УДК 378
Гедулянова Наталия Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник,
Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: [email protected]
Бондарева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологического обеспечения кадровой работы,
Центральная нормативно-техническая лаборатория ФСИН России,
125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: [email protected]
Пиюкова Светлана Станиславовна
кандидат педагогических наук,
начальник кафедры пенитенциарной психологии
и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА1
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций обучающихся в условиях эффективной системы взаимодействия образовательных и научных организаций, производства. Сформулированы условия реализации модели интеграции образования, науки и производства с учетом мнений руководителей производств и предложения по внедрению модели интеграции на всех этапах жизненного цикла научно-исследовательского проекта.
Результатами исследований авторов являются выявление противоречий, снижающих эффективность взаимодействия сферы образования, науки и производства, предложение мероприятий по обеспечению оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся, а также разработка мер поддержки и управления процессом интеграции образования, науки и производства на всех этапах жизненного цикла научно-исследовательского проекта. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в образовательной деятельности высших учебных заведений при формировании профессиональных компетенций обучающихся, а также внедрены в инновационные инфраструктуры образовательных и научных организаций, промышленных предприятий и компаний.
Материалы исследования расширяют образовательную парадигму, предполагая возможность моделирования учебного процесса в системе высшего образования на основе последних достижений научной мысли и учета актуальных потребностей производства, способствуют повышению эффективности формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, образовательная организация, научная организация, производство, научно-исследовательский проект, прогностический центр, инфраструктура образовательной организации, интеграция, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
1 Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» (далее - Проект), при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 года, договор № 18-013-00845\18 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.
© 2019 Гедулянова Н. С., Бондарева О. А., Пиюкова С. С.
Nataliya S. Gedulianova
Doctor of Pedagogics, Professor, Chief scientific employee,
Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narva str., 15a, p. 1, Moscow, Russia, 125130, email: [email protected]
Olga A. Bondareva
Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Head of the Department of methodological support for personnel
work,
Central normative and technical laboratory of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narva str., 15a, p. 1, Moscow, Russia, 125130, e-mail: [email protected]
Svetlana S. Piyukova
Candidate of Pedagogics,
Head of the Department of penitentiary psychology and pedagogics, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF INTERACTION OF EDUCATION, SCIENCE AND MANUFACTURE
Summary. The article deals with the problem of the formation of professional competencies of students in an effective system of interaction between educational and scientific organizations, production. The conditions for the implementation of the integration model of education, science and production are formulated taking into account the opinions of production managers and proposals for the implementation of the integration model at all stages of the life cycle of a research project.
The results of the authors 'research are the identification of contradictions that reduce the effectiveness of interaction in the field of education, science and production, the proposal of measures to ensure optimal conditions for the formation of students' professional competencies, and the development of measures to support and manage the integration of education, science and production at all stages of the life cycle of scientific research project. The main provisions and conclusions of the article can be used in educational activities of higher educational institutions in the formation ofprofessional competencies of students, as well as embedded in the innovative infrastructure of educational and scientific organizations, industrial enterprises and companies.
The research materials expand the educational paradigm, suggesting the possibility of modeling the educational process in the higher education system on the basis of the latest achievements of scientific thought and taking into account the actual needs ofproduction, contribute to improving the formation of students' professional competencies.
Keywords: professional competence, educational organization, scientific organization, production, research project, prognostic center, educational organization infrastructure, integration, research and development work.
Интеграция образования, науки и производства - это совместное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров при реализации исследовательских проектов, внедрении научных разработок в практическую деятельность. Процесс установления оптимальных связей между указанными социальными объектами имеет решающее значение для современной российской экономики, так как способствует повышению ее эффективности без привлечения существенных дополнительных ресурсов.
Процесс сближения и усиления сотрудничества между представителями образования, науки и производства на протяжении десятилетий изучается ведущими отечественными и зарубежными исследователями [1, с. 207; 2, с. 212; 3, с. 36; 4, с. 51]. Однако, опираясь на тщательный обзор литературы, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день модель интеграции образования, науки и производства окончательно не определена и нуждается в дальнейшей разработке.
Согласно пункту 28 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642, «целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации» [5]. В связи с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед образовательными организациями, является осуществление квалифицированного посредничества между научным сообществом и производственными предприятиями. Причем акцент в этой работе должен ставиться на привлечение частных технологических компаний, имеющих успешный опыт реализации прикладных исследовательских проектов [2, 6].
Создание эффективной системы подготовки обучающихся в современных организациях высшего образования предполагает активное взаимодействие с представителями работодателей, подразумевающее их участие в образовательном процессе на протяжении всего периода обучения. Как правило, представители работодателя привлекаются к разработке образовательных программ, обеспечивают обучающихся местами прохождения всех видов практик, участвуют в государственной итоговой аттестации выпускников.
В то же время необходимо указать на некоторые противоречия, снижающие эффективность взаимодействия сферы образования, науки и производства:
с одной стороны, работодатели постоянно повышают требования к уровню профессиональных компетенций выпускников и их профессионально важных личностных качеств, с другой -стремятся устраниться от участия в разработке образовательной программы и переложить ответственность за подготовку специалистов на вуз, так как не считают приоритетным данное направление деятельности;
постоянно указывая на недостаточный уровень развития практических навыков выпускников, работодатели часто устраняются от создания оптимальных условий для прохождения обучающимися учебной, производственной и преддипломной практики, что существенно затрудняет формирование профессиональных компетенций и снижает мотивацию будущих специалистов [7, с. 219].
С целью преодоления указанных проблем и обеспечения оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся необходима реализация следующих мероприятий:
совершенствование государственной поддержки проектов, разработка и реализация которых осуществляется при взаимодействии представителей образования, науки и производства;
создание экспериментальных площадок для проверки новых идей, апробирования уникальных решений, на базе образовательных организаций;
создание механизмов развития коммуникации образовательного, научного и предпринимательского сообществ, сопряжение исследовательской повестки образовательных и научных организаций с актуальными потребностями современного производства;
консолидация и синхронизация исследований, проводимых образовательными и научными организациями, с потребностями различных секторов экономики, в том числе в формате региональных технологических консорциумов и кластеров;
создание системы обмена эффективными практико-ориентированными технологиями подготовки кадров между ведущими образовательными и научными организациями, представителями производства.
Для реализации стратегических задач государства в сфере образования и гарантированного получения результатов необходимо разработать и внедрить образовательные технологии в организации, действующие в реальном секторе экономики; разработать механизмы формирования профессиональных компетенций обучающихся в инновационных инфраструктурах образовательных организаций высшего образования [1, 8].
Необходимо привлекать молодых ученых и представителей бизнес-сообщества для совместной работы в научно-исследовательских лабораториях. Оптимальной площадкой для подобного рода интеграции образования, науки и производства, с нашей точки зрения, является образовательная организация [9, 10].
Основной путь к сближению образовательных и научных организаций пролегает как через традиционное взаимодействие в рамках базовых кафедр, создание совместных лабораторий, так и через участие преподавателей и обучающихся в исследовательской деятельности научных организаций, формирование базы для дальнейшей интеграции с производственными организациями. Путей взаимодействия с промышленными предприятиями два:
прямое выполнение «заказов» предприятий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тематике, близкой к тематике осуществляемых образовательной и научной организацией научных исследований;
выполнение прикладных и фундаментальных научных исследований в интересах предприятия в рамках «научно-технологического пакета», формируемого на основании анализа перспектив развития предприятия, отрасли, региона, а также среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, осуществляемого специальным прогностическим центром предприятия с привлечением образовательных и научных организаций.
На наш взгляд, деятельность прогностического центра в организации взаимодействия образовательных, научных организаций и промышленных предприятий является ключевой, так как позволяет обеспечить гибкое планирование совместных проектов на дальнем и среднем горизонтах, характерных для науки, но слишком дальних для прогностического планирования промышленных предприятий [3, 4].
В рамках описанной модели интеграции предприятия реального сектора экономики в свою очередь реализуют следующие мероприятия:
допускают образовательные и научные организации к решению актуальных и перспективных производственных задач;
участвуют в финансировании научно-исследовательского проекта на всех его стадиях: от подготовки макета до создания опытного (серийного) образца;
внимательно относятся к пожеланиям и рекомендациям разработчиков проекта из числа работников образовательных и научных организаций;
не «прекращают» сотрудничество с образовательными и научными организациями после появления на горизонте реальных доходов от реализации совместных проектов;
представляют свои имеющиеся разработки образовательным и научным организациям, в целях повышения эффективности работы над совместным научно-исследовательским проектом;
обеспечивают патентование результатов, полученных в процессе реализации совместного научно -исследовательского проекта.
Связка с промышленным сектором для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ также может осуществляться через механизм создания временных совместных лабораторий, в рамках которых образовательные, научные организации и производственные предприятия могут объединять свои инфраструктурные ресурсы (оборудование) и сотрудников (создавать временные трудовые коллективы) [3, с. 36; 4, с. 51].
Важным элементом модели интеграции образования, науки и производства является проведение таких обучающих мероприятий, как междисциплинарные «хакатоны», деловые игры, мозговые штурмы, форсайты. Широко распространенными организационными формами являются региональные технопарки; инкубаторы; акселерационные программы.
Условиями для успешной реализации модели интеграции образования, науки и производства являются:
- организация финансирования всех стадий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- формирование команд из представителей образования, науки и производства для дальнейшей реализации научно-исследовательских проектов;
- доверие к молодым сотрудникам, передача им результатов интеллектуальной деятельности;
- наличие инфраструктурных площадок для осуществления научно-исследовательских проектов (бизнес-инкубаторы, технопарки);
- создание заинтересованного менторского сообщества из числа действующих предпринимателей, которые будут готовы контактировать с научными коллективами совместных исследовательских лабораторий, а также осуществлять консультирование разработчиков проектов;
- предоставление промышленными предприятиями качественного и оперативного сервиса для научно-исследовательских проектов (лабораторные, производственные, презентационные помещения, услуги по бухгалтерскому учету, защите интеллектуальной собственности, проведение конференций и выставок);
- актуализация результатов фундаментальных исследований, способных вызвать интерес у бизнес-партнеров;
- наличие промышленного спроса на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в процессе реализации научно-исследовательских проектов, а также низкие транзакцион-ные издержки, сопровождающие взаимоотношения заинтересованных сторон;
- предоставление налоговых льгот промышленным предприятиям и компаниям, участвующим в научно-исследовательских проектах в ущерб времени для ведения бизнеса.
Таким образом, успешное формирование профессиональных компетенций обучающихся в условиях современных реалий предполагает активное взаимодействие образования, науки и производства. Практическая реализации модели интеграции указанных сторон влечет за собой изменение процедуры оценки результатов деятельности образовательных организаций; создание лидерских школ, ресурсных центров по востребованным направлениям подготовки молодых специалистов; создание цепочек взаимодействия: образовательная организация - научное учреждение -промышленное предприятие.
Библиографический список
1. Бондарева О. А. Правовая компетентность курсантов ведомственных вузов по основным образовательным программам высшего образования, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2(75). С. 207-211.
2. Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева // Ученые записки Орловского
государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1(78). С. 212-223.
3. Rengamani J., Ramachandran S. A. Study on the entrepreneurial skills among students in chennai // International journal of advanced research in management. 2015. Vol. (3). P. 36-44.
4. Rey E. D., Martin S. J., Castello J. V. Improving educational and labor outcomes through child labor regulation // Economics of education review. 2018. Vol. 66. P. 51-66.
5. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.
6. Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т. Правовые аспекты в профессиональной деятельности врача стоматолога // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 1. С.169-175.
7. Пиюкова С. С., Плотникова А. Л. Учебно-профессиональные установки курсантов вуза уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2017. № 2. С. 213-219.
8. Бондарева О. А. Моделирование процесса формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов в условиях реализации ФГОС // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2(75). С. 212-216.
9. Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т. Создание института наставничества в медицинских организациях // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. Белгород, 2016. С. 86-91.
10. Гедулянова Н. С. Проблемы правового регулирования проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении практик в вузе // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 59-62.
References
1. Bondareva O. A. Pravovaya kompetentnost' kursantov vedomstvennykh vuzov po osnovnym obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya, realizuyemym v interesakh obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka [Legal competence of cadets of departmental universities in the main educational programs of higher education implemented in the interests of law and order]. Uchenye zapiski Oryol State University. Seriya: gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki [Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2017, no. 2(75), pp. 207-211 [in Russian].
2. Gedulyanova N. S., Gedulyanov M. T. Planirovaniye meropriyatiy («Dorozhnaya karta») po realizatsii proyekta «Razvitiye predprinimatel'skikh kompetentsiy studentov» na ploshchadkakh Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. S. Turgeneva [Planning activities («Roadmap») for the implementation of the project «Development of entrepreneurial competence of students» at the sites of Orel State University named I. S. Turgenev]. Uchenye zapiski Oryol State University. Seriya: gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki [Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2018, no. 1(78), pp. 212-223 [in Russian].
3. Rengamani J., Ramachandran S. A. Study on the entrepreneurial skills among students in Chennai. International Journal of Advanced Research in Management, 2015, vol. 3, pp. 36-44 [in English].
4. Rey E. D., Martin S. J., Castello J. V. Improving educational and labor outcomes through child labor regulation. Economics of education review, 2018, vol. 66, pp. 51-66 [in English].
5. O strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 01.12.2016 no. 642 [About the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 01.12.2016 no. 642]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2016, no. 49, st. 6887 [in Russian].
6. Gedulyanova N. S., Gedulyanov M. T. Pravovyye aspekty v professional'noy deyatel'nosti vracha stomatologa [Legal aspects in the professional activity of the dentist]. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow Financial and Law University], 2017, no. 1, pp. 169-175 [in Russian].
becthhk cm
7. Piyukova S. S., Plotnikova A. L. Uchebno-professional'nyye ustanovki kursantov vuza ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Educational and professional installations of cadets of a higher education institution of the penitentiary system]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSINRossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Prison Service of Russia], 2017, no. 2, pp. 213-219 [in Russian].
8. Bondareva O. A. Modelirovaniye protsessa formirovaniya pravovoy kompetentnosti kursantov vedomstvennykh vuzov v usloviyakh realizatsii FGOS [Modeling the process of formation of legal competence of cadets of departmental universities in the context of the implementation of the GEF]. Uchenye zapiski Oryol State University. Seriya: gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki [Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2017, no. 2(75), pp. 212-216 [in Russian].
9. Gedulyanova N. S., Gedulyanov M. T. Sozdaniye instituta nastavnichestva v meditsinskikh organizatsiyakh [Creating a mentoring institution in medical organizations]. Sovremennyye obrazovatel'nyye tsennosti i obnovleniye soderzhaniya obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [In the collection: modern educational values and updating the content of education, a collection of scientific papers on materials II International Scientific and Practical Conference]. Belgorod, 2016, pp. 86-91 [in Russian].
10. Gedulyanova N. S. Problemy pravovogo regulirovaniya provedeniya kontrol'nykh (nadzornykh) meropriyatiy v otnoshenii praktik v vuze [Problems of legal regulation of the control (supervisory) activities in relation to practices in high school]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka [Pedagogical education and science], 2015, no. 4, pp. 59-62 [in Russian].