Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ)'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помилуйко Ю.В., Хакунов Н.Х.

Актуальность. Исследование педагогического опыта, анализ научно-методической литературы позволили определить основной замысел (идею) моделирования процесса личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом). В нашем случае - это формирование личностных качеств подростков на основе включения их в физкультурно-спортивную деятельность в качестве субъектов этой деятельности. Цель исследования - разработать модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом). Методы исследования. Изучение литературных источников по данной теме, контент-анализ нормативно-регламентирующей документации, педагогическое моделирование, проектирование, аналитико-логический метод. Результаты исследования. В проведенном исследовании внимание акцентируется на технологии разработки модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом), которая предусматривает приоритетность личностно-деятельностного и деятельностно-компетентностного подходов к обучению, подразумевая, что обучающийся из пассивного объекта педагогического воздействия становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности. Такой подход позволяет реализовать деятельностный характер образования, который направлен не на усвоение багажа знаний, а на способность обучающегося применять полученные знания, аккумулируя новые знания, формируя компетенции (способности), базирующиеся на знаниях, опыте, ценностях, мотивах и приобретенные в процессе обучения. Заключение. Таким образом, изучение нормативно-правовых актов и инструктивных документов, определяющих требования государственного заказа, с одной стороны, изучение проблем системы дополнительного образования детей и удовлетворенности качеством предоставляемых услуг (качеством образования) «внешними заказчиками» - родителями и «внутренними заказчиками» - работодателями, с другой стороны, позволили обосновать актуальность разработки и реализации модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Помилуйко Ю.В., Хакунов Н.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A MODEL OF PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF FOOTBALL LESSONS)

Relevance. The study of pedagogical experience, the analysis of scientific and methodological literature allowed us to determine the main concept (idea) of modeling the process of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education (for example, football). In our case, this is the formation of personal qualities of adolescents on the basis of their inclusion in physical culture and sports activities as subjects of this activity. The aim of the study is to create a model of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education (on the example of football classes). Research methods. The study of literary sources on this issue, content analysis of regulatory documentation, pedagogical modeling, design, analytical and logical method. The results of the study. The study focuses on the technology of developing a model of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education (for example, football), which provides for the priority of personal-activi-ty and activity-competence approaches to learning, implying that the student from a passive object of pedagogical influence becomes an active subject of educational and cognitive activity. This approach allows us to realize the activity-based nature of education, which is aimed not at mastering the baggage of knowledge, but at the ability of the student to apply the acquired knowledge, accumulating new knowledge, forming competencies (abilities) based on knowledge, experience, values, motives and acquired in the learning process. Conclusion. Thus, the study of normative legal acts and instructional documents defining the requirements of the state order, on the one hand, the study of the problems of the system of additional education of children and satisfaction with thequality of services provided (quality of education) by "external customers" - parents and "internal customers" - employers, on the other hand, allowed us to justify the relevance of the development and implementation of the model of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education of physical culture and sports orientation.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ)»

УДК 373.103.71+796.332

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ)

Ю.В. Помилуйко1, старший преподаватель кафедры физического воспитания,

Н.Х. Хакунов2, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теоретических основ

физического воспитания института физической культуры и дзюдо.

^Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.

2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп.

Контактная информация для переписки: 350001, Россия, г. Краснодар, ул. Лесная, д. 17, e-mail: pomiluyko2003@bk.ru.

Аннотация.

Актуальность. Исследование педагогического опыта, анализ научно-методической литературы позволили определить основной замысел (идею) моделирования процесса личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом). В нашем случае - это формирование личностных качеств подростков на основе включения их в физкультурно-спор-тивную деятельность в качестве субъектов этой деятельности.

Цель исследования - разработать модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом).

Методы исследования. Изучение литературных источников по данной теме, контент-анализ нормативно-регламентирующей документации, педагогическое моделирование, проектирование, анали-тико-логический метод.

Результаты исследования. В проведенном исследовании внимание акцентируется на технологии разработки модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом), которая предусматривает приоритетность личностно-деятельностного и деятельностно-компетентностного подходов к об-

учению, подразумевая, что обучающийся из пассивного объекта педагогического воздействия становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности. Такой подход позволяет реализовать деятельностный характер образования, который направлен не на усвоение багажа знаний, а на способность обучающегося применять полученные знания, аккумулируя новые знания, формируя компетенции (способности), базирующиеся на знаниях, опыте, ценностях, мотивах и приобретенные в процессе обучения.

Заключение. Таким образом, изучение нормативно-правовых актов и инструктивных документов, определяющих требования государственного заказа, с одной стороны, изучение проблем системы дополнительного образования детей и удовлетворенности качеством предоставляемых услуг (качеством образования) «внешними заказчиками» - родителями и «внутренними заказчиками» - работодателями, с другой стороны, позволили обосновать актуальность разработки и реализации модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Ключевые слова: модель, физкультурно-спортив-ная деятельность, личностное развитие, дополнительное образование детей.

Для цитирования: Помилуйко Ю.В., Хакунов Н.Х. Проектирование модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 1. - С. 64-69.

For citation: Pomiluiko Yu., Hakunov N. Designing a model of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education (on the example of football lessons). Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 1, pp. 64-69 (in Russian).

Актуальность темы исследования. Физкультур-но-спортивное направление является одним из важных в дополнительном образовании. Большое значение придается повышению уровня физического развития детей, воспитанию устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом как основы здорового образа и стиля жизни, формированию личностных качеств обучающихся и в целом формированию физической культуры личности.

Особенно важна эта деятельность для подростков, потому что в этом возрасте формируются определенные нравственные позиции и установки, мировоззрение и духовные ценности.

Вовлечение подростков в физкультурно-спортив-ную деятельность способствует решению стратегической задачи, связанной с их приобщением к здоровому образу жизни и формированием у них учебно-познавательных умений и навыков, то есть неких стереотипов действий, которые могут стать образом повседневной жизни.

Физкультурно-спортивная деятельность предоставляет возможность формировать умения и навыки бережного отношения к своему здоровью, на основе знаний теоретического и методического характера. Знаний о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, о закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков, и возможность реализовать эти знания на практике.

Функции, которые должна выполнять система дополнительного образования физкультурно-спортив-ной направленности, обусловлены, в первую очередь, требованиями государственного и социального заказа, а также потребительскими требованиями детей и их родителей как субъектов образования (рисунок 1).

На рисунке 1 в схематичном виде представлено обоснование актуальности разработки модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом).

Свойством модели, по мнению ряда исследователей, является то, что, выступая в качестве общенаучного метода познания, она обеспечивает перевод теоретических знаний в общеобразовательную практику путем расстановки акцентов, величин, отношений, и

поэтому оно (свойство) способно порождать новое педагогическое знание в пограничной сфере между теорией и практикой [1, с. 164; 2, с.231].

Модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) разрабатывалась на основе:

• нормативно-правовых актов и инструктивных документов (государственный заказ: физическое развитие и здоровье ребенка; воспитание поколения профессионалов с новой менталь-ностью; формирование личности новой формации, с высоким уровнем патриотизма и национальной идентичности);

• социального заказа (ребенок должен быть адаптирован к жизни в обществе; ребенок должен быть профессионально ориентирован);

• потребительских требований детей и их родителей (ребенку должно быть интересно, полезно, важно).

В процессе проектирования модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) учитывались требования к выполнению основных функций системой дополнительного образования детей и подростков физкуль-турно-спортивной направленности. К таким следует отнести:

• социально-психологическую адаптацию, навыки группового взаимодействия;

• личностно ориентированную;

• здровьесберегающую (физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья);

• личностное и профессиональное самоопределение.

Модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) представлена на рисунке 2.

Общеметодическими и специфическими принципами реализации модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) являются:

• добровольность (сфера дополнительного образования детей и взрослых не является обязательной, эта деятельность является добровольной для ее субъектов и осуществляется на основе их интересов и предпочтений);

• доступность (каждый участник должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней);

• творческое сотрудничество участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности (организация образовательного процесса на основе эффективного

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

- физическое развитие и

здоровье ребенка;

- выявление и поддержка

детей, проявивших выдающиеся способности;

- воспитание поколения профессионалов с новой

ментальностью; - формирование личности новой формации, с высоким уровней патриотизма и национальной идентичности

I—

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

- ребенок должен быть воспитан, физически развит и здоров; - ребенок должен быть адаптирован к

жизни в обществе; ребенок должен быть профессионально ориентирован

ФУНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- личностно ориентированная (удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии); - здоровьесберегающая (физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа

жизни, укрепление здоровья), - социально-психологическая адаптация. навыки группового взаимодействия; - личностное и профессиональное самоопределение

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ

ТРЕБОВАНИЯ Со стороны ребенка:

- ребенку должно быть интересно, полезно,

важно

Со стороны родителей:

- ребенок должен быть занят в свободное от

учебы время;

- ребенок должен уметь общаться со

сверстниками и взрослыми;

- ребенок должен своевременно определиться с

выбором профессии;

-у ребенка нужно своевременно выявить и развить талант

Рисунок 1. Обоснование актуальности разработки модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом)

взаимодействия обучающихся, педагогов, родителей);

• личностно ориентированное образование (признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса, со своей индивидуальностью, самоценностью, самобытностью, позволяющей реализовать свой творческий потенциал) [4, с. 15];

• непрерывность (обеспечение целостности образовательного процесса, посредством поступательной преемственности каждого занятия);

• возрастная адекватность педагогических воздействий (предусматривает целенаправленно и последовательно регулировать меру воспитательных и тренировочных воздействий в соответствии с возрастными этапами развития организма человека).

В структурном отношении модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на

примере занятий футболом) представлена тремя компонентами.

1. Целеобразующий компонент:

государственный и социальный заказ, потребительские требования детей и их родителей, функции системы дополнительного образования, определяющие цель и задачи разрабатываемой модели.

2. Процессуальный компонент предполагает разработку и реализацию разноуровневой программы дополнительного образования физкультурно-спортив-ной направленности (общеразвивающая программа).

Содержательная часть модели представлена тремя блоками: теоретический, учебно-тренировочный, диагностический.

Содержание и материал разработанной модели дополнительного образования подростков представлены по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, освоение определенного уровня соответствует определенным этапам подготовки.

Модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом)

т н е н о п м о к й и

Э

2

у

азу р

ю

о и

л е

Государственный и социальный заказ, потребительские требования детей и их родителей

кт*

А

ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЬ: формирование личностных качеств подростков

п

ЗАДАЧИ

-формирование навыков творческой, проектной и исследовательской деятельности средствами ФКиС; формирование навыков группового взаимодействия; формирование универсальных компетенций; формирование компонентов физической культуры личности (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный)

ь

т н е н о

а

м о к й ы н ь

Разноуровневая программа дополнительного образования

Личностно-деятельностный и деятельностно-компетентностный подход

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИНЦИПЫ

добровольность; доступность; непрерывность; творческое сотрудничество участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности; личностно ориентированное образование; возрастная адекватность педагогических воздействий

Технологии обучения

личностно ориентированного и дифференцированного обучения; формирования физической культуры личности; проблемного обучения; деятельностного обучения; здоровьесбережения и здоровьеформирования

Условия:

Организационно-педагогические. Дидактические

Результирующий компонент

удовлетворение потребности в двигательной активности; социально-психологическая адаптация: приобретение навыков коммуникации; приобретение опыта группового взаимодействия; сформированность компонентов физической культуры личности в соответствии с этапом подготовки; достигнутый уровень сформированности универсальных компетенций;

профессиональная ориентация

Рисунок 2. Модель личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом)

Досуговый уровень (этап начальной подготовки):

- организация свободного времени обучающихся, укрепление здоровья, формирование общих понятий в области физической культуры и спорта, творческое самоопределение.

Познавательный уровень (этап базовой подготовки):

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в творческом и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, получение детьми навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности (универсальные компетенции).

Продвинутый уровень (этап предпрофессиональ-ной подготовки):

- углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Отличительной чертой разработанной модели является то, что ее реализация предполагает формирование интеллектуального компонента физической культуры личности в сочетании с воспитанием познавательной активности обучающихся, освоением методов анализа выполняемых действий на основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Педагогически целесообразным в этом отношении является использование личностно-деятельностного и деятельностно-компетентностного подходов к обучению и построение образовательного процесса на основе принципов добровольности, доступности, непрерывности, творческого сотрудничества участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности, личностно ориентированного образования, возрастной адекватности педагогических воздействий.

3. Результирующий компонент:

В зависимости от уровня и этапа подготовки планируемыми результатами обучения будут являться:

• удовлетворение потребности в двигательной активности;

• социально-психологическая адаптация: приобретение навыков коммуникации;

• приобретение опыта группового взаимодействия;

• сформированность компонентов физической культуры личности в соответствии с этапом подготовки;

• достигнутый уровень сформированности универсальных компетенций;

• профессиональная ориентация.

Заключение. Таким образом, изучение нормативно-правовых актов и инструктивных документов, определяющих требования государственного заказа, с одной стороны, изучение проблем системы дополнительного образования детей и удовлетворенности качеством предоставляемых услуг (качеством образования) «внешними заказчиками» - родителями и «внутренними заказчиками» - работодателями, с другой стороны, позволили обосновать актуальность разработки и реализации модели личностного развития подростков средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования физкультур-но-спортивной направленности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметшина Г.Х. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде / Г.Х. Ахметшина, Л.Р. Храпаль, З.И. Замалетдинова, И.Ю. Халиков // Мир Науки, Культуры, Образования. - 2015. - №1(50).

- С. 164-167.

2. Бабунова Е.С. Проектирование концептуальной модели системы этнокультурного воспитания / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. - 2011.

- №6. - С. 231-240.

3. Бешенков С.А. Моделирование и формализация [Текст]: метод. пособие / С.А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.

4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бон-древская. - Ростов н/Д: РГПУ, 1997. - 28 с.

5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Г.Х. Валеев. - Стерлитмак: СГПИ, 2002. - 134 с.

6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие педагога-исследователя / В.В. Краевский. - Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. - 165 с.

7. Черноусенко Т.И. Моделирование системы дополнительного образования (на примере инновационного общеобразовательного учреждения): автореф. дисс...канд. пед. наук / Т.И. Черноусенко. - Ставрополь, 2003. - 24 с.

DESIGNING A MODEL OF PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF FOOTBALL LESSONS)

Yu. Pomiluiko1, Senior Lecturer, Department of Physical Education,

N. Hakunov2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Institute of Physical Culture and Judo.

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University", Krasnodar.

2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Adyghe State University", Maykop. Contact information for correspondence: 17, Lesnaya str., Krasnodar, Russia, 350001, e-mail: pomiluyko2003@bk.ru.

Annotation.

Relevance. The study of pedagogical experience, the analysis of scientific and methodological literature allowed us to determine the main concept (idea) of modeling the process of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education (for example, football). In our case, this is the formation of personal qualities of adolescents on the basis of their inclusion in physical culture and sports activities as subjects of this activity.

The aim of the study is to create a model of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education (on the example of football classes).

Research methods. The study of literary sources on this issue, content analysis of regulatory documentation, pedagogical modeling, design, analytical and logical method.

The results of the study. The study focuses on the technology of developing a model of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education (for example, football), which provides for the priority of personal-activity and activity-competence approaches to learning, implying that the student from a passive object of pedagogical influence becomes an active subject of educational and cognitive activity. This approach allows us to realize the activity-based nature of education, which is aimed not at mastering the baggage of knowledge, but at the ability of the student to apply the acquired knowledge, accumulating new knowledge, forming competencies (abilities) based on knowledge, experience, values, motives and acquired in the learning process.

Conclusion. Thus, the study of normative legal acts and instructional documents defining the requirements of the state order, on the one hand, the study of the problems of the system of additional education of children and satisfaction with the quality of services provided (quality of education) by "external customers" - parents and "internal customers" - employers, on the other hand, allowed us to

justify the relevance of the development and implementation of the model of personal development of adolescents by means of physical culture and sports in the system of additional education of physical culture and sports orientation.

Keywords: model, physical culture and sports activity, personal development, additional education of children.

References:

1. Akhmetshina G.Kh, Khrapal' L.R, Zamaletdinova Z.I., Kha-likov I.Iu. The conceptual model of patriotic education of students as a condition for the formation of civic identity in a multicultural educational environment. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniia [The World of Science, Culture, and Education], 2015, no 1(50), pp.164-167 (in Russian).

2. Babunova E.S. Designing a conceptual model of the system of ethno-cultural education. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2011, no 6, pp. 231-240 (in Russian).

3. Beshenkov S.A. Modelirovanie i formalizatsiia [Tekst]: metod. posobie [Modeling and formalization [Text]: method. aid.]. Moscow, BINOM. Laboratory of knowledge, 2002, 336 p.

4. Bondarevskaia E.V. Lichnostno-orientirovannoe obra-zovanie: opyt razrabotki paradigmy. [Personality-oriented education: experience in developing a paradigm]. Rostov-on-Don: RSPU, 1997, 28 p.

5. Valeev G.Kh. Metodología i metody psikhologo-peda-gogicheskikh issledovanii: uchebnoe posobie [Methodology and methods of psychological and pedagogical research: textbook]. Sterlitamak: SSPI, 2002. 134 p.

6. Kraevskii V.V. Metodologiia pedagogicheskogo issledova-niia: posobie pedagoga-issledovatelia [Methodology of pedagogical research: a guide for a teacher-researcher]. Samara, Publishing House Sam. SPI, 1994, 165 p.

7. Chernousenko T.I. Modeling of the system of additional education (on the example of an innovative general education institution. Extended abstract of candidate's thesis. Stavropol', 2003, 24 p. (in Russian).

Поступила / Received 29.01.2021 Принята в печать / Accepted 26.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.