Научная статья на тему 'Многообразие форм проведения внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию'

Многообразие форм проведения внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / FORMS OF OUT-OF-CLASS EDUCATIONAL WORK / FORM OF EDUCATIONAL WORK ON SPIRITUAL MORAL EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

В данной статье рассматриваются формы внеклассной воспитательной работе, подчеркивается необходимость использования всего многообразия форм для успешного решения задач духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variety of forms of carrying out out-of-class actions on spiritual moral education

In this article forms to out-of-class educational work are considered, need of use of all variety of forms for the successful solution of problems of spiritual and moral education is emphasized.

Текст научной работы на тему «Многообразие форм проведения внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию»

4. Загрекова Л. В., Кильянова Л. В. Православная педагогика. Ч 1.: Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. Хрестоматия: учеб.пос. для студ., обучающихся по педагогическим специальностям/сост. Л. В. Загрекова, Л. В. Кильянова. - Н. Новгород: НГПУ 2014. - 622 с.

5. Кузина И. В., Миронычева В. Ф. Этико-эстетический анализ художественного произведения (по сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)//Образование в современной школе, 2012. - № 11. С. 22-25.

6. Кузина И. В. Уроки литературы в старших классах//Практический журнал для учителя и администрации школы, 2004. - № 4. С. 59-68.

7. Лёвкина Е. В. Особенности воспитательной работы в Арзамасской православной гимназии//Академический журнал Западной Сибири, 2010. - № 5-6. С. 16.

8. Методический портал учителя Режим доступа: URL: Ьй:р://те1^$оуе1:.$и/(дата обращения 15.11. 2015.)

9. Миронычева В. Ф., Кузина И. В. Урок-диалог как способ организации самостоятельной работы при изучении современной драматургии//Академический журнал Западной Сибири, 2010. - № 5-6. С. 18.

10. Россова Ю. И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель - ребёнок»//Детский сад от А до Я, 2011. - 3. С. 76-86.

11. Россова Ю. И. О православных супругах и родителях. Актуальные проблемы современного обучения и воспитания//Арзамас: АГПИ, 2010. - 166 С. 176.

12. Русские праздники как отражение духа народа. Христианство и язычество - две стороны русского праздника. -Режим доступа: URL: http://www.km.ru/front-projects/russkie-prazdniki-kak-otrazhenie-dukha-naroda/khristianstvo-i-yazychestvo-dve-storony (дата обращения 22.11.2015).

13. Современный учительский портал Режим доступа: URL: http://easyen.ru/(дат обращения 16.11.2015).

14. Шестун Е. Православная педагогика. - Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Variety of forms of carrying out out-of-class actions on spiritual moral education

Abstract: In this article forms to out-of-class educational work are considered, need of use of all variety of forms for the successful solution of problems of spiritual and moral education is emphasized.

Keywords: spiritual and moral education, forms of out-of-class educational work, form of educational work on spiritual moral education.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, E-mail: nataliya.zhulina@yandex.ru

Многообразие форм проведения внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

Аннотация: в данной статье рассматриваются формы внеклассной воспитательной работе, подчеркивается необходимость использования всего многообразия форм для успешного решения задач духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, формы внеклассной воспитательной работы, формы воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.

Актуальность проблем духовно-нравственного воспи- что обусловлено необходимостью рассмотрения проблем тания не вызывает сомнений. В настоящее время оно нахо- воспитания, вызванных реалиями современной жизни, по-дится в центре внимания педагогической общественности, рождающих развитие потребительской культуры, эгоизма,

Variety of forms of carrying out out-of-class actions on spiritual moral education

стяжательства, равнодушия и чёрствости, стремление к получению удовольствия, утрате семейных ценностей. В таких условиях человек теряет способность быть стратегом и субъектом собственной жизни, творца культурных ценностей, активного участника общественной жизни. Поэтому в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года устанавливается приоритет духовно-нравственного воспитания, раскрывается понятие духовности, обозначаются ценностные ориентиры формирования личности как гражданина и семьянина. В связи с этим вопросы отбора содержания, методов, форм духовно-нравственного воспитания приобретают особую значимость.

Возникает противоречие между широтой, сложностью, неоднозначностью духовно-нравственного воспитания, которое требует не только ознакомления с нравственными ценностями, но и формирования отношения к ним, установления собственной позиции, не противоречащей общепринятым нормам, и кажущимся на первый взгляд ограниченным количеством форм, которое можно использовать для его реализации.

Грантовый конкурс «Православная инициатива» (на средства которого публикуется данная статья) подтверждает необоснованность данного узкого взгляда. Поддерживаемые конкурсом проекты неоднократно демонстрировали разнообразные формы взаимодействия со школьниками от простых мероприятий до музейной педагогики.

Сущность и многообразие форм воспитательной работы в педагогической литературе представлены достаточно широко. Понятие воспитательных форм, приоритет диалогового взаимодействия устанавливается в трудах М. И. Рож-кова, Л. В. Байбородовой [2]. Анализируя формы воспитательной деятельности, Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких [4], Н. Л. Худякова [5], Е. А. Еремина [2] оценивают их функциональность и традиционную методику организации, обращают внимание на институциональные формы взаимодействия. Тем не менее, проблема отбора форм духовно-нравственного воспитания рассматривается недостаточно. Их выбор представляет собой сложность по ряду причин.

Во-первых, неоднозначность проблем затрагиваемых в ходе этого направления воспитания (свобода в жизни человека, добро, смысл жизни, служение и другие). Во-вторых, необходимость построения воспитательного взаимодействия на субъектно-субъектной основе, требующей активной позиции личности воспитанника в ходе процесса воспитания, но при обозначенной выше тематике педагоги теряются с выбором активной формы для такого содержания. Как следствие, возникает формализм в подходе к реализации задач воспитания, а значит и выбору форм взаимодействия в ходе решения задач духовно-нравственного воспитания.

В связи с этим представляется целесообразным определить смысл, вкладываемый в понятие формы воспитательной деятельности, установить, какие формы взаимо-

действия в рамках духовно-нравственного воспитания являются наиболее приемлемыми и определить классификацию, которая поможет педагогу с легкостью осуществить свой выбор.

Определение сущности форм духовно-нравственного воспитания не может ограничиваться его понимаем просто как средством выражения содержания. В силу того, что в ходе его организации формируется система ценностных отношений как определяющего и направляющего фактора сознания и поведения человека, определяющим компонентом должна стать диалоговость (Р. А. Еремина, М. И. Рожков и др. [2; 3]). Поэтому форма воспитательной деятельности является способом организации активного взаимодействия, взаимообмена между педагогом и воспитанником на основе проблемного нравственного содержания. Данное понимание органично сочетается с современным подходом к оценке воспитательного процесса (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов [1]). Уровневый характер результатов, развивающее воздействие внеклассной деятельности на школьника под влиянием духовно-нравственного приобретения («эффект воспитания») как раз и подчеркивают необходимость диалога как базовой основы форм воспитательного взаимодействия и залога успешности решения задач духовно-нравственного воспитания личности.

Учитывая сложность и неоднозначность понимания форм воспитательной деятельности, существует множество их классификаций, спектр оснований которых колеблется от простого количественного состава до зависимости о результата. Для решения задач духовно-нравственного воспитания принципиально значимым является выбрать и дифференцировать те из них, которые будут иметь наибольший эффект, то есть позволят школьникам не только усвоить нормы и нравственные ценности, обеспечат сознательный их выбор в повседневной жизни, готовность и способность к нравственному поведению.

Наибольшую помощь в выборе форм могла бы оказать дифференциация, основанная на идее результативности и эффективности педагогического процесса в трактовке Д. В. Григорьева и П. В. Степанова [1]. Опираясь на неё можно выделить три группы. В основе первой ознакомление с ценностями и нравственными нормами: мероприятие-репортаж, защита и презентация исследования, виртуальная экскурсия, историческая экспертиза, круглый стол, живая газета, философский стол, проблемный стол и т. д. Вторая группа, ориентированная на осмысление и формирование сознательного к ним отношения к ценностям: беседа, следственный эксперимент, дебаты, деловая игра, тренинг, дискуссия, кейс, погружение, философский стол, проблемный стол, ток-шоу, что?где?когда?. Третья, нацеленная на обеспечение свободы выбора тех или иных ценностей; формирование умений и навыков нравственного поведения, опыта самостоятельного действия: праздники-игры с живым участием ребенка в игровом действии, ролевая игра, деловая игра, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, мастерская подарок маме и папе, игры-предположения, конкур-

сы, историческая ретроспектива, фантастическая добавка, игра- путешествие, имитационная игра.

Так как некоторые формы имеют все три направленности, то их целесообразно было бы определить в четвертую группу комплексного воздействия: театрализация, инсценированные, коллективное творческое дело.

Таким образом, формы духовно-нравственного воспитания обуславливаются многообразием форм в целом. Для решения задач данного направления воспитания можно выбрать то, которое наиболее приемлемо для той или иной возрастной категории учащихся и с учетом поставленной цели.

Список литературы:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

2. Еремина Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям по дисциплине «Педагогика» цикла «Общепроф. дисциплины»/Р. А. Еремина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 183 с.

3. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. - М.: Владос, 2004. - 384 с.

4. Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. - Режим доступа: URL: http://www.e-reading.by/book.php?book=99153 (дата обращения 20.11.15)

5. Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие/Н. Л. Худякова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 277 с.

Heiko Ital,

Hankuk University of Foreign Studies, Ass. Professor in the German Department of Interpretation and Translation,

E-mail: heikokarlital@hufs.ac.kr

Konkurrenzkampf im südkoreanischen Schulsystem

This article was supported by Hankuk University of Foreign Studies Research Fund of 2015

Abstract: Der Artikel behandelt den Konkurrenzkampf an koreanischen Oberschulen. Es wird aufgezeigt, welche Strategien und Auswirkungen der Kampf um einen Platz an einer der Spitzenuniversitäten im Land hat. Keywords: Schule, Universität, Südkorea, Konkurrenz.

Der Zugang an die koreanischen Spitzenuniversitäten wird häufig Schülern aus bereits finanziell erfolgreichen Familien gewährt. Das ist eine Entwicklung, die besonders durch die Bildungseuphorie und die Rolle der Fremdsprachenoberschulen sichtbar wird. Bildung wurde auch schon im traditionellen Korea als eine Form zur Selbstkultivierung und als Mittel zum Erlangen von Macht und Status geschätzt. Letzteres ließ sich vornehmlich durch das Bestehen der Aufnahmeprüfung für wichtige Regierungsposten aber nur für Aristokraten erreichen. Mit dem Ende der japanischen Kolonialherrschaft und des Koreakriegs fanden jedoch plötzlich Millionen von Koreanern ohne aristokratischen Familienhintergrund die Möglichkeit, ihr Leben durch die Schulbildung ihrer Kinder zu verbessern. Folglich wurde eine Welle der Bildungseuphorie ausgelöst, die bis dato nicht an Kraft verloren hat.

Wer es bis nach ganz oben schafft, also bis zu den drei Spitzenuniversitäten Seoul Nationaluniversität, Korea Universität sowie Yonsei Universität, hat sich aus Sicht vieler Südkoreaner den sozialen Aufstieg in der Gesellschaft gesichert. Absolventen dieser Spitzenuniversitäten besetzen hochrangige Posten in staatlichen Einrichtungen, wichtigen Firmen, der Justiz sowie auch an berühmten Universitäten. [1] Diesen Aufstieg zu erreichen und diese soziale Annerkenung zu be-

kommen, ist ein hochgestecktes Ziel, das leider auch oftmals sehr hohe finanzielle Belastungen für Familien und extreme körperliche und seelische Anstrengungen für Oberschüler mit sich bringt. In einem wirtschaftlich sehr erfolgreichen Land wie Südkorea, in dem staatliche Sozialausgaben nach wie vor begrenzt sind, ist die Investition in eine gute Schulbildung der Kinder auch fortwährend noch eine Art von sozialer Absicherung. Tatsächlich werden die nationalen Bildungsausgaben fast bis zur Hälfte von südkoreanischen Eltern getragen [2], allerdings hat sich die Kluft der Bildungsausgaben zwischen Familien unterschiedlicher Einkommensschichten seit 2008 weiter stark geöffnet. Dass Lerneifer und Intelligenz allein einen südkoreanischen Schüler nicht an Spitzenuniversitäten bringen können, haben mittlerweile auch viele Eltern erkannt. Sie suchen gezielt nach Wegen, ihren Kindern ein bisschen Vorsprung im Konkurrenzkampf um gute Universitätsplätze zu sichern und geben deshalb Unmengen an Gelder für private Nachhilfeschulen aus, die ihre Kinder auf die Aufnahmeprüfung für Universitäten vorbereiten. In der Tat gehört Südkorea zu den OECD Ländern mit den höchsten privaten Ausgaben für die Schulausbildung und Nachhilfe von Kindern. Fachbezogene Oberschulen, insbesondere solche die sich auf Fremdsprachen spezialisiert haben, sind vor al-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.