Научная статья на тему 'Формирование двигательных качеств у подростков в условиях учреждений дополнительного образования'

Формирование двигательных качеств у подростков в условиях учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА / MODEL OF FORMATION OF MOTOR QUALITIES IN ADOLESCENTS IN CHOSEN SPORT / FORMATION OF MOTOR QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамаев А.Р., Якунчев М.А.

В статье подчеркивается актуальность формирования двигательных качеств у подростков в условиях учреждений дополнительного образования сферы физической культуры и спорта. Именно они во многом могут обеспечивать удовлетворение индивидуальных способностей и потребностей в разных аспектах развития личности. Это в полной мере касается физического развития подрастающего поколения, особенно подростков, которые имеют специфические возрасту анатомо-морфологические, физиологические и психологические характеристики. Как показывает общеобразовательная практика, многие подростки проявляют интерес к усвоению различных двигательных качеств, важных для самоутверждения и самовыражения. Поэтому имеется объективная необходимость в разработке научно-обоснованных моделей для учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности с целью формирования у подростков двигательных качеств. Раскрываются потенциальные возможности этих учреждений в реализации обозначенного процесса. Обосновывается и предлагается педагогическая модель усвоения подростками двигательных качеств в избранном виде спорта, состоящая из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального и критериально-диагностического. Предложенную педагогическую модель можно использовать в качестве теоретической основы для усвоения и совершенствования двигательных качеств детей в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамаев А.Р., Якунчев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование двигательных качеств у подростков в условиях учреждений дополнительного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 13.05.2015 г.

Аспирант А.Р. Мамаев1

Доктор педагогических наук, профессор М.А. Якунчев1

1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

FORMATION OF ADOLESCENTS' MOTOR QUALITIES IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Postgraduate student A.R. Mamaev' Dr.Hab., Professor M.A. Yakunchev1

1 Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Информация для связи с автором: mprof@list.ru

Аннотация

В статье подчеркивается актуальность формирования двигательных качеств у подростков в условиях учреждений дополнительного образования сферы физической культуры и спорта.

Именно они во многом могут обеспечивать удовлетворение индивидуальных способностей и потребностей в разных аспектах развития личности. Это в полной мере касается физического развития подрастающего поколения, особенно подростков, которые имеют специфические возрасту анатомо-морфологические, физиологические и психологические характеристики. Как показывает общеобразовательная практика, многие подростки проявляют интерес к усвоению различных двигательных качеств, важных для самоутверждения и самовыражения. Поэтому имеется объективная необходимость в разработке научно-обоснованных моделей для учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности с целью формирования у подростков двигательных качеств. Раскрываются потенциальные возможности этих учреждений в реализации обозначенного процесса.

Обосновывается и предлагается педагогическая модель усвоения подростками двигательных качеств в избранном виде спорта, состоящая из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального и критериально-диагностического.

Предложенную педагогическую модель можно использовать в качестве теоретической основы для усвоения и совершенствования двигательных качеств детей в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, физические качества, формирование двигательных качеств, модель формирования у подростков двигательных качеств в избранном виде спорта.

Annotation

The relevance of the formation of motor qualities of adolescents in the conditions of establishments of additional education in the sphere of physical culture and sport is highlighted in the present paper.

It is the motor qualities that in many respects can provide for the satisfaction of individual abilities and needs in different aspects of personality development. This fully applies to the physical development of the younger generation, especially teens who have age-specific anatomical and morphological, physiological and psychological characteristics.

According to the general educational practice, many adolescents show interest in mastering various motor qualities that are important for self-assertion and self-expression. Therefore, there is an objective need for the development of evidence-based models for institutions of additional education in the field of physical culture and sport for the purpose of formation of adolescents' motor qualities.

The potential of these institutions in the implementation of the designated process was disclosed.

An educational model for adolescents to assimilate motor qualities in the chosen sport was substantiated and offered. This model consists of interrelated and complementary components: target, methodological, substantive, organizational-procedural and criterial-diagnostic.

The proposed educational model can be used as a theoretical basis for learning and improving motor qualities of children in organizations of additional education in the field of physical culture and sport.

Keywords: additional education of children, physical qualities, formation of motor qualities, model of formation of motor qualities in adolescents in chosen sport.

Введение. В условиях совершенствования современного образовательного процесса возрастает роль учреждений дополнительного образования детей. Именно они во многом могут обеспечивать удовлетворение индивидуальных способностей и потребностей в разных аспектах развития личности. Это в полной мере относится к физическому развитию подрастающего поколения, особенно подростков, которые имеют специфические возрасту анатомо-морфологические, физиологические и психологические характеристики. Как показывает общеобразовательная практика, многие подростки проявляют интерес к усвоению различных двигательных качеств,

важных для самоутверждения и самовыражения. Поэтому имеется объективная необходимость в разработке научно обоснованных моделей для учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности с целью формирования двигательных качеств у подростков.

Цель исследования - обоснование и содержательная характеристика педагогической модели формирования двигательных качеств подростков в условиях учреждений дополнительного образования.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на основе использования методов теорети-

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

О си .с Н

ческого уровня, среди которых приоритетными были анализ педагогической и методической литературы, моделирование, обобщенное выражение педагогической модели формирования двигательных качеств подростков в учреждениях дополнительного образования детей сферы физической культуры и спорта. На первом этапе исследования выяснялась сущность понятий «модель», «педагогическая модель», «компоненты педагогической модели», выделялись анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности подростков. На втором этапе определялись и характеризовались основные компоненты педагогической модели. На третьем этапе педагогическая модель формирования двигательных качеств подростков представлялась в обобщенном и целостном виде.

Результаты исследования и их обсуждение. Полноценность организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей для формирования их двигательных качеств зависит от реализации комплекса взаимосвязанных элементов, предопределяющего ожидаемые результаты. Одним из таких комплексов является педагогическая модель. Она состоит из пяти взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, содержательного, организационно-процессуального и критериально-диагностического.

Целевой блок. На основе изучения литературы [3, 4] цели формирования двигательных качеств подростков в организациях дополнительного образования детей можно точнее выразить в определенной иерархии: 1) цель дополнительного образования детей - всестороннее удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и(или) профессиональном совершенствовании; 2) цель дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности - совершенствование свойственных каждому ребенку физических качеств, усвоение способов активного использования средств физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха для разностороннего развития личности; 3) цель формирования двигательных качеств подростков в организациях дополнительного образования детей - усвоение способов совершенствования приоритетных двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости) с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей возраста для реализации в повседневной жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

Методологический блок. Представлен подходами и принципами, связанными с общими идеями дополнительного образования детей, которые в совокупности позволяют реализовать систему формирования двигательных качеств подростков. Общей идеей в нашем случае выступает совершенствование личности. Человек изначально стремится к улучшению своего состояния, достижению креативности и зрелости, реализуя личностный потенциал, отвечая за свое самоопределение. В качестве подходов определяются системный, личностно ориентированный и деятельностный. Использование первого из них предполагает реализацию целостности - соответствие содержания учебного материала, способов его освоения целям, задаваемым современными государственным, общественным и личностным заказами в отношении результатов дополнительного образования детей. Подход дает возможность строить педагогическую модель как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Личностно ориентированный подход

подразумевает, что всю работу в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности необходимо связывать с активной познавательной и практической деятельностью детей. При этом важно признавать индивидуальность, самобытность, самоценность каждого человека, его развития и совершенствования как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Деятельностный подход предполагает реализацию различных видов и способов работы детей в системе эффективного усвоения двигательных качеств. Необходимо подчеркнуть, что целью использования деятельностного подхода является включение детей в различные виды деятельности, прежде всего познавательной, практической, коммуникативной и игровой [1, 3]. В составе методологического блока следует указать на принципы, важные для эффективного формирования двигательных качеств у подростков. Таковыми являются индивидуализация, дифференциация, вариативность и учет возрастных особенностей детей. Следовательно, методологический смысл идеи совершенствования человека для разработки педагогической модели формирования двигательных качеств у подростков в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в частности, заключается в том, что она открывает для каждого перспективу улучшения внутреннего (психологического) и внешнего (физического) состояния в повседневной жизни и в процессе полноценной физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и индивидуально-спортивной подготовки.

Содержательный блок лучше представлять по трем аспектам: мотивационному, когнитивному и деятельностному. Первый из них в общем виде представляется познавательными, эстетическими, здоровьесберегающими, практическими мотивами для побуждения детей к овладению двигательными качествами и их использованию в учебных и реальных ситуациях. Второй включает знания (анатомо-морфологические, физиологические, психологические, валеологические, санитарно-гигиенические, кинематические) и используется в интеллектуальной и практической деятельности в избранном виде спорта [3]. Третий состоит из совокупности способов действия (познавательных, практических, игровых, коммуникативных и здоровьесберегающих) для их использования при становлении и совершенствовании приоритетных двигательных качеств в избранном виде спорта [2].

Организационно-процессуальный блок предполагает отбор и использование оптимальных форм, методов, средств и технологий формирования у подростков двигательных качеств. Как приоритетные важно использовать формы организации учебно-воспитательного процесса (учебно-тренировочные и контрольные занятия, занятия по восстановлению двигательных качеств), организации исследовательской работы (консультации, защита реферата), организации деятельности во внеучебное время (беседы со спортсменами, участие в соревнованиях, спортивных праздниках, их организации и судействе). Из методов необходимо включить диагностические, формирование физических качеств, организацию разных видов деятельности, контроля и самоконтроля за формированием двигательных качеств. Необходимо использование определенных средств - программ, планов учебно-тренировочных занятий, методических рекомендаций для педагогов, а также использование специально разработанной технологии формирования у подростков двигательных качеств.

Критериально-диагностический блок. На основе работ отечественных исследователей [2] его лучше характеризовать по уровням: низкий, средний и высокий, в каждом

60

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег

из которых выражены мотивационная, когнитивная и дея-тельностная составляющие процесса подготовки детей к совершенствованию приоритетных двигательных качеств.

Процесс формирования двигательных качеств у подростков в организациях дополнительного образования может успешно реализоваться при определенных условиях. На основе анализа педагогической и методической практики [2, 4] мы выделяем три группы условий, обеспечивающих эффективность обозначенного процесса: научно-методические, организационные и дидактически. Первая из них предполагает реализацию в практике формирования двигательных качеств определенных средств, выраженных на научной основе - определение идеи, подходов и принципов подготовки детей в организациях дополнительного образования, обоснование модели формирования двигательных качеств, разработку технологии формирования двигательных качеств; вторая - реализацию в практике формирования двигательных качеств целенаправленной совместной деятельности педагогов и детей; третья - реализацию обучающего, воспитательного и развивающего компонентов содержания учебного материала.

Потенциал боксерской подготовки подростков для формирования их двигательных качеств изложим на основе изучения работ отечественных исследователей физического воспитания детей [3]. Так, сила в боксе выражается в способности преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Как известно, силовые способности, особенно динамическая и статическая сила, проявляются не сами по себе, а через определенную двигательную деятельность. Поэтому бокс так привлекает детей, стремящихся стать сильнее. Выносливость в боксе позволяет противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Признавая, что мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности, в боксерской подготовке подросткам предлагается совокупность монотонных упражнений, длительных по времени, обеспечивающих стабильность технически правильного их выполнения. Бокс дает возможность формировать общую и специальную выносливость. Ловкость в боксе обеспечивается совокупностью координационных способностей. Одна из них - быстрота овладения новыми движениями, другая - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Именно бокс

дает возможность использовать разные способы формирования у детей ловкости. Быстрота в боксе, как скоростная характеристика движений и действий, обеспечивает способность совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Гибкость в боксе обеспечивает развитие подвижности в суставах всего тела. По сути, это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движения звеньев тела. Ее развитие может достигаться с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.

Вывод. Предложенную педагогическую модель можно использовать в качестве теоретической основы для усвоения и совершенствования у детей двигательных качеств в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Литература

1. Бальсевич В К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 464 с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2011. - 480 с.

References

1. Bal'sevich, V.K. Ontokineziologiya cheloveka: monografiya (Human ontokineziology: monograph) / V.K. Bal'sevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2000. - 275 P.

2. Lubysheva, L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta: ucheb. posobie (Sociology of physical culture and sport: study guide) / L.I. Lubysheva. - Moscow: Akademiya, 2001. - 240 P.

3. Matveev, L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury: uchebnik dlya in-tov fiz. kul't. (Theory and methodology of physical culture: textbook for institutes of phys. cult) / L.P. Matveev. - Moscow: Fizicheskaya kul'tura i sport, 1991. - 464 P.

4. Kholodov, Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta: uchebnik dlya stud. uchrezhd. vyssh. prof. obrazovaniya (Theory and methodology of physical culture and sport: textbook for students of institutions of higher prof. education) / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - Moscow: Akademiya, 2011. - 480 P.

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

24 июня 2015 года в Педагогическом институте физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета состоялась защита диссертации Абрамовым Р. В. на тему: «Моделирование содержания и организации олимпийского образования младших школьников с применением информационно-коммуникационных технологий».

Научный руководитель: Лубышева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК).

Официальные оппоненты:

Манжелей Ирина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра оздоровительной физической культуры, профессор кафедры спортивных дисциплин Тюменского государственного университета.

Барбашов Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физического воспитания Гуманитарного института Югорского государственного университета.

Научная новизна исследования:

- разработана и научно обоснована инновационная модель содержания и организации олимпийского образования в младшем школьном возрасте с применением ИКТ;

- определены основные средства использования ИКТ, необходимые для повышения эффективности олимпийского образования младших школьников;

- доказано, что реализация программы олимпийского образования младших школьников с применением ИКТ позволяет повысить показатели физической подготовленности, уровень физического развития, сформировать мотивацию к спортивному стилю жизни, повысить знания в области олимпизма, ИКТ и «Fair Play».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.