Научная статья на тему 'Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов'

Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательские компетенции / образовательная среда / проектирование среды / личностное развитие / профессиональное развитие / организационно-педагогические условия / дизайн-мышление / личностно-средовое взаимодействие / предпринимательское образование / образовательный трек / entrepreneurial skills / educational environment / environment design / personal development / professional development / organizational and pedagogical conditions / design thinking / personal and environmental interaction / entrepreneurial education / educational track

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Николаевна Махмутова, Раиса Николаевна Воронина

Введение. Одним из приоритетов образовательной среды вуза становится формирование компетенций студентов, связанных со способностью профессионального развития в условиях социально-экономической неопределенности. Предпринимательские компетенции могут значительно повышать ценность студентов всех специальностей на рынке труда и результативность их профессиональной деятельности. Целью проведенного исследования является проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов на примере Севастопольского государственного университета (СевГУ). Методы. На основе методов систематизации и классификации отечественного и зарубежного опыта предпринимательского образования в вузах для проектирования образовательной среды применялись принципы дизайн-мышления (с использованием фокус-групп), визуализации. Оценка предпринимательских предпочтений студентов проведена методом опроса 821 студента СевГУ различных специализаций с последующим частотным семантическим анализом ответов. Результаты. Разработана модель образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов с обозначением целевых результатов и рекомендуемого состава необходимых организационно-педагогических условий. Предпринимательские предпочтения выявлены у 29,4 % студентов независимо от их профессиональной специализации. Обсуждение результатов. Новизна проведенного исследования в теоретическом аспекте заключается в конкретизации фактора личностно-средового профессионального взаимодействия вузовской молодежи в виде предпринимательских компетенций студентов. В прикладном аспекте разработана авторская модель образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов, которая может быть адаптирована и использована вузами для проектирования организационно-педагогической инфраструктуры при обучении студентов независимо от их профессиональной специализации. Основные этапы проектирования образовательной среды: выявление ключевых переживаний студентов с использованием принципов дизайн-мышления; определение целевых результатов освоения предпринимательского трека с моделированием состава необходимых организационно-педагогических условий образовательной среды; идентификация и исследование контингента студентов различных специальностей, заинтересованных в развитии предпринимательских компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Николаевна Махмутова, Раиса Николаевна Воронина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing the educational environment of the university for the development of entrepreneurial skills of students

Introduction. One of the university’s educational environment priorities is the formation of students’ skills related to the ability of professional development in conditions of socioeconomic uncertainty. Entrepreneurial skills can significantly increase the value of students of all specialities in the labor market and the effectiveness of their professional activities. The purpose of the study is to design the university's educational environment for the development of students’ entrepreneurial skills development on the example of Sevastopol State University (SevSU). Methods. Based on the methods of systematization and classification of domestic and foreign experience of entrepreneurial education in universities, the principles of design thinking (using focus groups) and visualization were used to design the educational environment. Assessment of students’ entrepreneurial preferences was carried out by a survey of 821 SevSU students of various specializations, followed by a frequency semantic analysis of responses. Results. A model of the educational environment for students’ entrepreneurial skills development has been made with the designation of target results and the recommended composition of the necessary organizational and pedagogical conditions. Entrepreneurial preferences were revealed in 29.4 % of the students, regardless of their professional specialization. Discussion. The theoretical aspect of the performed research novelty lies in the concretization of the students’ entrepreneurial skills as a form of their personal and environmental professional interaction factor. In the applied aspect, the author’s model of the educational environment for the development of students’ entrepreneurial skills has been developed, which is ready for adaptation and use in the universities to design organizational and pedagogical infrastructure for teaching students regardless of their professional specialization. The main stages of designing the educational environment are identifying the key experiences of students using the principles of design thinking; determining the target results of mastering the entrepreneurial track with modelling the composition of the necessary organizational and pedagogical conditions of the educational environment; identification and research of the contingent of various specialities students interested in the development of entrepreneurial skills.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов»

Научная статья

УДК 159.9.072.43

https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.8

Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов

Елена Н. Махмутова1, Раиса Н. Воронина2*

1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

2 Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация

* raisalitv@mail.ru

Аннотация: Введение. Одним из приоритетов образовательной среды вуза становится формирование компетенций студентов, связанных со способностью профессионального развития в условиях социально-экономической неопределенности. Предпринимательские компетенции могут значительно повышать ценность студентов всех специальностей на рынке труда и результативность их профессиональной деятельности. Целью проведенного исследования является проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов на примере Севастопольского государственного университета (СевГУ). Методы. На основе методов систематизации и классификации отечественного и зарубежного опыта предпринимательского образования в вузах для проектирования образовательной среды применялись принципы дизайн-мышления (с использованием фокус-групп), визуализации. Оценка предпринимательских предпочтений студентов проведена методом опроса 821 студента СевГУ различных специализаций с последующим частотным семантическим анализом ответов. Результаты. Разработана модель образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов с обозначением целевых результатов и рекомендуемого состава необходимых организационно-педагогических условий. Предпринимательские предпочтения выявлены у 29,4 % студентов независимо от их профессиональной специализации. Обсуждение результатов. Новизна проведенного исследования в теоретическом аспекте заключается в конкретизации фактора личностно-средового профессионального взаимодействия вузовской молодежи в виде предпринимательских компетенций студентов. В прикладном аспекте разработана авторская модель образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов, которая может быть адаптирована и использована вузами для проектирования организационно-педагогической инфраструктуры при обучении студентов независимо от их профессиональной специализации. Основные этапы проектирования образовательной среды: выявление ключевых переживаний студентов с использованием принципов дизайн-мышления; определение целевых результатов освоения предпринимательского

Мдхмутовд Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

трека с моделированием состава необходимых организационно-педагогических условий образовательной среды; идентификация и исследование контингента студентов различных специальностей, заинтересованных в развитии предпринимательских компетенций.

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, образовательная среда, проектирование среды, личностное развитие, профессиональное развитие, организационно-педагогические условия, дизайн-мышление, личностно-средовое взаимодействие, предпринимательское образование, образовательный трек

Основные положения:

> предпринимательские компетенции студентов независимо от профессиональной специализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда в условиях социально-экономической неопределенности;

> проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательского образования может проводиться с использованием подхода дизайн-мышления;

> около трети всех студентов могут результативно развивать предпринимательские компетенции в образовательной среде вуза.

Для цитирования: Махмутова, Е. Н., Воронина, Р. Н. (2022). Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов. Российский психологический журнал, 19(3), 123-134. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.3.8

Введение

Современное общество находится в стадии обновления, пересмотра принципов, приоритетов развития, поиска новых моделей и инструментов повышения эффективности действующих социальных процессов. Одним из ключевых направлений совершенствования таких процессов является формирование условий для сотрудничества, партнерства, кооперации организаций и людей ^оЫеу et а1., 2021). Вуз, как один из обязательных участников социально-экономического развития общества, создает студентам среду для налаживания надежных и одновременно гибких связей совместной результативной деятельности (Клемешев и др., 2019).

Исследования зарубежного и отечественного опыта сотрудничества вузов, бизнеса, государственных институтов демонстрируют ряд преимуществ: активизацию внедрения инновационных технологий в деятельность организаций; улучшение качества удовлетворения запросов рынка труда; повышение заинтересованности студентов в профессиональном развитии; обеспечение условий для поддержания высокого уровня профессионализма обучения на протяжении всей жизни (Шабаева, Кекконен, 2017).

Такая позиция отражена в третьей миссии университетов, которая позиционирует вуз как мощный драйвер социально-экономического развития в регионе за счет активного участия в формировании ключевых характеристик человеческого капитала (Сотрадписс & Spigarelli, 2020). Для ее реализации каждый университет выбирает свой путь с учетом особенностей внешней и внутренней среды, включая социокультурный контекст (Шишлова, 2021). Но общими направлениями программ чаще всего являются: непрерывное/продолженное образование;

вовлеченность в жизнь общества через воспитание социально ответственной молодежи; трансфер технологий и развитие инноваций для региона за счет формирования экосреды предпринимательства, поддержки молодежной технологической предпринимательской инициативы (Кудряшова, Сорокин, 2020).

Для эффективной деятельности в условиях неопределенности требуется развитие компетенций, связанных с умением оперативно и качественно организовать деятельность по достижению желаемых результатов, аналитики и многосценарного прогнозирования при осуществлении деятельности с высоким риском неудач (Махмутова, 2021а; Kleimola & Leppisaari, 2022). Комплекс таких умений может быть сформирован в профессиональных образовательных учреждениях благодаря выбору и реализации предпринимательской модели образования студентов. Потребность вузов в освоении концепции «Университет 3.0» определяет объективную необходимость в формировании предпринимательских компетенций у всех участников образовательного процесса (Воронина и др., 2021, Абдрахманова, Литвинова, 2020).

Предпринимательское образование с каждым годом набирает обороты (Zobnina et al., 2019). Условный старт активного обсуждения методологии, концепций, технологий в этом вопросе можно связать с 2008 г., когда на Всемирном экономическом форуме одним из значимых компонентов обеспечения устойчивого социального развития и восстановления экономики была заявлена образовательная инициатива по подготовке предпринимателей (Tranchet & Rienstra, 2009). В качестве основных подходов для формирования предпринимательских компетенций были выделены: развитие навыков лидерства и владения инструментами личностного развития, использование кросс-дисциплинарного принципа освоения основ предпринимательства, использование современных психолого-педагогических и цифровых технологий. Ряд западных исследований подтверждает целесообразность направленного предпринимательского образования не только для студентов, становящихся владельцами бизнеса, но и для формирования личностных и деловых качеств обучающихся в целях успешной профессиональной реализации в различных областях. Проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений рассматривается в связи с обучением гибким навыкам самостоятельного принятия решений, активного творческого мышления, личной ответственности за свой выбор (Hardie et al., 2020), работы в команде, объективного оценивания трудового вклада каждого из участников, постоянного поиска возможностей для реализации задач в условиях высокой неопределенности, саморефлексии в случае успешного или негативного опыта для совершенствования деятельности на последующих этапах, порождения и тестирования новых бизнес-идей (Penaluna, 2018). В связи с этим подчеркивается важность предпринимательского образования.

В Российской Федерации вопросы предпринимательского образования на сегодняшний день имеют высокую актуальность. По мнению экспертов Сорокина с соавт. (2020) и других исследователей, выделяется ряд условий, которые могут обеспечить повышение результативности предпринимательского образования:

1) важность опыта преподавателя в предпринимательстве, консультировании и обучении для помощи студентам в освоении курса и продвижении по проекту (анализ рынка, генерирование идей, составление портрета потребителя и т. д.) (Кларин, 2019);

2) наличие деловых контактов с внешней средой (компании, лаборатории, приглашенные спикеры) - бизнес-партнерами вуза;

3) формирование инфраструктуры для самоопределения студента относительно важности освоения предпринимательских компетенций (Лазарева, Колычева, 2020);

Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

4) акцент на прикладной характер знаний в сочетании с современными психолого-педагогическими подходами и методами (Махмутова, 20216; Кларин, 2018);

5) проектирование и внедрение комплекса цифровых решений образовательной среды, которые предоставляют возможность обучения и доступа к материалам в удобном формате (Cheung et al., 2021; Araka et al., 2022), могут быть использованы в качестве коммуникационной площадки, а также реализовывать ассистирующую функцию сопровождения и поддержки принятия решений по вопросам профессионального развития студентов (Чуганская, 2020).

Также стоит отметить, что высокий уровень значимости для результативного освоения предпринимательских компетенций имеет фактор, связанный с обеспечением таких образовательных условий, которые позволяют поддерживать высокий уровень вовлеченности студентов на протяжении всего периода обучения (Корчагина и др., 2017). Изучение эмоциональных аспектов, ожиданий, проблемных вопросов, сопровождающих обучающихся при профессионально-личностном развитии в вузе, способствует проектированию более комфортной образовательной среды. Для решения такой задачи возможно применение подхода дизайн-мышления. Зарубежные и отечественные авторы подтверждают эффективность использования этого подхода в обучении студентов (Panke, 2019; Бужинская, Васева, 2021; Фазылзянова и др., 2020).

Таким образом, в сфере научных исследований наблюдается высокий интерес к вопросам обучения предпринимательству. Однако отсутствует четкое понимание сопутствующих проблем, таких как: требования к необходимой образовательной инфраструктуре, состав и структура образовательной программы для обучения предпринимательству, методика оценки промежуточной и итоговой результативности образовательного процесса, уровень сформированности предпринимательских компетенций студентов и т. д.

Целью нашего исследования является рассмотрение ключевых вопросов проектирования образовательной среды вуза для формирования и развития предпринимательских компетенций студентов с точки зрения организационно-педагогических условий.

Методы

На основе отечественных и зарубежных научных источников были использованы методы систематизации и классификации различных подходов и опыта реализации предпринимательского образования в вузах. Для проектирования предпринимательской образовательной среды применялись принципы методологии дизайн-мышления, визуализации ключевых элементов. Исследование мотивов, запросов, ожиданий от предпринимательского образования студентов осуществлялось методом фокус-групп: 2 группы по 15 человек - студентов Севастопольского государственного университета (СевГУ) второго и четвертого курсов, различных специализаций (7 направлений обучения). Оценка результативности применения инструмента идентификации предпринимательских предпочтений проведена методом опроса 821 студента СевГУ различных специализаций (21 направление обучения) с последующим частотным семантическим анализом ответов.

Результаты

В настоящее время в СевГУ внедряется новая модель образовательного процесса «2 + 2 + 2», которая предполагает определенный выбор траекторий профессионального развития по завершению 2 и 4 курсов.

После 2 курса каждый студент любой специальности должен определить приоритетное направление из трех предложенных треков:

- исследовательский, связанный с реализацией научной деятельности параллельно освоению основной специализации обучения;

- профессиональный, предоставляющий возможности усилить специализацию с помощью освоения инновационных компетенций будущего ^иШ^кШБ);

- предпринимательский - для тех студентов, которые видят высокий потенциал развития своих предпринимательских компетенций параллельно освоению программы бакалавриата по основному направлению обучения.

Следующие точки принятия решения для студентов наступают после окончания 4 курса бакалавриата в связи с поступлением в магистратуру, и после ее окончания - при возможном поступлении в аспирантуру.

При проектировании образовательной среды для реализации такой модели предлагается использовать принципы дизайн-мышления, направленные на изучение потребностей пользователей инфраструктуры. На основе выявленных запросов, эмоций и переживаний студента в течение всего периода обучения при освоении программы бакалавриата можно спроектировать организационно-педагогические элементы образовательной среды, позволяющие в целом повысить результативность процесса за счет повышения уровня вовлеченности обучающихся (Белан, 2020).

Согласно классической методике дизайн-мышления ^е^ка & Ogilvie, 2011), на первом этапе необходимо изучить проблемы пользователей, понять их истинные переживания и мотивацию. Второй этап связан с фокусировкой - определением приоритетного круга задач. Третий этап направлен на разработку вариантов соответствующих решений. Четвертый этап предполагает проектирование прототипа (модели) объекта с учетом выявленных потребностей и приоритетных задач. Заключительный этап включает тестирование сформированного проектного решения для выработки стратегии дальнейшей работы с ним.

В связи с целью исследования приоритетно были выявлены с помощью фокус-групп и проанализированы интересы студентов, выбравших предпринимательский образовательный трек. Были идентифицированы типовые эмоциональные переживания, запросы для каждого периода обучения студентов и сформированы задачи поддержки студентов, которые перекликаются с их потребностями и способствуют осознанному определению приоритетов дальнейшего профессионального развития (Махмутова, Литвинова, 2021). С учетом полученных данных ключевыми задачами сопровождения обучающихся в процессе реализации предпринимательского образовательного трека по каждому курсу обучения установлены следующие:

- на 1 курсе: поддержка в адаптации и самоопределении студентов; обеспечение понимания сути предпринимательского трека; тестирование предпринимательского потенциала;

- на 2 курсе: определение персональных интересов и возможностей развития; обеспечение возможности получения первого опыта решения предпринимательских задач; организация обмена опытом развития предпринимательских компетенций;

- на 3 курсе: организация условий для получения опыта применения предпринимательских компетенций; обеспечение работы в проектных командах; экспертное консультирование студентов по вопросам предпринимательства; оценка персонального прогресса развития компетенций;

-на 4 курсе: фасилитация процесса генерации идей предпринимательских проектов;

Мдхмутовд Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. бок 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

сопровождение разработки, развития и запуска проектов; оценка результативности развития предпринимательских компетенций.

Обозначенные задачи послужили основой для разработки алгоритма освоения предпринимательских компетенций студентами в образовательной среде вуза и определения укрупненного состава соответствующих организационно-педагогических условий образовательной среды. Таким образом, получена модель образовательной среды, которая может служить основой для дальнейшего уточнения, апробации и тестирования на предмет оценки эффективности реализации поставленных задач (рис. 1).

Освоив все этапы предпринимательского трека, студент, помимо диплома бакалавра по основной специальности, может: сформировать/развить желаемый комплекс предпринимательских компетенций; создать контактную базу взаимодействия с бизнес-сообществом; разработать и запустить свой предпринимательский проект.

Рисунок 1

Модель образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций с точки зрения организационно-педагогических условий

Алгоритм освоения предпринимательских компетенций

Сформировать представление о целесообразности выбора и возможностях предпринимательского трека

Сформировать модель предпринимательского поведения,

определить состав предпринимательских компетенций

Сформировать понимание сутнн осо б енностей предпринимательства, предпринимательского мышления.

Определить набор желаемых предпринимательских компетенций

Сформировать пул идей для коммерческих и некоммерческих проектов. Определить направление ннт ер е сов пр едпринимат ельской деятельности

Получить опыт практической деятельности в командах при разработке предпринимательских проектов

Запустить личный / командный пр едпрннимате льскнй проект, обеспечить первые сделки

Орг а н и за цн он но-пе даг ог ичес ки е уело вия образовательной среды

- Образовательные курсы, дисциплины по основам предпринимательства

- Мероприятия, направленные на продвижение молодежного

пр едпрнннматель ства

- Взаимодействие со студентами старших курсов, реализующих предпринимательский трек

- Поддержка самоопределения

- Образовательные курсы, дисциплины по освоению навыков решения типовых предпринимательских задач

- Сотрудничество с предпринимательскими органнз ацнямн для решения студент амн

пр актиче ских задач

- Дискуссионные площадки для обмена опытом и развития предпринимательских компетенций

- Студенческие предпринимательские сообщества

- Экспертиза разработанных коммерческих и некомм ерч еских про ектов

- Образовательные курсы, дисциплины по созданию и развитию предпринимательских проектов

—Междисциплинарная командная проектная работа

- Организация внешней экспертизы предпринимательских проектов

- Сообщества / ресурсы по поддержке создания, з апуска и развития

пр едпрнннматель ских проектов

- Наставши еская поддержка

- Диагностика уровня освоения

пр едпрннимательских компетенций

Дальнейшее проектирование образовательной среды для развития предпринимательских компетенций предполагает следующий уровень декомпозиции ключевых элементов с учетом характеристик потенциального контингента. В этой связи задача идентификации - из общего числа студентов целесообразно выделить именно тех, кому интересен вопрос развития предпринимательских компетенций. В качестве наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи используются опросники, включающие перечень вопросов относительно отдельных характеристик предпринимательской деятельности (Мишурова, 2020; Островский, 2021; Поздеева, Назарова, 2020; Твердовская, Гнездилов, 2022).

Для прогнозирования потока студентов по предложенным трекам в СевГУ был проведен опрос, и сформировано предположение о неравномерном распределении интересов студентов в следующей пропорции: предпринимательство (20 %), научная деятельность (10 %), профессиональная деятельность (70 %).

Для выявления студентов, интересующихся предпринимательством, в опросник были включены следующие открытые формулировки:

Вопрос 1. «Опишите в 2-3 предложениях то, как Вы понимаете выражение "предпринимательская модель поведения"».

Вопрос 2. «Опишите в 2-3 предложениях, какие возможности развития предпринимательских компетенций в вузе Вы видите».

Вопрос 3. «В какой области Вы бы хотели реализовать собственный бизнес-проект?».

Вопрос 4. «Каких предпринимателей Вы знаете (с указанием сферы деятельности)?».

Вопрос 5. «Как Вы относитесь к рискам?».

Опросник был предложен студентам-первокурсникам Севастопольского государственного университета во второй половине первого семестра обучения в рамках учебной дисциплины «Технологии личностного развития». Ответы получены от 821 респондента и распределились в различных пропорциях по критериям возраста, пола, формы оплаты за обучение, специализации (рис. 2).

Рисунок 2

Собирательный портрет студентов, участвующих в опросе

Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом этапе обработки полученных данных был проведен семантический анализ для определения комплексного представления студентов о предпринимательской модели поведения. На вопрос 1 чаще в ответах упоминаются следующие слова: «риск» (77 ответов), «умение» (59), «цель» (57), «прибыль» (52), «решение» (45) «бизнес» (42), «выгода» (41) и т. д. Среди наиболее частых словосочетаний из двух слов определены: «получение прибыли» (19), «лидерские качества» (11), «достижение цели» (8), «степень риска» (7).

В ответах на вопрос 2 большая часть студентов (83 %) выделяет следующие элементы образовательной среды: «проект» (76 ответов), «деятельность» (68), «бизнес» (67) и др. Положительным является четкое понимание обучающимися возможности реализации проектной деятельности, однако относительно других средств студенты оказались мало информированными.

В ответах на вопрос 3 перечень предпочтительных видов бизнеса для студентов оказался достаточно широк, и чаще выбранная сфера соответствовала специальности обучения: информационные технологии, психология, образовательные услуги, дизайн, общественное питание и т. д.

В ответах на вопрос 4 среди известных предпринимателей, которых упоминали студенты, лидерами явились: Павел Дуров (107 ответов), Илон Маск (73), Марк Цукерберг (62), Александр Ожельский (37), Фёдор Овчинников (20), Кирилл Родин (19), Анастасия Файзуленова (16) и др.

В ответах на 5 вопрос 8,9 % студентов проявили отрицательное отношение к риску, и 91,1 % респондентов понимают, что данный фактор является обязательной характеристикой деятельности.

Полученная информация позволяет подготовить образовательный контент таким образом, чтобы он точнее соответствовал интересам студентов, повышая их заинтересованность в соответствующих учебных и просветительских курсах.

На втором этапе обработки полученных данных были выявлены студенты, которые могут проявлять интерес к предпринимательскому треку, по следующим критериям: 1) имеют собственное уникальное мнение относительно предпринимательской модели поведения; 2) видят возможности для развития предпринимательских способностей в образовательной среде вуза; 3) знают, в какой области желают реализовать свой бизнес-проект; 4) могут перечислить двух и более представителей предпринимательской среды с указанием сферы деятельности; 5) к рискам относятся положительно или нейтрально.

Полученные данные показали, что установленным условиям соответствует 241 респондент, что составляет 29,4 %, из которых 69 % - женского пола, 31 % - мужского пола; 77 % - гуманитарных специальностей (из них 59 % студентов экономических специальностей), 85,7 % в возрасте 16-18 лет.

Таким образом, около 30 % студентов различных направлений обучения заинтересованы в развитии предпринимательских компетенций (в отношении исследовательского трека - 6,7 % предпочтений; в отношении профессионального трека - 63,9 %).

Обсуждение результатов

Новизна проведенного исследования имеет как теоретическую, так и прикладную составляющие. В теоретическом плане нами конкретизирован фактор «личностно-средового взаимодействия в контексте личностно-профессионального становления вузовской молодежи» (Атаманова и др., 2021, с. 33). Таким фактором являются предпринимательские компетенции студентов независимо от их профессиональных специализаций. Решение проблемы личностно-средового

взаимодействия вузовской молодежи на примере СевГУ предполагает идентификацию студентов по образовательным трекам, помогает целенаправленно работать с заинтересованной аудиторией и повышать эффективность использования ресурсов (кадровых, информационных и др.). Отдельной задачей является формирование образа студента, который выбрал и реализовал предпринимательский трек, с точки зрения набора соответствующих компетенций.

Основными направлениями развития комплекса решений по проектированию образовательной среды являются вопросы, связанные с: реализацией модели формирования целевого профиля предпринимательских компетенций студентов; уточнением критериев и методики оценки эффективности используемых средств, инструментов, технологий на всех этапах реализации предпринимательского трека; разработкой комплекса сопутствующей регламентирующей документации для реализации предпринимательского трека в образовательной среде вуза; формированием цифровой инфраструктуры автоматизированных программных средств предпринимательского образования с использованием технологий ассистирующих систем (Воронина и др., 2021).

Формирование образовательной среды, которая обеспечивает условия для предпринимательского самоопределения и получения реального опыта реализации задач по генерации, разработке и реализации бизнес-проектов, является актуальной задачей профессионального образования. В результате исследования вопросов проектирования образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций можно сделать следующие выводы:

- выделить основные этапы освоения студентами желаемого набора предпринимательских компетенций, обозначив целевые результаты, моделируя состав необходимых организационно-педагогических средств;

- использовать принципы дизайн-мышления для выявления ключевых переживаний студентов и определения задач освоения предпринимательского трека;

- проводить специальные опросы для формирования рекомендаций по идентификации и маршрутизации студентов в рамках образовательных треков и корректировки актуального образовательного процесса.

Проектирование образовательной среды вуза должно быть ориентировано на масштабирование успешных практик, направленных на развитие личности и инновационных компетенций студентов (Буравлева, Богомаз, 2020), к которым в полной мере можно отнести предпринимательские компетенции.

Литература

Абдрахманова, А. А., Литвинова, Р. Н. (2020). Формирование предпринимательских компетенций у будущих специалистов как фактор развития инновационного потенциала экономики. Экономика и управление: теория и практика, 6(1), 43-50. Атаманова, И. В., Перикова, Е. И., Щекотуров, А. В., Богомаз, С. А. (2021). Личностно-средовое взаимодействие: исследование ценностных ориентаций и психологической системы деятельности российской молодежи. Российский психологический журнал, 78(3), 32-53. https:// doi.Org/10.21702/rpj.2021.3.3 Белан, Н. В. (2020). Дизайн-мышление как методы проектирования ориентированной на студентов образовательной среды вуза. В А. П. Хоменко, Е. В. Апанович, В. В. Смирнов и др. (ред.), Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения (с. 75-79). Иркутский государственный университет путей сообщения.

Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Бужинская, Н. В., Васева, Е. С. (2021). Реализация этапов дизайн-мышления в образовательном процессе высшей школы. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 1, 84-91. https://doi.Org/10.26105/SSPU.2021.1.70.009 Буравлева, Н. А., Богомаз, С. А. (2020). Готовность студентов технических вузов к инновационной деятельности. Российский психологический журнал, 77(3), 30-43. https://doi. огд/10.21702/ф].2020.3.3 Воронина, Р. Н., Потанина, М. В., Абдрахманова, А. А. (2021). Цифровые технологии как фактор развития образовательной среды вуза. Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики, 3, 417-422. Кларин, М. В. (2018). Инновационные образовательные практики в организациях - ответы

на вызовы XXI века. Образование и общество, 3-4, 43-48. Кларин, М. В. (2019). Инновационные образовательные практики как инициативы в сфере дополнительного образования детей и молодежи. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 6, 31-48. https://doi.org/10.24411/2071-6435-2019-10121 Клемешев, А. П., Кудряшова, Е. В., Сорокин, С. Э. (2019). Стейкхолдерский подход в реализации «третьей миссии» университетов. Балтийский регион, 7 7(4), 114-135. https://doi. 0^/10.5922/2079-8555-2019-4-7 Корчагина, И. В., Рогова, К. В., Корчагин, Р. Л. (2017). Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство. Российское предпринимательство, 78(16), 2301-2316. https://doi.org/10.18334/rp.18.16.38218 Кудряшова, Е. В., Сорокин, С. Э. (2020). Формирование человеческого капитала как реализация «третьей миссии» университетов. Личность. Культура. Общество, 22(1-2), 121-127. Лазарева, И. Н., Колычева, В. Б. (2020). Проблема позитивного самоопределения студентов в проекции воспитательных задач профессионального образования. Современные наукоемкие технологии, 9, 168-172. Махмутова, Е. Н. (2021а). Предпринимательство как источник инноваций и приращения человеческого капитала. В Л. С. Валинурова (ред.), Экономика и управление: теория, методология, практика (с. 125-128). РИЦ БашГУ. Махмутова, Е. Н. (2021б). Психологическое сопровождение формирования предпринимательских компетенций студентов сетевого поколения. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 4, 364-368. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-45 Махмутова, Е. Н., Литвинова, Р. Н. (2021). Формирование условий профессионально-личностного развития студентов экономического профиля. В Т. И. Раковчена, А. К. Папцова, С. И. Лупашку (сост.), Наука, образование, культура (с. 540-543). Комратский государственный университет.

Мишурова, И. В. (2020). Развитие предпринимательских способностей на основе изучения специфики феномена предпринимательства. Вестник Академии знаний, 36(1), 153-158. Островский, С. Н. (2021). Изучение отношения студентов-первокурсников к развитию предпринимательского потенциала белорусской молодежи. В А. Н. Данилов (ред.), Социологическая наука и образование: современные вызовы и риски: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Г. П. Давидюка (с. 246-251). БГУ. Поздеева, Е. Г., Назарова, Н. С. (2020). Анализ готовности студентов политехнического университета к предпринимательской деятельности. Общество. Коммуникация. Образование, 77(1), 100-114. https://doi.org/10.18721/JHSS.11108

Сорокин, П. С., Повалко, А. Б., Черненко, С. Е. (2020). Обучение предпринимательству в вузах

России и мира: зачем, как и с какими результатами? НИУ ВШЭ. Твердовская, А. В., Гнездилов, Г. В. (2022). Критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности предпринимателя и особенности его подготовки. Человеческий капитал, 2(5), 200-209. Фазылзянова, Г. И., Соколова, Т. Ю., Балалов, В. В. (2020). Методология дизайн-мышления как креативный ресурс развития современной системы образования. Педагогический журнал, 70(1А), 415-427. https://doi.Org/10.34670/AR.2020.1.46.165 Чуганская, А. А. (2020). Современные вызовы профессионального самоопределения студентов: к проблеме построения ассистирующих систем деятельности человека. В А. Н. Дегтярев, А. Р. Кузнецова (ред.), Уфимский гуманитарный научный форум «Гуманитарная миссия об-ществознания на пороге нового индустриального общества» (с. 719-724). Государственное автономное научное учреждение «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан».

Шабаева, С. В., Кекконен, А. Л. (2017). Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU. Университетское управление: практика и анализ, 27(6), 93-100. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.078 Шишлова, Е. Э. (2021). Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов. Высшее образование в России, 30(6), 70-79. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79 Araka, E., Oboko, R., Maina, E., & Gitonga, R. (2022). Using educational data mining techniques to identify profiles in self-regulated learning: An empirical evaluation. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 23(1), 131-162. https://doi.org/10.19173/irrodl.v22i4.5401 Cheung, S. K. S., Kwok, L. F., Phusavat, K., & Yang, H. H. (2021). Shaping the future learning environments with smart elements: challenges and opportunities. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 78.'https://doi.org/10.1186/s41239-021-00254-1 Compagnucci, L., & Spigarelli, F. (2020). The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints. Technological Forecasting and Social Change, 767. https:// doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120284 Hardie, B., Highfield, C., & Lee, K. (2020). Entrepreneurship education today for students' unknown futures. Journal of Pedagogical Research, 4(3), 401-417. https://doi.org/10.33902/JPR.2020063022 Kleimola, R., & Leppisaari, I. (2022). Learning analytics to develop future competences in higher education: A case study. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 19. https://doi.org/10.1186/s41239-022-00318-w Liedtka, J., & Ogilvie, T. (2011). Designing for growth: A design thinking tool kit for managers.

Columbia University Press. Panke, S. (2019). Design thinking in education: Perspectives, opportunities and challenges. Open

Education Studies, 1, 281-306. https://doi.org/10.1515/edu-2019-0022 Penaluna, А. (2018). Enterprise and entrepreneurship education: Guidance for UK higher education providers. The Quality Assurance Agency for Higher Education. https://www.qaa.ac.uk/docs/ qaas/enhancement-and-development/enterprise-and-entrpreneurship-education-2018. pdf?sfvrsn = 15f1f981 8

Tranchet, N., & Rienstra, D. (Eds.) (2009). Educating the next wave of entrepreneurs. World Economic Forum. https://www.gvpartners.com/web/pdf/WEF EE Full Report.pdf

Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Worsley, M., Anderson, K., Melo, N., & Jang, J. Y. (2021). Designing analytics for collaboration literacy and student empowerment. Journal of Learning Analytics, 8(1), 30-48. https://doi. org/10.18608/jla.2021.7242 Zobnina, M., Korotkov, A., Rozhkov, A. (2019). Structure, challenges and opportunities for development of entrepreneurial education in Russian universities. Foresight and STI Governance, 73(4), 69-81. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.4.69.81

Поступила в редакцию: 20.07.2022 Поступила после рецензирования: 05.09.2022 Принята к публикации: 07.09.2022

Заявленный вклад авторов Елена Николаевна Махмутова - определение концептуальных основ исследования, методологическая верификация исследования, формирование обзорной части, редактирование текста статьи.

Раиса Николаевна Воронина - формирование обзорной части, сбор эмпирических данных, анализ и интерпретация результатов.

Информация об авторах Елена Николаевна Махмутова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и психология», ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57201718614, ResearcherlD: E-4900-2017, SPIN-код: 3773-9767, ORCID: https://orcid.ora/0000-0002-2341-1131: e-mail: e.makhmutova@inno.mgimo.ru

Раиса Николаевна Воронина - доцент кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Российская Федерация: Scopus Author ID: 57204669139, ResearcherlD: AAA-8657-2021, SPIN-код: 6329-2844, ORCID: https:// orcid.ora/0000-0002-6397-0675: e-mail: raisalitv@mail.ru

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.