Научная статья на тему 'Инновационные решения в ведомственном правотворчестве как инструмент снижения зарегулированности отраслевого законодательства '

Инновационные решения в ведомственном правотворчестве как инструмент снижения зарегулированности отраслевого законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ведомственное правотворчество / зарегулированность отраслевого законодательства / «догоняющий» характер ведомственного правотворчества / федеральные органы исполнительной власти / цифровизация / инновационные решения / institutional lawmaking / regulation of sectoral legislation / «catching-up» nature of institutional lawmaking / federal executive bodies / digitalization / innovative solutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

В статье отмечается, что переход ведомственного правотворчества на новую модель нормативно-правового проектирования законодательных и иных нормативных актов с применением инновационных решений позволит в некоторой степени снизить недостатки в нормативно-правовом регулировании социально-экономических и иных сфер, в том числе снизить зарегулированность отраслевого законодательства, что положительно отразится на правоприменительной практике. Рассмотрены критерии эффективности ведомственной правотворческой деятельности, в том числе с учетом внедрения цифровых технологий в правотворческий цикл. Проработаны правотворческие процедуры, применяемые как для законодательных актов, так и для иных нормативных актов, и их отличие. Приведены выдержки законодательства, регламентирующее разработку нормативных актов. Делается акцент, что инновации позволят решить многолетнюю проблему, связанную с «догоняющим» характером нормативно-правового проектирования законодательных и иных нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative solutions in institutional lawmaking as a tool to reduce the overregulation of sectoral legislation

The article notes that the transition of institutional lawmaking to a new model of normative-legal drafting of legislative and other normative acts with the use of innovative solutions will allow to some extent to reduce the shortcomings in the normative-legal regulation of socio-economic and other spheres, including reducing the over-regulation of sectoral legislation, which will have a positive impact on law enforcement practice. The article considers criteria of effectiveness of institutional lawmaking activity, including the introduction of digital technologies in the lawmaking cycle. The lawmaking procedures applied to both legislative acts and other normative acts and their differences are elaborated. The article contains excerpts of legislation regulating the development of normative acts. It is emphasized that innovations will allow solving the perennial problem associated with the «catching-up» nature of regulatory drafting of legislative and other normative acts.

Текст научной работы на тему «Инновационные решения в ведомственном правотворчестве как инструмент снижения зарегулированности отраслевого законодательства »

Закон и право. 2024. № 6. С. 19-22. Law and legislation. 2024;(6):19-22.

Научная статья УДК 341

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-19-22 EDN: https://elibrary.ru/VCERVB

NIION: 1997-0063-6/24-295 MOSURED: 77/27-001-2024-6-495

Инновационные решения в ведомственном правотворчестве как инструмент снижения зарегулированности отраслевого законодательства

Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия,

GvozdezkiyD@yandex.ru

Аннотация. В статье отмечается, что переход ведомственного правотворчества на новую модель нормативно-правового проектирования законодательных и иных нормативных актов с применением инновационных решений позволит в некоторой степени снизить недостатки в нормативно-правовом регулировании социально-экономических и иных сфер, в том числе снизить зарегулированность отраслевого законодательства, что положительно отразится на правоприменительной практике.

Рассмотрены критерии эффективности ведомственной правотворческой деятельности, в том числе с учетом внедрения цифровых технологий в правотворческий цикл. Проработаны правотворческие процедуры, применяемые как для законодательных актов, так и для иных нормативных актов, и их отличие. Приведены выдержки законодательства, регламентирующее разработку нормативных актов.

Делается акцент, что инновации позволят решить многолетнюю проблему, связанную с «догоняющим» характером нормативно-правового проектирования законодательных и иных нормативных актов.

Ключевые слова: ведомственное правотворчество, зарегулированность отраслевого законодательства, «догоняющий» характер ведомственного правотворчества, федеральные органы исполнительной власти, цифровизация, инновационные решения.

Для цитирования: Гвоздецкий Д.С. Инновационные решения в ведомственном правотворчестве как инструмент снижения зарегулированности отраслевого законодательства // Закон и право. 2024. № 6. С. 19—22. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-19-22 ББЫ: https://elibrary.ru/VCERVB

Original article

Innovative solutions in institutional lawmaking as a tool to reduce the overregulation of sectoral legislation

Dmitry S. Gvozdetsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, GvozdezkiyD@yandex.ru

Abstract. The article notes that the transition of institutional lawmaking to a new model of normative-legal drafting of legislative and other normative acts with the use of innovative solutions will allow to some extent to reduce the shortcomings in the normative-legal regulation of socio-economic and other spheres, including reducing the over-regulation of sectoral legislation, which will have a positive impact on law enforcement practice.

The article considers criteria of effectiveness of institutional lawmaking activity, including the introduction of digital technologies in the lawmaking cycle. The lawmaking procedures applied to both legislative acts and other normative acts and their differences are elaborated. The article contains excerpts of legislation regulating the development of normative acts. It is emphasized that innovations will allow solving the perennial problem associated with the «catching-up» nature of regulatory drafting of legislative and other normative acts.

Keywords: institutional lawmaking, regulation of sectoral legislation, «catching-up» nature of institutional lawmaking, federal executive bodies, digitalization, innovative solutions.

For citation: Gvozdetsky D.S. Innovative solutions in institutional lawmaking as a tool to reduce the overregulation of sectoral legislation // Law and legislation. 2024;(6):19—22. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-6-19-22 EDN: https://elibrary.ru/VCERVB

© Гвоздецкий Д.С. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 06-2024

В каждую историческую эпоху меняется содержание и регулирование общественных отношений. В свою очередь формирование общественный отношений является следствием для создания новых правил поведения, в том числе правовых институтов, требующих соответствующего нормативного регулирования. При этом ведомственное правотворчество харак тери-зуется своей интенсивностью в принятии правотворческих решений, подразумевающих, в свою очередь, многостороннюю проработку правовых, экономических, финансовыж, социальныж и иных последствий от принимаемыж нормативныж актов.

Необходимо обратить внимание, что ведомственное правотворчество включающее подготовку ведомственных нормативных актов (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009) не ограничивается только ведомственными актами, ввиду того, что на основании текущих поручений Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации на площадках федеральных органов исполнительной власти осуществляется подготовка и актов большей юридической силы (например, проекты законодательных актов, проекты нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации). Данные положения закреплены Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.

Ведомственное правотворчество является важной составной частью многоаспектного государственного управления, направленного на регулирование социально-экономических и иных сфер. При этом внедрение инновационных решений в нормативно-правовое проектирование законодательных и иных нормативных актов способствует повышению результативности в правотворческой работе федеральных органов исполнительной власти и иных участников данного процесса. В то же время внедрение инно-вационныж решений в ведомственное правотворчество в перспективе позволит решить многолетнюю проблему, связанную с «догоняющим» характером нормативно-правового проектирования и, соответственно, правового регулирования многообразных сфер общественных отношений.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской

Федерации от 15 января 2020 г. В.В. Путин обратил внимание на значимость ускорения рассмотрения «так называемого технологического законодательного пакета», а также на необходимость запуска уже в этом году «гибкого механизма экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в России новых технологий», налаживание современного регулирования «оборота больших данных»1.

В перспективе инновационные решения, автоматизирующие типовые правотворческие процедуры, в том числе функционирующие на модуле искусственного интеллекта, блокчейн-ре-шениях и иных пилотных проектах, позволяют работать с большим объемом информации и тем самым прорабатывать правотворческие решения более эффективно. При этом технология искусственного интеллекта как сложное инновационное решение способна обучаться на основе информации и заданных алгоритмов, делая соответствующие логические выводы [4, с. 88].

Применение инновационных решений в нормативно-правовом проектировании — это новый этап цифровой трансформации ведомственного правотворчества, сочетающий элементы предыдущих цифровых технологий. Принятые концепции и государственные программы, направленные на внедрение инновационных решений в правотворческий процесс, нашли свое отражение в ежедневной работе государственных органов, в том числе и федеральных органов исполнительной власти [2, с. 17].

При этом правотворчество под воздействием новой реальности вполне может поменять ряд своих ключевых параметров [6, с. 10]. В то же время ожидаемый результат от инновационных решений в полном объеме так и не получен.

Одновременно с этим необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день правотворчество приобрело «догоняющий» характер, что является проблемой, которая может быть решена юридическим прогнозированием с использованием современных тенденций [1, с. 6], и это в некоторой степени найдет отражение в росте уровня реализации средств повышения эффективности в проектировании соответствующего нормативного массива.

В условиях развития и внедрения очередных проектных инновационных решений в ведомственное правотворчество правотворческие процедуры подвергаются определенной корректи-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 // Рос. газ. 2020. № 7.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

ровке и соответствующему законодательному закреплению. В то же время текущие правотворческие процедуры должны учитывать целесообразность в разработке проектируемого акта, его объективную потребность в правовом регулировании социально-экономических и иных сфер. При этом перечень правотворческих процедур зависит от вида проектируемого нормативного акта. Например, для ведомственного нормативного приказа предусмотрены процедуры:

1) проработка проектируемого акта ответственным за его разработку соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

2) согласование ведомственного нормативного акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в случае, если проектируемые положения ведомственного акта входят в их компетенцию;

3) направление подписанного ведомственного нормативного акта руководителем федерального органа исполнительной власти в Минюст России для проведения последующей правовой и антикоррупционной экспертизы и государственной регистрации;

4) официальное опубликование акта при условии, если его положения открыты и не содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В свою очередь для законодательного акта, разрабатываемого федеральным органом исполнительной власти на основании поручения Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, предусмотрены следующие правотворческие процедуры:

1) разработка ответственным ведомством проектируемого законодательного акта;

2) согласование акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в случае, если проектируемые положения законодательного акта входят в их компетенцию;

3) доработка и повторное согласование;

4) представление федеральным органом исполнительной власти согласованного законодательного акта в Правительство Российской Федерации;

5) направление законодательного акта в Государственную Думу и его последующее рассмотрение на пленарных заседаниях и одобрение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

6) подписание закона Президентом Российской Федерации, его официальное опубликование и вступление в законную силу.

Проектируемые структурные единицы нормативного акта должны излагаться максимально кратко и иметь ограниченное смысловое содержание, обеспечивая этим их единообразие в правоприменительной практике. В свою очередь, учитывая многообразие сфер отраслевого законодательства и интенсивность в проработке нового нормативного массива законодательного и подзаконного уровней, представляется целесообразным разработчикам придерживаться следующих критериев:

1. Экспертно-правовые, направленные на моделирование и видоизменение существующих правоотношений, учитывающие возможные варианты их регулирования, а также соответствие проектируемого акта действующему отраслевому законодательству и, соответственно, недопущение его зарегулированности в результате принятия разрабатываемого акта.

2. Финансово-правовые позволяют спрогнозировать возможный объем выделяемых бюджетных средств на реализацию разрабатываемых федеральных норм.

3. Экономически-правовые позволяют спрогнозировать влияние разрабатываемого акта на экономические инструменты в сфере бюджетной, налоговой, инвестиционной политики, развитие конкуренции, монополии и других тесно связанных с экономикой сфер и направлений деятельности органов государственной власти и представителей бизнеса.

4. Социально-правовые проецируют варианты социального взаимодействия государства и гражданского общества с учетом введения новых правил и требований; и др.

Отдельного внимания требуют критерии разработки проектируемого нормативного акта посредством применения инновационных решений:

1 ) проработка правотворческого решения в программной среде, характеризующейся своей отказоустойчивостью и защитой данных от их видоизменения в процессе нормативно-правового проектирования законодательного или иного нормативного акта;

2) поэтапный характер разработки (принятия) итогового текста проектируемого акта с последующей его проработкой специалистом-экспертом.

Необходимо отметить, что с внедрением инновационных решений в ведомственное правотворчество вышеуказанные критерии позволят в некоторой степени снизить зарегулированность отраслевого законодательства, что положительно отразится на правоприменительной практике.

LAW & LEGISLATION • 06-2024

На основании изложенного возможно заключить, что проектируемый акт законодательного и подзаконного уровней всегда имеет ряд правовых последствий и влияние на разнообразные сферы общественной жизни. Поэтому целесообразно учитывать проектируемые положения нормативного акта еще на этапе правообразования, что позволяет смоделировать варианты его воздействия на определенную сферу (-ры) и снижение вероятности негативных последствий на существующую правоприменительную практику и, соответственно, исключение возможной вероятности в зарегулированности отраслевого законодательства, способной свести к минимуму действие права как социального регулятора [3, с. 149].

Кроме того, как отмечается в периодической научной литературе, затрагивающей проблематику проектирования структурных единиц нормативного акта в общем и нормы права как образующую основу для нормативного источника, в частности, представляется целесообразным отметить, что принятие нормы права — это не единичный факт, норма принимается в рамках широкой правотворческой деятельности, имеющей системный характер [5, с. 22—33], выражающейся в принятии общеобязательных правил поведения, процедурных положений и т.д.

На основании вышеизложенного возможно привести ряд выводов.

1. Правотворческая деятельность на площадках федеральных органов исполнительной власти занимает ключевое место в правотворческом процессе реализации законодательных и иных правотворческих (нормотворческих) инициатив высших органов государственной власти.

2. Посредством инновационных решений снижается вероятность в зарегулированности отраслевого законодательства, а также обеспечивается многоаспектная проработка проектируемого акта, позволяющая также снизить «догоняющий» характер ведомственного правотворчества.

Список источников

1. Антонова Е.Г., Лавелина B.C. Цифровые технологии в правотворческой деятельности / / Право и цифровая экономика. 2020. № 4 (10).

2. Гвоздецкий Д. С. Цифровизация регламентных процедур в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти / / Закон и право. 2024. № 1.

3. Кашанина Т.В. Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить (Учебный курс «Юридическая техника»): Учебник. М.: Проспект, 2024.

4. Новые тренды цифровизации: Россия и мир: Монография / Под ред. Е.В. Пономарен-ко, А.Ю. Вереникиной. М.: ИНФРА-М, 2023.

5. Пашенцев Д. А. Эффективность правовых норм в обществе постмодерна // Журнал рос. права. 2023. № 6. С. 22-33.

6. Цифровизация правотворчества: поиск новых решений: Монография / Д.А. Пашенцев, М.В. Залоило, О.А. Иванюк, А.А. Головина; под общ. ред. Д.А. Пашенцева. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2019.

References

1. Antonova E.G., Lavelina V.S. Digital technologies in law-making activity / / Law and the digital economy. 2020. № 4 (10).

2. Gvozdetsky D.S. Digitalization of regulatory procedures in the law-making activities of federal executive authorities // Law and Law and legislation. 2024. № 1.

3. Kashanina T.V. Legal documents. What students are not taught. How to understand and prepare correctly (Training course «Legal technique»): Textbook. Moscow: Prospekt, 2024.

4. New trends in digitalization: Russia and the world: Monograph / Edited by E.V. Ponomarenko, A.Yu. Verenikina. Moscow: INFRA-M, 2023.

5. Pashentsev D.A. Effectiveness of legal norms in postmodern society / / Journal of Russian Law. 2023. № 6. Pp. 22-33.

6. Digitalization of lawmaking: the search for new solutions: monograph / D.A. Pashentsev, M.V. Zaloilo, O.A. Ivanyuk, A.A. Golovin; under the general editorship D.A. Pashentseva. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: INFRA-M, 2019.

Информация об авторе

Гвоздецкий Д. С. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.

Information about the author

Gvozdetsky D.S. — senior lecturer of the department of state law and criminal law disciplines

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 08.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.