Научная статья на тему 'Лингвопрагматические особенности религиозной католической интернеткоммуникации в Германии'

Лингвопрагматические особенности религиозной католической интернеткоммуникации в Германии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ / RELIGIOUS / КАТОЛИЧЕСКИЙ / CATHOLIC / ДИСКУРС / DISCOURSE / ПРЕССА / PRESS / ИНТЕРНЕТ-КОММУ НИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волченко О.Р.

Статья посвящена исследованию способов взаимодействия католической церкви и Интернета на примере информационного сайта katholisch.de. Выявляются тематические и языковые особенности этого сайта, а также его роль в популяризации католицизма в современной Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the means of interactions between the Catholic Church and Internet based on the example of informational site katholisch.de. In this article the author describes the main thematic and linguistic features of the site as well as their importance in popularization of Catholicism in modern Germany.

Текст научной работы на тему «Лингвопрагматические особенности религиозной католической интернеткоммуникации в Германии»

ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В ГЕРМАНИИ (на примере информационного сайта katholisch.de)

О.Р. Волченко

Аннотация. Статья посвящена исследованию способов взаимодействия католической церкви и Интернета на примере информационного сайта katholisch.de. Выявляются тематические и языковые особенности этого сайта, а также его роль в популяризации католицизма в современной Германии.

Ключевые слова: религиозный, католический, дискурс, пресса, Интернет-комму никация.

Summary. The article examines the means of interactions between the Catholic Church and Internet based on the example of informational site katholisch.de. In this article the author describes the main thematic and linguistic features of the site as well as their importance in popularization of Catholicism in modern Germany.

Keywords: religious, Catholic, discourse, press, Internet communication.

344

в:

настоящее время особый интерес лингвистов привлекает изучение Интернет-коммуникации, в том числе религиозной Интернет-коммуникации. В данном отношении актуальным представляется рассмотреть в лингвистическом аспекте особенности сайта katholisch.de, который пользуется особой популярностью у католиков в Германии.

Сочетание слов «церковь» и «Интернет» выглядит противоречиво и пока непривычно для традиционного восприятия. Немецкий социолог Ан-дреас Швенцер, рассматривая взаимоотношения католической церкви и Интернета, подчеркивает их двоякий характер: с одной стороны, церковь и Интернет представляют собой «два

мира, которые не имеют ничего общего друг с другом» (zwei Welten, die nichts mit einan der zu tun haben), с другой стороны - «противоположности, которые притягиваются» (Gegensätze, die sich anziehen) [1]. Действительно, рыночный характер сети Интернет не может, на первый взгляд, соотноситься с церковными догмами. Тем не менее, католическая церковь активно популяризирует свои христианские воззрения через Интернет. Неслучайно, немецкий исследователь Сабина Боберт-Штютцель определяет Интернет как «дом священника XXI века» (das Pfarrhaus des 21. Jahrhunderts) [2].

В настоящее время существует множество онлайн услуг, которые предлагает католическая церковь в

Преподаватель XX

1 / 2013

Интернете, а именно: сайты для епископов, Интернет-страницы церковных организаций, сайты католических орденов, информационный портал католической церкви в Германии для общественности, то есть для мирян (für Laien) и т.д. [3, с. 10]. Примером последнего является katholisch. de. Информационные и просветительские услуги, представленные организаторами данного информационного портала, ориентированы на все возрастные группы: детей, молодежь, взрослых людей допенсионного возраста, пенсионеров1.

Целью сайта katholisch.de, который содержит статьи религиозного характера, является популяризация католичества в массах. В достижении указанной цели особую роль играют как функции, характерные в целом для религиозного дискурса, так и функции настоящего сайта как представителя средств электронной информации:

• коммуникативная функция, направленная на организацию общения между верующими, объединения их в католическое сообщество;

• информационная функция, целью которой является передача информации религиозного характера;

• просветительская функция, состоящая в просвещении разных групп людей в области католичества;

• воспитательная функция, заключающаяся в духовном воспитании человека;

• эмотивная функция, предусматривающая создание положительного эмоционального образа церкви;

• аттрактивная функция, направленная на привлечение внимания к вопросам религии;

• функция убеждения и побуждения (убеждение читателей в духовной необходимости веры в Бога);

• регулятивная функция (способность электронных статей влиять на настроение и поведение посетителей сайта);

• интерактивная функция (передача информации религиозного характера через онлайн-игры) [4, с. 191].

Религиозные электронные статьи для детей

Электронные страницы для детей представлены под следующими рубриками:

• Papst-Spezial: Was Du schon immer über den Papst und den Vatikan wissen wolltest (на странице дается в доступной форме общая информация о Папе Римском (о его досуге, распорядке дня));

• Bibel entdecken: Geschichten aus dem Alten und Neuen Testament (рубрика включает в себя знакомство с Библией через короткие рассказы на библейские сюжеты, построенные в вопросно-ответной форме. Главными героями рассказов являются немецкие дети -девочка Laura и мальчик Lukas);

• Feste feiern: Wir feiern Feste Jahr für Jahr (в разделе представлена информация для детей об истории и особенностях празднования католических праздников);

• Kirche für Kids: Gottesdienst und Christlicher Alltag (в рубрике представлена информация об особенностях проведения литургии в католической церкви);

• Spielen + Basteln: Kreatives zum Selbermachen (в разделе предлагаются

345

1 http://www.katholisch.de/29.html (дата доступа - 05.06.2012).

346

рецепты приготовления блюд, связанные с католическими праздниками, правила игр на свежем воздухе, компьютерные игры т.д.);

• Lauras Gebetsbuch: Anregende Gebetstexte (в рубрике содержится сборник детских молитв).

Электронные статьи для детей представлены в большинстве случаев в форме катехизиса (вопросно-ответной форме). Под катехизисом понимается модель виртуального текста, который располагается в зоне пересечения стилевых признаков текстов, определяющих религиозный дискурс, и текстов, которые по своим параметрам (функционально и интен-ционально) являются представителями назидательно-поучи тель ного стиля [5, с. 103].

Особенностями данных электронных статей для детей являются:

• сочетание лексики, отражающей реалии современной жизни, с религиозной: «Jesus ist nicht auf einer Leiterin den Himmel ge klettert und auch nicht mit einem Raumschiff davon ge schwebbt».

• использование сниженной разговорной лексики: «Quatsch! Damals gab es doch keine Raumschiffe!».

• употребление сочинительных союзов aber, und в повествовании, которые часто используются в Библии: «Aber sie kommt in den Sommer Ferien zu ihrer Oma. Und die wohnt in unserer Straße».

• нарушение рамочной конструкции с целью смыслового или эмоционального выделения важных членов предложения: Wenn sein heiliger Geist kommt, wird Jesus wieder bei uns sein, aber dies mal ganz anders.

• повторение слова Gott и использование цитат из Библии: Der Heilige Geist, also die Kraft Gottes, ist ein Geschenk Gottes an uns.

• использование формы Konjunktiv в вопросах, что может быть связано со стремлением автора заинтересовать маленьких читателей: «Könntet ihr euch vorstellen, warum die Menschen damals ihre Füße waschen, bevor sie sich zum Essen hinsetzen?».

• употребление временной формы презенс, что сигнализирует об актуальности и вневременном характере передаваемой информации.

• использование средств субъективной и объективной модальности для передачи реакции детей на вопросы: "Ich hätte den Jungern nicht die Füße gewaschen, sondern einen Diener gerufen. Laura antwortet: Vielleicht war ja kein Diener im Haus".

Вышеуказанные особенности электронных статей для детей могут свидетельствовать о том, что авторы стремятся к передаче информации в наиболее доступной для восприятия детей форме.

Религиозные электронные статьи для молодежи

Религиозные электронные статьи для молодежи представлены под следующими рубриками:

• Weltjugendtag: Wenn die Jug end der Welt zu sammen pilgert und feiert (в рубрике дается информация о традиционном празднике католической молодежи, основанном Папой Римским Павлом II)2;

• Soziales Jahr: Das FSJ ist eine alternative Auszeit nach der Schule (авто-

2 С 1985 г. молодые католики со всех концов света приглашаются в Германию для совместного посещения литургии, совершения молитв и медитаций. - URL: http://www.katholisch.de/79. html (дата доступа - 05.06.2012).

Преподаватель ^

1 / 2013

ры статей информируют молодых католиков о возможности участвовать в волонтерских программах, организованных католической церковью в Германии);

• Jugendverbände: Katholisch, evangelisch, ökumenisch: In Deutschland gibt es etwa 100 Jugendkirchen (в рубрике содержится информации об объединениях молодых католиков);

• Messdiener: Messdiener helfen bei der Gabenbereitung und schwenken den Weihrauch (рубрика представляет собой информационные статьи о вопросах католической мессы)3.

В сайтах для молодежи широко используются методы рекламы:

• создание контраста, который авторы статей добиваются путем сочетания разговорных англицизмов с религиозной лексикой. Данный метод придает традиционным христианским понятиям современное звучание. Например: Eine englisch sprachige Besucherin lobt die wundervolle Musik und coolen Priester - das erste Mal seit zehn Jahren, das sich beichten war;

• использование слоганов. Например: Katholisches Sozialjahr: Raus von zu Haus und sich sozial engagieren;

• опора на авторитет (например, на авторитет Библии: ...die eu-charistische Anbetung, bei der die gewandelte Hostie in einer Monstranz verehrt wird, findet direkt vor dem Dreikönigsschrein statt. Jesus steht im Zentrum [6, с. 157].

Для реализации функции рекламно-сти авторы электронных статей используют яркие картинки, на которых изображены молодые люди и церковные атрибуты. Например, см. рисунок4:

Особенностями молодежных статей являются:

• призывный характер электронных статей. Этой цели служит Konjunktiv, что позволяет авторам привлекать внимание читателей, ненавязчиво приглашать их поучаствовать в определенных мероприятиях: Es sei-kein Gottesdienst, Besucher könnten kommen und gehen, wann immer sie wollten und die Kerzen bekämen sie auch geschenkt5;

• применение имплицитных средств побуждения в форме вопросительных предложений с отрицанием: Ob sie nicht Lust hätten, im Dom eine Kerzenzuzünden, fragte sie;

• использование временной формы презенс, сигнализирующей о регулярности проведения праздников: Seit Dezember 2006 findet "Night fever" an jedem dritten Samstag im Monat auch in Köln statt;

• выбор лексических средств, при помощи которых создается эффект гиперболизации, например: Dafür opfern sie ihre Wochenenden, räumen bis spä-tin die Nacht auf und kratzen Wachsreste vom Boden.

Религиозные электронные статьи для взрослых

На сайте имеются рубрики для взрослых, которые предназначены для двух категорий людей - состоящих и не состоящих в браке католиков:

• Kirche für Familie: Viele junge Menschen sehen in Eheschließung und Elternschaft nach wie vor ein bevorzugtes Lebensmodell (рубрика предлагает информацию общего характера о деятельности церкви для католических семей);

347

3 http://www.katholisch.de/79.html (дата доступа - 05.06.2012).

4 http://www.katholisch.de/5165.html (дата обращения - 27.06.2012).

5 http://www.katholisch.de/79.html (дата обращения - 14.11.2011).

Рис. Пример оформления страницы, сайт catholic.de

348

• Katholische Familienbildung: Orte der Begegnung (рубрика информирует о католических организациях, консультирующих верующих в вопросах построения католической семьи);

• Beratungsangebot: Beratung für Menschen in schwierigen Lebenssituationen (раздел посвящен услугам, которые предоставляет католическая церковь по семейным вопросам, в том числе консультации священников и психологов);

• Aktuell: Traumpartner im Netz. Singles such en und find en sich bei Internet - Kontaktbörsen (рубрика включает в себя информационные статьи, посвященные бракам, заключенным с помощью сети Интернет).

Для верующих, не состоящих в браке, представлены преимущественно рекламные статьи, посвященные сайтам знакомств (например, himm-lisch.plaudern.de). Их отличительной чертой является отсылка к образам из Библии, нередко в шутливой форме, пропагандирующим счастливую семейную жизнь: Hätte es damals schonchristliche Internetkontaktbörsen gegeben, wären Isaak und Rebekka6leich-ter zusammen gekommen... Doch be-vordas berühmte Paar der Bibel die Bibel entdeckte, wurde ein armer Knecht

in das rund 800 Kilometer entfernte Mesopotamien geschickt7.

Нередко используются также статистические данные, позволяющие представить преимущества Интернета для заключения брака: Jeder fünfte Deutsche hat schon einmal jemanden über das Internet kennengelernt wie Umfragen, die 2007 von Bitcom durchgeführt wurden, belegen.

Особую роль в данных статьях играют меткие, запоминающиеся, интригующие заголовки, использующие перифразы, антитезы, необычные словосочетания и т.д. Например: «Christliche Singles treffen sich im Internet zum himmlischen Plausch».

В отличие от ранее названных статей для детей электронные, статьи для взрослых характеризуются более усложненным синтаксисом, например, синтаксическими средствами уступительности, благодаря чему отмечается противоречивость жизненной ситуации, которую нужно решить, чему служат союзы: obwohl, doch, aber, oder и т.д.: Sie gaukeln den anderen Sportlichkeit, grandiose Kochkünste oder virtuose Fähigkeiten am Klavier vor, obwohl sie sich als Stubenhocker von Fastfood ernähren und Beethovens „Für Elise" nur im CD-Regal stehen haben.

6 Библейские герои, влюбившиеся друг в друга, согласно преданию, с первого взгляда.

7 Цитата из статьи, посвященной сайту знакомств для католиков himmlisch.plaudern.de. -URL: http://www.katholisch.de/27359.html (дата обращения - 14.11.2012).

Преподаватель

1 / 2013

Для семейных пар также представлен довольно широкий спектр рубрик, а именно:

• Familienglück und Scheidungsdrama: Die Kirche unterstützt Familien in schwierigen Lebensphasen mit Hilfsangeboten (психологическая помощь церкви парам, находящимся на краю развода, а также католикам, пережившим развод);

• Die qualifizierte Beratung der Kirche: Die katholische Kirche bietet ein weitgefächertes Beratungsangebot (консультации священника по семейным вопросам, например: совмещение работы и семьи, сохранение католических традиций семьи в условиях изменившегося мира, семья и ведение домашнего хозяйства /экологический аспект/ и т.д.);

• Wirwerden Eltern: Unterstützung-durch Beratungoderpraktische Hilfe (оказание психологической поддержки будущим родителям);

• Religiöse Erziehung für die Kleinsten der Familie (вопросы религиозного воспитания малышей);

• Tipps und Rat wie Eltern mit kleinen Kindern in der Familie über Gott sprechen können (советы родителям, как говорить с маленьким ребенком о религии).

• Wie Mama und Papa mit ihrem Kleinkind beten können mit lachen, klatschen und singen (советы родителям, как молиться с маленьким ребенком).

Для статей указанных выше рубрик характерны:

• лексические единицы со значением «объединение», например: Wünsche in Einklang bringen, die Vereinbarkeit von Familie und Beruf, Vernetzung, Familie ist Kirche im Kleinen;

• частое использование компонента Ehe- в сложных словах, напри-

мер: Eheberatung, Ehepartner, Ehepaar и т.д.;

• использование абстрактной лексики, обозначающей семейные ценности: Liebe, Treue, Familienglück, Elternsein и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• использование рекламных слоганов: Zusammen das Leben meistern, gemeinsam alt werden.

Религиозные электронные статьи для пожилых людей

Электронные информационные статьи для пожилых людей (Senioren) представлены в следующих рубриках:

• Wohnen: Früh überlegen, wie man leben möchte, Betreutes Wohnen als finanzielle Altersvorsorge (информация для пожилых людей и их родственников о различных домах престарелых (Seniorenheim); как выстраивать отношения между одинокими пожилыми супругами);

• Freizeit: Von wegen altes Eisen (Senioren waren noch nie so aktiv) в рубрику входит информация о досуге пожилых верующих);

• Pflege: Pflege und Betreuung für alte Menschen, die in den eigenen vier Wänden bleiben wollen (в разделе представлена информация об услугах по уходу за пожилыми людьми);

• Demenz: Was ist eigentlich Demenz? (рубрика включает информационные статьи о старческих болезнях и их преодолении).

Характерными особенностями данных сайтов являются:

• использование специализированной медицинской лексики, связанной со здоровьем людей: Alzheimer, Demenz, Placques, Lungenentzündung;

• использование в качестве средств словообразования суффикса - schaft в сложных словах, например: Partnerschaft, Trägerschaft, Nachbarschaft;

349

350

• употребление слов тематического поля «связь», что может быть обусловлено стремлением поддержать и утешить пожилых людей: Kontakte knüpfen, Kontakte pflegen, Netzwerk, Zusammenarbeit, Bürgertreff;

• использование упрощенного синтаксиса, простых предложений с глаголами в форме настоящего времени: Die Betreuerin braucht eine Gewerbenummer;

• употребление модальных глаголов, например, модального глагола dürfen, что обусловлено рекомендательным характером данных статей: Die Pflegekräfte dürfen maximal zwölf Monate in Deutschland arbeiten;

• доминирование предложений в изъявительном наклонении, особенно когда речь идет о запланированном на будущее действии. Например: Familienministerin von der Leyen schafft derweil Mehrgenerationenhäuser in der sich die Kompetenzen ältere Menschen mit denen anderer Generationen vernetzen - und sich die Menschen einer Nachbarschaft so gegenseitig unterstützen können8.

Католическая Интеренет-комму-никация отличается разнообразием тематики предлагаемых рубрик, ис-

пользованием большого арсенала вербальных и невербальных средств, что позволяет католической церкви усиливать свое духовное воздействие на современного человека, становясь ближе к его повседневной жизни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Schwenze Andreas. Gemeinde im Internet. - Berlin: Bergmoser Höller Verlag GmbH, 1999. - 186 S.

2. Bobert-Stützel Sabine. Trägt das Netz? Seelsorge unter den Bedingungen des Internet/ Magazin für Theologie und Ästhetik. - Berlin, 2002. - URL: http: // www.theomag.de/7/sbs2.htm

3. Kopper Anke. Katholische Kirche und Internet. - Berlin: VDM Verlag Dr. Müller, 2007. - 91. - 202 S.

4. Попов А. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. -191 с.

5. Любимова Н.В. Катехизический диалог как модель типа текста с комплексной интенцией // Вестник Московского государственного лингвистического ун-та. - Сер. Языкознание. - Вып. 583. - М.: Рема, 2010. - С. 101-115.

6. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. ■

8 http://www.katholisch.de/46504.html от 10.06.2012г.

Преподаватель век 1 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.