Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Сравнительный анализ развития предпринимательских компетенций студентов вузов
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-134-152
Пеша Анастасия Владимировна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Researcher ID: M-4223-2017, ORCID: 0000-0002-7614-3118, Scopus ID: 57216646149, [email protected]
Шавровская Марина Николаевна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, ORCID: 0000-0001-8137-4829, [email protected] Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия Адрес: 620144, ул. 8 Марта, 62 / Народной Воли, 45, г. Екатеринбург, Россия. Лапина Татьяна Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами, ORCID: 0000-0001-6005-9678, [email protected] Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия Адрес: 644077, пр-т Мира, 55А, г. Омск, Россия
Аннотация. Статья представляет результаты эмпирического исследования, направленного на сравнительный анализ уровня предпринимательских компетенций студентов различных форм образования (очной, заочной, очно-заочной). В выборочную совокупность вошли 564 студента Уральского государственного экономического (г. Екатеринбург) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск) непрофильных направлений подготовки. Эмпирические данные собраны с применением онлайн-опроса и метода нарративных эссе. Полученные данные осмысливались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе дескриптивной статистки, корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона, R), однофакторного дисперсионного анализа, факторного анализа и качественного анализа историй студентов. Проведённое из-ыскание позволяет оценить различия в уровне оцениваемых компетенций студентов в зависимости от формы обучения, определить корреляцию наличия предпринимательских намерений и оценок предпринимательских компетенций студентов, а также проанализировать отношение студентов к важности формирования предпринимательских компетенций в вузе. В результате выявлены статистически значимые различия значений показателей развития компетенций по фактору формы получения образования студентами вузов. На основе полученных данных по вопросам исследования авторами актуализируется важность внимания к развитию предпринимательских намерений и компетенций студентов вузов непрофильных направлений подготовки, в том числе через введение в учебные планы специальных дисциплин, что может стать одним из предикторов экономического и социального благополучия страны.
Ключевые слова.: высшее образование, предприниматель, предпринимательские компетенции, предпринимательские намерения, профессиональное образование, форма образования
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Пеша А.В., Шавровская М.Н., Лапина ТА., 2023.
И]
Для цитирования: Пеша А.В, Шавровская М.Н, Лапина Т.А. Сравнительный анализ развития предпринимательских компетенций студентов вузов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 134-152. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-134-152
Comparative Analysis of Entrepreneurial Competencies Development among University Students
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-134-152
Anastasiya V. Pesha - Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Labour Economics and Human Resource Management Dept., Researcher ID: M-4223-2017, ORCID: 0000-0002-7614-3118, Scopus ID: 57216646149, [email protected]
Marina N. Shavrovskaya - Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Labour Economics and Human
Resource Management Dept., ORCID: 0000-0001-8137-4829, [email protected]
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia
Adress; 62/45, 8 Marta / Narodnoy Voli str., Yekaterinburg, 620144, Russia
Tatiana A. Lapina - Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Region Economics and Human Resource
Management Dept., ORCID: 0000-0001-6005-9678, [email protected]
Omsk State University F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia
Adress; 55A Mira ave., Omsk, 644077, Russia
Abstract. The article presents the results of an empirical study aimed at a comparative analysis of the level of students' entrepreneurial competencies of various forms of education (full-time, parttime, correspondence courses forms). The sample included 564 students of Ural State University of Economics (Yekaterinburg) and Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (Omsk) of non-core areas of training. Empirical data were collected using an online survey and the method of narrative essays. The data obtained were interpreted and processed using qualitative and quantitative analysis methods, including descriptive statistics, correlation analysis (Pearson correlation coefficient, R), one-factor analysis of variance, factor analysis and qualitative analysis of student histories. The conducted research makes it possible to assess the differences in the level of assessed competencies of students depending on the form of study, to determine the correlation of the presence of entrepreneurial intentions and assessments of students' entrepreneurial competencies, as well as to analyze the attitude of students to the importance of the formation of entrepreneurial competencies at the university. As a result, statistically significant differences in the values of indicators of competence development by the factor of the education form by university students were revealed. Based on the data obtained on the research issues, the authors actualize the importance of attention to the development of entrepreneurial intentions and competencies of university students in non-core areas of training, including through the introduction of special disciplines into the curricula, which can become one of the predictors of the economic and social well-being of the country.
Keywords: higher education, entrepreneur, entrepreneurial competencies, entrepreneurial intentions, professional education, form of education
Cite as: Pesha, A.V., Shavrovskaya, M.N., Lapina, T.A. (2023). Comparative Analysis of Entrepreneurial Competencies Development among University Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 3, pp. 134-152, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3134-152 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Работодатели, исследователи и государственные деятели транслируют важность предпринимательства для успеха организаций, регионов, стран и современного общества в целом, так как предпринимательская активность оказывает существенное влияние на показатели развития экономики и технологий, рынок труда, уровень жизни населения [1-3]. Предприниматель - это «агент изменений, новатор, который берёт на себя риск, использует возможности в своём окружении и ресурсы для разработки новых технологий, производства новых товаров и услуг, чтобы максимизировать прибыль и внести значительный вклад в общественное развитие» [4]. Предприниматель привносит на рынок инновации и создаёт рабочие места. Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность является одной из приоритетных задач экономического развития стран, так как позволяет решить вопрос обеспечения занятости молодых людей на рынке труда [2; 5; 6]. Развитие широкого спектра профессиональных и универсальных компетенций студентов в процессе подготовки по программам магистратуры и бакалавриата - основная задача высшего образования. В спектре надпрофессиональных компетенций можно выделить отдельную группу предпринимательских компетенций, которые могут стать предиктором регионального и государственного экономического развития.
В связи с обозначенным выше, тематика передачи коммерческих знаний и развития у студентов вузов предпринимательских компетенций является актуальной для научных исследований [7; 8]. Высокая роль университетов в формировании у студентов предпринимательских компетенций, вне зависимости от направлений и профилей подготовки, объясняется также ростом внутреннего предпринимательства в организациях и повышением востребованности среди работодателей предпринимательского мышления соискателей [1; 9; 10]. Важно
отметить, что работодатели предъявляют равные требования к развитию компетенций выпускников очной, заочной и очно-заочной форм получения высшего образования. Согласно статистическим данным мониторинга трудоустройства выпускников 2021 г., работодатели отдают предпочтение при закрытии вакансий выпускникам очной (79,1% трудоустроенных) и очно-заочной (78,6% трудоустроенных) форм обучения, чуть меньший процент занятости после окончания вуза среди студентов заочной формы образования (74,5%), что позволяет предположить, что уровень соответствия развития компетенций выпускников заочной формы и требований рынка труда несколько ниже [11, с. 29-30].
Появление возможностей получения заочного высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий, классическое заочное образование имеют не только позитивные изменения, связанные с доступностью обучения, так как данная форма позволяет получить высшее образование без больших отрывов от трудовой деятельности, семейной жизни [12; 13], но и, отмечаемые в работах исследователей, например Г. А. Чередниченко, снижение стандартов качества образования и ценности дипломов [14]. В связи с этим возникает вопрос относительно возможностей формирования равно высокого уровня развития компетенций студентов вне зависимости от формы получения образования. В данной работе мы проводим исследование сформированности предпринимательских компетенций студентов различных форм получения образования, в том числе с учётом таких факторов, как возраст и курс обучения.
В работах ряда исследователей проводились сравнения компетенций студентов в области предпринимательства в зависимости от направлений и профилей подготовки и их намерений стать предпринимателями [15-17]. В ряде публикаций приводятся результаты корреляционного анализа взаимосвязи пола и возраста студентов вузов
с уровнем развития предпринимательских компетенций и наличием намерений вести предпринимательскую деятельность [9; 18; 19]. Различия развития компетенций студентов в области предпринимательства у профильных и непрофильных направлений подготовки также являются предметом внимания ряда учёных [10; 20; 21]. Однако данный вопрос в разрезе форм образования у студентов непрофильных направлений подготовки изучен недостаточно.
Целью проведённого исследования стало выявление разницы развития у студентов ряда направлений подготовки двух вузов предпринимательских компетенций в зависимости от формы обучения. При этом были сформулированы следующие исследовательские вопросы:
1) Существуют ли различия в уровне развития анализируемых компетенций студентов в зависимости от формы обучения?
2) Имеется ли положительная корреляция между наличием предпринимательских намерений и оценок развития предпринимательских компетенций участников?
3) Каково отношение студентов к важности формирования предпринимательских компетенций в вузе?
Исходя из поставленных исследовательских вопросов авторами были выдвинуты четыре гипотезы.
1. На уровень развития предпринимательских компетенций студентов влияет форма обучения: у студентов заочной и очно-заочной он выше, чем у студентов очной.
2. На уровень развития предпринимательских компетенций оказывает влияние возраст и курс обучения студентов.
3. На уровень развития предпринимательских компетенций оказывает влияние наличие предпринимательских намерений студентов.
4. Студенты непрофильных направлений подготовки считают формирование предпринимательских компетенций в вузе важным условием личной конкурентоспособности на рынке труда.
Метод и материалы исследования
Эмпирическая часть исследования была построена на поведенческом подходе изучения компетенций Д. МакКлелланда, Р. Бо-яциса, Л. Спенсера и С. Спенсера, который предполагает, что успешности и эффективности профессиональной деятельности способствует высокий уровень развития компетенций [22-24]. Исходя из данного подхода можно предположить, что высокий уровень развития предпринимательских компетенций студентов в настоящем может способствовать их предпринимательской эффективности в будущем.
Основные методы, используемые на данном этапе, - онлайн-опрос с применением опросника на базе onlinetestpad.com по авторской методике «Развитие предпринимательских компетенций студентов» [15], а также метод нарративных эссе. Участие в опросе было полностью анонимным и добровольным.
Опросник оценки предпринимательских компетенций разработан на основе выделенных в исследовании [25] предпринимательских компетенций, их описания и анализа результатов. Обозначенный фреймворк соответствовал требованиям, которые предъявлялись нами для определения базы разработки оценочного инструментария. В фреймворке предпринимательские компетенции объединены в 3 кластера, в каждом по 5 компетенций (Рис. 1).
Кластер «Идеи и возможности» объединил в себе компетенции, связанных с генерацией идей и поиском возможностей к их реализации, которые требуют наличия компетенций в области эффективного использования различного рода внутренних и внешних, материальных и нематериальных ресурсов кластера компетенций «Ресурсы». В свою очередь, предпринимательская компетентность реализуется в готовности преобразовывать идеи, возможности и мобилизованные ресурсы в конкретные активные действия, что отражает кластер компетенций «Действия».
ИДЕИ И ВОЗМОЖНОСТИ
- Поиск возможностей
- Креативность и инновативность
- Прогностическая компетенция
- Оценивание идей
- Этическое и устойчивое мышление
РЕСУРСЫ
ДЕЙСТВИЯ
- Самосознание и самоэффективность
- Мотивация и настойчивость
- Мобилизация ресурсов
- Управление финансами и экономическая грамотность
- Мобилизация других людей
УЧ.
- Проявление инициативы
- Планирование и управление
- Работа в режиме неопределенности и быстрой смены задач
- Работа с другими людьми
- Обучение через опыт
Рис. 1. Описание кластеров оцениваемых компетенций [9] Fig. 1. Description of clusters of assessed competencies [9]
Оценка компетенций осуществлялась по 5 уровням. На нулевом уровне компетенции не проявляются. На 1-2-м уровнях определяется базовый уровень развития компетенций, при котором человеку свойственно фокусироваться в основном на раскрытии личных качеств и интересов, работая в команде над решением единой задачи, опираться на поддержку других. 3-4-й - это средний уровень развития предпринимательских компетенций, при котором оцениваемый может действовать вместе с другими и индивидуально для достижения поставленных целей. 5-6-й - продвинутый уровень развития компетенций, характеризующийся готовностью брать на себя ответственность при реализации предпринимательских инициатив. 7-8-й - экспертный уровень развития, подразумевающий стимулирование инноватив-ных действий и внесение личного и командного вклада в развитие определённой сферы жизнедеятельности. Каждый уровень развития включает в себя дескрипторы предыдущих уровней, усиливаясь знаниями, навыками и установками более сложного порядка.
Методика включает в себя два блока: 1) вводная информация о респонденте и его предпринимательском опыте: пол, возраст,
город проживания, вуз, форма обучения, наличие опыта предпринимательства и/или желание открыть бизнес; 2) 49 вопросов, оценивающих 15 компетенций, в каждом из вопросов по 4 варианта ответа. За ответ на вопрос начисляется от 0 до 8 баллов. После заполнения опросника каждый участник получил развёрнутую обратную связь относительно общего уровня развития компетенций и, в частности, по каждой из 15 компетенций. Диапазон итоговых баллов: базовый уровень развития компетенций -65-104 баллов; средний уровень - 105-209; продвинутый уровень - 210-316, экспертный - от 355 баллов.
Полученные данные обрабатывались с помощью пакета анализа данных MS Excel, сервиса math.semestr.ru и программы IBM SPSS Statistics. Были применены дескриптивная статистка, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона, R), однофакторный дисперсионный анализ, факторный анализ. Также для анализа результатов нарративного эссе, применялся качественный анализ историй студентов в осмыслении важности развития предпринимательских компетенций для специалистов выбранного ими направления подготовки.
Респондентами стали студенты двух университетов - Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ, г. Екатеринбург) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск). Выбор вузов для исследования осуществлён на основании трёх критериев:
1) их региональная принадлежность и уровень предпринимательской активности выбранных субъектов РФ. Свердловская область занимала по состоянию на начало 2021 г. 6-е место по количеству индивидуальных предпринимателей - субъектов малого и среднего предпринимательства, в то время как Омская область - 27-е из 85 субъектов Российской Федерации1. Можно предположить, что показатели развития компетенций студентов в регионе с высокой предпринимательской активностью будут выше, а в субъекте РФ со средним уровнем активности предпринимателей ниже под воздействием факторов внешней среды;
2) ОмГУ позиционируется как «полифункциональный образовательный, научно-исследовательский и культурно-просветительский комплекс, осуществляющий... подготовку и переподготовку кадров по широкому перечню направлений, обеспечивающих инновационное развитие экономики не только региона, но и страны в целом»2, УрГЭУ - экономический вуз, осуществляющий подготовку «экономической элиты Уральского региона, России и стран СНГ»3.
1 Составлено авторами по данным Федеральной налоговой службы в 2021 году. Сведения об индивидуальных предпринимателях, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом. URL: https:// ofd.nalog.ru/statistics2.html?t=1622808561469 (дата обращения 09.11.2022).
2 Официальный сайт ОМГУ. URL: https://omsu. ru/about/history/kak-vse-nachinalos/?ysclid=l52 1ui8pad65165093 (дата обращения 09.11.2022).
3 Официальный сайт УрГЭУ. URL: https://www.
usue.ru/ob-urgeu/urgeu-vchera-i-segodnya/
(дата обращения 09.11.2022).
Оба вуза являются одними из лидеров своих регионах в части подготовки бакалавров и магистров экономических направлений4. Мы предполагаем, что получаемое студентами выбранных вузов образование должно способствовать проявлению предпринимательской активности в процессе обучения и после окончания университета. При этом УрГЭУ готовит бакалавров и магистрантов по программам «Экономика и организация предпринимательской деятельности», «Управление малым бизнесом» и ряда другим, учащиеся которых не были привлечены к исследованию;
3) доступность целевой аудитории для исследователей. Сбор данных осуществлялся в 2021/2022 учебном году.
Для формирования выборочной совокупности авторами применялась трёхступенчатая выборка. На первой ступени была определена квота выборки по формам обучения респондентов. По данным Министерства высшего образования и науки РФ о совокупной численности студентов Свердловской и Омской области на 2021 г., общее число студентов всех форм обучения составила 189 985 человек5. Из них 108 024 (56,9%) - студенты очной формы, 69 160 (36,4%) - студенты заочной формы и 12 801 (6,7%) - студенты очно-заочной (вечерней) формы обучения. Исходя из данных о процентном соотношении студентов по формам обучения в регионах, нами была определена квота выборки по формам обучения - 56,9% студентов очной формы, 36,5% заочной и 6,6% студентов очно-заочной
4 Рейтинг экономических вузов России 2022. URL: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/ ekonomicheskie/ (дата обращения 09.11.2022).
5 Сведения о численности студентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-sve-deniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatel-nykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-obra-zovateln (дата обращения 09.11.2022).
Таблица 1
Описание выборочной совокупности исследования
Table 1
Description of the sample population of the study
Совокупность Всего, человек Форма обучения, человек Пол*, % Курс, %
Очное Заочное Очно-заочное М Ж 1 2 3 4 маг.*
Число участников (ед + ад) 564 321 206 37 24,5 75,5 22,3 31,2 30,7 7,6 8,2
Число участников, обучающихся в УрГЭУ (ед) 371 181 161 29 254 75 12,4 35,6 43,4 3,2 5,4
Число участников, обучающихся в ОмГУ (т) 193 140 45 8 24 76 41,4 22,5 6,6 16,0 13,5
Нарративные интервью 56 28 22 6 12 44 9 11 8 22 6
формы обучения. После определения выборочных квот была применена стихийная выборка, при которой приглашение к участию в исследовании направлялось студентам соответствующих направлений и форм обучения. Участие было добровольным. В опросе приняли участие 564 студента непрофильных для предпринимательства направлений подготовки. Число обучающихся на направлениях подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Управление персоналом» в УрГЭУ составляет 4551 человек, а в ОмГУ - 789 человек. При ошибке выборки в 5% и генеральной совокупности примерно в размере 5340 человек (по данным сайтов вузов число студентов выбранных направлений подготовки, с учётом студентов профильных предпринимательских программ в УрГЭУ; по всем формам и всем курсам обучения) необходимо опросить 383 респондента для обеспечения достаточной репрезентативности для межвузовского анализа.
Таким образом, в опросе приняли участие 8,15% (щ) и 24% (п2) студентов выбранных направлений подготовки выбранных вузов соответственно. Большая часть откликнувшихся для участия студентов обучается на направлении подготовки «Управление персоналом» (щ = 250; п2 = 77), студенты направления «Менеджмента» имеют чуть меньшее представительство в выборке (щ = 96; п2 = 84), меньше всего участников экономических направлений подготовки,
так как из выборки были исключены программы профильной подготовки предпринимателей (щ = 25; п2 = 32).
Выборкой типичных случаев были отобраны 10% заполнивших опросник студентов, приглашённых для участия в нарративных интервью в формате нарративных эссе с целью узнать мнение участников по теме «Важность развития предпринимательских компетенций для специалиста моей профессии». Средний возраст респондентов по формам обучения: очное - 19 лет (интерк-вартильный размах (ИКР) 18-20 лет), заочное - 26 лет (ИКР в диапазоне 21-30 лет), очно-заочное обучение - 32 года (ИКР диапазоне 22-41 года). Более подробно описание выборочной совокупности исследования представлено в таблице 1.
Представленные в работе результаты исследования имеют несколько ограничений: 1) изучалась российская студенческая молодёжь направлений подготовки «Менеджмент», «Экономика» и «Управление персоналом», имеющая ценностную и ком-петентностную специфику; 2) ограниченное число регионов и вузов, в которых проводилось исследование; 3) не проводилось дополнительное квотирование выборки по гендерному признаку и курсам обучения. Выделенные нами ограничения демонстрируют актуальность масштабирования изучения проблематики развития у студентов предпринимательских компетенций, а также
Таблица 2
Дескриптивная статистика развитости предпринимательских компетенций
Table 2
Descriptive statistics of the development of entrepreneurial competencies
Показатели УрГЭУ ОмГУ
Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма
Минимальное значение 3 ОС 175 3 ОС 144 198 122
Среднее арифметическое значение 230 242 235 236 264 240
Медиана 229 248 237 236 272 242
Максимальное значение 295 307 307 313 303 308
Стандартное отклонение 27,09 32,12 29,50 31,08 31,19 31,79
способствует проведению в будущем дополнительных изысканий авторов по теме исследования.
Результаты
Для проверки гипотезы о различиях в развитости предпринимательских компетенций у студентов разных форм обучения был проведён дескриптивный анализ. В качестве показателей для анализа были использованы минимальные и максимальные оценки развитости предпринимательских компетенций, а также среднее значение и медиана. Результаты представлены в таблице 2.
Согласно данным таблицы 2, у студентов очно-заочной и заочной формы обучения средние оценки развитости предпринимательских компетенций (среднее арифметическое и медиана, столбцы 3, 4, 6, 7) выше, чем аналогичные оценки для студентов очной формы обучения (столбцы 2 и 5), что подтверждает нашу гипотезу. Такие значения средних показателей объясняются тем, что студенты, выбирающие заочную или очно-заочную форму обучения, уже либо работают, либо планируют совмещать работу и учёбу, в том числе и занимаются предпринимательской деятельностью. Поэтому данные компетенции у них развиты лучше. Кроме того, сравнение показателей медианы и среднего арифметического для всех групп студентов свидетельствует о достаточном количестве студентов во всех
группах с низкими значениями развитости предпринимательских компетенций (во всех группа среднее арифметическое либо равно, либо меньше медианы). Данный факт будем интерпретировать как то, что во всех группах присутствуют студенты, чьи предпринимательские компетенции не развиты. То есть, нельзя сказать, что студенты одной из форм однозначно имеют более развитые предпринимательские компетенции. Правильнее будет сказать, что среди студентов очно-заочной и заочной формы обучения больше студентов с развитыми предпринимательскими компетенциями по сравнению со студентами очной формы обучения. Опять же, данный вывод можно сделать только на момент их обучения в вузе.
Вместе с тем, если анализировать показатель разброса (стандартное отклонение), то для студентов из УрГЭУ наблюдается большая разнородность групп относительно друг друга. Так, наиболее непохожи по развитости предпринимательских компетенций студенты очно-заочной формы обучения из УрГЭУ (стандартное отклонение равно 32,12). Скорее всего, в данной группе студентов находятся как лица с опытом работы, в том числе и предпринимателем, так и с отсутствием опыта работы, и, соответственно, с относительно неразвитыми предпринимательскими компетенциями. В то же время для всех студентов ОмГУ характерен примерно одинаковый уровень разброса разви-
тости компетенций, что говорит о примерной одинаковости групп студентов ОмГУ по разнородностям.
Для подтверждения правильности сделанных нами на основе таблицы 2 выводов, мы применили возможности дисперсионного однофакторного анализа для сравнения подгрупп выборочной совокупности по фактору формы обучения6. Сравнение значений факторной дисперсии S2 = 3048,24 и остаточной дисперсии S2ost = 888,62 позволяет сделать вывод о несправедливости нулевой гипотезы о равенстве математических ожиданий по подгруппам, то есть фактор формы образования оказывает существенное влияние на оценку предпринимательских компетенций респондентов. С точки зрения силы связи фактора формы образования и полученных респондентами оценок мы применили данные критических точек F-распределения Фишера-Снедекора для уровня значимости а = 0,05, при fnabi = 3,43 (Sf / Slst) > /кр = 0, групповые средние различаются значимо. P-значение = 0,02, то есть вероятность того, что результаты получены случайно, - 2%.
Кроме того, данные из таблицы 2 отчётливо показывают, что общий средний уровень развития компетенций, по меньшей мере, половины респондентов ОмГУ несколько выше участников из УрГЭУ. Этот результат позволяет сформулировать предположение, что уровень предпринимательской активности региона не имеет прямой связи с развитием соответствующей группы компетенций студентов и выпускников университетов, что ключевую роль играют созданные на уровне региона условия для проявления деловой инициативы и другие факторы внешней среды. Выдвинутое предположение требует дополнительных исследований для подтверждения, или опровержения.
Далее мы провели факторный анализ с целью нахождения взаимосвязей между
6 Решение получено с использованием пакета анализа данных MS Excel и сервиса math. semestr.ru
развитостью компетенций7. Метод выявления - анализ методом главных компонент, метод вращения - Варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 6 итераций. Результаты анализа разные для очной и заочной формы обучения (Табл. 3, 4). Так для студентов очной формы обучения факторным анализом были выделены четыре группы факторов. Первый фактор включил в себя характеристики кластеров «Ресурсы» и Действия». Второй фактор объединил кластеры «Идеи и возможности» и «Действия». Третий фактор объединил все группы кластеров. А четвёртый фактор по степени развитости компетенций включил в себя «Идеи и возможности» и «Ресурсы». Процент объяснённой суммарной дисперсии составил 45,28%.
Для студентов заочников факторным анализом были выделены другие группы факторов (Табл. 4).
Самый большой процент объяснённой суммарной дисперсии приходится на первый фактор, который включил в себя практически все компетенции. То есть можно сделать вывод, что у студентов-заочников предпринимательские компетенции развиваются примерно одинаково. В то время как для студентов-очников характерно совместное развитие компетенций из кластеров «Ресурсы» и «Действия». Возможно, предпринимательский опыт студентов-заочников способствует развитию у них компетенций из кластера «Идеи и возможности» вместе с остальными компетенциями.
Таким образом, можно утвердительно ответить на первый исследовательский вопрос о наличии различий в уровнях оцениваемых компетенций студентов в зависимости от формы обучения.
На данные результаты могло оказывать влияние большое количество факторов, два из которых легко проверить - возраст и курс обучения. С возрастом человек на-
7 Решение получено с применением программы SPSS Statistics.
Таблица 3
Матрица перевёрнутых компонент (Факторный анализ взаимосвязей между развитостью компетенций студентов очной формы обучения, где 0 - фактор не влияет на переменную, 1 - дисперсия переменной целиком определяется выделяемым фактором)
Table 3
Matrix of inverted components (Factor analysis ofthe relationships between the development of competencies of full-time students, where 0 - factor does not affect the variable, 1 - variance of the variable is entirely determined by the selected factor)
Компетенция Компонента
1 2 3 4
Планирование и управление 0,639
Мотивация и настойчивость 0,637
Самосознание и самоэффективность 0,544
Обучение через опыт 0,507
Мобилизация ресурсов
Прогностическая компетенция 0,741
Креативность и инновативность 0,669
Способность справиться с неопределённостью 0,549
Работа с другими 0,439
Этическое и устойчивое мышление 0,765
Мобилизация других 0,653
Проявление инициативы 0,519
Поиск возможностей 0,417 0,440
Оценивание идей 0,767
Управление финансами и экономическое мышление 0,463 0,468
Таблица 4
Матрица перевёрнутых компонент (Факторный анализ взаимосвязей между развитостью компетенций студентов заочной формы обучения, где 0 - фактор не влияет на переменную, 1 - дисперсия переменной целиком определяется выделяемым фактором)
Table 4
Matrix of inverted components (Factor analysis ofthe relationships between the development of competencies of part-time students, where 0 - factor does not affect the variable, 1 - variance of the variable is entirely determined by the selected factor)
Компетенция Компонента
1 2 3
Мобилизация других 0,650
Проявление инициативы 0,616
Креативность и инновативность 0,594
Работа с другими 0,563
Управление финансами и экономическое мышление 0,556
Планирование и управление 0,519 0,412
Поиск возможностей 0,512
Способность справиться с неопредел'нностью 0,492
Мобилизация ресурсов 0,467
Мотивация и настойчивость 0,430
Самосознание и самоэффективность 0,760
Этическое и устойчивое мышление 0,451 -0,578
Оценивание идей -0,753
Обучение через опыт 0,582
Прогностическая компетенция 0,498
Таблица 5
Намерения студентов относительно реализации в настоящем или будущем предпринимательской активности по формам получения образования (в % к общему числу респондентов каждой подгруппы)
Table 5
Students' intentions regarding the implementation of entrepreneurial activity in the present or future by forms of education (in % of the total number ofrespondents ofeach subgroup)
Форма образования Балл оценки наличия намерения студентов*
0 1 2 3 4 5
очное 6,9 37,9 31,9 13,8 6,0 3,4
очно-заочное 13,0 33,5 8,7 27,4 13,0 4,3
заочное 10,0 53,3 6,7 26,7 3,3 0,0
в целом по выборке 8,3 41,4 24,3 16,6 6,5 3,0
Примечания: 0 - «нет опыта и желания», 1 - «нет опыта, есть желание когда-нибудь в будущем», 2 - «нет опыта, есть желание после окончания вуза», 3 - «нет опыта, есть желание в ближайший год», 4 - «есть опыт предпринимательства до 1 года», 5 - «есть опыт предпринимательства от 1 до 3 лет». Notes: 0 - "no experience and desire", 1 - "no experience, there is a desire sometime in the future", 2 - "no experience, there is a desire after graduation", 3 - "no experience, there is a desire in the next year ", 4 - "has experience of entrepreneurship up to 1 year", 5 - "has experience ofentrepreneurship from 1 to 3 years".
тов разделились. Результаты по формам образования представлены в таблице 5.
Частотный анализ полученных результатов показывает, что у студентов заочной формы в сравнении с другими подгруппами наиболее выражено намерение реализовать бизнес-инициативу в ближайший год, в то время как 17,4% респондентов очно-заочной формы обучения утверждают, что уже некоторый период ведут предпринимательскую деятельность. Большая часть студентов очной формы обучения не имеет предпринимательского опыта и имеет нечётко выраженные намерения данного вида деятельности после окончания университета, либо «когда-нибудь». Данные факты могут объясняться несколькими обстоятельствами: возраст студентов очной формы обучения по данным статистики в среднем на 6 лет ниже возраста студентов заочной формы в бакалавриате и на 3 года в магистратуре [11, с. 29], а в нашей выборочной совокупности, обозначенной в блоке «Метод и материалы» эта разница составила 7 лет. Кроме того, студенты очной формы обучения делают первые шаги в осознании своих карьерных траекторий, в то время как более половины студентов заочной формы во время об-
учения уже трудоустроены [12]. Общий результат анализа намерений показывает, что большая часть респондентов имеет намерение «когда-нибудь начать предпринимательскую деятельность».
Дополнительно, для уточнения одной из гипотез исследования, был проведён анализ корреляции намерений студентов относительно участия в предпринимательской деятельности с их совокупными оценками за прохождения опросника. Результаты показали наличие положительной связи между наличием осознанного намерения проявить бизнес-инициативу (в баллах, по уровням намерений от 0 до 5) и среднего уровня оценок развития предпринимательских компетенций студентов. С ростом намерений студентов балл оценок увеличивается в среднем на 3,5%, исключения составили средние показатели ответов респондентов, имеющих опыт ведения бизнеса (ро = 221,7 балла; р = 229,4 балла; р2 = 236,9 балла; р3 = 244,7 балла; р4 = 245 баллов; р5 = 230 баллов).
Третьим вопросом исследования уточнялось мнение студентов относительно значимости формирования предпринимательских компетенций для конкурентоспособности на рынке труда. Для формирования данных для
подтверждения или опровержения четвёртой гипотезы авторами был применён метод написания нарративных эссе, в котором приняли участие 56 студентов из числа участников, заполнивших опросник.
Обобщение суждений студентов в эссе относительно понимания важности развития предпринимательских компетенций для специалистов выбранного ими направления подготовки позволило определить, что 85% опрошенных считают, что развитие этой группы компетенций помогает специалисту их направления подготовки достичь успеха. Так, например, один из респондентов отмечает, что «предприниматель делает нечто такое, от чего всё вокруг улучшается » (Н, студент
1-го курса очно-заочной магистратуры). Другой отмечает: «... предпринимательство кроет в себе необходимые компетенции для специалиста, который руководит людьми. Оно направлено на деятельность, которая заключает в себе способность действовать таким образом, чтобы заставить все экономические факторы работать на производство, а главное на получение прибыли» (Ю., студент 3-го курса, очная форма). Ещё один студент пишет: «Даясе на обычном собеседовании работодатель может увидеть в вас не просто работника той или иной должности, а квалифицированного сотрудника, который может помочь компании «встать с колен», либо же управлять компанией» (К., студент
2-го курса, очная форма). Студентка заочной формы обучения в своём повествовании делится точкой зрения о важности предпринимательских компетенций: «Экономист должен использовать в своей работе различные подходы, быть открыт новым технологиям и новым взглядам на решения привычных проблем. Должен быть способен отказаться от выбранного курса и переключатся на другие методы работы, если существующие решения приводят к неудачам. Это также поможет ему быть успешней в своей деятельности» (Е., 2-й курс, заочная форма,). Только 15% студентов не обозначили важность развития данной группы компетенций для совре-
менных специалистов в области экономики, менеджмента и управления персоналом.
Приведённые высказывания демонстрируют, что будущие экономисты, менеджеры и специалисты в области управления персоналом всех форм обучения считают предпринимательские компетенции важными не только для выполнения в будущем должностных обязанностей, но и для трудоустройства в компании.
Качественный анализ показал, что студенты связывают важность развития предпринимательских компетенций с актуальными требованиями работодателей на рынке труда. Так, чаще всего, студенты в своих эссе говорят о коммуникабельности / коммуникативных навыках (16 упоминаний), креативности (14), стратегическом мышлении (13) и меж-дисциплинарности (13), лидерстве и работе в команде (по 10 упоминаний). В части знаний, важных для предпринимателя, студенты, помимо экономики, указывали психологию, юриспруденцию, знания о базовых ценностях мировой культуры, владение навыками продаж. Приведём несколько примеров:
«Мне представляется, что главное в предпринимательских компетенциях -именно предпринимательское мышление. Я понимаю его как некое системное творчество, т. е. способность создавать новое во всём, даже в старом. Имею в виду не генерирование инноваций, а способность видеть выше, смотреть дальше (высокий уровень обобщения) как применительно к ситуации, так и к людям, а на основе такого видения и своих знаний и навыков менять окружающий мир так, чтобы стало лучше» (М., студент 2-го курса очно-заочной магистратуры);
«Предпринимательские компетенции -это не только умение продавать, но и способность результативно решать различные задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности организации. Это и взаимодействие с людьми и выстраивание с ними лояльных отношений, и разработка программ сотрудничества с контрагентами и партнёрами, и планирование бюджета, и ещё
многое другое. Именно поэтому я считаю, что современному управленцу, желающему быть преактивным, необходимы предпринимательские компетенции в своём арсенале» (А., студент 4-го курса заочной формы бакалавриата);
«Успех профессиональной деятельности менеджера зависит и от личностных качеств, среди которых принципиальность, эмоциональное равновесие, эмоциональная зрелость. Важны организаторские и деловые качества, прежде всего целеустремлённость, энергичность, дисциплинированность, повышенная работоспособность. Менеджеру проекта необходима креативность, желание развиваться и коммуницировать с другими людьми, поэтому нужно изучать и обладать предпринимательскими компетенциями» (Е., студент2-го курса, очная форма);
«Предпринимательские компетенции -это личные или деловые качества, навыки, владение которыми помогает успешно решать определённые бизнес-задачи и добиваться высоких результатов. Маркетологу необходимо обладать такими компетенциями, как: исследование и аналитика, стратегическое планирование, медиапланирование, бюджетирование, развитые коммуникативные навыки, креативность, знание психологии потребителя, выстраивание отношений внутри компании и самообучение» (И., студент очной формы обучения).
Помимо аргументации важности предпринимательских компетенций и их сути, ряд студентов в своих историях написали о возможностях развития описываемых компетенций в университете.
Респонденты отмечают, что учебные заведения проводят мероприятия, которые способствуют их развитию (например, конференции, деловые игры, стратегические сессии и др.). Так, например, одна из студенток пишет: «Преподаватели постоянно погружают нас в реальные производственные ситуации, для решения которых необходимо межличностное взаимодействие специалистов, обмен мнениями, принятие решений. Это
способствует формированию умений общаться, совместно принимать решений, ответственности за дело, за себя и за других» (Д., студентка очно-заочной магистратуры). Проблема в том, что не все студенты принимают активного участия в подобных мероприятиях: «студенты не верят в себя, боятся сделать что-то не так или не чувствуют необходимой поддержки и помощи» (А., студентка 2-го курса очной формы бакалавриата), поэтому не используют те возможности, которые даёт вуз. Студенты в своих нарративных эссе пишут и о том, что можно усилить в реализации задач высшего образования для развития предпринимательских компетенций. В том числе: добавить в программу обучения дисциплины по выбору «Предпринимательство»; проводить тренинги развития предпринимательских компетенций; усилить участие предпринимателей в процессе подготовки специалистов; проводить экскурсии в организации; организовывать участие в проектной деятельности. Приведём несколько выдержек:
«Возможно, при обучении для формирования предпринимательских компетенций включить следующие формы: использование в обучение компьютерных образовательных симуляторов; обучающие тренинги («Развитие лидерских и организаторских качеств», «Креативный бизнес: навыки творческого мышления», «Правильный стартап» и т. п.); бизнес-тренинги с успешными предпринимателями региона; включение студентов (магистрантов) в разработку реальных бизнес-проектов» (Д., студентка 1-го курса очно-заочной магистратуры направления «Управление персоналом»);
«Возможно ввести в учебный план дисциплину по предпринимательскому праву и приглашать студентов на конференции по данной тематике, приглашать успешных предпринимателей, а также проводить экскурсии в организации» (М., студентка 3-го курса заочной формы);
«Преподаватель должен обладать предпринимательскими компетенциями, вла-
деть множеством приёмов и методов обучения, умело их комбинировать, быть нацеленным на людей (студентов), быть небезразличным и ответственным. Это ключевое» (М., студентка очно-заочной магистратуры).
Обсуждение и выводы
Развитие предпринимательских компетенций и формирование намерений участвовать в бизнес-инициативах студентов университетов является интересным для науки и практики вопросом, связанным с повышением экономических показателей роста регионов и стран [2; 3; 27]. Внедрение в непрофильные программы высшего образования курсов и отдельных дисциплин, связанных с развитием предпринимательских компетенций и мышления отмечаются в качестве одного из предикторов экономического и социального благополучия в странах [1; 9; 6]. Данный факт актуализирует важность исследования мотивации студентов непрофильных направлений подготовки к развитию данных компетенций и проведению дальнейших изысканий возможностей удовлетворения выявленных мотивов.
Согласно результатам исследования форма обучения в университете оказывает влияние на уровень развития предпринимательских компетенций студентов. У студентов заочной и очно-заочной формы уровень развития оцениваемой в работе группы компетенций значительно выше, нежели у студентов очной формы (минимальная разница в оценке 6 баллов, максимальный разрыв медианных значений оценок компетенций студентов очной и очно-заочной формы ОмГУ составил 36 баллов). Полученные результаты подтверждены применением дисперсионного однофакторного анализа, который позволил сделать вывод о несправедливости нулевой гипотезы о равенстве математических ожиданий по подгруппам студентов различных форм обучения и данные критических точек F-распределения Фишера-Снедекора, показавших значимые различия средних, полученных в подгруппах оценок.
Таким образом, была подтверждена первая, обозначенная в начале, гипотеза о зависимости результатов оценки предпринимательских компетенций респондентов от формы обучения.
Слабыми и менее устойчивыми факторами, влияющими на уровень оценок предпринимательских компетенций студентов различных форм обучения, является возраст и курс обучения. Проведённый анализ влияния данных факторов с применением коэффициента попарной корреляции Пирсона показал отсутствие статистически значимых различий признаков, а значит и их взаимосвязи с уровнем развития предпринимательских компетенций респондентов, что опровергает сформулированное нами предположение о влиянии возраста и курса обучения на уровень развития предпринимательских компетенций студентов.
Напротив, гипотеза о влиянии намерений студентов заниматься в будущем предпринимательской деятельностью на уровень развития их предпринимательских компетенций нашла в рамках проведённой нами работы подтверждение. Полученные данные показали наличие положительной связи между наличием осознанного намерения проявить бизнес-инициативу и средним уровнем оценок развития предпринимательских компетенций студентов. С ростом значений фактора «намерения» студентов балл оценок развития предпринимательских компетенций увеличивается в среднем на 3,5%, исключения составили средние ответов респондентов, имеющих опыт ведения бизнеса. Результаты исследования по обозначенному предположению соотносятся с итогами ряда других исследований [17; 28; 29]. Результаты позволяют предположить, что наличие намерений позитивно сказывается на мотивации и осознанном развитии необходимых для ведения бизнеса компетенций и, наоборот, наличие знаний и навыков в области предпринимательства оказывает решающую роль при формировании намерения реализовать себя в этой сфере.
Соглашаясь с итогами более ранних работ учёных по выделенному вопросу, можно сделать вывод, что в процессе получения высшего непрофильного для предпринимателя образования, у студентов может существовать возможность развития предпринимательских компетенций [1; 19; 30].
Для подтверждения четвёртой гипотезы и ответа на 3-й исследовательский вопрос авторами был применён метод написания нарративных эссе, в котором приняли участие 56 студентов из числа заполнивших опросник. Качественный анализ историй позволил подтвердить предположение о том, что студенты непрофильных направлений подготовки считают формирование предпринимательских компетенций в вузе важным условием личной конкурентоспособности на рынке труда. Так, 85% опрошенных считают, что развитие изучаемых нами компетенций помогает специалисту их направления подготовки достичь успеха.
Итоги данного исследования показывают, что уровень предпринимательской активности региона не имеет прямой связи с развитием соответствующей группы компетенций студентов и выпускников университетов. Данный фактор требует более глубокого исследования для его подтверждения или опровержения на большей региональной выборке респондентов. Ориентируясь на выводы существующих исследований, можно предположить, что одним из главных факторов разницы высоких показателей развития компетенций студентов с более скромными показателями предпринимательской активности в Омске является существующая бизнес-среда [31].
Помимо этого, в целях дальнейшего исследования, авторы считают важным заложить уточнение региональных особенностей вопроса корреляции целенаправленной деятельности по формированию предпринимательских намерений в университете и достижения положительных результатов не только с точки зрения бизнеса, развития региона и страны, но и обеспечения конкурентоспособности и высоких показателей
социальной защищённости молодого поколения, что неоднократно подтверждалось в международных исследованиях [2; 5].
Опираясь на полученные данные качественного анализа нарративных эссе, важно в будущих изысканиях глубже изучить существующие и потенциальные возможности развития предпринимательских компетенций студентов непрофильных направлений подготовки в университете. В настоящее время система развития предпринимательских компетенций студентов непрофильных направлений подготовки отсутствует, как отмечали участники в нарративных эссе, есть отдельные преподаватели и курсы, которые создают условия для развития тех или иных предпринимательских компетенций, не более того. В качестве примера программ, способствующих развитию предпринимательских компетенций студентов, можно привести опыт ОмГУ, где с 2022 г. реализуется программа «Капитаны», цель которой «создание нового поколения предпринимателей, способных пополнить интеллектуальную и бизнес-элиту страны, готовых создавать большие истории, управлять корпорациями, вести прибыльные бизнес-проекты, работающие на благо России»8. Авторы считают, что для масштабирования возможностей развития предпринимательских компетенций студентов различных форм обучения необходимо обновление основных образовательных программ высшего образования, связанное с увеличением внимания к развитию в течение всего учебного процесса спектра предпринимательских компетенций и поиском практической возможности реализации бизнес-инициатив во время подготовки студентов.
Ожидается, что результаты проведённого исследования внесут вклад в дискуссию о важности всесторонней подготовки студентов высшей школы в соответствии с потребностями рынка труда и целями устойчивого
8 Образовательная программа «Капитаны». URL: https://xn--80aakriqfbn5ao8g.xn--p1ai/ projects/kapitany/ (дата обращения 09.11.2022)
государственного развития, в том числе в
русле развития компетенций в области предпринимательства.
Литература
1. Wang S.M., Yueh H.P, Wen P.C. How the new type of entrepreneurship education complements the traditional one in developing entrepreneurial competencies and intention // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article no. 2048. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02048
2. Hwang W.S., Choi H., Shin J. A mediating role of innovation capability between entrepreneurial competencies and competitive advantage // Technology Analysis & Strategic Management. 2020. Vol. 32. No. 1. P. 1-14. DOI: 10.1080/ 09537325.2019.1632430
3. Jones P., Klapper R., Ratten V., Fayolle A. Emerging themes in entrepreneurial behaviours, identities and contexts // The International Journal of Entrepreneurship and Innovation. 2018. Vol. 19. No. 4. P. 233-236. DOI: 10.1177/ 1465750318772811
4. Inyang B.J., Enuoh R.O. Entrepreneurial competencies: The missing links to successful entrepreneurship in Nigeria // International Business Research. 2009. Vol. 2. No. 2. P. 62-71. DOI: 10.5539/ibr.v2n2p62
5. AtaeiP., KarimiH., GhadermarziH., Norouzi A. A conceptual model of entrepreneurial competencies and their impacts on rural youth's intention to launch SMEs // Journal of Rural Studies. 2020. Vol. 75. P. 185-195. DOI: 10.1016/j. jrurstud.2020.01.023
6. González Moreno Á., López Muñoz L., Pérez Morote R. The role of higher education in development of entrepreneurial competencies: Some insights from Castilla-La Mancha university in Spain // Administrative Sciences. 2019. Vol. 9. No. 1. Article no. 16. DOI: 10.3390/admsci9010016
7. Kruger S., Steyn A.A. Enhancing technology transfer through entrepreneurial development: practices from innovation spaces // The Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45. P. 16551689. DOI: 10.1007/s10961-019-09769-2
8. Solesvik M. Entrepreneurial competencies and intentions: The role of higher education // Forum Scientiae Oeconomia. 2019. No. 7. P. 9-23. DOI: 10.23762/FSO_VOL7_NO1_1
9. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Каха З. Развитие предпринимательских компетенций студентов бакалавриата России и Чехии: ген-
SOCIOLOGY OF H
дерный аспект // Образование и наука. 2022. № 24 (1). С. 101-134. DOI: 10.17853/1994-56392022-1-101-134
10. Amarakoon U, Weerawardena J., Verreynne M. L, & Teicher J. Entrepreneurial behaviour: a new perspective on the role of the HR professional // Personnel Review. 2019. Vol. 48. No. 7. P. 1809-1829. DOI: 10.1108/PR-03-2018-0087
11. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Н. К. Емелина, К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев, П. В. Травкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2022.160 с. ISBN 978-5-7598-2652-1 (в обл.), ISBN 978-5-7598-2462-6 (e-book).
12. Варшавская Е.Я. Заочное высшее образование в России: экономико-статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 7. С. 31-39. EDN UYXMAG.
13. Gu D., Chen J., Pu W. Online course quality maturity model based on evening university and correspondence education(OCQMM), 2011 IEEE 3rd International Conference on Communication Software and Networks, 2011. P. 5-9, DOI: 10.1109/ICCSN.2011.6013763
14. Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д., Кузнецов И.С. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2020. 173 с. EDN HHPOPV.
15. Pesha A., Shavrovskaya M, Caha Z. Comparative Analysis of the Level of Development of Entrepreneurial Competencies among Students in Russia and the Czech Republic. SHS Web of Conferences 90(1):02007. International Conference on Entrepreneurial Competencies in a Changing World (ECCW 2020). 2021. DOI: 10.1051/ shsconf/20219002007
16. Chang J.-C, Hsiao Y.-D., Chen S.-C, Tsung-Ta Y. Core entrepreneurial competencies of students in departments of electrical engineering and computer sciences (EECS) in universities. // Education + Training. 2018. Vol. 60. No. 7/8. P. 857-872. DOI: 10.1108/ET-10-2016-0160
17. Zdolsek Draksler T, Sirec K. The Study of Entrepreneurial Intentions and Entrepreneurial Competencies of Business vs. Non-Business Stu-
dents // Journal of Competitiveness. 2021. Vol. 13. No. 2. P. 171-188. DOI: 10.744l/joc.2021.02.10
18. Ferreras-Garcia R, Sales-Zaguirre J., Serradell-López E. Developing entrepreneurial competencies in higher education: A structural model approach // Education + Training. 2021. Vol. 63. No. 5. P. 720-743. DOI: 10.1108/ET-09-2020-0257
19. Таланов С.Л. Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: тендерные различия // Женщина в российском обществе. 2019. № 1. С. 52-63. DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.5
20. Tekin M., Бщ D., Geçkil T., Koyuncuoglu O. Entrepreneurial Competences of University Students in the Digital Age: A Scale Development Study. In: Durakbasa, N., Gençyilmaz, M. (eds) Proceedings of the International Symposium for Production Research 2019. ISPR 2019. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-31343-2_52
21. Barba-Sánchez V., Atienza-Sahuquillo C. Entrepreneurial intention among engineering students: The role of entrepreneurship education // European Research on Management and Business Economics. 2018. Vol. 24. No. 1. P. 53-61. DOI: 10.1016/J.IEDEEN.2017.04.001
22. McClelland D.C. Testing for competence rather than for" intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. No. 1. Article no. 1. DOI: 10.1037 / h0034092
23. Boyatzis R, Boyatzis R.E. Competencies in the 21st century // Journal of Management Development. 2008. Vol. 27. No. 1. P. 5-12. DOI: 10.1108/ 02621710810840730
24. Спенсер-мл. Л.М., Спенсер C.M. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с. ISBN 5-98293-066-0 (рус.) ISBN 0-471-54809-х (англ.).
25. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneur-ship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union; EUR 27939 EN. [Internet]. 2016; [cited2020 Dec 16]. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/
eur-scientific-and-technical-research-reports/ entrecomp-entrepreneurship-competence-framework (дата обращения 09.11.2022).
26. Way S. F., Morgan A.C., LarremoreD.B., Clauset A. Productivity, prominence, and the effects of academic environment // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. No. 22. P. 10729-10733. DOI:10.1073/pnas.1817431116
27. Chatterjee N., Das N., Srivastava N.K. A structural model assessing key factors affecting women's entrepreneurial success: Evidence from India // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2018. Vol. 17. No. 1. P. 226-237. DOI: 10.1177/0972150915610729
28. Wasilczuk J., Chukhray N., Karyy O., Halkiv L. Entrepreneurial competencies and intentions among students of technical universities // Problems and Perspectives in Management. 2021. Vol. 19. P. 10-21. DOI: 10.21511/ ppm.19(3).2021.02
29. Slogar H., Stanic N., Jerin K. Self-Assessment of Entrepreneurial Competencies of Students of Higher Education // Zbornik Veleucilista u Rijeci. 2021. Vol. 9. No. 1. P. 79-95. DOI: 10.31784/zvr.9.1.5
30. Sánchez J. C. University training for entrepreneurial competencies: Its impact on intention of venture creation // International Entrepreneur-ship and Management Journal. 2011. Vol. 7. No. 2. P. 239-254. DOI: 10.1007/s11365-010-0156-x
31. Barazandeh M., Parvizian K., Alizadeh M. et al. Investigating the effect of entrepreneurial competencies on business performance among early stage entrepreneurs Global Entrepreneur-ship Monitor // J Glob Entrepr Res. 2015. Vol. 5. No. 18. DOI: 10.1186/s40497-015-0037-4
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07435.
Статья поступила в редакцию 19.11.2022 Принята к публикации 25.02.2023
Reference
Wang, S. M., Yueh, H. P., Wen, P. C. (2019). How the New Type of Entrepreneurship Education Complements the Traditional One in Developing Entrepreneurial Competencies and Intention. Frontiers in psychology. Vol. 10, article no. 2048, doi: 10.3389/fpsyg.2019.02048 Hwang, W.S., Choi, H., Shin, J. (2020). A Mediating Role of Innovation Capability Between Entrepreneurial Competencies and Competitive Advantage. Technology Analysis & Strategic Management. Vol. 32, no. 1, pp. 1-14, doi: 10.1080/09537325.2019.1632430
Социология ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. Jones, P., Klapper, R., Ratten, V., Fayolle, A. (2018). Emerging Themes in Entrepreneurial Behaviours, Identities and Contexts. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation. Vol. 19, no. 4, pp. 233-236, doi: 10.1177/1465750318772811
4. Inyang. B.J, Enuoh, R.O. (2009). Entrepreneurial Competencies: The Missing Links to Successful Entrepreneurship in Nigeria. International Business Research. Vol. 2, no. 2, pp. 62-71, doi: 10.5539/ibr.v2n2p62
5. Ataei, P., Karimi H., Ghadermarzi, H., Norouzi, A. (2020). A Conceptual Model of Entrepreneurial Competencies and Their Impacts on Rural Youth's Intention to Launch SMEs. Journal of Rural Studies. Vol. 75, pp. 185-195, doi: 10.1016/j.jrurstud.2020.01.023
6. González Moreno, Á., López Muñoz, L., Pérez Morote, R. (2019). The Role of Higher Education in Development of Entrepreneurial Competencies: Some Insights from Castilla-La Mancha University in Spain. Administrative Sciences. Vol. 9, no. 1, article no. 16, doi: 10.3390/admsci9010016
7. Kruger, S., Steyn, A.A. (2020). Enhancing Technology Transfer Through Entrepreneurial Development: Practices from Innovation Spaces. The Journal of Technology Transfer. Vol. 45, pp. 1655-1689, doi: 10.1007/s10961-019-09769-2
8. Solesvik, M. (2019). Entrepreneurial Competencies and Intentions: The Role of Higher Education. Forum Scientiae Oeconomia. Vol. 7, pp. 9-23, doi: 10.23762/FSO_VOL7_NO1_1
9. Pesha, A.V., Shavrovskaya, M.N., Caha, Z. (2022). Development of Entrepreneurial Competencies of Russian and Czech Undergraduate Students: Gender Aspect. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. Vol. 24, no. 1, pp. 101-134., doi: 10.17853/1994-5639-2022-1101-134 (In Russ., abstract in Eng.).
10. Amarakoon, U., Weerawardena, J., Verreynne, M.L., Teicher, J. (2019). Entrepreneurial Behaviour: A New Perspective on the Role of the HR Professional. Personnel Review. Vol. 48, no. 7, pp. 1809-1829, doi: 10.1108/PR-03-2018-0087
11. Emelina, N.K., Rozhkova, K.V., Roshchin, S.Yu., Solntsev, S.A., Travkin, P.V. (2022). Graduates of Higher Education in the Russian Labor Market: Trends and Challenges. Moscow, Higher School of Economics, 160 p. ISBN 978-5-7598-2652-1. ISBN 978-5-7598-2462-6 (e-book). (In Russ., abstract in Eng.).
12. Varshavskaya, E. Ya. (2018). Part-time Higher Education in Russia: Economic and Statistical Analysis. Voprosy statistiki = Questions of Statistics. Vol. 25, no. 7, pp. 31-39, Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35572473 (accessed 09.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
13. Gu, D., Chen, J., Pu, W. (2011). Online Course Quality Maturity Model Based on Evening University and Correspondence Education (OCQMM), 2011 IEEE 3rd International Conference on Communication Software and Networks, pp. 5-9, doi: 10.1109/ICCSN.2011.6013763
14. Cherednichenko, G.A., Voznesenskaya, E.D., Kuznetsov, I.S. (2020). Part-time Student of Higher School: Social Behavior in Education and in the Labor Market. Moscow, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, 173 p. ISBN 978-5-89697-338-6. Available at: https:elibrary.ru/item.asp?id=44290897 (accessed 09.11.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
15. Pesha, A., Shavrovskaya, M., Caha, Z. (2021). Comparative Analysis of the Level of Development of Entrepreneurial Competencies among Students in Russia and the Czech Republic. SHS Web of Conferences 90(1):02007. International Conference on Entrepreneurial Competencies in a Changing World (ECCW2020), doi: 10.1051/shsconf/20219002007
16. Chang, J.-C., Hsiao, Y.-D., Chen, S.-C. Tsung-Ta, Y. (2018). Core Entrepreneurial Competencies of Students in Departments of Electrical Engineering and Computer Sciences (EECS) in Universities. Education + Training. Vol. 60, no. 7/8, pp. 857-872, doi: 10.1108/ET-10-2016-0160.
17. Zdolsek Draksler, T., Sirec, K. (2021). The Study of Entrepreneurial Intentions and Entrepreneurial Competencies of Business vs. Non-Business Students. Journal of Competitiveness. Vol. 13, no. 2, pp. 171-188, doi: 10.7441/joc.2021.02.10
18. Ferreras-Garcia, R., Sales-Zaguirre, J., Serradell-Lуpez, E. (2021). Developing Entrepreneurial Competencies in Higher Education: A Structural Model Approach. Education + Training. Vol. 63, no. 5, pp. 720-743, doi: 10.1108/ET-09-2020-0257
19. Talanov, S.L., Hajibabaeva, A.A. (2019). Entrepreneurship in the Life Plans of University Students: Gender Differences. Zhenshchina v rossijskom obshchestve = Woman in Russian Society. No. 1, pp. 52-63, doi: l0.2l064/WinRS.20l9.l.5 (In Russ., abstract in Eng.).
20. Tekin, M., Ba§, D., Geçkil, T., Koyuncuoglu, Ö. (2019). Entrepreneurial Competences of University Students in the Digital Age: A Scale Development Study. In: Durakbasa, N., Gençyilmaz, M. (eds) Proceedings of the International Symposium for Production Research 2019. ISPR 2019. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham, doi: 10.1007/978-3-030-31343-2_52
21. Barba-Sánchez, V., Atienza-Sahuquillo, C. (2018). Entrepreneurial Intention among Engineering Students: The Role of Entrepreneurship Education. European Research on Management and Business Economics. Vol. 24, no. 1, pp. 53-61, doi: l0.l0l6/j.iedeen.20l7.04.00l
22. McClelland, D.C. (1973). Testing for Competence Rather than for Intelligence. American Psychologist. Vol. 28, no. 1, article no. 1, doi: 10.1037 / h0034092
23. Boyatzis, R., Boyatzis, R.E. (2008). Competencies in the 21st Century. Journal of management development. Vol. 27, no. 1, pp. 5-12, doi: 10.1108/02621710810840730
24. Spencer Jr., L.M., Spencer, S.M. (2005). Competence at Work: Models for Superior Performance. Translated from English. Moscow. HIPPO. 384 p. (In Russ.).
25. Bacigalupo, M., Kampylis, P., Punie. Y., Van den Brande, G. (2016). EntreComp: The Entrepre-neurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union; EUR 27939 EN. [Internet]. Available at: https:ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-sci-entific-and-technical-research-reports/entrecomp-entrepreneurship-competence-framework (accessed 09.11.2022).
26. Way S.F., Morgan A. C., Larremore D. B., Clauset A. (2019). Productivity, Prominence, and the Effects of Academic Environment. Proceedings of the National Academy of Sciences. Vol. 116, no. 22, pp. 10729-10733, doi: l0.l073/pnas.l8l743lll6
27. Chatterjee, N., Das. N., Srivastava. N.K. (2018). A Structural Model Assessing Key factors Affecting Women's Entrepreneurial Success: Evidence from India. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. Vol. 17, no. 1, pp. 226-237, doi: 10.1177/0972150915610729
28. Wasilczuk, J., Chukhray, N., Karyy, O., Halkiv, L. (2021). Entrepreneurial Competencies and Intentions among Students of Technical Universities. Problems and Perspectives in Management. Vol. 19, pp. 10-21, doi: l0.2l5ll/ppm.l9(3).202l.02
29. Slogar, H., Stanic, N., Jerin, K. (2021). Self-Assessment of Entrepreneurial Competencies ofStu-dents of Higher Education. Zbornik Veleucilista u Rijeci. Vol. 9, no. 1, pp. 79-95, doi: 10.31784/ zvr.9.1.5
30. Sánchez, J.C. (2011). University Training for Entrepreneurial Competencies: Its Impact on Intention of Venture Creation. International entrepreneurship and management journal. Vol. 7, no. 2, pp. 239-254, doi: 10.1007/s11365-010-0156-x
31. Barazandeh, M., Parvizian, K., Alizadeh, M. et al. (2015). Investigating the Effect of Entrepreneurial Competencies on Business Performance among Early Stage Entrepreneurs Global En-trepreneurship Monitor. J Glob Entrepr Res. Vol. 5, no. 18, doi: 10.1186/s40497-015-0037-4
Acknowledgement. The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-07435.
The paper was submitted 19.11.2022 Accepted for publication 25.02.2023