Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ'

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательские компетенции / предпринимательские намерения / студенческое предпринимательство / карьера / рынок труда / entrepreneurial competencies / entrepreneurial intentions / student entrepreneurship / ca-reer / labor market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёшина Анна Борисовна, Чкония Диана Темуриевна

В стремительно меняющихся условиях внешней среды необходимость развития предпринимательского мышления у молодого населения приобретает особую актуальность. Цель настоящего исследования заключается в выявлении факторов реализации предпринимательских намерений студентов. Принимая решение о выборе предпринимательской карьеры, студент оценивает наличие у себя трех типов предпринимательского капитала, в число которых входят компетенции, необходимые для успешного создания собственного бизнеса. В результате исследования на основе критического анализа научной литературы была разработана трехкластерная модель предпринимательских компетенций, которая может быть использована как инструмент оценки готовности молодого поколения к предпринимательской деятельности. В рамках эмпирической части работы проведен ряд качественных исследований с помощью метода интервью, в результате которых определены инструменты развития предпринимательских компетенций и намерений студентов в процессе обучения и выявлены факторы реализации намерений по созданию собственного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алёшина Анна Борисовна, Чкония Диана Темуриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF STUDENT’S ENTREPRENEURIAL INTENTIONS IMPLEMENTATION

In a fast-changing external environment the necessity of the development of entrepreneurial mindset among the young population is becoming increasingly relevant. The aim of the study is to identify the factors of students’ entrepreneurial intentions implementation. When deciding on the choice of an entrepreneurial career, a student evaluates the presence of three types of entrepreneurial capital, which include the competencies necessary for successful business creation. As a result of the study, a three-cluster model of entrepreneurial competencies was developed based on the critical analysis of the scientific literature. It can be used as a tool to assess the willingness of the younger generation to entrepreneurial activity. As part of an empirical study, a number of qualitative research were conducted by the method of interview. The instruments of developing entrepreneurial competencies and intentions were identified and the factors of students’ intentions to set up their own business implementation were revealed.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ»

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022. Том 14. Выпуск 3 (45) DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99

Экономика труда и социально-трудовые отношения

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Алёшина Анна Борисовна

Ассистент

МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет

(г. Москва, Россия)

Чкония Диана Темуриевна

Бакалавр менеджмента, МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет

(г. Москва, Россия)

Аннотация

В стремительно меняющихся условиях внешней среды необходимость развития предпринимательского мышления у молодого населения приобретает особую актуальность. Цель настоящего исследования заключается в выявлении факторов реализации предпринимательских намерений студентов. Принимая решение о выборе предпринимательской карьеры, студент оценивает наличие у себя трех типов предпринимательского капитала, в число которых входят компетенции, необходимые для успешного создания собственного бизнеса. В результате исследования на основе критического анализа научной литературы была разработана трехкластерная модель предпринимательских компетенций, которая может быть использована как инструмент оценки готовности молодого поколения к предпринимательской деятельности. В рамках эмпирической части работы проведен ряд качественных исследований с помощью метода интервью, в результате которых определены инструменты развития предпринимательских компетенций и намерений студентов в процессе обучения и выявлены факторы реализации намерений по созданию собственного бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, предпринимательские намерения, студенческое предпринимательство, карьера, рынок труда.

JEL коды: O15, J23, J24.

Для цитирования: Алёшина А.Б., Чкония Д.Т. Факторы реализации предпринимательских намерений студентов // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2022. Том 14. Выпуск 3. С. 81-99. DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99

Алёшина А.Б., e-mail: aleshinaab@gmail.com Чкония Д.Т., e-mail: chkoni77an@maü.ru

Введение

Предпринимательская деятельность выступает в качестве источника экономического роста, поэтому ее стимулирование играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития (Широкова и др., 2018). В силу того, что формирование отношения к предпринимательству как карьерной траектории, возникновение предпринимательских намерений и их преобразование в конкретные действия по основанию собственного бизнеса часто осуществляются в период обучения в высшем учебном заведении (Shirokova, Osiyev-skyy, Bogatyreva, 2016), важным аспектом изучения предпринимательства является определение факторов реализации предпринимательских намерений студентами и роли вуза в данном процессе.

Исследования свидетельствуют о том, что российским студентам свойственно откладывание предпринимательских намерений. Так, по данным международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» («University Entrepreneurial Spirit Students' Survey»), лишь 9% респондентов хотели бы начать карьеру предпринимателя сразу после окончания учебы в вузе. В долгосрочной перспективе планы российских студентов существенно меняются: около 50% видят себя в качестве предпринимателей (Широкова и

др., 2018).

Предпринимательские намерения выступают в качестве ключевого этапа предпринимательского процесса и определяют готовность студентов к открытию собственного бизнеса (Богатырева, Широкова, 2017b). Выбор предпринимательской карьеры студентами может быть обусловлен как личными убеждениями, так и влиянием внешней среды. В качестве одного из основных факторов формирования предпринимательских намерений выступает оценка студентом осуществимости предпринимательского поведения, в том числе с точки зрения наличия у него достаточного уровня предпринимательских компетенций для создания собственного бизнеса. В последнее время в научном сообществе активно обсуждается важность формирования предпринимательских компетенций у молодого населения (см., например, EntreComp..., 2019). Экономика и общество нуждаются в креативных и инициативных выпускниках, склонных к предпринимательской активности. Высшие учебные заведения в этой связи призваны обеспечить рынок труда специалистами, обладающими профессиональными и личностными качествами, необходимыми для построения успешной деловой карьеры, в том числе и в сфере предпринимательства.

Модель предпринимательских компетенций

В настоящее время существует множество определений понятия «компетенция». В основном это версии двух тем, первая из которых связана с описанием рабочих задач или результатов деятельности, а вторая - описанием поведения (Уиддет, Холлифорд, 2008, c. 228). Первый вариант берет свое начало от национальных систем обучения, в рамках которых под компетенцией подразумевается «способность действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации» (Edmonds, 2007, p. 206). Второй же - определяет компетенцию как основную характеристику личности, как набор поведенческих индикаторов, обладая которыми человек добивается успехов в работе. Последнее определение дополняется такими личностными параметрами, как мотивы, способности, черты, самооценка, социальная роль человека (Boyatsiz, 1982).

Возможность измерения и развития компетенций зависит от их типа. Исследователи Лайл М. Спенсер-мл. (Lyle M. Spencer, JR.) и Сайн М. Спенсер (Signe M.Spencer) в научном труде «Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы» («Competence at work. Models for Superior Performance») отмечают, что поверхностные компетенции, такие как знания и навыки, проще всего поддаются внешнему анализу и их легче развивать, например, при помощи тренингов, а глубинные компетенции - мотивы и свойства, составляющие базу личности, сложнее поддаются внешнему воздействию, соответственно, их труднее всего измерить и развить. Что касается выделяемой авторами «Я-концепции» (установки и ценности), данные компетенции находятся посередине. Их возможно изменить с помощью тренингов, психотерапии, упражнений для позитивного развития, однако это требует больше временных затрат и усилий. Важным выводом для настоящего исследования является то, что компетенции можно измерять и им можно научить, а проведение соответствующих мероприятий для оценки и развития компетенций, как показывает практика, приводит к благоприятной отдаче от инвестиций (Спенсер, Спенсер, 2005).

На сегодня существует множество подходов к классификации предпринимательских компетенций. Постоянные изменения во внешней среде обусловливают появление новых требований к предпринимателям: для современного бизнеса ценны не столько профессиональные знания и навыки предпринимателя, сколько компетенции, связанные с построением деловых взаимоотношений, инициативностью и проявлением гибкости в стремительно изменяющихся условиях (Пеша, Шавровская, Каха, 2022). Данный раздел статьи направлен на систематизацию эмпирических и теоретических исследований в этой сфере и построение модели предпринимательских компетенций.

Одно из первых масштабных исследований, посвященных изучению и оценке предпринимательских компетенций, было проведено в 1983 г. и профинансировано Агентством международного развития США (United States Agency for International Development, USAID). Исследование носило кросс-культурный характер и было нацелено на определение компетенций, прогнозирующих успешное создание бизнеса (Спенсер, Спенсер, 2005). В рамках исследования проводились интервью с лучшими и средними предпринимателями в различных сферах деятельности. В результате учеными была сформирована общая модель предпринимательских компетенций, включающая в себя семь основных кластеров. Существенные различия, отличающие лучших предпринимателей от средних, были получены для следующих групп компетенций: инициатива, способность видеть и использовать возможность, упорство, забота о высоком качестве работы (кластер «Достижение»); уверенность в себе (кластер «Личностная зрелость); контроль (кластер «Директивность и контроль»); признание важности деловых взаимоотношений (кластер «Ориентация на других»). Исследование также показало, что биографические и демографические характеристики личности не отличают лучших специалистов в области предпринимательства от средних - предпринимательство является карьерой «равных возможностей» ^пенсер, Спенсер, 2005, c. 230). Другие исследователи Томас В.Ю. Ман (Thomas W.Y. Man), Т. Лау (T. Lau) и К.Ф. Чан (K.F. Chan) предлагают собственную классификацию, включающую в себя шесть категорий: компетенции возможности (видение и расширение возможностей), социальные компетенции (убеждение, построение доверительных отношений, навыки межличностного общения), концептуальные компетенции (навыки принятия решений, готовность идти на риск, инновационность), организационные компетенции (построение команды, контроль результатов работы, руководство сотрудниками и их обучение),

стратегические компетенции (определение, оценка и реализация стратегии бизнеса) и «компетенции приверженности» (настойчивость, инициативность, приверженность задачам) (Man et al., 2002). Профессор предпринимательства М. Моррис (M. Morris) и его коллеги, используя метод генерирования идей путем достижения консенсуса между людьми, считающимися экспертами в интересующей области, выделили 13 предпринимательских компетенций. В исследовании принимали участие двадцать успешных предпринимателей и двадцать лучших преподавателей предпринимательства. Итоговый набор предпринимательских компетенций во многом соответствует более ранним исследованиям. В сравнении с предыдущими работами выделяется творческое решение проблем, проявление гибкости и устойчивости как способности справляться со стрессом и трудностями (Morris et al., 2013).

В отчете «Организации экономического сотрудничества и развития» (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), подготовленном М. Лакеусом (M. Lackeus), предпринимательские компетенции подразделяются на две группы: когнитивные, основанные в основном на интеллектуальных способностях человека и легче поддающиеся обучению и оценке, и некогнитивные компетенции, такие как упорство и настойчивость, проактивность, креативность, готовность к неопределенности и пр. Автор указывает на существенное влияние некогнитивных компетенций на академическую успеваемость студента и будущие результаты при выходе на рынок труда (Lackeus, 2015, р. 45). Наиболее подробное описание поведенческих индикаторов предлагает разработанная Европейской комиссией «Рамка предпринимательских компетенций» («Entrepreneurship Competence Framework»), которая может выступать в качестве основы для обучения молодого населения предпринимательству (EntreComp, 2019). Предложенная классификация состоит из трех сфер - «трансформация в действие», «ресурсы», «идеи и возможности», каждая из которых включает в себя по пять предпринимательских компетенций. Особенно выделяется в рамках последней сферы «этическое мышление», которое подразумевает под собой ответственность перед окружающим миром и предварительную оценку последствий реализации тех или иных инновационных идей на общество и окружающую среду (EntreComp..., 2019). Наиболее актуальным исследованием в области изучения предпринимательских компетенций является работа А. Титтель (A. Tittel) и О. Терзидис (O. Terzidis) «Entrepreneurial competences revised: developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences» (Tittel, Terzidis, 2020). Авторы выделяют три основные категории предпринимательских компетенций: личностные, профессиональные и социальные компетенции. При этом профессиональные компетенции подразделяются на три группы: возможность (генерирование идей, видение возможностей, отслеживание изменений во внешней среде и т. д.), организация (координирование, делегирование задач, развитие команды, развитие организационной культуры и т. д.), стратегия и управление (администрирование, разработка маркетинговой стратегии, разработка инновационных товаров и услуг, управление человеческими ресурсами, планирование, видение общей картины и т. д.) (Tittel, Terzidis, 2020, p. 29).

Анализ эмпирических и теоретических исследований по данной теме позволяет составить общий список основных предпринимательских компетенций и распределить их по соответствующим категориям (см. табл. 1).

Таблица 1.

Общая классификация предпринимательских компетенций1

Компетенция Содержание компетенции

Видение и использование возможностей Распознавание возможностей для реализации инновационных идей, мониторинг окружающей среды для выявления закономерностей изменений

Влияние Построение деловых взаимоотношений, навыки убеждения, умение договариваться, расширение социальных связей, лидерство, навыки презентации

Планирование Предвидение препятствий, оценка альтернативных вариантов будущего, применение логического и систематического подхода к действиям

Инновационность Принятие инновационных решений или генерирование новаторских идей, создающих ценность для других; творческий, нестандартный подход к решению проблем

Готовность к риску Осуществление действий, снижающих вероятность наступления рисков; адаптация к непредвиденным изменениям

Контроль Личный контроль всего процесса разработки и реализации идеи; разработка и использование процедур, гарантирующих выполнение работы

Настойчивость Осуществление повторных или других действий для преодоления препятствий; проявление гибкости в стремительно изменяющихся условиях, не отказываясь от цели; стойкость перед внешним давлением, неопределенностью или неудачами

Инициативность Склонность к действию, принятие вызовов

Уверенность в себе Выражение уверенности в собственных способностях, отстаивание твердой уверенности в своих идеях

Ответственность Оценка последствий реализации идей для общества и окружающей среды, забота о высоком качестве работы

Ресурсы Управление финансовыми ресурсами, управление человеческими ресурсами (построение команды, обучение сотрудников), поиск и анализ информации

На основе проведенного критического анализа научной литературы построена модель предпринимательских компетенций (см. рис. 1). Модель состоит из кластеров - набора связанных между собой компетенций. Родственные компетенции объединены в группы. Всего выделено три кластера, шесть групп и пятнадцать компетенций. Такой объем считается оптимальным, поскольку, как показывает практика, в излишне подробных моделях сложнее уловить различия между отдельными группами компетенций, в связи с чем такие модели трудно применимы (Уиддет, Холлифорд, 2008). Помимо этого, на основе изученной литературы (Спенсер, Спенсер, 2005) составлен список из тридцати поведенческих индикаторов (см. Приложение 1).

1 Источник: разработано авторами на основе (Man et al., 2002; Спенсер, Спенсер, 2005; Mitchelmore, Rowley, 2010; Bonnstetter, 2012; Morris et al., 2013; Lackeus, 2015; EntreComp, 2019; Tittel, Terzidis, 2020).

Рисунок 1. Модель предпринимательских компетенций2

Предпринимательство предполагает постоянное взаимодействие с людьми из разных сфер, поэтому нельзя не выделить компетенции, связанные с оказанием влияния. Предприниматель должен уметь убеждать и заручаться поддержкой для продвижения собственных инновационный идей, а также выстраивать долгосрочные доверительные отношения с партнерами, инвесторами, клиентами с помощью компетенций межличностного понимания и развития деловых контактов. Помимо этого, предпринимательская деятельность тесно связана со стратегическим планированием, которое предполагает применение аналитического и системного мышлений, поиск и анализ информации, ответственность за принимаемые решения, а также оценку и контроль полученных результатов. Великий классик менеджмента П. Друкер (P. Drucker) указывает на то, что стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с «будущностью сегодняшних решений» (Друкер, Макьярелло, 2010, с. 198) и определяет стратегическое планирование в качестве непрерывного процесса принятия предпринимательских решений, предполагающих высокие риски, «с максимальным пониманием их вероятного будущего» (Друкер, Макьярелло, 2010, с. 199). Наконец, предпринимательская деятельность связана с созданием нового. Предприниматели отличаются способностью видеть и использовать возможности и применять инновационное, новаторское мышление, которое предполагает широкий взгляд на привычные вещи и рассмотрение проблем с необычных точек зрения. Кроме того, предпринимателю свойственны проявление инициативы, настойчивости и уверенности в себе и своих идеях. Значимость каждой компетенции может варьироваться в зависимости от внутренних и внешних условий бизнес-среды: в одних обстоятельствах на первый план будет выходить склонность к риску, в других - умение заручаться поддержкой.

Важным для раскрытия темы представляется определение места предпринимательских компетенций в процессе формирования предпринимательских намерений студентов, чему и будет посвящен следующий раздел данной статьи.

2 Составлено авторами.

Предпринимательские намерения

Значимую роль в исследовании факторов, благоприятно влияющих на формирование и развитие предпринимательских компетенций у студентов, играет изучение их готовности к открытию собственного дела, другими словами - предпринимательских намерений, которые считаются начальным этапом предпринимательского процесса и предоставляют возможность спрогнозировать предпринимательское поведение человека (Широкова, Беляева, 2015). Среди отечественных ученых, проводивших исследования в данном направлении, можно выделить следующие работы: факторы формирования предпринимательских намерений выявлены Е.А. Александровой, О.Р. Верховской (Александрова, Верховская, 2015), эмпирическая оценка воздействия факторов и определение роли образования в данном процессе проанализированы И.Н. Шафранской (Шафранская, 2019), роль внешних факторов в процессе формирования предпринимательских намерений студентов изучена в кросс-культурном исследовании Т.В. Беляевой, А.К. Ласковой, Г.В. Широковой (Беляева, Ласковая, Широкова, 2016), изучению «разрыва» между предпринимательскими намерениями и действиями посвящена статья К.А. Богатыревой, Г.В. Широковой (Богатырева, Широкова, 2017a, 2017b).

Одним из ведущих мировых проектов в области предпринимательства считается «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), отдельный раздел ежегодного национального отчета которого посвящен сравнительной оценке предпринимательских намерений респондентов из разных стран. По данным исследования, уровень предпринимательских намерений в России в 2020 г. снизился и составил 11% в сравнении с 14% в 2019 г. На таком же уровне в рейтинге 2020 г. находятся Швеция (10,6%), Германия (12,6%), Греция (12,6%). Чаще всего о намерении открыть собственный бизнес заявляли респонденты, принадлежащие к возрастной группе от 25 до 34 лет (Верховская и др., 2021, с. 3032).

Изучению отношения студентов к карьере предпринимателя, а также факторов, влияющих на развитие предпринимательских намерений у российских студентов посвящено «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» («University Entrepreneurial Spirit Students' Survey»), результаты последних отчетов которого приводят к выявлению следующих тенденций:

• 74% студентов предпочитают работать в качестве наемных сотрудников сразу после окончания учебы в ВУЗе, 9% хотели бы начать карьеру предпринимателя;

• почти половина студентов намеревается стать предпринимателями через пять лет после окончания обучения (показатель превышает данные по международной выборке больше, чем на 15%);

• 30% студентов являются потенциальными предпринимателями, т. е. пытаются открыть собственное дело, а почти 7% студентов являются активными предпринимателями;

• начать карьеру предпринимателя сразу после окончания учебы предпочитают в большей степени мужчины (13%), чем женщины (7%); а данные о желании начать карьеру предпринимателя спустя пять лет отражают сокращение разрыва (54% мужчин, 49% женщин);

• сравнивая с международной выборкой, карьера предпринимателя рассматривается студентами в России более положительно (Широкова и др., 2018).

В научной литературе существует множество классических теорий и моделей, раскрывающих факторы формирования намерений, наиболее известной из которых является теория

запланированного поведения («Theory of planned behavior») (Ajzen, 1991). Эта теория запланированного поведения («Theory of planned behavior»), предложенная профессором психологии И. Айзеном, указывает на то, что намерения индивида возникают под влиянием трех групп факторов: индивидуальное отношение индивида к поведению («attitude toward the behavior»); субъективные нормы («subjective norm») - другими словами, ожидаемая реакция окружающих на реализацию задуманного поведения; и воспринимаемый поведенческий контроль («perceived behavioral control») - убеждения относительно наличия необходимых ресурсов для осуществления заданного поведения (Ajzen, 1991, p. 188).

Процесс формирования предпринимательских намерений можно представить следующим образом (см. рис. 2). Во-первых, предпринимательские намерения основываются на личных убеждениях человека (внутренние факторы). В данном случае речь идет об индивидуальном отношении к предпринимательству и представлению относительно возможности осуществления предпринимательского поведения. Во-вторых, на намерения воздействует факторы, связанные с внешним окружением: социальное одобрение, предпринимательская среда в университете, а также влияние семьи (внешние факторы). Основная роль внешних факторов в данном процессе заключается в формировании предпринимательского капитала (Burt, 1995; Широкова, Цуканова, Богатырева, 2015a), который, в свою очередь, определяет оценку осуществимости и наличие которого усиливает намерения студентов в отношении выбора предпринимательской карьеры.

Рисунок 2. Процесс формирования предпринимательских намерений3 1.1. Внутренние факторы

Индивидуальное отношение. Личное отношение студента к открытию собственного бизнеса определяется привлекательностью для него карьеры предпринимателя и пониманием преимуществ данного вида деятельности. Наличие среди родственников и друзей успешных предпринимателей повышает уровень предпринимательских намерений, поскольку в процессе общения со знакомыми предпринимателями студент узнает больше о возможностях, которые открывает предпринимательская карьера, а также о трудностях, «подводных камнях», которые

3 Составлено авторами на основе (Ajzen, 1991; Burt, 1995; Широкова, Цуканова, Богатырева, 2015).

могут подстерегать начинающего предпринимателя (Верховская и др., 2021, с. 25). Выбор предпринимательской карьеры может быть обусловлен карьерными предпочтениями студентов. Так, например, профессор бизнес-школы Норвегии Л. Колверейд (L. Kolvereid) проводил исследование c помощью метода анкетирования для выявления причин выбора предпринимательства как карьерного пути. Результаты показали, что факторами выбора предпринимательской карьеры являются самореализация, независимость, экономические возможности, вовлеченность в рабочий процесс и авторитет. В то время как причинами выбора организационной занятости - стабильность, рабочая нагрузка, социальное окружение, избегание ответственности и построение карьеры (Kolvereid, 1996; Широкова, Беляева, 2015).

Оценка осуществимости. Принимая решение о предпринимательской карьере, студент предварительно оценивает свои возможности. Чем выше уровень финансового и социального капитала, которым обладает студент, тем более возможным для него представляется осуществление предпринимательского поведения. Социальный капитал связан с вовлеченностью в сеть контактов с людьми, которые обладают предпринимательским опытом или намереваются открыть собственное дело; финансовый капитал предполагает получение доступа к финансовым ресурсам, т. е. денежным средствам, которые требуются на начальном этапе создания бизнеса (Burt, 1995; Широкова, Цуканова, Богатырева, 2015a). Другой важный фактор формирования намерений связан с самостоятельной оценкой студентом уровня развития предпринимательских компетенций, поскольку предпочтительнее для него будет выбор карьеры для осуществления деятельности, в рамках которой он обладает необходимыми компетенциями (Александрова, Верховская, 2015).

1.2. Внешние факторы

Социальное одобрение. Исследования показывают, что на формирование намерений индивида воздействует социальное одобрение выбора предпринимательской карьеры. Чем выше ожидания студента относительно положительной реакции со стороны окружающих, тем выше вероятность реализации запланированных действий (Ajzen, 1991; Широкова, Цуканова, Богатырева, 2015b). Влияние на отношение к предпринимательству может оказывать не только близкое окружение, но и общество в целом. Речь идет в первую очередь о престижности карьеры в обществе, внимании в средствах массовой информации (СМИ) через активную PR-поддержку и освещение историй создания крупнейших российских компаний и стартапов (Алябьев и др., 2018). Если в обществе превалирует мнение о том, что предпринимательство - успешный карьерный выбор, то у студента с большей вероятностью сформируется положительное отношение к предпринимательской карьере (Александрова, Верховская, 2015). Согласно данным Глобального мониторинга предпринимательства в 2020 г., по мнению 72,5% респондентов, статус предпринимателя в обществе воспринимается как высокий. Результаты опроса свидетельствуют о том, что 61% россиян считают, что СМИ часто освещают примеры успешного создания бизнеса с нуля. При этом те респонденты, которые положительно ответили на вопрос, связанный с освещением информации об успешных предпринимателях в СМИ, в три раза выше определяют престижность предпринимательской карьеры и статус предпринимателя (Верховская и др., 2021, с. 20, 24).

Университетская среда. Поскольку студенты большую часть своего времени проводят в университете, значительное влияние на формирование у них предпринимательских намерений оказывает университетская среда. В данном случае речь идет, во-первых, о формировании предпринимательских компетенций через включение в учебный план обязательных дисциплин по предпринимательству и организацию дополнительных образовательных инициатив.

Подобные мероприятия также способствуют расширению деловых контактов и развитию социального капитала. Помимо этого, вуз может выступать в качестве источника финансовой поддержки через предоставление грантов на реализацию студенческих бизнес-проектов или помощь в поисках инвесторов. Принимая решение о выборе карьеры предпринимателя, студент учитывает имеющиеся в его распоряжении ресурсы, в том числе человеческие, социальные и финансовые. Следовательно, можно утверждать, что фактор «университетская среда» воздействует на оценку студентов возможности осуществления предпринимательского поведения.

Семья. На индивидуальное отношение к предпринимательству и оценку студентом осуществимости предпринимательского поведения оказывает влияние семья. Ключевую роль играет наличие семейного бизнеса, которое может предопределить карьерную траекторию студента, поскольку студенты из предпринимательских семей перенимают ролевую модель своих родителей (Богатырева, Широкова, 2017b) и более положительно относятся к предпринимательской карьере. В некоторых случаях они рассматриваются в качестве преемников семейного бизнеса. Родители-предприниматели предоставляют социальный капитал в виде доступа к сети контактов с поставщиками, инвесторами и клиентами, а также могут служить источником финансового капитала (Shirokova, Osiyevskyy, Bogatyreva, 2016). Представляется, что именно наличие семейного бизнеса может являться ключевым фактором при переходе от предпринимательских намерений к действиям по созданию собственного бизнеса, на наличие которого сложно повлиять.

Факторы реализации предпринимательских намерений студентов

Эмпирическая часть работы состоит из качественных исследований (авторами был разработан список вопросов для двух типов структурированных интервью, которые проводились в апреле 2022 г. (см. Приложение 2)), первый этап которых заключается в проведении экспертных интервью с руководителями центров предпринимательства в российских вузах с целью выявления инструментов формирования и развития предпринимательских компетенций и намерений студентов в процессе обучения. Отдельное внимание уделялось вопросу откладывания студентами своих предпринимательских намерений и возможным мерам со стороны вуза по сокращению данного «разрыва» между намерениями и действиями (Богатырева, Широкова, 2017a) по созданию собственного бизнеса.

В первую очередь стимулированию перехода от намерений к действиям способствуют образовательные программы по основам предпринимательства в рамках учебного плана4. Наиболее эффективным для формирования и развития у студентов предпринимательских компетенций, по мнению экспертов, является проектно-ориентированное обучение (project-based learning), поскольку в рамках работы над практическими проектами оттачивается весь комплекс предпринимательских навыков. Такие проектные инициативы могут быть организованы в сотрудничестве с крупными компаниями. Важно то, что при проектно-ориентированном обучении фокус ответственности сразу смещается с человека, который преподает, на человека, который учится. Помимо этого, важны самостоятельные задания, которые связаны с полевыми исследованиями (дизайн-мышление, создание прототипов для бизнес-идеи, организация точек

4 Здесь и далее приводятся результаты проведенных интервью.

продаж, проведение тестовых продаж и пр.), поскольку выполнение подобных заданий позволяет перенести теоретические знания в практическую деятельность. Кроме того, у студентов появляется возможность получения обратной связи от потенциальных клиентов.

Благоприятная предпринимательская атмосфера в вузе осуществляется через организацию площадок для знакомства и общения студентов разных специальностей, которое в дальнейшем может привести к созданию инновационных проектов; через организацию специальных площадок для развития данных проектов, например, коворкинга, бизнес-инкубатора, технопарка и применение системы менторства, объединяющей выпускников-предпринимателей и студентов с предпринимательскими намерениями. Возможно также и проведение внутренних конкурсов бизнес-проектов с последующей поддержкой со стороны вуза. Известно, что на стадии тестирования бизнес-идеи появляется необходимость в финансовых средствах. В данном случае может применяться система микрогрантов, благодаря которой студенты уже во время обучения могут приобрести опыт создания и тестирования собственной бизнес-идеи и в дальнейшем либо перейти в другую сферу, либо развивать это же направление. Важную роль играют постоянное информирование студентов о внешних мероприятиях, на которых возможно найти инвесторов, навигационная поддержка в участии в городских и федеральных программах поддержки предпринимателей, помощь с юридическими вопросами открытия бизнеса и т. д.

В рамках второго этапа качественных исследований проводились интервью с выпускниками- и студентами-предпринимателями с целью выявления факторов перехода от предпринимательских намерений к созданию собственного бизнеса и определению роли вуза в данном процессе. В качестве респондентов выступили 5 выпускников-предпринимателей, которые закончили обучение в вузе в 2016, 2020, 2021 гг., и 5 студентов-предпринимателей, которые заканчивают обучение в текущем 2022 г. Результаты интервью показали, что основополагающим фактором в данном процессе, по мнению респондентов, выступает влияние семьи - она закладывает основы. В основном речь идет об экспертной поддержке (обмен знаниями и опытом), финансовой поддержке и предоставлении социального капитала. Влияние вуза на реализацию предпринимательских намерений студентами и выпускниками выражается в развитии предпринимательских компетенций. Наиболее эффективными форматами обучения как по мнению экспертов, так и выпускников- и студентов-предпринимателей, являются формы активного обучения: метод анализа кейсов и проектные задания в команде. На факультете наблюдается благоприятная предпринимательская среда для построения долгосрочных деловых контактов. Учебные курсы в сфере предпринимательства позволяют получить системные знания о ведении бизнеса, например, о правовой среде бизнеса, благодаря чему респонденты, столкнувшись с этими вопросами на практике, чувствовали себя более уверенно. Если говорить о дополнительных образовательных инициативах, наибольшей популярностью пользуются лекции и мастер-классы с приглашенными предпринимателями, поскольку они способствуют формированию представления о предпринимательском мышлении. В процессе интервью респонденты высказывали пожелания относительно согласования приглашенных предпринимателей со студентами, привлечения преподавателей-практиков в сфере предпринимательства и организации в рамках обязательных учебных курсов проектов под руководством кураторов из крупных корпораций.

Заключение

Важным аспектом изучения молодежного предпринимательства является определение факторов, способствующих формированию предпринимательских намерений у студентов. Принимая решение о выборе предпринимательской карьеры, студент оценивает наличие у себя трех типов капитала, в число которых входят предпринимательские компетенции. Следовательно, чем выше студент оценивает уровень собственных компетенций, необходимых для создания бизнеса, тем выше вероятность осуществления им предпринимательского поведения. На основе критического анализа классических и современных исследований в области изучения предпринимательских компетенций построена трехкластерная модель, включающая в себя компетенции влияния, стратегического планирования и достижения результатов, и предложены тридцать поведенческих индикаторов, которые в дальнейшем могут выступать в качестве основы для проведения количественного исследования и составления компетентност-ных профилей студентов.

Эмпирическая часть работы включает два этапа качественных исследований. В рамках первого этапа - экспертных интервью - выявлены основные инструменты формирования и развития предпринимательских компетенций и намерений студентов. В результате второго этапа - интервью с выпускниками- и студентами-предпринимателями - сформулированы факторы перехода от намерений к действиям по созданию собственного бизнеса и определена роль вуза в данном процессе.

Список литературы

Алябьев С., Голованов Д., Клинцов В., Кузнецова Е., Рот Э. и др. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста // Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice. 2018. С. 110.

Александрова Е.А., Верховская О.Р. Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ // Российский журнал менеджмента. 2015. № 13. С. 3-28.

Беляева Т.В., Ласковая А.К., Широкова Г.В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры // Российский журнал менеджмента. 2016. № 14. С. 59-86.

Богатырева К.А., Широкова Г.В. Подходы к исследованию «разрыва» между намерениями и действиями в предпринимательстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2017а. Т. 16. № 3. С. 343-363.

Богатырева К.А., Широкова Г.В. От предпринимательских намерений - к созданию бизнеса: опыт российских студентов // Форсайт. 2017b. Т. 11. № 3. С. 25-36: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.25.36.

Друкер П., Макьярелло Дж.А. Менеджмент. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010.

Пеша А.В., Шавровская М.Н., Каха З. Развитие предпринимательских компетенций студентов бакалавриата России и Чехии: гендерный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 101-134.

Спенсер-мл. Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: HIPPO, 2005.

Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: HIPPO, 2008.

Шафранская И.Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23. С. 79-93.

Широкова Г.В., Беляева Т.В. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию // Современная конкуренция. 2015. № 2. С. 5-31.

Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности // Вопросы образования. 2015a. № 3. С. 171-207.

Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2015b. № 3. С. 21-46.

Ajzen I. The Theory of Planned Behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50 (2). P. 179-211: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T.

Boyatsiz R.E. The Competent Manager - a Model for Effective Performance // Management Education and Development. 1982. Vol. 4. P. 144-152.

Burt R.S. Structural Holes. The Social Structure of Competition. Harvard University Press, 1995. P. 324.

Edmonds T. Management Development and the Management Charter Initiative «Competence» Approach to Management Development // Educational & Training Technology International. 2007. Vol. 29. P. 206-215: https://doi.org/10.1080/0954730920290304.

Kolvereid L. Organizational Employment versus Self-Employment: Reasons for Career Choice Intentions // Entrepreneurship Theory and Practice. 1996. Vol. 20. P. 10: https://doi.org/10.1177/104225879602000302.

Lackeus M. Entrepreneurship in Education - What, Why, When, How. OECD. 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Man T.W.Y., Lau T., Chan K.F. The Competitiveness of Small and Medium Enterprises: A Conceptualization with Focus on Entrepreneurial Competencies // Journal of Business Venturing. 2002. Vol. 17. P. 123-142: https://doi.org/10.1016/S0883-9026(00)00058-6.

Shirokova G., Osiyevskyy O., Bogatyreva K. Exploring the Intention-Behavior Link in Student Entrepreneurship: Moderating Effects of Individual and Environmental Characteristics // European Management Journal. 2016. Vol. 34. P. 386-399: https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.12.007.

Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial Competences Revised: Developing a Consolidated and Categorized List of Entrepreneurial Competences // Entrepreneurship Education. 2020. Vol. 3. P. 135: https://doi.org/10.1007/s41959-019-00021-4.

Верховская О.Р., Богатырева К.А., Дорохина М.В., Ласковая А.К., Шмелева Э.В. Глобальный мониторинг предпринимательства // Национальный отчет: URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_12_13_cil_seminar/otchet_2021-red-3.pdf (дата обращения: 25.01.2022).

Широкова Г.В., Богатырева К.А., Беляева Т.В., Ласковая А.К., Карпинская Э.О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов // Национальный отчет. 2018: URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf (дата обращения: 11.03.2022).

EntreComp: The European Entrepreneurship Competence Framework // European Comission. 2019: URL: https://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=1317&langId=en (дата обращения: 20.03.2022).

Exploring the Relevance and Efficacy of the Case Method 100 Years Later // Harvard Business Publishing Education: URL: https://hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/the-centennial-of-the-business-case-part-1 (дата обращения: 17.04.2022).

Алёшина А.Б., Чкония Д.Т. Факторы реализации предпринимательских намерений студентов DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99

Labor Economics and Social-Labor Relations

FACTORS OF STUDENT'S ENTREPRENEURIAL INTENTIONS

IMPLEMENTATION

Anna B. Aleshina

Assistant,

Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics

(Moscow, Russia)

Diana T. Chkoniia

Bachelor of Management, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics

(Moscow, Russia)

Abstract

In a fast-changing external environment the necessity of the development of entrepreneurial mindset among the young population is becoming increasingly relevant. The aim of the study is to identify the factors of students' entrepreneurial intentions implementation. When deciding on the choice of an entrepreneurial career, a student evaluates the presence of three types of entrepreneurial capital, which include the competencies necessary for successful business creation. As a result of the study, a three-cluster model of entrepreneurial competencies was developed based on the critical analysis of the scientific literature. It can be used as a tool to assess the willingness of the younger generation to entrepreneurial activity. As part of an empirical study, a number of qualitative research were conducted by the method of interview. The instruments of developing entrepreneurial competencies and intentions were identified and the factors of students' intentions to set up their own business implementation were revealed.

Keywords: entrepreneurial competencies, entrepreneurial intentions, student entrepreneurship, career, labor market.

JEL: O15, J23, J24.

For citation: Aleshina, A.B., Chkoniia, D.T. Factors of Student's Entrepreneurial Intentions Implementation. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal, vol. 14, no. 3, pp. 81-99. DOI: 10.38050/2078-3809-2022-14-3-81-99.

References

Alyab'ev S., Golovanov D., Klintsov V., Kuznetsova E., Rot E. i dr. Innovatsii v Rossii -neischerpaemyy istochnik rosta [Innovations in Russia: A sustainable source of growth]. Tsentr po razvitiyu innovatsiy McKinsey Innovation Practice [McKinsey Innovation Practice], 2018, P. 110 (In Russian).

Aleksandrova E.A., Verkhovskaya O.R. Predprinimatel'skie namereniya v Rossii: em-piricheskiy analiz [Entrepreneurial intentions in Russia: empirical analysis]. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta [The Russian Management Journal], 2015, № 13, pp. 3-28 (In Russian).

Belyaeva T.V., Laskovaya A.K., Shirokova G.V. Obuchenie predprinimatel'stvu i formiro-vanie predprinimatel'skikh namereniy studentov: rol' natsional'noy kul'tury [Entrepreneurial learning and students' entrepreneurial intentions: the role of national culture]. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta [The Russian Management Journal], 2016, № 14, pp. 59-86 (In Russian).

Bogatyreva K.A., Shirokova G.V. Podkhody k issledovaniyu «razryva» mezhdu namereni-yami i deystviyami v predprinimatel'stve [Approaches to exploring intention-action gap in entrepre-neurship]. Vestnik SPbGU. Menedzhment [Vestnik of Saint Petersburg University. Management], 2017a, Tom 16, № 3, pp. 343-363 (In Russian).

Bogatyreva K.A., Shirokova G.V. Ot predprinimatel'skikh namereniy - k sozdaniyu biznesa: opyt rossiyskikh studentov [From entrepreneurial aspirations to founding a business: the case of Russian students]. Forsayt [Foresight and STI Governance], 2017b, Tom 11, № 3, pp. 25-36 (In Russian) https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.25.36

Druker P., Mak'yarello Dzh.A. Menedzhment [Management]. M.: OOO «I.D. Vil'yams» [Williams Publishing], 2010, pp. 704 (In Russian)

Pesha A.V., Shavrovskaya M.N., Kakha Z. Razvitie predprinimatel'skikh kompetentsiy studentov bakalavriata Rossii i Chekhii: gendernyy aspect [Development of entrepreneurial competencies of Russian and Czech undergraduate students: gender aspect]. Obrazovanie i nauka [The Education and science journal], 2022, Tom 24, № 1, pp. 101-134 (In Russian).

Spenser-ml. Layl M. i Spenser. Sayn M. Kompetentsii na rabote. Modeli maksimal'noy effek-tivnosti raboty [Competence at work. Models for superior performance]. M.: HIPPO [HIPPO], 2005, p. 384 (In Russian).

Uiddet S., Kholliford S. Rukovodstvo po kompetentsiyam [The competencies handbook]. M.: HIPPO [HIPPO], 2008, p. 228 (In Russian).

Shafranskaya I.N. Mozhno li nauchit' predprinimatel'stvu: faktory formirovaniya predprinimatel'skikh namereniy studentov [Can we teach an entrepreneur: factors that form students' entrepreneur intentions]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2019, № 23, pp. 79-93 (In Russian).

Shirokova G.V., Belyaeva T.V. Predprinimatel'skie namereniya studentov: kontseptsiya i os-novnye podkhody k issledovaniyu [Students' entrepreneurial intentions: concept and main research approaches]. Sovremennaya konkurentsiya [Journal of Modern Competition], 2015, № 2, P. 5-31 (In Russian).

Shirokova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. Universitetskaya sreda i predprini-matel'skaya aktivnost' studentov: rol' biznes-opyta i predprinimatel'skoy samoeffektivnosti [University environment and student entrepreneurship: the role of business experience and entrepreneurial self-efficacy]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 2015a, № 3, pp. 171-207 (In Russian).

Shirokova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. Faktory formirovaniya predprinimatel'skikh namereniy rossiyskikh studentov [Antecedents of students' entrepreneurial intentions in Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Menedzhment [Vestnik of Saint Petersburg University. Management], 2015b, № 3, pp. 21-46 (In Russian).

Ajzen I. The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50(2). P. 179-211. https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T

Boyatsiz R.E. The competent manager - a model for effective performance. Management Education and Development. 1982. Vol. 4. pp. 144-152.

Burt R.S. Structural Holes. The Social Structure of Competition. Harvard University Press. 1995. P. 324.

Edmonds T. Management Development and the Management Charter Initiative 'Competence' Approach to Management Development. Educational & Training Technology International. 2007. Vol. 29. Pp. 206-215. https://doi.org/10.1080/0954730920290304

Kolvereid L. Organizational Employment versus Self-Employment: Reasons for Career Choice Intentions. Entrepreneurship Theory and Practice. 1996. Vol. 20. Pp. 10. https://doi.org/10.1177/104225879602000302

Lackeus M. Entrepreneurship in education - What, Why, When, How // OECD. 2015. Pp. 45. Man Thomas W.Y., Lau Theresa, Chan K.F. The competitiveness of small and medium enterprises: A conceptualization with focus on entrepreneurial competencies. Journal of Business Venturing. 2002. Vol. 17. Pp. 123-142. https://doi.org/10.1016/S0883-9026(00)00058-6

Shirokova G., Osiyevskyy O., Bogatyreva K. Exploring the intention-behavior link in student entrepreneurship: Moderating effects of individual and environmental characteristics. European Management Journal. 2016. Vol.34. P. 386-399. https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.12.007

Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial competences revised: developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences. Entrepreneurship Education. 2020. Vol. 3. Pp. 1-35. https://doi .org/10.1007/s41959-019-00021 -4

Verkhovskaya O.R., Bogatyreva K. A., Dorokhina M.V., Laskovaya A.K., Shmeleva E.V. Global'nyy monitoring predprinimatel'stva. Natsional'nyy otchet. [Global Entrepreneurship Monitor. National report], 2021. Available at: https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_12_13_cil_semi-nar/otchet_2021 -red-3.pdf (Accessed: 25.01.2022). (In Russian).

Shirokova G.V., Bogatyreva K.A., Belyaeva T.V., Laskovaya A.K., Karpinskaya E.O. Glob-al'noe issledovanie predprinimatel'skogo dukha studentov // Natsional'nyy otchet. [University Entrepreneurial Spirit Students' Survey. National report], 2018. Available at: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf (Accessed: 11.03.2022). (In Russian).

EntreComp: The European Entrepreneurship Competence Framework // European Comission. 2019. Available at: https://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=1317&langId=en (Accessed: 20.03.2022).

Exploring the Relevance and Efficacy of the Case Method 100 Years Later. Harvard Business Publishing Education. Available at: https://hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/the-centennial-of-the-business-case-part-1 (Accessed: 17.04.2022).

Приложение 1

Таблица 2.

Поведенческие индикаторы предпринимательских компетенций5

Компетенция Поведенческие индикаторы

Умение убеждать Отстаивая свою позицию, предоставляю содержательные аргументы в виде фактов, цифр

Успешно продвигаю свои позиции в споре

Умение заручаться поддержкой Предпринимаю намеренные действия для изменения поведения людей и получения поддержки

Умею заручаться поддержкой других для продвижения собственных идей

Межличностное понимание Внимательно выслушиваю мнение других людей, учитываю их точку зрения

При общении с людьми выявляю их скрытые проблемы, переживания

Развитие деловых контактов Использую любой подходящий случай, событие для расширения социальных связей

Выстраиваю долгосрочные отношения с людьми, которые могут быть полезными для достижения рабочих целей

Видение и использование возможностей Вижу и использую новые возможности для продвижения собственных идей

Новаторство Активно предлагаю новые идеи

Выявляю неочевидные варианты решения задач

Настойчивость и упорство Предпринимаю повторные действия для преодоления препятствий, не сдаюсь после первой неудачи

Довожу начатое дело до конца

Уверенность Выражаю уверенность в своих способностях выполнить поставленные задачи

Ставлю перед собой трудные задачи и стремлюсь к независимости

Инициативность Предпринимаю действия прежде, чем вынудят обстоятельства

Беру на себя дополнительные обязательства для выполнения рабочих задач

Поиск и анализ информации Качественно и полно обрабатываю информацию

Выполняя рабочие задачи, использую несколько различных источников информации

Склонность к риску Выражаю готовность принимать рискованные решения

5 Источник: составлено на основе (Спенсер, Спенсер, 2005)

Компетенция Поведенческие индикаторы

Оценка и контроль Лично контролирую весь процесс работы, перепроверяю все данные

Оцениваю результаты принятых решений путем обратной связи

Ответственность Выполняю договоренности и принятые на себя обязательства

Принимая решения, оцениваю последствия своих действий для других

Системное мышление Систематически разбиваю большое задание на части

Разрабатываю систему действий для разных вариантов событий

Формирую целостное видение ситуации

Аналитическое мышление Предвижу возможные препятствия и заранее продумываю следующий шаг

При принятии решения оцениваю альтернативы

При принятии решений рационально расставляю приоритеты

Алёшина А.Б., Чкония Д.Т. Факторы реализации предпринимательских намерений студентов Приложение 2. Список вопросов для проведения интервью

Вопросы для проведения экспертных интервью

1. Какие компетенции необходимы студентам для успешного осуществления предпринимательской" деятельности?

2. Какие методы обучения являются наиболее эффективными для формирования и развития у студентов предпринимательских компетенций?

3. Какие факторы оказывают влияние на формирование предпринимательских намерений у студентов и какова роль университета в этом процессе?

4. Как ВУЗ может повлиять на сокращение «разрыва» между предпринимательскими намерениями и действиями студентов по созданию бизнеса?

5. Каковы тенденции развития предпринимательского образования в России? Какие новые методы внедряются в практику обучения?

6. Какие образовательные инициативы в сфере предпринимательства пользуются наибольшей" популярностью со стороны студентов?

Вопросы для проведения интервью с выпускниками- и студентами-предпринимателями

1. Расскажите, пожалуйста, о себе. В каком году Вы окончили обучение? По какой специальности?

2. Расскажите про Вашу предпринимательскую деятельность. В какой сфере Вы работаете? Как долго? Это Ваш первый бизнес или до этого были попытки создания бизнеса в другой сфере? Вы начали собственное дело или продолжаете семейный бизнес? С какими трудностями Вы сталкивались при открытии собственного бизнеса?

3. В какой момент Вы приняли решение о том, что хотите связать свою будущую карьеру с предпринимательством? Почему Вы сделали такой выбор?

4. Во время обучения в университете посещали ли Вы какие-либо мероприятия или участвовали в проектах, посвященных предпринимательству? Чему Вы научились? Если не посещали, с чем это было связано? Осуществляли ли Вы попытки открыть собственный бизнес в рамках прохождения этих мероприятий? У вас получилось реализовать Ваши бизнес-идеи? Если нет, на каком этапе останавливались? Приобрели ли Вы новые контакты, которые помогли Вам в дальнейшем развивать собственный" бизнес? Можете ли Вы сказать, что университетская среда определила Ваш предпринимательский путь или влияние оказали другие факторы? Какие?

5. Какие компетенции, по Вашему мнению, необходимы для предпринимателя? Не могли бы Вы привести пример ситуаций, когда последний раз проявляли эти компетенции в работе? Можете ли Вы сказать, что данные компетенции сформировались у Вас в процессе обучения в университете?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.