Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Организационно-педагогическое моделирование предпринимательского образования в вузе: психологический аспект
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-141-154
Воронина Раиса Николаевна - доцент кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика», ORCID: 0000-0002-6397-0675, Researcher ID: AAA-8657-2021, [email protected] Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия Адрес: 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
Махмутова Елена Николаевна - канд. психол. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», ORCID: 0000-0002-2341-1131, Researcher ID: E-4900-2017, [email protected] Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Россия Адрес: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76
Аннотация. Статья посвящена анализу подходов к организации предпринимательского образования в вузе с демонстрацией примера эмпирического исследования его психологической составляющей. Актуальность формирования предпринимательских компетенций студентов всех направлений подготовки обусловлена запросом на реализацию принципа кросс-функциональности в современном управлении. Основой такого формирования является освоение студентами трёхуровневой структуры: компетенций развития личности предпринимателя, создания проектов, предпринимательского взаимодействия. Системное представление о предпринимательских компетенциях студентов отражено в модели предпринимательского обучения в образовательной среде вуза, включающей как инфраструктурные, так и психолого-педагогические составляющие, непосредственно влияющие на личностное развитие студентов. Результативность модели предпринимательского обучения в вузе оценивалась на выборке 105 студентов Севастопольского государственного университета. В качестве ключевой системообразующей психологической характеристики подготовки специалиста предпринимательского типа была выделена степень ответственности за результаты деятельности (интернальность). Оценка интернальности осуществлялась по методике диагностики уровня субъективного контроля, основанной на концепции ло-куса контроля личности. Сравнение степени ответственности студентов проводилось между студентами-менеджерами и студентами-экономистами. Перепроектирование образовательного процесса для студентов-менеджеров на основе модели предпринимательского обучения в вузе создало дополнительные возможности целенаправленного формирования у студентов предпринимательского мышления и становления их как будущих управленцев предпринимательского типа. Такая модификация организационно-педагогических условий
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Воронина RH., Махмутова Е.Н., 2022.
И]
отражена в результатах исследования: у студентов-менеджеров более чем в два раза превышено значение интернальности (ответственности) по большинству из представленных шкал, чем у студентов-экономистов. Результаты исследования подтвердили важность организации предпринимательского образования в вузе для развития личностных качеств, свойственных предпринимательской модели поведения, получения опыта решения предпринимательских задач, повышения вероятности успешной реализации студентами профессиональной деятельности.
Ключевые слова.: предпринимательское образование, предпринимательские компетенции, кросс-функциональность, образовательная среда вуза, модель предпринимательского обучения, психология предпринимательства, личностное развитие студентов, локус контроля, интернальность
Для цитирования: Воронина Р.Н, Махмутова Е.Н. Организационно-педагогическое моделирование предпринимательского образования в вузе: психологический аспект // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 141-154. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-11-141-154
Organizational and Pedagogical Modeling of Entrepreneurship Education in Higher Education: Psychological Aspect
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-141-154
Raisa N. Voronina - Assoc. Prof., the Department of management and business analytics, ORCID: 0000-0002-6397-0675, Researcher ID: AAA-8657-2021, [email protected] Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
Address: 33, Universitetskaya str., Sevastopol, 299053, Russian Federation Elena N. Makhmutova - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., the Department of pedagogy and psychology, ORCID: 0000-0002-2341-1131, Researcher ID: E-4900-2017, [email protected] MGIMO University, Moscow, Russia
Address: 76, Prospect Vernadskogo Moscow, 119454, Russian Federation
Abstract. The article provides an analysis of approaches to the entrepreneurship education organization at university with an example of an empirical study of its psychological and pedagogical components. The relevance of the student entrepreneurship competencies in all areas of training is due to the request for the implementation of the cross-functional principle in modern management. The basis of such formation is mastering by students of a three-level structure: the competencies fostering the development of an entrepreneur personality, creating projects and entrepreneurial interaction. A systematic understanding of students' entrepreneurship competencies is reflected in the model of entrepreneurship learning in the framework of the university educational environment, which includes both infrastructural and psychological and pedagogical components that directly affect the personal development of students. The effectiveness of the entrepreneurship education model at the university was evaluated on a sample of 105 students of Sevastopol State University (SevGU). As a key individual psychological competence for the training of an entrepreneurial type specialist, we viewed the degree of responsibility for the results of activities (internality). The assessment of internality was carried out according to the method of diagnosing the level of subjec-
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
tive control, based on the concept of the locus of personality control. Comparison of the degree of responsibility of students was carried out between students majoring in management and students majoring in economics. The redesign of the educational process for management majors based on the model of entrepreneurship education at university created additional opportunities for the purposeful formation of entrepreneurial thinking among students and their development as future entrepreneurial managers. This modification of the organizational and pedagogical conditions was reflected in the results of the study. The value of internality (responsibility) on most of the presented scales is more than twice as high for management students than for economics students . The results of the study confirmed the importance of organizing entrepreneurial education at university for the development of personal qualities inherent in an entrepreneurship behavior model, gaining experience in solving entrepreneurship problems, and increasing the likelihood of successful implementation of professional activities by students.
Keywords: entrepreneurship education, entrepreneurship competencies, cross-functionality, university educational space, model of university entrepreneurship education, entrepreneurship psychology, students' personal development, locus ofcontrol, internality
Cite as: Voronina, R.N., Makhmutova, E.N. (2022). Organizational and Pedagogical Modeling of Entrepreneurship Education in Higher Education: Psychological Aspect. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 11, pp. 141-154, doi: 10.31992/0869-3617-202231-11-141-154 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Ведущие отечественные и зарубежные эксперты в области образования сходятся во мнении относительно острой необходимости поиска новой модели профессиональной подготовки и пересмотра спектра задач, которые возлагаются на вузы. Социально-экономические условия находятся в процессе трансформации, в связи с чем меняются запросы на результат высшего образования у всех участников этого процесса. С одной стороны, современные работодатели всё чаще, помимо основных профессиональных компетенций, желают видеть в своих сотрудниках навыки, связанные с высоким уровнем саморазвития, продуктивного сотрудничества, способностью принимать обоснованные решения в условиях неопределённости, с высоким уровнем ответственности [1]. С другой стороны, ожидания самих обучающихся изменились в сторону повышения уровня практической значимости формируемых компетенций, запроса на возможность совмещения учебной деятельности с получением источников дохода, сокращения сроков освоения компетенций. Сегодня
вуз, реализуя свою предпринимательскую миссию, рассматривается как полноценный экономический агент, генерирующий вклад в социально-экономическое развитие соответствующей территории. В связи с этим возникает задача воспитания инициативной молодёжи, которая готова к реализации инновационных проектов, способствующих решению региональных проблем и развитию местных сообществ [2].
Всё больше вузов формируют образовательную среду для развития предпринимательских компетенций, которые помогают повысить качество подготовки выпускника, укрепляя его способности в инициации и реализации проектов различной направленности, формируя навыки сотрудничества и совместного достижения поставленных целей, развивая личностные качества, направленные на постоянное самосовершенствование в условиях неопределённости. По мнению ряда опытных руководителей образовательных организаций, в современных университетах должна появиться обязательная составляющая - воспитание и формирование предпринимательского мышления
у студентов для дальнейшего выпуска специалистов-предпринимателей и специалистов-управленцев [3]. В связи с этим особую актуальность приобретают первоочередные вопросы: «чему учить», т. е. какой набор предпринимательских компетенций принять в качестве целевого, и «как учить», т. е. какие соответствующие условия и инфраструктура вуза должны быть обеспечены.
Актуальность развития предпринимательского образования
Опираясь на данные Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor - GEM), который на протяжении последних десятилетий предоставляет сведения о динамике тенденций развития предпринимательской инфраструктуры в различных странах, можно отметить, что по итогам 2021 г. в мире наблюдается преобладание людей с высшим образованием среди представителей, проявляющих раннюю предпринимательскую активность. Национальный отчёт GEM по России также подтверждает, что наличие у граждан высшего образования выступает в качестве условия, способствующего развитию предпринимательства в целом. Это можно связать с большей уверенностью образованных людей в своих знаниях и навыках для реализации профессиональной деятельности, а также в более развитом умении искать и видеть новые возможности. Поэтому, как правило, выпускники вузов с большей вероятностью могут начать и вести новый бизнес1 . Такая статистика подтверждает особую роль вуза в обеспечении специальных условий для развития предпринимательских компетенций студентов.
Формирование предпринимательских компетенций молодёжи является важным
1 Верховская О.Р. Богатырева К.А. Дорохина М.В. Ласковая А.К Шмелева Э.В. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). Россия 2021/2022: Национальный отчёт. URL: https://gsom.spbu.ru/images/l/l/otchet_2022_ flnal_1.pdf (дата обращения: 09.09.2022).
направлением политики правительства большинства стран, так как при активизации молодых предпринимателей создаются условия для стабилизации социально-экономических отношений, усиливаются темпы инновационного развития региона. В России поддержка инициатив молодёжи, а также содействие её предпринимательской деятельности указаны в перечне основных направлений реализации молодёжной политики, закреплённом в ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» (далее - Закон № 489-ФЗ)2 .
В рамках международного экономического форума в июне 2021 г. Президент РФ В.В. Путин поручил проработать программу молодёжного предпринимательства в России и в марте 2022 г. поручил Правительству РФ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) рассмотреть вопрос о необходимости законодательного закрепления понятия «молодёжное предпринимательство». Таким образом, одним из главных направлений политики российского государства считается развитие университетского пространства для поддержания предпринимательских инициатив и создания условий для ведения бизнеса.
Успешный опыт формирования условий для развития предпринимательских компетенций студентов вузов представлен в работах М.И. Алдошиной [4], Е.М. Земли-ной [5], А.С. Зайцевой и А.М. Асалиева [6], М. Зобниной, А. Короткова и А. Рожкова [7], П.С. Сорокина, А.Б. Повалко, С.Е. Черненко [8]. Авторы сходятся во мнении, что получение предпринимательского образования становится актуальным для студентов всех направлений подготовки. Однако на сегодняшний день многообразие предлагаемых подходов и методик требует система-
2 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: https://base.garant. ги/400156192/_(дата обращения: 09.09.2022).
тизации, выработки и закрепления единых концептуальных основ.
В связи с этим возникают следующие задачи:
- определить универсальный набор предпринимательских компетенций для любой профессиональной области;
- выстроить процесс развития предпринимательских навыков таким образом, чтобы он мог без потерь «встроиться» в основной процесс формирования профессиональных компетенций в вузе;
- оценить результативность предпринимательской модели образования студентов с учётом психологических аспектов.
Подходы к определению предпринимательских компетенций
В настоящее время можно выделить ряд мнений по определению, какие именно компетенции должны быть сформированы у студентов вуза для реализации предпринимательской профессиональной траектории [9]. В целом можно отметить, что наполнение соответствующих образовательных моделей полностью определяется пониманием сути предпринимательства в каждой из них.
Так, Б. Йоханниссон [10] выделяет пять ключевых компетенций предпринимателя: «знать, зачем», «знать, как», «знать, кто», «знать, когда», «знать, что». Формируя представления, подкреплённые практическим опытом, на каждом из этих этапов обучающийся постепенно развивает компетенции, начиная от определения мотивов и сути предпринимательской деятельности и переходя к овладению конкретными инструментами, ориентируясь на продуктивное взаимодействие с заинтересованными участниками.
Другой подход, реализованный в модели ЕпЬгеСотр [11], состоит из трёх наборов компетенций: «идеи и возможности» (знания, умения и навыки, связанные со способностями видеть возможности, генерировать креативные идеи, уметь оценивать их жизнеспособность и последствия для рынка и об-
щества), «ресурсы» (способности находить ресурсы и развивать собственную и командную мотивацию) и «в дело» (практические навыки и умения принимать решения и действовать, работать в командах и создавать связи, готовность и стремление к самообразованию и рефлексии).
Исследования А. Титтела и О. Терзиди-са [12], которые проводились на базе научных работ в области предпринимательства и предпринимательского образования и опубликованы в период 2008-2018 гг., предлагают структуризацию набора предпринимательских компетенций с учётом различных подходов, отражённых в исследуемой выборке работ. Итоговая структура ключевых навыков в области предпринимательства имеет три направления: 1) компетенции в предметной области, 2) личностные компетенции и 3) компетенции взаимодействия. Авторы считают, что не все из перечисленных компетенций можно развить в условиях обучения предпринимательству. На особую важность развития личностных компетенций, прежде всего - предпринимательского мышления, обращают внимание Л. Босман и С. Фернхабер [13].
Рассмотренные модели имеют схожие черты, заключающиеся в «этапности» освоения предпринимательских компетенций: от базового понимания сути предпринимательства, осознания собственного предпринимательского потенциала до получения реального опыта разработки и запуска стартапа. В каждой из этих моделей делается акцент на том, что значительная часть предпринимательских компетенций изначально заложена в личности и имеет только некоторый потенциал для развития, однако имеется блок компетенций, которые индивид может развивать, начиная с базового уровня.
В Российской Федерации разработан проект стандартов обучения предпринимательству, послуживший основой для дальнейшей деятельности по формированию Федеральной инновационной площадки «Мо-
дель инновационной системы предпринимательского образования в высшем учебном заведении Российской Федерации» на базе Московского финансово-промышленного университета «Синергия» согласно Приказу Министерства науки и высшего образования РФ №1580 25 декабря 2020 г. Проект профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» [14] закрепляет задачи в разрезе функциональных направлений деятельности, составляющих профессиональный труд предпринимателей в собственном бизнесе на этапе создания нового бизнеса, в процессе активного его функционирования и при выполнении комплекса работ по развитию собственного бизнеса.
Сравнение западного и отечественного подходов позволило определить состав предпринимательских компетенций с выделением трёх укрупнённых групп, связанных:
- с развитием личностных качеств, свойственных предпринимателям;
- эффективной организацией предпринимательской деятельности, в том числе обеспечением результативной командной работы;
- налаживанием сотрудничества с представителями заинтересованных сторон реализуемого проекта.
Такой подход использован для разработки универсальной модели предпринимательских компетенций, которые могут быть сформированы у студентов любой специальности в образовательной среде вуза.
Опыт организации предпринимательского образования в вузе
На базе кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика» Севастопольского государственного университета (СевГУ) был рассмотрен вопрос о создании специальных организационно-педагогических условий, способствующих формированию предпринимательских компетенций как надстройки к компетенциям по направлению 38.03.02 «Менеджмент».
В качестве целевых предпринимательских компетенций был определены следующие уровни:
1-й уровень - «Компетенции развития личности предпринимателя». Многие авторы сходятся на мнении, что предприниматель - это в первую очередь набор опеределённых личностных качеств, таких как целеустремлённость, ответственность (интернальность), инициативность, адаптивность, креативность, толерантность, самоорганизованность, постоянное стремление к развитию и т. п. Целеообразно выработать персональный механизм, позволяющий развивать такие качества.
2-й уровень - «Компетенции создания проектов». Для обеспечения реализации деятельностного подхода и повышения практикоориентированности навыков предлагается выделить ряд компетенций, которые могут обеспечить готовый продукт -бизнес-план проекта.
3-й уровень - «Компетенции предпринимательского взаимодействия». Наличие грамотно разработанного бизнес-плана не даёт гарантии его успешной реализации без организации взаимодействия с представителями всех заинтересованных сторон предпринимательской деятельности. Ключевыми игроками в этом вопросе можно обозначить владельцев финансовых ресурсов, представителей государственных органов, потенциальных бизнес-партнёров, других представителей заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
Для формирования предложенного набора компетенций рекомендуется создать специальные организационно-педагогические условия в образовательной среде вуза. Процесс развития навыков, связанных с реализацией предпринимательской модели поведения, должен быть выстроен поэтапно, начиная с формирования общего представления и интереса к предпринимательству, переходя к деятельности, в рамках которой можно получить как знания, так и базовый опыт решения отдельных предпринима-
Инфраструктура вуза
Внеучебные Студенческие Межвузовские Инкубаторы/ мероприятия сообщества программы акселераторы
—J-
Тьюторское сопровождение студента
Студент
Интерес к предпринимательству
Опыт решения предпринимательских . задач
т
1 I
Руководство созданием и запуском
предпринимательского проекта
Исполнитель задач создания и запуска предпринимательского проекта
Компетенции развития личности предпринимателя
Бизнес города
Консультиров
Экспертиза
Кейсы
Практика
Мастер-классы
Менторство
Компетенции создания проектов
Компетенции взаимодействия
Элективные дисциплины, формирующие предпринимательские компетенции
I____
-среда /региона
___I
Основная образовательная программа
Рис. 1. Модель организации предпринимательского обучения в образовательной среде вуза Fig. 1. Model of entrepreneurship learning organization in the university learning space
тельских задач, а также к выполнению проектов - от генерации идей до запуска [15]. Другими словами, необходимо определить общую модель организации предпринимательского обучения в образовательной среде вуза (Рис. 1).
Основная идея предложенной модели состоит в поэтапном погружении студента в вопросы предпринимательства. Результатом освоения первого этапа реализации модели является формирование у студента образа предпринимателя и понимания особенностей предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от этого, студент разрабатывает программу личностного развития, которая служит ориентиром для систематической работы над развитием необходимых личностных и профессиональных качеств и основой для дальнейших решений по выбору предлагаемого образовательного контента.
В ходе второго курса обучения в рамках реализации предпринимательского трека студентам предлагаются элективные дисциплины, которые позволяют усилить понимание особенностей предпринимательского подхода, получить опыт в решении конкретных предпринимательских задач, таких как генерация идей, целеполагание, поиск ресурсов для реализации поставленных задач, оценка потенциальной эффективности проектных решений и возможных рисков, планирование мероприятий по минимизации их влияния.
На старших курсах обучения студентам предлагается создать собственный предпринимательский проект или стать членом команды по его разработке и реализации. Таким образом, освоив все этапы предпринимательского трека, студент, помимо диплома образовательного уровня бакалавриата по основной специальности, может:
- сформировать/ развить желаемый набор компетенций;
- создать контактную базу взаимодействия с бизнес-сообществом;
- разработать и запустить свой предпринимательский проект (стартап).
Психологический ракурс оценки предпринимательского образования
В качестве результатов предпринимательского образования, наряду с конкретными умениями и навыками, связанными с созданием, запуском и продвижением предпринимательских проектов, особое место занимает формирование личностных качеств студентов. Ряд исследователей подтверждают, что на сегодняшний день предпринимательская деятельность может осуществляться более успешно личностями, обладающими определённым набором психологических черт [16-19]. Предпринимательская деятельность чаще всего ассоциируется с готовностью рисковать и умением брать на себя ответственность за принятые решения [20]. Таким образом, в качестве инструмента для оценки результативности предпринимательского образования также можно рассматривать и психологические тесты, позволяющие оценить уровень развития требуемых психологических составляющих личности.
Материалы и методы
В основе данного исследования лежит предположение, что благодаря предпринимательскому образованию у студентов развивается такое качество, как умение брать на себя ответственность, которое является системообразующим для формирования личности будущего предпринимателя. Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено тестирование двух выборок студентов-бакалавров СевГУ: обучающиеся младших курсов бакалавриата направления «Менеджмент» (67 респондентов) и обучающиеся младших курсов по направлению «Экономика» (38 респондентов). Общее количество респондентов - 105.
Студенты-менеджеры и студенты-экономисты имеют равные возможности сформировать и развить предпринимательские компетенции в образовательной среде вуза благодаря освоению специальных дисциплин, внедрённых в образовательный процесс проектной деятельности, наличию поддерживающей инфраструктуры для инициирования, создания и продвижения коммерческих и социальных студенческих проектов (взаимодействие с бизнес-практиками, акселераторы, инкубаторы, стартап-студии и т. п.). Однако особенностью обучения студентов-менеджеров является то, что для них образовательный процесс был перепроектирован для целенаправленного формирования предпринимательского мышления и становления управленцев предпринимательского типа.
Тестирование проводилось однократно в течение учебного процесса, когда согласно предложенной образовательной модели (Рис. 1) уже освоен блок формирования интереса к предпринимательству и частично освоен блок получения опыта предпринимательских задач.
Оценка уровня ответственности обучающихся осуществлялась по методике диагностики уровня субъективного контроля на основании концепции локуса контроля, предложенной Дж. Роттером [21; 22]. Эта концепция подразумевает существование интерналов, считающих, что большая часть условий их деятельности лежит в зоне их влияния и контроля, и экстерналов, склонных искать причины неудач во внешних факторах. В рамках этой концепции использовался опросник, разработанный Е.Ф. Ба-жиным, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткиндом [23; 24]. Согласно данной методике итоговые результаты оцениваются по соответствующим шкалам: общей интернальности (Ио); интернальности в области достижений (Ид); интернальности в области неудач (Ин); интернальности в семейных отношениях (Ис); интернальности в области производственных отношений (Ип); интернальности в области межличностных отношений (Им);
Таблица 1
Результаты оценки уровня субъективного контроля студентов СевГУ (доля студентов в %)
Table 1
The results of subjective control assessing students of Sevastopol State University (share of students in %)
Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
2 Си 2 Си 2 Си 2 Си ё с 2 Си ё с 3 CP ё с 2 Си ё с
Стена е s s е s s е s s е s s е s s е N s s е s s
<v н е но о <v н е но о <v н е но о <v н е но о <v н е но о ^ н е но о <v н е но о
s m s m s m s m s m S m s m
1 4 3 - - 1 11 - - 6 11 - - - 3
2 13 24 1 11 13 26 - 11 43 21 3 5 1 24
3 48 68 9 11 37 32 4 5 30 53 12 5 30 21
4 21 5 33 32 27 26 21 58 16 16 37 37 30 32
5 10 - 42 32 13 - 51 26 4 - 22 37 25 21
6 3 - 12 16 3 5 12 - - - 25 16 9 -
7 - - 3 - 4 - 10 - - - - - 4 -
8 - - - - - - 1 - - - - - - -
9
10
интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные данные были обработаны согласно методике и размещены по соответствующим уровням (стенам). Выраженные в стенах результаты можно сопоставить с нормой (5,5). Если полученное значение превышает этот уровень, то можно говорить о высоком уровне ответственности, то есть респондент считает, что в большей степени самостоятельно влияет на обстоятельства, и обратное. Результаты обработки представлены в таблице 1.
Большая часть студентов СевГУ имеет уровень ответственности по каждому из предложенных критериев ниже значения нормы. Однако при оценке доли случаев, когда значение шкал превышает средний уровень (принято значение стен 6 и более), выявлено, что в выборке студентов-менед-жееров значение этого показателя (12,6%) более чем в два раза превышает значение показателя по студентам-экономистам (5,3%).
Наибольшее количество респондентов с уровнем средний и выше среднего значения наблюдается по шкалам:
- интернальность в семейных отношениях;
- интернальность в достижениях;
- интернальность в межличностных отношениях.
Для выявления отличительных характеристик также рассмотрены усреднённые значения по каждой выборке (Рис. 2).
Полученные сведения подтверждают установленную гипотезу Н1 и демонстрируют явные отличия по большинству из представленных шкал в сторону большего уровня ответственности у студентов-менеджеров СевГУ, обучение которых связано с внедрением модели организации предпринимательского обучения в образовательной среде вуза, способствующей развитию предпринимательских компетенций.
Важность изучения уровня интерналь-ности в качестве одного из существенных психологических компонентов формирования предпринимательских компетенций обозначена в ряде исследований современного менеджмента в рамках кросс-
Рис. 2. Сравнительная диаграмма результатов оценки уровня субъективного контроля студентов СевГУ Fig. 2. Comparative diagram of the subjective control assessing results of SevSU students
функционального подхода. Так, А.М. Мир-зоева [25; 26], отмечая факторы успеха профессиональной деятельности современного менеджера, выделяет командное поведение, в котором ответственности отводится важная роль. Наряду с сотрудничеством, приверженностью и доверием, ответственность повышает уровень интеграции в любой организации и снижает вероятность развития конфликтов. Студенты-менеджеры, получая в вузе всестороннюю предпринимательскую подготовку, наращивают человеческий потенциал, способный к максимальной реализации в современных социально-экономических системах [27].
Заключение
Формирование образовательной среды, направленной на развитие предпринимательских компетенций, становится актуальной задачей для многих вузов России. Поддержку в её реализации оказывает как правительство страны, так и представители региональных бизнес-сообществ, активно включаясь в образовательный процесс и предоставляя возможность повысить уро-
вень практической значимости предпринимательских компетенций.
Интегрируя опыт организации предпринимательского образования, выделим ряд элементов для его успешной реализации в вузе:
• специализированные учебные курсы/ дисциплины по предпринимательству;
• внеаудиторные мероприятия, позволяющие сформировать предпринимательское мышление;
• привлечение действующих предпринимателей в качестве преподавателей, наставников, консультантов;
• создание (или внешнее обеспечение) подразделений поддержки молодёжного предпринимательства (акселераторов, инкубаторов, стартап-студий и т. п.).
Предложеенная инфраструктура должна быть обязательно дополнена специальными организационными и психолого-педагогическими средствами, которые позволяют поддерживать высокий уровень мотивации студентов на протяжении всего периода формирования предпринимательских компетенций, а также сформировать системообразующие
психологические качества. Создание условий для развития личностных качеств, свойственных предпринимательской модели поведения и получения индивидуального и коллективного опыта решения предпринимательских задач, способствует улучшению качественных характеристик студентов и повышению вероятности реализации студентами успешной карьерной траектории.
Литература
1. Степашкина Е.А., Суходоев А.К, Гужеля Д.Ю. Исследование профиля надпрофессио-нальных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приёме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 32 с. URL: https://ioe. hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf (дата обращения 16.09.2022)
2. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Д.П. Платонова, Е.С. Абалмасова, С.К. Бекова и др.; под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 319 с. https://ioe.hse.ru/ data/2019/l0/23/l529691383/БК_ВО-текст. pdf (дата обращения 16.09.2022).
3. Беляков К.О. Семь уровней и семь шагов предпринимательского трека в университете // Инновации. 2021. № 4 (270) С. 3-10. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.270.4.001
4. Алдошина М.И. Инновационные практики формирования предпринимательских компетенций в опорном университете // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2484-2492. DOI: 10.15372/ PEMW20190111
5. Землина Е.М. Формирование предпринимательских компетенций студентов федерального университета как условие реализации инноваций в социальной сфере // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 15-20. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-15-20
6. Зайцева А.С, Асалиев А.М. Модель формирования предпринимательских компетенций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 2А. С. 57-65. DOI: 10.25799/AR.2019.91.2.005
7. Zobnina M, Korotkov A., Rozhkov A. Structure, Challenges and Opportunities for Development of Entrepreneurial Education in Russian Universities // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 4. P. 69-81.DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.69.81
8. Сорокин П.С, Повалко А.Б, Черненко С.Е. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 48 с. ISSN 2500-0608
9. Nabi G, Linan F, Fayolle A., Krueger N, Walmsley A. The impact of entrepreneurship education in higher education: A systematic review and research agenda // Academy of Management Learning & Education. 2017. Vol. 16. No. 2. P. 277-299. DOI: 10.5465/amle.2015.0026
10. Johannisson B. University Training for Entre-preneurship: Swedish Approaches // Entrepre-neurship and Regional Development. 1991. Vol. 3. No. 1. P. 67-82.
11. Bacigalupo M, Kampylis P., Punie Y, Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union; EUR 27939 EN. DOI: 10.2791/593884
12. Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial competences revised: Developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences // Entrepreneurship Education. 2020. No. 3. P. 1-35. DOI: 10.1007/s41959-019-00021-4
13. Bosman L, Fernhaber S. Teaching the Entrepreneurial Mindset Across the University. An Inte-grative Approach. Springer Cham, 2021. 135 p. DOI: 10.1007/978-3-030-79050-9
14. Рубин Ю.Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 5-28. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28
15. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические записки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 250-276. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3250-276
16. Алдошина М.И. Формирование предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельности // Учёные записки Орловского гос. ун-та. 2020. № 3 (88). С. 121-125. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=44434696 (дата обращения: 09.09.2022).
17. Махмутова Е.Н. Психологическое сопровождение формирования предпринимательских компетенций студентов сетевого поколения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 364— 368. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-45
18. Магомедова Х.Н. Психологические особенности личности, определяющие склонность к предпринимательской деятельности (на примере студентов вузов) // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 64-67. DOI: 10.25586/ RNU.HET.19.03.P.64
19. Карпов А.В, Клюева Н.В. Психология предпринимателя и вопросы развития предпринимательского образования в России // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 51-56.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 35166680 (дата обращения: 22.10.2022).
20. Пономарёв О.Б. К вопросу об условиях эффективности предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20. № 4. С. 847-864. DOI: 10.18334/rp.20.4.40521
21. Rotter J.B, Mulry R.C. Internal versus external control of reinforcement and decision time // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. Vol. 2. No. 4. P. 598-604. DOI: https://doi. org/10.1037/h0022473
22. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пос. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. 224 с. ISBN 5-288-01749-2
23. Бажин Е.Ф, Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162.
24. ДДарвиш О.Б. Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В.Е. Клочко. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 264 с.
25. Мирзоева А.М. Кросс-функциональность в практике дополнительного образования. М. : Перспектива, 2022. 175 с. ISBN 978-5-88045533-1
26. Мирзоева А.М. Методологический анализ кросс-функциональности как комплекса системных мероприятий по управлению и принятию решений // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 52-56. EDN BEVKBS.
27. Воронина Р.Н. Организационно-педагогическое проектирование образовательной среды вуза для поддержки профессионально-личностного развития студентов // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 374-380. DOI: 10.25683/V0LBI.2022.58.166
Статья поступила в редакцию 19.09.22 Принята к публикации 24.10.22
References
1. Stepashkina, E.A., Sukhodoev, A.K., Guzhelya, D.Y. (2022). Study of the Profile of Cross-Professional Competencies Demanded by Leading Employers When Hiring Students and University Graduates and Young Professionals. National Research University Higher School of Economics. Moscow: HSE Publ., 32 p. Available at: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055. pdf (accessed 16.09.2022). (In Russ.).
2. Platonova, D.P., Abalmasova, E.S., Bekova, S.K., et al. (2019). Universities at the Crossroads: Higher Education in Russia. National Research University Higher School of Economics. Moscow: HSE Publ. 319 p. Available at: https://ioe.hse.ru/data/2019/10/23/1529691383Mi_B0-TeKCT.pdf (accessed 16.09.2022). (In Russ.).
3. Belyakov, K.O. (2021). Seven Levels and Seven Steps of the Entrepreneurial Track at the University. Innovatsii = Innovations. No. 04 (270), pp. 3-10, doi: 10.26310/2071-3010.2021.270.4.001 (In Russ., abstract in Eng.).
4. Aldoshina, M.I. (2019) Innovative Practices for Building Business Competences at Flagship University. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire = Professional Education in the Modern World. Vol. 9, no. 1, pp. 2484-2492, doi: 10.15372/PEMW20190111 (InRuss., abstract in Eng.).
5. Zemlina, E.M. (2019) The Formation of Entrepreneurial Competencies of the Federal University Students as a Condition for the Implementation of Innovations in the Social Sphere. Izvestiya Dag-
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
estanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nau-ki = Dagestan State Pedagogical University Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 13, no. 2, pp. 15-20, doi: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-15-20 (In Russ., abstract in Eng.).
6. Zaitseva, A.S., Asaliev, A.M. (2019) Model of Formation of Entrepreneurial Competencies. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: Yesterday, Today and Tomorr^ow. Vol. 9, no. 2A, pp. 57-65, doi: 10.25799/AR.2019.91.2.005 (In Russ., abstract in Eng.).
7. Zobnina, M., Korotkov, A., Rozhkov, A. (2019). Structure, Challenges and Opportunities for Development of Entrepreneurial Education in Russian Universities. Foresight and STI Governance. Vol. 13, no. 4, pp. 69-81, doi: 10.17323/2500-2597.2019.4.69.81
8. Sorokin, P.S., Povalko, A.B., Chernenko, S.E. (2020). Entrepreneurship Education in Universities in Russia and Around the World: Why, How and With What Results? National Research University Higher School of Economics. Moscow : HSE Publ., 48 p., ISSN 2500-0608 (In Russ.).
9. Nabi, G., Linan, F., Fayolle, A., Krueger, N., Walmsley, A. (2017). The Impact of Entrepreneur-ship Education in Higher Education: A Systematic Review and Research Agenda. Academy of Management Learning & Education. Vol. 6, no. 2. pp. 277-299, doi: 10.5465/amle.2015.0026
10. Johannisson, B. (1991). University Training for Entrepreneurship: Swedish Approaches. Entrepreneurship and Regional Development. Vol. 3, no. 1, pp. 67-82 .
11. Bacigalupo, M., Kampylis, P., Punie, Y., Van den Brande, G. (2016). EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union; EUR 27939 EN; doi:10.2791/593884
12. Tittel, A., Terzidis, O. (2020) Entrepreneurial Competences Revised: Developing a Consolidated and Categorized List of Entrepreneurial Competences. Entrepreneurship Education. No. 3, pp. 1-35, doi: 10.1007/s41959-019-00021-4
13. Bosman, L., Fernhaber, S. (2021). Teaching the Entrepreneurial Mindset Across the University: An Integrative Approach. Springer Cham, 135 p., doi:10.1007/978-3-030-79050-9
14. Rubin, Yu. (2022). About the Professional Standard Draft "Entrepreneur (Specialist in Solving Entrepreneurial Goals)". Sovremennaya konkurentsiya = Modern Competition. Vol. 16, no. 1, pp. 5-28, doi: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28 (In Russ.).
15. Chepurenko, A.Yu. (2017). How and Why Entrepreneurship Should Be Taught to Students: Polemical Notes. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. No. 3, pp. 250-27, doi: 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276 (In Russ., abstract in Eng.).
16. Aldoshina, M.I. (2020). Formation of Entrepreneurial Competencies of University Students in Project Activities. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of the Oryol State University]. No. 3 (88), pp. 121-125. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=44434696 (accessed 09.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
17. Makhmutova, E.N. (2021). Psychological Support for Building Entrepreneurial Competencies in the Students of the Network Generation. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledo-vaniya v obrazovanii [Herzen Readings: Psychological Research in Education]. No. 4, pp. 364368, doi: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-45 (In Russ., abstract in Eng.).
18. Magomedova, H.N. (2019). Psychological Characteristics of the Personality That Determine the Propensity for Entrepreneurial Activity (on the Example of University Students). Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today. No. 3, pp. 64-67, doi: 10.25586/RNU. HET.19.03.P.64 (In Russ., abstract in Eng.).
19. Karpov, A.V., Klyueva, N.V. (2018). Entrepreneurial Psychology and Development of Entrepreneurial Education in Russia. Sovremennaja konkurentsiya = Journal of Modern Competition. Vol. 12, no. 1 (67), pp. 51-56. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35166680 (accessed 01.09.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
20. Ponomarev O.B. (2019). To the Question of the Conditions for the Effectiveness of Entrepreneurial Activity. Rossiiskoe Predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship. Vol. 20, no. 4, pp. 847-864, doi: 10.18334/rp.20.4.40521 (In Russ., abstract in Eng.).
21. Rotter, J.B., Mulry, R.C. (1965). Internal versus External Control of Reinforcement and Decision Time. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 2, no. 4, pp. 598-604, doi: https://doi. org/10.1037/h0022473
22. Rean, A.A. (2001). Prakticheskaya psikhodiagnostika lichnosti [Practical Psychodiagnostics of Personality]. St. Petersburg: St Petersburg State Univ. Publ., 224 p. ISBN 5-288-01749-2 (In Russ.).
23. Bazhin, E.F., Golynkina, E.A., Etkind, A.M. (1984). [Method of Studying the Level of Subjective Control]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal. Vol. 5, no. 3, pp. 152-162. (In Russ.).
24. Darvish, O.B. (2004) Test-oprosnik Urovnya Sub'ektivnogo Kontrolya (E.F. Bazhin, E.A. Golynkina, A.M. Etkind). Vozrastnaya psikhologiya [Test Questionnaire of the Level of Subjective Control (E.F. Bazhin, E.A. Golynkina, A.M. Etkind). Developmental Psychology]. Moscow: VLADOS-PRESS, 264 p. (In Russ.).
25. Mirzoeva, A.M. (2022). Cross-Functionality in the Practice of Additional Education. Moscow : Perspektiva Publ., 175 p. (In Russ.).
26. Mirzoeva, A.M. (2020). Methodological Analysis of Cross-Functionality as a Complex of Systematic Measures for Management and Decision-Making. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie = Modern Pedagogical Education. No. 9, pp. 52-56. EDN BEVKBS (In Russ., abstract in Eng.).
27. Voronina, R.N. (2022). Organizational and Pedagogical Design of the University Educational Space to Support Students' Professional and Personal Development. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law. No. 1 (58), pp. 374-380, doi: 10.25683/V0LBI.2022.58.166 (In Russ., abstract in Eng.).
The paper was submitted 19.09.22 Accepted for publication 24.10.22
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ
■ БИБАИ0ТЕКА Science Index РИНЦ-2021
Вопросы образования 9,045
образование и наука 7,061
социологические исследования 4,313
университетское управление: практика и анализ 2,547
интеграция образования 2,434
Психологическая наука и образование 2,295
Высшее образование в России 2,002
Вопросы философии 1,753
Эпистемология и философия науки 1,294
Педагогика 0,775
Высшее образование сегодня 0,543
Alma mater 0,116