Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Раиса Николаевна

В статье обозначена важность трансформации действующей системы образования для формирования новой модели поведения человека, быстро адаптирующуюся к изменяющимся условиям. Предложено описание поэтапного развития управленческих компетенций студента в образовательной среде вуза. Такие компетенции помогут качественно выстраивать и реализовывать актуальную образовательную траекторию на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS MANAGEMENT COMPETENCIES IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE

The article outlines the importance of transforming the current education system for the formation of a new human behavior model. It will allow to quickly adapting to changing conditions. A description of the stage-by-stage managerial competencies development in the university educational space is proposed. Such competencies will help to build and implement an actual lifelong learning track.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

УДК 378.1

Литвинова Раиса Николаевна,

МГИМО МИД России, г. Москва, e-mail: raisalitv@mail.ru

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье обозначена важность трансформации действующей системы образования для формирования новой модели поведения человека, быстро адаптирующуюся к изменяющимся условиям. Предложено описание поэтапного развития управленческих компетенций студента в образовательной среде вуза. Такие компетенции помогут качественно выстраивать и реализовывать актуальную образовательную траекторию на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: образовательная среда, профессионально-личностное развитие, управленческие компетенции, самоуправляемое обучение.

Litvinova Raisa Nikolaevna,

MGIMO-University, Moscow e-mail: raisalitv@mail.ru

DEVELOPMENT OF STUDENTS MANAGEMENT COMPETENCIES IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE

The article outlines the importance of transforming the current education system for the formation of a new human behavior model. It will allow to quickly adapting to changing conditions. A description of the stage-by-stage managerial competencies development in the university educational space is proposed. Such competencies will help to build and implement an actual lifelong learning track.

Keywords: educational space, professional and personal development, managerial competencies, self-directed learning.

Вызовы современности требуют немедленного реагирования и реинжиниринга действующих моделей и процессов образовательной сферы. Для обеспечения стратегической целесообразности реализации нового формата обучения необходимо не только выявить текущие тренды общества и экономики в целом, но и выявить прогнозные изменения и

тенденции. С одной стороны, выявленные масштабные вызовы могут создавать угрозы отдельным уже сложившимся системам и устоям; с другой стороны, они открывают новые перспективы и возможности для изменения подходов к принятию решений, обновления способов мышления и коммуникации, пересмотра ключевых концептуальных основ ([1], [7], [10]). Особая роль сферы образования заключается в том, что она должна учитывать современные изменения и в то же время формировать новую модель поведения человека, направленную на стабилизацию социальных, экологических, политических и экономических процессов.

Исследования в этой области проводятся на протяжении длительного времени. Итогом одной из таких работ является доклад Global Education Futures о будущем образовании в сложном обществе ХХ1 века, который был представлен международными лидерами в сфере образования [3]. Авторы обращают внимание на необходимости создания условий для нового образования, которые помимо радикальных технологических инноваций должны быть обеспечены серьезными трансформациями личных, межличностных и системных аспектов образовательных систем.

С точки зрения изменения парадигмы личностных ориентиров обучающегося, особую значимость приобретает персональная настроенность самого студента на получение образовательных результатов, его осознанное понимание необходимости постоянного непрерывного освоения новых знаний и практического опыта, наличие стратегии профессионального развития, хорошо развитые навыки самоорганизации, мотивации и самоконтроля. В связи с этим образовательная среда вузов должна способствовать реализации принципов самоуправляемого обучения как для совершенствования и повышения результативности навыков обучения студентов, так и для формирования способности будущих профессионалов к обучению в течение всей жизни после получения диплома [2]. Умение создать и

реализовать программу профессионально-личностного гармоничного развития студента в период обучения в вузе позволит сформировать уверенные навыки решения задач в образовательном, профессиональном, социальном и личном пространствах на протяжении всей жизни. Проблема формирования модели самоуправляемого студента требует особого внимания с точки зрения педагогической теории и практики. Эффективно реализуя новые форматы обучения, обеспечивая действенную дидактическую поддержку, формируя активную образовательную среду вузы смогут готовить выпускника, который удовлетворяет текущим и прогнозным потребностям профессионального рынка. На рынке труда специалистов управленческого профиля традиционно востребованы те, кто имеет практически ориентированную психологическую подготовку ([5], [6], [8] [9]).

Основной психолого-педагогической задачей вузов для формирования новой модели обучающегося является создание методик, которые научат:

- определять действительные личные интересы персонального и профессионального развития и разрабатывать соответствующие цели;

- прогнозировать, изыскивать, привлекать ресурсы (в том числе образовательные) по мере необходимости;

- получить опыт и рефлексию по проживанию различных ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде (социальная и коммерческая проектная деятельность, например, [4], деловые игры, взаимодействие с потенциальными работодателями);

- развивать стремление к реализации творческого мышления и поиску нестандартных решений задач;

- сформировать и улучшить персональную систему целенаправленного повышения качества и результативности ключевых аспектов своей жизни.

В качестве положительного опыта решения подобных задач можно представить практические результаты активного внедрения в образовательный процесс дополнительных мероприятий, направленных на создание комфортных условий для выработки практических социальных, профессиональных и управленческих навыков студентов Севастопольского государственного университета. Для повышения уровня личной мотивации и ответственности студентов за результаты обучения, обеспечения целенаправленного развития, самоидентификации в профессиональной деятельности образовательная среда вуза предлагает соответствующие локации, активности, мероприятия, события, сообщества. Для поэтапного формирования и принятия концепции самоуправляемого обучения студентам предлагается освоить следующие уровни.

1. Персональный уровень управления, который предполагает развитие компетенций в области самоменеджмента. Для этого необходимо освоить технологии личностного развития, методики самоанализа, основы целеполагания, техники тайм-менеджмента, инструменты планирования самоорганизации и самоконтроля. Такая дисциплина предлагается студентам всех специальностей в рамках основной образовательной программы. В итоге обучающийся разрабатывает программу личностного развития на весь период обучения, анализирует необходимые ресурсы для её реализации и открывает возможности имеющейся образовательной среды для достижения своих целей.

2. Уровень сотрудничества (командный), на котором необходимо научиться управлять процессами своей деятельности во взаимосвязи с другими представителями образовательного процесса (студентами, преподавателями, наставниками и т.п.). Для этого на протяжении всего образовательного трека предоставляется возможность участвовать в проектах различной направленности, реализуя предлагаемые роли

исполнителей. Обучающийся получает ценный опыт командной работы, формирует личные модели поведения для обеспечения результативной коллективной работы.

3. Уровень управления командами, когда на основании опыта управления группой исполнителей формируются практические навыки организации совместной работы, оттачиваются инструменты контроля, осваиваются лидерские компетенции. Студентам предлагается инициировать и возглавить проекты, мероприятия, предполагающие участие более двух членов команды с обязательным тьюторским и наставническим сопровождением, чтобы обеспечить психологическую, экспертную, организационную поддержку для сокращения рисков невыполнения взятых обязательств и повышения вероятности успешной реализации поставленных задач.

В таблице 1 представлены примеры мероприятий и событий, которые были реализованы в образовательной среде СевГУ в течение 2018-2021 г.г. для усиления практической подготовки студентов-менеджеров и развития их управленческих компетенций.

Таблица 1. Мероприятия по формированию управленческих навыков

различных уровней у студентов-менеджеров

Персональный уровень управления Уровень сотрудничества Уровень управления командами

• Самопрезентация программы личностного развития • Дискуссионные площадки • Бизнес-игры • Конкурсы, соревнования, олимпиады • Бизнес-чтения • Участие в бизнес-мероприятиях как • Бизнес-полигон в роли участника • Летние школы, как участник, волонтер • Социальные и коммерческие командные проекты, как участники • Участие в бизнес-мероприятиях университета и города как волонтер • Бизнес-полигон в роли организатора, наставника • Летние школы, как организатор • Социальные и коммерческие командные проекты, как инициатор, наставник • Участие в бизнес-мероприятиях как

слушатель

• Самообразование

• Личный

предпринимательский опыт, опыт трудовой деятельности

• Помощь в обучении студентов младших курсов, профориентации школьников в сфере предпринимательских знаний

организатор или ассистент координатора • Взаимодействие с индустриальными партнерами как инициаторы проектов

Предложенный многоуровневый поэтапный подход позволил повысить вовлеченность студентов в образовательный процесс, улучшить результативность проектной деятельности студентов, а также положительно отразился на академических результатах студентов.

Развитие управленческих компетенций студентов в образовательной среде вуза поможет обеспечить переход к концепции самоуправляемого обучения и позволит выстраивать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию личностного и профессионального развития на протяжении всей жизни с учетом постоянно изменяющихся условий среды.

Список литературы

1. Десяткина М.В., Махмутова Е.Н. Психология и этика делового общения в управленческой деятельности. Учебное пособие. 2-е изд. Уфа: РИО БАГСУ, 2003. 100 с.

2. Кудрявцева М. В. Теоретические основы самоуправляемого обучения в современной педагогической науке и практике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т.4. №4. С. 1519.

3. Лукша П. О., Кубиста Дж., Ласло А., Попович М., Ниненко И. С. Образование для сложного общества. Образовательные экосистемы для общественной трансформации // Доклад Global Education Futures. М., 2018. 212 с.

4. Марушина М.К., Ибрагимова И.Р. Метод проектов: особенности и цели применения в корпоративном обучении руководителей // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 92-99.

5. Махмутова Е.Н., Щербаков С.В., Изиляева Л.О. Психологическое и социологическое обеспечение проблем современного управления // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. № 5 (85). С. 86-88.

6. Махмутова Е.Н. Ценностные ориентации менеджеров внешнеэкономической деятельности //Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 11 апреля 2018 г. / отв. ред. Сурат И.Л. М.: Изд-во СГУ, 2018. С. 543545.

7. Махмутова Е.Н., Данилова А.М., Соломенкова М.И. Психологические составляющие подготовки специалистов в условиях развития цифровой экономики в России // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы международной научной конференции. СПб: СПбГУ, 2019. С. 335-336.

8. Применение психологических знаний в практике управления: материалы научно-практической конференции. Выпуск 1. Уфа: РИО БАГСУ, 1997. 113 с.

9. Управление персоналом в системе государственной службы и коммерческих организациях: материалы научно-практической конференции. Уфа: Изд-во «Диалог», 2002. 141 с.

10.Чуганская А.А. Интеракции в общении: проблема теоретических подходов к анализу виртуального взаимодействия // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 3 (47). С. 167-175.

References

1. Desyatkina M.V., Mahmutova E.N. Psihologiya i etika delovogo obshcheniya v upravlencheskoj deyatelnosti. Uchebnoe posobie. 2-e izd. Ufa: RIO BAGSU, 2003. 100 p.

2. Kudryavceva M. V. Teoreticheskie osnovy samoupravlyaemogo obucheniya v sovremennoj pedagogicheskoj nauke i praktike. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. 2020. T.4. №4. PP. 15-19.

3. Luksha P. O., Kubista Dzh., Laslo A., Popovich M., Ninenko I. S. Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva. Obrazovatelnye ekosistemy dlya obshchestvennoj transformacii. Doklad Global Education Futures. M., 2018. 212 p.

4. Marushina M.K., Ibragimova I.R. Metod proektov: osobennosti i celi primeneniya v korporativnom obuchenii rukovoditelej. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2020. № 3. PP. 92-99.

5. Mahmutova E.N., Shcherbakov S.V., Izilyaeva L.O. Psihologicheskoe i sociologicheskoe obespechenie problem sovremennogo upravleniya. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2008. № 5 (85). PP. 86-88.

6. Mahmutova E.N. Cennostnye orientacii menedzherov vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti. Aktualnye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 11 aprelya 2018 g. / otv. red. Surat I.L. M.: Izd-vo SGU, 2018. PP. 543-545.

7. Mahmutova E.N., Danilova A.M., Solomenkova M.I. Psihologicheskie sostavlyayushchie podgotovki specialistov v usloviyah razvitiya cifrovoj ekonomiki v Rossii. Anan'evskie chteniya - 2019: Psihologiya obshchestvu, gosudarstvu, politike: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. SPb: SPbGU, 2019. PP. 335-336.

8. Primenenie psihologicheskih znanij v praktike upravleniya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Vypusk 1. Ufa: RIO BAGSU, 1997. 113 p.

9. Upravlenie personalom v sisteme gosudarstvennoj sluzhby i kommercheskih organizaciyah: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Izd-vo «Dialog», 2002. 141 p.

10. Chuganskaya A.A. Interakcii v obshchenii: problema teoreticheskih podhodov k analizu virtualnogo vzaimodejstviya. Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2018. № 3 (47). PP. 167-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.