Научная статья на тему 'Профессиональное совершенствование педагогов в проектировании духовно-нравственного воспитания'

Профессиональное совершенствование педагогов в проектировании духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / духовно-нравственное воспитание / программы по духовно-нравственному воспитанию / Professional improvement of teachers in design of spiritual and moral education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

В данной статье предлагается курс для студентов и слушателей повышения квалификации, ориентированный на совершенствование педагогов и студентов в проектировании духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional improvement of teachers in design of spiritual and moral education

In this article the course for students and listeners of professional development aimed at improvement of teachers and students in design of spiritual and moral education is offered.

Текст научной работы на тему «Профессиональное совершенствование педагогов в проектировании духовно-нравственного воспитания»

Professional improvement of teachers in design of spiritual and moral education

масского района, образовательные организации г. Сергача).

Следует отметить, что научно-методическая деятельность в рамках проекта позволила объединить педагогическое сообщество Нижегородской

области, дала импульс к реализации гражданских инициатив в области духовно-нравственного воспитания, к разработке методических моделей уроков и воспитательных мероприятий в русле православных традиций.

Список литературы:

1. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. Учебное пособие. - М.: ПСТГУ 2013. - 241 с.

2. Кузина И. В. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования/В. Ф. Миронычева //Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 18-23.

3. Лёвкина Е. В. Особенности воспитательной работы в Арзамасской православной гимназии //Академический журнал Западной Сибири. -2010. - № 5-6. - С. 16.

4. Лёвкина Е. В. Имидж современного руководителя образовательной организации/Иванцова Е. С. //Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 10 (14). - С. 20.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -2-изд. - М.: Просвещение, 2013. - С. 7-9.

6. Федосеева Н. В. К вопросу о духовно-нравственном идеале человека в педагогической концепции С. И. Гессена//Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 9 (13). - С. 25.

7. Бородина А. В. Основы православной культуры. Словарь-справочник: Софт Издат, 2010.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Professional improvement of teachers in design of spiritual and moral education

Abstract: In this article the course for students and listeners of professional development aimed at improvement of teachers and students in design of spiritual and moral education is offered. Keywords: design, spiritual and moral education, programs for spiritual moral education.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Профессиональное совершенствование педагогов в проектировании духовно-нравственного воспитания

Аннотация: в данной статье предлагается курс для студентов и слушателей повышения квалификации, ориентированный на совершенствование педагогов и студентов в проектировании духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: проектирование, духовно-нравственное воспитание, программы по духовно-нравственному воспитанию.

41

Section 7. Education and Religion

Совершенствование педагогов в области проектирования духовно-нравственного воспитания является весьма актуальным, так как проблема воспитания является одной из приоритетных в настоящее время (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1], Стратегия развития воспитания 2015-2025 г [7]).

Проблемой проектирования в целом занимались И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Си-бирская [2] и др. Тем не менее проектирование духовно-нравственного воспитания рассмотрена недостаточно.

Анализ программ педагогов по духовнонравственному воспитанию (40 программ педагогов ДОУ СОШ и дополнительного образования Нижегородской области [5], [6]) позволил выявить как достоинства, так и ряд недостатков проектировочной деятельности педагогов. Не смотря на детально проработанное тематическое планирование, четкое видение актуальности представленных авторами программ, обращает на себя внимание ряд недочетов:

1. Отсутствие конкретики в целеполагании, недостаточный учет возрастных особенностей школьников при формулировке целей и задач, являющиеся показателем некоторых сложностей в понимании и постановке стратегических, тактических и оперативных задач.

2. Некоторое смешение процессуальных и содержательных принципов реализации программ с методологическими установками, как общими авторскими ориентирами при разработке и апробации программ.

3. Смешение ожидаемых результатов от выполнения программы и ожидаемых результатов и эффектов воспитательной деятельности (то есть изменений, происходящих в учениках).

4. Установление иерархиезации понятий, приоритетности тех или иных задач или этапов.

5. Некоторое расхождение понятий и этапов с содержанием программ.

6. Отсутствие либо слабовыраженный диагностический инструментарий измерения результатов деятельности (как результатов программы, так и ожидаемых изменений в воспитанниках).

Наличие данных недостатков свидетельствует о необходимости совершенствования подготовки педагогов как светских, так и православно-ориентированных образовательных организаций к проектированию воспитательной работы по духовно-нравственному развитию школьников.

Для повышения уровня проектирования педагогами программ по духовно-нравственному воспитанию, технологических карт может быть предложен следующий учебный курс. Он может быть использован на спецкурсе в ходе обучения студентов старших курсов педагогических вузов, а также на курсах повышения квалификации педагогов (таблица 1).

Таблица 1. - Проектирование программ духовнонравственного воспитания и развития личности

№ Темы лек пр Формы контроля

1. Духовно-нравственное воспитание и развитие как философско-педагогическая проблема. Феномен духовности в русской философско-педагогической мысли. 2 Письменный контроль: конспектирование вопросов темы

2. Осмысление проблемы духовности в современной педагогической науке и православной педагогике 2 1 Письменный контроль: составление двухчастной таблицы

3. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания 2 1 Письменный контроль: конспектирование вопросов темы

4. Проектирование программы духовнонравственного воспитания и развития школьника во внеурочной деятельности. 7 правил эффективного проектирования. 2 2 Устный контроль: подготовка и защита программ проектирования. Презентация правил проектирования

42

Professional improvement of teachers in design of spiritual and moral education

5. Целеполагание как основополагающий компонент проектирования программ. Проблема постановки стратегических, тактических и оперативных задач 2 Устный контроль: работа в малых группах, защита иерархий целей и задач

6. Ожидаемые результаты программ духовно-нравственного воспитания Личностные результаты как приоритетные при реализации современных программ по ФГОС 2 2 Письменный контроль: конспектирование вопросов темы. Устный контроль: работав малых группах по анализу ожидаемых результатов, защита позиций

7. Тематическое планирование духовнонравственного воспитания в школе и классе 2 Устный контроль: защита проектов тематического планирования

8. Диагностика воспитательного процесса и духовно-нравственного развития школьника. Анализ и осмысление эффектов и результатов духовно-нравственного воспитания. 2 Устный контроль: анализ имеющихся диагностик, разработка и защита своей диагностики

9. Проектирование технологической карты внеклассного воспитательного мероприятия по решению задач духовно-нравственного воспитания и развития личности. 2 Защита проектов технологических карт

10. Итого 10 14 24

Данный курс строится на принципах инте- дах деятельности) (Е. В. Лёвкина, Е. С. Иванцова, рактивности (постоянное взаимодействие друг В. Ф. Миронычева, В. А. Шеманаев [3, 4, 8]). По-

с другом и взаимный обмен знаниями и опытом) этому в качестве работ на занятиях и самостоя-и субъектной позиции будущего педагога или тельных работ могут быть предложены следую-проходящего курсы (участие в разнообразных ви- щие виды заданий (таблица2):

Таблица 2. - Виды заданий для самостоятельного выполнения

Тема Виды заданий

1 2 3

1. Духовно-нравственное воспитание и развитие как философско-педагогическая проблема. Феномен духовности в русской философско-педагогической мысли. Составление хронологической таблицы взглядов философ, представителей религиозной педагогической мысли

2. Осмысление проблемы духовности в современной педагогической науке и православной педагогике Составление сравнительной таблицы определений духовно-нравственного воспитания и развития школьника

3. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания Создание интеллект-карт по основным подходом современного воспитательного процесса

4. Проектирование программы духовнонравственного воспитания и развития школьника во внеурочной деятельности Составление проекта программы

5. Целеполагание как основополагающий компонент проектирования программ. Проблема постановки стратегических, тактических и оперативных задач Построение иерархии задач от стратегических до оперативных

43

Section 7. Education and Religion

1 2 3

6. Ожидаемые результаты программ духовно-нравственного воспитания Личностные результаты как приоритетные при реализации современных программ по ФГОС Проектирование личностноориентированных результатов программ

7. Тематическое планирование духовнонравственного воспитания в школе и классе Составление проекта тематического планирование (тематика на выбор)

8. Диагностика воспитательного процесса и духовно-нравственного развития школьника. Анализ и осмысление эффектов и результатов духовно-нравственного воспитания. Составление портфолио диагностик воспитательного процесса

9. Проектирование технологической карты внеклассного воспитательного мероприятия по решению задач духовнонравственного воспитания и развития личности. Создание проекта технологической карты внеклассного воспитательного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию

Список литературы:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. - Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Frusla.ru%2Frsba%2Fpolitic%2Ffiles%2F5-KDNV.doc&c=55abaf305e8d (дата обращения: 16.07.2015).

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений /И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

3. Лёвкина Е. В., Иванцова Е. С. Игровые технологии в обучении будущих педагогов//Alma mater (Вестник высшей школы), 2015. - № 3. - С. 67-69.

4. Миронычева В. Ф. Методическое моделирование как одна из форм организации самостоятельной работы студентов-филологов//Академичиеский журнал Западной Сибири, 2010. - № 5-6. - С. 17-18.

5. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи: материалы конкурса «Серафимовский учитель - 2013»/Под общ. Ред. О. Бараевой. - В 2-х т. - Т. 1. -Нижний Новгород, 2014. - 344 с.

6. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи: материалы конкурса «Серафимовский учитель - 2013»/Под общ. Ред. О. Бараевой. - В 2-х т. - Т. 2. -Нижний Новгород, 2014. - 400 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025). - Режим доступа: URL: ttp://blog.zabedu.ru/InfoBO/wp-content/uploads/sites/15/2014/12/СТРАТЕГИЯ-РАЗВИТИЯ-ВОСПИТАНИЯ.р^дата обращения 19.07.2015)

8. Шеманаев В. А. Роль методического портфолио в повышении самостоятельной деятельности будущих учителей географии//Научный потенциал, 2013. - № 3 (12). - С. 71-73.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.