Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИАГНОСТИКА / РЕСУРС / РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ТРЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Раиса Николаевна, Потанина Марина Викторовна, Абдрахманова Анастасия Александровна

В статье обоснована актуальность осуществления предпринимательской деятельности населением Российской Федерации. Представлены действующие образовательные модели освоения предпринимательских компетенций, применяемые в ведущих мировых вузах. Исследованы особенности реализации соответствующей практики в условиях российского высшего образования. Рассмотрена сущность терминов «образовательная среда» и «образовательная экосистема» с позиции внедрения предпринимательской модели поведения у обучающихся. Обоснованы современные требования к реализации образовательного процесса. Проанализирован уровень развития предпринимательской экосистемы в Севастопольском государственном университете (СевГУ). Результаты диагностики выступили основой для разработки рекомендаций по повышению уровня развития предпринимательской экосистемы университета. Среди ключевых факторов развития предпринимательской экосистемы СевГУ выделено наличие заинтересованности, а также мотивации к реализации предпринимательской образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Раиса Николаевна, Потанина Марина Викторовна, Абдрахманова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

The paper substantiates the relevance of the implementation of entrepreneurial activity by the population of the Russian Federation. The current educational models for mastering entrepreneurial competencies applied in the world's leading universities are presented. The study investigates the features of the implementation of the relevant practice in the conditions of Russian higher education. The essence of the terms “educational environment” and “educational ecosystem” from the position of implementation of an entrepreneurial behavior model among students is considered. The modern requirements for the implementation of the educational process have been substantiated. The level of development of the entrepreneurial ecosystem at Sevastopol State University is analysed. The diagnostic results provided the basis for the development of recommendations to improve the entrepreneurial ecosystem of the university. The presence of interest and motivation to implement the entrepreneurial educational trajectory is highlighted as one of the key factors for the development of the entrepreneurial ecosystem at Sevastopol State University.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 116-121 Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 116-121.

Научная статья УДК 37.014.54

https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.19

Образовательная среда вуза как ресурс развития предпринимательских компетенций студентов

Раиса Николаевна Литвинова1, Марина Викторовна Потанина2, Анастасия Александровна Абдрахманова30

^^Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия 1https://orcid.org/0000-0002-6397-0675 2https://orcid.org/0000-0003-3819-0201 3zagorulkoaa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5915-1987

Аннотация. В статье обоснована актуальность осуществления предпринимательской деятельности населением Российской Федерации. Представлены действующие образовательные модели освоения предпринимательских компетенций, применяемые в ведущих мировых вузах. Исследованы особенности реализации соответствующей практики в условиях российского высшего образования. Рассмотрена сущность терминов «образовательная среда» и «образовательная экосистема» с позиции внедрения предпринимательской модели поведения у обучающихся. Обоснованы современные требования к реализации образовательного процесса. Проанализирован уровень развития предпринимательской экосистемы в Севастопольском государственном университете (СевГУ). Результаты диагностики выступили основой для разработки рекомендаций по повышению уровня развития предпринимательской экосистемы университета. Среди ключевых факторов развития предпринимательской экосистемы СевГУ выделено наличие заинтересованности, а также мотивации к реализации предпринимательской образовательной траектории.

Ключевые слова: образовательная среда, диагностика, ресурс, развитие, предпринимательство, компетенция, образовательная экосистема, трек

Для цитирования: Литвинова Р.Н., Потанина М.В., Абдрахманова А.А. Образовательная среда вуза как ресурс развития предпринимательских компетенций студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 116-121. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.19.

Original article

The educational environment of the university as a resource for the development of students' entrepreneurial competencies

Raisa N. Litvinova1, Marina V. Potanina2, Anastasia A. Abdrakhmanova30

1'2'3Sevastopol State University, Sevastopol, Russia 1https://orcid.org/0000-0002-6397-0675 2https://orcid.org/0000-0003-3819-0201 3zagorulkoaa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5915-1987

Abstract. The paper substantiates the relevance of the implementation of entrepreneurial activity by the population of the Russian Federation. The current educational models for mastering entrepreneurial competencies applied in the world's leading universities are presented. The study investigates the features of the implementation of the relevant practice in the conditions of Russian higher education. The essence of the terms "educational environment" and "educational ecosystem" from the position of implementation of an entrepreneurial behavior model among students is considered. The modern requirements for the implementation of the educational process have been substantiated. The level of development of the entrepreneurial ecosystem at Sevastopol State University is analysed. The diagnostic results provided the basis for the development of recommendations to improve the entrepreneurial ecosystem of the university. The presence of interest and motivation to implement the entrepreneurial educational trajectory is highlighted as one of the key factors for the development of the entrepreneurial ecosystem at Sevastopol State University.

Keywords: educational environment, diagnostics, resource, development, entrepreneurship, competence, educational ecosystem, track

For citation: Litvinova R.N., Potanina M.V., Abdrakhmanova A.A. The educational environment of the university as a resource for the development of students' entrepreneurial competencies // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 116-121. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20216.19.

Введение. Предпринимательскую деятельность в Российской Федерации в среднем реализуют от 2 до 4 % населения [1], что вызывает резонный вопрос об актуальности массового освоения предпринимательских компетенций.

Целевые ориентиры национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» свидетельствуют о важности реализации инициатив, направленных на повышение вовлеченности в предпринимательскую деятельность населения Российской Федерации, что обусловлено возможностью получения ряда положительных социальных и экономических эффектов (в частности, снижения уровня безработицы, увеличения дохода граждан, повышения качества жизни и др.) [2]. В национальном проекте «Наука» одним из целевых ориентиров выступает создание условий для реализации технологического предпринимательства как инструмента продвижения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации [3]. Также можно отметить то, что совместно эти национальные проекты позволяют реализовать «третью миссию» университетов, предполагающую их активное участие в социально-экономическом развитии соответствующего региона и страны в целом. Одним из инструментов успешной реализации данных национальных проектов является обучение предпринимательству, в том числе и в среде высшего образования.

В настоящее время накоплен ряд кейсов эффективных образовательных практик, направленных на формирование предпринимательских компетенций в ряде университетов по всему миру. При этом используются две основные модели: модель 1 - «на выходе» получается специалист с ведущей специальностью «предприниматель»; модель 2 - образовательный процесс позволяет сформировать предпринимательские компетенции как некую надстройку на основную специальность [4].

Предпринимательское образование в Российской Федерации находится в процессе становления [5]. В большинстве вузов оно осуществляется путем преподавания курсов по предпринимательству, а также реализации проектного обучения. К наиболее успешным практикам российского предпринимательского образования можно отнести опыт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Финансового университета при правительстве Российской Федерации, Московской школы управления Сколково, Российской экономической школы, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и др.

В качестве одного из драйверов развития предпринимательских компетенций в среде высшего образования следует отметить наличие заинтересованности и поддержки со стороны Министерства науки и высшего образования, что выражается в разработке и реализации соответствующих программ (например, программы «Стартап как диплом»).

Одним из основных результатов предпринимательского образования выступают освоенные предпринимательские навыки, перерастающие в предпринимательские компетенции (т. е. навыки, подкрепленные реальными результатами, которые можно продемонстрировать в процессе трудовой деятельности) [6].

К ключевым группам предпринимательских компетенций, согласно результатам комплексного обзора [7], который выполнили исследователи из Германии А. Титтел и О. Терзидис, относятся личные компетенции, компетенции в сфере управления взаимоотношениями, а ядро предпринимательских компетенций составляют организационные компетенции, компетенции в сфере стратегии и управления, а также компетенции по поиску и реализации возможностей.

Одной из отличительных особенностей современного общества являются динамичные, многовекторные изменения, затрагивающие ключевые сферы деятельности. При этом индивид старается быстро подстроиться под изменения, ощутив определенный дискомфорт как следствие их влияния. Сфера высшего образования зачастую развивается аналогичным путем.

Образовательная среда вуза выступает одним из ключевых факторов, влияющих на качество обучения как инструмент профессионального и личностного развития студентов. Согласно результатам исследовательского обзора, было выявлено, что «образовательная среда - система специально созданных условий, в которых осуществляется образовательный процесс (целенаправленный и специально организованный)» [8, с. 54]. В терминологическом словаре современного педагога данное понятие предполагает совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.

Термин «образовательная экосистема» приходит на смену понятию «образовательная среда». Образовательная экосистема в качестве приоритета устанавливает задачу воспитания самоуправляемого обучающегося, который постоянно развивает умение учиться и переучиваться, а также обладает сильным навыком адаптации к изменяющейся внешней среде. Такой

студент прогнозирует ситуацию, имеет четкие цели и стратегию развития, берет на себя ответственность за результаты своего личностного и профессионального развития не только в процессе обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни.

Именно целенаправленная деятельность, предполагающая систематичность и осознанность, личную ответственность и готовность к рискам, и представляет основу предпринимательской модели поведения студентов. Этот комплекс навыков повышает шансы на обнаружение новых возможностей, т. к. дает умение привлекать необходимые ресурсы с целью реализации идей. Таким образом, формирование предпринимательских компетенций может выступать как инструмент развития человеческого капитала, что в итоге позволит вывести на новый качественный уровень подготовку будущих специалистов. При таком подходе наблюдается значительная польза от обучения по данному направлению подготовки, повышается эффективность реализации карьерной траектории: помимо овладения высоким уровнем квалификации в собственной профессиональной области будущий специалист получает навыки по созданию нового продукта (услуги), а также по продвижению его на соответствующем рынке. Создаются предпосылки реализации профессиональных амбиций.

Современные условия диктуют вузам необходимость внедрять новый подход к образовательному процессу, позволяющий:

- учитывать индивидуальные особенности, потребности, интересы обучающихся;

- обеспечивать высокий уровень практико-ориентированных компетенций;

- формировать условия для принятия и реализации студентами концепции постоянного личностного и профессионального саморазвития.

Для обеспечения поставленных задач руководством Севастопольского государственного университета (СевГУ) была принята концептуальная модель образовательной деятельности, описывающая логику реализации основных треков, а также ключевые компоненты образовательной среды для их поддержки. Треки могут быть выбраны и реализованы студентами любого направления учебной специализации с учетом личных ориентиров и профессиональных интересов. В качестве основных направлений предложены:

1) исследовательский трек - для обучающихся, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности, способных к аналитической работе, готовых к реализации академической карьерной траектории;

2) профессиональный трек (в большей мере соответствующий традиционной образовательной модели) - для обучающихся, которые заинтересованы в реализации выбранной квалификационной специализации;

3) предпринимательский трек - для обучающихся, позиционирующих себя в будущем в роли владельца бизнеса, генератора и реализатора идей с их последующей коммерциализацией.

Выбор трека осуществляется начиная с третьего года обучения по программе бакалавриата. С целью помощи студентам в процессе выбора желаемого трека образовательная среда университета предлагает целый спектр возможностей (мероприятия, инициативы, дисциплины, инфраструктура и пр.). Именно компоненты образовательной среды в сочетании с внешними организациями, индустриальными партнерами формируют экосистему, которая может обеспечить более осознанный и обоснованный выбор студентом учебной траектории и дальнейшую ее реализацию.

В качестве методологической основы для диагностики предпринимательской экосистемы СевГУ применены стандарты, разработанные М.Р. Зобниной и А.В. Коротковым [9]. Данный подход к оценке предполагает детальное рассмотрение ключевых элементов экосистемы и исследование ее текущего состояния на предмет соответствия установленным стандартам с помощью комплекса специальных критериев оценки. При этом критерии составляющих экосистемы распределены в соответствии с уровнем ее развития. Всего выделено 5 уровней развития предпринимательской экосистемы. Для каждого из уровней предложены рекомендации по развитию соответствующих составляющих. Анализ развития предпринимательской экосистемы СевГУ выявил ее соответствие уровню 2. Такой результат свидетельствует о том, что процесс развития предпринимательской среды университета находится на начальном этапе и требует реализации ряда инициатив для дальнейшего продвижения и получения результатов более высокого порядка. При этом можно отметить следующие перспективные направления для разработки и внедрения первоочередных мероприятий:

а) институциональная среда университета:

- обеспечение финансирования из бюджета университета поддержки студенческих предпринимательских инициатив;

- выделение в СевГУ отдельной ставки для специалиста, занимающегося исключительно вопросами студенческого предпринимательства;

- разработка и проведение курса «Предпринимательство» в межфакультетском и межкафедральном форматах с целью создания условий для эффективного взаимодействия студентов различных направлений обучения;

б) вовлечение студентов и популяризация предпринимательства:

- углубление коммуникации со студенческими организациями университета по вопросам популяризации предпринимательства, а также информирования студенческого сообщества о соответствующих мероприятиях;

- укрепление взаимодействия преподавателей курса «Предпринимательство» и регионального оператора программы «Ты - предприниматель»;

- увеличение количества мероприятий по популяризации предпринимательства;

в) курс «Предпринимательство»:

- увеличение масштабов предпринимательского образования путем привлечения новых сегментов целевой аудитории, в частности, за счет увеличения количества слушателей кружка «Основы предпринимательства. Управленческое и бизнес-образование» среди обучающихся школ и учреждений СПО. Образовательный проект реализуется кафедрой «Менеджмент и бизнес-аналитика» СевГУ сотрудничества с Малой академией наук г. Севастополя;

- развитие курса «Предпринимательство» как межфакультетской и межкафедральной дисциплины;

- создание магистерской программы, позволяющей реализовать предпринимательскую образовательную траекторию;

г) подготовка и повышение квалификации преподавателей курса «Предпринимательство»:

- увеличение количества посещаемых преподавателями курса «Предпринимательство» ключевых мероприятий, связанных с предпринимательством, участие в соответствующих форумах и конференциях;

- налаживание с коллегами из различных университетов систематической профессиональной коммуникации, направленной на обмен опытом в сфере преподавания курса «Предпринимательство»;

д) сопровождение студенческих стартапов:

- оформление студентами, изучающими курс «Предпринимательство», заявок в бизнес-акселераторы по своим проектам;

- увеличение количества проводимых мероприятий, направленных на развитие компетенций в сфере разработки и реализации студенческих предпринимательских проектов;

е) работа со стартап-сообществом:

- укрепление взаимодействия преподавателей курса «Предпринимательство» с представителями малого и среднего бизнеса Севастополя;

- поиск и привлечение партнеров, спонсоров мероприятий университета в сфере студенческого предпринимательства;

- создание и продвижение в социальных сетях группы, посвященной бизнес-тематике;

ж) онлайн- и офлайн-площадки:

- создание и продвижение открытой группы в социальных сетях для студентов университета, проявляющих интерес к стартап-тематике;

- создание постоянно действующей офлайн-площадки (оснащенной всем необходимым оборудованием) для командной работы и дальнейшего продвижения студенческих предпринимательских проектов;

з) мониторинг предпринимательской экосистемы университета:

- оценка заинтересованности в получении предпринимательских компетенций среди студентов 1-2-го курсов;

- мониторинг развития стартапов, разработанных в рамках курса «Предпринимательство»;

- анализ эффективности инициатив в сфере предпринимательского образования, реализуемого в вузе, с последующей публикацией полученных результатов в виде научных статей;

- участие во всероссийских и международных исследованиях, посвященных изучению студенческой предпринимательской активности.

В период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г. преподаватели кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика» прошли стажировку «Предпринимательский трек» на базе НИУ ВШЭ. В рамках данной стажировки М.Р. Зобниной, одним из авторов работы [10], на основе экспертных оценок преподавателей, реализующих роль тьюторов и наставников предпринимательских студенческих проектов, проведена диагностика предпринимательской экосистемы СевГУ (рисунок 1).

Расчетное значение показателя, соответствующего уровню развития предпринимательской экосистемы СевГУ, составило 1,6. Согласно результатам диагностики М.Р. Зобниной, среднее значение по исследованным российским вузам (более 30 вузов) равняется 2,2 (из 5) [11].

Представленные результаты позволяют получить наглядную оценку уровня развития предпринимательской экосистемы СевГУ. Среди наиболее проблемных областей следует отметить сопровождение и развитие стартапов, институциональную среду, мониторинг предпринимательской экосистемы. В качестве сильных сторон можно отметить тенденции развития в университете предпринимательского образования. Добиться его дальнейшего совершенствования, что, несомненно, принесет дополнительные преимущества, возможно путем его популяризации за счет развития таких составляющих, как работа с предпринимательским сообществом, а также дальнейшее продвижение онлайн- и офлайн-площадок для создания и развития стартапов. Это в итоге может дать ощутимые результаты в сфере повышения вовлеченности в предпринимательство, а также в увеличении количества реальных студенческих бизнес-кейсов.

Мониторинг предпринимательской экосистемы

Онлайн и офлайн площадки для создания и развития стартапов

Институциональная среда 3

:2,5

2

1,5

Вовлечение в предпринимательство

Обучение предпринимательству

Работа с предпринимательским сообществом

Сопровождение и развитие стартапов

Рисунок 1 - Результаты диагностики предпринимательской экосистемы СевГУ

Выводы. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что образовательная среда СевГУ в настоящее время все больше становится похожа на «живую» экосистему, которая позволяет студенту эволюционировать как любому живому организму: адаптироваться к стремительно меняющейся внешней среде, самообучаться, формировать жизненные цели в ходе обучения, закладывать основы успешной жизненной карьеры, следовать предпринимательской модели поведения. Однако, несмотря на положительные тенденции в данной сфере, предпринимательская экосистема вуза нуждается в дальнейшем совершенствовании путем реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение соответствия критериям стандартов, продвижение на более высокий уровень развития.

Список источников:

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // ФНС России. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 27.05.2021).

2. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Паспорт национального проекта «Наука» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.

5. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / П.С. Сорокин, А.Б. По-валко [и др.]. М., 2020. 48 с.

6. Pittaway L., Cope J. Entrepreneurship Education: A Systematic Review of the Evidence // International Small Business Journal. 2007. No. 25. Р. 479-510.

7. Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial Competences Revised: Developing a Consolidated and Categorized List of Entrepreneurial Competences // Entrepreneurship Education. 2020. Vol. 3, no. 1. P. 1-35. https://doi.org/10.1007/s41959-019-00021-4.

8. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019 / С.И. Заир-Бек, М.Б. Лозовский, Т.А. Мер-цалова [и др.]. М., 2019. 275 с.

9. Коротков А.В., Зобнина М.Р. Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы. М., 2019. 96 с.

10. Там же.

11. Там же.

Информация об авторах: Р.Н. Литвинова - старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнес-аналитики Севастопольского государственного университета, Севастополь, Россия.

М.В. Потанина - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнес-аналитики Севастопольского государственного университета, Севастополь, Россия.

А.А. Абдрахманова - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнес-аналитики Севастопольского государственного университета, Севастополь, Россия.

Information about the authors R.N. Litvinova - Senior Lecturer, Management and Business Analytics Department, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

M.V. Potanina - PhD in Engineering Science, Associated Professor, Management and Business Analytics Department, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

A.A. Abdrakhmanova - PhD in Economics, Associated Professor, Management and Business Analytics Department, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.05.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.06.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 24.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.