Научная статья
УДК 159.9.072.43
https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.8
Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов
Елена Н. Махмутова1, Раиса Н. Воронина2*
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
2 Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация
* raisalitv@mail.ru
Аннотация: Введение. Одним из приоритетов образовательной среды вуза становится формирование компетенций студентов, связанных со способностью профессионального развития в условиях социально-экономической неопределенности. Предпринимательские компетенции могут значительно повышать ценность студентов всех специальностей на рынке труда и результативность их профессиональной деятельности. Целью проведенного исследования является проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов на примере Севастопольского государственного университета (СевГУ). Методы. На основе методов систематизации и классификации отечественного и зарубежного опыта предпринимательского образования в вузах для проектирования образовательной среды применялись принципы дизайн-мышления (с использованием фокус-групп), визуализации. Оценка предпринимательских предпочтений студентов проведена методом опроса 821 студента СевГУ различных специализаций с последующим частотным семантическим анализом ответов. Результаты. Разработана модель образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов с обозначением целевых результатов и рекомендуемого состава необходимых организационно-педагогических условий. Предпринимательские предпочтения выявлены у 29,4 % студентов независимо от их профессиональной специализации. Обсуждение результатов. Новизна проведенного исследования в теоретическом аспекте заключается в конкретизации фактора личностно-средового профессионального взаимодействия вузовской молодежи в виде предпринимательских компетенций студентов. В прикладном аспекте разработана авторская модель образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов, которая может быть адаптирована и использована вузами для проектирования организационно-педагогической инфраструктуры при обучении студентов независимо от их профессиональной специализации. Основные этапы проектирования образовательной среды: выявление ключевых переживаний студентов с использованием принципов дизайн-мышления; определение целевых результатов освоения предпринимательского
Мдхмутовд Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...
Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
трека с моделированием состава необходимых организационно-педагогических условий образовательной среды; идентификация и исследование контингента студентов различных специальностей, заинтересованных в развитии предпринимательских компетенций.
Ключевые слова: предпринимательские компетенции, образовательная среда, проектирование среды, личностное развитие, профессиональное развитие, организационно-педагогические условия, дизайн-мышление, личностно-средовое взаимодействие, предпринимательское образование, образовательный трек
Основные положения:
> предпринимательские компетенции студентов независимо от профессиональной специализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда в условиях социально-экономической неопределенности;
> проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательского образования может проводиться с использованием подхода дизайн-мышления;
> около трети всех студентов могут результативно развивать предпринимательские компетенции в образовательной среде вуза.
Для цитирования: Махмутова, Е. Н., Воронина, Р. Н. (2022). Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов. Российский психологический журнал, 19(3), 123-134. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.3.8
Введение
Современное общество находится в стадии обновления, пересмотра принципов, приоритетов развития, поиска новых моделей и инструментов повышения эффективности действующих социальных процессов. Одним из ключевых направлений совершенствования таких процессов является формирование условий для сотрудничества, партнерства, кооперации организаций и людей ^оЫеу et а1., 2021). Вуз, как один из обязательных участников социально-экономического развития общества, создает студентам среду для налаживания надежных и одновременно гибких связей совместной результативной деятельности (Клемешев и др., 2019).
Исследования зарубежного и отечественного опыта сотрудничества вузов, бизнеса, государственных институтов демонстрируют ряд преимуществ: активизацию внедрения инновационных технологий в деятельность организаций; улучшение качества удовлетворения запросов рынка труда; повышение заинтересованности студентов в профессиональном развитии; обеспечение условий для поддержания высокого уровня профессионализма обучения на протяжении всей жизни (Шабаева, Кекконен, 2017).
Такая позиция отражена в третьей миссии университетов, которая позиционирует вуз как мощный драйвер социально-экономического развития в регионе за счет активного участия в формировании ключевых характеристик человеческого капитала (Сотрадписс & Spigarelli, 2020). Для ее реализации каждый университет выбирает свой путь с учетом особенностей внешней и внутренней среды, включая социокультурный контекст (Шишлова, 2021). Но общими направлениями программ чаще всего являются: непрерывное/продолженное образование;
вовлеченность в жизнь общества через воспитание социально ответственной молодежи; трансфер технологий и развитие инноваций для региона за счет формирования экосреды предпринимательства, поддержки молодежной технологической предпринимательской инициативы (Кудряшова, Сорокин, 2020).
Для эффективной деятельности в условиях неопределенности требуется развитие компетенций, связанных с умением оперативно и качественно организовать деятельность по достижению желаемых результатов, аналитики и многосценарного прогнозирования при осуществлении деятельности с высоким риском неудач (Махмутова, 2021а; Kleimola & Leppisaari, 2022). Комплекс таких умений может быть сформирован в профессиональных образовательных учреждениях благодаря выбору и реализации предпринимательской модели образования студентов. Потребность вузов в освоении концепции «Университет 3.0» определяет объективную необходимость в формировании предпринимательских компетенций у всех участников образовательного процесса (Воронина и др., 2021, Абдрахманова, Литвинова, 2020).
Предпринимательское образование с каждым годом набирает обороты (Zobnina et al., 2019). Условный старт активного обсуждения методологии, концепций, технологий в этом вопросе можно связать с 2008 г., когда на Всемирном экономическом форуме одним из значимых компонентов обеспечения устойчивого социального развития и восстановления экономики была заявлена образовательная инициатива по подготовке предпринимателей (Tranchet & Rienstra, 2009). В качестве основных подходов для формирования предпринимательских компетенций были выделены: развитие навыков лидерства и владения инструментами личностного развития, использование кросс-дисциплинарного принципа освоения основ предпринимательства, использование современных психолого-педагогических и цифровых технологий. Ряд западных исследований подтверждает целесообразность направленного предпринимательского образования не только для студентов, становящихся владельцами бизнеса, но и для формирования личностных и деловых качеств обучающихся в целях успешной профессиональной реализации в различных областях. Проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений рассматривается в связи с обучением гибким навыкам самостоятельного принятия решений, активного творческого мышления, личной ответственности за свой выбор (Hardie et al., 2020), работы в команде, объективного оценивания трудового вклада каждого из участников, постоянного поиска возможностей для реализации задач в условиях высокой неопределенности, саморефлексии в случае успешного или негативного опыта для совершенствования деятельности на последующих этапах, порождения и тестирования новых бизнес-идей (Penaluna, 2018). В связи с этим подчеркивается важность предпринимательского образования.
В Российской Федерации вопросы предпринимательского образования на сегодняшний день имеют высокую актуальность. По мнению экспертов Сорокина с соавт. (2020) и других исследователей, выделяется ряд условий, которые могут обеспечить повышение результативности предпринимательского образования:
1) важность опыта преподавателя в предпринимательстве, консультировании и обучении для помощи студентам в освоении курса и продвижении по проекту (анализ рынка, генерирование идей, составление портрета потребителя и т. д.) (Кларин, 2019);
2) наличие деловых контактов с внешней средой (компании, лаборатории, приглашенные спикеры) - бизнес-партнерами вуза;
3) формирование инфраструктуры для самоопределения студента относительно важности освоения предпринимательских компетенций (Лазарева, Колычева, 2020);
Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...
Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
4) акцент на прикладной характер знаний в сочетании с современными психолого-педагогическими подходами и методами (Махмутова, 20216; Кларин, 2018);
5) проектирование и внедрение комплекса цифровых решений образовательной среды, которые предоставляют возможность обучения и доступа к материалам в удобном формате (Cheung et al., 2021; Araka et al., 2022), могут быть использованы в качестве коммуникационной площадки, а также реализовывать ассистирующую функцию сопровождения и поддержки принятия решений по вопросам профессионального развития студентов (Чуганская, 2020).
Также стоит отметить, что высокий уровень значимости для результативного освоения предпринимательских компетенций имеет фактор, связанный с обеспечением таких образовательных условий, которые позволяют поддерживать высокий уровень вовлеченности студентов на протяжении всего периода обучения (Корчагина и др., 2017). Изучение эмоциональных аспектов, ожиданий, проблемных вопросов, сопровождающих обучающихся при профессионально-личностном развитии в вузе, способствует проектированию более комфортной образовательной среды. Для решения такой задачи возможно применение подхода дизайн-мышления. Зарубежные и отечественные авторы подтверждают эффективность использования этого подхода в обучении студентов (Panke, 2019; Бужинская, Васева, 2021; Фазылзянова и др., 2020).
Таким образом, в сфере научных исследований наблюдается высокий интерес к вопросам обучения предпринимательству. Однако отсутствует четкое понимание сопутствующих проблем, таких как: требования к необходимой образовательной инфраструктуре, состав и структура образовательной программы для обучения предпринимательству, методика оценки промежуточной и итоговой результативности образовательного процесса, уровень сформированности предпринимательских компетенций студентов и т. д.
Целью нашего исследования является рассмотрение ключевых вопросов проектирования образовательной среды вуза для формирования и развития предпринимательских компетенций студентов с точки зрения организационно-педагогических условий.
Методы
На основе отечественных и зарубежных научных источников были использованы методы систематизации и классификации различных подходов и опыта реализации предпринимательского образования в вузах. Для проектирования предпринимательской образовательной среды применялись принципы методологии дизайн-мышления, визуализации ключевых элементов. Исследование мотивов, запросов, ожиданий от предпринимательского образования студентов осуществлялось методом фокус-групп: 2 группы по 15 человек - студентов Севастопольского государственного университета (СевГУ) второго и четвертого курсов, различных специализаций (7 направлений обучения). Оценка результативности применения инструмента идентификации предпринимательских предпочтений проведена методом опроса 821 студента СевГУ различных специализаций (21 направление обучения) с последующим частотным семантическим анализом ответов.
Результаты
В настоящее время в СевГУ внедряется новая модель образовательного процесса «2 + 2 + 2», которая предполагает определенный выбор траекторий профессионального развития по завершению 2 и 4 курсов.
После 2 курса каждый студент любой специальности должен определить приоритетное направление из трех предложенных треков:
- исследовательский, связанный с реализацией научной деятельности параллельно освоению основной специализации обучения;
- профессиональный, предоставляющий возможности усилить специализацию с помощью освоения инновационных компетенций будущего ^иШ^кШБ);
- предпринимательский - для тех студентов, которые видят высокий потенциал развития своих предпринимательских компетенций параллельно освоению программы бакалавриата по основному направлению обучения.
Следующие точки принятия решения для студентов наступают после окончания 4 курса бакалавриата в связи с поступлением в магистратуру, и после ее окончания - при возможном поступлении в аспирантуру.
При проектировании образовательной среды для реализации такой модели предлагается использовать принципы дизайн-мышления, направленные на изучение потребностей пользователей инфраструктуры. На основе выявленных запросов, эмоций и переживаний студента в течение всего периода обучения при освоении программы бакалавриата можно спроектировать организационно-педагогические элементы образовательной среды, позволяющие в целом повысить результативность процесса за счет повышения уровня вовлеченности обучающихся (Белан, 2020).
Согласно классической методике дизайн-мышления ^е^ка & Ogilvie, 2011), на первом этапе необходимо изучить проблемы пользователей, понять их истинные переживания и мотивацию. Второй этап связан с фокусировкой - определением приоритетного круга задач. Третий этап направлен на разработку вариантов соответствующих решений. Четвертый этап предполагает проектирование прототипа (модели) объекта с учетом выявленных потребностей и приоритетных задач. Заключительный этап включает тестирование сформированного проектного решения для выработки стратегии дальнейшей работы с ним.
В связи с целью исследования приоритетно были выявлены с помощью фокус-групп и проанализированы интересы студентов, выбравших предпринимательский образовательный трек. Были идентифицированы типовые эмоциональные переживания, запросы для каждого периода обучения студентов и сформированы задачи поддержки студентов, которые перекликаются с их потребностями и способствуют осознанному определению приоритетов дальнейшего профессионального развития (Махмутова, Литвинова, 2021). С учетом полученных данных ключевыми задачами сопровождения обучающихся в процессе реализации предпринимательского образовательного трека по каждому курсу обучения установлены следующие:
- на 1 курсе: поддержка в адаптации и самоопределении студентов; обеспечение понимания сути предпринимательского трека; тестирование предпринимательского потенциала;
- на 2 курсе: определение персональных интересов и возможностей развития; обеспечение возможности получения первого опыта решения предпринимательских задач; организация обмена опытом развития предпринимательских компетенций;
- на 3 курсе: организация условий для получения опыта применения предпринимательских компетенций; обеспечение работы в проектных командах; экспертное консультирование студентов по вопросам предпринимательства; оценка персонального прогресса развития компетенций;
-на 4 курсе: фасилитация процесса генерации идей предпринимательских проектов;
Мдхмутовд Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...
Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. бок 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
сопровождение разработки, развития и запуска проектов; оценка результативности развития предпринимательских компетенций.
Обозначенные задачи послужили основой для разработки алгоритма освоения предпринимательских компетенций студентами в образовательной среде вуза и определения укрупненного состава соответствующих организационно-педагогических условий образовательной среды. Таким образом, получена модель образовательной среды, которая может служить основой для дальнейшего уточнения, апробации и тестирования на предмет оценки эффективности реализации поставленных задач (рис. 1).
Освоив все этапы предпринимательского трека, студент, помимо диплома бакалавра по основной специальности, может: сформировать/развить желаемый комплекс предпринимательских компетенций; создать контактную базу взаимодействия с бизнес-сообществом; разработать и запустить свой предпринимательский проект.
Рисунок 1
Модель образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций с точки зрения организационно-педагогических условий
Алгоритм освоения предпринимательских компетенций
Сформировать представление о целесообразности выбора и возможностях предпринимательского трека
Сформировать модель предпринимательского поведения,
определить состав предпринимательских компетенций
Сформировать понимание сутнн осо б енностей предпринимательства, предпринимательского мышления.
Определить набор желаемых предпринимательских компетенций
Сформировать пул идей для коммерческих и некоммерческих проектов. Определить направление ннт ер е сов пр едпринимат ельской деятельности
Получить опыт практической деятельности в командах при разработке предпринимательских проектов
Запустить личный / командный пр едпрннимате льскнй проект, обеспечить первые сделки
Орг а н и за цн он но-пе даг ог ичес ки е уело вия образовательной среды
- Образовательные курсы, дисциплины по основам предпринимательства
- Мероприятия, направленные на продвижение молодежного
пр едпрнннматель ства
- Взаимодействие со студентами старших курсов, реализующих предпринимательский трек
- Поддержка самоопределения
- Образовательные курсы, дисциплины по освоению навыков решения типовых предпринимательских задач
- Сотрудничество с предпринимательскими органнз ацнямн для решения студент амн
пр актиче ских задач
- Дискуссионные площадки для обмена опытом и развития предпринимательских компетенций
- Студенческие предпринимательские сообщества
- Экспертиза разработанных коммерческих и некомм ерч еских про ектов
- Образовательные курсы, дисциплины по созданию и развитию предпринимательских проектов
—Междисциплинарная командная проектная работа
- Организация внешней экспертизы предпринимательских проектов
- Сообщества / ресурсы по поддержке создания, з апуска и развития
пр едпрнннматель ских проектов
- Наставши еская поддержка
- Диагностика уровня освоения
пр едпрннимательских компетенций
Дальнейшее проектирование образовательной среды для развития предпринимательских компетенций предполагает следующий уровень декомпозиции ключевых элементов с учетом характеристик потенциального контингента. В этой связи задача идентификации - из общего числа студентов целесообразно выделить именно тех, кому интересен вопрос развития предпринимательских компетенций. В качестве наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи используются опросники, включающие перечень вопросов относительно отдельных характеристик предпринимательской деятельности (Мишурова, 2020; Островский, 2021; Поздеева, Назарова, 2020; Твердовская, Гнездилов, 2022).
Для прогнозирования потока студентов по предложенным трекам в СевГУ был проведен опрос, и сформировано предположение о неравномерном распределении интересов студентов в следующей пропорции: предпринимательство (20 %), научная деятельность (10 %), профессиональная деятельность (70 %).
Для выявления студентов, интересующихся предпринимательством, в опросник были включены следующие открытые формулировки:
Вопрос 1. «Опишите в 2-3 предложениях то, как Вы понимаете выражение "предпринимательская модель поведения"».
Вопрос 2. «Опишите в 2-3 предложениях, какие возможности развития предпринимательских компетенций в вузе Вы видите».
Вопрос 3. «В какой области Вы бы хотели реализовать собственный бизнес-проект?».
Вопрос 4. «Каких предпринимателей Вы знаете (с указанием сферы деятельности)?».
Вопрос 5. «Как Вы относитесь к рискам?».
Опросник был предложен студентам-первокурсникам Севастопольского государственного университета во второй половине первого семестра обучения в рамках учебной дисциплины «Технологии личностного развития». Ответы получены от 821 респондента и распределились в различных пропорциях по критериям возраста, пола, формы оплаты за обучение, специализации (рис. 2).
Рисунок 2
Собирательный портрет студентов, участвующих в опросе
Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...
Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
На первом этапе обработки полученных данных был проведен семантический анализ для определения комплексного представления студентов о предпринимательской модели поведения. На вопрос 1 чаще в ответах упоминаются следующие слова: «риск» (77 ответов), «умение» (59), «цель» (57), «прибыль» (52), «решение» (45) «бизнес» (42), «выгода» (41) и т. д. Среди наиболее частых словосочетаний из двух слов определены: «получение прибыли» (19), «лидерские качества» (11), «достижение цели» (8), «степень риска» (7).
В ответах на вопрос 2 большая часть студентов (83 %) выделяет следующие элементы образовательной среды: «проект» (76 ответов), «деятельность» (68), «бизнес» (67) и др. Положительным является четкое понимание обучающимися возможности реализации проектной деятельности, однако относительно других средств студенты оказались мало информированными.
В ответах на вопрос 3 перечень предпочтительных видов бизнеса для студентов оказался достаточно широк, и чаще выбранная сфера соответствовала специальности обучения: информационные технологии, психология, образовательные услуги, дизайн, общественное питание и т. д.
В ответах на вопрос 4 среди известных предпринимателей, которых упоминали студенты, лидерами явились: Павел Дуров (107 ответов), Илон Маск (73), Марк Цукерберг (62), Александр Ожельский (37), Фёдор Овчинников (20), Кирилл Родин (19), Анастасия Файзуленова (16) и др.
В ответах на 5 вопрос 8,9 % студентов проявили отрицательное отношение к риску, и 91,1 % респондентов понимают, что данный фактор является обязательной характеристикой деятельности.
Полученная информация позволяет подготовить образовательный контент таким образом, чтобы он точнее соответствовал интересам студентов, повышая их заинтересованность в соответствующих учебных и просветительских курсах.
На втором этапе обработки полученных данных были выявлены студенты, которые могут проявлять интерес к предпринимательскому треку, по следующим критериям: 1) имеют собственное уникальное мнение относительно предпринимательской модели поведения; 2) видят возможности для развития предпринимательских способностей в образовательной среде вуза; 3) знают, в какой области желают реализовать свой бизнес-проект; 4) могут перечислить двух и более представителей предпринимательской среды с указанием сферы деятельности; 5) к рискам относятся положительно или нейтрально.
Полученные данные показали, что установленным условиям соответствует 241 респондент, что составляет 29,4 %, из которых 69 % - женского пола, 31 % - мужского пола; 77 % - гуманитарных специальностей (из них 59 % студентов экономических специальностей), 85,7 % в возрасте 16-18 лет.
Таким образом, около 30 % студентов различных направлений обучения заинтересованы в развитии предпринимательских компетенций (в отношении исследовательского трека - 6,7 % предпочтений; в отношении профессионального трека - 63,9 %).
Обсуждение результатов
Новизна проведенного исследования имеет как теоретическую, так и прикладную составляющие. В теоретическом плане нами конкретизирован фактор «личностно-средового взаимодействия в контексте личностно-профессионального становления вузовской молодежи» (Атаманова и др., 2021, с. 33). Таким фактором являются предпринимательские компетенции студентов независимо от их профессиональных специализаций. Решение проблемы личностно-средового
взаимодействия вузовской молодежи на примере СевГУ предполагает идентификацию студентов по образовательным трекам, помогает целенаправленно работать с заинтересованной аудиторией и повышать эффективность использования ресурсов (кадровых, информационных и др.). Отдельной задачей является формирование образа студента, который выбрал и реализовал предпринимательский трек, с точки зрения набора соответствующих компетенций.
Основными направлениями развития комплекса решений по проектированию образовательной среды являются вопросы, связанные с: реализацией модели формирования целевого профиля предпринимательских компетенций студентов; уточнением критериев и методики оценки эффективности используемых средств, инструментов, технологий на всех этапах реализации предпринимательского трека; разработкой комплекса сопутствующей регламентирующей документации для реализации предпринимательского трека в образовательной среде вуза; формированием цифровой инфраструктуры автоматизированных программных средств предпринимательского образования с использованием технологий ассистирующих систем (Воронина и др., 2021).
Формирование образовательной среды, которая обеспечивает условия для предпринимательского самоопределения и получения реального опыта реализации задач по генерации, разработке и реализации бизнес-проектов, является актуальной задачей профессионального образования. В результате исследования вопросов проектирования образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций можно сделать следующие выводы:
- выделить основные этапы освоения студентами желаемого набора предпринимательских компетенций, обозначив целевые результаты, моделируя состав необходимых организационно-педагогических средств;
- использовать принципы дизайн-мышления для выявления ключевых переживаний студентов и определения задач освоения предпринимательского трека;
- проводить специальные опросы для формирования рекомендаций по идентификации и маршрутизации студентов в рамках образовательных треков и корректировки актуального образовательного процесса.
Проектирование образовательной среды вуза должно быть ориентировано на масштабирование успешных практик, направленных на развитие личности и инновационных компетенций студентов (Буравлева, Богомаз, 2020), к которым в полной мере можно отнести предпринимательские компетенции.
Литература
Абдрахманова, А. А., Литвинова, Р. Н. (2020). Формирование предпринимательских компетенций у будущих специалистов как фактор развития инновационного потенциала экономики. Экономика и управление: теория и практика, 6(1), 43-50. Атаманова, И. В., Перикова, Е. И., Щекотуров, А. В., Богомаз, С. А. (2021). Личностно-средовое взаимодействие: исследование ценностных ориентаций и психологической системы деятельности российской молодежи. Российский психологический журнал, 78(3), 32-53. https:// doi.Org/10.21702/rpj.2021.3.3 Белан, Н. В. (2020). Дизайн-мышление как методы проектирования ориентированной на студентов образовательной среды вуза. В А. П. Хоменко, Е. В. Апанович, В. В. Смирнов и др. (ред.), Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения (с. 75-79). Иркутский государственный университет путей сообщения.
Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...
Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Бужинская, Н. В., Васева, Е. С. (2021). Реализация этапов дизайн-мышления в образовательном процессе высшей школы. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 1, 84-91. https://doi.Org/10.26105/SSPU.2021.1.70.009 Буравлева, Н. А., Богомаз, С. А. (2020). Готовность студентов технических вузов к инновационной деятельности. Российский психологический журнал, 77(3), 30-43. https://doi. огд/10.21702/ф].2020.3.3 Воронина, Р. Н., Потанина, М. В., Абдрахманова, А. А. (2021). Цифровые технологии как фактор развития образовательной среды вуза. Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики, 3, 417-422. Кларин, М. В. (2018). Инновационные образовательные практики в организациях - ответы
на вызовы XXI века. Образование и общество, 3-4, 43-48. Кларин, М. В. (2019). Инновационные образовательные практики как инициативы в сфере дополнительного образования детей и молодежи. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 6, 31-48. https://doi.org/10.24411/2071-6435-2019-10121 Клемешев, А. П., Кудряшова, Е. В., Сорокин, С. Э. (2019). Стейкхолдерский подход в реализации «третьей миссии» университетов. Балтийский регион, 7 7(4), 114-135. https://doi. 0^/10.5922/2079-8555-2019-4-7 Корчагина, И. В., Рогова, К. В., Корчагин, Р. Л. (2017). Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство. Российское предпринимательство, 78(16), 2301-2316. https://doi.org/10.18334/rp.18.16.38218 Кудряшова, Е. В., Сорокин, С. Э. (2020). Формирование человеческого капитала как реализация «третьей миссии» университетов. Личность. Культура. Общество, 22(1-2), 121-127. Лазарева, И. Н., Колычева, В. Б. (2020). Проблема позитивного самоопределения студентов в проекции воспитательных задач профессионального образования. Современные наукоемкие технологии, 9, 168-172. Махмутова, Е. Н. (2021а). Предпринимательство как источник инноваций и приращения человеческого капитала. В Л. С. Валинурова (ред.), Экономика и управление: теория, методология, практика (с. 125-128). РИЦ БашГУ. Махмутова, Е. Н. (2021б). Психологическое сопровождение формирования предпринимательских компетенций студентов сетевого поколения. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 4, 364-368. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-45 Махмутова, Е. Н., Литвинова, Р. Н. (2021). Формирование условий профессионально-личностного развития студентов экономического профиля. В Т. И. Раковчена, А. К. Папцова, С. И. Лупашку (сост.), Наука, образование, культура (с. 540-543). Комратский государственный университет.
Мишурова, И. В. (2020). Развитие предпринимательских способностей на основе изучения специфики феномена предпринимательства. Вестник Академии знаний, 36(1), 153-158. Островский, С. Н. (2021). Изучение отношения студентов-первокурсников к развитию предпринимательского потенциала белорусской молодежи. В А. Н. Данилов (ред.), Социологическая наука и образование: современные вызовы и риски: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Г. П. Давидюка (с. 246-251). БГУ. Поздеева, Е. Г., Назарова, Н. С. (2020). Анализ готовности студентов политехнического университета к предпринимательской деятельности. Общество. Коммуникация. Образование, 77(1), 100-114. https://doi.org/10.18721/JHSS.11108
Сорокин, П. С., Повалко, А. Б., Черненко, С. Е. (2020). Обучение предпринимательству в вузах
России и мира: зачем, как и с какими результатами? НИУ ВШЭ. Твердовская, А. В., Гнездилов, Г. В. (2022). Критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности предпринимателя и особенности его подготовки. Человеческий капитал, 2(5), 200-209. Фазылзянова, Г. И., Соколова, Т. Ю., Балалов, В. В. (2020). Методология дизайн-мышления как креативный ресурс развития современной системы образования. Педагогический журнал, 70(1А), 415-427. https://doi.Org/10.34670/AR.2020.1.46.165 Чуганская, А. А. (2020). Современные вызовы профессионального самоопределения студентов: к проблеме построения ассистирующих систем деятельности человека. В А. Н. Дегтярев, А. Р. Кузнецова (ред.), Уфимский гуманитарный научный форум «Гуманитарная миссия об-ществознания на пороге нового индустриального общества» (с. 719-724). Государственное автономное научное учреждение «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан».
Шабаева, С. В., Кекконен, А. Л. (2017). Практическое исследование сотрудничества вузов и бизнеса в России и странах EMCOSU. Университетское управление: практика и анализ, 27(6), 93-100. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.078 Шишлова, Е. Э. (2021). Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов. Высшее образование в России, 30(6), 70-79. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79 Araka, E., Oboko, R., Maina, E., & Gitonga, R. (2022). Using educational data mining techniques to identify profiles in self-regulated learning: An empirical evaluation. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 23(1), 131-162. https://doi.org/10.19173/irrodl.v22i4.5401 Cheung, S. K. S., Kwok, L. F., Phusavat, K., & Yang, H. H. (2021). Shaping the future learning environments with smart elements: challenges and opportunities. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 78.'https://doi.org/10.1186/s41239-021-00254-1 Compagnucci, L., & Spigarelli, F. (2020). The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints. Technological Forecasting and Social Change, 767. https:// doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120284 Hardie, B., Highfield, C., & Lee, K. (2020). Entrepreneurship education today for students' unknown futures. Journal of Pedagogical Research, 4(3), 401-417. https://doi.org/10.33902/JPR.2020063022 Kleimola, R., & Leppisaari, I. (2022). Learning analytics to develop future competences in higher education: A case study. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 19. https://doi.org/10.1186/s41239-022-00318-w Liedtka, J., & Ogilvie, T. (2011). Designing for growth: A design thinking tool kit for managers.
Columbia University Press. Panke, S. (2019). Design thinking in education: Perspectives, opportunities and challenges. Open
Education Studies, 1, 281-306. https://doi.org/10.1515/edu-2019-0022 Penaluna, А. (2018). Enterprise and entrepreneurship education: Guidance for UK higher education providers. The Quality Assurance Agency for Higher Education. https://www.qaa.ac.uk/docs/ qaas/enhancement-and-development/enterprise-and-entrpreneurship-education-2018. pdf?sfvrsn = 15f1f981 8
Tranchet, N., & Rienstra, D. (Eds.) (2009). Educating the next wave of entrepreneurs. World Economic Forum. https://www.gvpartners.com/web/pdf/WEF EE Full Report.pdf
Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза...
Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 123-134. 10.21702/rpj.2022.3.8 НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Worsley, M., Anderson, K., Melo, N., & Jang, J. Y. (2021). Designing analytics for collaboration literacy and student empowerment. Journal of Learning Analytics, 8(1), 30-48. https://doi. org/10.18608/jla.2021.7242 Zobnina, M., Korotkov, A., Rozhkov, A. (2019). Structure, challenges and opportunities for development of entrepreneurial education in Russian universities. Foresight and STI Governance, 73(4), 69-81. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.4.69.81
Поступила в редакцию: 20.07.2022 Поступила после рецензирования: 05.09.2022 Принята к публикации: 07.09.2022
Заявленный вклад авторов Елена Николаевна Махмутова - определение концептуальных основ исследования, методологическая верификация исследования, формирование обзорной части, редактирование текста статьи.
Раиса Николаевна Воронина - формирование обзорной части, сбор эмпирических данных, анализ и интерпретация результатов.
Информация об авторах Елена Николаевна Махмутова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и психология», ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57201718614, ResearcherlD: E-4900-2017, SPIN-код: 3773-9767, ORCID: https://orcid.ora/0000-0002-2341-1131: e-mail: e.makhmutova@inno.mgimo.ru
Раиса Николаевна Воронина - доцент кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Российская Федерация: Scopus Author ID: 57204669139, ResearcherlD: AAA-8657-2021, SPIN-код: 6329-2844, ORCID: https:// orcid.ora/0000-0002-6397-0675: e-mail: raisalitv@mail.ru
Информация о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.