Научная статья на тему 'Проектирование отраслевого законодательства федеральными органами исполнительной власти: определение законодательных границ '

Проектирование отраслевого законодательства федеральными органами исполнительной власти: определение законодательных границ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ведомственная правотворческая практика / федеральные органы исполнительной власти / правотворческие решения / нормативный акт / инновационные решения / departmental lawmaking practice / federal executive authorities / lawmaking decisions / normative act / innovative solutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

В статье рассмотрены общие вопросы нормативно-правового проектирования федеральными органами исполнительной власти законодательных и иных нормативных актов, в том числе законодательные границы при разработке правотворческого решения и, соответственно, определении предмета его правового регулирования. Отдельное внимание уделено вопросам соблюдения правил юридической техники в процессе нормативно-правового проектирования, в том числе отражены вопросы применения пределов проведения правовой и антикоррупционной экспертиз и иных средств повышения эффективности в ведомственном правотворчестве. Акцентируется внимание на инновационных решениях, применимых в ведомственном правотворчестве и, соответственно, их влиянии на устоявшиеся подходы к разработке нормативного массива законодательного и подзаконного уровней. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing sectoral legislation by federal executive authorities: defining legislative boundaries

The article examines general problems of regulatory design of legislative and other normative acts carried out by federal executive authorities, including legislative boundaries in the development of law-making decisions and, accordingly, the definition of the subjects of the regulations created by such decisions. Particular attention is paid to the issues of compliance with the rules of legal technique in the process of regulatory design, including the issues related to application of the limits of legal and anti-corruption expertise and other means of enhancing efficiency in departmental lawmaking. The article also focuses on innovative solutions applicable in departmental lawmaking and their impact on established approaches in the development of the regulatory corpus of legislative and sub-legislative levels. Conclusions on the researched issues are presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование отраслевого законодательства федеральными органами исполнительной власти: определение законодательных границ »

Закон и право. 2024. № 7. С. 15-18. Law and legislation. 2024;(7):15-18.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 340.1

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-15-18 NIION: 1997-0063-7/24-348

EDN: https://elibrary.ru/XVKDBT MOSURED: 77/27-001-2024-7-548

Проектирование отраслевого законодательства федеральными органами исполнительной власти: определение законодательных границ

Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, GvozdezkiyD@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены общие вопросы нормативно-правового проектирования федеральными органами исполнительной власти законодательных и иных нормативных актов, в том числе законодательные границы при разработке правотворческого решения и, соответственно, определении предмета его правового регулирования. Отдельное внимание уделено вопросам соблюдения правил юридической техники в процессе нормативно-правового проектирования, в том числе отражены вопросы применения пределов проведения правовой и антикоррупционной экспертиз и иных средств повышения эффективности в ведомственном правотворчестве. Акцентируется внимание на инновационных решениях, применимых в ведомственном правотворчестве и, соответственно, их влиянии на устоявшиеся подходы к разработке нормативного массива законодательного и подзаконного уровней. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: ведомственная правотворческая практика, федеральные органы исполнительной власти, правотворческие решения, нормативный акт, инновационные решения.

Для цитирования: Гвоздецкий Д.С. Проектирование отраслевого законодательства федеральными органами исполнительной власти: определение законодательных границ // Закон и право. 2024. № 7. С. 15—18. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-15-18 ЕБЫ: https://elibrary.ru/XVKDBT

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Designing sectoral legislation by federal executive authorities:

defining legislative boundaries

Dmitry S. Gvozdetsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, GvozdezkiyD@yandex.ru

Abstract: The article examines general problems of regulatory design of legislative and other normative acts carried out by federal executive authorities, including legislative boundaries in the development of law-making decisions and, accordingly, the definition of the subjects of the regulations created by such decisions. Particular attention is paid to the issues of compliance with the rules of legal technique in the process of regulatory design, including the issues related to application of the limits of legal and anti-corruption expertise and other means of enhancing efficiency in departmental lawmaking. The article also focuses on innovative solutions applicable in departmental lawmaking and their impact on established approaches in the development of the regulatory corpus of legislative and sub-legislative levels. Conclusions on the researched issues are presented.

Keywords: departmental lawmaking practice, federal executive authorities, lawmaking decisions, normative act, innovative solutions.

For citation: Gvozdetsky D.S. Designing sectoral legislation by federal executive authorities: defining legislative boundaries // Law and legislation. 2024;(7):15—18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-7-15-18 EDN: https://elibrary.ru/XVKDBT

© Гвоздецкий Д.С. М., 2024. ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

Ведомственная правотворческая практика постепенно видоизменяется в результате постановки новых целей и задач перед федеральными органами исполнительной власти, в том числе трансформации социально-экономических и иных сфер, что непосредственным образом отражается и на изменении подходов в нормативно-правовом проектировании соответствующего нормативного массива как законодательного, так и подзаконного уровней, с учетом их отраслевых особенностей при разработке соответствующих правотворческих решений. Наряду с этим обеспечению эффективности правотворчества способствует его концептуальное обоснование, в том числе научное юридическое прогнозирование [3, с. 51].

При этом необходимо обратить внимание, что отраслевое законодательство находится в постоянном обновлении посредством разработки новых правотворческих решений, внесением изменений в действующие законодательные и иные нормативные акты, в том числе признания утратившими силу отдельных структурных единиц нормативного акта, или признания утратившим силу отдельного нормативного акта.

Учитывая многообразие отраслевого законодательства, разработчик еще на этапе правооб-разования определяет законодательные границы для проектируемого нормативного акта с учетом специфики сферы общественных отношений, на правовую регламентацию которой направлен проектируемый акт.

Например, данное требование однозначно отражено в ст. 1 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ, устанавливающей законодательные границы данного ■Закона в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики.

Необходимо обратить внимание, что в ведомственном правотворчестве с учетом принимаемых законодательных инициатив, в том числе концепций, в части внедрения цифровых технологий в нормативно-правовое проектирование законодательных и иных нормативных актов имеется тенденция видоизменения как правотворческих процедур, так и процедур подготовки соответствующего нормативного материала.

Наряду с этим инновационные решения являются исключительно помощником для эксперта в проектировании нормативного акта, на-

правленные на определение (установление) законодательных границ разрабатываемого акта. При этом, как отмечается в научной литературе, что нашло свое подтверждение в правотворческой практике, эффективность законодательства зависит от эффективности правотворческой деятельности [6, с. 347] еще на этапе правообразо-вания, в рамках которого инновациям в ближайшем будущем будет отведена ключевая роль.

Безусловно, инновационные решения, применимые в ведомственном правотворчестве, влияют на устоявшиеся подходы в нормативно-правовом проектировании законодательных и иных нормативных актов, отражая тем самым взаимодействие правовых традиций и инноваций [5, с. 100].

В то же время первые разработки технологии искусственного интеллекта, возможные для реализации в ведомственном правотворчестве, представляются среди инновационных решений наиболее действенными инструментами, повышающими эффективность всей законодательной системы и ее анализа на предмет ошибок [4, с. 101].

Принимая во внимание изложенное, в контексте дальнейшего внедрения в ведомственное правотворчество инноваций необходимо учитывать и возможности машиночитаемого права, направленного на оптимизацию рутинной работы в процессе проектирования нормативного акта.

Одновременно с этим целесообразно придерживаться выработанных правотворческой практикой практических подходов к нормативно -правовому проектированию законодательных и иных нормативных актов, учитывая и тенденцию внедрения цифры в правотворческий цикл в сочетании со средствами повышения эффективности проектируемых структурных единиц нормативного акта, являющимися в том числе инструментом профилактических мер, способствующих снижению вероятности возможных законодательных пробелов [2, с. 16, 18].

Внедряемые инновационные решения позволяют не только вывести правотворчество на новый уровень, но и существенно снизить нагрузку на аппараты правотворческих и иных органов, задействованных в правотворческом процессе [7, с. 15]. Посредством инновационных решений снижается вероятность в зарегулиро-ванности отраслевого законодательства, а также обеспечивается многоаспектная проработка проектируемого акта, позволяющая также сни-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

зить «догоняющий» характер ведомственного правотворчества [1, с. 22].

Таким образом, формируемая ведомственная правотворческая практика с применением инновационных решений является одной из основ для принятия соответствующих методических рекомендаций, направленных на возможную минимизацию допускаемых правотворческих ошибок федеральными органами исполнительной власти в процессе проектирования нормативных актов, определения пределов проведения правовой и антикоррупционной экспертиз и иных средств повышения эффективности в ведомственном правотворчестве, что непосредственным образом отражается и на определении законодательных границ проектируемого акта.

Отдельное внимание в качестве средства повышения эффективности проектирования нормативного акта отводится как правовой, так и антикоррупционной экспертизе, в рамках которых учитываются концептуальные положения проектируемого акта, не выходя за рамки его предмета правового регулирования, обеспечивающие качество законов и иных актов [8, с. 115].

В целом в процессе нормативно-правового проектирования законодательных и иных нормативных актов, как отмечено выше, учитываются пределы применения средств повышения эффективности проектируемых нормативных актов, в частности их отраслевая специфика, в том числе предмет ведения, уровень правового регулирования и круг лиц, чьи права затрагиваются разрабатываемым актом.

В то же время при установлении (закреплении) в проектируемом акте законодательных границ следует придерживаться правил юридической техники, обеспечивающих предельную ясность и взаимосвязанную логику каждой структурной единицы проектируемого нормативного акта.

На основании вышеизложенного возможно привести ряд выводов:

1. Определение законодательных границ проектируемого нормативного акта — это основа для ведомственного правотворчества, обеспечивающая создание непротиворечивого прозрачного законодательства. В то же время потенциальная эффективность структурных единиц разрабатываемого нормативного акта напрямую связана с соблюдением каждым федеральным органом исполнительной власти исключительно своей компетенции в проработке соответствующего

нормативного массива законодательного и подзаконного уровней.

2. Тенденции применения инновационных решений в нормативно-правовом проектировании законодательных и иных нормативных актов и, соответственно, предлагаемые варианты решения возникающих проблем в связи с их применением возможно закрепить в единых ведомственных методических рекомендациях.

При этом с учетом актуальности применения инновационных решений в рамках ведомственного правотворчества целесообразно проведение на систематической основе различного уровня конференций и семинар-совещаний, которые в некоторой степени являются основой для выработки консолидированной позиции по наиболее актуальным вопросам, что одновременно является и началом формирования отдельной доктрины.

Список источников

1. Гвоздецкий Д.С. Инновационные решения в ведомственном правотворчестве как инструмент снижения зарегулированности отраслевого законодательства // Закон и право. 2024. № 6.

2. Гвоздецкий Д. С. Практические подходы к разработке проектов нормативных актов в системе федеральных органов исполнительной власти // Закон и право. 2024. № 5.

3. Залоило М.В. Стратегическое планирование в обеспечении эффективности правотворчества // Журнал рос. права. 2018. № 4.

4. Куракина С.И., МхитарянЛ.Ю. Особенности применения цифровых технологий в правотворчестве на современном этапе // Между -нар. науч.-исслед. журнал. 2021. № 5 (107). Часть 3. Май.

5. Милосердое А.С., Николаев А.И. Современный законодательный процесс: правовые детерминанты и технологические императивы // Образование и право. 2023. № 11. 2023.

6. Мушинский М.А. Эффективность правотворческой деятельности и эффективность законодательства: соотношение и критерии // Юрид. техника. 2012. № 6.

7. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал рос. права. 2018. № 9.

8. Черепанова Е.В. Антикоррупционная экспертиза как элемент правового мониторинга: сравнительно-правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 2.

ЬАМ & LEGISLATION • 07-2024

References

1. Gvozdetsky D.S. Innovative solutions in departmental lawmaking as a tool to reduce the overregulation of sectoral legislation // Law and legislation. 2024. № 6.

2. Gvozdetsky D.S. Practical approaches to the development of draft regulations in the system of federal executive authorities // Law and legislation. 2024. № 5.

3. Zaloilo M. V. Strategic planning in ensuring the effectiveness of lawmaking // Journal of Russian Law. 2018. № 4.

4. Kurakina S.I, Mkhitaryan L.Yu. Features of the use of digital technologies in lawmaking at the

present stage // International Scientific Research Journal. 2021. № 5 (107). Part 3. May.

5. Miloserdov A.S., Nikolaev A.I. Modern legislative process: legal determinants and technological imperatives //Education and law. 2023. № 11.

6. Mushinsky M.A. Efficiency of law-making activity and effectiveness of legislation: correlation and criteria // Legal technique. 2012. № 6.

7. Khabrieva T. Ya. Law before the challenges of digital reality // Journal of Russian Law. 2018. № 9.

8. Cherepanova E. V. Anti-corruption expertise as an element of legal monitoring: comparative legal research // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2019. № 2.

Информация об авторе

Гвоздецкий Д.С. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 08.06.2024; принята к публикации 14.06.2024.

Information about the author

Gvozdetsky D.S. — senior lecturer of the department of state law and criminal law disciplines

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 08.06.2024; accepted for publication 14.06.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ISBN: 978-5-238-03605-2

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.