Научная статья на тему 'Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственного воспитания'

Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTENT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PRINCIPLES OF SELECTION OF THE CONTENT OF EDUCATION / INTEGRATIVE APPROACH TO STRUCTURING THE CONTENT OF EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К СТРУКТУРИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

В данной статье рассматривается проблема структурирования содержания духовно-нравственного воспитания, обосновывается необходимость интегративного подхода в его построении, предлагаются принципы обора содержания воспитания по данному направлению, возможные варианты его структурирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of selection and structuring content of spiritual and moral education

In this article the problem of structuring the content of spiritual and moral education is considered, need of integrative approach for its construction locates, the principles of an obor of the content of education in this direction, possible options of its structuring are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственного воспитания»

сованная и совместная работа педагогов и родителей пробудят интерес ученика к учебной работе, то он без всякой помощи, либо приказа будет каждый день своевременно готовить уроки. Какого порядка должен придерживаться школьник при выполнении домашнего задания: С чего он должен начинать? С устных заданий или с письменных? Со сложных или лёгких заданий? Сложно ответить на такие вопросы однозначно, потому что невозможно всем ученикам предложить какой-то рациональный подход касательно данного вопроса. Несмотря на это педагогами начальных классов рекомендуется, чтобы ученик 1-2 классов начинал выполнение домашних заданий с письменных работ. И такая рекомендация объясняется тем, что ученикам 1-2 классов, как правило, письменная работа даётся труднее, чем устная. Именно поэтому ученики начальных классов должны начинать выполнять домашнее задание

с письменных работ, когда их энергия еще не затрачена, они внимательны и сосредоточены. А ученикам 3-4 классов, наоборот, надо начинать с устных заданий. Потому что с 3-4 классов идёт усвоение базового теоретического материала школьниками, без которого невозможно выполнение заданий практического характера [1].

Прежде всего, необходимо определить по каким предметам ребенок испытывает затруднения. И именно с этих предметов надо начинать выполнение домашнего задания. При всем этом, конечно же, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: некоторые ученики проявляют активность в начале, а в ходе работы эта активность снижается, другие же, наоборот, набирают темп постепенно. Тем, кто активен вначале, необходимо начинать со сложных заданий, постепенно переходя к простым, во втором случае, наоборот, от простого к сложному.

Список литература:

1. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М. - 1987. - 69 с.

2. Воликова Т. В. Учитель и семья. - М. -1980. - 44 с.

3. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М.: «Педагогика», 1988. - 242 с.

4. Шорина М. В. Беседа с родителями. Начальная школа. - 2011, № 6. - 12 с.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: [email protected]

Problems of selection and structuring content of spiritual and moral education

Abstract: in this article the problem of structuring the content of spiritual and moral education is considered, need of integrative approach for its construction locates, the principles of an obor of the content of education in this direction, possible options of its structuring are offered.

Keywords: content of spiritual and moral education, principles of selection of the content of education, integrative approach to structuring the content of education.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного

университета им. Н. И. Лобачевского, E-mail: [email protected]

Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственного воспитания

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема структурирования содержания духовно-нравственного воспитания, обосновывается необходимость интегративного подхода в его построении, предлагаются принципы обора содержания воспитания по данному направлению, возможные варианты его структурирования.

Ключевые слова: содержание духовно-нравственного воспитания, принципы отбора содержания воспитания, интегративный подход к структурированию содержания воспитания.

Бес^оп 4. Рес1адоду

Одной из важнейших проблем воспитания в современных образовательных организациях является отбор и структурирование содержания духовно-нравственного воспитания. Недопонимание смысла духовно-нравственного воспитания порождает ограниченное представление о нем как имеющем сугубо религиозную направленность как среди сторонников, так и среди противников религиозного компонента в образовании. Несмотря на то, что в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина дается четкое определение духовно-нравственного воспитания, позволяющее достичь в конечном итоге разумного компромисса на уровне воплощения его в рамках воспитательной деятельности.

Решением проблем духовно-нравственного воспитания, в том числе вопросами содержания духовно-нравственного воспитания, занимается также фонд «Соработ-ничество», который систематически проводит грантовый конкурс «Православная инициатива», поддерживая разноплановые и разномасштабные проекты в образовании и воспитании.

Вопросы содержания духовно-нравственного воспитания рассматривались с точки зрения традиционной педагогической мысли, адаптированной к православию, в трудах С. Дивногорцевой [2], Л. В. Загрековой, Л. В. Ки-льяновой [4] и другими, а также А. Гармаевым [1], Г. Ше-стуном [15] с позиций православных традиций.

Однако, проблема отбора и структурирования содержания духовно-нравственного воспитания рассматривается недостаточно. Общетеоретический уровень его построения в психолого-педагогической литературе почти не разбирается. Если содержание образования по концепции В. В. Краевского и А. В. Хуторского имеет личностно-ориентированную иерархически-уровневую структуру как процесс восхождения содержания образования от абстрактного уровня до уровня системы личностного мировоззрения, то относительно содержания воспитательной деятельности подобного вопроса не возникает в принципе. Педагог осуществляет выбор содержания воспитания чаще всего без относительно его теоретического осмысления, отдавая предпочтение тому материалу, который представляется ему наиболее целесообразным на данный момент времени в контексте той или иной работы с учащимися (познавательной, эстетической и т. п.). Неоднозначность, иногда полярность в оценке проблем духовно-нравственного воспитания, изобилие значимых на первый взгляд материалов по нравственному воспитанию ставит педагога перед проблемой их адекватного выбора.

Поэтому построение содержания воспитания должно быть детально рассмотрено. В связи с этим, следует опираться на системно-деятельностный, личностно-ориенти-рованный подходы к отбору и проектированию содержания воспитания, сбалансированность светской и религиозной составляющей как разумного компромисса в его отборе и проектировании, значимого и для светски и православно-ориентированных образовательных организаций.

Система теоретических норм построения содержания духовно-нравственного воспитания имеет дуальный характер. С одной стороны, дидактические основы его построения обусловливают необходимость соблюдения принципов систематичности и последовательности воспитательного материала, наглядности и связи с жизнью, соблюдения уровня доступности, обеспечение развития эмоционально-волевой сферы личности обучающегося. С другой, целесообразно определить те нормы, которые отразят специфику духовно-нравственного воспитания. Анализ программ и внеклассных воспитательных мероприятий (сборники, материалы сайтов методсовет [9] и современный учительский портал [14]) по духовно-нравственному воспитанию позволяет выявить ряд общих их характеристик, на основе которых можно выделить следующие принципы отбора содержания воспитания:

— принцип безусловного воздействия на эмоционально-волевую сферу (использование такого материала, методов и средств, которые вызовут отклик, оставят яркие впечатления);

— принцип возвышения (предполагает максимально уважительное отношение к участникам образовательного процесса, выраженное в средствах подачи материала, формах взаимодействия педагога и учащихся, отношении педагога к материалу и т. д.);

— принцип действенности (работа с материалом должна содействовать формированию готовности к соблюдению нравственных норм);

— принцип стимулирования (требует, чтобы отобранный материал заставлял задуматься, настраивал на осмысление проблем духовности, нравственности в жизни человека, значения системы ценностей).

Проектирование содержания образования согласно данным принципам требует выбора интегративного начала содержания духовно-нравственного воспитания и определение основ способа его структурирования.

В зависимости от направленности образовательной организации (светское или православно-ориентированное) и с учетом корректного уважительного бережного отношения к культуре, ценностям, структурироваться содержание духовно-нравственного воспитания может по-разному, базируясь на разных подходах. Программы по духовно-нравственному воспитанию могут быть построены на сугубо религиозном материале (провиденциалистский подход) для православно-ориентированных образовательных организаций, для светских — на религиозном, муль-тикультурном, культурологическом, антропологическом подходах.

Так, например, составляя программу по ознакомлению школьников и выработке у них ценностного отношения к праздникам религиозно-ценностный (провиденциалистский подход) подход будет подразумевать опору на религиозные праздники, с четко проведенным разграничением с языческими праздниками, сопровождающим компонентом может стать рассмотрение светских праздников, с це-

лью формирования уважительного отношения верующих к людям неверующим. В светских программах требуется превалирование духовно-нравственного компонента посредством синтеза культурологических и религиозных истоков тех или иных праздников. Праздники можно, тем самым, рассматривать из разных религий, проводить сравнительно-сопоставительный анализ.

Немаловажным является и выбор того или иного ин-тегративного начала, вокруг которого будет структурировано все содержание воспитания.

Интегративным компонентом структурирования содержания духовно-нравственного воспитания могут стать семейные традиции, обусловив построение курса: сущность традиций, важность традиций в семейном воспитании, ценности моей семьи, духовный смысл общения в семье, счастье как смысл жизни человека. Опорными для подбора материалов здесь могут статьи публикации Ю. И. Россовой [12; 13].

Основой для объединения материала по духовно-нравственному воспитанию может стать слово. Здесь возможны комбинации материала в зависимости от авторской позиции создающего такой курс. Может быть раскрыта лексическая стороны слова, литературное произведение как носитель слова, Библия как носитель слова Божия и т. д. Помощь в отборе содержания и форме проведения таких мероприятий могут оказать публикации по вопросам духовности литературных произведений разных жанров И. В. Кузиной, В. Ф. Миронычевой и других [5; 6; 7; 9].

Объединяющим началом могут выступать и праздники. В этом случае в содержании должны быть раскрыты следующие составляющие: праздники — источник праздника; символическая атрибутика праздника, места проведения (города, храмы), характер проведения праздника в тех или иных городах; симоволическое его предназначение; человек, его личностные качества, как создателя, участника; символ праздника, внедрение новой лексики в связи с праздником. Возможна дифференциация праздников внутри программы. Проблема дифференциации праздников является одной из сложных, так как ряд религиозных праздников наложился на языческие, тесно с ним переплетясь, что в конечном итоге приводит к путанице в их осмыслении.

Содержательно можно выделить следующие блоки: праздники светские (мероприятие: Что в имени тебе моем? (об истории того или иного имени), праздники религиозные (мероприятие: День ангела (связь имени и дня ангела); религиозные ставшие общепринятыми и пропа-

гандируемыми (мероприятие День семьи, любви и верности (Петр и Феврония); духовный смысл праздника (мероприятие: Пост как праздник духа и души); праздники-смешения религиозные и языческие или праздники-подмены [13] (мероприятие: «Праздник масленицы», «Покров»); праздники языческие.

В свою очередь принято проводить внутреннюю дифференциацию религиозных праздников, среди которых выделяются преходящие, день празднования зависит от Пасхи (Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы) и непреходящие, имеющие всегда определённую дату в календаре (в общей сложности 62). А также двунадесятые, великие, средние и малые объединенные по важности поминаемых лиц и степени торжественности богослужения (Пасха; Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего Креста Господня; Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Св. Иоанна Златоуста, Трех Святителей и Вселенских Учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Великомученика Георгия) [3].

Структурирование содержания духовно-нравственного воспитания в таком случае в процентном соотношении тех или иных праздников, степень их раскрытия и взаимосвязи может зависеть от направленности образовательной организации (светская или православно-ориентированная [9]), от предпочтений, мировоззрения педагога. Приоритетными для педагогов православных образовательных организаций будут религиозные, при этом остальные или займут минимальное место или просто не войдут в систему их воспитательной работы. Педагоги светских образовательных организаций в зависимости от подхода к процессу воспитания также могут использовать разнообразные способы построения, взяв за основу соотношения языческого-религиозного в праздниках, рассмотреть историю их возникновения и взаимопроникновения. Процентное их соотношение может быть равным, а контекст рассмотрения культурно-исторический.

Следовательно, при продумывании содержания духовно-нравственного воспитания необходимо четко представлять стержневую основу предстоящего воспитательного курса в целом, главное, вокруг которого будет базироваться весь материл.

Таким образом, проблема построения содержания духовно-нравственного воспитания может быть решена при опоре на данные педагогической науки и при разумном балансе религиозного и светского компонентов без возникновения почвы для противоречия.

Список литературы:

1. Гармаев А. Нравственная педагогика и психология. - Режим доступа: URL: http://lib.ru/HRISTIAN/GAR-MAEW/nrawstw.txt (дата обращения 21.11.2015).

2. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. -М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 с.

3. Женский монастырь в честь именуемой иконы Божьей Матери «Всецарица». - Режим доступа: URL: http://vset-saritsa.ru/great_holidays/O_tserkovnykh_prazdnikakh._Velikie.php (дата обращения 22.11.2015).

Section 4. Pedagogy

4. Загрекова Л. В., Кильянова Л. В. Православная педагогика. Ч 1.: Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. Хрестоматия: учеб.пос. для студ., обучающихся по педагогическим специальностям/сост. Л. В. Загрекова, Л. В. Кильянова. - Н. Новгород: НГПУ 2014. - 622 с.

5. Кузина И. В., Миронычева В. Ф. Этико-эстетический анализ художественного произведения (по сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)//Образование в современной школе, 2012. - № 11. С. 22-25.

6. Кузина И. В. Уроки литературы в старших классах//Практический журнал для учителя и администрации школы, 2004. - № 4. С. 59-68.

7. Лёвкина Е. В. Особенности воспитательной работы в Арзамасской православной гимназии//Академический журнал Западной Сибири, 2010. - № 5-6. С. 16.

8. Методический портал учителя Режим доступа: URL: Ьй:р://те1^$оуе1:.$и/(дата обращения 15.11. 2015.)

9. Миронычева В. Ф., Кузина И. В. Урок-диалог как способ организации самостоятельной работы при изучении современной драматургии//Академический журнал Западной Сибири, 2010. - № 5-6. С. 18.

10. Россова Ю. И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель - ребёнок»//Детский сад от А до Я, 2011. - 3. С. 76-86.

11. Россова Ю. И. О православных супругах и родителях. Актуальные проблемы современного обучения и воспитания//Арзамас: АГПИ, 2010. - 166 С. 176.

12. Русские праздники как отражение духа народа. Христианство и язычество - две стороны русского праздника. -Режим доступа: URL: http://www.km.ru/front-projects/russkie-prazdniki-kak-otrazhenie-dukha-naroda/khristianstvo-i-yazychestvo-dve-storony (дата обращения 22.11.2015).

13. Современный учительский портал Режим доступа: URL: http://easyen.ru/(дат обращения 16.11.2015).

14. Шестун Е. Православная педагогика. - Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с.

Fedoseyeva Natalia Viktorovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the chair of general pedagogy Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

E-mail: [email protected]

Variety of forms of carrying out out-of-class actions on spiritual moral education

Abstract: In this article forms to out-of-class educational work are considered, need of use of all variety of forms for the successful solution of problems of spiritual and moral education is emphasized.

Keywords: spiritual and moral education, forms of out-of-class educational work, form of educational work on spiritual moral education.

Федосеева Наталия Викторовна, к. п.н., доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, E-mail: [email protected]

Многообразие форм проведения внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

Аннотация: в данной статье рассматриваются формы внеклассной воспитательной работе, подчеркивается необходимость использования всего многообразия форм для успешного решения задач духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, формы внеклассной воспитательной работы, формы воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.

Актуальность проблем духовно-нравственного воспи- что обусловлено необходимостью рассмотрения проблем тания не вызывает сомнений. В настоящее время оно нахо- воспитания, вызванных реалиями современной жизни, по-дится в центре внимания педагогической общественности, рождающих развитие потребительской культуры, эгоизма,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.