Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс в вузе / практико-ориентированная профессиональная подготовка / проектная деятельность / профессионально ориентированный проект / электронное сопровождение / educational process at university / practice-oriented professional training / project activity / professionally oriented project / electronic support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Емельянова

В данной статье рассматривается проблема педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов, в частности электронный формат сопровождения проектной деятельности, как особой формы взаимодействия участников практико-ориентированного образовательного процесса в вузе. Актуальность исследования основана на необходимости преодоления затруднений, испытываемых студентами при переходе на электронный или дистанционный формат обучения: несформированности навыков, необходимых для осуществления учебной работы с использованием разнообразных интернет-ресурсов; отсутствия возможности «живого взаимодействия» с участниками образовательного процесса, в том числе с преподавателями и студентами своей учебной группы; недостатком практических занятий. Выявлено противоречие между обучающим потенциалом цифровых технологий и недостаточной разработанностью методики педагогического сопровождения проектной деятельности в электронном формате. Целью статьи является конкретизация сущности и содержания электронного педагогического сопровождения проектной деятельности будущих педагогов. Обосновывается идея о том, что электронное педагогическое сопровождение представляет собой оптимально организованную интерактивную электронную образовательную среду, способствующую эффективной профессиональной подготовке студентов в процессе реализации проектной деятельности за счет профессионально целесообразного интерактивного взаимодействия членов проектной группы на различных этапах проекта. Описано содержание электронного сопровождения на разных этапах профессионально ориентированной проектной деятельности будущих педагогов. Результаты исследования могут послужить основой для разработки методической модели электронного сопровождения проектной деятельности студентов как значимой формы практико-ориентированной профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Емельянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES

The article deals with a problem of pedagogical support of professional training of students, in particular, the electronic format of project activity support as a special form of interaction of participants in the practice-oriented educational process at a university. Relevance of the research is based on the need to overcome the difficulties experienced by students when switching to an electronic or distance learning format: the lack of formation of skills necessary for carrying out educational work using a variety of Internet resources; the lack of the possibility of “live interaction” with the participants of the educational process, including with teachers and students of their study group; the lack of practical classes. Contradiction between the teaching potential of digital technologies and the insufficient development of the methodology of pedagogical support of project activities in electronic format is revealed. The purpose of the article is to concretize the essence and content of electronic pedagogical support for the project activities of future teachers. The article substantiates the idea that electronic pedagogical support is an optimally organized interactive electronic educational environment that promotes effective professional training of students in the process of implementing project activities due to professionally expedient interactive interaction of project team members at various stages of the project. The content of electronic support at different stages of professionally oriented project activities of future teachers is described. Results of the research can serve as a basis for the development of a methodological model of electronic support of students’ project activities as a significant form of practice-oriented professional training.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Emelyanova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Togliatti State University (Togliatti, Russia), E-mail: chistof@rambler.ru

ELECTRONIC PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES. The article deals with a problem of pedagogical support of professional training of students, in particular, the electronic format of project activity support as a special form of interaction of participants in the practice-oriented educational process at a university. Relevance of the research is based on the need to overcome the difficulties experienced by students when switching to an electronic or distance learning format: the lack of formation of skills necessary for carrying out educational work using a variety of Internet resources; the lack of the possibility of "live interaction" with the participants of the educational process, including with teachers and students of their study group; the lack of practical classes. Contradiction between the teaching potential of digital technologies and the insufficient development of the methodology of pedagogical support of project activities in electronic format is revealed. The purpose of the article is to concretize the essence and content of electronic pedagogical support for the project activities of future teachers. The article substantiates the idea that electronic pedagogical support is an optimally organized interactive electronic educational environment that promotes effective professional training of students in the process of implementing project activities due to professionally expedient interactive interaction of project team members at various stages of the project. The content of electronic support at different stages of professionally oriented project activities of future teachers is described. Results of the research can serve as a basis for the development of a methodological model of electronic support of students' project activities as a significant form of practice-oriented professional training.

Key words: educational process at university, practice-oriented professional training, project activity, professionally oriented project, electronic support.

Т.В. Емельянова, канд. пед. наук, доц., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, E-mail: chistof@rambler.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов, в частности электронный формат сопровождения проектной деятельности, как особой формы взаимодействия участников практико-ориентированного образовательного процесса в вузе. Актуальность исследования основана на необходимости преодоления затруднений, испытываемых студентами при переходе на электронный или дистанционный формат обучения: несформированности навыков, необходимых для осуществления учебной работы с использованием разнообразных интернет-ресурсов; отсутствия возможности «живого взаимодействия» с участниками образовательного процесса, в том числе с преподавателями и студентами своей учебной группы; недостатком практических занятий. Выявлено противоречие между обучающим потенциалом цифровых технологий и недостаточной разработанностью методики педагогического сопровождения проектной деятельности в электронном формате. Целью статьи является конкретизация сущности и содержания электронного педагогического сопровождения проектной деятельности будущих педагогов. Обосновывается идея о том, что электронное педагогическое сопровождение представляет собой оптимально организованную интерактивную электронную образовательную среду, способствующую эффективной профессиональной подготовке студентов в процессе реализации проектной деятельности за счет профессионально целесообразного интерактивного взаимодействия членов проектной группы на различных этапах проекта. Описано содержание электронного сопровождения на разных этапах профессионально ориентированной проектной деятельности будущих педагогов. Результаты исследования могут послужить основой для разработки методической модели электронного сопровождения проектной деятельности студентов как значимой формы практико-ориентированной профессиональной подготовки.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, практико-ориентированная профессиональная подготовка, проектная деятельность, профессионально ориентированный проект, электронное сопровождение.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00126 А

Информационно-коммуникационные технологии сегодня активно внедряются во все сферы жизни, в том числе и в образовательный процесс на всех его ступенях, изменяя и традиционные методы обучения, и самих участников образовательного процесса. В исследованиях обсуждается специфика взаимодействия «цифровых аборигенов» («цифрового поколения»), проведших большую часть своей жизни в окружении цифровых коммуникационных технологий, и «цифровых иммигрантов», с большим или меньшим успехом адаптирующихся к цифровой среде, но всегда в какой-то степени сохраняющих свой «доцифровой акцент» [1; 2; 3]. Однако принадлежность современных студентов к цифровому поколению не гарантирует их способность эффективно использовать ресурсы и технологии, наполняющие образовательный процесс, для повышения эффективности собственного обучения. Так, студенты, являясь активными пользователями мессенджеров WhatsApp, Viber, Facebook Messenger и др., испытывают затруднения при электронном или дистанционном форматах обучения.

Исследования, проведенные в 2020 - 2021 гг в ряде российских вузов, выявили основные трудности, с которыми приходится сталкиваться студентам: несформированность навыков, необходимых для осуществления учебной работы с использованием разнообразных интернет-ресурсов; отсутствие возможности «живого взаимодействия» с участниками образовательного процесса, в том числе с преподавателями и студентами своей учебной группы; недостаток практических занятий [4 - 7]. Особенно остро эти затруднения ощущаются при реализации проектной деятельности, предполагающей сотрудничество в группах в течение длительного времени (от одного семестра до нескольких лет), высокую степень поисково-исследовательской, творческой самостоятельности группы наряду с педагогически целесообразным руководством проектной деятельностью со стороны руководителя и куратора. Вдвойне справедливо данное мнение по отношению к будущим педагогам, для которых важно освоить проектные умения в электронной среде не только для успешности собственного обучения, но и для будущей профессиональной деятельности.

В современной научной литературе представлен широкий спектр исследований, в которых педагоги и ученые разрабатывали практико-ориентированные

модели и методики профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе и к условиям работы в цифровой школе. Предметом изучения выступали теоретические аспекты проектирования апостериорной модели профессиональной подготовки педагогических кадров в вузе [8], содержание и условия реализации принципа практикоориентированности в профессиональной подготовке педагогических кадров на примере организации наставничества [9], модели организации профессиональной деятельности молодых педагогов на основе персональной поддержки, научно-методического сопровождения [10; 11]. В ряде исследований проектная деятельность представлена в качестве эффективного инструментария освоения профессиональной деятельности, описана специфика организации сопровождения студенческих проектов посредством системы консультаций [12].

При реализации электронного или дистанционного форматов обучения будущих педагогов видоизменяется и понимание практикоориентированности проектной деятельности студентов, и суть ее педагогического сопровождения. Речь идет об электронном сопровождении, позволяющем решить противоречие между обучающим потенциалом цифровых технологий и недостаточной разработанностью методики педагогического сопровождения проектной деятельности в электронном формате как особой формы взаимодействия участников практи-ко-ориентированного образовательного процесса в вузе.

Электронное педагогическое сопровождение в рамках данного исследования рассматривается как оптимально организованная интерактивная электронная образовательная среда, способствующая эффективной профессиональной подготовке студентов в процессе реализации проектной деятельности за счет профессионально целесообразного интерактивного взаимодействия членов проектной группы на различных этапах проекта.

Рассмотрим каждый из этапов подробно на примере работы студентов То-льяттинского государственного университета, проходящих профессиональную подготовку по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и в соответствии с ранее разработанной автором статьи апостериорной моделью обучения будущих бакалавров психолого-педагогического образования на основе проектной деятельности [13].

Уточним, что ТГУ реализует ряд образовательных и научных проектов в сотрудничестве с партнерами [14], в том числе в образовательный процесс включена сквозная проектная деятельность, в которой задействованы все студенты дневной формы обучения. В 2019 - 2021 гп на кафедре педагогики и методики преподавания велась работа над профессионально направленным проектом «Game&Study».

1 этап: целеполагание (определение проблемы, формулирование и осмысление цели и задач проекта, средств его реализации, ожидаемый результат -продукт проекта). В условиях пандемии COVID-19 работа на этом этапе весьма специфична, поскольку предстояло разработать и реализовать проект в условиях дистанционного образования, сплотить команду, не имея при этом возможности непосредственно взаимодействовать со студентами. Цель руководителя проекта в данной ситуации - активизировать заинтересованность студентов в самом начале стартапа, мотивировать к работе над проблемой, решение которой неочевидно, а успех не гарантирован, сформировать готовность экспериментировать. Консультирование, распределение ролей членов команды с учетом потенциальных способностей и личной заинтересованности, конкретизация функционала проводились посредством «живого» общения в ходе видеоконференцсвязи на базе Zoom с использованием интерактивных презентаций, созданных на платформе визуальной коммуникации https://www.powtoon.com/ http://voicethread.com и с помощью ресурса http://voicethread.com. На первом занятии созданы группы проекта в соцсетях (ВКонтакте, Instagram).

Поскольку проект профессионально ориентированный, для выявления проблемы, которую предстояло решить в ходе проектной деятельности, в онлайн-ре-жиме осуществлялось взаимодействие с представителями образовательных организаций г Тольятти. Результатами первого этапа стали:

- разработка интерактивного списка группы проекта, в котором указаны роли и функции участников проектной группы, контакты для связи;

- создание групп проекта в соцсетях (ВКонтакте, Instagram);

- проведение в режиме мастер-классов онлайн, представлявших демо-версии ранее реализованных проектов студентов (игровой проект «Наша игра -ваш выигрыш» и др.);

- определение цели проекта: разработка дидактических медиаигр для развития инновационного мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Заказ на разработку информационного продукта был сформирован самими образовательными учреждениями. Предпочтительное решение и основные требования к продукту проекта: возможность демонстрации игр и участия в них посредством интерактивной доски и персонального компьютера.

В целом электронное сопровождение проекта на рассмотренном этапе позволило включить студентов, педагогов и школьников в ход проектной деятельности, сформировать навыки командной работы как внутри группы, так и во взаимодействии с внешними заинтересованными сторонами проекта.

2 этап: техническое обеспечение работы над проектом. Электронное педагогическое сопровождение на этом этапе направлено на формирование профессионально значимого умения выбирать и применять IT-технологии и ресурсы, а также умений в области организации проектной деятельности. В образовательный контент включается широкий спектр информационных ресурсов для поиска и отбора информации, ее логического осмысления и использования в проектной деятельности. Студенты работают над структурой программного продукта, совместно с руководителем проекта подбирают инструментальные средства для его создания, занимаются непосредственно разработкой программного продукта. Структура медиа-игр разрабатывается коллегиально на базе алгоритмизированного ресурса для создания интеллект-карты https://www.mindmeister.com/ru или веб-приложений Bubbl.us, Canva.com. Алгоритмы работы с веб-приложениями заранее разрабатываются и апробируются руководителем проекта с соблюдением принципа обеспечения информационной безопасности обучающихся. Проводится веб-конференция на базе ZOOM по использованию различных онлайн-сер-висов, требующих введения персональных данных.

3 этап: работа над созданием программного продукта. На этом этапе работа над структурной частью или компонентом медиаигры может осуществляться каждым студентом индивидуально, или же студенты в группах по несколько человек работают совместно в режиме онлайн под руководством руководителя проекта. Для создания медиаигр используются: онлайн конструктор фронтальных дидактических игр http://didaktor.ru/onlajn-konstruktor-didakticheskix-igr-v-klasse/; сервис для создания онлайн-игр WordWall https://wordwall.net/; сервис для создания дидактических игр Flippy https://flippity.net/; конструктор ProProfs https://www. proprofs.com/; адаптивная онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний CORE https://coreapp.ai/ и др.

Библиографический список

4 этап: обратная связь с заказчиками продукта проекта. Электронное педагогическое сопровождение на этом этапе заключается в выстраивании эффективной онлайн-коммуникации участников проектной группы, руководителя, куратора, потенциальных потребителей продукта проекта, других заинтересованных лиц. Демоверсия продукта представляется педагогам и обучающимся образовательных организаций города с целью апробации и получения рекомендаций по возможной корректировке продукта. Формы такой работы: обсуждение в блогах, предоставление разработанного продукта школьникам и учителям для использования на персональных компьютерах. Полученные отзывы и комментарии служат основой для внесения изменений в продукт проекта и улучшения его содержания.

5 этап: презентация и защита проекта. На этом этапе студенты представляют результаты работы над проектом. В опорном Тольяттинском государственном университете финальная защита проектов STARTUP SPRING EXPO-2020 проходила в онлайн-формате в рамках всероссийского интенсива совместно с Университетом 2035. Тольяттинские эксперты финала работали в пространстве «Точка кипения» в ТГУ. Эксперты из других городов, а также авторы проектов подключались к общению в онлайн-режиме.

6 этап: рефлексивно-аналитический. Проводится анализ результатов проектной деятельности (в том числе и в отношении коммуникации), их оценка, отработка превентивных мер по минимизации возможности возникновения проблем и затруднений в дальнейшей работе.

Содержание деятельности руководителя и куратора проекта на каждом из указанных этапов направлено на организацию взаимодействия и сотрудничества студентов (проектной команды) посредством использования электронного инструментария в проектной учебной среде. Основная задача состоит в достижении лучшего и наиболее детального понимания студентами смысла использования различных технологий для достижения группового результата. Такой подход позволяет в условиях цифровизации сохранить ключевой принцип обучения -«от человека к человеку», тем самым минимизируя или вовсе предотвращая риск превращения онлайн-обучения в «суррогатное обучение» [15].

На всех этапах проектной деятельности студентами использовались такие ресурсы, как:

- электронные ресурсы, обеспечивающие оценку образовательной деятельности в онлайн-среде: электронный журнал (сервис Google-Таблицы: https:// docs.google.com/spreadsheets/u/0/), содержащий список членов проектной группы, тематическое планирование, дневник индивидуальных заданий для каждого студента, оценку деятельности и комментарии к оценке;

- электронное учебно-методическое пособие «Проектная деятельность»

[16].

По окончании работы над проектом в электронном формате нами был проведен опрос студентов группы (согласно списку - 27 человек), показавший, что положительно относятся к электронному сопровождению проектной деятельности все студенты, при этом 18 человек указали, что в начале работы испытывали высокую степень недоверия и к данному формату, и к собственному успеху в таких нестандартных условиях. 22 человека охарактеризовали материал пособия и содержание консультационной и иной работы руководителя как полностью понятный и доступный, 5 человек иногда испытывали затруднения при изучении материала или выполнении индивидуальных заданий, поэтому предпочли бы получать индивидуальные консультации, а также иметь в своем распоряжении более широкий список методической литературы.

Всеми студентами высказана убежденность в том, что освоенные знания и умения работать с разнообразными ресурсами, опыт реализации проектной деятельности в режиме онлайн повышают уровень их профессиональной подготовки, дает уверенность в успешности работы в условиях цифрового образовательного процесса.

Электронное сопровождение позволяет выявлять и анализировать потребности и затруднения студентов, принимать своевременные меры по их преодолению, создавая тем самым атмосферу доверия, поддержки и заинтересованности в успешности каждого студента. Руководитель проекта не только организует учебное онлайн-пространство, но и обучает будущих педагогов адекватно выбирать и использовать электронные ресурсы, предоставляет студенту обратную связь о его достижениях.

Таким образом, проведенная нами работа подтвердила эффективность электронного сопровождения проектной деятельности, способствующего повышению мотивации студентов, формированию их способности к организации учебно-воспитательного процесса в условиях цифровизации и, в целом, повышению успешности профессиональной подготовки будущих педагогов.

1. Creighton T.B. Digital Natives, Digital Immigrants, Digital Learners: An International Empirical Integrative Review of the Literature. ICPEL Education Leadership Review. 2018; Vol. 19, № 1: 132 - 140.

2. Jarrahi M.H., Eshraghi A. Digital natives vs digital immigrants: A multidimensional view on interaction with social technologies in organizations. Journal of Enterprise Information Management. 2019; Vol. 32, № 6: 1051 - 1070.

3. Stickel L.H. Digital Natives and Digital Immigrants: Exploring Online Harassment Victimization by Generational Age. Internatonal Journal of Cyber Criminology. 2017; Vol. 11 (1): 39 - 62.

4. Гут Ю.Н. Отношение учащихся к ситуации непрогнозируемого обучения в цифровой среде. Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020: 431 - 437.

5. Отношение студентов к дистанционному обучению. Официальный сайт РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань. Available at: https://www.rsu.edu.ru/2020/05/29/otnoshenie-studentov-k-distantu/

6. Исследование МГППУ (г. Москва): отношение к дистанционному обучению студентов и преподавателей. Available at: https://mgppu.ru/news/8000

7. Преподаватели и студенты ТГУ об электронном обучении. Available at: https://ido.tsu.ru/science/projects/proj2016/elearning15-16.pdf

8. Писаренко Д.А. Философские основания проектирования апостериорной модели профессиональной подготовки педагогических кадров в высшей школе. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; № 3: 146 - 149.

9. Груздова И.В. Из опыта реализации принципа практикоориентированности в профессиональной подготовке педагогических кадров. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; Т. 1, № 6 (72): 107 - 123.

10. Руденко И.В. Развитие наставничества в сфере педагогического образования на основе изучения зарубежных практик. Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2021: 125 - 129.

11. Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. Научный вектор Балкан. 2021; Т. 5. № 2 (12): 15 - 20.

12. Таспаева М.Г Организация сопровождения проектной деятельности будущего техника-программиста. Вестник ОГУ. 2017; № 6 (206): 18 - 23.

13. Емельянова Т.В. Апостериорная модель подготовки будущих педагогов на основе проектной деятельности. Современное педагогическое образование. 2021; № 4: 75 - 80.

14. Криштал М.М., Соколова Т. А., Турутин К.В., Адаевская Т.И., Бабошина Э.С. Тольяттинский государственный университет: вчера, сегодня, завтра. Тольятти: Тольят-тинский государственный университет, 2016.

15. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures. Москва: Российский учебник, 2018.

16. Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Голубева И.В., Емельянова Т.В. Проектная деятельность. Тольятти: Из-во ТГУ 2019.

References

1. Creighton T.B. Digital Natives, Digital Immigrants, Digital Learners: An International Empirical Integrative Review of the Literature. ICPEL Education Leadership Review. 2018; Vol. 19, № 1: 132 - 140.

2. Jarrahi M.H., Eshraghi A. Digital natives vs digital immigrants: A multidimensional view on interaction with social technologies in organizations. Journal of Enterprise Information Management. 2019; Vol. 32, № 6: 1051 - 1070.

3. Stickel L.H. Digital Natives and Digital Immigrants: Exploring Online Harassment Victimization by Generational Age. Internatonal Journal of Cyber Criminology. 2017; Vol. 11 (1): 39 - 62.

4. Gut Yu.N. Otnoshenie uchaschihsya k situacii neprognoziruemogo obucheniya v cifrovoj srede. Cifrovaya gumanitaristika itehnologii vobrazovanii(DHTe2020). Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj psihologo-pedagogicheskij universitet, 2020: 431 - 437.

5. Otnoshenie studentov k distancionnomu obucheniyu. Oficial'nyj sajt RGU imeni S.A. Esenina, g. Ryazan'. Available at: https://www.rsu.edu.ru/2020/05/29/otnoshenie-studentov-k-distantu/

6. Issledovanie MGPPU (g. Moskva): otnoshenie k distancionnomu obucheniyu studentov i prepodavatelej. Available at: https://mgppu.ru/news/8000

7. Prepodavateli i studenty TGU ob 'elektronnom obuchenii. Available at: https://ido.tsu.ru/science/projects/proj2016/elearning15-16.pdf

8. Pisarenko D.A. Filosofskie osnovaniya proektirovaniya aposteriornoj modeli professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov v vysshej shkole. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2020; № 3: 146 - 149.

9. Gruzdova I.V. Iz opyta realizacii principa praktikoorientirovannosti v professional'noj podgotovke pedagogicheskih kadrov. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020; T. 1, № 6 (72): 107 - 123.

10. Rudenko I.V. Razvitie nastavnichestva v sfere pedagogicheskogo obrazovaniya na osnove izucheniya zarubezhnyh praktik. Teoreticheskie i prikladnye aspekty razvitiya sovremennoj nauki i obrazovaniya. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: NOU DpO «'Ekspertno-metodicheskij centr», 2021: 125 - 129.

11. Rudenko I.V., Sarkisova I.V. Nastavnichestvo kak forma nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya buduschih pedagogov. Nauchnyj vektor Balkan. 2021; T. 5. № 2 (12): 15 - 20.

12. Taspaeva M.G. Organizaciya soprovozhdeniya proektnoj deyatel'nosti buduschego tehnika-programmista. Vestnik OGU. 2017; № 6 (206): 18 - 23.

13. Emel'yanova T.V. Aposteriornaya model' podgotovki buduschih pedagogov na osnove proektnoj deyatel'nosti. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 4: 75 - 80.

14. Krishtal M.M., Sokolova T.A., Turutin K.V., Adaevskaya T.I., Baboshina 'E.S. Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet: vchera, segodnya, zavtra. Tol'yatti: Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet, 2016.

15. Obrazovanie dlya slozhnogo obschestva: doklad Global Education Futures. Moskva: Rossijskij uchebnik, 2018.

16. Ahmetzhanova G.V., Rudenko I.V., Golubeva I.V., Emel'yanova T.V. Proektnaya deyatel'nost'. Tol'yatti: Iz-vo TGU, 2019.

Статья поступила в редакцию 21.07.21

УДК 373

Kariagin S.N., postgraduate, Yaroslav the Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: ck.80@mail.ru

PROJECT-COLLECTIVE MANAGEMENT OF LEADERSHIP DEVELOPMENT AND LEADERSHIP QUALITIES OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article examines aspects of a phenomenon of leadership in the system of general education, which, like the entire system of Russian education, is undergoing a stage of its reform and modernization, due to the needs of modern society and the challenges of the time. The problem of leadership is being addressed today in various fields and spheres of life of a modern person, and not only in sports, business or politics. The interest in leaders has also manifested itself today in the field of education. The problem of readiness of heads of general education organizations to implement project-collegial management of leadership development is actualized. Today, every educational organization strives to become successful, which means achieving a high quality of education, which in turn is largely determined by the quality of management. A modern school should switch from a functioning mode to a development mode, and the atmosphere of leadership, competitiveness and success created in school collectives should contribute to this.

Key words: leader, leadership, leadership qualities, project and collegial management, general education organization.

С.Н. Карягин, аспирант, ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород,

E-mail: ck.80@mail.ru

ПРОЕКТНО-КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСТВА И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются аспекты феномена лидерства в системе общего образования, которое, как и вся система российского образования, переживает этап своего реформирования и модернизации, обусловленный потребностями современного социума и вызовами времени. К проблеме лидерства сегодня обращаются в различных областях и сферах жизнедеятельности современного человека, а не только в спорте, бизнесе или политике, интерес к лидерам проявился сегодня и в сфере образования. Актуализируется проблема готовности руководителей общеобразовательных организаций к осуществлению проектно-коллегиального управления развитием лидерства. Сегодня каждая образовательная организация стремится стать успешной, что означает достижение высокого качества образования, которое во многом, в свою очередь, детерминировано качеством управления. Современная школа из режима функционирования должна перейти в режим развития, а способствовать этому должна создаваемая в школьных коллективах атмосфера лидерства, соревновательности и успешности.

Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерские качества, проектно-коллегиальное управление, общеобразовательная организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.