Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПРОЕКТНО-КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидер / лидерство / лидерские качества / проектно-коллегиальное управление / общеобразовательная организация / leader / leadership / leadership qualities / project and collegial management / general education organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Н. Карягин

В статье рассматриваются аспекты феномена лидерства в системе общего образования, которое, как и вся система российского образования, переживает этап своего реформирования и модернизации, обусловленный потребностями современного социума и вызовами времени. К проблеме лидерства сегодня обращаются в различных областях и сферах жизнедеятельности современного человека, а не только в спорте, бизнесе или политике, интерес к лидерам проявился сегодня и в сфере образования. Актуализируется проблема готовности руководителей общеобразовательных организаций к осуществлению проектно-коллегиального управления развитием лидерства. Сегодня каждая образовательная организация стремится стать успешной, что означает достижение высокого качества образования, которое во многом, в свою очередь, детерминировано качеством управления. Современная школа из режима функционирования должна перейти в режим развития, а способствовать этому должна создаваемая в школьных коллективах атмосфера лидерства, соревновательности и успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-COLLECTIVE MANAGEMENT OF LEADERSHIP DEVELOPMENT AND LEADERSHIP QUALITIES OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article examines aspects of a phenomenon of leadership in the system of general education, which, like the entire system of Russian education, is undergoing a stage of its reform and modernization, due to the needs of modern society and the challenges of the time. The problem of leadership is being addressed today in various fields and spheres of life of a modern person, and not only in sports, business or politics. The interest in leaders has also manifested itself today in the field of education. The problem of readiness of heads of general education organizations to implement project-collegial management of leadership development is actualized. Today, every educational organization strives to become successful, which means achieving a high quality of education, which in turn is largely determined by the quality of management. A modern school should switch from a functioning mode to a development mode, and the atmosphere of leadership, competitiveness and success created in school collectives should contribute to this.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

5. Отношение студентов к дистанционному обучению. Официальный сайт РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань. Available at: https://www.rsu.edu.ru/2020/05/29/otnoshenie-studentov-k-distantu/

6. Исследование МГППУ (г. Москва): отношение к дистанционному обучению студентов и преподавателей. Available at: https://mgppu.ru/news/8000

7. Преподаватели и студенты ТГУ об электронном обучении. Available at: https://ido.tsu.ru/science/projects/proj2016/elearningl5-16.pdf

8. Писаренко Д.А. Философские основания проектирования апостериорной модели профессиональной подготовки педагогических кадров в высшей школе. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; № 3: 146 - 149.

9. Груздова И.В. Из опыта реализации принципа практикоориентированности в профессиональной подготовке педагогических кадров. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; Т. 1, № 6 (72): 107 - 123.

10. Руденко И.В. Развитие наставничества в сфере педагогического образования на основе изучения зарубежных практик. Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2021: 125 - 129.

11. Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. Научный вектор Балкан. 2021; Т. 5. № 2 (12): 15 - 20.

12. Таспаева М.Г Организация сопровождения проектной деятельности будущего техника-программиста. Вестник ОГУ. 2017; № 6 (206): 18 - 23.

13. Емельянова Т.В. Апостериорная модель подготовки будущих педагогов на основе проектной деятельности. Современное педагогическое образование. 2021; № 4: 75 - 80.

14. Криштал М.М., Соколова Т. А., Турутин К.В., Адаевская Т.И., Бабошина Э.С. Тольяттинский государственный университет: вчера, сегодня, завтра. Тольятти: Тольят-тинский государственный университет, 2016.

15. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures. Москва: Российский учебник, 2018.

16. Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Голубева И.В., Емельянова Т.В. Проектная деятельность. Тольятти: Из-во ТГУ 2019.

References

1. Creighton T.B. Digital Natives, Digital Immigrants, Digital Learners: An International Empirical Integrative Review of the Literature. ICPEL Education Leadership Review. 2018; Vol. 19, № 1: 132 - 140.

2. Jarrahi M.H., Eshraghi A. Digital natives vs digital immigrants: A multidimensional view on interaction with social technologies in organizations. Journal of Enterprise Information Management. 2019; Vol. 32, № 6: 1051 - 1070.

3. Stickel L.H. Digital Natives and Digital Immigrants: Exploring Online Harassment Victimization by Generational Age. Internatonal Journal of Cyber Criminology. 2017; Vol. 11 (1): 39 - 62.

4. Gut Yu.N. Otnoshenie uchaschihsya k situacii neprognoziruemogo obucheniya v cifrovoj srede. Cifrovaya gumanitaristika itehnologii vobrazovanii(DHTE2020). Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj psihologo-pedagogicheskij universitet, 2020: 431 - 437.

5. Otnoshenie studentov k distancionnomu obucheniyu. Oficial'nyj sajt RGU imeni S.A. Esenina, g. Ryazan'. Available at: https://www.rsu.edu.ru/2020/05/29/otnoshenie-studentov-k-distantu/

6. Issledovanie MGPPU (g. Moskva): otnoshenie k distancionnomu obucheniyu studentov i prepodavatelej. Available at: https://mgppu.ru/news/8000

7. Prepodavateli i studenty TGU ob 'elektronnom obuchenii. Available at: https://ido.tsu.ru/science/projects/proj2016/elearning15-16.pdf

8. Pisarenko D.A. Filosofskie osnovaniya proektirovaniya aposteriornoj modeli professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov v vysshej shkole. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2020; № 3: 146 - 149.

9. Gruzdova I.V. Iz opyta realizacii principa praktikoorientirovannosti v professional'noj podgotovke pedagogicheskih kadrov. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020; T. 1, № 6 (72): 107 - 123.

10. Rudenko I.V. Razvitie nastavnichestva v sfere pedagogicheskogo obrazovaniya na osnove izucheniya zarubezhnyh praktik. Teoreticheskie i prikladnye aspekty razvitiya sovremennoj nauki i obrazovaniya. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: NOU DpO «'Ekspertno-metodicheskij centr», 2021: 125 - 129.

11. Rudenko I.V., Sarkisova I.V. Nastavnichestvo kak forma nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya buduschih pedagogov. Nauchnyj vektor Balkan. 2021; T. 5. № 2 (12): 15 - 20.

12. Taspaeva M.G. Organizaciya soprovozhdeniya proektnoj deyatel'nosti buduschego tehnika-programmista. Vestnik OGU. 2017; № 6 (206): 18 - 23.

13. Emel'yanova T.V. Aposteriornaya model' podgotovki buduschih pedagogov na osnove proektnoj deyatel'nosti. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 4: 75 - 80.

14. Krishtal M.M., Sokolova T.A., Turutin K.V., Adaevskaya T.I., Baboshina 'E.S. Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet: vchera, segodnya, zavtra. Tol'yatti: Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet, 2016.

15. Obrazovanie dlya slozhnogo obschestva: doklad Global Education Futures. Moskva: Rossijskij uchebnik, 2018.

16. Ahmetzhanova G.V., Rudenko I.V., Golubeva I.V., Emel'yanova T.V. Proektnaya deyatel'nost'. Tol'yatti: Iz-vo TGU, 2019.

Статья поступила в редакцию 21.07.21

УДК 373

Kariagin S.N., postgraduate, Yaroslav the Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]

PROJECT-COLLECTIVE MANAGEMENT OF LEADERSHIP DEVELOPMENT AND LEADERSHIP QUALITIES OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article examines aspects of a phenomenon of leadership in the system of general education, which, like the entire system of Russian education, is undergoing a stage of its reform and modernization, due to the needs of modern society and the challenges of the time. The problem of leadership is being addressed today in various fields and spheres of life of a modern person, and not only in sports, business or politics. The interest in leaders has also manifested itself today in the field of education. The problem of readiness of heads of general education organizations to implement project-collegial management of leadership development is actualized. Today, every educational organization strives to become successful, which means achieving a high quality of education, which in turn is largely determined by the quality of management. A modern school should switch from a functioning mode to a development mode, and the atmosphere of leadership, competitiveness and success created in school collectives should contribute to this.

Key words: leader, leadership, leadership qualities, project and collegial management, general education organization.

С.Н. Карягин, аспирант, ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород,

E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНО-КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются аспекты феномена лидерства в системе общего образования, которое, как и вся система российского образования, переживает этап своего реформирования и модернизации, обусловленный потребностями современного социума и вызовами времени. К проблеме лидерства сегодня обращаются в различных областях и сферах жизнедеятельности современного человека, а не только в спорте, бизнесе или политике, интерес к лидерам проявился сегодня и в сфере образования. Актуализируется проблема готовности руководителей общеобразовательных организаций к осуществлению проектно-коллегиального управления развитием лидерства. Сегодня каждая образовательная организация стремится стать успешной, что означает достижение высокого качества образования, которое во многом, в свою очередь, детерминировано качеством управления. Современная школа из режима функционирования должна перейти в режим развития, а способствовать этому должна создаваемая в школьных коллективах атмосфера лидерства, соревновательности и успешности.

Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерские качества, проектно-коллегиальное управление, общеобразовательная организация.

В условиях социально-экономического реформирования общества возникает необходимость и в модернизации образования, поиска путей формирования новых жизненных установок личности, решения комплексных задач развития образования на разных его уровнях [1; 2; 3]. Всё это требует критического переосмысления содержания, форм, методов обучения и воспитания, поиска иных подходов к управлению деятельностью образовательной организации, а также решению педагогических проблем развития лидерства с учетом личностных запросов обучающих и обучающихся.

В теоретическом обосновании подходов к развитию лидерских качеств участников образовательных отношений использованы известные теории лидерства (теория черт А. Сагурно, Р Сильцер и др.), поведенческая стратегия (Ж. Ган-нон, Ж. Гибсон и др.), ситуационная концепция (К. Бланчард, П. Перси и др.), транзактная и трансформационная теории (Э. Берн, Б. Хаус, Э. Холландер и др.), а также методологические подходы (проектно-ориентированный и коммуникативно-диалоговый) к проектно-коллегиальному управлению общеобразовательной организацией.

Теория черт, основоположниками которой являются К. Берд, Ч. Бернард, П. Дженкинс, Р. Стадилл, Н. Сэшкин, А. Синклер, А. Согурно, Р Сильцер и др., позволяет лучше понять мотивы и стремления поведения человека, взаимоотношения в группе, предполагает развитие позитивных качеств, устранение и корректировку негативных, способствующих личностному росту участников взаимодействия [4].

Поведенческая теория позволяет выделить основные составляющие, такие как модели поведения, стили лидерства как поведенческую модель, отражающую особенности поведения лидера, его влияния на других членов группы, побуждения их к достижению целей.

Ситуационная теория (К. Бланчер, К. Персни и др.) определяет процесс личностного роста лидера, подразумевает постоянный поиск наиболее подходящего стиля деятельности, ориентирована на решение поставленной задачи и на построение эффективных взаимоотношений в группе. Транзактная и трансформационная теории вводят понятие «групповое доверие», определяют уровень авторитета лидера, констатируют его вклад в решение общих задач [5].

Е.В. Андриенко, учитывая специфику педагогической деятельности, выделяет две основные группы лидерских качеств педагога. К первой группе относятся качества, способствующие успешному общению. Среди них - общительность, нацеленность на взаимодействие с другими людьми, сотрудничество, эмпатия, тактичность, терпение, эмоциональная устойчивость, гибкость, артистизм. Вторая группа качеств определяется особенностями педагогического труда. К ним относятся: высокая интеллектуальность, критичность и скорость мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициатива и другие [6, с. 141 - 143].

Среди лидерских качеств педагога, выделяемых Е.В. Андриенко, встречаются особые качества, необходимые только учителю, но есть и общие, свойственные лидерам любой другой профессии.

П.С. Авдеев выделяет личностные качества, соответствующие определенному лидерскому стилю [4, с. 89]:

• конкурентность (агрессивность, рискованность, эгоцентризм и др.);

• комплементарность (доброжелательность, ориентация на принятие, пластичность, альтруизм и др.);

• кооперативность / рациональность (высокая степень владения управленческими навыками, рациональное мышление, общий интеллект и др.) и т.д.

Анализ источников по исследуемой проблеме (В.И. Андреев, А.В. Батар-шев, РС. Немов) позволил определить составляющие лидерских качеств: организаторские (организованность, ответственность, способность интегрировать общие стремления), коммуникативные (общительность, гибкость) и личностные (активность, самостоятельность) качества.

Феномен лидерства раскрывается в трудах как зарубежных ученых (Р. Бей-лс, А. Маслоу, Р. Липпит, Д. Химфил и др.), так и российских (Б.Д. Парыгин, Р.Л. Кричевский, Е.В. Кудряшова и др.) [7]. Существуют разные подходы к определению этого понятия. Можно выделить характеристики лидерства: индивидуально-личностные (комплекс личностных профессионально значимых качеств); социально-психологические (проявляемые в отношениях с людьми качества); организационно-управленческие (востребованные в контексте организационных взаимодействий); перцептивно-лидерские (относящиеся к лидеру группы). Определим лидерство как социально-педагогический феномен, характеризующий систему взаимосвязей и взаимоотношений в управленческих, педагогических, ученических сообществах, обеспечивающую каждому их члену возможность проявления инициативы в сочетании с личной ответственностью [8].

Проектно-ориентированный подход (Т. Болдогоев, В.Н. Виноградов, Т.М. Катаева, О.Г Прикот, А.С. Родиков, Д.Р. Серебряников и др.) предполагает включение обучающих и обучающихся в проектную деятельность, через которую происходит формирование лидерского потенциала образовательной организации. В процессе реализации данной деятельности и осуществляется развитие управленческого, педагогического, ученического лидерства [9].

Коммуникативно-диалоговый подход (Л. Балакина, С.А. Тращенкова, Р.М. Шерайзина и др.) предполагает создание атмосферы доверия и сотрудничества, использование различных видов взаимодействия (коллективные формы работы, обучение в командах, интерактивные технологии и др.), где сочетается

индивидуальная и коллективная деятельность, интересы обучающих и обучающихся в процессе сотрудничества, осуществляется непрерывный обмен информацией [10].

Лидерство предполагает применение принципа 70/20/10 [11]: получение нового опыта не менее 70% участников (работа в новых проектах, ключевых мероприятиях), обмен опытом с успешными руководителями, состоявшимися лидерами - 20% и 10% это непосредственное обучение и самообучение (повышение квалификации, семинары, мастер-классы, тренинги и др.).

Важно разграничивать направления данной проблематики - развитие лидера и развитие лидерства. Развитие лидера - процесс индивидуальный, связанный с совершенствованием навыков и компетенций в области лидерства. Развитие лидерства связано с командной деятельностью организации. Лидерство рассматривается как процесс, выходящий за рамки индивидуального развития, но не заменяющий его.

Развитие лидерства можно считать одним из главных механизмов изменений организации, объединяющего потенциал личности, командную синергию и социально-коммуникативные возможности. Лидерство охватывает все уровни развития организации, способно подтолкнуть людей к конкретным действиям, создать в организации позитивную атмосферу. Развитие лидерства - целенаправленный процесс, при котором люди взаимодействуют друг с другом для достижения результатов [12].

Для развития лидерства используются определенные процедуры:

- выработка устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решение и брать на себя ответственность в реализации общих целей, веры в ее достижение, энтузиазма и т.п.;

- развитие интеллектуальных и нравственных качеств, таких как профессиональная компетентность, порядочность, без которой невозможно завоевать авторитет, развитого интеллекта, быстроты понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умения планировать и ставить цели и т. д.;

- обеспечение социальной компетентности лидера, его доброжелательности в отношениях с членами группы, культуры общения, умения корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, уважения достоинства людей, умения понимать их, оказывать им поддержку и т. п.;

- приобретение компетенций быстрого и правильного оценивания ситуации, учета особенностей, интересов, запросы и ожидания людей.

Лидерство в образовании следует рассматривать как способ повышения эффективности образовательного процесса, основанный на субъектных позициях его участников.

Анализ научных источников показывает, что развитие лидерства в образовательной организации требует соответствующих условий, способствующих построению особого пространства и утверждению социальной, культурной, творческой составляющей личности обучающих и обучающихся. К таким условиям относятся:

1) рефлексивно-мотивационные условия, отражающие нацеленность образовательной деятельности на личностно ориентированный подход, учитывающий потребности и интересы учащихся и педагогов;

2) содержательно-познавательные условия отражают разработку педагогом собственного стиля деятельности, основанного на признании уникальности каждого ученика;

3) деятельностные условия, способствующие развитию практического опыта лидерского поведения, построению продуктивных взаимоотношений.

Оптимальное сочетание проектно-ориентированного и коммуникативно-диалогового подходов позволяет определить отличительные особенности проек-тно-коллегиального управления в общеобразовательной организации.

Коллегиальное взаимодействие рассматривается как универсальная форма движения и развития лидерских качеств руководителей, а проектно-колле-гиальное управление развитием лидерства - как процесс согласования стремлений обучающих и обучающихся, а также экспертно-коллегиального решения образовательных проблем на соответствующих уровнях управления и предусматривает моделирование комплекса управленческих и социально-образовательных проектов.

Основополагающими принципами проектно-коллегиального управления развитием лидерства в школе являются принцип проектной проблематизации и диалоговой коммуникации, принцип осознанной перспективы, принцип открытости и интегративности.

Проблематизация предполагает содержательно смысловой анализ полученных мнений, высказываний для дальнейшей их дифференциации. Итогом становится преобразование предмета проектирования, его конкретизация. Формирование коммуникативно-диалогических умений, подразумевает взаимосвязь различных аспектов (правильное ведение диалога, формирование вербаль-но-невербальных, интерактивных и рефлексивно-перцептивных умений, воспитание привычки «нравственно-этического поведения в процессе диалогического общения») [13]. Реализация принципа проектной проблематизации и диалоговой коммуникации обеспечивает вовлечение управленческих, педагогических и ученических команд в процесс самостоятельного освоения образовательного пространства.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешной образовательной деятельности является значимость осознания каждым её

участником близких и дальних перспектив. Как отмечает О.Ф Пиралова [14], этот принцип базируется на закономерном формировании содержания в зависимости от согласованных нормативных требований.

Ведущей отличительной характеристикой процесса демократизации современной школы является ее открытость, преодоление замкнутого пространства образовательных отношений. Открытость, согласно А.М. Новикову [15], - многоаспектный феномен, который предполагает внутренне раскрепощение, отказ от догм и мифов, активные партнерские связи общеобразовательных организаций с общественностью, с различными общественными институтами, а также с другими учебными заведениями, отчетность общеобразовательных организаций перед общественностью, возможность контроля с ее стороны.

Интеграцию мы рассматриваем как процесс, имеющий своим результатом целостность, создание единства. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Сущностью процесса интеграции являются качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь компонентов системы и является ведущим при определении цели, содержания обучения, его форм и методов.

Принцип открытости и интегративности предполагает создание условий для выбора обучающими и обучающимися проектов и команд, обращенности к каждому из них как субъекту деятельности.

Библиографический список

Руководствуясь заявленными подходами и принципами, необходимо выстраивать целенаправленную работу в общеобразовательной организации по формированию лидерства и лидерских качеств ее членов так, чтобы цели и ценности, сформулированные в ходе этого процесса, принимались его участниками, при этом допускали возможную корректировку в результате непрерывного коллективного открытого обсуждения.

В реальной педагогической практике феномен лидерства требует вдумчивого отношения как со стороны руководителя образовательной организации, так и со стороны педагогической общественности, потому что может нести в себе не только конструктивный, но и деструктивный потенциал. При недостаточно грамотном исполнении основных положений заявленных подходов и принципов в школьном коллективе может развиться тенденция, способствующая разобщению его участников, автономизации, делении на враждующие группировки и кланы. Во избежание обозначенных возможных негативных эффектов необходимо учитывать соответствующую периодичность процесса формирования лидерства в общеобразовательной организации и не стремиться к форсированию темпов реализации данной стратегии.

Создаваемая в школьных коллективах атмосфера лидерства, соревновательности, успешности способствует ускоренному развитию всего школьного коллектива, эффективной реализации сформированной самими участниками образовательных отношений программы развития образовательной организации, достижению новых вершин как самой школой, так и отдельными участниками учебно-воспитательной деятельности.

1. Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности. Москва: ЛИБРОКОМ, 2013.

2. Болотов В.А. Вызовы для современной дидактики. Вестник Герценовского университета. 2012; № 1: 15 - 20.

3. Лубков А.В., Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики. Информатизация образования: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. Омск: ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2017: 41 - 47.

4. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт. Гуманитарные научные исследования. 2014; № 10. Available at: https://human.snauka.ru/2014/10/7824

5. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Главная книга по транзактному анализу. Перевод А.Ю. Калмыкова, В.К. Калиненко, Е.С. Калмыкова. Москва: Академический проект, 2018.

6. Андриенко Е.В. Социальная психология. Москва: Академия, 2000.

7. Лесина Л.А. Лидерство в образовании: социологический анализ. Диссертация ... кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2002.

8. Савина Н.В. Развитие лидерской компетенции руководителей современных образовательных организаций. Ученые записки ИУО РАО. 2016; № 3 (59): 90 - 94.

9. Бурнашева Э.П. Развитие профессиональной готовности руководителей образовательных организаций к инновационному управлению. Лидерство и менеджмент. 2020; Т. 7, № 2: 227 - 236.

10. Шерайзина РМ. Лидерство и командный менеджмент: учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

11. Голдсмит М. Как стать эффективным лидером в условиях глобализации. Available at: https://hbrrussia.ru/liderstvo/psikhologiya/p17274/

12. Комлева В.В. Лидерство как фактор устойчивого развития общества: российские и зарубежные исследования. Среднерусский вестник общественных наук. 2015; Выпуск 10, № 6: 12 - 21.

13. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. Москва: Владос, 2010.

14. Пиралова О.Ф. Принцип осознанной перспективы при оптимизации обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерно-технических вузов. Фундаментальные исследования. 2013; № 1, Ч. 1: 95 - 98.

15. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвейс, 2000.

References

1. Rozin V.M. Obrazovanie v usloviyah modernizacii i neopredelennosti. Moskva: LIBROKOM, 2013.

2. Bolotov V.A. Vyzovy dlya sovremennoj didaktiki. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; № 1: 15 - 20.

3. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj 'ekonomiki. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: FGBOU VO «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2017: 41 - 47.

4. Avdeev P.S. Organizacionnoe liderstvo: obzor teorii chert. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014; № 10. Available at: https://human.snauka.ru/2014/10/7824

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bern 'E. Vvedenie v psihiatriyu i psihoanaliz dlya neposvyaschennyh. Glavnaya kniga po tranzaktnomu analizu. Perevod A.Yu. Kalmykova, V.K. Kalinenko, E.S. Kalmykova. Moskva: Akademicheskij proekt, 2018.

6. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya. Moskva: Akademiya, 2000.

7. Lesina L.A. Liderstvo vobrazovanii: sociologicheskijanaliz. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2002.

8. Savina N.V. Razvitie liderskoj kompetencii rukovoditelej sovremennyh obrazovatel'nyh organizacij. Uchenye zapiski IUO RAO. 2016; № 3 (59): 90 - 94.

9. Burnasheva 'E.P. Razvitie professional'noj gotovnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij k innovacionnomu upravleniyu. Liderstvo i menedzhment. 2020; T. 7, № 2: 227 - 236.

10. Sherajzina R.M. Liderstvo i komandnyj menedzhment: uchebnoe posobie. Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2003.

11. Goldsmit M. Kak stat' 'effektivnym liderom v usloviyah globalizacii. Available at: https://hbrrussia.ru/liderstvo/psikhologiya/p17274/

12. Komleva V.V. Liderstvo kak faktor ustojchivogo razvitiya obschestva: rossijskie i zarubezhnye issledovaniya. Srednerusskij vestnik obschestvennyh nauk. 2015; Vypusk 10, № 6: 12 - 21.

13. Kurganov S.Yu. Rebenok i vzroslyj v uchebnom dialoge: kniga dlya uchitelya. Moskva: Vlados, 2010.

14. Piralova O.F. Princip osoznannoj perspektivy pri optimizacii obucheniya professional'nym disciplinam studentov inzhenerno-tehnicheskih vuzov. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 1, Ch. 1: 95 - 98.

15. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj 'epohe. Paradoksy naslediya, vektoryrazvitiya. Moskva: 'Egvejs, 2000.

Статья поступила в журнал 23.07.21

УДК 378

Kasyanova E.V., senior lecturer, Reschetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected] Safonov K.V., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Head of Department of Applied Mathematics, Reschetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF FORMING ICT-COMPETENCE OF FUTURE IT-ENGINEERS THROUGH MEDIA EDUCATIONAL PROJECTS. The article reveals features of formation of information and communication competence of future IT-engineers in the context of the existing need of the state for highly qualified personnel and the need to search for new approaches in training IT-specialists. Urgency of training students in areas related to information technology has been substantiated. Approaches to understanding the training of IT-engineers, in particular the formation of ICT-competence at various stages of training, have been studied. Based on the formu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.