Научная статья на тему 'Правообразование как начальная основа проектирования нормативного акта федеральными органами исполнительной власти'

Правообразование как начальная основа проектирования нормативного акта федеральными органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правообразование / проектирование нормативного акта / правотворческое решение / ведомственное правотворчество / федеральные органы исполнительной власти / инновационные решения / law formation / regulatory act design / legislative decision-making / departmental lawmaking / federal executive authorities / innovative solutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

В статье отмечается, что стадия правообразования имеет основополагающее значение в контексте дальнейшей проработки правотворческого решения на последующих стадиях ведомственного правотворчества. Акцентируется внимание на содержании правообразования как начальной стадии проектирования нормативного акта, предопределяющей его целесообразность для действующего порядка. Особое внимание обращается на необходимость системного законодательного регулирования отраслевого законодательства, а также выявление целесообразности в разработке нормативного акта и, соответственно, предотвращение возможной зарегулированности отдельной сферы. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law formation as the initial basis for designing regulatory acts by federal executive authorities

The article notes that the stage of law formation has fundamental importance in the context of further elaboration of the legislative decision at the subsequent stages of departmental lawmaking. Emphasis is placed on the content of law formation as the initial stage of designing a regulatory act, which predetermines its expediency for the current procedure. Separate attention is drawn to the need for systematic legislative regulation of sectoral legislation, as well as for the identification of expediency in the development of a regulatory act and, accordingly, the prevention of possible overregulation of a particular sphere. Conclusions on the studied issues are presented.

Текст научной работы на тему «Правообразование как начальная основа проектирования нормативного акта федеральными органами исполнительной власти»

Закон и право. 2024. № 8. С. 21-24. Law and legislation. 2024;(8):21-24.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-21-24 EDN: https://elibrary.ru/VRNQOE

NIION: 1997-0063-8/24-399 MOSURED: 77/27-001-2024-8-599

Правообразование как начальная основа проектирования нормативного акта федеральными органами исполнительной власти

Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, GvozdezkiyD@yandex.ru

Аннотация. В статье отмечается, что стадия правообразования имеет основополагающее значение в контексте дальнейшей проработки правотворческого решения на последующих стадиях ведомственного правотворчества. Акцентируется внимание на содержании правообразования как начальной стадии проектирования нормативного акта, предопределяющей его целесообразность для действующего порядка. Особое внимание обращается на необходимость системного законодательного регулирования отраслевого законодательства, а также выявление целесообразности в разработке нормативного акта и, соответственно, предотвращение возможной зарегулированности отдельной сферы. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: правообразование, проектирование нормативного акта, правотворческое решение, ведомственное правотворчество, федеральные органы исполнительной власти, инновационные решения.

Для цитирования: Гвоздецкий Д.С. Правообразование как начальная основа проектирования нормативного акта федеральными органами исполнительной власти // Закон и право. 2024. № 8. С. 21—24. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-21-24 ББЫ: https://elibrary.ru/VRNQOE

Original article

Law formation as the initial basis for designing regulatory acts by federal executive authorities

Dmitry S. Gvozdetsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, GvozdezkiyD@yandex.ru

Abstract. The article notes that the stage of law formation has fundamental importance in the context of further elaboration of the legislative decision at the subsequent stages of departmental lawmaking. Emphasis is placed on the content of law formation as the initial stage of designing a regulatory act, which predetermines its expediency for the current procedure. Separate attention is drawn to the need for systematic legislative regulation of sectoral legislation, as well as for the identification of expediency in the development of a regulatory act and, accordingly, the prevention of possible overregulation of a particular sphere. Conclusions on the studied issues are presented.

Keywords: law formation, regulatory act design, legislative decision-making, departmental lawmaking, federal executive authorities, innovative solutions.

For citation: Gvozdetsky D.S. Law formation as the initial basis for designing regulatory acts by federal executive authorities // Law and legislation. 2024;(8):21—24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-21-24 EDN: https://elibrary.ru/VRNQOE

© Гвоздецкий Д.С. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 08-2024

Первоначальная проработка правотворческого решения федеральными органами исполнительной власти еще на стадии правообразования закладывает основу для всего правотворческого цикла по дальнейшему его сопровождению на последующих стадиях ведомственного правотворчества. Тем самым по сути правообразование представляет собой поиск потребности, необходимости правового урегулирования определенных общественных отношений или изменения такого регулирования [1, с. 33, 34].

При этом правообразование начинается до государственного вмешательства [7, с. 60], выражающегося в том числе в правообразующем решении государственного органа нормативного характера [5, с. 87], осуществляющегося под воздействием разнообразных факторов общественного развития [9, с. 13] на основе глубокого изучения социальных закономерностей [10, с. 10].

Основываясь на существующей правотворческой практике, включая научные исследования по рассматриваемой проблематике, представляется возможным заключить, что в рамках правообразования формируется сам механизм правового регулирования общественных отношений еще до оформления правотворческого решения в нормативную форму.

Иными словами, в рамках рассматриваемого начального этапа нормативно-правового проектирования соответствующего нормативного массива осуществляется проработка имеющихся мнений с учетом официальных позиций органов государственной власти и представителей научного сообщества, которые требуется в случае целесообразности отразить в проекте разрабатываемого акта.

Одновременно с этим на этапе правообразования и последующих стадиях ведомственного правотворчества предмет правового регулирования разрабатываемого нормативного акта может корректироваться с учетом сферы общественных отношений и соответствующей правоприменительной практики, учитывающей состояние нормативного регулирования затрагиваемой сферы.

Также с учетом проводимых на систематической основе исследований в части возможного применения инновационных решений в ведомственном правотворчестве и формирования на основании указанного правотворческого опыта с применением цифры еще на этапе правооб-разования возможно до принятия поручения на разработку нормативного акта выявить его целесообразность для действующего порядка и,

соответственно, обусловить предотвращение возможной зарегулированности соответствующего отраслевого законодательства.

В связи с этим инновационные решения, применимые в ведомственном правотворчестве, имеют определяющее значение на этапе право-образования в контексте планирования и разработки проектируемого нормативного акта, его целесообразности для действующего порядка и, соответственно, дальнейшего влияния разрабатываемого правотворческого решения на правовое регулирование социально-экономических и иных сфер. При этом одним из передовых направлений развития права является создание концепта машиночитаемого права [4, с. 85—96], направленного на повышение качества прорабатываемого правотворческого решения.

Принимая во внимание изложенное, представляется возможным заключить, что инновационные решения позволяют разработчику проектируемого акта уделять большую часть своего времени непосредственно экспертной работе [2, с. 29].

Одновременно с этим эффективность принимаемых нормативных актов следует рассматривать через призму его реализации [8, с. 347]. В свою очередь, контекст разрабатываемого правотворческого решения еще в рамках правооб-разования как начальной основы проектирования нормативного акта в некоторой степени предопределяется и концепцией правопонимания, которой придерживается разработчик.

Нормативно-правовое проектирование законодательных и иных нормативных актов через призму концепций правопонимания в некото -рой степени позволяет определить возможный вектор дальнейшего развития отраслевого законодательства и его осмысления. При этом каждая концепция правопонимания отражает исключительно в своем контексте формирующиеся общественные отношения [3, с. 21].

В рамках правообразования прорабатываются варианты наиболее эффективного конструирования структурных единиц нормативного акта, учитывающие соответствующие законодательные границы и предмет правового регулирования разрабатываемого правотворческого решения. Наряду с этим повышенные требования нормативного регулирования необходимы для обеспечения единообразной правоприменительной практики. Для достижения вышеуказанного необходимо еще на этапе правообразо-вания формировать основы проектирования нормативного акта и его дальнейшей проработ-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

ки на последующих стадиях ведомственного правотворчества.

В свою очередь, прорабатываемые позиции органов государственной власти, в том числе представителей научного сообщества, еще на этапе правообразования до принятия соответствующего поручения о разработке нормативного акта позволяют выработать надлежащий подход к порядку применения проектируемых структурных единиц нормативного акта и при необходимости концептуальной корректировки нормативного регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

Поэтому от выработанной концептуальной позиции разработчика нормативного акта в дальнейшем будет зависеть формирование правоприменительной практики, имеющей достаточно жесткую процедуру [6, с. 73], единообразие которой зависит от максимально ясного изложения структурных единиц проектируемого нормативного акта.

Таким образом, соблюдение правил юридической техники ответственными разработчиками как законодательных, так и иных нормативных актов представляет собой основное условие в проектировании процедурного законодательства, включающее текущие изменения, происходящие в социально-экономической и иных сферах.

На основании вышеизложенного возможно привести ряд выводов:

1. Рассмотренный этап ведомственного правотворчества отражает формирование общей концепции проектирования нормативного акта федеральными органами исполнительной власти, учитывающей тенденции и направления развития отраслевого законодательства с учетом содержания развивающихся социально-экономических и иных сфер.

2. Проработка концептуальных основ проектируемого нормативного акта позволяет определить его законодательные границы и целесообразность для уже установленного порядка нормативного регулирования конкретной сферы общественных отношений, что находит свое положительное отражение в насыщенной правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных органов государственной власти. Вышеуказанное в сочетании со средствами повышения эффективности разрабатываемого акта способствует решению проблемы в проектировании нормативно-правовой основы отраслевого законодательства.

Список источников

1. Анохин Ю.В. Правообразование и правотворчество в теоретико-правовой науке // Науч. вестник Омской академии МВД России. 2022. № 1 (84).

2. Гвоздецкий Д.С. Влияние инновационных решений на качество проектируемых нормативных актов // Гос. служба и кадры. 2024. № 2.

3. Гвоздецкий Д.С. Влияние концепций пра-вопонимания на правотворческие решения // Закон и право. 2024. № 3.

4. Литанская М.А., Привалов С.А. Развитие технологий машиночитаемого права: теоретические проблемы и перспективы // Журнал рос. права. 2022. № 10. С. 85-96.

5. Метшин И.Р. Понятие правообразующего решения государственного органа // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 3.

6. Метшин И.Р. Понятие правообразующих позиций органов государственной власти // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2011. № 9.

7. Метшин И.Р. «Правообразование» как теоретико-правовая категория // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 6.

8. Мушинский М.А. Эффективность правотворческой деятельности и эффективность законодательства: соотношение и критерии / / Юрид. техника. 2012. № 6.

9. Придворов Н.А., Трофимов В.В. Правообра-зование и правообразующие факторы в праве: Монография. М.: Норма: ИНФРА, 2023.

10. Трофимов В.В. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.А. Придворова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская гос. академия права», 2009.

References

1. Anokkin Yu. V. Law education and lawmaking in theoretical and legal science // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 1 (84).

2. Gvozdetsky D.S. The influence of innovative solutions on the quality of projected regulations / / Civil service and personnel. 2024. № 2.

3. Gvozdetsky D.S. The influence of concepts of legal understanding on law-making decisions / / Law and legislation. 2024. № 3.

4. Lipckanskaya M.A., Privalov S.A. Development of machine-readable law technologies: theoretical

LAW & LEGISLATION • 08-2024

problems and prospects // Journal of Russian Law. 2022. № 10. Pp. 85-96.

5. Metshin I.R. The concept of a law-making decision of a state body // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 3.

6. Metshin I.R. The concept of the law-forming positions of public authorities // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 9.

7. Metshin I.R. «Legal education» as a theoretical and legal category // Bulletin of the Academy of

Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 6.

8. Mushinsky M.A. Efficiency of law-making activity and effectiveness of legislation: correlation and criteria // Legal technique. 2012. № 6.

9. PridvorovN.A., Trofimov V.V. Legal education and law-forming factors in law: Monograph. Moscow: Norma: INFRA, 2023.

10. Trofimov V.V. Law education in modern society: theoretical and methodological aspect / Edited by N.A. Pridvorov. Saratov: Publishing house of the State Educational Institution of Higher Education «Saratov State Academy of Law», 2009.

Информация об авторе

Гвоздецкий Д.С. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 09.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.

Information about the author

Gvozdetsky D.S. — senior lecturer of the department of state law and criminal law disciplines

The article was submitted 09.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность. 10-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. —351 с. / Под ред. О.В. Зиборова, А.И. Стахова.

ISBN: 978-5-238-03851-3

Рассматриваются ключевые вопросы административной ответственности как института административного права. Анализируются материально-правовые и процессуальные основания административной ответственности, система и виды административных наказаний, общие и особые правила их назначения, структура и механизм производства по делам об административных правонарушениях. Исследуется специфика административно-деликтного производства в арбитражных судах. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, сотрудников органов, обладающих административно-юрисдикционнными полномочиями, а также всех интересующихся проблемами административной ответственности.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.