практике (тематическое планирование классного руководителя, технологические карты внеклассных мероприятий) студентов 4-5 курсов, был установлен ряд методических аспектов данной проблемы:

• превалирование учебного процесса (в деятельности педагогов и в деятельности проходящих практику студентов), в том время как тематика мероприятий как у практикующих, так и у будущих

учителей, ограничивается стандартным традиционным набором праздничных и досуговых занятий, либо по предмету;

• скудость либо изобилие материала;

• абстрагированность от ученика в целеполагании;

• ограниченность форм проведения (беседа, чаще рассказ учителя, что с методической точки зрения в среднем звене и старших классах недопустимо и т. п.).

Поэтому необходимо установить особенности формулирования тематики внеклассных мероприятий, специфику целеполагания, определить, каким образом можно обогатить содержание нравственно направленных внеклассных воспитательных мероприятий, и выявить наиболее эффективные формы и методы их проведения.

Методологической основой рассмотрения данных проблем выступает экзистенциальное и материалистическое осмысление категорий добра, времени, смысла жизни, уважения и т. д., в совокупности с их религиозной трактовкой; личностно-ориентированный, деятельностный, подходы к основам и организации воспитательного процесса; праксеологический подход в рассмотрении методической подготовленности педагога как условия успешности профессионально-педагогической деятельности.

Теоретическими основами построения внеклассного воспитательного мероприятия духовно-нравственной направленности выступают общие принципы воспитательного процесса, обусловленные его особенностями, а также методическими принципами его построения. Условно их можно объединить в две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные касаются особенностей отбора и реализации в ходе занятия того материала, который будет рассматриваться на внеклассном занятии:

• принцип многообразной смысловой наполненности содержания (внеклассное воспитательное мероприятие духовно-нравственной направленности должно подвести школьника к пониманию многообразия смыслов рассматриваемых понятий, раздумьям и размышлениям о разных сторонах этих смыслов и их влиянии на человека и его жизнь);

• интегративный характер содержания внеклассного мероприятия (включенность сведений из различных областей знания, единство гуманитарного и естественного знания, возможно присутствие сопряженного с ними религиозного компонента и т. д.);

• принцип диалоговости (как «диалога культур», сопоставления сравнения разнообразных точек зрения различных деятелей науки, искусства, культры, религии).

Процессуальные касаются подготовки и организации внеклассного мероприятия. К ним могут быть отнесены следующие:

- принцип диалоговости, полилоговости (взаимное общение и обогащение, выбор форм, активизирующих совместную деятельность воспитанников);

58

Methodical aspects of a problem of spiritual and moral education

- принцип активности каждого в ходе занятия (включение в групповые, парные виды работ, сочетание различных видов деятельности и т. п.);

- принцип камерной атмосферы (позитивной, раскрывающей собеседников с интересных и разных сторон, комфортной для всех);

- принцип завершенности подразумевает смысловую и процессуальную законченность мероприятия как единицы воспитательной деятельности, даже если оно входит в цикл мероприятий близкой тематики и т. д.;

- принцип рефлексивности (оценка всеми субъектами воспитательного процесса того, что происходило на занятии, себя, выработка своего отношения к разбираемому явлению).

Методически грамотно построенное внеклассное воспитательное мероприятие начинается с правильной формулировки темы.

Она должно быть четкой яркой лаконичной и одновременно наталкивающей на размышление и стимулирующей к активной познавательной деятельности («Аукцион ценностей», «В защиту добра», «Бильярд жизни», «Пять правил доброжелательного общения», «Глубины времени», «Вкус жизни и вкус к жизни»). Эффективно также использовать крылатые выражения, афоризмы, фразеологизмы и т. п. Например, «Возлюби ближнего своего», «Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости» Г. Ибсена, «Минуты длительны, а годы быстротечны» А. Амьеля, «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность» А. Сент-Экзюпери, «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание» Сенеки и т. д.

Привлекают внимание своей образностью и эмоциональностью стихотворные строки. Так для мероприятия, ориентированного на осмысление школьниками ценности жизни можно взять следующие строки А. С. Пушкина: “Дор напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?”

Формулировка темы задает начало самого внеклассного мероприятия. От её многоаспектности, динамичности может зависеть насыщенность воспитательного занятия. Например, взяв за основу выше обозначенные пушкинские строки, педагог может начать внеклассное мероприятие с проблемного задания: попросить расставить знаки препинания. После каждой фразы данных стихотворных строк могут стоять точка, восклицательный или вопросительный знак, от чего смысл их будет видоизменяться, наводя на размышление о жизни (Дар напрасный? Дар напрасный! Дар случайный! Дар случайный?).

Тема «Глубины времени» требует ассоциаций и аналогий. Почему глубины? Имеет ли время глубину, пределы, или «глубины» есть показатель беспредельности времени? Поэтому также данное занятие можно было бы начать с проблемного вопроса: Что предстало перед вашим мысленным взором, когда вы увидели данную тему?

Данная постановка тематики, обуславливающая активное начало внеклассного занятия удовлетворяет

принципам активного проведения внеклассных воспитательных мероприятий.

Соблюдение методических требований к целепола-ганию обуславливает успех проведения мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. С одной стороны, это традиционно предъявляемые принципы воспитательного процесса: соответствие возрастным особенностям школьников, специфике коллектива класса, интересам школьников, опора на положительное в ребенке, связь с жизнью. С другой, требования, относящиеся именно к целеполаганию:

• диагностичность подразумевает возможность отслеживания результатов и эффектов воспитания;

• прогнозируемость заключается в предвидении запланированных и возможных, случайных результатов, развития событий, влияния отобранных форм и методов на учащихся, дальнейшее долгосрочное проектирование воспитательной деятельности;

• продуктивность требует от школьников создания в ходе мероприятия чего-либо для них нового (идеи, смысла, кластера и т. п.);

• четкость, краткость, понятность целей и задач для учащихся;

• нацеленность на позитивные изменения эмоционально-волевой и ценностно-ориентационной сферы воспитанников.

Например, цель — показать ученикам значение времени в жизни человека, его ценность и невозможность восполнить его заново является диагностичной скорее с точки зрения профессионально-педагогической деятельности. Педагогу в ходе внеклассного мероприятия достаточно рассказать воспитанникам о времени и его важности в жизни человека и данная цель будет реализована. Она диагностируется по шкале провел — не провел, рассказал — не рассказал со стороны учителя, прослушал — не прослушал со стороны ученика. Но позиция ученика в осмыслении категории и феномена времени остается пассивной.

Целесообразнее было бы определить ориентиры мероприятия так, чтобы акцент был на активную познавательную деятельность воспитанников в ходе занятия, например: осмысление феномена времени, понимание значимости времени в жизни человека, определение его особенностей как регулятора жизни и деятельности людей. Такая постановка целей и задач требует вовлечения школьников в осознание времени как ценности в жизни человека и показателя в проявлении им тех или иных качеств (вежливость — невежливость, ответственность-безответственность, тактичность — бестактность).

Диагностировать их безусловно сложнее, так как недостаточно только проведения внеклассного мероприятия и присутствия учеников. Необходимо установить, какие изменения произошли в воспитанниках, качество и степень новизны полученных представлений, определить меру воздействия на эмоционально-волевую и ценностно-ориентировочную сферы личности. Имеющийся методический

59

Section 4. Pedagogy

инструментарий: опросники, анкеты различного типа, методика «Недописанный тезис», методика «Ресторан» и т. п., — позволяет успешно произвести измерение наличия и характера изменений.

Процессуально, в ходе мероприятия, наиболее эффективно целеполагание, осуществляемое педагогом совместно со школьниками. Учителю в этом случае необходимо составить систему вопросов, с помощью которых вместе с учениками он обозначит задачи, требующие своего решения на данном занятии (нужно ли нам понимать, что такое время и для чего?, зачем нам определять время?, зачем нужно выстраивать свою деятельность или работу по времени? может ли соблюдение времени быть показателем вежливости и ответственности, тактичности и бестактности? и т. п.).

Эффект внеклассного мероприятия зависит от того, насколько оно заинтересовало, насколько школьники прониклись, то есть от насыщенности. Насыщенность определяется следующими параметрами:

- наличие интересного, близкого школьникам материала;

- соблюдение меры в выборе его объема;

- «позиционное общение», поиск субъектами общения места своей позиции среди других, принятие иных позиций и точек зрения;

- использование в ходе мероприятия четко продуманной системы вопросов (диспут, дебаты, дискуссия и т. д.);

- ситуации высказывания для обучающихся;

- ситуации выбора (игровые, тренинговые и т. п.);

- динамичная смена видов деятельности;

- наличие возможностей для самораскрытия участников.

Существует ряд наиболее распространенных факторов, негативно влияющих на проведение внеклассного мероприятия: изобилие сообщаемого материала, который педагогу хочется донести до сознания школьников, и ограничение одним-двумя видами деятельности (послушать, ответить на вопросы фронтальной беседы); скудость материала и при этом стремление внести в него много разных «пустых» заданий. И то и другое вызывает апатию и скуку у школьников и обедняет мероприятие.

Методический аппарат воспитательного процесса позволяет максимально активизировать его участников. Технология развития критического мышления, технология модерации, кейсовые технологии, технологии мастерских, «образ и мысль», технология проектной деятельности и другие успешно применяются не только в учебной деятельности, но и в воспитательной работе, значительно повышая уровень осмысления школьниками тех или иных ценностей и норм.

В ходе воспитательной деятельности успешно могут быть использованы такие приемы как РАФТ, «шляпы мышления» (Э. Боно), «дерево прогнозирования», «синквейн», «зигзаг», «фишбоун», «перекрестная дискуссия» [6] « аквариум», «двухрядный круглый стол», «карусель», «кастрюлька», «годо», «ролевая маска», «непрерывная эстафета мнений», «импровизация на свободную тему», «импровизация на заданную тему», «коррекция позиций», «мизансцена» и т. п. [8]. Например, один из этапов мероприятия «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» может включать перекрестную дискуссию, основанную на предварительной работе в группах (Таблица 1).

Имея столь широкий методический арсенал, педагоги, особенно молодые, не всегда знают, каким содержанием их можно наполнить и как применить.

Таблица 1. - Пример перекрестной дискуссии

Аргументы за Вопросы для дискуссии Аргументы против

Самоутверждение подобным образом позволяет быстро выделиться и даже прославиться. Оно просто интересно и привносит остроту ощущений. Согласны ли Вы, что самоутверждение любой ценой (опасное селфи, экстремальный риск и т. п.) самое главное в жизни? Нет, так как это опасно для жизни. Такими способами самоутверждения должны заниматься профессионалы. Нет, так как существует достаточно много способов проявить себя, которые неопасны, и они могут принести пользу другим людям (волонтерство, помощь окружающим). С помощью такого самоутверждения вряд ли можно прославиться, так как не всем интересны опасные селфи и бесполезные рискованные поступки. Самоутверждение конечно важно для человека, но жизнь значительно шире, в ней много интересного, что может сделать её насыщенной и незабываемой как для себя, своего развития и совершенствования, так и для других.

Могут стать источником обсуждения, индивидуальных размышлений в виде краткого эссе, или служить основой задания «Оставьте за мной последнее слово» или игры «Кастрюлька» эпиграфы («В судьбе нет случайностей; человек скорее создает нежели встречает свою судьбу» Л. Н. Толстого; «Человек подобен дроби, числитель есть

то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» Л. Н. Толстого; «Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто — из того, как вы ее принимаете» Сомерсета Моэма; «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» А. Н. Радищева).

60

Methodical aspects of a problem of spiritual and moral education

Рассуждать на тему эпиграфа можно и в процессе групповой и коллективной работы (двухрядный круглый стол, карусель, аквариум, ротационные тройки, дебаты и т. п.).

Стимулируют к мыслительной деятельности и выработке ценностного отношения краткие и лаконичные, но эмоционально насыщенные библейские истории, притчи, Жития святых, заповеди (если отражают суть занятия и органично вписываются в него), сказания, саги, поговорки и пословицы, а также фрагменты художественных и документальных фильмов, видеосюжеты (включая религиозную тематику), социальные ролики. Особую воспитательную ценность представляют различного рода ситуации для обсуждения, ролевые, деловые игры, инсценировки и упражнения на закрепление умений и навыков, дилеммы для анализа и установления позиции. По мере их выполнения школьник приходит к каким-либо выводам, оценке.

Неотъемлемой частью мероприятия по духовно-нравственному воспитанию является рефлексия субъектами воспитательного процесса хода и результатов мероприятия. Она позволяет подвести общие итоги, обобщить основную идею, мысль, емко выразить самую суть занятия. Наиболее интересными и эффективными в подведении итога являются смешанные формы рефлексии (образные с графическими, словесные с образными и т. д.), так как позволяют охватить эмоциональные впечатления и отразить ценностное отношение. Хороши такие приемы, как «Ресторан», «Фруктовый сад», «Радуга», «Шкала оценок», «Синквейн» и т. п.

Таким образом, внеклассное воспитательное мероприятие наиболее эффективно в том случае, если педагог, осмысливая все многообразие методического инструментария, творчески подойдет к его проектированию и организации, обращая внимания на все его детали и их роль в воспитании.

Список литературы:

1. Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов/Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 7).

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp %3A %2F %2Frusla. ru %2Frsba %2Fpolitic %2Ffiles %2F5-KDNVdoc&c=55abaf305e8d (дата обращения: 18.07.2015).

3. Дивногорцева С. Ю. Духовные ценности православной культуры в содержании педагогических знаний. Доклад на секции «Религиозные ценности и современная система образования» XV Международных Рождественских образовательных чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке».//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miryanin.narod.ru/duhovnye_cennosti_pravoslavnoj_kultury.html. (дата обращения 09.08.2015).

4. Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования.//Вест-ник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, - 2007. - Вып. 3. - С. 21-38.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1191320226.divnogorzeva. pdf (дата обращения 09.08.2015).

5. Загрекова Л. В., Кильянова Л. В. Православная педагогика. Ч. 1: Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. Хрестоматия: учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям/сост. Л. В. Загрекова, Л. В. Кильянова. - Н. Новгород: НГПУ, 2014. - 622 с.

6. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие: для студентов педагогических специальностей вузов/В. С. Кукушин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. - 348 с.

8. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 415 с.

9. Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания. - М.: Высшее образование, 2006. - 206 с.

10. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4497422/(дата обращения 30.072015).

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025).//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blog.zabedu.ru/InfoBO/wp-content/uploads/sites/15/2014/12/СТРАТЕГИЯ-РАЗВИТИЯ-ВОСПИТАНИЯ. pdf (дата обращения 15.07.2015).

12. Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие/Н. Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос.ун-та, 2009. - 277 с. (Классическое университетское образование).//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. studfiles.ru/preview/2977283/(дата обращения 30.07.2015).

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.