ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
УДК 37
ЯКУНЧЕВ Михаил Александрович,
доктор педагогических наук, профессор
МАМАЕВ Абдулахат Рашидович,
аспирант
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье указывается актуальность развития в современных условиях двигательных качеств подростков в учреждениях дополнительного образования детей сферы физической культуры и спорта. Раскрываются потенциальные возможности этих учреждений для реализации обозначенного процесса. Обосновываются и предлагаются различные условия усвоения подростками двигательных качеств в избранном виде спорта, состоящие из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов -целевого, методологического, содержательного, организационно - процессуального и критериальнодиагностического.
Изменение состояния здоровья людей происходило и происходит сейчас из-за хрупкости мира, резкого изменения различных параметров окружающей среды, недостаточного количества и некачественного состава пищи и воды, возникновения инфекций, невысокой культуры медицинского обслуживания и нездорового образа жизни.
Приходится констатировать, что обозначенные категории изменений в первую очередь касаются подрастающего поколения. Общеизвестно, что оно представляет собой основной трудовой и популяционный потенциал любой страны, от качества которого зависит будущее отдельного индивидуума и человечества в целом. Не является исключением в этом отношении и Россия.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, физические качества, формирование двигательных качеств, современные условия формирования двигательных качеств в избранном виде спорта подростков.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -449-452
YAKUNCHEV Mikhail Alexandrovich,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
MAMAEV Abdulahat Rashidovich,
Postgraduate student
THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTOR SKILLS OF ADOLESCENTS IN INSTITUTIONS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION OF CHILDREN
The article addresses the necessity to develop motor skills of adolescents in institutions of additional education of children in the sphere of physical education and sports, highlights the potential of these institutions for implementing this process, justifies and proposes different conditions of training adolescents’ motor skills in the chosen kind of sport consisting of interrelated and mutually reinforcing components - purposeful, methodological, conceptual, organizational-procedural and criteria-diagnostic components.
Changes in the health status of people are caused by the fragility of the world, drastically changed parameters of the environment, inadequate quantity and quality of food and water, infections, low culture of health care and unhealthy way of life.
We have to admit that the above mentioned categories of changes primarily relate to the young generation. It is well known that young generation is the main human and labor resource and potential of any country, the quality of which influences the future of the individual and humanity as a whole. In this regard, Russia is not an exception.
Key words: additional education of children, physical qualities, the formation of motor skills, modern conditions for the development of motor skills of teen-agers in the chosen kind of sport.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
The work was supported by the Ministry of Education of the Russian Federation in the framework of the government task to the Mordovian State Pedagogical Institute named after
M.E. Evsevyev for 2015. Project № 1846 "Theoretical and methodological basis for the development of the model of university as a basic center of pedagogical education."
В условиях интенсивного социально-экономического и технологического развития современного общества четко проявились глобальные проблемы, имеющие планетарный характер и отражающие интересы всего человечества. Разные исследователи в основном выделяют одни и те же проблемы, среди которых приоритетными являются экологическая, продовольственная, демографическая, обеспечения производства сырьем и энергией, преодоления отсталости социумов, сохранения здоровья и культивирования здорового образа жизни [6, с. 218].
Признавая ситуацию ухудшения состояния здоровья, игнорирование установок на ведение здорового образа жизни, Министерством здравоохранения Российской Федерации проведено комплексное исследование, выявившее негативные тенденции в структуре соответствующей проблемы. Так, за период в десять последних лет общая заболеваемость детей и подростков увеличилась на 55%, в то время как взрослого населения - на 26%. Максимальные темпы прироста отмечены по болезням костно-мышечной системы - в 3,8 раза (у взрослых - в 1,3 раза), болезням эндокринной системы - в 3,2 раза (у взрослых - в 1,6 раза), болезням репродук-
- 449 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
тивной сферы - в 3,1 раза (у взрослых - в 1,8 раза). В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, доля которых составляет 44,7%, на втором - находятся болезни нервной системы и органов чувств (12,7%). В последние годы значительно возросло число болезней эндокринной и мочеполовой систем, значимость которых для молодого организма особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции [7, с. 340].
Результаты сравнительного анализа показателей заболеваемости взрослых с аналогичными показателями детей и подростков свидетельствуют о том, что у них во всех возрастных группах темпы прироста показателей заболеваемости значительно выше. Это характеризует большую вероятность осуществления неблагоприятного прогноза здоровья россиян на ближайшее десятилетие.
Специалисты разных сфер отечественной науки отмечают, что одной из причин сложившейся ситуации является низкая двигательная активность и несформированность культуры движения. Не вызывает сомнений наличие тесной связи между первичной суточной двигательной активностью и заболеваемостью сердечно-сосудистой системы у различных групп населения, включая детей и подростков. Организовав собственное социологическое исследование среди детей среднего школьного возраста, мы установили, что большую часть свободного времени они проводят перед компьютером за играми, общаясь в социальных сетях (76%) или выполняя домашние задания (24%). Лишь некоторые респонденты (15%) утверждают, что регулярно самостоятельно или в ходе секционных занятий занимаются физическими упражнениями. Остальные опрошенные либо игнорируют занятия физической культурой, либо делают это бессистемно.
Для большинства обучающихся, особенно в период посещения занятий, проблемой является дефицит движений, иначе гипокинезия. Именно она снижает функциональные возможности организма в целом, нарушает функциональность опорно-двигательного аппарата и вегетативные функции. Проведенное еще в 2000-2001 гг. НИИ Гигиены и охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН по Европейской программе стандартизированного опроса исследование образа жизни обучающихся старшего подросткового возраста выявило низкую двигательную активность у каждого третьего юноши и половины девушек 8-11 классов московских школ. Обозначенные выше социологические данные позволяют утверждать, что гипокинезия как бы предопределяется самой образовательной программой общеобразовательной организации.
Обязательный ежедневный объем времени, затрачиваемый обучающимся любого класса на двигательную активность, по требованию СанПиН равен двум часам. Однако этот норматив не выполняется. Так, для общеобразовательной организации традиционно характерна дисциплинарная модель обучения по принципу «удобно для учителя», а не «хорошо для обучающихся».
По данным ранее проведенных исследований, даже обычная образовательная программа в настоящее время под силу лишь одной трети учащихся, а сочетание избыточной умственной нагрузки и недостаточного уровня физической активности способствует нанесению значительного ущерба их здоровью. За период обучения в образовательной организации с первого по девятый класс число здоровых детей уменьшается примерно в четыре раза; количество детей, страдающих близорукостью, увеличивается до 50%; нарушения осанки диагностируются у 65% детей, а нервно-психические расстройства - у 40%. Чрезмерные умственные нагрузки, связанные с выполнением учебной деятельности, способствуют возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка [4, с. 185].
Наряду со снижением двигательной активности, на состояние здоровья подростков также оказывает негативное влияние несбалансированное питание, неэффективное образование в области здоровьесбережения, слабое психологическое сопровождение образовательного процесса, бессистемная работа по предупреждению разных форм девиантного поведения детей [7, с. 430].
Представим краткие характеристики и наши комментарии к обозначенным суждениям.
Несбалансированное питание. В целом организация питания в общеобразовательных организациях характеризуется своей неупорядоченностью. С одной стороны, в последние годы во многих регионах страны осуществляются специальные программы по организации рационального питания в форме бесплатного для детей из многодетных, малоимущих семей и организации горячего питания. С другой стороны, массовое питание обучающихся является несбалансированным. При удовлетворительной энергетической обеспеченности, к сожалению, наблюдается острый недостаток белков животного происхождения, витаминов и минеральных элементов. В содержании питания также проявляется дефицит мяса, яиц, рыбы, свежих овощей
- 450 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
и фруктов и в то же время избыток хлебобулочных и макаронных изделий, равно как и полисахаридов. Практически полностью отсутствует дифференциация рационов питания по возрастным группам обучающихся. При такой организации питания трудно утверждать о здоровье подрастающего поколения, его сохранении и укреплении при обеспечении необходимого объема двигательной активности и соблюдении оздоровительных мер.
Неэффективное образование в области здоровьесбережения. Общий смысл образования в обозначенной области заключается в формировании устойчивой мотивации, убеждений в необходимости поддержания в течение длительного времени здоровья, выполнении соответствующих видов деятельности, обеспечивающих здоровый образ жизни для полноценной жизнедеятельности. Однако остается непонятным, кто из педагогов должен обеспечивать весь комплекс соответствующих форм и методов образования в области здоровьесбережения. Несмотря на то, что многие общеобразовательные организации заявляют об успешной здоровьесберегающей деятельности, заболеваемость обучающихся в них остается на уровне среднестатистических показателей по нашей стране, в том числе по болезням опорно-двигательной системы, связанным с недостаточной двигательной активностью.
Слабое психологическое сопровождение образовательного процесса. В последние годы во многих общеобразовательных организациях в штатном расписании удалось сохранить ставки психологов. Однако те задачи, которые стоят перед ними, им явно не под силу. В лучшем случае психологам удается наладить работу по психодиагностике или работу с явно «запущенными» детьми. Что же касается организации системной коррекционной работы с обучающимися, нуждающимися в психологической помощи, то она в большинстве случаев остается нерешенной [2, с. 35].
Особенно это касается коррекции психического, эмоционального, интеллектуального и духовного здоровья, в совокупности обусловленного физическим состоянием человека, сопряженным с оптимальными затратами энергетических ресурсов, отсутствием болезней и телесных повреждений, обеспечением полноценной работоспособности и выносливости.
Бессистемная работа по предупреждению разных форм девиантного поведения детей. К ним относят табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических средств, агрессивное поведение и ранний секс. Установлено, что к 15 годам около 60% подростков пробовали курить (57,9% юношей и 56,8% девушек), а 20,8% юношей и 12,4% девушек курят ежедневно. К 15-летнему возрасту практически все подростки пробовали алкогольные напитки; около половины хотя бы раз испытывали чувство алкогольного опьянения, а 12,9% юношей и 3,8% девушек бывали по-настоящему пьяными более десяти раз. В последние годы большое количество обучающихся приобщается к употреблению наркотиков, существует даже определенная молодежная мода на них. Так, около 60-65 % 15-летних подростков считают, что «употребление слабых наркотиков является абсолютно безвредным для их здоровья». Поэтому имеется объективная необходимость в предупреждении девиантного поведения, отвлечении от вредных привычек, а самое главное, включение в разные виды деятельности, среди которых одной из приоритетных является двигательная.
Таким образом, можно констатировать, что общеобразовательные организации, на которые государством и обществом возложена миссия по формированию у обучающихся устойчивой потребности в ведении здорового образа жизни, их приобщению к практической здоровьесберегающей деятельности, в том числе проявлению двигательной активности, с ней справляются недостаточно эффективно. При этом потенциальные возможности других социальных институтов, таких как семья, организации системы здравоохранения, средства массовой информации, государство, в деле сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, по нашему мнению, могут выступать лишь в качестве второстепенных, осуществляя деятельность по пропаганде здорового образа жизни, профилактике и лечению заболеваний детей, а также созданию инфраструктуры, позволяющей культивировать двигательную активность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. - Киев: Здоровье, 1989. - 216 с.
2. Андрюхина Л.М. Дополнительное образование: возможности развития личности / Л. М. Андрюхина // Дополнительное образование. - № 9. - 2000. - С. 60-64.
3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. -М.: Наука, 1982. - 270 с.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезия человека: монография / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
5. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - № 4. - 1995. - С. 5-12.
- 451 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
6. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития России: эколого-экономические аспекты / С.Н. Бобылев, П.А. Ма-кеенко. - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
8. Валиулина Л.И. Физическая культура как базис полноценной жизнедеятельности человека / Л.И. Валиулина // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: матер. 2-ой междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 7 марта 2013 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург: РГППУ, 2013. -С. 120-122.
REFERENCES
1. Amosov N.M. Physical activity and heart. Amosov N.M, Bendet J.A. Kiev. Health, 1989. 216 p.
2. Andryukhina L.M. Additional education: Opportunities development of personality. Andryukhina L.M. Additional education. № 9. 2000. P. 60-64.
3. Arshavskiy I.A. Physiological mechanisms and patterns of individual development. Arshavskiy I.A. Moscow. Nauka. 1982. 270 p.
4. Balsevich V.K. Ontokineziya chelovekamonografiya. Balsevich V.K. Moscow. Theory and Practice of Physical Culture. 2000. 275 p.
5. Balsevich V.K. Physical education: youth and modernity. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Theory and Practice of Physical Culture. № 4. 1995. P. 5-12.
6. Bobylev S.N. Indicators for sustainable development of Russia: ecological and economic aspects. Bobylev S.N., Ma-keyenko P.A. Moscow. CPPI. 2001.220 p.
7. Bozovich L. I. Personality and its formation in childhood. Bozovich L. I. Moscow. Education. 1968. 464 p.
8. Valiulina L.I. Physical education as the basis of a full human life. Valiulina L.I. Problems of development of physical culture and sport in the new millennium: mater. 2nd Intern. scientific and practical. Conf. Ekaterinburg. March 7. 2013. FSAEI HVE Rus. state. prof.-ped. Univ. Yekaterinburg. RSVPU. 2013. P. 120-122.
Информация об авторе Information about the author
Якунчев Михаил Александрович, доктор педа- Yakunchev Mikhail Alexandrovich, Doctor of гогических наук, профессор Pedagogical Sciences, Professor
Мамаев Абдулахат Рашидович, аспирант Mamaev Abdulahat Rashidovich, Postgraduate
Мордовского государственного педагогическо- student, Lecturer, Chair for Sports Disciplines го института им. М.Е. Евсевьева, преподава- and Safety, the Mordovian State Pedagogical тель кафедры спортивных дисциплин и без- Institute named after M. E Evsevyev. опасности жизнедеятельности, Саранск, Республика Мордовия, Россия
[email protected] [email protected]
Получена: 17.09.2015 Received: 17.09.2015
- 452 -