ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 616.31 (091)
КОМПЛЕКС НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается проблема совершенствования формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства. Сформулированы методологические подходы (синергетический, компетентностный) по внедрению синергетической модели формирования предпринимательских компетенций обучающихся и системы ее оценки. Автором проведен анализ мнения обучающихся с целью интерпретации выявленных закономерностей и выдвинута гипотеза. Результатами исследований автора являются выявленные проблемы мотивации обучающихся к формированию предпринимательских компетенций; условия разработки и реализации мер поддержки процесса формирования предпринимательских компетенций обучающихся; факторы, определяющие уровень сформированности предпринимательских компетенций (развитие инновационной инфраструктуры, повышение требований к квалификации исследователей, конкуренция за талантливых специалистов, привлечение их в технологическое предпринимательство). Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в образовательной деятельности вуза, внедрены в инновационные инфраструктуры образовательных и научных организаций. Материалы исследования расширяют образовательную парадигму, предполагая
Как цитировать статью: Гедулянова Н. С. Комплекс научно-обоснованных предложений по формированию предпринимательских компетенций обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 119-134.
Н. С. Гедулянова
Доктор педагогических наук, профессор МФЮА, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва E-mail: lambrador2@ gmail.com
Natalia S. Gedulyanova
Dr.Sc. (Education), Professor, Moscow Finance and Law University, Chief Researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia
моделирование процессов трансформации в системе высшего образования, проработку первых инициатив и запуск приоритетных проектов с учетом выявленных механизмов и условий взаимодействия образования, науки и производства.
Ключевые слова: предложения по совершенствованию формирования предпринимательских компетенций, предпринимательские компетенции, инфраструктурное развитие.
Введение. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и осуществления прорывного социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей самореализации и раскрытия таланта обучающихся и молодых ученых, научно-технологического развития Российской Федерации и создания эффективной системы наращивания и реализации больших вызовов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642, создания механизмов, обеспечивающих гармонизацию научной, научно-технической, экономической готовности образовательных и научных организаций к ключевым вызовам Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р необходима непрерывная трансформация образовательной среды вуза в научную среду для создания наукоемких бизнес-процессов.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков выступая на заседании совета Российского союза ректоров, подчеркнул, что «... предпринимательская деятельность специалистов имеет решающее значение для современной российской экономики, вся система высшего образования должна быть ориентирована на взаимодействие с реальным сектором экономики.
Разработанная в рамках Проекта синергетическая модель формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образовательных и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, автором разработан План мероприятий («дорожная карта») по развитию и формированию предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых, охватывающий комплекс научно-
обоснованных предложений [2, с. 212-223].
Важно правильно организовать трансфер научных разработок в промышленную практику. Научная организация, как правило, завершает работу созданием лабораторного образца. Самостоятельно наладить производство в промышленном масштабе научная организация не может, да и не должна. Решить эту задачу отдельно от бизнеса невозможно. Еще одна особенность: инвестиционные программы крупных компаний ориентированы на долгосрочную перспективу. Программы научных исследований институтов имеют достаточно длинный горизонт планирования. Важно реализовать принципы, с помощью которых через несколько лет получим практический результат.
Статья является этапом исследования, направленного на выявление механизмов и условий формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства. При этом мы фокусируемся не на литературе, которая описывает содержание и структуру управления процессом формирования предпринимательских компетенций, а на эмпирическом исследовании.
Цель статьи — проанализировав существующие механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся, рассмотреть комплекс научно-обоснованных предложений по обеспечению успешной социализации выпускников образовательных организаций и внедрению разработанной технологии.
Задачами статьи являются: анализ разработанной модели формирования предпринимательских компетенций обучающихся с учетом критериально-оценочного блока и методического инструментария; выявление условий разработки и реализации мер поддержки по управлению формированием предпринимательских компетенций обучающихся.
Для обзора научных публикаций по изучаемой проблеме автором статьи рассмотрены следующие базы данных: Elibrary.ru, Academic Search Premier (EBSCO), PsycArticles (Ovid), ScienceDirect (Elsevier), Web of Science, ERIC (Proquest), Discovery.
Авторы Л. К. Аверченко, В. Г. Булыгина, Н. И. Городецкая, Ю. А. Жада-ева, Л. Л. Журавлёва, Т. В. Корнилова в своих научных трудах изучают проблему развития предприимчивости как качества личности. Компетентностный подход в сфере подготовки успешных специалистов разработан зарубежными учеными D. McClelland и R. Bovatzis [11, с. 54-62; 16, с. 1-14]. Исследование вышеуказанных зарубежных ученых
посвящено определению поведения успешных руководителей. Идея авторов заключалась в разработке критериев и показателей оценки компетенций успешных руководителей, также в выявлении и объяснении внутреннего состояния человека (мотивы, настроения, ценности), влияющего на действия людей в условиях управления. К.епдаташ I., КатаеЬап^ап 8. А., Сгозеташ Ь., СоегЦепв Ь., КупЛ Е. в своих размышлениях анализируют ряд проблем, связанных с исследованием предпринимательских навыков, компетенций у студентов вузов [17, с. 36-44; 12, с. 67-84]. Проблемы интеграции науки, образования и промышленности в региональных научно-образовательных комплексах университетов рассмотрены в материалах Карташова А., Ширко Т., Хоменко И., Наумовой Л. [13, с. 619-627]. Авторы Хайрулина М., Кислицина О., Чуваева А. представили в своем научном труде модель непрерывного совершенствования производственных систем [14, с. 73-86].
Исследователи Е. Б. Гончарова и А. В. Шеин рассматривают проблему взаимодействия образования, науки и производства как принцип образовательной политики вуза. В целях реализации вышеуказанного принципа авторы предлагают наращивание у обучающихся вуза интеллектуального потенциала, их прикрепление к исследовательским лабораториям, базовым кафедрам научных организаций, в наибольшей степени ориентированных на организацию и запуск собственного наукоемкого бизнеса [3, с. 520-522].
Автор статьи в своих работах подчеркивает, что инструментами вовлечения обучающихся и молодых ученых в программы и проекты являются такие организационные формы инновационной деятельности, как технопарки; технополисы; научно-образовательные центры (НОЦ); инжиниринговые центры; индустриальные парки; стратегические альянсы; центры коллективного пользования (ЦКП) [1, с. 236-244].
Методология и методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось с применением теоретических (изучение, анализ, обобщение материалов, обзор исследований) и социологических (анкетирования, контент-анализ) методов. Эмпирическая база исследования включала результаты группового анкетирования обучающихся Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Автором в данном исследовании применен методологический подход к созданию новых знаний, основанный на интерпретационном анализе существующих результатов исследований. Основная идея состоит в том,
чтобы объединить результаты первичных исследований и использовать их в качестве данных в последующей интерпретации.
В процессе исследования разработаны и проведены анкетные опросы. Выборки включают в общей сложности 497 обучающихся по строительным специальностям, техническим, экономическим направлениям подготовки. Результаты письменного опроса, представленные в виде ответов респондентов, являются данными персонального учета, используются в порядке, установленном соответствующими нормами российского законодательства.
В исследовании автором установлены показатели сформированности предпринимательских компетенций обучающихся: наличие мотивации, образовательного и профессионального научного интереса; наличие базовых компетенций, влияющих на готовность обучающихся к предпринимательской деятельности; наличие готовности к социальному взаимодействию и профессиональному использованию современных информационных технологий; способности ставить цели и выбирать пути их достижения; способности переносить знания, умения и навыки при выполнении профессиональных действий на проектное управление [4, с. 151-156; 5, с. 31-42]. Результатом явилась разработка критериально-оценочного блока синергетической модели формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства. Для системы оценки эффективности сформированности предпринимательских компетенций обучающихся образовательных и научных организаций разработан интегральный показатель как сумма средних арифметических, входящих в каждый компонент синергетической модели. Далее последовал индуктивный процесс обзора результатов включенных исследований, в которых ключевые идеи были выделены и закодированы как новые темы.
Результаты исследования. Практическая значимость проведенного автором исследования заключается в обосновании необходимости формирования предпринимательских компетенций при взаимодействии образования, науки и производства. Представлены следующие результаты исследования автора.
1. Респонденты, отвечая на вопрос о проблемах развития мотивации обучающихся к формированию предпринимательских компетенций, отмечают дефицит доверия инвесторов к проектам обучающихся. Как правило, инвесторы оценивают предлагаемые разработки (результаты)
как неактуальные, требующие серьезной доработки («сырые»), ненадежные, с реализацией которых связаны высокие риски невозврата вложений, слабо сопряженные с действующими технологиями, не востребованные рынком [7].
Следует отметить, что причинами выявленных проблем мотивации обучающихся при формировании предпринимательских компетенций являются: недостаток знаний и навыков обучающихся для развития коммерциализации; отсутствие институционализированных практик кооперационного поведения при решении сложных междисциплинарных научных или технологических задач; отсутствие эффективных междисциплинарных университетских программ, основанных на стремлении к объединению, сочетанию, интеграции, синтезу дисциплинарных методов, представлений, идей, теорий по данной проблеме исследования; нехваток информации о технологических рынках [6, с. 319-323].
какгксп исизсет. пашам I тди?. арсл^гавигглхгаг ьдеетаи! \ оет-чксштиг-!« мо-тмм! учили ¿-л ринга»
КОЛЛЕДЖ В> 1 $4Н• киии ■4и|Шав и таши тш риш
Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, какие проблемы препятствуют формированию мотивации как одного из показателей сформированности предпринимательских компетенций
обучающихся
Отвечая (Диаграмма 1) на вопрос о том, какие проблемы препятствуют формированию их мотивнции, 17% обучающихся колледжа и 36% вуза назвали недоверие между обучающимся и инвестором. В то же время 51% респондентов колладжа и 29% — вуза придерживались точки зрения, что сфармированная мотивация, навыки и знания обу-
чающихся, положительно влияют на процесс формирования предпринимательских компетенций. Лишь 9% респондентов колледжа и 11% — вуза предположили, что на несформированность предпринимательских компетенций влияет отсутствие институционализированных практик кооперационного поведения при решении сложных междисциплинарных научных или технологических задач.
48% респондентов колледжа и 27% — вуза считают, что реализация эффективных междисциплинарных университетских программ влияет на процесс формирования предпринимательских компетенций обучающихся. Часть респондентов (16% респондентов колледжа и 34% — вуза) отметили, что нехватка информации о технологических рынках приводит к низкому уровню формирования предпринимательских компетенций обучающихся.
По мнению британского психолога Дж. Равена, определяющее значение для проявления функциональных компетенций имеет вовлеченность в определенный вид деятельности, то есть значимость цели, ради которой человек будет действовать, или интенсивность индивидуальной мотивации, которая определяет уровень проявления компетентности. Дж. Равен придает ключевое значение мотивации и определяет ее приоритет по отношению к способностям личности [9].
Рассмотрим две модели институционализации исследований, ориентированные на рынок как площадку для формирования предпринимательских компетенций обучающихся: модель проектирования института «квалифицированного заказчика» и модель проектирования запуска и развития проектов по технологическому предпринимательству с участием обучающихся и молодых ученых.
Модель проектирования института «квалифицированного
заказчика»
Основная идея состояла в том, чтобы спроектировать эволюцию института «квалифицированного заказчика» для формирования проектов, включающих этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выход на рынок. Механизм кооперации исследовательских коллективов в решении сложных научно-технологических задач как основы перехода к институту «квалифицированного заказчика» в науке лежит в основе вышеназванной модели.
Для развития института «квалифицированного заказчика» необходимо последовательное решение следующих задач:
• наработать «критическую массу» практик кооперации между исследовательскими коллективами в государственном секторе исследований и разработок;
• определить условия разделения полномочий по кооперации между коллективами вобразовательныхинаучныхорганизациях(например, в ЦКП и НОЦ);
• предусмотреть механизмы стимулирования роста или развития кооперации при выполнении корпоративных заказов на исследования и разработки и механизмы трансфера из государственного сектора исследований и разработок в корпоративный сектор экономики.
Модель проектирования запуска и развития проектов по технологическому предпринимательству с участием обучающихся и молодых ученых Практика организации технологического предпринимательства никогда не являлась приоритетом для академического сектора науки. По устоявшемуся мнению, выращивание проекта по технологическому предпринимательству это совсем не то же самое, что и создание новой лаборатории, нового научного направления, хотя логика разворачивания работ, сборки и формирования команды в обоих случаях очень близка. Для активизации организации проектов необходима подготовка коллектива инициативных обучающихся и молодых ученых.
Сопровождение проектов по технологическому предпринимательству осуществляется при следующих условиях: реализация коммерциализации результата и потенциальной капитализации команды; трансформация образовательной и научной организаций в «предпринимательский институт»; выращивание команды, реализующей проекты по технологическому предпринимательству. Проектирование запуска и развитие проектов в инновационных инфраструктурах (например, ЦКП, НОЦ, технопарк) осуществляется в шесть этапов:
первый этап — прикрепление к исследовательским лабораториям бакалавров и магистров, в наибольшей степени ориентированных на организацию и запуск собственного наукоемкого бизнеса. По мнению П. И. Образцова, с этого момента осуществляется «выращивание» проекта как бизнес-команды, которую за определенный период времени
необходимо подготовить для выхода на рынок [8, с. 76-82];
второй этап — создание условий в организации, формирование системы управления и принятия решений, способствующих открытию для организаций и команд доступа к грантовой поддержке выращивания проектов;
третий этап — обеспечение подготовки и сопровождения роста команд (коучинг- и акселерационные программы) в рамках проводимых исследований;
четвертый этап — подготовка проектов по технологическому предпринимательству;
пятый этап — обеспечение продажи проекта как целого бизнеса инвестору. Запускается самоподдерживающаяся и раскручивающаяся спираль привлечения средств на выполнение исследований и создание наукоемкого бизнеса вокруг образовательной и научной организаций;
шестой этап — формирование сети венчурных фондов поддержки потенциально успешных проектов на базе инициативных исследований.
Для получения результатов от проектной деятельности основными задачами являются развитие «экосреды» для предпринимательской инициативы в образовательной и научной организациях, а также использование механизмов государственного регулирования по привлечению внебюджетных средств для запуска проектов.
2. Анализ результатов анкетного опроса показал, что наиболее важную роль в формировании предпринимательских компетенций обучающихся, по мнению респондентов выполняют механизмы. 44% респондентов отметили взаимодействие социальных институтов как основной механизм; 17% респондентов, считают, что механизмом формирования предпринимательских компетенций может служить переход к иной модели управления научными исследованиями; 14% считают, что участие обучающихся в инновационных инфраструктурах и исследовательских лабораториях позволит развить высокий уровень сформированности предпринимательских компетенций; 4% респондентов отметили создание команды и ее дальнейшее обучение по реализации бизнес-проектов.
Анкетный опрос респондентов выявил, что основным механизмом формирования предпринимательских компетенций обучающихся является взаимодействие и кооперация: вуз — научная организация — предприятия реального сектора экономики для развития потенциала вуза. Разработанная автором многоуровневая модель формирования пред-
принимательских компетенций обучающихся реализуется через совокупность условий и механизмов, одним из которых является механизм взаимодействия образования, науки и производства.
Первый уровень должен быть направлен на обеспечение существующей научной инфраструктуры и сети образовательных и научных организаций через формирование государственных заданий на проведение базовых исследований. По мнению И. А. Ревина и Д. Л. Цыбульской, на этом уровне формируется научный задел и создаются исследовательские коллективы [10, с. 51-58]. Второй уровень предполагает проведение приоритетных научных исследований через формирование и реализацию приоритетных проектов, отвечающих современным вызовам фундаментальной и прикладной науки на международном уровне. Практически исследовательские работы второго уровня позволят создать в России сеть высокотехнологичных научных лабораторий, оснащенных по лучшим мировым стандартам. Третий уровень направлен на реализацию крупных значимых проектов класса «мегасайенс» на территории Российской Федерации. Таким образом, одним из механизмов, способствующим формированию предпринимательских компетенций обучающихся, является трехуровневая система организации научных исследований в Российской Федерации.
3. В рамках анкетногоопроса респондентамбыло предложено перечислить благоприятные условна, влихедщие на сформировонность вы едкого ухсвня пнед ппинидаеель оких клмпе тенций обучающи хся. Палитра ответов респондентов представлена на Диаграмме 2.
|- НМКЧ|е ревфелрч
орган] |зашш
К4* - Н&ЛНЧИЁ ЛЗЕфр&СГрустурЫШС ПЛ01иаДг>У ШШ-Лапи1! ¡!<" ВШфОВОЮ >'>*-!!!!< I р &1ЭНСС-
инхизфит^ги
. ■ ¡ГЛГПППВГ ПП111 17рпфИЛЧ
обрдоовяневьным и нйуишх. ор: ышшиш
- М.ьиг-: к ааювоП офел^ы в чр|тицпяопс
п " КНП1ПП1? НН^рПСТру^ТЖМЧ ПЛОШПЛОК
,>яй - Налпис ПЯрОМГС Г11 -
налнчне савзк]! профавя работы обЕкиовлтютиныя клучныт юргвннзвиий
Диаграмма 2. Оценка респондентами влияния условий как одного из показателя сформированностипредпринимательских компетенций
обучающихся
Наиболее приоритетными условиями, влияющими на формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства, респонденты считают следующие:
— наличие базовой кафедры в научной организации или крупной корпорации, деятельность которой направлена на: вовлеченность в процесс технологического предпринимательства; реализацию проектного управления в образовательных программах магистратуры и аспирантуры при взаимодействии с предприятиями реального сектора экономики, предполагающего командное выполнение проектов, включающего все этапы инновационного цикла; участие представителей предприятий реального сектора экономики и исследовательских коллективов в формировании тематик дипломных работ выпускников образовательных и научных организаций; наличие фундаментальных заделов и промышленного спроса, интересующих бизнес-партнеров; развитие «экосреды» для предпринимательской инициативы в образовательной и научной организациях как основы перехода к серийному производству проектов;
— наличие инфраструктурных площадок, включающих лабораторные комплексы и оборудование для размещения отдельных проектов;
— наличие кадрового состава с бизнес-квалификацией с привлечением в проект успешных предпринимателей; формирование бизнес-команд для дальнейшей коммерциализации проектов; существование заинтересованного менторского сообщества из числа действующих предпринимателей, которые готовы к участию в совместных лабораториях и осуществлению менторской поддержки проектов;
— создание возможностей самореализации и раскрытия таланта обучающихся и молодых ученых в образовательных и научных организациях в соответствии со стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года и прорывного социально-экономического развития Российской Федерации, а именно наработка успешных практик от создания до капитализации проектов; формирование устойчиво воспроизводимого цикла финансирования, встроенного в базовые процессы, ориентированные на модели организации и управления исследованиями; функционирование инновационных форм как структурных подразделений образовательных и научных организаций.
Вышепредставленные условия респонденты оценили достаточно позитивно; вполне благоприятными их признали более трети опрошенных; все отметили, что к рискам они не приведут, а положительно повлияют
на процесс дальнейшего развития предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства.
Таким образом, можно утверждать, что существует осознаваемая большинством респондентов необходимость в создании условий для формирования предпринимательских компетенций обучающихся и реализации бизнес-проектов.
4. Для создания комплекса научно-обоснованных предложений по формированию предпринимательских компетенций обучающихся важным является разработка и реализация мер поддержки со стороны образовательных и научных организаций. Результаты исследования показывают, что это сложная проблема. Одно из необходимых мероприятий — проведение мониторинга получивших государственную поддержку образовательных организаций. Необходимо подчеркнуть, что анализ показателей позволит оценить эффективность организаций.
Результаты исследования показывают, что для развития предпринимательской деятельности обучающихся и участия их в проектах на всех этапах инновационного цикла необходимо провести образовательную трансформацию, внести ряд изменений в содержание и организацию учебного процесса в образовательных и научных организациях по следующим направлениям: использование активных методов преподавания (кейс-метод, групповые проекты, творческие задания); расширение практической составляющей образовательных программ (расширение возможностей студенческой практики, вовлечение предпринимателей в среду организации малых предприятий, в том числе на базе вузовских бизнес-инкубаторов); привлечение обучающихся к участию в предоставлении консультационных услуг предпринимателям; расширение перечня внеучебных мероприятий, привлечение студентов в совместные проекты (бизнес-проекты) с преподавателями; создание клуба студентов-предпринимателей для обмена опытом; повышение мотивации студентов к освоению учебных дисциплин и организация «обратной связи» студентов.
Образовательная трансформация предполагает симбиоз масштабных технологических и организационных преобразований, направленный на кардинальное повышение эффективности подготовки специалистов и привлечение их в науку и в технологическое предпринимательство. Образовательная трансформация — это не замена одной технологии на другую. Это в первую очередь изменение модели управления образова-
тельными и научными организациями, перестройка модели организации и ведения дел [15, с. 31-42].
Результатами проведенного исследования являются: выявление проблем мотивации обучающихся к формированию предпринимательских компетенций; выявление механизмов и условий, влияющих на формирование предпринимательских компетенций обучающихся; разработка многоуровневой модели, ориентированной на рынок как площадку для формирования предпринимательских компетенций обучающихся; разработка комплекса научно-обоснованных предложений с целью реализации трансляционных мероприятий, направленных на формирование предпринимательских компетенций обучающихся в образовательных и научных организациях.
Заключение. Материалы, полученные в ходе анкетного опроса респондентов, могут быть использованы для подготовки предложений по реализации механизмов и условий формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и производства. Анализ проведенного исследования обеспечит основу для будущей эмпирической работы в новой области исследований.
В рамках внедрения модели формирования предпринимательских компетенций обучающихся подготовлены научно-обоснованные предложения о проведении трансляционных мероприятий на базе инновационных инфраструктур: создание открытой образовательной платформы, позволяющей регистрироваться и участвовать в мероприятиях научного, предпринимательского профиля; разработка системы тестирования, позволяющей определять творческий и предпринимательский потенциал участников платформы; формирование системы мониторинга индивидуальной активности обучающихся, молодых ученых и поддержки карьерного роста; обеспечение открытого и конкурентного доступа обучающихся, молодых ученых к инновационным инфраструктурам; создание информационно-образовательного портала, обеспечивающего публичное представление участниками информации о загрузке инновационных инфраструктур; создание инструментов коммерциализации перспективных проектов обучающихся и молодых ученых; организация системы акселерации для малых инновационных компаний с участием образования, науки и предприятий реального сектора экономики.
На основе полученных результатов исследования предлагается со-
здать систему обмена лучшими практиками подготовки кадров между организациями для успешного достижения результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства», договор № 18-013-00845\20 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.
Литература
1. Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т. Интеграция образования, науки и производства как условие формирования предпринимательских компетенций обучающихся: проблемы и решения // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 1. С. 236-244.
2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М. Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78). С. 212-223.
3. Гончарова Е. Б., Шеина А. В. Проблема формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе технического вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (часть 3). С. 520-522.
4. Исаев И. Ф., Исаева Н. И., Маматова С. И. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионального развития и саморазвития // Педагогическое образование: вызов XXI века: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти академика РАО В. А. Сластенина. В 2-х ч. Рязань, 2017. Ч. 1. С. 151-156.
5. Караяннис Э., Григороудис Э. Инновационная спираль и умная специализация: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт и управление ИППП. 2016. Вып. 10. № 1. С. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42.
6. Мурадова Н. С. НИРС — инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323.
7. Мурадова Н. С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М.: Московский педагогический государственный университет, 2007. 42 с.
8. Образцов П. И. Сущность и содержание понятия «технология обучения»: современная интерпретация // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3. С. 76-82.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. 218 с.
10. Ревин И. А., Цыбулевская Д. Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 51-58.
11. Boyatzis R. E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. New York: Wiley, 1982. P. 54-62.
12. Grosemans L., Coertjens L., Kyndt E. Exploring learning and fit in the transition from higher education to the labor market: A systematic review // Educational Research Review. 2017. Vol. 21. P. 67-84.
13. Kartashova A., Shirko T., Khomenko I., et al. Educational activity of national research complexes //
Procedía — social and behavioral sciences. 2015. Vol. 214. P. 619-627.
14. Khayrullina M, Kislitsyna O., Chuvaeva A. Production systems continuous improvement modeling // Quality innovation prosperity. 2015. Vol. 19, No 2. P. 73-86.
15. Kopycinska D., Bernat T., Korpysa J. Researching students' entrepreneurship skills in post-socialist countries: a multi-country survey (Part 1) // Transformations in Business & Economics. 2009. Vol. 8, No 2 (17). P. 31-42.
16. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. P. 1-14.
17. Rengamani J., Ramachandran S. A. Study on the entrepreneurial skills among students in Chennai // International journal of advanced research in management. 2015. Vol. 3. P. 36-44.
COMPLEX OF SCIENTIFICALLY BASED PROPOSALS FOR THE FORMATION OF STUDENTS' ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES
The article considers the problem of improving the formation of entrepreneurial competencies of students in the interaction of education, science and industry. The author formulated methodological approaches (synergetic, competent) to the infrastructural development of innovative forms with a set of scientifically based proposals for the introduction of a synergetic model for the formation of entrepreneurial competencies of students and its assessment system.
The author analyzed the opinions of students in order to interpret the identified patter ns and put forward a hypothesis. The results of the authors' research are the identified problems of motivating students to form entrepreneurial competencies; mechanisms; conditions for the development and implementation of measures to support the process of forming entrepreneurial competencies of students; factors determining the level of formation of entrepreneurial competencies (development of innovative infrastructure, increased requirements for the qualifications of researchers, competition for talented specialists, their involvement in technological entrepreneurship). Key points and conclusions of the article can be used in the educational activities of the university, implemented in the innovative infrastructure of educational and scientific organizations. The research materials expand the educational paradigm, suggesting the modeling of transformation processes in the higher education system, the elaboration of the first initiatives and the launch of priority projects, taking into account the identified mechanisms and conditions for the interaction of education, science and production.
Keywords: proposals for improving the formation of entrepreneurial competencies, entrepreneurial competencies, infrastructure development.
References
• Boyatzis R. E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. New York: Wiley, 1982. P. 54-62.
• Gedulyanova N. S., Gedulyanov M. T. Integraciya obrazovaniya, nauki i proizvodstva kak uslovie formirovaniya predprinimatel'skih kompetencij obuchayushchihsya: problemy i resheniya // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. 2018. № 1. S. 236-244. [In Rus].
• Gedulyanova N.S., Gedulyanov M. T. Planirovanie meropriyatij («Dorozhnaya karta») po realizacii proekta «Razvitie predprinimatel'skih kompetencij studentov» na ploshchadkah Orlovskogo gosu-darstvennogo universiteta imeni I. S. Turgeneva // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018. № 1 (78). S. 212-223. [In Rus].
• Goncharova E. B., Sheina A. V. Problema formirovaniya predprinimatel'skih kompeten-cij v obrazovatel'nom processe tekhnicheskogo vuza // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 11 (chast' 3). S. 520-522. [In Rus].
• Grosemans L., Coertjens L., Kyndt E. Exploring learning and fit in the transition from higher education to the labor market: A systematic review // Educational Research Review. 2017. Vol. 21. P. 67-84.
• Isaev I. F., Isaeva N. I., Mamatova S. I. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak faktor
professional'nogo razvitiya i samorazvitiya // Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzov XXI veka: mat-ly VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. pamyati akademika RAO V. A. Slastenina. V 2-h ch. Ryazan', 2017. Ch. 1. S. 151-156. [In Rus].
• Karayannis E., Grigoroudis E. Innovacionnaya spiral' i umnaya specializaciya: proizvodstvo znanij i nacional'naya konkurentosposobnost' // Forsajt i upravlenie IPPP. 2016. Vyp. 10. № 1. S. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42. [In Rus].
• Kartashova A., Shirko T., Khomenko I., et al. Educational activity of national research complexes // Procedia — social and behavioral sciences. 2015. Vol. 214. P. 619-627.
• Khayrullina M., Kislitsyna O., Chuvaeva A. Production systems continuous improvement modeling // Quality innovation prosperity. 2015. Vol. 19, No 2. P. 73-86.
• Kopycinska D., Bernat T., Korpysa J. Researching students\' entrepreneurship skills in post-socialist countries: a multi-country survey (Part 1) // Transformations in Business & Economics. 2009. Vol. 8, No 2 (17). P. 31-42.
• McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. P. 1-14.
• Muradova N. S. Formirovanie social'no-ekonomicheskoj kul'tury pedagoga v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk. M.: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2007. 42 s. [In Rus].
• Muradova N. S. NIRS — investicii v budushchee // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2009. № 3. S. 319-323. [In Rus].
• Obrazcov P. I. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya «tekhnologiya obucheniya»: sovremennaya inter-pretaciya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2016. № 3. S. 76-82. [In Rus].
• Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. M.: Kogito-Centr, 2002. 218 s. [In Rus].
• Rengamani J., Ramachandran S. A. Study on the entrepreneurial skills among students in Chennai // International journal of advanced research in management. 2015. Vol. 3. P. 36-44.
• Revin I. A., Cybulevskaya D. L. Razvitie predprinimatel'skih kompetencij u studentov tekhnicheskogo vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2-1. S. 51-58. [In Rus].