МРНТИ 14.35.09 DOI: 10.52512/2306-5079-2021-85-1-33-46
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Н.Т. Уалиева1, А.Ж. Мурзалинова2*, Л.С. Альмагамбетова3 1,2 Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Казахстан, 3Филиал Национального центра повышения квалификации «Эрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО», г. Петропавловск, Казахстан
e-mail*: [email protected]
В статье обоснована необходимость формирования предпринимательских способностей у будущих педагогов, ввиду развития среды образовательного предпринимательства под влиянием глобальной экономики. Вместе с тем обозначены проблемы недостаточного методологического обоснования образовательного предпринимательства, неразработанности психолого-педагогического обеспечения формирования предпринимательских способностей у будущих педагогов, организации образовательного процесса в педагогических вузах, исключающей действие рыночных механизмов. Для решения проблем определена цель исследования, связанная с организационно-педагогическими условиями развития предпринимательских способностей у будущих педагогов. Названные условия реализованы в условиях экспериментальной работы в рамках разработанной модели в Северо-Казахстанском университете им. М.Козыбаева. По результатам экспериментальной работы установлено: моделируя среду образовательного предпринимательства, организационно-педагогические условия мотивируют будущих педагогов к образовательно-предпринимательской деятельности, профессионально насыщают образовательную среду вуза, создают предпосылки для самореализации в профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: образовательное предпринимательство, предпринимательские способности обучающихся, предпринимательская компетенция будущего педагога, организационно-педагогические условия, аудиторная и внеаудиторная работа, педагогическая компетенция, конкурентоспособность педагога.
Введение
Современное образование испытывает влияние глобальной экономики, что вызывает необходимость новых подходов к развитию профессиональной компетентности педагога. Востребованная профессиональная компетентность педагога включает, в том числе, готовность и способность оперативно адаптироваться и осуществлять профессиональную деятельность в условиях образовательного предпринимательства. Расширение образовательного предпринимательства, в свою очередь, создает конкурентную среду и становится предпосылкой качества образовательных услуг.
Инициатива и умения педагога с формируемыми предпринимательскими способностями (далее -ПС), реализуемыми в условиях рыночных механизмов, позволяют с максимальной эффективностью использовать экономические ресурсы, стимулировать человека повышать свой человеческий капитал.
Таким образом, формирование ПС становится одним из востребованных и стратегических направлений в подготовке педагогических кадров.
Описание проблемы
При отборе, обосновании и организации условий формирования ПС у будущих педагогов следует учитывать имеющиеся противоречия между:
- запросами рынка труда и недостаточным научно-теоретическим и методологическим обоснованием образовательного предпринимательства;
- социальным заказом на педагогов новой формации, способных адаптироватья и выполнять профессиональную деятельность в стремительно развивающихся условиях глобальной экономики, и неразработанностью психолого-педагогического обеспечения формирования ПС у будущих педагогов;
- современными требованиями к развитию системы образования в условиях глобальной рыночой экономики и организацией образовательного процесса в педагогических вузах, исключающей действие рыночных механизмов.
Решению установленных противоречий отвечает актуализация проблемы - Создание организационно-педагогических условий в профессиональной подготовке будущих педагогов, направленных на системное формирование ПС.
В основе исследуемой проблемы - гипотеза: если реализация организационно-педагогических условий актуализирует в образовательной среде вуза содержание профессионально-направленной деятельности в области образовательного предпринимательства, то развитие ПС будущих педагогов будет управляемым, так как актуализируемая деятельность методологически обоснована и имеет учебно-методическое сопровождение для условий аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.
Обзор литературы
Для уточнения исследовательской составляющей и исследовательских перспектив нами - на основе метода анализа - выполнен обзор литературы.
Прагматический характер мировой практики профессиональной подготовки отражен в исследовании Houston Peschl, Connie Deng, Nicole Larson [1]. Так, логика рассуждения авторов такова: новые выпускники будут работать в меняющихся технологических, политических и социальных условиях; следовательно, будут востребованы новые типы навыков и способов мышления. В их числе - набор навыков предпринимательского мышления как ключевые компетенции. В этой связи необходим предпринимательский образовательный контент.
Заслуживает исследовательского внимания перспективная, на наш взгляд, практическая модель E-STEM (ОАЭ), рассчитанная на учащихся старших классов школы и интегрирующая в STEM-курсы предпринимательскую практику для актуализации предпринимательской активности обучающихся [2]. Опрос 134 учителей науки, технологий, математики и бизнеса подтверждает: эмпирическое обучение посредством практик, основанных на компетенциях, является лучшим подходом к внедрению данной междисциплинарной модели. Показательно, что в числе объективных затруднений названо отсутствие у учителей знаний о предпринимательском обучении [2].
В исследовании «Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения» Т.А. Волошина выделяет качества, которыми необходимо обладать педагогу в современных условиях образовательной среды. Данные качества автор классифицирует в 4 группы: организаторские, творческие, коммуникативные, управленческие [3; 101]. Считаем, что приведенные качества необходимо формировать у обучающихся в аспекте условий образовательного предпринимательства, а не только как требуемые в целом в педагогической деятельности.
Актуальные для образовательного предпринимательства качества зарубежные авторы относят к softskills, которые рассматривают как конкурентообразующий фактор выпускников с педагогическим образованием. При этом авторы ссылаются на данные опроса работодателей разных сфер социально-экономической деятельности, которые не только не исключают, но, напротив, считают предпринимательскую деятельность перспективной в условиях современных реформ в образовании. Так, исследователи выделяют умение договариваться, общаться, взаимодействовать, сотрудничать [4]. С. Pop и B. Khampirat называют лидерские качества, коммуникативные умения, готовность к сотрудничеству, навыки самоконтроля, мотивацию к достижению профессиональных результатов [5; 132]. В исследовании E. Pang, M. Wong, C.H. Leung, J. Coombes выделены следующие группы мягких навыков: способность и готовность обучаться, готовность к сотрудничеству и работе в команде, усердие и готовность работать сверхурочно, самоконтроль и аналитическое мышление [6; 55].
Puji Handayati, Dwi Wulandari, Budi Eko Soetjipto, Agus Wibowo, Bagus Shandy Narmaditya считают, что целенаправленное обучение студентов предпринимательству в геометрической прогрессии помогает приобретать такие ресурсы, как опыт взаимодействия со сверстниками в целях продвижения бизнеса, способность мыслить, искать возможности вместо препятствий, склонность к критическому и творческому мышлению, индивидуальное поведение [7].
О.А. Куюмджи отмечает, что подготовка молодых людей к условиям рыночной экономики предполагает приобщение к основам предпринимательской деятельности, и определяет ряд ПС, которые необходимо развивать у студентов: стратегическое мышление, профессиональную компетентность, предприимчивость, организаторские способности, личную организованность, нравственные качества, работоспособность [8; 67]. Не соглашаясь с логическим основанием выделения названных ПС, признаем вместе с тем актуальность предприимчивости как ценностной составляющей ПС. В этой связи обратим внимание на термин «предпринимательская самоэффективность» (Najib A. Mozahem [9]).
В подтверждение нашей позиции в отношении ценностного характера предприимчивости приведем определение, сформулированное В.П. Позняковым: «Предприимчивость в повседневном словоупотреблении означает способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, умение быстро принимать решения и действовать в условиях неопределенности» [10; 215].
Взаимосвязь предпринимательства и предприимчивости рассматривает Е.Ф. Чеберко: «Предпринимательство и предприимчивость, не будучи понятиями тождественными, имеют определенную взаимозависимость и оказывают друг на друга взаимное влияние. В зависимости от характера взаимодействия возникает комбинация с определенным результатом, эффектом. Мировая практика в настоящее время показывает, что чем теснее взаимосвязь предприимчивости и предпринимательства, тем выше конечные результаты функционирования экономической системы» [11; 156]. Данная точка зрения подтверждает наше предположение: предприимчивость педагога отвечает системному рынку образовательных услуг.
Педагог сегодня оказывается в ситуации, когда ему необходимо адаптироваться не только к профессиональной деятельности, но и к современному ритму жизни, учиться трудовой самостоятельности и активности на рынке труда.
Цель и задачи исследования
В соответствии с исследовательской составляющей определены цель и задачи исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование, моделирование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий формирования ПС у будущих педагогов.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены задачи исследования:
1) уточнить сущность и структуру ПС, выявить особенности их формирования в профессиональной подготовке будущих педагогов;
2) определить организационно -педагогические условия формирования ПС, в том числе на основе опыта, представленного в научных исследованиях;
3) разработать и экспериментально проверить модель развития ПС у будущих педагогов;
4) сформулировать рекомендации по формированию исследуемых ПС в образовательной среде вуза.
По результатам реализации цели и задач исследования можно говорить о научной новизне - разработке педагогической модели формирования ПС, определяющих конкурентоспособность личности будущего педагога в условиях рыночных механизмов в системе образования.
Методология исследования
Методология позволяет уточнить характер исследования, его подходы, особенности моделирования и экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составляют:
- ценностно-смысловой подход (О.П. Морозова) отражает формирование мотивационной сферы личности, способствует возникновению понимания и рефлексии, которые представляют собой важнейшие условия рождения нового смысла, в том числе смысла педагогической деятельности в условиях образовательного предпринимательства;
- компетентностный подход (С.Б. Абдыгаппарова, С.А. Абдыманапов, К.М. Арынгазин, В.И. Байденко, А.А. Булатбаева, А.Е. Жумабаева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, А.К. Мынбаева, А.М. Новиков, Н.Ф. Радионова, В.В. Сериков, П.И. Третьяков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской), который предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания и организации образовательного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций личности, в числе которых - предпринимательские компетенции;
- личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, В.В.Сериков, И.А. Зимняя, В.А. Черкасов, С.Т. Жарбулов, Г.Р. Нурмуханов) предполагает организацию и управление учебно-воспитательным процессом, основанным на идеях свободы личности и индивидуальности, служит саморазвитию, самопознанию, самореализации личности, в том числе в сфере расширения профессионального профиля на основе предпринимательских компетенций.
Предпринимательскими способности - это интегративная целостность взаимодействующих специальных способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности педагога.
Говоря о ПС будущего педагога, будем рассматривать их в качестве профессиональной компетенции. Составляющие предпринимательской компетенции и ее проявление в профессионально-педагогической деятельности представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Структура предпринимательской компетенции и ее проявление в профессионально-педагогической деятельности в условиях образовательного предпринимательства (Источник: составлено авторами)
Составляющие предпринимательской компетенции Сущностная характеристика Проявление в профессиональной деятельности в условиях образовательного предпринимательства
Коммуникативные способности эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного предпринимательства; умение убеждать и воздействовать; способность выбирать правильную коммуникативную стратегию интеграция норм педагогической этики и делового общения; презентационные и мультимедийные виды деятельности; расположение к себе других и контакт с другими; конструктивная и позитивная деловая коммуникация; продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом
Самоорганизация самостоятельность; умение принимать решения; управление системой своих действий; системная организация жизнедеятельности структуризация проблем и определение цели и задач для их решения; выбор аргументированных решений; рефлексивное исследование собственной практики, сопровождаемое ее совершенствованием; систематическое повышение профессиональной квалификации и расширение профессионального профиля
Предприимчивость находчивость и стрессоустойчивость; способность выбирать правильную тактику действий, видение ближней и дальней перспективы; способность быстро принимать решения и действовать в условиях неопределенности рациональное использование времени и управление им (time management); технологичное планирование деятельности; результативное участие в разноплановых мероприятиях образовательного предпринимательства
Способность к управлению целенаправленность деятельности; стратегический менеджмент; проактивность и лидерство организация коллаборативного взаимодействия, работы в команде; успешность в образовательном менеджменте
М.В. Циулина определяет профессиональную подготовку как «процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность - интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т. е. результат подготовки» [12; 123].
От качества профессиональной подготовки педагога зависит качество его готовности к профессионально-педагогической деятельности, в том числе в условиях образовательного предпринимательства.
В этой связи нами определены организационно-педагогические условия, отличающиеся гибкостью и динамичностью, охватывающие все стороны образовательного процесса, ставшие определяющим фактором в формировании профессионально-педагогической компетентности. Данные условия послужили основой для создания модели формирования предпринимательской компетенции.
Целью разработанной модели является формирование предпринимательской компетенции у будущих педагогов, структура которой уточнена нами для условий образовательного предпринимательства.
Методологический компонент представлен научными подходами: ценностно-смысловым, компетентностным, личностно-деятельностным.
Содержательный компонент включает в себя организационно-педагогические условия, реализуемые в аудиторной и внеаудиторной деятельности для формирования исследуемой компетенции.
Процессуально-деятельностный компонент представлен тремя основными этапами работы по формированию предпринимательской компетенции.
Первый этап - мотивационно-ознакомительный - является начальным этапом деятельности по формированию предпринимательской компетенции у будущих педагогов. Данный этап направлен на мотивацию студентов к предстоящей деятельности, вызова у них познавательного и исследовательского интереса к направлению предлагаемой деятельности. Аудиторная деятельность является приоритетной на данном этапе: проведение занятий способствует расширению представлений обучающихся о процессах глобализации, механизмах рыночной экономики и их влиянии на сферу образования.
Второй этап - развивающий - включает в себя комплекс внеаудиторных мероприятий по формированию предпринимательской компетенции.
Третий этап - итоговый - является завершающим. Основная цель данного этапа заключается в выполнении итоговой работы и обсуждении результатов в соответствии с критериями проявления предпринимательской компетенции.
Оценочно-результативный компонент модели включает в себя критерии и уровни сформированности предпринимательской компетенции, а также выбранные нами методы диагностики.
Раскроем содержание каждого из этапов с учетом участников экспериментальной работы.
Экспериментальная работа проведена на базе СКУ им. М. Козыбаева. Экспериментом охвачено 58 человек направления подготовки «Педагогические науки».
Контрольная группа - студенты второго курса обучения, специальности 6B01505 «Биология» (образование); студенты третьего курса обучения, специальности 6B01101 «Педагогика и психология» - в количестве 28 человек.
Экспериментальная группа - студенты второго курса обучения, специальностей 6B01902 «Дефектология», 6B01801 «Социальная педагогика и самопознание» - в количестве 30 человек. Студенты данной группы включены в учебно-воспитательный процесс, к которому применена разработанная нами модель.
На начальном этапе работы проведены занятия в рамках дисциплины «Менеджмент в образовании» (БД, 3 кредита).
Пререквизиты - «Введение в педагогическую профессию», постреквизиты - «Педагогика. Психология», согласно учебному плану специальностей.
Данная дисциплина выбрана как дисциплина базового цикла обучения, в содержании которой интеграция менеджмента, образовательного предпринимательства и бизнеса является наиболее логичной и аутентичной для восприятия обучающимися.
В процессе освоения дисциплины «Менеджмент в образовании» у студентов формируются представления о менеджменте в целом, об основах управленческой культуры, о связи менеджмента и образования. Предложенные нами темы являются дополнением к основному материалу дисциплины. Основная цель предложенных тем - формирование представлений обучающихся о глобализации рыночной экономики и ее влиянии на сферу образования, представлений о роли педагога и его возможностях в данных условиях.
Итак, нами предложены следующие темы:
1. Общая характеристика рыночной экономики глобального мира. Базовые понятия: глобализация, экономика, бизнес, предпринимательство, рыночные механизмы.
2. Образование в системе рыночных отношений. Формы государственно-частного партнерства в системе образования. Базовые понятия: система образования, рыночные отношения, государственно -частное партнерство, подушевое финансирование, ваучерная система.
3. Соотношение понятий педагогическая и образовательно-предпринимательская деятельность. Сущность образовательного предпринимательства. Базовые понятия: педагог, предпринимательство, образовательное предпринимательство, предпринимательская компетенция педагога, конкурентоспособность педагога.
В рамках занятий по данным темам студенты осваивали лекционный материал с последующим закреплением на практических занятиях. На первом лекционном занятии проанализированы базовые
понятия, установлено влияние глобализации на экономику и политику государства и, соответственно, на сферы государственной деятельности. Для закрепления материала на практическом занятии студентам предложено написать эссе «Моё представление о рыночной экономике глобального мира и ее влиянии на систему образования».
В рамках второго лекционного занятия студентам представлена тема «Образование в системе рыночных отношений. Формы государственно-частного партнерства в системе образования». Изучение данной темы способствовало расширению представлений обучающихся о влиянии рыночной экономики на сферу образования. С целью закрепления материалов лекции студентам на практическом занятии предложено задание обобщающе-рефлексивного характера - составление SWOT-анализа по теме лекции. Суть данного задания заключалась в выделении слабых и сильных сторон, возможностей и угроз влияния рыночной экономики на качество образования.
Завершающее лекционное занятие на тему «Соотношение понятий педагогическая и образовательно-предпринимательская деятельность. Сущность образовательного предпринимательства» способствовало формированию представлений студентов о таком ресурсе конкурентоспособности будущего педагога как предпринимательские способности, об актуальности их формирования в структуре профессионально-педагогической компетентности.
Для закрепления материала лекции и обобщения материала пройденных тем студенты на практическом занятии выполняли задания «Современный педагог» и «Startup».
Задание «Современный педагог: соотношение традиционного и инновационного» требовало от студентов проявления актуального педагогического мышления, креативности, навыков сравнения, анализа и синтеза, рефлексии. Студентам необходимо было выполнить сравнительный анализ по категориям «Классический педагог» и «Современный педагог» и аргументировать систему представлений.
Выполнение задания «Startup» способствовало развитию у студентов коммуникативных и медиаспособностей (создание бизнес-образовательного проекта, его презентация, способности убеждать доказывать, воздействовать), способности к образовательному предпринимательству, проактивности и предпринимательской креативности. Студенты публично презентовали созданные продукты в группе, каждый имел право высказать комментарий относительно позиции выступающего студента.
В результате выполнения данных заданий у студента формируются представления о современном педагоге, о возможностях образовательной системы в условиях рыночных отношений, о расширении полномочий педагога в связи с образовательным предпринимательством.
Все лекционные и практические занятия имели продолжительность - 50 минут. Подчеркнем, что проведение данных занятий способствовало развитию исследовательского интереса у студентов к данному направлению, а также мотивации к продолжению работы во внеаудиторной деятельности.
На втором этапе - развивающем - осуществлялась целенаправленная работа по актуализации выделенных нами ПС в структуре предпринимательской компетенции будущих педагогов. С этой целью проведен комплекс образовательных событий (мероприятий).
Реализацию работы по организации внеаудиторной деятельности начали с проведения круглого стола. Благодаря проведенным аудиторным занятиям в рамках дисциплины «Менеджмент в образовании», у студентов не возникало вопросов относительно актуальности данной деятельности. Обучающимся предложено высказать свою точку зрения по организации внеаудиторной деятельности, предложить формы и методы данной деятельности. В качестве наиболее частотных предложены деловые игры, тренинги.
В качестве следующего мероприятия организована тематическая экскурсия в организацию образования на основе частного управления (дополнительное образование) - «Baby sun». Цель экскурсии -развитие представлений студентов о направлениях и механизмах коммерческой деятельности в системе образования. Студенты имели возможность обсудить возникшие вопросы с руководителем организации Яушевой К.В.
По нашим наблюдениям, студенты проявили исследовательскую активность, что подтверждает характер заданных вопросов: «Какую поддержку оказывает государство данному учреждению?», «Существуют ли перспективы дальнейшего развития образовательного бизнеса, какие?», «Сохраняются ли перспективы развития в условиях пандемии?», «Можно ли говорить о доверии родителей к частному образовательному учреждению?».
Важным моментом в развитии ПС является саморазвитие. В этой связи студентам предложены упражнения «Мои успехи» и «Ответственность». Выполнение данных упражнений требовало систематичного выполнения, но результат намеренно не проверялся с целью развитию способностей самоорганизации и самостоятельности.
Каждое из упражнений содержит резервы предпринимательских способностей. Так, упражнение «Мои успехи», сопровождаемое письменной рефлексией собственных успехов и их факторов в течение дня, ориентированно на развитие проактивности и лидерских способностей. Одно из условий упражнения -формулировать выводы для последующих жизненных задач.
Суть упражнения «Ответственность» заключается в составлении студентом личного списка утверждений, начинающихся с фразы «Я несу ответственность...» и основанных на его представлениях, мотивах и убеждениях. Данный список может регулярно пополняться, количество утверждений не ограничено. Это способствует выделению приоритетов в конкретной жизненной ситуации, регулярно напоминает об ответственности, развивает чувство социальной ответственности, способствует самоорганизации.
Продуктивное деловое общение - неотъемлемый компонент профессиональной деятельности педагога, особенно в условиях образовательного предпринимательства.
С целью развития навыков делового общения организован «Тренинг делового общения» (по методике В.П. Шейнова). Данный тренинг состоит из 5 ситуаций-упражнений с ответами. В каждой ситуации необходимо найти тот ответ руководителя, который точнее всего передает смысл высказывания подчинённого и создает условия для доверительной беседы и искренности собеседника. В процессе проведения тренинга студенты анализировали, обсуждали, вступали в дискуссию, приходили к определённому ответу, после каждого ответа обсуждались все возможные варианты, согласно пояснению, которое приводит автор, после чего выбирали окончательный и оптимальный вариант.
Благодаря проведению тренинга, студенты актуализировали способность анализировать ситуационные проблемы и задачи, находить наиболее эффективные пути решения в ходе правильно выстроенной деловой беседы. На вопрос «Какой стиль вы считаете более необходимым для современного делового человека?» студенты отвечали: «По моему мнению, даже если человек тяготеет к авторитарному стилю общения, то ему все же стоит изменить свой стиль в пользу демократического, т.к. в деловом общении авторитарный стиль вряд ли принесёт успех, при таком стиле будет сложно расположить к себе собеседника» (Камила Д.).
Способности проявляются в деятельности, приближенной к реальным условиям. Наиболее оптимальной в этой связи является деловая игра. В подтверждение приведем позицию И.А. Бабановой: «Деловые игры помогают воспитывать инициативных решительных, смелых, творчески работающих личностей, что является первостепенным в современных экономических условиях» [13; 24].
Нами организован цикл деловых игр: «Собеседование» [14; 31], «Наша фирма» [15; 26], «Управление временем» [15; 28].
Деловая игра «Собеседование» вызвала у студентов интерес, способствовала их включению в профессионально-ориентированные роли. Студенты были разделены на две группы: «Представители частных организаций образования» и «Претенденты». Задача представителей организаций состояла в формировании требований к претендентам и составлении списка вопросов для проведения собеседования и определения лиц, прошедших собеседование. Претенденты на вакантную должность разрабатывали свою профессиональную биографию и формировали стратегию поведения на собеседовании. Командная работа, осуществляемая в игре, способствовала развитию коммуникативных способностей и тренировке навыков делового общения. Данная игра способствовала развитию способности к управлению, т.к. студенты имели возможность быть в роли руководителя, принимающего важное решение.
Деловая игра «Наша фирма» предполагала командную работу. Группа студентов была разделена на три команды: две команды создавали фирмы образовательной направленности, третья команда стала коллективным экспертом. Задача экспертов заключалась в разработке критериев и оценивании команд, «создавших» фирмы. Окончание игры завершалось обобщением результатов и обсуждением. Игра способствовала развитию находчивости, умений находить и использовать ресурсы, постановки цели, прогнозирования рисков, что составляет предпринимательское мышление.
Завершающая деловая игра - «Управление временем». Проведение данной игры организовано в два этапа. Первый этап - диагностика (гипотетическая) с помощью опросника «Организация труда и использование рабочего времени менеджера», когда каждый участник мог узнать о своём уровне эффективности использования рабочего времени и уровне эффективности организации труда. Второй этап предполагал разделение на команды по 5 человек. Участникам предлагалось определить характер деятельности менеджера в частной организации образования, а затем разработать оптимальный ежедневный и недельный алгоритм работы менеджера. Окончательный вариант был принят каждой из команд в результате консенсуса. Игра завершилась обсуждением итогов и способствовала формированию представлений студентов о возможности управлять личным временем и его правильной организации. В
ходе обсуждения результатов проведенной игры студенты отмечали пользу проведенной методики. На вопрос «Насколько полезна для развития будущего педагога данная игра?» студенты отвечали: «Умение управлять временем - это достаточно важный навык современного педагога в его насыщенной реформами профессиональной жизни» (Зарина Б.), «Считаю, что правильная организация личного и рабочего времени будет способствовать благоприятному эмоциональному состоянию педагога» (Марина М.).
По нашим наблюдениям, форма деловой игры актуализирует социальное взаимодействие, готовит студентов к профессиональной и предпринимательской деятельности, способствует вовлеченности их в обсуждение, более глубокому осмыслению рассматриваемых явлений. Подчеркнем, что деловые игры способствуют развитию творческого потенциала личности обучающихся, что принципиально для личности предпринимательского типа.
Одним из направлений работы по развитию ПС определили решение кейсов. В этой связи студентам предложен ряд кейсов, которые они выполняли в условиях внеаудиторной деятельности. Первый кейс «Решение организационных конфликтов» [13; 19] включал в себя 8 проблемных ситуаций. Решение данного кейса способствовало формированию представлений у студентов о возможных проблемах профессиональной деятельности в области образовательного предпринимательства.
Следующий кейс «Один день из жизни менеджера по управлению человеческими ресурсами» [14; 7]. Данный кейс включал в себя два задания: 1) охарактеризовать работу менеджера по управлению человеческими ресурсами в приведенной ситуации. Дать свою оценку эффективности его рабочего дня; 2) высказать своё мнение о кадровой политике в рассматриваемой организации частного образования.
Ситуация, приведённая для анализа, состояла из периодов распорядка дня менеджера, расписанных по времени. Выполняя данное задание, студенты развивали в себе способности анализировать эффективность time management и развивать навыки оптимального использования личного и рабочего времени.
Студентам был предложен еще один кейс «Анализ резюме» [14; 10] - анализ предложенного резюме менеджера частной организации образования и формулирование собственных рекомендаций по улучшению резюме. Данное задание способствовало формированию у студентов предприимчивости, т.к. создание качественного резюме повышает шанс получить более престижную работу.
Заключительным заданием было составление собственного кейса, который включает в себя ситуацию из области образовательного предпринимательства и вопросы к ней. После составления кейсов студентам было рекомендовано обменяться заданиями, где каждый предлагал свои пути решения. Студенты внимательно слушали мнение друг друга, дискутировали, узнавали мнения других членов группы по каждой конкретной ситуации и делали собственные выводы. По окончании проведенных кейсов студенты высказали свое мнение о данном задании: «Решение кейсов - достаточно увлекательное занятие, оно позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и сделать для себя важные выводы, которые будут полезны в жизни и работе» (Наталья И.). «Мне было очень интересно составить свой кейс, здание позволяет проявить свои творческие навыки» (Надежда Н.).
В качестве системно-обобщающего задания студентам предложено составление денотатного графа «Профессиональные компетенции современного учителя». Содержание задания заключалось в анализе научных источников по проблеме формирования компетенций современного учителя и представлении своей предметно-тематической позиции в форме денотатного графа. Выполнение данного задания способствовало расширению, систематизации и структуризации представлений студентов о востребованных профессиональных компетенциях. Качественное выполнение самостоятельной работы способствует повышению уровня самоорганизации.
В рамках работы по развитию ПС организована дискуссия на тему «Педагог или предприниматель в частной организации образования?». Данная дискуссия является логическим продолжением предыдущего задания самостоятельной работы студентов. В рамках дискуссии обсуждению подлежали компетенции современного учителя, проанализированные студентами самостоятельно, и компетенции современного предпринимателя, которые были определены и проанализированы в начале дискуссии. Одно из главных направлений дискуссии - соотношение определённых компетенций и их взаимосвязь. Дискуссия способствовала расширению представлений обучающихся о ресурсах развития профессионального профиля современного педагога.
В качестве обобщающего самостоятельного задания студенты составляли кластер «Карьерно-образовательный рост современного педагога», в котором студентам было предложено систематизировать и обобщить ранее полученные знания и представления, определить взаимосвязь факторов и ресурсов, способствующих успеху в профессиональной деятельности. Выполнение данного задания способствует
формированию у обучающихся навыков работы с большим объемом информации, выделения главного и систематизации причинно-следственных связей.
На итоговом этапе реализации педагогической модели организованы следующие виды работ: деловая игра «Доклад и дискуссия» [16; 16], деловая игра «Презентация проектов» [16; 21].
Игра «Доклад и дискуссия» носила групповой характер, ее цель заключалась в получении большего количества баллов за доклад и презентацию группы. Проведение игры осуществлялось в 4 этапа: организация, игра, обсуждение, подведение итогов. Тематика игры - Частная школа: стратегия развития - была предложена заранее. Студенты были определены в группы по 5 участников. Задача игры заключалась в представлении командами визитной карточки-концепции и стратегии развития моделируемой школы. Участники противоположных команд задавали вопросы докладчикам. Завершалась игра подведением итогов и выставлением баллов.
В процессе игры формируются навыки командного сотрудничества, развиваются способности деловой коммуникации в процессе выступления и ответов на вопросы. Данная игра способствует развитию творческих способностей, находчивости и целеустремлённости, становлению предприимчивости.
Деловая игра «Презентация проектов» являлась итоговой деятельностью в рамках работы по развитию ПС у будущих педагогов. Идея игры заключалась в разработке и презентации проектов конкурсантами и оценивании экспертной группой. Для всех групп участников было определено общее задание - разработать проект «Государственно-частное партнерство в системе регионального образования Северо-Казахстанской области». Ожидаемый результат деловой игры - становление у обучающихся такой составной части педагогического мышления, как предпринимательское мышление, проявляемое в предпринимательских способностях.
Для анализа результативности проведенного цикла образовательных событий был проведен круглый стол в онлайн формате, организована рефлексия и высказаны мнения. Студенты отмечали: «Для меня данные занятия оказались очень полезными, я стала увереннее чувствовать себя перед аудиторией» (Татьяна И.), «Очень интересными оказались задания про частную школу, меня заинтересовало данное направление, захотелось в будущем открыть свою организацию образования» (Лаура Л.), «Деловые игры показались мне очень действенным и интересным занятием. Они позволяют не бояться проблем частного образования» (Дарья М.).
Результаты исследования позволяют диагностировать эффективность реализованной в полном объеме экспериментальной работы по формированию ПС у обучающихся по специальностям 6B01902 «Дефектология», 6B01801 «Социальная педагогика и самопознание».
При диагностике нами учтены критерии ПС и показатели их сформированности, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Критерии и показатели сформированности ПС (Источник: составлено авторами)
Критерий Показатели уровня сформированности ПС
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Способности деловой коммуникации студент имеет высокий уровень самоконтроля в общении, придерживается дипломатического стиля делового общения студент имеет средний уровень самоконтроля в общении, стиль общения зависит от обстоятельств и ситуации студент имеет низкий уровень самоконтроля в общении, придерживается авторитарного стиля делового общения
Самоорганизация студент активен, умеет выделять наиболее важные для решения задачи; управляет личным временем, планирует и организовывает свою деятельность студент умеет выделять наиболее важные для решения задачи, однако ему требуется одобрение или совет; студент стремится к управлению личным временем, умеет распланировать работу по времени студент склонен выполнять задачи, которые перед ним ставит руководство; не желает управлять личным временем, в организации деятельности старается использовать инструкцию или обратиться за советом
Наличие предприимчивости студент находчив, целеустремлен, способен студент целеустремлен, находчив, не всегда студент не имеет стремления к цели, не желает ставить для
идти на риск, способен выстраивать тактику действий способен рисковать, затрудняется в построении тактики действий себя цель, не находчив, не склонен к риску
Способность к управлению студент активно руководит группой лиц, легко взаимодействует с её членами. Способен на разработку стратегий и тактик поведения. Умеет четко планировать деятельность студент частично проявляет лидерские способности. Он может организовать команду и ее деятельность, но не всегда способен удержать лидерские позиции в ней студенту сложно управлять группой лиц, старается полагаться на опыт другого человека. Он не склонен справляться с различными управленческими ситуациями
Для диагностики ПС, наряду с лабораторным наблюдением, использованы следующие диагностические методики: 1) способности деловой коммуникации - методики «Оценка самоконтроля в общении» / М. Снайдер [17]; «Стиль делового общения» / В.Н. Лавриненко [18; 231]; 2) уровень самоорганизации - тест «Организованный ли Вы человек?» [19; 128]; 3) наличие предприимчивости - тест «Ваша предприимчивость» / А.В. Либин [20; 8]; 4) способность к управлению - «Диагностика лидерских способностей» / Е. Жариков, Е. Крушельницкий [21; 318]. Представим результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (Источник: составлено авторами)
Уровень развития ПС Критерий Констатирующий этап Контрольный этап
КГ ЭГ КГ ЭГ
Высокий уровень Кол-во / % чел. % чел. % чел. % чел. %
Способности деловой коммуникации 6 21% 5 17% 7 25% 20 70%
Самоорганизация 3 11% 5 17% 5 18% 16 53%
Наличие предприимчивости 6 21% 6 20% 6 21% 17 57%
Способность к управлению 5 18% 4 13% 5 18% 14 47%
Средний уровень Способности деловой коммуникации 17 61% 16 53% 16 57% 9 27%
Самоорганизация 20 71% 18 60% 18 64% 12 40%
Наличие предприимчивости 14 50% 14 47% 14 50% 10 33%
Способность к управлению 12 43% 17 57% 13 46% 13 43%
Низкий уровень Способности деловой коммуникации 5 18% 9 30% 5 18% 1 3%
Самоорганизация 5 18% 7 23% 5 18% 2 7%
Наличие предприимчивости 8 29% 10 33% 8 29% 3 10%
Способность к управлению 11 39% 9 30% 10 36% 3 10%
Для проверки достоверности исследования по каждому из критериев выполнена обработка полученных данных с использованием методов математической статистики: и - критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона.
Исходя из наглядно представленных в таблице 3 данных, мы можем наблюдать положительную динамику развития ПС у студентов экспериментальной группы, а именно:
1) способности деловой коммуникации: высокий уровень развития способностей на констатирующем этапе эксперимента имеет показатель с небольшой разницей с преимуществом в 4% КГ. Однако на контрольном этапе мы наблюдаем: данный показатель возрос в ЭГ на 53% и составил 70%, а низкий показатель снизился на 27% и составил 3%;
2) самоорганизация: динамика высокого уровня самоорганизации в КГ незначительна - 7%. Вместе с тем в ЭГ наблюдаем повышение показателей в положительную сторону. Показатель
«высокий уровень развития самоорганизации» возрос с 17% до 53%, показатель низкого уровня снизился с 23% до 7%;
3) наличие предприимчивости: в КГ не наблюдается изменений. Положительную динамику в развитии предприимчивости наблюдаем в ЭГ. Показатель высокого уровня возрос с 20% до 57%, разница составила 37% положительного результата, соответственно, снизились показатель среднего уровня с 47% до 33% и низкого уровня с 33% до 10%;
4) способность к управлению: повышение количества студентов в ЭГ с высоким уровнем с 13% до 47% является существенным показателем. Отметим, что количество студентов в ЭГ с низким уровнем значительно снизилось - с 30% до 10%. Результаты контрольного и констатирующего этапов по данному критерию в КГ остались практически на одном уровне, но показатель среднего уровня возрос с 43% до 46%, соответственно показатель низкого уровня снизился с 39% до 36%.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить несоответствие подготовки будущих педагогов необходимому уровню развития у них ПС, обусловленному требованиями современной рыночной экономики.
Становлению профессиональной компетентности способствует формирование ПС как педагогической компетенции. ПС определяются как интегративная целостность взаимодействующих специальных способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности педагога.
С точки зрения компетентностного подхода, мы рассматриваем ПС будущего педагога как профессиональные компетенции, которые обращены к способности интегрировать инновационные предпринимательские идеи в практико-ориентированные действия на основе взаимосвязи педагогической и предпринимательской деятельности.
Формирование ПС будущих педагогов становится управляемым при методическом обосновании актуализируемой деятельности как комплекса организационно-педагогических условий аудиторной и внеаудиторной работы со студентами. Данные условия, приближая к реальной профессионально-предпринимательской деятельности, которая направлена на оказание образовательных услуг, позволяют формировать ПС у обучающихся. Они способствуют формированию мотивации к деятельности в среде образовательного предпринимательства, обогащают образовательную среду вуза, создают предпосылки для самореализации в профессионально-педагогической и образовательно-предпринимательской деятельности будущего педагога.
Результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов развития ПС у будущих педагогов и предполагают дальнейшее развитие проблемы исследования. Перспективу исследования мы связываем с проявлениями ПС в профессиональной деятельности педагога в условиях образовательного предпринимательства.
Список литературы
1. Peschl H., Deng C., Larson N. (2020) Entrepreneurial thinking: A signature pedagogy for an uncertain 21st century.The International Journal of Management Education. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1472811720303943
2. Eltanahy, M., Forawi, S., Mansour, N. (2020) Incorporating Entrepreneurial Practices into STEM Education: Development of Interdisciplinary E-STEM Model in High School in the United Arab Emirates //Thinking Skills and Creativity. Vol.37. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1871187120301711
3. Волошина Т. А. (2010) Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения // Молодой ученый. №12. Т.2. С.100-105
4. Ghani E.K., Rappa, R. & Gunardi A. (2018) Employers' perceived accounting graduates' soft skills //Academy of Accounting and Financial Studies Journal. Vol. 22. https://www.abacademies.org/articles/employers-perceived-accounting-graduates-soft-skills-7582.html
5. Pop C., Khampirat B. (2019) Self-assessment instrument to measure the competencies of Namibian graduates: Testing of validity and reliability //Studies In Educational Evaluation. Vol. 60. Pp. 130-139. https://doi.org/10.1016/j. stueduc.2018.12.004
6. Pang E., Wong M., Leung C.H., Coombes J. (2018) Competencies for fresh graduates' success at work: Perspectives of employers. Industry and Higher Education. 33(1). Pp. 55-65. https://doi.org/10.1177/0950422218792333
7. Handayati P., Wulandari D., Soetjipto B. E., Wibowo A., Narmaditya B.Sh. (2020) Does entrepreneurship education promote vocational students' entrepreneurial mindset?. Heliyon. Vol.6. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844020322696
8. Куюмджи О. А. (2016) Развитие предпринимательских способностей у студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. №3 (23). C.67-69
9. Mozahem N.A. (2020) Using Entrepreneurial Self-Efficacy as an Indirect Measure of Entrepreneurial Education. The International Journal of Management Education. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1472811720300811
10. Позняков В. П. (2005) Предприимчивость // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 215-216
11. Чеберко Е.Ф. (2017) Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт. - 420 с.
12. Циулина М. В. (2016) Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство. С. 123-126
13. Бабанова И.А. (2012) Деловые игры в учебном процессе // Научные исследования в образовании. №7. С.19-24
14. Алайцева Т.В. (2017) Управление человеческими ресурсами. Самара: Изд-во Самарского университета. - 60 с.
15. Чёрный Е.В. (2004) Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологические основы деловых игр». Симферополь. -47 с.
16. Клименко И.С. (2019) Деловые игры, имитационные упражнения, кейсы. М.: «КДУ», «Добросвет» -128 c.
17. Снайдер М. (2020) Оценка самоконтроля в общении https://studme.org/1298010817579/psihologiya/otsenka samokontrolya obschenii snayder
18. Лавриненко В. Н. (2020) Психология и этика делового общения: учебник и практикум для вузов /
B. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 408 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449749 (дата обращения: 25.02.2021).
19. Бондаренко В.В., Резник С.Д., Соколов С.Н. (2008) Персональный менеджмент//Тесты и конкретные ситуации, Практикум, 3-е изд., доп. М. - 256 с.
20. Либин А.В. (2000) Начни свое дело: методические рекомендации. М. - 10 с.
21. Жариков Е., Крушельницкий Е. (2002) Диагностика лидерских способностей / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.
C.316-320
References
1. Peschl H., Deng C., Larson N. (2020) Entrepreneurial thinking: A signature pedagogy for an uncertain 21st century //The International Journal of Management Education. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1472811720303943
2. Eltanahy, M., Forawi, S., Mansour, N. (2020) Incorporating Entrepreneurial Practices into STEM Education: Development of Interdisciplinary E-STEM Model in High School in the United Arab Emirates //Thinking Skills and Creativity. Vol.37. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1871187120301711
3. Voloshina T. A. (2010) Formirovanie predprinimateFskikh kachestv budushhego uchitelya v proczesse interaktivnogo obucheniya // Molodoj uchenyj. #12. T.2. S.100-105 (In Russian)
4. Ghani E.K., Rappa R., Gunardi A. (2018) Employers' perceived accounting graduates' soft skills //Academy of Accounting and Financial Studies Journal. Vol. 22. https://www.abacademies.org/articles/employers-perceived-accounting-graduates-soft-skills-7582.html
5. Pop C., Khampirat B. (2019) Self-assessment instrument to measure the competencies of Namibian graduates: Testing of validity and reliability //Studies In Educational Evaluation. Vol. 60. Pp. 130-139. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2018.12.004
6. Pang E., Wong M., Leung C.H., Coombes J. (2018) Competencies for fresh graduates' success at work: Perspectives of employers // Industry and Higher Education. Vol. 33. issue 1. Pp. 55-65. https://doi.org/10.1177/0950422218792333
7. Handayati, P., Wulandari, D., Soetjipto B. E., Wibowo A., Narmaditya B. Sh. (2020) Does entrepreneurship education promote vocational students' entrepreneurial mindset? // Heliyon. Vol.6. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844020322696
8. Kuyumdzhi O. A. (2016) Razvitie predprinimateFskikh sposobnostej u studentov // Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. #3 (23). C.67-69 (In Russian)
9. Mozahem N. A. (2020) Using Entrepreneurial Self-Efficacy as an Indirect Measure of Entrepreneurial Education // The International Journal of Management Education. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1472811720300811
10. Poznyakov V. P. (2005) Predpriimchivost // Znanie. Ponimanie. Umenie. #3. S. 215-216 (In Russian)
11. Cheberko E.F. (2017) Osnovy predprinimatelskoj deyatelnosti. Istoriya predprinimatelstva: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. - M.: Izdatelstvo Yurajt, 420 s. (In Russian)
12. Cziulina M. V. (2016) Professionalnaya podgotovka pedagoga: soczialno-pedagogicheskie predposylki // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. - SPb.: Svoe izdatelstvo. S. 123-126 (In Russian)
13. Babanova I.A. (2012) Delovye igry v uchebnom proczesse // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. #7. S.19-24 (In Russian)
14. Alajczeva T.V. (2017) Upravlenie chelovecheskimi resursami. Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta, 60 s. (In Russian)
15. Chyornyj E.V. (2004) Uchebno-metodicheskoe posobie po disczipline «Psikhologicheskie osnovy delovykh igr». Simferopol. - 47 s. (In Russian)
16. Klimenko I.S. (2019) Delovye igry, imitaczionnye uprazhneniya, kejsy. - M.: «KDU», «Dobrosvet», 128 c. (In Russian)
17. Snajder M. (2020) Oczenka samokontrolya v obshhenii https://studme.org/1298010817579/psihologiya/otsenka samokontrolya obschenii snayder (In Russian)
18. Lavrinenko V. N. (2020) Psikhologiya i etika delovogo obshheniya: uchebnik i praktikum dlya vuzov / V. N. Lavrinenko, L. I. Chernyshova; pod redakcziej V. N. Lavrinenko, L. I. Chernyshovoj. — 7-e izd., pererab. i dop. — M.: Izdatelstvo Yurajt, 408 s. URL: https://urait.ru/bcode/449749 (Accessed: 25.02.2021) (In Russian)
19. Bondarenko V.V., Reznik S.D., Sokolov S.N. (2008) Personalnyj menedzhment //Testy i konkretnye situaczii, Praktikum. 3-e izd., dop. M., 256 s. (In Russian)
20. Libin A.V. (2000) Nachni svoe delo: metodicheskie rekomendaczii. M. - 10 s. (In Russian)
21. Zharikov E., Krushelniczkij E. (2002) Diagnostika liderskikh sposobnostej / Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Soczialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M. S.316-320 (In Russian)
Болашак педагогтердщ кэсшкерлш кабшеттерш калыптастырудагы ^йымдастырушылык-
педагогикалык жагдайы
Н. Т. Уалиева1, А. Ж. Мурзалинова2, Л. С. Альмагамбетова3 ь 2 М. Козыбаев ат. Солтустж Казахстан универсигетi, Петропавл к., Казахстан 3«Эрлеу» бiлiктiлiкгi арттыру ^лттык орталыы» АК филиалы «СКО бойынша педагог кызметкерлершщ бiлiктiлiк
арттыру институты», Петропавл к., Казахстан [email protected]
Макалада жаЬандык экономиканыц эсершен бiлiм беру кэсшкерлш ортасыныц дамуына байланысты болашак мратмдердщ кэсiпкерлiк кабiлеттерiн калыптастыру кажеттiлiгiне непзделген. Сонымен катар, бiлiм беру кэсшкерлшн эдiснамалык негiздеудiц жеткiлiксiздiгi, Болашак педагогтардыц кэсiпкерлiк кабiлеттерiн калыптастыруды психологиялык-педагогикалык камтамасыз етудiц дамымауы, нарыктык тетiктердiц эсерш болдырмайтын педагогикалык жогары оку орындарында бiлiм беру процесiн ^йымдастыру проблемалары белгiлендi. Мэселелердi шешу Yшiн болашак мратмдердщ кэсiпкерлiк кабiлеттерiн дамытудыц ^йымдастырушылык жэне педагогикалык жагдайларына байланысты зерттеу максаты аныкталды. Аталган шарттар эзiрленген модель аясында М. Козыбаев атындагы СолтYCтiк Казакстан университетiнде тэжiрибелiк ж^мыс жагдайында жYзеге асырылды. Эксперименттiк ж^мыстыц нэтижелерi бойынша келесiлер аныкталды: бшм беру кэсiпкерлiгiнiц ортасын модельдеу, ^йымдастырушылык-педагогикалык жагдайлар болашак педагогтердi бiлiм беру жэне кэсшкерлж кызметке ынталандырады, университеттщ бiлiм беру ортасын кэсiби тYPде каныктырады, кэсiби жэне педагогикалык кызметте взiн-взi жYзеге асырудыц алгышарттарын жасайды.
Туйт свздер: бiлiм беру кэсшкерлш, бiлiм алушылардыц кэсiпкерлiк кабiлеттерi, болашак педагогтщ кэсiпкерлiк к¥зыреттшп, ^йымдастыру-педагогикалык жагдайлар, аудиториялык жэне аудиториядан тыс ж^мыс, педагогикалык к¥зыреттшк, педагогтiц бэсекеге кабшеттшп.
Organizational and pedagogical conditions for forming entrepreneurial capabilities in future teachers
N. T. Ualieva, A.Zh. Murzalinova, L.S. Almagambetova 1,2 North Kazakhstan University named after M. Kozybaev, Petropavlovsk, Kazakhstan, 3 Branch of the National Center for Advanced Studies " Orleu" "Institute for Advanced Training of Teachers in North
Kazakhstan", Petropavlovsk, Kazakhstan
Kfl3av, Yxmmbiy v,budap педагогикамuц ynueepcumemm^ Xa6apmucu № 1(85), 2021
The article demonstrates the need for the formation of entrepreneurial abilities in future teachers, in view of the development of the educational entrepreneurship environment under the influence of the global economy. At the same time, the problems of insufficient methodological substantiation of educational entrepreneurship, undeveloped psychological and pedagogical support for the formation of entrepreneurial abilities in future teachers, organization of the educational process in pedagogical universities, excluding the action of market mechanisms are identified . To solve the problems, the objective of the study is determined, which is related to the organizational and pedagogical conditions for the development of entrepreneurial abilities in future teachers. These conditions are implemented in experimental work as a part of the developed model at the M. Kozybaev North Kazakhstan University. According to the results of the experimental work, it has been confirmed that, modeling the environment of educational entrepreneurship, organizational and pedagogical conditions motivate future teachers to educational and entrepreneurial activities, professionally enrich the educational environment of the university, lay the groundwork for self-realization in professional and pedagogical activities.
Keywords: educational entrepreneurship, entrepreneurial abilities of students, entrepreneurial competence of a future teacher, organizational and pedagogical conditions, classroom and extracurricular work, pedagogical competence, teacher competitiveness.
CIKIM nociynma B pegarajMro 30.11.2020