Научная статья на тему 'Особенности католического газетно-публицистического дискурса в ФРГ'

Особенности католического газетно-публицистического дискурса в ФРГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКИЙ / ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / РЕЛИГИОЗНЫЙ / СВЕТСКИЙ / ГЕТЕРОГЕННОСТЬ / СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ / CATHOLIC / NEWSPAPER AND PUBLICISTIC DISCOURSE / RELIGIOUS / SECULAR / HETEROGENEITY / MEANS OF IMPACT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анисимова Е. Е.

Статья посвящена исследованию особенностей католического газетно-публицистического дискурса в ФРГ. В статье дается экскурс в историю развития католической прессы в Германии, рассматривается ее современное состояние и выявляются ее особенности. В работе отмечается гетерогенный характер католического газетно-публицистического дискурса, заключающийся в сочетании в нем признаков светского газетно-публицистического дискурса и религиозного дискурса. В статье выявляются детерминты исследуемого дискурса: сфера коммуникации, тип сознания, концептуальная база, ценности, функции, тематика, характеристика адресанта / адресата, функции, жанровое своеобразие, особенности использования языковых и паралингвистических средств. В католическом газетно-публицистическом дискурсе ФРГ отразилась позиция Римско-католической церкви в отношении к СМИ как к средству распространения христианского учения в современном мире, организации диалога между церковью и обществом, а также ее толерантность к инакомыслящим и предпочтение методов «мягкого» воздействия на свою паству. Связь католического газетно-публицистического дискурса с религиозным дискурсом проявляется: в его концептуальной базе, где в качестве центрального концепта выступает Бог; в пропаганде христианских ценностей и социальных установок; в выполняемых функциях (просветительско-назидательной и интегративной); в религиозной тематике; в жанрах религиозной коммуникации (проповедь, слово пастыря и др.), в обращении к прецедентным феноменам; в использовании языковых средств (конфессиональной лексики, латинской лексики, средств побуждения и др.) и паралингвистических средств (изображения христианской символики, предметов культа, сцен из жизни общины) и др. Связь католического газетно-публицистического дискурса со светским газетно-публицистическим дискурсом обнаруживается: в сфере функционирования (массовая коммуникация), в выполняемых функциях (информирующей, воздействующей, а также гедонистической), в светской тематике, в жанрах (статья, сообщение, интервью и др.), в использовании приемов светской журналистики (сенсационных заголовков, игры слов и др.), в занимательности (применении карикатур, комиксов, проведении конкурсов, лотерей и т. п.) и др. Гетерогенность католического газетно-публицистического дискурса, учет в нем духовных, интеллектуальных и бытовых запросов читателей позволяет ему быть эффективным средством воздействия на свою целевую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of catholic newspaper and publicistic discourse in the FRG

The article is devoted to the research of peculiarities of catholic newspaper and publicistic discourse in the FRG. The article gives an overview of the history of the development of catholic press in Germany. Its current state is examined and some of its peculiarities are identified. The author notes the heterogeneous character of catholic newspaper and publicistic discourse which manifests itself in the combination of secular newspaper and publicistic discourse and religious discourse. The work reveals determinants of the discourse under study: sphere of communication, type of consciousness, conceptual basis, values, functions, themes, characteristics of an addressee / addresser, originality of the genre, peculiarities of linguistic and paralinguistic means used. Catholic newspaper and publicistic discourse of the FRG reflects the position of the Roman catholic church that regards mass media as a tool of spreading Christian teaching in contemporary world, arranging a dialogue between church and society. It also describes its tolerance towards dissidents and preference of methods of “soft” impact on its congregation. The interrelationship between catholic newspaper and publicistic discourse and religious discourse reveals itself in its conceptual basis, where the concept God is the central one; in propaganda of Christian values and social attitudes; in certain functions performed (educational-homiletic and integrative); in religious subjects; in genres of religious communication (sermon, shepherd’s word etc.); in the appeal to precedent phenomena; in using of linguistic means (confessional vocabulary, Latin vocabulary, means of prompting, etc.) and paralinguistic means (images of Christian symbolism, religious items, scenes from community life, etc.). The interrelationship between catholic newspaper and publicistic discourse and secular discourse is found in the sphere of functioning (mass communication), in executed functions (informative, affecting, as well as hedonistic), in secular themes, in genres (article, report, interview, etc.), in the use of methods of secular journalism (sensational headlines, play of words, etc.), in their entertaining character (use of caricatures, comic strips, arranging contests, lottery, etc.) and so on. Heterogeneity of catholic newspaper and publicistic discourse, the fact that it takes into account spiritual, intellectual and domestic requests of its readers, allow it to be an effective means of impact on its target audience.

Текст научной работы на тему «Особенности католического газетно-публицистического дискурса в ФРГ»

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ: ИСТОРИОГРАФИЯ ЛИНГВИСТИКИ, ЭКОЛИНГВИСТИКА И ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ

УДК 81.112 Е. Е. Анисимова

доктор филологических наук, профессор кафедры грамматики и истории немецкого языка ФНЯ МГЛУ; e-maiL: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ КАТОЛИЧЕСКОГО ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ФРГ

Статья посвящена исследованию особенностей католического газетно-публицистического дискурса в ФРГ. В статье дается экскурс в историю развития католической прессы в Германии, рассматривается ее современное состояние и выявляются ее особенности. В работе отмечается гетерогенный характер католического газетно-публицистического дискурса, заключающийся в сочетании в нем признаков светского газетно-публицистического дискурса и религиозного дискурса. В статье выявляются детерминты исследуемого дискурса: сфера коммуникации, тип сознания, концептуальная база, ценности, функции, тематика, характеристика адресанта / адресата, функции, жанровое своеобразие, особенности использования языковых и паралингвистических средств. В католическом газетно-публицистическом дискурсе ФРГ отразилась позиция Римско-католической церкви в отношении к СМИ как к средству распространения христианского учения в современном мире, организации диалога между церковью и обществом, а также ее толерантность к инакомыслящим и предпочтение методов «мягкого» воздействия на свою паству. Связь католического газетно-публицистического дискурса с религиозным дискурсом проявляется: в его концептуальной базе, где в качестве центрального концепта выступает Бог; в пропаганде христианских ценностей и социальных установок; в выполняемых функциях (просветительско-назидательной и интегративной); в религиозной тематике; в жанрах религиозной коммуникации (проповедь, слово пастыря и др.), в обращении к прецедентным феноменам; в использовании языковых средств (конфессиональной лексики, латинской лексики, средств побуждения и др.) и паралингвистических средств (изображения христианской символики, предметов культа, сцен из жизни общины) и др. Связь католического газетно-публицистического дискурса со светским газетно-публицистическим дискурсом обнаруживается: в сфере функционирования (массовая коммуникация), в выполняемых функциях (информирующей, воздействующей, а также гедонистической), в светской тематике, в жанрах (статья, сообщение,

интервью и др.), в использовании приемов светской журналистики (сенсационных заголовков, игры слов и др.), в занимательности (применении карикатур, комиксов, проведении конкурсов, лотерей и т. п.) и др. Гетерогенность католического газетно-публицистического дискурса, учет в нем духовных, интеллектуальных и бытовых запросов читателей позволяет ему быть эффективным средством воздействия на свою целевую аудиторию.

Ключевые слова: католический; газетно-публицистический дискурс; религиозный; светский; гетерогенность; средство воздействия.

E. E. Anisimova

Doctor of PhiLoLogy (Dr. habiL.), Professor of the Department of Grammar and History of German, FacuLty of German, MSLU; e-maiL: [email protected]

PECULIARITIES OF CATHOLIC NEWSPAPER AND PUBLICISTIC DISCOURSE IN THE FRG

The articLe is devoted to the research of pecuLiarities of cathoLic newspaper and pubLicistic discourse in the FRG. The articLe gives an overview of the history of the deveLopment of cathoLic press in Germany. Its current state is examined and some of its pecuLiarities are identified. The author notes the heterogeneous character of cathoLic newspaper and pubLicistic discourse which manifests itseLf in the combination of secuLar newspaper and pubLicistic discourse and reLigious discourse. The work reveaLs determinants of the discourse under study: sphere of communication, type of consciousness, conceptuaL basis, vaLues, functions, themes, characteristics of an addressee / addresser, originaLity of the genre, pecuLiarities of Linguistic and paraLinguistic means used. CathoLic newspaper and pubLicistic discourse of the FRG refLects the position of the Roman cathoLic church that regards mass media as a tooL of spreading Christian teaching in contemporary worLd, arranging a diaLogue between church and society. It aLso describes its toLerance towards dissidents and preference of methods of "soft" impact on its congregation. The interreLationship between cathoLic newspaper and pubLicistic discourse and reLigious discourse reveaLs itseLf in its conceptuaL basis, where the concept God is the centraL one; in propaganda of Christian vaLues and sociaL attitudes; in certain functions performed (educationaL-homiLetic and integrative); in reLigious subjects; in genres of reLigious communication (sermon, shepherd's word etc.); in the appeaL to precedent phenomena; in using of Linguistic means (confessionaL vocabuLary, Latin vocabuLary, means of prompting, etc.) and paraLinguistic means (images of Christian symboLism, reLigious items, scenes from community Life, etc.). The interreLationship between cathoLic newspaper and pubLicistic discourse and secuLar discourse is found in the sphere of functioning (mass communication), in executed functions (informative, affecting, as weLL as hedonistic), in secuLar themes, in genres (articLe, report, interview, etc.), in the use of methods of secuLar journaLism (sensationaL headLines, pLay of words, etc.), in their entertaining character (use of caricatures, comic strips, arranging contests, Lottery, etc.) and so on. Heterogeneity of cathoLic

newspaper and pubLicistic discourse, the fact that it takes into account spiritual., intellectual, and domestic requests of its readers, aLLow it to be an effective means of impact on its target audience.

Key words: cathoLic; newspaper and pubLicistic discourse; reLigious; secuLar; heterogeneity; means of impact.

Важным направлением исследования религиозного дискурса в современной лингвистике является изучение его функционирования в медиапространстве разных конфессий. До сих пор католический газетно-публицистический дискурс Германии привлекал внимание исследователей главным образом с позиции журналистики [Воронен-кова 1999; Панюкова 2001], лишь в последние годы его изучением занялись языковеды [Волченко 2012; Волченко 2014; Волченко 2015]. Настоящая статья посвящена историческому аспекту и современному состоянию католического газетно-публицистического дискурса (КГПД) в ФРГ, описанию его особенностей.

Начало католической публицистики в Германии было положено в XVI в., когда по инициативе и благо словлению Папы Римского Льва X в немецкие земли направлялись папские послания, в которых до верующих доводилась важная информация из сферы церковной жизни [Волченко 2012]. Предшественницей католической прессы стали новостные листовки религиозного содержания, которые в XVII в. стали уступать место первым католическим еженедельным и ежемесячным изданиям. Самым старым периодическим католическим изданием в Германии считается выходившая по императорской привилегии с 1695 г. газета Augusburger Postzeitung [Вороненкова 1999]. К популярным изданиям этого периода относятся издававшиеся в Майнце журналы Moralische Schriften, Der Bürger. Eine periodische Zeitschrift, в которых особое внимание уделялось вопросам нравственности, в частности образованию и воспитанию детей. В XVIII в. в эпоху Просвещения католическая пресса носила преимущественно морализаторский характер, она освещала теологические труды того времени, отражала взгляды различных католических течений в Германии (католиков-консерваторов, умеренных католиков, радикальных реформаторов) на церковь, ее отношения с государством, круг ее читателей ограничивался лишь наиболее образованными представителями общества. Первым небогословским католическим журналом на немецком языке считается журнал Mainzer Bürger, который начал выходить с 1765 г.

К началу XIX в. в Германии существовали влиятельные католические издания: Eos (с 1818 г. в Мюнхене), Katholik (с 1821 г. в Майнце), Sion (с 1832 г. в Аугсбурге) и др. Однако массовый характер католическая пресса в Германии приобретает лишь с середины XIX в. в связи с появлением движения «политический католицизм» (Der politische Katholizismus). После мартовской революции 1848 г. католические организации участвуют в выборах и получают свое представительство в Прусском парламенте, где была образована фракция католиков, что стало первым шагом к созданию католической политической партии. Отмена цензуры, объявление свободы слова, участие католических организаций в политической борьбе сопровождалось созданием новых печатных органов, с которыми впоследствии сближаются близкие им по духу светские издания. В конце XIX в. количество газет и журналов, имевших католическую направленность в Германии, превышало 220 изданий [Вороненкова 1999]. К началу ХХ в. их численность достигла более 440 наименований. В 30-е гг. XX в. в период прихода фашистов к власти структура католической прессы приобретает региональный характер, что было связано с деятельностью органа надзора над печатью Reichpressekammer (Палата печати III Рейха) и обусловливалось необходимостью локальной концентрации многочисленных католических изданий с целью усиления их идеологического контроля со стороны властей. К началу Второй мировой войны католические издания в Германии практически прекратили свое существование [Панюкова 2001].

После войны в 1949 г. в Германии была основана «Рабочая группа католической прессы» (Arbeitsgemeischaft katholischer Presse), в результате ее объединения в 2000 году с издателями и книгопродавцами был создан «Союз католических СМИ» (Katholischer Medienverband). С 1952 г. в Германии существует «Католическое информационное агентство печати» (Katholische Nachrichtenagentur). Развитие католической печатной прессы, как и в целом СМИ, определяется в настоящее время отношением Римско-Католической церкви к социальной коммуникации, которое было определено на Втором Ватиканском Соборе в декрете «Inter Mirifica» (1963)1, где пресса рассматривается

1 Декрет Inter Mirifica (c лат. «Из числа поразительных») был посвящен средствам массовой информации и утвержден Папой Павлом VI. - Прим. авт.

как важнейшее средство информирования, распространения христианского благовестия, достижения диалога между церковью и миром. В настоящее время католическая пресса занимает значительное место в информационном пространстве ФРГ и представляет собой сложный и многообразный коммуникативный феномен. Согласно историку и социологу Анке Коппер, католическая печатная пресса включает:

- Епархиальную прессу (Bistumspresse)

- Воскресные журналы (Sonntagszeitschriften)

- Иллюстрированные журналы (Magazinpresse)

- Журналы для женщин (Frauenzeitschriften)

- Прессу монашеских орденов (Ordenpresse)

- Молодежные журналы (Jugendzeitschriften)

- Журналы религиозных объединений (Verbandzeitschriften)

- Культурные и специализированные журналы (Kultur- und Fachzeitschriften) [Kopper 2007].

Специфика КГПД заключается в его гетерогенном характере, в объединении в нем признаков светской публицистики и религиозной коммуникации.

Детерминантами КГПД выступают:

1. Сфера коммуникации: массовая коммуникация.

2. Тип общественного сознания: религиозное сознание.

3. Концептуальная база, обусловленная теоцентрической картиной мира.

4. Ценностная ориентация: христианские истины.

5. Тематика: соединение религиозной и светской тематики.

6. Адресант: коллективным адресантом выступает печатный орган, издательский совет, ответственные за выпуск издания; конкретным адресантом выступают журналисты, теологи, монашествующие, клирики, а также миряне, не обладающие профессиональными знаниями в области религии и журналистики.

7. Адресат: верующие, члены общины (католической церкви); люди, проявляющие интерес к вопросам веры.

8. Функции: информирующая и воздействующая, присущие светской публицистике, и функции, характерные для религиозной коммуникации, - просветительско-назидательная функция и интегра-тивная функция, служащая объединению людей на основе общности их христианских убеждений.

9. Жанры: сочетание жанров светской публицистики и жанров религиозной коммуникации.

10. Средства: сочетание языковых и паралингвистических средств публицистической и религиозной коммуникации.

К особенностям КГПД в ФРГ исследователи в области журналистики относят сильное влияние на нее со стороны светской публицистики, а также характерную для нее развлекательность, пропаганду «культа земных благ», что позволяет, на наш взгляд, говорить о том, что этому дискурсу присуща гедонистическая функция. Так, около половины тем, которые освещаются в религиозной прессе современной Германии, относятся не к религиозной, а к светской тематике, а объем развлекательных материалов нередко занимает одну треть объема издания [Панюкова 2001]. Это в значительной степени объясняется желанием издателей быть ближе к читателям, отражая в своих изданиях их интеллектуальные запросы, мирские заботы, потребности, предлагая им интересные темы, оригинальные приемы подачи информации. Подобный подход становится тем более объяснимым, что в Германии растет число католиков, испытывающих охлаждение к вопросам религии и выходящих из церкви [Wimmer 2014).

Маркерами католических изданий, помимо религиозной лексики в их названиях, являются: лексическая единица katholisch, названия церковных организаций, монашеских орденов, от лица которых они публикуются, например, das Erzbistum, die Innenstadtkirche, Gemeinschaft der Franziskaner in Deutschland, Teresianischer Karmel in Deutschland и др., указание почтовых и электронных адресов ответственных, прежде всего духовных лиц для установления контакта с читателями, изображение церковной символики, Святых, например, в католическом журнале THEO каждый выпуск сопровождается изображением его святого покровителя.

Подавляющее большинство католических церковных газет и журналов Германии - региональные. В настоящее время католическая церковь Германии объединяет 27 епархий, здесь издается 24 епархиальных еженедельников. Назовем некоторые из них: Kirchenzeitung (Кёльн), Münchner Kirchenzeitung (Мюнхен и Фрейзинг), Katholische SonntagsZeitung (Регенсбург), Konradsblatt (Фрейбург), Tod des Herrn (Лейпциг), Würzburger katholisches Sonntagsblatt (Вюрцбург), Glaube und Leben (Майнц) и др. Особое место в католической прессе

Германии занимает издаваемая на немецком языке ватиканская газета L'Osservatore Romano, являющаяся официальным органом печати Римско-католической церкви. В ней освещается деятельность Папы, печатаются документы, бюллетени, информирующие о важнейших событиях в жизни католической церкви во всем мире. Значительная часть католической прессы Германии ориентирована на определенные целевые группы: семью, например, Bayerisches Sonntagsblatt, Leben&erziehen; детей, например, Spatz, Benni und Teddy, Sternsinger; молодежь, например, YOU! Magazin; женщин, например, Frau im Leben; пожилых людей, например, plus Magazin и т. п.

Содержание католических епархиальных еженедельников в основном концентрируется на социальной жизни епархии (персоналии, мероприятия, социальные инициативы, благотворительность и т. д.) и организации досуга верующих (отдых, развлечения и т. п), значительно меньше внимания уделяется вопросам веры. Назовем тематику и рубрики некоторых епархиальных изданий: церковь и мир (Thema der Woche, Zeitgeschehen, Rom und die Welt, Aus Kirche und Welt), жизнь епархии (Unser Bistum, Bistum aktuell, Aus dem Bistum), богословие (Liturgie, Glaube, Kirchenjahr, Die spirituelle Seite, Kirche und Theologie, Zum geistlichen Leben, Glaube im Alltag), история (Spannende Geschichte, Historisches&Namen der Woche), культура (Kultur), путешествия (Durch Stadt und Land), книжные новинки (Bücher), художественная литература (Unser Roman, Erzählung), здоровье и кулинария (Gesund leben, Rezepte der Woche), дети (Kleine Kinder, Kinderseite ), средства массовой информации, телевизионные программы (Medien, Programmtipps), психологическая помощь в трудных жизненных обстоятельствах (Lebenshilfe), развлечения (gute Unterhaltung), объявления (Kirchenanzeiger, Anzeigen, Leser-Service ) и т. п. В отличие от светских изданий, стремящихся максимально быстро передать читателям актуальную политическую и социальную информацию, католические издания ставят целью интерпретировать и комментировать ее с религиозной позиции. Создавая положительную картину мира у верующих, поддерживая и укрепляя имидж церкви, католическая пресса допускает вместе с тем публикацию критических материалов о злоупотреблениях отдельных представителей духовенства, например случаях педефилии. Толерантностью, гуманным отношением к иноко-мыслящим, зафиксированным в Пастырской конституции Gaudium et

Spes (1965)1, принятой на Втором Ватиканском Соборе Католической Церкви, в значительной степени объясняется то, что в отдельных случаях в католических публикациях затрагиваются «щекотливые» вопросы (гомосексуализм, однополые браки, трансгендер и т. п.) и к выражению своего мнения допускаются лица чуждой христианству сексуальной ориентации. Так, например, в популярном католическом журнале THEO, один из номеров которого посвящен образу мужчины в современном мире, под заголовком "Austritt? Niemals" дается развернутое интервью с теологом-гомосексуалистом, где тот оправдывает свои наклонности и обосновывает правомерность существования извращений в лоне католической церкви:

Gleichzeitig wollte ich aber auch eine positive formulierte schwule Theologie, die von den Erfahrungen von Schwulen ausgeht: Diskriminierung und Ausgrenzung, Coming-aut, Sexualität, offene Beziehungen, schwule Szene und ihre eigenen Moralvorstellungen, schwule Männlichkeiten und queere Geschlechtsverhältnisse waren dabei Themen (THEO. Das andere Geschlecht. Ein Männerheft).

Для КГПД характерно сочетание жанров публицистического и религиозного дискурса. Обращает на себя внимание разнообразие используемых здесь публицистических жанров: статья, заметка, корреспонденция, комментарий, интервью и др. Для установления более тесного контакта с читателями часто используются такие жанры, как обращение (обычно от лица редактора или священника местного прихода, реже иерарха церкви) в связи с тематикой номера, портрет (представление клириков, функционеров церковной организации, заслуженных прихожан), блиц-опрос известного лица, читательский форум, письмо читателя, ответ или комментарий на полученные письма. В католической прессе часто проводится анкетирование среди читателей относительно улучшения качества издания, рассылаются купоны на подписку или участие в предлагаемых мероприятиях.

Религиозный дискурс в КГПД представлен такими жанрами, как проповедь, слово пастыря (das geistliche Wort), молитва (Gebet der

1 Пастырская конституция Gaudium et Spes (с лат. «Радость и надежда») была реакцией на изменяющийся мир, новые вызовы времени и связанные с ними явлениями - атеизмом, секуляризмом и т. п. Конституция была утверждена Папой Павлом VI. - Прим. авт.

Woche), воскресное библейское чтение (Sonntagslesung), включающее отрывки из Священного Писания и их толкование; медитация (духовное размышление на определенную тему), девиз дня (цитата из Библии и призыв к верующим в связи с ней), житие Святого (чтимого по дню церковного календаря или патрона соответствующей местности), свидетельство о помощи Святого и др. В отдельных случаях здесь также публикуются документы церкви, например, программные заявления, доклады церковных деятелей на официальных мероприятиях.

Основным, организующим в концептуальной сфере КГПД, является концепт Бог. Это находит отражение уже в заголовках значительной части публикаций, например:

Das Wort Gottes lesen, vor allem aber leben; Zugang zum Herzen Gottes; Im Zeichen Jesu Christi; Wie Jesus sein; Mit Jesus eingefahrene Wege aufbrechen; Gott nicht missbrauchen; Wieder mehr Nähe zu Gott schaffen; Jesus nachfolgen, in allem, was ich tue und plane; Leid trennt nicht von Jesus.

Обращает на себя внимание, что в отношении концепта Бог в публикациях отдельных авторов допускается некоторая доля фамильярности, что свидетельствует об их личностном, доверительном отношении к Всевышнему. Приведем примеры:

Jesus verspricht uns keine Kaffeefahrt; es geht ihm um das Reich Gottes (Kirchenzeitung ^für das Bistum Köln).

Zweifel ist Teil meines Lebens. Dann diskutiere ich besonders gerne mit Gott und eines habe da ganz bestimmt gelernt: Wenn ich ihm eine Frage stelle, dann muss ich bereit sein, seine Antwort zu hören, und da ist mein Mut mehr als einmal gefordert (THEO. Das andere Geschlecht. Ein Männerheft).

Seipel ist Pianist und Hochschullehrer für Musik, beide treten als Duo 2 Flügel in einer Mischung aus Lesung und Konzert auf, um dem Publikum ihre Lieblingsgeschichten zu erzählen: Vom Unterwegssein eben, vom Reisen, vom Fernweh und vom Ankommen: Häufig, aber nicht ausschließlich, tragen sie ihr Programm in Kirchen vor, denn Gott reist selbstverständlich mit (THEO. Musik).

Dä Herrjott meint et joot met mir (SommerZeit).

Важными концептами в КГПД являются концепты человек, любовь, о чем свидетельствуют заголовки и слоганы:

Was rettet den Menschen? Jeder Mensch hat seine Armut; An der Seite der Menschen sein; Der Mensch kommt an erster Stelle; Vorbehaltlos im

Dienst am Menschen sein. Verschenken Sie Liebe! Nächstenliebe hat viele Gesichter; Liebe, die bleibt; Weil wir lieben; Verzehrt von seiner Liebe; Die Liebe gehorcht immer и т. д.

Религиозный характер прессы проявляется в многочисленных интертекстуальных отсылках к Священному Писанию в виде цитат (прежде всего в проповедях, толкованиях), аллюзий. Например, в заголовках: Geheiligt sei Dein Name (отсылка к молитве Vater unser / Отче наш Лк. 11, 2-4); Gebt Gott, was Gottes ist (Отдавайте Божие Богу, отсылка к Мф. 22, 21); в информационном сообщении: Gott ist der großzügige Sämann, und die Aufgabe des Priesters ist es, bei den Menschen das Vertrauen in den „guten Boden", in ihre eigenen Anlagen und Fähigkeiten, zu stärken (Münchner Kirchenzeitung). В данном случае речь идет об Евангельской притче о сеятеле (Мк. 4, 3-8).

Для лексического состава КГПД характерно использование:

- конфессиональной лексики, обозначающей реалии католической церкви, например, ее организационное строение: Diziöse, Abteil, Ordinariat, Generalvikariat; богослужение, например: Andacht, Eucharistie ; клириков церкви и членов монашеских орденов, например: Domprost, Küsterin, Franziskaner, Benediktiner, Dominikaner, Salesiane-rin, Prälat, Prior, Äbtistin ; обряды посвящения в священство, принятия монашества, например: Priesterweihe, Ewigprofess ablegen; церковные праздники, например: das Heilig-Blut-Fest , архитектурные сооружения, например, Basilika, Crypta и др.

- латинской лексики, обозначающей молитвы и песнопения католической церкви, например: Vespergesang Laudatio Mariae, Ostervigil; девизы и движения, например, ora et labora (молись и трудись - девиз ордена бенедиктинцев), moveo (я двигаюсь - движение в защиту окружающей среды), Virgo consecrata (посвященная дева -форма существования женщин в католической церкви, при которой, не принимая монашеских обетов, они служат Господу) и т. п. Латинские фразы в прессе обычно переводятся на немецкий язык. Объяснение этимологии латинского слова часто помогает глубже понять значение религиозного понятия. Например, в статье, посвященной детскому празднику маленьких католиков:

In unseren Gemeinden lernen sie zu Beginn der Vorbereitungszeit als erstes, dass das Wort „Kommunion" aus dem lateinischen „communio" kommt und einfach Gemeinschaft heißt (Kirchenzeitung für das Erzbistum Köln).

В КГПД широко представлены англицизмы, отражающие технические достижения и процессы, происходящие в современном глобализированном мире, например: im Team arbeiten, Handy, Facebook, Selfie, Homepage, Tipp, Camp, Blog, Fan, Service, Okay, fake news, Outfit, Coming-out и др. Несмотря на критическое отношение редакторов отдельных католических изданий к засилию англицизмов (Pathe 2016), их число в прессе продолжает расти. Некоторые из них используются даже для обозначения церковных реалий, например, Open-air-Gottesdienst (церковная служба под открытым небом), Gotteslob «open air» (имеется в виду хоровое церковное пение под открытым небом). Детские и молодежные организации охотно формулируют свои лозунги на английском языке. Например: девиз католического молодежного летнего лагеря: Trust and try (vertrauen und versuchen).

В целом, для КГПД не характерна возвышенность, торжественность. КГПД не свойственна ассертивность (утвердительная интонация), категоричность, что в значительной мере объясняется предпочтением косвенных методов проповеди в католической церкви [Панюкова 2001]. Ассертивные высказывания обычно встречаются в жанрах с выраженной назидательной функцией, например, в жанре «духовное размышление» под рубрикой «Wie Jesus sein», где читатель на каждый день следующей недели получает ссылки к соответствующим цитатам из Евангелия, которыми он должен руководствоваться в своей жизни. Например, применительно к цитате о фарисеях, кичащихся перед людьми своей физической чистотой (Мф. 15, 1-2):

Rein sind wir, wenn wir grundsätzlich respektvoll über andere denken und wenn unseren aufrichtigen Worten gute Taten folgen (Münchner Kirchenzeitung).

Для КГПД, как и в целом для религиозного дискурса, характерна призывность. Этому служат средства побуждения, при этом обычно используется инфинитив, реже формы глагола в императиве, например:

Bindekräfte in der Gesellschaft stärken; Die Gewalt durchbrechen; Glaubwürdig leben; Franziskanisch leben; Habt Hoffnung - die Hoffnung enttäuscht nicht; Danken wir dem Herrn für dieses Sakrament.

Большой побудительной силой обладают заголовки, содержащие вопрос, а также вопрос и ответ, стимулирующие читателя к размышлению, дискуссии, определенному действию, например:

Verschwindet die Kirche? Was habe ich von der Kirche? Was ist Kirche?

Geh in Kirche. - Es lohnt sich. Verschwindet die Kirche? - Keineswegs! Neue

Wege und Zugänge in unserem Erzbistum.

Одновременно для повышения интереса к изданиям католическая пресса использует средства и приемы светской публицистики:

• сенсационные заголовки, например: Herzogliche ReliquienIntrige; Das Bier aus der Bibliothek; Krimi um den Vorsitz; Da wird der Kracher; Ich kann die Liturgie nicht mehr ertragen;

• оригинальные заголовки, основанные на использовании средств образности, игре слов, интертекстуальных реминисценциях, аллитерации и т. п., например: Der Mond. Rätselhafter Nachbar und treuer Trabant; Zeit des Umbruchs - Umbruch der Zeiten; Mutter Erde, Bruder Fahrrad (отсылка к молитвенному песнопению Св. Франциска Ассизского „Sonnengesang"); Wer singt, bettet doppelt (отсылка к пословице Wer gibt, gibt doppelt); Spiel, Spaß, Spannung und mehr ...; Verschenken, vergraben, verbrennen и т. д.

Занимательности изданий способствуют карикатуры, комиксы, анекдоты, кроссворды, описание игр для детей, тесты, цветные вставки (например, с информацией о садоводстве), лотереи, разыгрывание конкурсов и т. п. При этом игровое начало присутствует в ряде случаев даже там, где речь идет о сакральных понятиях, например, о Святых. Так, газета Münchener Kirchenzeitung проводит конкурс по отгадыванию имен местных баварских Святых, журнал THEO под руб рикой «Gestatten, ich bin heilig» («Позвольте, я Святой») публикует представление неизвестного Святого, обращающегося к читателям, которым предстоит его идентифицировать на основе упоминаемых фактов из его жизни, при этом победителям гарантируются денежные и вещественные призы.

Изобразительный язык католических изданий отличается разнообразием, что обусловлено многоаспектностью освещаемой в них информации, познавательным характером многих публикаций. Так, наряду с изображениями христианской символики, предметов культа, произведений религиозного искусства, сцен, иллюстрирующих жизнь общины, здесь представлены изображения природы, достопримечательностей разных стран, быта других народов, птиц и животных и т.п. Особое место занимают в КГПД изображения, прежде

всего художественные фотографии, с помощью которых визуальными средствами передается глубинный смысл религиозных вербальных текстов. Например, стихотворение «Ein neuer Tag» Франка Гройбеля, воспевающее каждый новый день под покровом Божией благодати, помещено в журнале Mittendrin на фоне изображения закрытой двери храма, через замочную скважину которой наружу изливается солнечный свет, чем усиливается духовное и эстетическое воздействие произведения.

Наряду с социальной рекламой, призывающей читателей к оказанию помощи нуждающимся (бедным, больным, старикам и др.) в католической прессе значительное место отводится коммерческой светской рекламе (рекламе лекарств, обуви, одежды, косметики, банковских услуг и т. п.), что служит удовлетворению утилитарных потребностей читателей и является источником дополнительных доходов для соответствующего издания.

Таким образом, органичное сочетание в КГПД признаков светского газетно-публицистического и религиозного дискурсов, учет духовных и мирских, в том числе бытовых, запросов читателей позволяет ему выступать достаточно эффективным средством воздействия на свою целевую аудиторию и играть заметную роль в медийном пространстве ФРГ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волченко О. Р. О некоторых лингвопрагматических особенностях католической газетной публицистики Германии (на материале католических изданий L'Osservatore Romano и YOU! Magazin) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 4 (690). Опережая время. С. 33-45. (Языкознание). Волченко О. Р. О развитии католической прессы в Германии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 4 (637). Проблемы взаимодействия языка и религии. С. 33-42. (Языкознание).

Волченко О. Р. Стратегия и тактики, используемые в религиозной компьютерно-опосредованной коммуникации ФРГ (на материале католического сайта youmagazin.de) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 20 (731). Германистика: Перспективы развития. С. 182-194. (Языкознание и литературоведение). Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М. : Языки русской культуры, 1999. 640 с.

Панюкова Н. Е. Система современной немецкой конфессиональной (католической и евангелической) прессы: Типологическое и тематическое своеобразие, особенности функционирования и развития : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 31 с. Kopper A. Katholische Kirche und Internet. Berlin : VDM Verlag Dr. Müller, 2007. 202 S.

Pathe H. Aus der Redaktion // Kirchenzeitung für das Erzbistum Köln. 1 .Juli 2016/Nr. 26. S. 3.

Wimmer A. Weckrufe und neue Wege // Münchner Kirchenzeitung. 3. August 2014. Nr. 31. S. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.