УДК 796.01:61
ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Е.Е. Фунина - кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Фролов - кандидат педагогических наук, доцент А.И. Ушников - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет
Ульяновск
THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT EDUCATIONAL FUNCTION IMPLEMENTATION DURING
SCHOOLCHILDREN
E.E. Funina - Candidate of Education, associate professor E.V. Frolov - Candidate of Education, associate professor A.I. Ushnikov - Candidate of Education, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail: : [email protected]
Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, воспитательные задачи, морально-волевые и нравственные качества, традиционные формы занятий, профилактика заболеваний, педагогический эксперимент, духовно-нравственное развитие.
Аннотация. Направленность учебного процесса по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы на повышение уровня физической подготовленности, формирование двигательных умений и навыков, подготовку к сдаче контрольных нормативов обусловили сосредоточение основного внимание на физическое развитие при полном невнимании к духовно-нравственному. Такой подход привел к негативным последствиям: повсеместному распространению сквернословия, увлечению курением и алкоголизмом, начиная с 9-10-летнего возраста; снижению дисциплины, успеваемости, росту детской и подростковой преступности и другим отрицательным последствиям.
В статье рассматриваются причины сложившегося положения; предлагается одно из направлений принципиального его изменения путем использования мощного воспитательного потенциала, средствами физической культуры и спорта, применение которых в специально созданных педагогических ситуациях ставит школьников перед необходимостью проявления морально-волевых и нравственных качеств; формирования навыков подчинения установленным нормам и правилам поведения, что способствует духовно-нравственному развитию детей и подростков. Автором показано, что наполнение традиционных форм занятий физическими упражнениями новым содержанием, направленным на решение различных воспитательных задач придает физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе новый импульс эффективного преобразования личности с гармоничным развитием, высоким уровнем культуры жизнедеятельности и потребностью к здоровому образу жизни. В статье поднимается вопрос о необходимости руководства школ, а также учреждений образования
пересмотреть направленность школьной программы по физической культуре в аспекте более эффективного воздействия на социальную сферу.
Keywords: physical education, school, educational objectives, moral, volitional, and moral qualities, traditional forms of study, disease prevention, pedagogical experiment, the spiritual and moral development.
Abstract. The focus of the learning process in physical education of schoolchildren to improve physical fitness, motor development skills, preparing for the delivery of benchmarking have caused major focus attention on the physical development of the complete lack of attention to spiritual and moral. This approach has led to negative consequences: widespread dissemination of obscenity, fascination smoking and alcohol, ranging from 9 to 10 years of age, reduction of discipline, academic achievement, increase of child and adolescent crime and other negative consequences.
The article discusses the causes of the situation, offeres one of the principal directions of change by using the powerful educational potential, by means ofphysical culture and sports, which are used in a specific teaching situations, puts students to display the moral and volitional, qualities, skills training obedience to the established norms and rules of behavior that contributes to the spiritual and moral development of children and adolescents. The author shows that filling of traditional forms of exercise with new content aimed at addressing various educational tasks attached to physical culture and sports-mass work a new impetus to the effective transformation of the person with harmonious development, a high level of cultural life and the need for a healthy lifestyle. The article raises the question of the need for school management and educational institutions to revise the curriculum focus on physical training in the aspect of a more effective impact on the social sphere.
ВВЕДЕНИЕ
Основу современной концепции физического воспитания учащихся общеобразовательной школы составляет переориентирование его направленности на повышение образовательной и воспитательной функции, как ведущего условия эффективности средств физической культуры и спорта. Сложность реализации данной задачи заключается в сложившихся стереотипах отношения к урокам физической культуры как форме занятий для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, подготовки к сдаче контрольных нормативов [1, 2, 4].
Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование воспитательной функции физической культуры и спорта в процессе физического воспитания школьников.
Задачи: 1. Выявить ведущие нравственные качества, определяющие характер поведения детей и подростков.
2. Экспериментальным путем проверить целесообразность использования традиционных форм физического воспитания для решения воспитательных задач.
Неправильное понимание сущности школьной физической культуры обусловлено, на наш взгляд, формальным восприятием понятия «здоровье», ограничивающим его содержание лишь физическим аспектом при игнорировании духовно-нравственного. Это создало предпосылки для деформации процесса физического воспитания школьников; искажения нравственных ценностей, серьезным негативным последствиям: широкого распространения сквернословия, курения и алкоголизма, начиная с 9-летнего возраста; увеличению количества учащихся, пристрастившихся к наркомании, токсикомании, возрастания подростковых самоубийств. За восемь последних лет рост сексуальных преступлений против несовершеннолетних увеличился почти в двадцать раз. Только в 2010 году зарегистрировано девять с половиной тысяч сексуальных преступлений против детей и подростков. Угрожающие масштабы приобретает распространение СПИДА.
Спортсмены высокой квалификации с отличными показателями физической подготовленности с несформированными нравственными понятиями и установками, нередко
становятся правонарушителями, представляя угрозу для окружающих людей. Это свидетельствует о необходимости коренного пересмотра направленности и содержания школьной системы физического воспитания. Однако ее реализация связана с большими трудностями различного характера. С одной стороны, большинство учителей физической культуры нацелены на обеспечение высокой моторной плотности урока как главного показателя его эффективности и не готовы к переориентации своей деятельности в силу объективных (отсутствие навыков воспитательной работы; понимания сущности физической культуры и спорта как мощного средства духовно-нравственного развития и др.) и субъективных (неготовность к саморазвитию и самосовершенствованию; неспособность к анализу и объективной оценке своей деятельности; недооценка информации о поведении учащихся вне учебного процесса, за пределами школы) причин.
С другой стороны, педагогические и физкультурные вузы продолжают готовить специалистов по спорту по учебным программам, не ориентированным на воспитательную деятельность в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Неготовность физкультурно-педагогических кадров к реализации воспитательной функции физической культуры и спорта не позволяет решить проблему принципиального улучшения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Обеспечение воспитательной направленности уроков физической культуры представляет сложную задачу, требующую объединения усилий всего педагогического коллектива.
Воспитание является неотъемлемой составной частью процесса обучения. При направленности обучения на усвоение системы знаний воспитание призвано обеспечить усвоение школьниками норм и правил поведения, а также установление правильных взаимоотношений с окружающими людьми. Обучение и воспитание дополняют и обусловливают друг друга, их разделение приводит к снижению дисциплины и ответственности за свои действия и поступки.
Концепция самоактуализации воспитательного процесса в общеобразовательной школе предусматривает направленность всего учебного процесса на решение воспитательных задач, определяющих нормы и правила поведения учащихся в течение всего учебного времени. Это детерминирует организацию учебно-воспитательной работы, обеспечивающую эффективный педагогический контроль и управление деятельностью школьников на уроках и переменах путем применения разнообразных форм и видов педагогического воздействия, не оставляя места и времени для свободного времяпрепровождения, заполненного зачастую различными нарушениями норм нравственности и морали, нецензурной бранью и др.
Новая парадигма организации учебно-воспитательного процесса основана на учете особенностей сознания: у большинства людей интуиция восприятия физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы более развита, чем понимание механизма деятельности организма под воздействием специально организованной мышечной нагрузки, без чего невозможно осознанное стремление к физическому совершенству. Это обусловлено тем, что понимание связано с познавательными способностями, в то время как восприятие основывается на ощущениях [2, 3, 5].
В ходе реализации системы воспитательных задач средствами физической культуры и спорта при выборе ведущих морально-волевых и нравственных качеств необходимо ориентироваться на основополагающие качества, обусловливающие качественное преобразование личности школьника. Однако отсутствие их теоретического и методологического обоснования, а также концептуальных инструментов педагогического воздействия ограничивает эффективность учебно-воспитательной работы в школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Материалы наших исследований показали, что одним из наиболее важных морально-волевых качеств является ответственность. При несформированности данного поведенческого параметра подросток, достигая более высокого уровня физической
подготовленности, может реализовать его в бытовом аспекте жизнедеятельности при неправильно складывающихся взаимоотношениях с другими людьми или конкретным человеком. Чем выше показатели духовно-нравственного развития, тем существеннее возрастает ответственность и контроль за собственным поведением. Это свидетельствует о необходимости планомерного целенаправленного формирования ответственности школьников, начиная с первого года обучения при использовании разнообразных средств и форм занятий физической культурой и спортом [2, 4-6].
Развитие способностей в любой сфере деятельности требует соответствующих усилий. Реализация поставленной задачи детерминирует необходимость жесткой дисциплины, проявление которой невозможно без развития комплекса морально-волевых качеств. Повышение их показателей позволяет пересмотреть и заново переосмыслить прежние привычки и нормы поведения, подняться на более высокий уровень духовно-нравственного развития.
Требование жесткой дисциплины часто является серьезным препятствием для занятия спортом. Несформированные с детства дисциплина и самодисциплина препятствуют проявлению целеустремленности, настойчивости, упорства, трудолюбия, делают человека безвольным. Учащимся общеобразовательной школы трудно самостоятельно справиться с данной проблемой, но ее решение возможно при скоординированности усилий родителей, педагогического коллектива школы, учителя физической культуры, а также самого ребенка.
При проведении педагогического эксперимента с целью выявления эффективности различных форм занятий физическими упражнениями для решения воспитательных задач, мы исходили из того, что традиционные, исторически сложившиеся формы: гимнастика до урока, динамическая пауза, подвижные игры на больших переменах и др. не утратили своей актуальности. Однако их содержание должно быть наполнено новым смыслом. Так, гимнастика до урока призвана решать следующие задачи:
- снятия эмоционального напряжения после перемен;
- организации внимания;
- формирования навыков контроля правильной осанки;
- профилактики глазных заболеваний;
- воспитания организованности, ответственности, самодисциплины.
Эффективность реализации поставленных задач обусловлена не только рациональным
выбором соответствующих физических упражнений, но и не меньшей степени требованиями к их правильному, точному и четкому выполнению. Снижение эмоционального воздействия внешней среды во время школьной перемены осуществляется выполнением различных движений головы: вправо, влево, вперед, назад, круговыми движениями в одну и другую стороны. При этом каждое двигательное действие выполняется с индивидуальной максимальной амплитудой при сохранении вертикального положения тела вперед, подбородок - параллельно полу, кисти рук на крышке стола.
Выполнение данных требований связано с проявлением волевых усилий, добросовестности, терпения. Произвольное изменение заданных параметров моторных актов приводит к их формальному исполнению, не способствует достижению цели. Поднимание плеч вверх одновременно и поочередно, опускание вниз, также одновременно и последовательно, сведение плеч вперед и разведение их назад - тонизирует мышечные группы плечевого пояса, спины, усиливает кровоток, укрепляет осанку, способствует установлению рационального дыхания. Однако ожидаемый эффект достигается соответствующим мышечным напряжением, прямым положением верхней части тела, четким сохранением направления движений. Любое отклонение от указанных характеристик моторных актов снижает ценность данных упражнений.
Профилактика заболеваний зрительного анализатора предусматривает выполнение круговых движений глаз вправо, затем влево с индивидуально максимальной амплитудой; направления взгляда по диагонали (снизу вверх в правый, затем в левый верхний угол; закрывание глаз (с направлением взгляда вдаль); очень быстрое и легкое закрывание и
открывание век (чтобы не спугнуть сидящую на бровях баночку). Каждое упражнение выполняется четко, заданное количество раз при сохранении идеальной осанки, высокоподнятой головы; небрежное исполнение приводит к нулевому результату.
Широко распространенная форма занятий физическими упражнениями -динамическая пауза решает следующие задачи:
- снижение умственного утомления;
- расслабление мышц головы, шеи, плечевого пояса, спины;
- улучшение осанки;
- переключение внимания на моторную деятельность;
- воспитание навыков самоконтроля при выполнении двигательных заданий;
- формирование осознанного отношения к выполнению физических упражнений, понимание их ценности и значимости для поддержания работоспособности. Мы считаем, что динамическая пауза, выполняемая в классе за учебными партами или столами в школьной форме должна обеспечить максимальный эффект путем рационального использования элементарных движений:
- поднять руки вперед: сжимание и разжимание пальцев при сохранении красивой осанки и прямого положения головы;
- руки перед грудью: круговые движения сжатой кистью наружу и внутрь;
- и. п. то же: пальцы в замок, соединение ладоней и выпрямление частей в одну линию, не разжимая пальцев;
- круговые движения плечами назад и вперед, не поднимая рук, сохраняя идеальную осанку и не опуская голову.
Эффект достигается только качественным, четким выполнением двигательных заданий, которые следует отрабатывать дома при выполнении домашних уроков. Это способствует дисциплинированности, организованности.
Подвижные игры на большой перемене решают задачи:
- обеспечения смены видов деятельности;
- снижения дефицита двигательной деятельности;
-воспитания организованности, дисциплины, коллективизма, ответственности.
Используемые игры должны быть малой и средней подвижности, с направленностью на повышение внимания, снижение мышечного напряжения головы, плечевого пояса, нижних конечностей. Основное содержание игр: передвижение по кругу в одну и другую сторону использованием различных видов ходьбы: на носках, приставным и скрестным шагом; притопов, полуприседов с поворотами головы, верхней части тела; подниманием рук вперед, к плечам - отведением их назад, хлопков.
Урок физической культуры как основная форма организации занятий в школе должен решать следующие воспитательные задачи:
- формирование навыков: управления своим психо-эмоциональным состоянием; контроля и самоконтроля за физическим состоянием; самостоятельного выполнения двигательных действий;
- воспитания силы воли, трудолюбия, настойчивости, самодисциплины;
- создание педагогических ситуаций, способствующих проявлению честности, справедливости, взаимопомощи и других морально-волевых и нравственных качеств.
Результаты проведенного нами педагогического эксперимента показали, что установка на решение воспитательных задач при использовании каждой формы занятий физической культурой, обусловливает их воспитательную направленность. Так, в экспериментальных классах каждой возрастной группы: третьего, седьмого, десятого при заострении внимания учащихся на честном, добросовестном выполнении каждого моторного акта экспертные оценки за качество физических упражнений, составляющих содержание гимнастики до урока, динамической паузы, подвижных игр на больших переменах, уроках физической культуры, были достоверно выше. В контрольных классах при объяснении учителем содержания двигательных заданий и их идеальном показе группа экспертов
выставила оценки: в 3 классе за выполнение физических упражнений во время гимнастики до занятий и динамической паузы - 3,2 балла; в 7 классе - 3,3 балла, в 10 классе - 3,4 балла. В экспериментальных классах, при установке на качественное, четкое, красивое исполнение двигательных действий были выставлены оценки: в 3 классе - 4,3 балла; в 7 классе - 4,2 балла, в 10 классе - 4,5 балла.
В контрольных классах на уроке физкультуры за выполнение физических упражнений, качество которых определяется показателями сформированности морально-волевых и нравственных качеств были выставлены следующие оценки: в 3 классе - 2,8 балла; в 7 классе - 2,6 балла, в 10 классе - 3,0 балла. В экспериментальных классах за те же двигательные задания были выставлены оценки: учащимся 3 класса - 4,1 балла; 7 класса -4,3 балла; 10 класса - 4,5 балла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, материалы наших исследований показали, что воспитательная функция физической культуры и спорта до настоящего времени остается невостребованной. Руководство общеобразовательных школ, педагогические коллективы, учителя физической культуры не осознают актуальности решения воспитательных задач средствами физической культуры и спорта. Первостепенной задачей ведущих ученых в области физической культуры и спорта является широкое развертывание разъяснительной работы по более эффективному использованию оздоровительного и воспитательного потенциала данной сферы человеческой деятельности. Переориентация направленности школьной системы физического воспитания на воспитательно-преобразующую личность учащегося позволит обеспечить повышение их духовно-нравственного развития.
Литература
1. Голов, В.А. Классификация факторов развития организационных форм физической культуры учащейся молодежи / В.А. Голов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 13-14.
2. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. -174 с.
3. Манжелей, И.В. Педагогический потенциал физкультурно-оздоровительной среды / И.В. Манжалей // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 4. - С. 2-4.
4. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. - 320 с.
5. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / С.Д. Неверкович. - М. : Академия, 2010. - 329 с.
6. Стародубцева, И.В. Интеллектуализация физического воспитания: состояние, проблемы, перспективы / И.В.Стародубцева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 5-7.
Literature
1. Golov, V.A. Classification of physical culture factors development of organizational forms / V.A. Golov // Theory and practice of physical culture. - 2007. - No. 3. - P. 13-14.
2. Lubysheva, L.I. Sports culture in school / L.I. Lubysheva. - M. : Theory and practice of physical culture and sport, 2006. - 174 p.
3. Manzheley, I.V. Pedagogical potential of sports and improving sphere / I.V. Manzhaley // Physical culture : upbringing, education, training. - 2010. - No. 4. - P. 2-4.
4. Modernization of physical training in comprehensive school / V.I. Stolyarov, V.K. Balsevich, V.P. Mochenov, L.I. Lubyshev. - M. : Theory and practice of physical culture, 2009. - 320 p.
5. Neverkovich, S.D. Pedagogika of physical culture and sport: the textbook / S.D. Neverkovich. - M. : Academy, 2010. - 329 p.
6. Starodubtsev, I.V. Intellectualization of physical training : condition, problems, prospect / I.V. Starodubtseva // Physical culture : upbringing, education, training. - 2010. - No. 1. - P. 5-7.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011.
Статья поступила в редакцию 27.05.2012 г.