Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные компетенции / социальное воспитание / самозанятость / художественная среда / профессиональный стандарт / social competence / social education / self-employment / artistic environment / professional standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.К. Дракина, В.С. Дмитриева

Авторами статьи рассмотрены вопросы интеграции Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, названы причины необходимости их корректировки, определены особенности формирования социальных компетенций как продолжение и дополнение к процессу формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Обосновано, что социальное воспитание связано с процессами социализации в определенных институциональных условиях; обозначена роль социального воспитания в профессиональном становлении студентов в условиях самозанятости после завершения обучения в образовательных учреждениях; отмечены организационно-педагогические условия формирования социальных компетенций средствами социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.К. Дракина, В.С. Дмитриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF ART UNIVERSITIES BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION

The authors discuss integration of the Federal state educational and professional standards, and the reasons for the need for adjustments to existing standards, the features of formation of social competence as a continuation and complement to the process of the formation of general cultural, general professional and professional competencies. It is proved that social education is associated with the processes of socialization in certain institutional conditions. The role of social education in the professional development of students in the conditions of self-employment after completion of training in educational institutions is indicated. The organizational and pedagogical conditions for the formation of social competencies by means of social education are noted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

6. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

7. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

8. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.

9. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество. Теория и практика. Saarbrucken, 2014.

10. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013; Т .1.

11. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

12. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

References

1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg, 2011: 18 - 24.

2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii - novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2007; № 1 (39): 47 - 51.

4. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii muzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2012.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura iiskusstvo: problemy obschego ispecial'nogo gumanitarnogo obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: 7 - 12.

6. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

7. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

9. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo. Teoriya ipraktika. Saarbrucken, 2014.

10. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T .1.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector on Methodical Work of Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: irakonstant@yandex.ru

Dmitireva V.S., Cand. of Science (Pedagogy), expert of ANO "Accreditation Center"Northern Capital" (St. Petersburg, Russia),

E-mail: poa-center.spb@yandex.ru

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF ART UNIVERSITIES BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION. The authors discuss integration of the Federal state educational and professional standards, and the reasons for the need for adjustments to existing standards, the features of formation of social competence as a continuation and complement to the process of the formation of general cultural, general professional and professional competencies. It is proved that social education is associated with the processes of socialization in certain institutional conditions. The role of social education in the professional development of students in the conditions of self-employment after completion of training in educational institutions is indicated. The organizational and pedagogical conditions for the formation of social competencies by means of social education are noted.

Key words: social competence, social education, self-employment, artistic environment, professional standard.

И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

E-mail: irakonstant@yandex.ru

В.С. Дмитриева, канд. пед. наук, эксперт АНО «Аккредитационный центр «Северная столица»», г. Санкт-Петербург,

E-mail:poa-center.spb@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторами статьи рассмотрены вопросы интеграции Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, названы причины необходимости их корректировки, определены особенности формирования социальных компетенций как продолжение и дополнение к процессу формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Обосновано, что социальное воспитание связано с процессами социализации в определенных институциональных условиях; обозначена роль социального воспитания в профессиональном становлении студентов в условиях самозанятости после завершения обучения в образовательных учреждениях; отмечены организационно-педагогические условия формирования социальных компетенций средствами социального воспитания.

Ключевые слова: социальные компетенции, социальное воспитание, самозанятость, художественная среда, профессиональный стандарт.

Современной сфере труда необходимы специалисты, обладающие способностями не только адаптироваться в уже сложившейся системе производства материальных благ но и умеющие организовать собственную профессиональную деятельность в соответствии с имеющимся социальным заказом. Анализ процес-

сов интеграции Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов показал, что необходима работа, направленная на корректировку заложенных в стандартах компетенций, следует использовать возможность не только внесения дополнений в требуемые умения и навыки, но и сформиро-

вать новую группу компетенций, какими являются социальные. Именно эти компетенции обеспечат результативность интеграционных процессов и подготовят выпускника к выполнению требуемых обществом профессиональных задач.

Любой процесс внесения изменений или корректировки существующей системы требует обозначения причин такого рода действий. Необходимость формирования социальных компетенций средствами социального воспитания у студентов художественных вузов должна быть причинно-доказательной. Кроме причин в уточнении нуждается и наличие условий для формирования социальных компетенций средствами социального воспитания. К таким условиям можно отнести следующее:

- определение терминологического ряда и нормативно-правовой основы для введения новой группы компетенций, какими являются социальные компетенции;

- изучение возможностей социального воспитания в процессе становления профессиональных умений обучающихся;

- психолого-педагогическое обоснование использования средств социального воспитания при формировании социальных компетенций;

- разработанность и адаптации концепций программ, связанных с социальным воспитанием, социальными компетенциями, социализацией личности студента и выпускника;

- наличие условий для формирования у обучающихся действий, связанных с самостоятельным принятием решений, выбором методов и средств по формированию собственной профессиональной карьеры, в том числе и в условиях самозанятости;

- возможность разрешения имеющих место проблем и противоречий средствами социального воспитания при формировании социальных компетенций.

Перечисление только основных причин необходимости разработки и дополнения имеющих место в Федеральных государственных образовательных стандартах компетенций социальными может служить основой для определения актуальности научной проблемы, рассмотренной в формате данной статьи.

Первая причина. Профессиональные знания, умения и навыки студентов художественных вузов требуют при формировании проектирования достаточно высокого уровня обучения и воспитания. Многие из них невозможно формировать и развивать только учебными заданиями и упражнениями. Аудиторную работу следует подкреплять внеучебной творческой деятельностью, в рамках которой зачастую формируется индивидуальность будущего специалиста. У социального воспитания для формирования творческой мобильной деятельности студента имеется большое количество средств. Но такого рода деятельность организована в вузе недостаточно как по времени, так и по учебно-методическому сопровождению. Не в каждом образовательном учреждении есть структура, в ведении которой находится данное направление работы со студентами.

Вторая. Социализация личности студента средствами социального воспитания должна сопровождаться активной социально направленной мотивированной позицией. И мотивация должна быть обращена на организацию творческой деятельности. Такая деятельность может быть связана с изучением имеющегося опыта, со знанием исторических художественных традиций. Студенты должны обучаться не просто в технически оснащенном аудиторном фонде, но и формировать свою творческую профессиональную позицию в условиях социокультурной среды, близкой к реальным условиям будущей работы. Этого можно достичь, используя квазипрофессиональные технологии, в рамках которых можно сформировать социальные компетенции. Но в вузах эти технологии используются, как правило, фрагментарно, от случая к случаю.

Третья причина. Формирование социальных компетенций средствами социального воспитания должно проходить в условиях индивидуального образовательного маршрута, в рамках которого ведется адресная контактная работа с преподавателем-наставником. Очень часто большая учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава, уровень их практического опыта недостаточен для формирования компетенций, связанных с профессиональными стандартами в области культуры и искусства. Следовательно, и учебно-методическое, как и психолого-педагогическое сопровождение, не в полной мере соответствует требованиям реального места работы выпускника.

Четвертое. Разработанные программы развития образовательной организации, концептуальные документы, а также учебно-методические программы, учебники и пособия не проходят экспертизу со стороны реальной сферы труда. Это приводит к раннему выгоранию молодых специалистов или поиску ими работы, не связанной с тем, образованием, которое они получили в вузе.

Пятая причина. При достаточно большом внимании ученых в области педагогики и психологии к вопросу компетенций, компетентностного подхода в подготовке специалистов по многим позициям имеют место методологические и методические разночтения.

Традиционное понятие термина «компетенция» состоит из таких компонентов, как знание, умение, навык, осведомленность, которыми обладает обучающийся или выпускник. Общее понятие «компетенция» подразделяется на общие и профессиональные компетенции. Профессиональная компетентность объединяет понятия «квалификация», «способность», «мастерство», «опыт», «пригодность к профессиональной деятельности». Общий компетентностый подход к

обучению студента художественного вуза мало чем отличается от требований к обучающемуся высшей школы вообще. Это знания и умения коммуникативного характера, личностные качества, психологическая совместимость, социальная ориентированность, готовность к самопознанию и саморазвитию, социальная ориентированность, информационная грамотность [1; 2]. Такой набор требований к обучающемуся имеет слишком общий универсальный характер. Для более адресной подготовки специалистов в художественной области в ряде образовательных организаций в условиях отсутствия профессиональных стандартов применялись ключевые, базовые и специальные компетенции.

Ключевые компетенции формировали навыки студента продуктивного характера для умения ориентироваться в социуме. Базовые компетенции были связаны с умениями и практическим опытом в определенной сфере труда. Специальные компетенции формировались для выполнения выпускником конкретной работы в формате реального проекта с аналитическими, проектировочными, конструктивными составляющими. Это был первый опыт создания конструкции социальных компетенций из ключевых, базовых и специальных умений и навыков обучающихся.

Изменения, происходящие в социуме за последние десять лет, связанные с появлением новых образовательных стандартов, разработка профессиональных стандартов привели к новым запросам современного рынка труда индивидуальными возможностями и запросами. Для него недостаточно формировать у обучающихся и выпускников общепрофессиональные умения и навыки. Профессиональное образование получает социальный заказ на подготовку специалистов повышенного уровня, готового работать не только в условиях государственного заказа или заказа какого-либо уровня, но и в условиях самоорганизации, самозанятости. Это предполагает формирование так называемого рынка или ярмарки выбора художественных товаров или художественной деятельности. Но такая организация предложения и спроса не должна разрушать общекультурные ценности, нормы национальной культуры и региональные традиции.

В этой связи в качестве приоритетных направлений развития профессионального образования можно выделить следующие:

- разработка рабочих учебных программ в соответствии с запросами реальной сферы труда;

- изменение, как структуры, так и содержания подготовки будущих специалистов, качественное обновление обучения с учетом перехода на опережающие формы и виды образования, что способствует развитию личностно-профессио-нального потенциала молодых специалистов, формирует их мобильность;

- организация воспитательного процесса с доминантой в области социального воспитания, что обеспечит создание условий для гармоничного развития личности, поможет реализовать ее творческий потенциал и активность;

- совершенствование классификатора компетенций в соответствии с профессиональными стандартами;

- организация процесса обучения с учетом вариантности программ и открытости образовательного пространства, индивидуального характера профессиональных образовательных программ, организации обучения студентов по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- обеспечение преемственности всех уровней профессионального образования;

- гуманизация и гуманитаризация художественного образования;

- обеспечение общенаучной магистерской подготовки и интеллектуализация образования;

- развитие открытой информационной среды образования;

- обеспечение соответствия Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования профессиональным стандартам в области культуры и искусства;

- совершенствование воспитательного потенциала художественных вузов для формирования раннего профессионального самоопределения и творческой самоактуализации выпускников с учетом предполагаемого места работы;

- разработка и издание учебников и учебных пособий нового поколения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и сферы труда.

Немаловажную роль в реализации перечисленных направлений работы играет социальное воспитание, развитие которого требуют реалии современности, связанные с многофункциональностью художественной сферы труда, стратификацией общества в целом, сложными отношениями государственных институтов и творческих художественных союзов организаций, медленное развитие культурной среды по сравнению с духовным потенциалом общества, неравномерность развития векторов социальных сред, состояние национальных исторических традиций общества [1; 3; 4].

Социальное воспитание в условиях художественного вуза - это не только работа со всем студенческим сообществом как единой командой, но и достаточная индивидуализация воспитательного процесса, в котором реально видна забота о развитии будущих носителей национальной культуры. В этой связи социальное воспитание необходимо рассматривать как процесс, обеспечивающий личностный рост студента в решении им жизненно важных задач, а также

задач, связанных с его взаимодействием с окружающим миром. Это достигается в условиях достижения студентами жизненного успеха, формирования у них социальных компетенций, обеспечения им в ближайшем будущем конкурентоспособности, осознания необходимости социального самоопределения [5; 6]. Именно поэтому социальное воспитание может быть представлено как целенаправленная система, в формате которой получают развитие общественные ценности, жизненные смысловые отношения каждой личности, эмоционально-нравственные отношения социума, соответствия практического опыта и духовного богатства наций и народов. И в таком контексте социальное воспитание может участвовать в формировании социальных компетенций, так как связано с процессами поддержки, помощи и содействия. Следовательно, формирование социальных компетенций студентов художественных вузов должно обеспечиваться не просто воспитательным процессом для всех, а системой социально ориентированной работы с каждым студентом индивидуально в соответствии с его потенциальными возможностями и будущими условиями труда как по заказу, так и в форме самозанятости.

При помощи социального воспитания в условиях художественного вуза можно:

- оказать индивидуальную адресную помощь в межличностных отношениях в сфере культуры и искусства;

- нивелировать конфликтные и спорные ситуации в условиях социального взаимодействия личности художника, участвовать в становлении ее жизненно ценных отношений;

- обеспечить командную творческую поддержку индивидуально-творческих начинаний молодого специалиста, в его психологическом и социальном становлении;

- создать условия общественной защиты авторских прав и социального статуса;

- оказывать содействие в развитии общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетентности творческого человека;

- организовать возможность участия в разносторонней досуговой деятельности практического и индивидуально-творческого характера;

- поддержать успешное взаимодействия творческого человека с окружающим его социокультурным пространством;

Библиографический список

- подготовить молодого специалиста к профессиональной ситуации самоорганизации через различные практики с целью получения социального опыта самостоятельной деятельности;

- оказать помощь в условиях профессионального выгорания, творческого кризиса, профессиональных издержек, сохранить ему при этом чувство собственного достоинства и уважения к себе коллег в творческой среде.

Социальное воспитание в контексте его идей, факторов и условий развития, целеполагающих установок, текущих и перспективных задачи, форм, средств реализации связано с процессами социализации в определенных институциональных условиях, которыми являются управленческие и организационно-педагогические условия современного художественного вуза.

Для процесса формирования социальных компетенций важное значение имеет конкретная художественная творческая среда, в которой находится студент, выпускник, молодой специалист, его приобретенный и накопленный социальный опыт как в вузовской, так и в профессиональной среде. Эта среда чаще всего будет связана с самозанятостью молодого человека творческой профессии.

По этой причине социальная позиция творческой личности определяется сформированными в условиях обучения социальными компетенциями, которые в течение всей профессиональной деятельности должны подкрепляться систематической рефлексией, обеспечивающей поиск средств, в том числе нестандартных, которые в условиях самозанятости смогут обеспечить профессиональную успешность и профессиональное самоопределение; формирование, развитие и становление новых предметно-профессиональных знаний и конструирование на их основе профессиональной деятельности. Сформированные социальные компетенции в определенной степени окажут влияние на процесс формирования и развития потребности в самообразовании, удовлетворения духовных потребности личности художника в его творческом самовыражении и самосовершенствовании.

Социальные компетенции связаны с процессом адаптация выпускников к меняющимся условиям труда через такие социально-профессиональные качества, как мобильность, информационная культура, стрессоустойчивость, развитие творчества на имеющемся опыте, коллективная и индивидуальная творческая работа в определенной социокультурной среде.

1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2005.

2. Бордовский В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 1998.

3. Аксенова А.И. Социальная педагогика в специальном образовании. Москва: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Дракина И.К. Становление профессиональных умений студентов педагогических колледжей средствами социального воспитания: монография. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2005.

5. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Педагогика, 1999.

6. Колесникова И.А., Барышников Е.Н. О воспитании и воспитательных системах. Санкт-Петербург: ЦПИ, 1996.

References

1. Baryshnikov E.N. Stanovlenie vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbAPPO, 2005.

2. Bordovskij V.A. Organizacionno-upravlencheskie innovacii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 1998.

3. Aksenova A.I. Social'naya pedagogika v special'nom obrazovanii. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.

4. Drakina I.K. Stanovlenieprofessional'nyh umenij studentovpedagogicheskih kolledzhej sredstvami social'nogo vospitaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2005.

5. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. Moskva: Pedagogika, 1999.

6. Kolesnikova I.A., Baryshnikov E.N. O vospitanii i vospitatel'nyh sistemah. Sankt-Peterburg: CPI, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Dudkovskaya E.E., Deputy Director for Innovation of the Palace of Children's (Youth) Creativity of the Frunzensky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia), E-mail: dud-kovskaya@mail.ru

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Education and Socialization, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

STRATEGIC CONTROLLING AT THE HEART OF THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION. The

article deals with the issue of managing the innovative activity of a teacher in conditions of additional education of children, shows problems and presents historical material of introduction of controlling into the system of managerial activity. The authors give an overview of the existing variants of the interpretation of the term "controlling" and make use of the most significant studies on this topic. Te work reveals the structure of strategic controlling in educational process of institutions of additional education for children in the process of management of innovative activity of teachers. The aspect of using the method of analysis of strategic gaps in the management process based on strategic controlling is analyzed. The problems analyzed in the text of the article expand the understanding of the innovative work of teachers of additional education.

Key words: controlling, strategic controlling, innovative activity of teacher, method of analysis of strategic gaps, management of innovative activity.

Е.Е. Дудковская, зам. директора по инновационной деятельности Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского р-на, г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, E-mail: dud-kovskaya@mail.ru

Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.