ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2G2S, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика
ART 2S1G61 DOI: 1G.24412/2SG4-12GX-2G2S-11G61 УДК S78.147
Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к предпринимательству
Organizational and pedagogical conditions for the formation of university students' readiness for entrepreneurship
Автор статьи
L
Author of the article
L
Дагаева Елена Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры управления ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-1384-3720
Elena A. Dagaeva,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Management Chair, Taganrog Management and Economics Institute, Taganrog, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-1384-3720
Конфликт интересов
I
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для цитирования
I
For citation
L
Дагаева Е. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к предпринимательству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 07. - С. 48-67. -URL: https://e-koncept.ru/2023/231061.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11061
E. A. Dagaeva, Organizational and pedagogical conditions for the formation of university students' readiness for entrepreneurship // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 07. - P. 48-67. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231061.htm. DOI:
10.24412/2304-120X-2023-11061
Поступила в редакцию Received 22.05.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.06.23
Принята к публикации Accepted for publication 22.06.23 Опубликована Published 31.07.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Дагаева Е. А., 2023
Аннотация
В сложившихся социально-экономических условиях развитие предпринимательской активности населения является залогом устойчивого экономического развития страны. Одним из значимых приоритетов современного российского государства выступает развитие молодежного предпринимательства. Российской экономике как никогда нужны активные молодые профессионалы, обладающие предпринимательским мышлением, ориентированные на создание своего дела, новых рабочих мест и внедрение инноваций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска ответа на вопрос о том, какие факторы могут стимулировать развитие предпринимательской активности студентов в период их обучения в вузе. Цель статьи - анализ организационно-педагогических условий формирования готовности студентов высших учебных заведений к предпринимательству как фактора стимулирования их предпринимательских намерений и предпринимательской активности. Ведущими подходами к исследованию выступили системный, компетентность^ и средовой. Их применение позволяет глубоко и комплексно проанализировать проблемы формирования готовности к предпринимательству у студентов вузов и систематизировать организационно-педагогические условия, оказывающие влияние на нее. В статье представлены результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных источников по проблеме стимулирования предпринимательской активности студентов высших учебных заведений, а также результаты социологического опроса студентов вуза на предмет выявления факторов, влияющих на их готовность к предпринимательству. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят дополнить и углубить научные представления о влиянии организационно-педагогических условий на формирование готовности студентов к предпринимательству. Практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации, основанные на его результатах, могут быть внедрены в работу подразделений вузов, отвечающих за развитие предпринимательских компетенций студентов и стимулирование их предпринимательской активности, и позволят оптимизировать деятельность высших учебных заведений в контексте формирования и развития предпринимательской экосистемы вуза.
Ключевые слова
Abstract
The development of entrepreneurial activity of the population is the key to sustainable economic development of the country in the current socio-economic conditions. One of the significant priorities of the modern Russian state is the development of entrepreneurship among young people. The Russian economy more than ever needs active young professionals with an entrepreneurial mindset, focused on creating their own business, creating new jobs and introducing innovations. The relevance of the study is due to the need to find an answer to the question of what factors can stimulate the development of entrepreneurial activity of students during their studies at the university. The purpose of the article is to analyze the organizational and pedagogical conditions for the formation of university students' readiness for entrepreneurship, which ensure the transition from entrepreneurial intentions to the implementation of entrepreneurial activities. The leading approaches to the study were: systemic, competency-based and environmental approaches. Their application makes it possible to deeply and comprehensively analyze the problems of formation of readiness for entrepreneurship among university students and to systematize the organizational and pedagogical conditions that influence it. The article presents the results of a theoretical analysis of domestic and foreign sources on the problem of stimulating the entrepreneurial activity of students of higher educational institutions, as well as the results of a sociological survey of university students to identify factors that affect their readiness for entrepreneurship. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results will supplement and deepen the scientific understanding of the influence of organizational and pedagogical conditions on the formation of students' readiness for entrepreneurship. The practical significance of the study lies in the fact that recommendations based on its results can be implemented in the work of university departments responsible for developing students' entrepreneurial competences and stimulating their entrepreneurial activity and will optimize the activities of higher education institutions in the context of the formation and development university entrepreneurial ecosystem.
Key words
готовность студентов к предпринимательству, предпринимательские намерения, предпринимательские компетенции, образовательная среда вуза, организационно-педагогические условия, предпринимательская экосистема вуза
Благодарности
readiness of students for entrepreneurship, entrepreneurial intentions, entrepreneurial competences, educational environment of the university, organizational and pedagogical conditions, entrepreneurial ecosystem of the university
Acknowledgements
Автор выражает благодарность руководителям экономического, юридического факультетов и факультета управления ТИУиЭ, а также кураторам групп, оказавшим организационную поддержку в проведении социологического опроса.
The author expresses her gratitude to the heads of the Economics, Law and Management Faculties of the TMEI, as well as to the tutors of the groups who provided organizational support in conducting a sociological survey.
Введение / Introduction
Сложившиеся социально-экономические и внешнеполитические условия актуализируют запрос на развитие предпринимательства в целях обеспечения устойчивого экономического роста нашей страны и повышения ее конкурентоспособности. Актуальный
научный взгляд на предпринимательство состоит в том, что «подлинное предпринимательство - это гораздо больше обычного бизнеса» [1], оно рассматривается как комплексное умение, проникающее во все сферы жизни общества и преобразующее его [2].
Подлинный предприниматель - это инноватор, гибкий и креативный, открытый новому опыту, обладающий значительным потенциалом к развитию и самосовершенствованию и несущий ответственность перед собой и обществом за результаты реализации своей предпринимательской идеи. Во всем мире именно студенческая молодежь считается самой динамичной частью общества, обладающей наиболее высоким предпринимательским потенциалом [3].
В Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» одним из направлений ее реализации указаны поддержка инициатив и содействие предпринимательской деятельности молодежи [4].
Сегодня перед вузами стоит задача подготовки специалистов, обладающих развитым предпринимательским мышлением, специальными предпринимательскими компетенциями, способных к принятию рациональных управленческих решений, ориентированных на ведение инновационной деятельности и готовых нести неизбежные для предпринимательской деятельности риски [5]. Считается, что реализация третьей миссии университета и фокусировка усилий на формировании готовности студентов к предпринимательству и соответствующих компетенций позволит нарастить мощный инновационный потенциал социально-экономического развития на региональном и государственном уровнях [6].
На данный момент интерес исследователей сконцентрирован на изучении факторов стимулирования технологического предпринимательства студенческой молодежи [7] и проблемах развития предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений [8]. Изучению организационно-педагогических условий вуза, способствующих переходу от предпринимательских намерений к активным действиям по осуществлению предпринимательской деятельности уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания.
Цель статьи - анализ и систематизация организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов высшего учебного заведения.
Обзор литературы / Literature review
В отечественной и зарубежной науке за последние десятилетия был накоплен значительный пласт исследований, направленных на изучение факторов развития предпринимательских намерений и предпринимательских компетенций студентов.
Особого внимания заслуживают труды Б. Берд, чьи исследования по данной тематике являются одними из первых. Б. Берд определяет намерения как состояние сознания индивида, которое позволяет достигнуть поставленных целей благодаря аккумуляции внимания, опыта и конкретных действий [9]. Под предпринимательскими компетенциями Б. Берд понимаются такие навыки и характеристики личности, которые подталкивают к рискованным экономическим инициативам и способствуют выживанию и развитию [10].
Значимый вклад в развитие данной темы внесли Айзен, Шапиро и Сокол, чьи теоретические модели легли в основу целого ряда исследований, посвященных изучению предпринимательской активности студенческой молодежи. Широкое призна-
ние получили модель запланированного поведения Айзена [11] и модель предпринимательского события Шапиро и Сокола [12], в которых были представлены внутренние и внешние факторы формирования предпринимательских намерений.
Г. В. Широкова, выделяя три подхода к исследованию предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный, отмечает, что развитие концепции предпринимательских намерений эволюционирует в сторону исследования контекстуальных факторов, связанных с предпринимательскими намерениями [13].
В последние годы в центре внимания исследователей находится поиск ответа на вопрос, какие факторы влияют на сокращение «разрыва» между предпринимательским намерением и конкретными действиями по осуществлению предпринимательской деятельности. Актуальность этого поиска обусловлена общемировой тенденцией к снижению предпринимательской активности в постпандемийный период [14].
В исследовании К. А. Богатыревой и Г. В. Широковой обосновано, что на процесс перехода от предпринимательских намерений к действиям по созданию бизнеса влияют три группы факторов: факторы индивидуального уровня, факторы микросреды и факторы макросреды [15]. Как отмечают авторы, переход от намерений к действиям обеспечивается формированием психологической готовности индивида, под которой понимается «состояние предстартовой активизации человека» [16].
На данный момент в отечественной науке достаточно глубоко исследованы психологические аспекты готовности студентов к предпринимательству. Так, А. В. Посо-хова рассматривает психологическую готовность к предпринимательской деятельности как важное личностно-профессиональное свойство конкурентоспособных предпринимателей и выделяет в ее структуре такие компоненты, как мотивационный, оперативно-деятельностный, когнитивный, личностный, ресурсный [17].
С. Т. Джанерьян и И. А. Солдатова трактуют психологическую готовность молодых людей к предстоящей предпринимательской деятельности как «особенности психического облика личности, которые могут обеспечить продуктивность соответствующей деятельности, то есть выступают в качестве предикторов предпринимательской деятельности». В структуре компонентов психологической готовности к предпринимательству авторы, помимо характерологического, компетентностного (способности), также выделяют мотивационный [18].
Н. Г. Климанова и Н. Г. Терещенко определяют психологическую готовность к предпринимательской деятельности как симптомокомплекс «предпринимательских мотивов и целей», выражающийся в стремлении заниматься предпринимательством и готовности к проявлению настойчивости в достижении ее целей и наличии «предпринимательских ресурсов», таких профессионально важных качеств, как предприимчивость, стратегическое мышление, стрессоустойчивость [19].
Т. Г. Хащенко использует термин «личностная готовность к предпринимательской деятельности» (ЛГПД), понимая под ним системное личностное образование, интегрирующее когнитивные, аффективные, мотивационные и поведенческие структуры, синергетический эффект которых проявляется в эффективной включенности личности в предпринимательскую деятельность [20].
Согласно Д. Ф. Барсуковой, готовность студентов к предпринимательству является комплексным образованием и включает в себя психологический, коммуникативный, деятельностный, управленческий, профессионально-ориентационный, экономический компоненты [21].
Таким образом, мы видим, что готовность к предпринимательству - это сложное, системное, многокомпонентное образование, которое включает в себя не только внутренние элементы - личностные особенности и специальные компетенции, но и внешние - средовые.
Опираясь на теоретические модели Айзена, Шапиро и Сокола, а также концепции отечественных исследователей, готовность студентов вуза к предпринимательству мы будем понимать как системное образование, выражающееся в единстве внешних и внутренних компонентов - психологических, компетентностных и средовых, способствующее переходу от предпринимательских намерений к активным действиям по осуществлению предпринимательской деятельности.
Обзор отечественных и зарубежных источников показывает, что важное место в формировании системы компонентов готовности студентов к предпринимательству все чаще отводится такому фактору, как образовательная среда вуза.
Е. Ю. Васильева определяет образовательную среду вуза как «упорядоченную целостную совокупность элементов, взаимодействие и интеграция которых обусловливают наличие у образовательного учреждения выраженной способности создавать условия и возможности для целенаправленного и эффективного использования педагогического потенциала среды в интересах развития личности всех ее субъектов» [22].
Как отмечают Е. Г. Поздеева и Н. С. Назарова, «образовательная среда вуза обладает силой влияния, которая создает ценностный режим приоритета предпринимательской инициативы, поддерживающие условия, способствует приобретению необходимых знаний и навыков, развивает поведенческие установки, акцентируя примеры успешной предпринимательской и инновационной деятельности» [23]. По мысли авторов, именно образовательная среда вуза обеспечивает переход от предпринимательских намерений к активным действиям по созданию собственного дела. Результаты исследований Р. Н. Литвиновой, М. В. Потаниной, А. А. Абдрахмановой [24] и Л. В. Горюновой [25] подтверждают данный вывод.
Согласно результатам, полученным коллективом ученых под руководством Цай Ли, в преодолении разрыва между предпринимательским намерением и предпринимательским поведением решающую роль играет так называемая «предпринимательская страсть». Она оказывает положительное влияние на предпринимательские намерения и предпринимательскую активность студентов в целом. С точки зрения авторов, прямой задачей вуза является управление процессом активного создания благоприятной образовательной среды, которая будет способствовать развитию «предпринимательской страсти» студентов, а также таких качеств личности, как активность, бизнес-алертность (умение видеть возможности для бизнеса), самоэффективность, и тем самым стимулировать их предпринимательское поведение [26].
По справедливому замечанию Р. Н. Литвиновой, на данный момент отсутствует единый подход к формированию организационно-педагогических условий образовательной среды для развития предпринимательских компетенций студентов вуза
[27]. Рассмотрение теоретических источников по теме исследования позволяет выделить ряд организационно-педагогических условий, которые выступают в качестве барьеров на пути формирования готовности к предпринимательству.
Одним из препятствий в стимулировании предпринимательской активности студентов выступает низкий уровень развития предпринимательских компетенций
[28]. Так, результаты опроса студентов Национального исследовательского Томского политехнического университета, Университета Загреба и Лионского университета,
проведенного коллективом авторов под руководством М. Г. Минина, показали, что одной из наиболее важных причин, по которой выпускники не создают собственный бизнес, является отсутствие соответствующих компетенций [29]. Данная проблема, с точки зрения авторов, требует от вузов переориентации педагогической системы обучения на целенаправленное формирование предпринимательской компетентности обучающихся.
Авторы обосновывают, что для формирования предпринимательской компетентности и готовности выпускника к созданию собственного бизнеса в учебные планы вузов необходимо включить ряд специальных дисциплин, следует шире применять интерактивные и проектные методы обучения [30].
Значимость специальных знаний в формировании готовности к предпринимательству подтверждают результаты масштабного международного исследования предпринимательского духа студентов, в котором была выявлена взаимосвязь степени готовности к предпринимательству с профилем специальности: студенты экономико-управленческого профиля демонстрируют более высокие показатели готовности в сравнении со студентами, получающими естественно-научное образование [31].
Развитие молодежного предпринимательства в высших учебных заведениях должно опираться на образовательные стандарты, однако, как справедливо отмечает Д. Ф. Барсукова, на сегодняшний день в образовательных и профессиональных стандартах недостаточно представлен компонент по формированию предпринимательских компетенций студентов [32]. Пока данная проблема не решена, способствовать сокращению «разрыва» между предпринимательскими намерениями студентов и осуществлением этих намерений на практике могут практико-ориентированные программы подготовки студентов к предпринимательской деятельности.
Так, Е. Н. Махмутовой и Р. Н. Ворониной рассмотрен комплекс организационно-педагогических средств, направленных на формирование предпринимательских компетенций и готовности студентов ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» к предпринимательству. Данный комплекс включает в себя реализацию нескольких этапов, начиная с выбора предпринимательского трека и заканчивая запуском личного/командного проекта и защитой выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом» [33].
Успешный опыт реализации модели практико-ориентированного обучения предпринимательству в ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» освещен в монографии под редакцией Г. В. Петрук [34].
В работах Е. М. Землиной рассматриваются особенности и итоги реализации программ акселерации, осуществляемых на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Согласно результатам проведенного автором исследования, программы акселерации способствуют повышению готовности студентов к предпринимательской деятельности [35]. Е. М. Землина обосновывает необходимость развития предпринимательской экосистемы в высших учебных заведениях как способа интеграции студентов, преподавателей, предпринимателей в целях успешной реализации бизнес-проектов обучающихся и формирования готовности к предпринимательской деятельности на более высоком уровне [36].
Системное представление о стандартах предпринимательской экосистемы университета, целью которой является поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов, а также рекомендации по их внедрению, начиная с философии и институциональной среды университета и заканчивая работой со стартап-
сообществом и онлайн- и офлайн-площадками предпринимательства, детально изложены в работе А. В. Короткова и М. Р. Зобниной. Как отмечают авторы, в основе успешной предпринимательской экосистемы университета лежат несколько базовых принципов: 1) поддержка частной инициативы; 2) признание априорной готовности студентов к предпринимательской деятельности; 3) благоприятное отношение к начинающим предпринимателям; 4) поощрение проб и ошибок [37].
Следует подчеркнуть значимость каждого элемента предпринимательской экосистемы вуза в повышении предпринимательской активности студентов. Особую актуальность в связи с этим приобретают исследования, направленные на поиск и ликвидацию «белых пятен» в изучении предпринимательской экосистемы вуза. Так, З. Г. Ханова акцентирует внимание на повышении компетентности профессорско-преподавательского состава вузов, непосредственно принимающего участие в подготовке студентов к предпринимательству [38]. И. Н. Шафранская, опираясь на результаты проведенного ею исследования, предлагает уделять больше внимания развитию медийной поддержки молодежного предпринимательства как со стороны СМИ вуза, так и силами самих студентов в социальных сетях, что, по мнению автора, также будет способствовать стимулированию предпринимательской активности студентов [39].
Таким образом, как показал обзор литературы, важным условием сокращения «разрыва» между намерениями и осуществлением предпринимательской деятельности выступает формирование готовности студентов вуза к предпринимательству, под которой понимается системное образование, выражающееся в единстве внешних и внутренних компонентов (психологических, компетентностных и средовых).
Обзор отечественных и зарубежных источников по теме исследования показывает, что важное место в формировании системы компонентов готовности студентов к предпринимательству занимает образовательная среда вуза и ее организационно-педагогические условия.
Перспективной исследовательской задачей является анализ и систематизация организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству как фактора стимулирования их предпринимательских намерений и предпринимательской активности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В основу исследования положены системный, компетентностный и средовой подходы, позволяющие всесторонне проанализировать факторы, влияющие на формирование готовности к предпринимательству студентов вуза.
Теоретической основой исследования является анализ отечественных и зарубежных научных публикаций по проблеме из баз РИНЦ и Scopus.
Эмпирической базой исследования выступили результаты социологического опроса студентов Таганрогского института управления и экономики (далее - ТИУиЭ) в виде онлайн-анкетирования. Выборка исследования составила 136 респондентов (25% от общей численности обучающихся на программах ВПО ТИУиЭ), студентов юридического, экономического факультетов и факультета управления очной и очно-заочной форм обучения с первого по четвертый курс. 68,4% опрошенных - девушки и 31,6% - юноши.
Результаты исследования / Research results
В апреле 2023 года нами был проведен социологический опрос студентов ТИУиЭ, направленный на изучение факторов готовности студентов к предпринимательству.
Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, в каком возрасте лучше начинать собственный бизнес?» показывает, что практически для половины опрошенных возраст не имеет значения (50,7%), однако 32,4% придерживаются мнения, что становиться предпринимателем целесообразно, поработав в найме и набравшись опыта. Сразу после окончания вуза открыть свое дело готовы лишь 8,8% опрошенных; еще меньше студентов (7,4%) полагают, что первый опыт предпринимательства можно получить, обучаясь в вузе.
Подобное распределение ответов указывает на то, что период обучения в вузе не рассматривается опрошенными как достаточно надежное основание для уверенного начала предпринимательской деятельности, что актуализирует необходимость рассмотрения организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ.
Отвечая на вопрос «Хотели бы Вы в будущем стать предпринимателем?», 34,6% респондентов предпочли ответ «да»; 39% - «скорее да»; 5,9% опрошенных нами студентов указали, что у них уже есть свое дело; 11% затруднились ответить; 18,1% выбрали ответ «скорее нет» и 5% респондентов выбрали ответ «нет».
Анализ полученных результатов подводит нас к выводу о привлекательности данного вида деятельности для большинства опрошенных нами студентов, что обосновывает необходимость совершенствования организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ.
В оценке решающих факторов успеха в предпринимательстве студенты уделяют внимание как внешним экономическим условиям: «высокий спрос, потребность аудитории в товаре/ услуге» (54,4%), «стартовый капитал» (50%), «эффективный маркетинг и реклама» (39,7%), так и внутренним, компетентностным: «специальные знания в области ве-
дения бизнеса» (43,4%), «продуманный бизнес-план» (41%) (см. рис. 1).
товаре/услуге Много работать ■ 27.9%
Инновационная и прорывная бизнес-идея Продуманный бизнес-плэи ■ 27,9%
Сильная команда Г"!гтт Iunni-.H1-.IP чнднна п лЙпдггидадриио ^^ Я 27.9%
бизнеса Эффективный маркетинг и реклама
Стартовый капитал Бопьшиеинвестиции в проект 50%
Хорошее обра эование
Удача ■1 13.2%
Рис. 1. Ответы на вопрос «Выберите три решающих фактора успеха для достижения успеха
в бизнесе в России»
Выявленный факт указывает на осознание студентами значимости специальных знаний в осуществлении предпринимательской деятельности и усиливает значимость расширения компонента образовательных и профессиональных стандартов, отвечающих за формирование предпринимательских компетенций студентов.
Данный вывод подтверждается и анализом результатов ответа на вопрос «Должен ли предприниматель обладать набором специальных знаний, умений и навыков?». Подавляющее большинство респондентов (94,9%) ответили утвердительно, выбрав варианты ответов «да» - 51,1% и «скорее да» - 43,8%.
Вместе с тем, отвечая на вопрос «Проходили ли Вы обучение предпринимательству?», 90,5% опрошенных нами студентов констатировали, что не имели такого опыта. В то же время на вопрос «Если бы Вам предложили бесплатное обучение предпринимательству в период обучения в вузе, согласились бы Вы его пройти?» подавляющее большинство опрошенных ответили утвердительно: 49,3% выбрали вариант ответа «определенно да», 36,8% - «скорее да» (см. рис. 2).
Скорее да; 36,80%
Скорее нет; 6,60%
Определенно нет; 1,50%
Затрудняюсь ответить; 5,90%
Рис. 2. Ответы на вопрос «Если бы Вам предложили бесплатное обучение предпринимательству в период обучения в вузе, согласились бы Вы его пройти?»
Итак, студенты осознают, что залогом успеха в предпринимательстве являются специальные знания и умения, что еще раз подчеркивает значимость ориентации системы обучения на целенаправленное формирование предпринимательских компетенций обучающихся и включение в учебные планы вуза практико-ориентирован-ных программ подготовки студентов к предпринимательской деятельности.
Анализ учебных планов бакалавриата ТИУиЭ по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» показал, что компонент по формированию предпринимательских компетенций студентов представлен всего двумя дисциплинами, такими как «Бизнес-планирование» и «Предпринимательское право». Также было выявлено, что на данный момент в ТИУиЭ отсутствует практика защиты выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом», нет программ акселерации и системы поддержки студенческих стартапов. Все это в целом свидетельствует о недостаточной сформированности компетентностного компонента организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов ТИУиЭ.
К положительным моментам следует отнести привлечение вузом предпринимателей города в качестве приглашенных преподавателей, использование преподавателями проектных и интерактивных методов в обучении, однако для достижения поставленной задачи этих мер недостаточно.
Комплекс организационно-педагогических условий, направленных на совершенствование компетентностного компонента готовности студентов к предпринимательству, в качестве основных должен включать в себя следующие средства:
1) разработку и включение в учебные планы практико-ориентированных программ подготовки к предпринимательской деятельности;
2) широкое использование проектных и интерактивных методов в обучении;
3) разработку системы повышения профессиональной компетентности преподавателей вуза, участвующих в развитии предпринимательских компетенций;
4) активное привлечение предпринимателей в качестве приглашенных преподавателей;
5) защиту выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом»;
6) создание и реализацию на базе вуза программ акселерации.
Рассматривая средовой компонент организационно-педагогических условий
формирования готовности студентов к предпринимательству, прежде всего, следует отметить, что организационная культура вуза должна быть лояльной и дружественной по отношению к предпринимательским ценностям. Если администрация и пре-подавательско-профессорский состав вуза (далее - ППС) транслируют свое положительное отношение к предпринимательству, то тогда и студенты воспринимают предпринимательскую деятельность как уважаемое, престижное и социально значимое занятие. Препятствием к формированию «предпринимательского духа» и предпринимательских ценностей в образовательной среде вуза является непримиримость к ошибкам и промахам, осуждение неудачи. И напротив, поощрение проб и экспериментов, признание права на ошибку стимулирует предпринимательскую активность студентов и укрепляет их веру в себя.
Таким образом, поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов администрацией и ППС вуза имеют приоритетное значение в формировании средового компонента готовности студентов к предпринимательству.
Не последнюю роль играет наличие определенной инфраструктуры, посредством которой можно обеспечить реализацию и сопровождение предпринимательских инициатив студентов.
Анализ средового компонента организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ показал, что на данный момент в вузе нет структурного подразделения, которое отвечало бы за задачи, связанные со стимулированием предпринимательской активности студентов, и обеспечивало бы вовлеченность студентов в специфику предпринимательской деятельности путем организации специальных мероприятий внутри вуза и за его пределами.
С момента возникновения ТИУиЭ поддерживает связь с местными сообществами предпринимателей: Таганрогской торгово-промышленной палатой, городским Фондом поддержки и развития конкуренции и предпринимательства, Ассоциацией предпринимателей Таганрога. Представители данных организаций посещают ежегодную апрельскую научно-практическую конференцию ТИУиЭ, выступают на «круглых столах» в качестве спикеров, присутствуют в качестве гостей на значимых мероприятиях вуза. Взаимодействие носит локальный и представительский характер.
Это означает, что потенциал сотрудничества между вузом и бизнес-сообществом, на наш взгляд, не реализован. Таким образом, необходимо обеспечить включенность вуза в предпринимательское сообщество с целью реализации совместных проектов, развития менторинга и наставничества.
В ходе изучения средового компонента было также выявлено, что в ТИУиЭ отсутствует планомерная и систематичная работа медиа вуза по продвижению и популяризации молодежного предпринимательства. Задача информирования студентов о возможностях обучения предпринимательству не реализуется в должной мере.
Так, в ходе анкетирования была обнаружена низкая осведомленность студентов о возможностях бесплатного обучения ведению бизнеса вне вуза. Подавляющее большинство опрошенных нами студентов (75%) не осведомлены о существующих на данный момент бесплатных программах обучения предпринимательству, что можно
считать погрешностью в работе медиа вуза (рис. 3).
мсп.рф. Государственная платформа для предпринимателей
| 11.80%
Платформа ^Открытоеобразование» | 13, 20%
Национальный открытый университет ИНТУИТ | 6,60%
Международный акселератор дпя
студентов, аспирантов и научных | 5.10%
сотрудников от Сбера
Не знаком ни один из перечисленных вариантов 175%
Рис. 3. Ответы на вопрос «Какие из бесплатных программ обучения ведению бизнеса Вам знакомы?»
С другой стороны, учитывая, что информация о данных программах находится в свободном доступе в сети Интернет, можно прийти к выводу, что сами студенты не задавались целью заняться самообразованием в области предпринимательства и не осуществляли самостоятельный поиск образовательных курсов по предпринимательству. Это может указывать на несформированность мотивации и навыков самообразования студентов.
Таким образом, полученные в ходе анкетирования результаты свидетельствуют как о заинтересованности студентов в получении специальных знаний в области предпринимательства, так и о том, что их позиция в отношении обучения предпринимательству является скорее пассивной и декларативной. При имеющихся возможностях получить специальные знания и развить предпринимательские компетенции лишь малая часть готова реализовать свои намерения на практике без помощи вуза.
Итак, анализ средового компонента ТИУиЭ показывает, что на данный момент не создано единое информационное и социокультурное пространство, которое облегчало бы переход от предпринимательских намерений к активным действиям.
Совершенствование средового компонента организационно-педагогических условий может включать в себя следующие средства:
1) поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов администрацией и ППС вуза;
2) обеспечение вовлеченности студентов в специфику предпринимательской деятельности путем организации специальных мероприятий внутри вуза и за его пределами;
3) медийная поддержка молодежного предпринимательства в вузе как силами СМИ вуза, так и самих студентов;
4) развитие лояльной к предпринимательству организационной культуры в вузе.
Анализ психологического компонента организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству предполагал выявление внутренних барьеров, которые блокируют предпринимательские намерения студентов. В рамках анкетирования нами был предложен проективный вопрос «Что мешает людям выбрать карьеру предпринимателя? Выберите не более трех вариантов». Ре-
зультаты представлены на рис. 4.
Страх потерпеть неудачу 79,4%
Отсутствие знаний и навыков 59,6%
Отсутствие веры в себя 42,6% 1
Лень 45,6%
Отсутствие четкого плана действий ■НН 21%
Отсутствие команды единомышленников ■■ 12.5% СО А О/
члсутствие стартового капитала Отсутствие поддержки со стороны близких Ш 8.1% Эо, 1 /о
Нестабильная экономическая ситуация в 27,9%
стране
Дефицит поддержки со стороны государства 1^ШШ 20,6%
Другое 1 1,5%
Рис. 4. Ответы на вопрос «Что мешает людям выбрать карьеру предпринимателя ? Выберите не более трех вариантов»
Как следует из рис. 4, среди наиболее значимых факторов, препятствующих выбору карьеры предпринимателя, студенты называют преимущественно внутренние, психологические барьеры: «страх потерпеть неудачу» (79,4%), «лень» (45,6%), «отсутствие веры в себя» (42,6%), а также низкий уровень компетенций - «отсутствие знаний и навыков» (59,6%). Из числа внешних, экономических или социальных барьеров значимым более чем для половины опрошенных представляется «отсутствие стартового капитала».
Определяя собственные ограничения к осуществлению предпринимательской деятельности, больше половины опрошенных нами студентов (60,3%) на первое место поставили внешний фактор - «отсутствие стартового капитала». В остальном результаты совпали с ответами на предыдущий вопрос (см. рис. 5).
Сравнительный анализ ответов на проективный и прямой вопросы о барьерах к осуществлению предпринимательской деятельности показывает, что значение психологических барьеров («страх потерпеть неудачу», «отсутствие веры в себя», «лень») в отношении самих себя студентами нивелируется, что может быть вызвано защитной реакцией. Признаться себе в том, что помехой к занятию предпринимательством ме-
шают лень, страх неудачи и отсутствие веры в себя, болезненно для собственной самооценки. Психологически комфортнее и безопаснее в качестве объяснения ограничений к занятию предпринимательством указать такую внешнюю причину, как «отсутствие стартового капитала».
Отсутствие стартового капитала 60,3%
Отсутствие четкого плана действий Отсутствие знании л навыков
Страх потерпеть неудачу
Отсутствие комавды единомышленников, партнеров
Отсутствие веры 8 себя
Отсутствие поддержки со стороны близких
Нестабильная экономическая ситуация в стране
Дефицит поддержки со стороны государства
Лень
Рис. 5. Ответы на вопрос «Какие ограничения есть лично у Вас, чтобы стать предпринимателем? Выберите не более трех вариантов»
Таким образом, полученные результаты подводят нас к выводу, что при проектировании организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству особое внимание следует уделить психологическому компоненту, в частности развитию самоэффективности, под чем понимается вера в себя и успех предпринимаемых тобой действий, а также развитию навыков самоменеджмента.
Инструментом развития самоэффективности и самоменеджмента студентов может выступать тренинг как комплексный метод обучения и развития. На сегодняшний день тренинг как технология считается одним из самых эффективных методов формирования надпрофессиональных навыков [40]. Применение тренинговых технологий в образовательном процессе не только позволит сформировать у студентов практические навыки, необходимые для успешного осуществления предпринимательской деятельности (целеполагание, тайм-менеджмент, коммуникативные навыки и др.), но также должно способствовать коррекции личностных качеств, установок и поведения обучающихся, в частности, развитию самостоятельности, активности, инициативности, бизнес-алертности - всего того, что составляет суть «предпринимательского духа».
Реализация подобных тренинговых программ возможна как на базе психологического центра вуза, так и в рамках работы подразделения ТИУиЭ, отвечающего за развитие управленческих компетенций студентов и их трудоустройство. Также может быть рекомендовано включить в учебные планы факультатив «Технологии развития личностных ресурсов предпринимательской деятельности».
К средствам, нацеленным на развитие психологического компонента организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов вуза, можно также отнести проведение как неформальных встреч с предпринимателями, в ходе которых будет происходить живое общение студентов с со-
стоявшимися владельцами бизнеса, так и проведение мастер-классов предпринимателей и конкурсов бизнес-проектов, вдохновляющих студентов на выдвижение и разработку собственных бизнес-идей.
Следует заострить внимание на особой роли преподавателей и особенно преподавателей-предпринимателей в формировании психологической готовности студентов к предпринимательству. Энтузиазм преподавателей как проявление «предпринимательской страсти» будет напрямую способствовать эмоциональной вовлеченности студентов в тему предпринимательства и придавать им больше смелости и уверенности в своих силах в выдвижении предпринимательских инициатив.
Недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется роли выпускников вуза в формировании психологического компонента организационно-педагогических условий формирования готовности к предпринимательству студентов вуза. Выпускники, создавшие свой собственный бизнес, могут взять на себя роль амбассадоров «предпринимательского духа». Их история преодоления трудностей и обретения статуса успешного предпринимателя может стать вдохновляющим примером для студентов, обучающихся в alma mater.
В ТИУиЭ существует практика приглашения выпускников-предпринимателей в качестве спикеров на «круглые столы», однако происходит это всего один-два раза в год. С нашей точки зрения, такие встречи должны стать регулярными, не реже одного раза в квартал.
Итак, анализ результатов проведенного нами опроса подводит нас к следующим выводам:
- предпринимательская деятельность является привлекательной для большинства опрошенных нами студентов, однако лишь малая часть студентов готова к осуществлению предпринимательской деятельности сразу после окончания вуза и еще меньше - во время обучения в вузе;
- студенты осознают рисковый характер предпринимательской деятельности и сложности, связанные с ведением бизнеса в России в настоящее время, а также тот факт, что залогом успеха в предпринимательстве являются специальные знания и компетенции;
- в ходе анкетирования была обнаружена низкая осведомленность студентов об имеющихся возможностях обучения ведению бизнеса (бесплатных онлайн- и офлайн-программах), а также пассивность в контексте самообразования в области предпринимательства;
- в качестве барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности опрошенные указывают внешние экономические барьеры: «отсутствие стартового капитала», «нестабильная обстановка в стране»; внутренние психологические: «страх неудачи», «лень», «неуверенность в себе», а также компетентностные: «отсутствие знаний и навыков», «отсутствие четкого плана действий».
Основываясь на результатах анализа теоретических источников и анкетирования, мы выделили и систематизировали следующие организационно-педагогические условия формирования готовности к предпринимательству студентов вуза (сокращенно - ГП), реализация которых будет способствовать стимулированию предпринимательской активности студентов.
Организационно-педагогические условия формирования ГП студентов вуза
Наименование компонента ГП Организационно-педагогические условия
Компетентностный - Наличие в образовательных и профессиональных стандартах компонента по формированию предпринимательских компетенций; - наличие в учебных планах практико-ориентированных программ подготовки к предпринимательской деятельности; - широкое использование проектных и интерактивных методов в обучении; - повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза, участвующих в развитии предпринимательских компетенций; - привлечение предпринимателей в качестве приглашенных преподавателей; - защита выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом»; - реализация на базе вуза программ акселерации
Средовой - Формирование благоприятной организационной культуры, лояльной к предпринимательству; - обеспечение вовлеченности студентов в специфику предпринимательской деятельности путем организации специальных мероприятий внутри вуза и за его пределами; - поддержка и сопровождение предпринимательских инициатив студентов администрацией вуза; - развитие медийной поддержки молодежного предпринимательства в вузе силами как СМИ вуза, так и самих студентов; - развитие и воплощение на практике концепции и стандартов предпринимательской экосистемы в вузе
Психологический - Проведение тренингов самоэффективности, самоменеджмента для студентов; - проведение мероприятий, направленных на формирование «предпринимательского духа» (мастер-классы предпринимателей, конкурсы бизнес-проектов, хакатоны); - формирование в вузе благоприятной социально-психологической атмосферы поддержки студенческих предпринимательских инициатив
Как видно из таблицы, формирование компетентностного, средового и психологического компонентов готовности к предпринимательству предполагает совершенствование таких элементов образовательного процесса, как концепция обучения, модель компетенций выпускника, образовательные стандарты, учебный план, методы преподавания, квалификация ППС, а также организацию специального подразделения вуза, отвечающего за разработку и реализацию системы мероприятий, направленных на формирование «предпринимательского духа» и предпринимательской экосистемы в вузе.
План создания организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству в ТИУиЭ в качестве обязательных предполагает следующие этапы:
1) формирование концепции предпринимательской экосистемы вуза и модели компетенций выпускника, ориентированного на создание собственного дела;
2) корректировка учебных планов, включение в них специальных дисциплин по предпринимательству и практико-ориентированных программ подготовки к предпринимательской деятельности, защита выпускной квалификационной работы в формате «стартап как диплом»;
3) разработка программы повышения квалификации преподавателей вуза, участвующих в развитии предпринимательских компетенций, и ее реализация;
4) создание структурного подразделения вуза, отвечающего за сопровождение и поддержку предпринимательских инициатив студентов;
5) разработка, утверждение и реализация плана внутривузовских и сетевых мероприятий, направленных на стимулирование предпринимательской активности студентов;
6) мониторинг полученных результатов.
Заключение / Conclusion
Как показал анализ работ отечественных и зарубежных авторов, готовность студентов вуза к предпринимательству - это системное, многокомпонентное образование, выражающееся в единстве внешних и внутренних элементов - компетентност-ных, средовых и психологических, способствующее переходу от предпринимательских намерений к активным действиям по осуществлению предпринимательской деятельности.
Обосновано, что важную роль в развитии предпринимательской активности студенчества и преодолении «разрыва» между предпринимательским намерением и действием играет образовательная среда и соответствующие организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить реализацию и поддержку студенческих предпринимательских инициатив на практике начиная с первого курса.
Следует особо отметить, что внедряемые изменения должны быть не локальными, а системными, происходящими на уровне не только обучения, но и воспитания в вузе. Они должны затрагивать личность студента, быть направленными на формирование предпринимательского мышления, установок и поведения.
Конечной целью реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству является воспитание активного, инициативного, самостоятельного и ответственного студента, стремящегося к постоянному самосовершенствованию и самореализации.
Перспектива исследования состоит в дальнейшей концептуализации теоретической модели организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к предпринимательству, а также разработке тренинговой программы формирования готовности студентов к предпринимательству посредством развития навыков самоменеджмента и самоэффективности.
Ссылки на источники / References
1. Артемьева К. А. Студенческое предпринимательство в России: факторы формирования предпринимательских намерений // Российские регионы в фокусе перемен: материалы Междунар. конф. - Екатеринбург: ООО Издательский дом «Ажур», 2023. - C. 462-467.
2. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y. et al. EntreComp: The entrepreneurship competence framework. - Luxembourg, Publication office of the European Union; EUR 27939 EN. - 2016. - URL: https://doi.org/ 10.2791/593884
3. Широкова Г. В., Богатырева К. А., Беляева Т. В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет Россия, 2018. - СПб., 2019. - С. 23. - URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf
4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». -URL: https://constitution.garant.ru/law_evolution/400156192/
5. Бурнашева Э. П. Развитие предпринимательских компетенций студентов как основная идея Центра поддержки предпринимательства в вузе // Креативная экономика. - 2022. - Т. 16. - № 10. - С. 3827-3838. DOI: 10.18334/ce.16.10.116311
6. Воронина Р. Н., Махмутова Е. Н. Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов // Российский психологический журнал. - 2022. - Т. 19. - № 3. - С. 123-134.
7. Земцов С. П. Технологическое предпринимательство как фактор развития России // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2022. - № 1 (53). - С. 212-223. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-11
8. Дьяков И. И., Асатрян Г. Р., Косиенко Р. С. Реализация модели формирования предпринимательских компетенций в современном педагогическом образовании: теоретические и практические аспекты // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 1. - С. 27-37. DOI: 10.7256/2454- 0676.2020.1.32268
9. Bird B. J. Implementing Entrepreneurial Ideas: the case for Intentions // Academy of Management Review. - 1988.
- Vol. 13. - No. 3. - P. 442-453. - URL: http://doi.org/10.2307/258091
10. Bird B., Katz J. A., Corbet A. C. Toward a theory of entrepreneurial competency. Seminal ideas for the next twenty-five years of advances // Advances in entrepreneurship, firm emergence and growth. - 2019. - Vol. 21. - P. 115131. - URL: https://doi.org/10.1108/S1074-754020190000021011
11. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational behavior and human decision processes. - 1991. -Vol. 50. - No. 2. - P. 179-211. - DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T
12. Licht А. The social dimensions of entrepreneurship. The Oxford Handbook of Entrepreneurship. - Oxford University Press, 2005. - URL: http://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199546992.003.0019
13. Широкова Г. В., Беляева Т. В. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию // Современная конкуренция. - 2015. - Т. 9. - № 2(50). - С. 16.
14. Global Entrepreneurship Monitor, GEM. 2022/2023 Global report. - 2023. - URL: https://gemconsortium.org/re-port/20222023-global-entrepreneurship-monitor-global-report-adapting-to-a-new-normal-2
15. Богатырева К. А., Широкова Г. В. Подходы к исследованию «разрыва» между намерениями и действиями в предпринимательстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2017. - Т. 16. - № 3. -С. 355. EDN ZJSPBB.
16. Богатырева К. А., Широкова Г. В. Подходы к исследованию «разрыва» между намерениями и действиями в предпринимательстве. - С. 345.
17. Посохова А. В. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности как условие конкурентоспособности // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2015. - № 1(5). - С. 85-90.
18. Джанерьян С. Т., Солдатова И. А. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. - № 2 (21). - С. 13.
19. Климанова Н. Г., Терещенко Н. Г. Динамика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2022. - Т. 8. - № 3. - С. 108119. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-10
20. Хащенко Т. Г. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности: психологическое содержание и условия формирования: автореф. ... дис. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Рос. акад. образования, Психол. ин-т; науч. конс. Л. М. Митина. - Тамбов, 2012. - 55 с.
21. Барсукова Д. Ф. Модель формирования готовности студентов университета к осуществлению предпринимательской деятельности // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 6(87). - С. 34.
22. Васильева Е. Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 4(74). - С. 77. EDN OOBOEH.
23. Поздеева Е. Г., Назарова Н. С. Анализ готовности студентов политехнического университета к предпринимательской деятельности // Общество. Коммуникация. Образование. - 2020. - Т. 11. - № 1. - С. 103. DOI: 10.18721/JHSS.11108
24. Литвинова Р. Н., Потанина М. В., Абдрахманова А. А. Образовательная среда вуза как ресурс развития предпринимательских компетенций студентов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. -№ 6(86). - С. 116-121.
25. Горюнова Л. В., Землина Е. М. Формирование готовности студентов к предпринимательской деятельности: теоретические и практические аспекты. - Ростов н/Д.; Таганрог: Южный федеральный университет, 2022. -166 с.
26. Cai L., Majid M., Fakhar S., Muhammad A. et al. Entrepreneurial passion to entrepreneurial behavior: role of entrepreneurial alertness, entrepreneurial self-efficacy and proactive personality // Frontiers in psychology. - 2020.
- Vol. 11. - URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01611
27. Литвинова Р. Н. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций в образовательной среде вуза // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании.
- 2021. - № 4. - С. 357-363. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-44. EDN NSOCQQ
28. Алдошина М. И. Формирование предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2020. - № 3(88). - С. 121-125.
29. Минин М. Г., Полицинская Е. В., Лизунков В. Г. Готовность студентов технического вуза к предпринимательской деятельности // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 10. - С. 87. DOI: 10.31992/0869-36172019-28-10-83-95
30. Минин М. Г., Полицинская Е. В., Лизунков В. Г. Готовность студентов технического вуза к предпринимательской деятельности. - С. 91.
31. Широкова Г. В., Карпинская Э. О., Козаченко Е. В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет Россия, 2021. - СПб., 2022. - С. 27. - URL: https://spb.hse.ru/data/2022/12/20/1718960866/GUESSS%202021_RU.pdf
32. Барсукова Д. Ф. Анализ профессиональных и образовательных стандартов в аспекте формирования предпринимательских компетенций в университетской среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 11. DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.01
33. Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Социально-психологические аспекты формирования предпринимательских компетенций студентов // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы Междунар. конф. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - С. 284.
34. Формирование предпринимательских компетенций в образовательном пространстве университета: монография / под ред. Г. В. Петрук; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2022. - 144 с.
35. Землина Е. М. Акселерационные программы как средство формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. -С. 107.
36. Землина Е. М. Формирование готовности студентов университета к предпринимательской деятельности средствами акселерационных программ // Педагогический вестник. - 2020. - № 14. - С. 49.
37. Коротков А. В., Зобнина М. Р. Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - С. 17.
38. Ханова З. Г., Позина М. Б. Тенденции формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - С. 407-408. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0093
39. Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - Т. 23. - № 3. - С. 88. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021. EDN OJSTSW
40. Дагаева Е. А. Тренинг как технология развития soft skills в образовательной среде вуза // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сб. материалов VI Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ., методологической конф. для науч.-пед. сообщества, Москва, 17 апреля 2021 года / под ред. И. А. Артемьева, В. О. Белевцовой, И. П. Родионовой, М. М. Сабитовой. - М.: Московский государственный образовательный комплекс, 2021. - С. 164. EDN RJSRKV.
1. Artem'eva, K. A. (2023). "Studencheskoe predprinimatel'stvo v Rossii: faktory formirovaniya predprinimatel'skih namerenij" [Student entrepreneurship in Russia: factors of entrepreneurial intentions formation], Rossijskie re-giony vfokuse peremen: materialy Mezhdunar. konf, OOO Izdatel'skij dom "Azhur", Ekaterinburg, pp. 462-467 (in Russian).
2. Bacigalupo, M., Kampylis, P., Punie, Y. et al. (2016). "EntreComp: The entrepreneurship competence framework, Luxembourg", Publication office of the European Union; EUR 27939 EN. Available at: https://doi.org/ 10.2791/593884 (in English).
3. Shirokova, G. V., Bogatyreva, K. A., Belyaeva, T. V. et al. (2019). Global'noe issledovanie predprinimatel'skogo duha studentov. Nacional'nyj otchet Rossiya, 2018 [4 global study of the entrepreneurial spirit of students. National Report Russia, 2018], St. Petersburg, p. 23. Available at: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf (in Russian).
4. Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ "O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 "On Youth Policy in the Russian Federation"]. Available at: https://constitu-tion.garant.ru/law_evolution/400156192/ (in Russian).
5. Burnasheva, E. P. (2022). "Razvitie predprinimatel'skih kompetencij studentov kak osnovnaya ideya Centra pod-derzhki predprinimatel'stva v vuze" [Development of students' entrepreneurial competences as the main idea of the Entrepreneurship Support Center at the University], Kreativnaya ekonomika, t. 16, № 10, pp. 3827-3838. DOI: 10.18334/ce.16.10.116311 (in Russian).
6. Voronina, R. N., & Mahmutova, E. N. (2022). "Proektirovanie obrazovatel'noj sredy vuza dlya razvitiya predprinimatel'skih kompetencij studentov" [Designing the educational environment of the university for the development of entrepreneurial competences of students], Rossijskij psihologicheskij zhurnal, t. 19, № 3, pp. 123-134 (in Russian).
7. Zemcov, S. P. (2022). "Tekhnologicheskoe predprinimatel'stvo kak faktor razvitiya Rossii" [Technological entrepreneurship as a factor of Russia's development], Zhurnal Novoj ekonomicheskoj associacii, № 1 (53), pp. 212-223. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-11 (in Russian).
8. D'yakov, I. I., Asatryan, G. R., & Kosienko, R. S. (2020). "Realizaciya modeli formirovaniya predprinimatel'skih kom-petencij v sovremennom pedagogicheskom obrazovanii: teoreticheskie i prakticheskie aspekty" [Implementation of the Entrepreneurial Competence Formation Model in Modern Pedagogical Education: Theoretical and Practical Aspects], Pedagogika i prosveshchenie, № 1, pp. 27-37. DOI: 10.7256/2454- 0676.2020.1.32268 (in Russian).
9. Bird, B. J. (1988). "Implementing Entrepreneurial Ideas: the case for Intentions", Academy of Management Review, vol. 13, No. 3, pp. 442-453. Available at: http://doi.org/10.2307/258091 (in English).
10. Bird, B., Katz, J. A., & Corbet, A. C. (2019). "Toward a theory of entrepreneurial competency. Seminal ideas for the next twenty-five years of advances", Advances in entrepreneurship, firm emergence and growth, vol. 21, pp. 115131. Available at: https://doi.org/10.1108/S1074-754020190000021011 (in English).
11. Ajzen, I. (1991). "The theory of planned behavior", Organizational behavior and human decision processes, vol. 50, No. 2, pp. 179-211. DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T (in English).
12. Licht, A. (2005). The social dimensions of entrepreneurship. The Oxford Handbook of Entrepreneurship, Oxford University Press. Available at: http://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199546992.003.0019 (in English).
13. Shirokova, G. V., & Belyaeva, T. V. (2015). "Predprinimatel'skie namereniya studentov: koncepciya i osnovnye pod-hody k issledovaniyu" [Entrepreneurial intentions of students: the concept and main approaches to study], Sov-remennaya konkurenciya, t. 9, № 2(50), p. 16 (in Russian).
14. (2023). Global Entrepreneurship Monitor, GEM. 2022/2023 Global report. Available at: https://gemconsor-tium.org/report/20222023-global-entrepreneurship-monitor-global-report-adapting-to-a-new-normal-2 (in English).
15. Bogatyreva, K. A., & Shirokova, G. V. (2017). "Podhody k issledovaniyu "razryva" mezhdu namereniyami i dejstvi-yami v predprinimatel'stve" [Approaches to the study of the "gap" between intentions and actions in entrepreneurship], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment, t. 16, № 3, p. 355. EDN ZJSPBB (in Russian).
16. Ibid., p. 345.
17. Posohova, A. V. (2015). "Psihologicheskaya gotovnost' k predprinimatel'skoj deyatel'nosti kak uslovie konkurento-sposobnosti" [Psychological readiness for entrepreneurial activity as a condition of competitiveness], Ekonomich-eskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya, № 1(5), pp. 85-90 (in Russian).
18. Dzhaner'yan, S. T., & Soldatova, I. A. (2012). "Psihologicheskaya gotovnost' studentov-vypusknikov YUFU k predprinimatel'skoj deyatel'nosti" [Psychological readiness of SFU graduates for entrepreneurial activity], Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, № 2 (21), p. 13 (in Russian).
19. Klimanova, N. G., & Tereshchenko, N. G. (2022). "Dinamika psihologicheskoj gotovnosti studentov k predprinimatel'skoj deyatel'nosti" [Dynamics of students' psychological readiness for entrepreneurial activity], Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya, t. 8, № 3, pp. 108-119. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-10 (in Russian).
20. Hashchenko, T. G. (2012). Lichnostnaya gotovnost' studentov k predprinimatel'skoj deyatel'nosti: psihologicheskoe soderzhanie i usloviya formirovaniya [Personal readiness of students for entrepreneurial activity: psychological content and conditions of formation]: avtoref. ... dis. d-ra psihol. nauk: 19.00.13, Ros. akad. obrazovaniya, Psihol. in-t; nauch. kons. L. M. Mitina, Tambov, 55 p. (in Russian).
21. Barsukova, D. F. (2018). "Model' formirovaniya gotovnosti studentov universiteta k osushchestvleniyu predprinimatel'skoj deyatel'nosti" [Model of formation of university students' readiness to be engaged in entrepreneurial activity], Global'nyj nauchnyj potencial, № 6(87), p. 34 (in Russian).
22. Vasil'eva, E. Yu. (2011). "Obrazovatel'naya sreda vuza kak ob"ekt upravleniya i ocenki" [The educational environment of the university as an object of management and evaluation], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, № 4(74), p. 77. EDN OOBOEH (in Russian).
23. Pozdeeva, E. G., & Nazarova, N. S. (2020). "Analiz gotovnosti studentov politekhnicheskogo universiteta k predprinimatel'skoj deyatel'nosti" [Analysis of the readiness of Engineering University students for entrepreneurial activity], Obshchestvo. Kommunikaciya. Obrazovanie, t. 11, № 1, p. 103. DOI: 10.18721/JHSS.11108 (in Russian).
24. Litvinova, R. N., Potanina, M. V., & Abdrahmanova, A. A. (2021). "Obrazovatel'naya sreda vuza kak resurs razvitiya predprinimatel'skih kompetencij studentov" [The educational environment of the university as a resource for the development of entrepreneurial competences of students], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 6(86), pp. 116-121 (in Russian).
25. Goryunova, L. V., & Zemlina, E. M. (2022). Formirovanie gotovnosti studentov k predprinimatel'skoj deyatel'nosti: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Formation of students' readiness for entrepreneurial activity: theoretical and practical aspects], Yuzhnyj federal'nyj universitet, Rostov n/D., Taganrog, 166 p. (in Russian).
26. Cai, L., Majid, M., Fakhar, S., Muhammad, A., et al. (2020). "Entrepreneurial passion to entrepreneurial behavior: role of entrepreneurial alertness, entrepreneurial self-efficacy and proactive personality", Frontiers in psychology, vol. 11. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01611 (in English).
27. Litvinova, R. N. (2021). "Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya predprinimatel'skih kompetencij v obrazovatel'noj srede vuza" [Organizational and pedagogical conditions for the formation of entrepreneurial
competences in the educational environment of the university], Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledo-vaniya v obrazovanii, № 4, pp. 357-363. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-44. EDN NSOCQQ (in Russian).
28. Aldoshina, M. I. (2020). "Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij studentov universiteta v proektnoj deyatel'nosti" [Formation of entrepreneurial competences of university students in project activities], Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, № 3(88), pp. 121-125 (in Russian).
29. Minin, M. G., Policinskaya, E. V., & Lizunkov, V. G. (2019). "Gotovnost' studentov tekhnicheskogo vuza k predprin-imatel'skoj deyatel'nosti" [Readiness of engineering university students for entrepreneurial activity], Vysshee obra-zovanie v Rossii, t. 28, № 10, p. 87. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-83-95 (in Russian).
30. Ibid., p. 91.
31. Shirokova, G. V., Karpinskaya, E. O., Kozachenko, E. V. et al. (2022). Global'noe issledovanie predprinimatel'skogo duha studentov. Nacional'nyj otchet Rossiya, 2021 [A global study of the entrepreneurial spirit of students. National Report Russia, 2021], St. Petersburg, p. 27. Available at: https://spb.hse.ru/data/2022/12/20/1718960866/GUESSS%202021_RU.pdf (in Russian).
32. Barsukova, D. F. (2018). "Analiz professional'nyh i obrazovatel'nyh standartov v aspekte formirovaniya predprinimatel'skih kompetencij v universitetskoj srede" [Analysis of professional and educational standards in the aspect of the formation of entrepreneurial competences in the university environment], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3, p. 11. DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.01 (in Russian).
33. Mahmutova, E. N., & Voronina, R. N. (2022). "Social'no-psihologicheskie aspekty formirovaniya predprinimatel'skih kompetencij studentov" [Socio-psychological aspects of the formation of entrepreneurial competences in students], Social'naya psihologiya: voprosy teorii i praktiki: materialy Mezhdunar. konf, Moscow FGBOU VO MGPPU, p. 284 (in Russian).
34. Petruk, G. V. (ed.) (2022). Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij v obrazovatel'nom prostranstve universiteta [Formation of entrepreneurial competences in the educational environment of the University]: monografiya, Vladivostokskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i servisa, Izd-vo VGUES, Vladivostok, 144 p. (in Russian).
35. Zemlina, E. M. (2020). "Akseleracionnye programmy kak sredstvo formirovaniya gotovnosti studentov k predprin-imatel'skoj deyatel'nosti" [Acceleration programs as a means of forming students' readiness for entrepreneurial activity], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 69-4, p. 107 (in Russian).
36. Zemlina, E. M. (2020). "Formirovanie gotovnosti studentov universiteta k predprinimatel'skoj deyatel'nosti sredstvami akseleracionnyh program" [Formation of university students' readiness for entrepreneurial activity by means of acceleration programs], Pedagogicheskij vestnik, № 14, p. 49 (in Russian).
37. Korotkov, A. V., & Zobnina, M. R. (2019). Standarty predprinimatel'skoj ekosistemy universiteta: rekomendacii po razvitiyu predprinimatel'skoj ekosistemy [University Entrepreneurial Ecosystem Standards: Recommendations for Entrepreneurial Ecosystem Development], Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, Moscow, p. 17 (in Russian).
38. Hanova, Z. G., & Pozina, M. B. (2020). "Tendencii formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti lichnosti k predprinimatel'skoj deyatel'nosti" [Trends in the formation of the psychological readiness of the individual for entrepreneurial activity], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, t. 9, № 3(32), pp. 407-408. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0093 (in Russian).
39. Shafranskaya, I. N. (2019). "Mozhno li nauchit' predprinimatel'stvu: faktory formirovaniya predprinimatel'skih namerenij studentov" [Is it possible to teach entrepreneurship: factors of formation of students' entrepreneurial intentions], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, t. 23, № 3, p. 88. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021. EDN OJSTSW (in Russian).
40. Dagaeva, E. A. (2021). "Trening kak tekhnologiya razvitiya soft skills v obrazovatel'noj srede vuza" [Training as a technology for the development of soft skills in the educational environment of the university], Modelirovanie i konstruirovanie v obrazovatel'noj srede: sb. materialov VI Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch. -prakt., metod-ologicheskoj konf. dlya nauch.-ped. soobshchestva, Moskva, 17 aprelya 2021 goda, Moskovskij gosudarstvennyj obrazovatel'nyj kompleks, Moscow, p. 164. EDN RJSRKV (in Russian).