Р. А. Эльмурзаева
Проектирование педагогической стратегии развития.
УДК 371.1+378.091.398
Проектирование педагогической стратегии развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования
Р. А. Эльмурзаева
Designing a pedagogical strategy for the development of a scientific and methodological culture of a teacher of additional professional education institution
R. A. Elmurzaeva
Аннотация. На основе анализа научной литературы и ведущих тенденций современной образовательной практики обосновано обращение к изучению такой характеристики современного преподавателя, как научно-методическая культура. Выявлена актуальность проблемы целенаправленного влияния на развитие научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. Описана возможность использования метода проектирования педагогической стратегии развития научно-методической культуры преподавателя. Описаны этапы данного процесса с указанием на их конкретное содержание. Этапы отражают элементы предлагаемой педагогической стратегии: определение целей и задач, теоретико-методологическое обоснование, моделирование деятельности, выбор стратегических условий, прогноз ожидаемых результатов деятельности. Выявлено сходство метода проектирования стратегии с методом моделирования. Отмечены преимущества метода проектирования в плане логики и полноты представления результатов теоретико-практического исследования. Указаны перспективы описания результатов интерпретации проекта стратегии развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования.
Abstract. The reference to the characteristics of the modern teacher as scientific and methodical culture is justified, on the basis of the analysis
of scientific literature and the leading tendencies of modern educational practice. The relevance of the problem of purposeful influence on the development of scientific and methodical culture of the teacher of the institution of additional professional education is revealed. The possibility of using the method of designing the pedagogical strategy of development of scientific and methodical culture of the teacher is described. The steps of this process are described. The stages reflect the elements of the proposed pedagogical strategy: setting goals and objectives, theoretical and methodological justification, modeling of activities, selection of strategic conditions, and forecast of expected results of activities. The similarity of the strategy design method with the modeling method is revealed. The advantages of the design method in terms of logic and completeness of the results of theoretical and practical research are noted. Prospects of the interpretation of the project of the strategy of development of scientific and methodical culture of the teacher of the institution of additional professional education are specified.
Ключевые слова: учреждение дополнительного профессионального образования, преподаватель, научно-методическая культура, педагогическая стратегия, проектирование.
Keywords: institution of additional professional education, teacher, scientific and methodical culture, pedagogical strategy, design.
Характерными чертами современной образовательной практики являются расширение и нормативное закрепление обобщенных тру-
довых функций различных категорий педагогических работников, повышенное внимание к целевым ориентирам развития образования, ориентирование педагогов на обоснованное применение тех или иных образовательных технологий, усиление роли инновационной, творческой составляющей в структуре педагогической деятельности и т. д. Усиление этих тенденций требует от педагогов не только возможности пользоваться в педагогической деятельности освоенными при обучении в вузе и в ходе повышения квалификации знаниями и умениями, но и способности осмысливать собственный опыт, обобщать его, проявлять инициативу в трансляции собственного опыта, занимать активную субъектную позицию. Овладение такими характеристиками требует разъяснения, осознания и освоения, в том числе в процессе повышения квалификации.
В качестве одного из ведущих субъектов системы повышения квалификации педагогов трудно переоценить значение преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования, деятельность которого является своеобразным ориентиром для слушателей курсов повышения квалификации. Это актуализирует необходимость наличия у преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования таких характеристик, которые были бы созвучны современным тенденциям развития российского образования.
Именно с преподавателем учреждения дополнительного профессионального образования, в первую очередь, вступают во взаимодействие слушатели курсов повышения квалификации. Как показывает практика, слушателей интересуют профессиональные достижения, научные и методические публикации преподавателей курса повышения квалификации. Наличие таких достижений и публикаций обусловливает повышение уровня доверия к преподавателям, интерес к содержанию дополнительного профессионального образования, формирование положительного отношения к имиджу образовательной организации дополнительного профессионального образования. Не случайно многие слушатели формируют свое мнение о преподавателе на основе подобных данных и собственного
опыта взаимодействия и проявляют интерес к их опыту.
Кроме того, проявление активной субъектной позиции, положительное отношение к ценностям российского образования, демонстрируемое на практике, характеризует преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования как носителя определенной культурной модели [1]. Данную культурную модель можно рассматривать в контексте профессионально-педагогической культуры личности педагога. О значимости наличия такой культуры у педагога писали Е. В. Бондаревская [2], И. Ф. Исаев [3], Т. Е. Исаева [4] и др. Они отмечали, что общая культура, так или иначе, отражается на личностно-профессиональном развитии педагога, обогащая его профессиональную компетентность ценностными и творческими началами.
С учетом структуры деятельности педагога на разных уровнях образования современные исследователи в последнее время все чаще обращаются к изучению специфики профессионально-педагогической культуры преподавателя. Так, Л. А. Плеханова [5], Ю. В. Подповетная [6] и др., исследуя специфику деятельности преподавателя системы профессионального образования, показали в своих диссертационных исследованиях, что наличие видов профессионально-педагогической культуры определяется характером деятельности современного преподавателя. Они указывают на интегративный характер личностных и профессиональных качеств, которые проецируются на педагогическую практику. Опираясь на авторитетное мнение данных исследователей, мы определили сущность и структуру такого вида профессионально-педагогической культуры, как научно-методическая культура преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования.
Обращаясь к характеристике научно -методической культуры преподавателя дополнительного профессионального образования, мы можем утверждать, что в данной характеристике интегрируются личностные и профессиональные аспекты, отражающие особенности деятельность преподавателя учреждения дополнительного профессио-
Р А Эльмурзаева
Проектирование педагогической стратегии развития...
нального образования. Такой вид профессионально-педагогической культуры интегрирует личностные и профессиональные характеристики преподавателя. Эти характеристики проявляются в научно-педагогической этике, ценностном отношении к реализуемой деятельности, творческом подходе к научной деятельности и ее методическому преобразованию в проектировании и реализации дополнительных образовательных программ, возможности успешно осуществлять учебно -педагогическое взаимодействие со взрослыми обучающимися.
В образовательной практике преподавателя организации дополнительного профессионального образования, который проявляет элементы научно-методической культуры, наблюдается интеграция целого ряда современных характеристик, созвучных тенденциям развития российского образования. Преподаватель демонстрирует высокий уровень владения преподавательскими и методическими знаниями и умениями; научные достижения в области методики преподаваемого предмета; заинтересованность в достижении значимых профессиональных результатов, их общественном признании; стремление к обмену знаниями; приверженность определенным педагогическим ценностям и т. д.
Особенностью проявления признаков сформированности такой культуры можно считать ее развитие. Как мы уже отмечали, педагог дополнительного профессионального образования демонстрирует профессиональный рост не только в формальном, но и неформальном аспектах. Педагог реализует себя как преподаватель определенной предметной области и обладает высоким уровнем знаний в этой предметной области, методическими и коммуникативными умениями. Если педагог не останавливается в своем развитии, то эти знания позволяют ему осуществлять педагогическую деятельность на более высоком уровне. Методические умения способствуют ее сопровождению с точки зрения отбора содержания образования, выбору учебной литературы, возможности применять методические рекомендации, использовать вариативную методику преподавания.
Вместе с тем собственные методические и дидактические разработки, освоение педаго-
гических технологий определяют интерес к осмыслению на научном уровне накопленного педагогического и исследовательского опыта. Педагог, стремясь к самореализации, находит новый ценностный смысл не только в реализации, но и в трансляции своих достижений. В этом плане наблюдается качественный рост показателей профессиональной квалификации. Происходит интеграция преподавательской, методической и научной деятельности. Преподаватель проявляет стремление ориентироваться в новых научных знаниях, трансформировать такие знания, участвовать в научно-практических конференциях, проявлять публикационную активность и т. д.
Отметим, что научно-методическая культура предполагает постепенное наращивание ее компонентов. Педагог организации дополнительного профессионального образования является профессионалом, находящимся в процессе качественного профессионального роста. Вместе с тем преподаватели учреждения повышения квалификации являются специалистами, которых не готовили специально к деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Педагоги предают научные знания или практический опыт. Т. е. кто-то из педагогов, транслирует опыт школьного учителя, преподавателя вуза, ученого, тьютора и т. д. Преподаватели обладают разным набором знаний и умений, и в силу данного факта, испытывают те или иные затруднения в реализации различных аспектов профессиональной деятельности. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что у преподавателей преобладает педагогическая, исследовательская или иная направленность в осуществлении профессиональной деятельности [7]. А. Г. Эфендиев [8] приводит данные о моделях сочетания научной и педагогической деятельности по основаниям креативности и подготовленности педагога. Наличие предпочтений у преподавателя обуславливает внимание к проблеме целенаправленного влияния на развитие всех компонентов научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования.
Такое влияние, в свою очередь, требует системного проектирования педагогических
воздействий. Мы предлагаем реализовать данное проектирование в виде педагогической стратегии. Обращение к такой форме описания научного обобщения процесса педагогического влияния на развитие научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования обусловлено достижениями педагогической теории и особенностями образовательной практики.
Нужно сказать, что формирование такого качества, как научно-методическая культура, является длительным процессом. То есть данная задача не может быть решена разовым воздействием в виде специально организованного повышения квалификации. В свою очередь, педагогическая стратегия в самом общем виде понимается как выражение намерений в виде долгосрочного плана и описания способов достижения сложной цели [9]. В соответствие с этим, исследователи установили, что стратегия может описывать не только с точки зрения управленческих аспектов организации деятельности, но и для описания социально-институционального, организационного, группового, индивидуального уровней функционирования образовательных систем и явлений. Такую точку зрения высказывает А. С. Мельничук [10], анализируя варианты прикладного применения стратегического подхода в сфере образования. Применительно к системе непрерывного образования, происходящие изменения характеристик научно-методической культуры преподавателя являются достаточно сложной задачей, требующей наличия понимания динамики данного процесса.
Описание стратегии при этом включает целевое ориентирование долгосрочной задачи, теоретико-методологическое обоснование, содержательную модель деятельности, стратегические условия, прогнозируемые результаты деятельности [11].
Целевое ориентирование проектируемой стратегии позволяет содействовать преподавателям учреждения дополнительного профессионального образования в развитии у них личностных и профессиональных характеристик научно-методической культуры. Так как эти характеристики рассматриваются нами как целостное личностно-профессиональное каче-
ство, которое реализуется на разных этапах профессионального развития, можно выделить комплекс задач, направленных на развитие каждого элемента научно-методической культуры:
- ориентирование педагогов в элементах научной и педагогической этики;
- актуализация ценностного отношения к содержанию образования, способам и результатам его реализации;
- активизация способности осмысливать научное знание и осуществлять его методическое преобразование;
- содействие в освоении элементов научно-педагогической, методической и преподавательской компетентности, в педагогическом взаимодействии со взрослыми обучающимися.
Реализация целевой ориентации стратегии предполагает наличие теоретических представлений о закономерностях развития педагогических процессов или явлений, наличие общей руководящей идеи. Данные теоретические представления в аспекте нашего исследования заключаются в соответствии проектируемых нами воздействий обоснованной педагогической методологии.
Такой методологией нами избраны положения культурологического, системно-деятельностного, андрагогического и акмео-логического подходов.
Применение культурологического подхода обусловливает понимание особенностей развития научно-методической культуры преподавателя, в контексте личностных и профессионально-педагогических ценностей, научно-педагогической этики, творческой природе профессиональной культуры, профессиональной самоидентификации [12].
Психологические особенности развития личности и системной организации дополнительного профессионального образования хорошо согласуются с положениями системно -деятельностного подхода [13]. Целевая ориентация и системная интерпретация педагогической стратегии развития научно-методической культуры преподавателя основана на коллективной и индивидуальной деятельности. Это позволяет задействовать ресурсы внутриорганизационного повышения квалификации.
Р. А Эльмурзаева
Проектирование педагогический стратегии развития...
Реализация таких форм поддерживается положениями андрагогического и акмеологи-ческого подходов. Данные подходы определяют принципы отбора содержания образования, выбор форм и методов педагогического взаимодействия со взрослыми обучающимися. Применение данных подходов определяет следующие направления деятельности: акцент на рефлективную субъектную позицию преподавателя, приоритет самостоятельности, форм активного субъект-субъектного взаимодействия, воздействие на личностные установки на основе опыта, востребованность результатов обучения в практической деятельности, поддержку самореализации и самопроектирования профессиональной деятельности [14; 15].
Еще одним важным элементом проектирования стратегии является формализация совокупности действий в виде модели развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. Данная модель будет отражать теоретические аспекты преобразования педагогической действительности. То есть при ее описании формализуются содержательные и процессуальные аспекты деятельности всех субъектов в решении задачи содействия педагогу в развитии научно-методической культуры. Элементами такой модели являются целевой, содержательный, реализационный и результативный компоненты, отражающие основные направления развития научно-методической культуры преподавателя. Определяются содержание и возможные варианты его осуществления в формах и методах деятельности.
Нужно отметить, что педагогическая стратегия, имея сходные черты с научным методом моделирования, позволяет более подробно отразить практико-ориентированные педагогические действия. Определенные цели и задачи, содержание, формы и методы развития научно-методической культуры должны найти отражение в описании действий субъектов образовательных отношений. Такое описание требует уточнения модели в виде возможных вариантов ее реализации, исходя из конкретных педагогических условий. Данные условия учитывают возможности образовательной организации, уровень развития
научно-методической культуры преподавателей, их готовность к реализации различных форм внутриорганизационного обучения и т. д. Успех реализации заявленной стратегии во многом зависит от адекватной интерпретации стратегических условий, определяющих конкретные способы достижения поставленных задач. В этом компоненте проектирование педагогических воздействий на научно -методическую культуру в виде педагогической стратегии имеет определенные преимущества. Практико-ориентированность такой стратегии можно считать элементом научной новизны при описании способа достижения предполагаемого результата с учетом существующих возможностей и ограничений.
Прогнозируемые результаты развития научно-методической культуры, в свою очередь, позволяют соотносить цели, содержание мер воздействия, формы и методы их реализации с существенными изменениями. Появляется возможность корректировать, индивидуализировать данные формы и методы не только на этапе проектирования, но и на этапе реализации педагогической стратегии. Прогнозирование таких результатов может осуществляться в формальном и неформальном аспектах, количественном и качественном измерениях.
Итак, при описании возможностей развития научно-методической культуры преподавателя в условиях учреждения дополнительного профессионального образования мы обратились к методу проектировании педагогической стратегии деятельности. Данный метод вполне применим в педагогических исследованиях. Для осуществления проектирования необходимо опираться на представление о педагогической стратегии как целевом ориентире для решения долгосрочной задачи.
Педагогическая стратегия в целом согласуется с методологией научного познания, которая отдает приоритет пониманию сущности научных явлений и закономерностей осуществляемых процессов. В этом плане проектирование педагогической стратегии развития научно -методической культуры преподавателя отражает намерения и цели воздействия на данный вид культуры. При этом стратегия опирается на научную методологию культурологического, системно-деятельностного, андрагогического и
акмеологического подходов. Также стратегия включает формализованный план педагогических воздействий и учитывает ресурсы и ограничения педагогической действительности, ориентацию на прогнозируемый результат.
Все это определяет этапы проектирования избранной педагогической стратегии: анализ педагогической проблемы, определение целей и задач деятельности, опора на адекватную методологию, моделирование обобщенного плана действий, определение стратегических условий и плана реализации действий. Данное описание хорошо отражает логику нашего исследования возможностей развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. Представление отдельных элементов педагогической стратегии будет являться предметом дальнейшего исследования. В теоретическом плане стратегия требует интерпретации в виде модели развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. В практическом плане модель будет поддержана выбором стратегических условий, в которых она будет реализована. Практику реализации данной модели и условий, в свою очередь, следует отразить при описании методики осуществляемых воздействий.
Библиографический список:
1. Кузнецова И. Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации / И. Ю. Кузнецова // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2011. - № 2 (4). - С. 40-45.
2. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - № 3. -С.37-43.
3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система / И. Ф. Исаев // Гаудеамус. - 2002. - № 1. - С. 20-30.
4. Исаева Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Т. Е. Исаева. - Ростов н/Д., 2003. - 427 а
5. Плеханова Л. А. Развитие методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования [Элек-
тронный ресурс] / Л. А. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. -Режим доступа: http://www.stience-educatюn. ru/ru/artide/view?id=5887 (дата обращения: 24.06.2019).
6. Подповетная Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза / Ю. В. Подповетная, И. В. Резанович. -М. : ВЛАДОС, 2012. - 284 с.
7. Толстоухова И. В. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований / И. В. Толстоухова, Т. А. Фугелова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. -С. 2483-2487.
8. Эфендиев А. Г. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции / А. Г. Эфен-диев, К. В. Решетникова // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 87-120.
9. Сериков Г. Н. Управление образовательным учреждением. Ч. 1: Явление и понятия : учеб. для студентов пед. специальностей / Г. Н. Сериков. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ; ИЦ «Уральская академия», 2007. - 280 с.
10. Мельничук А. С. Понятие «стратегия» в исследованиях образования: контексты и варианты использования / А. С. Мельничук // Ак-меология. - 2017. - № 2. - С. 42-48.
11. Игнатова, В. В. Стратегический подход в педагогике высшей школы в инновационном осмыслении / В. В. Игнатова // Вестник Академии знаний. - 2012. - № 1. - С. 57-62.
12. Исаев, И. Ф. Культурологический подход к исследованию проблем профессионализма педагога / И. Ф. Исаев // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 4. - С. 32-36.
13. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. -№ 4.- С. 18-22.
14. Бегидова С. Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности / С. Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 20-27.
15. Змеёв С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России / С. И. Змеёв // Отечественная и зарубежная педагогика. -2015. - № 3 (24). - С. 94-101.
P A Э■ммурэа£6а
ffpoeKmupoeauue nedasosmecKgü empameeuu pa30umux...
References:
1. Kuznetsova I. Yu. Development of the subjective position of a teacher in the process of professional development [Razvitie sub'ektnoy pozitsii pedagoga v protsesse povysheniya kvali-fikatsii]. Professional education in Russia and abroad, 2011, No. 2 (4), pp. 40-45.
2. Bondarevskaya E. V. Pedagogical culture as a public and personal value [Pedagogicheskaya kul'tura kak obshchestvennaya i lichnostnaya tsen-nost']. Pedagogy, 1999, No. 3, pp. 37-43.
3. Isayev I. F. Professional and pedagogical culture of the higher school teacher as a self-developing system [Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshey shkoly kak samorazvivay-ushchayasya sistema]. Gaudeamus, 2002, No. 1, pp.20-30.
4. Isayeva T. E. Teacher's pedagogical culture as a condition and indicator of the quality of the educational process in higher education: Diss. of doc. of ped. sci. [Pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya kak uslovie i pokazatel' kachestva obra-zovatel'nogo protsessa v vysshey shkole: Dis. d-ra ped. nauk], Rostov-on-Don, 2003. 427 p.
5. Plekhanova L. A. Development of methodical culture of the teacher of the institution of additional professional education [Razvitie metodicheskoy kul'tury prepodavatelya uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya]. Modern problems of science and education, 2012, No. 2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5 887 (accessed date: 06/24/2019).
6. Podpovetnaya Yu. V., Rezanovich I. V. Concept of development of scientific-methodical culture of the teacher of the university [Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoy kul'tury prepodavatelya vuza], Moscow, 2012. 284 p.
7. Tolstoukhova I. V., Fugelova T. A. The question of the specificity of the professional activity of the university teacher in the conditions of innovative transformations [K voprosu o spetsifike profession-al'noy deyatel'nosti prepodavatelya vuza v usloviyakh innovatsionnykh preobrazovaniy]. Fundamental research, 2015, No. 2-11, pp. 2483-2487.
8. Efendiev A. G., Reshetnikova K. V. Professional activities of teachers of Russian universities: problems and main tendencies [Professional'naya deyatel'nost' prepodavateley rossiyskikh vuzov: problemy i osnovnye tendentsii]. Education issues, 2008, No. 1, pp. 87-120.
9. Serikov G. N. Management of an educational institution [Upravlenie obrazovatel'nym uchre-zhdeniem] Vol. 1, Phenomenon and concepts: book for students of pedagogical specialties, Chelyabinsk, 2007. 280 p.
10. Melnichuk A. S. Concept of "strategy" in education research: contexts and variants of use [Ponyatie "strategiya" v issledovaniyakh obrazovaniya: konteksty i varianty ispol'zovaniya], Ackmeologiya, 2017, No. 2, pp. 42-48.
11. Ignatova V. V. Strategic approach in pedagogy of higher school in innovative thinking [Strategicheskiy podkhod v pedagogike vysshey shkoly v innovatsionnom osmyslenii], Bulletin of the Academy of Knowledge, 2012, No. 1, pp. 57-62.
12. Isaev I. F. Cultural approach to the study of teacher professionalism [Kul'turologicheskiy pod-khod k issledovaniyu problem professionalizma pedagoga], Siberian pedagogical journal, 2006, No. 4, pp. 32-36.
13. Asmolov A. G. System-activity approach to the development of new generation standards [Sis-temno-deyatel'nostnyy podkhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya], Pedagogy, 2009, No. 4, pp. 18-22.
14. Begidova S. N. Akmeological determinants of professional development of personality [Ak-meologicheskie determinanty professional'nogo stanovleniya lichnosti], Bulletin Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2012, No. 1, pp. 20-27.
15. Zmeyov S. I. Adult education and andra-gogy in realization of the concept of continuous education in Russia [Obrazovanie vzroslykh i an-dragogika v realizatsii kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii], Domestic and foreign pedagogy, 2015, No. 3 (24), pp. 94-101.