Научная статья на тему 'О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ФУТБОЛА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ'

О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ФУТБОЛА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / учебно-воспитательный процесс / футбол / волейбол / баскетбол / гандбол / образовательная программа / спортивные занятия / спортивно-массовые мероприятия / образовательные учреждения / детско-юношеский спорт / детско-юношеские спортивные школы / двигательные способности / спортивный резерв / physical culture / sports / educational process / football / volleyball / basketball / handball / educational program / sports classes / sports events / educational institutions / children's and youth sports / children's and youth sports schools / motor abilities / sports reserve

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрий Витальевич Петухов, Надежда Георгиевна Вольдимарова

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов, связанных с реализацией дополнительных общеобразовательных программ в области развития физической культуры и спорта, основанных на применении популярных видов спортивных занятий, в том числе игры футбол. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что футбол, как вид спортивной игры, целесообразно использовать как в рамках обязательной образовательной школьной программы по физической культуре с периода начальной школы, так и при проведении внеурочных спортивно-массовых мероприятий, в том числе среди младших школьников, так как занятия данным видом спорта способствуют достижению культурно-воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных целей, развитию двигательных способностей, формированию у детей и молодежи ориентации на здоровый и безопасный образ жизни, в целом содействуют гармоничному психофизическому развитию личности. Поскольку футбол характеризуется сложностью методики технико-тактической подготовки, в целях успешного освоения данного вида спорта необходимо совершенствование методики обучения игре футбол, в том числе на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитрий Витальевич Петухов, Надежда Георгиевна Вольдимарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF FOOTBALL IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION: PEDAGOGICAL AND LEGAL ASPECTS

The article is devoted to the consideration of theoretical and practical issues related to the implementation of additional general education programs in the field of physical culture and sports development, based on the use of popular sports activities, including the game football. In the course of the study, the authors come to the conclusion that football, as a type of sports game, is advisable to use, both as part of the compulsory school curriculum for physical culture from the period of primary school, and when conducting extracurricular sports events, including among younger schoolchildren, since classes in this sport contribute to the achievement of cultural and educational, educational, developmental and recreational goals, the development of motor abilities, the formation of children and youth orientation to a healthy and safe lifestyle, and in general, contribute to the harmonious psychophysical development of the individual. Since football is characterized by the complexity of the technique of technical and tactical training, in order to successfully master this sport, it is necessary to improve the methodology of teaching the game of football, including at the stage of initial training.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ФУТБОЛА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-243-247

О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ФУТБОЛА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

Дмитрий Витальевич ПЕТУХОВ,

инструктор по физической культуре

ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 1708»

E-mail: PetukhovDV1998@yandex.ru

Надежда Георгиевна ВОЛЬДИМАРОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры

уголовного права и криминологии Всероссийского государственного

университета юстиции (РПА Минюста России)

E-mail: woldimarova@list.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов, связанных с реализацией дополнительных общеобразовательных программ в области развития физической культуры и спорта, основанных на применении популярных видов спортивных занятий, в том числе игры футбол. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что футбол, как вид спортивной игры, целесообразно использовать как в рамках обязательной образовательной школьной программы по физической культуре с периода начальной школы, так и при проведении внеурочных спортивно-массовых мероприятий, в том числе среди младших школьников, так как занятия данным видом спорта способствуют достижению культурно-воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных целей, развитию двигательных способностей, формированию у детей и молодежи ориентации на здоровый и безопасный образ жизни, в целом содействуют гармоничному психофизическому развитию личности.

Поскольку футбол характеризуется сложностью методики технико-тактической подготовки, в целях успешного освоения данного вида спорта необходимо совершенствование методики обучения игре футбол, в том числе на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; учебно-воспитательный процесс; футбол; волейбол; баскетбол; гандбол; образовательная программа; спортивные занятия; спортивно-массовые мероприятия; образовательные учреждения; детско-юношеский спорт; детско-юношеские спортивные школы; двигательные способности; спортивный резерв.

ABOUT THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF FOOTBALL IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION: PEDAGOGICAL AND LEGAL ASPECTS

Dmitry Vitalievich PETUKHOV,

Physical Education Instructor, State Educational Institution

of Moscow «Special Correctional School No. 1708»

E-mail: dima.petuhov.2G13@mail.ru

Nadezda Georgievna VOLDIMAROVA,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

E-mail: woldimarova@list.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of theoretical and practical issues related to the implementation of additional general education programs in the field of physical culture and sports development, based on the use of popular sports activities, including the game football. In the course of the study, the authors come to the conclusion that football, as a type of sports game, is advisable to use, both as part of the compulsory school curriculum for physical culture from the period of primary school, and when conducting extracurricular sports events, including among younger schoolchildren, since classes in this sport contribute to the achievement of cultural and educational, educational, developmental and recreational goals, the development of motor abilities, the formation of children and youth orientation to a healthy and safe lifestyle, and in general, contribute to the harmonious psychophysical development of the individual.

Since football is characterized by the complexity of the technique of technical and tactical training, in order to successfully master this sport, it is necessary to improve the methodology of teaching the game of football, including at the stage of initial training.

Keywords: physical culture; sports; educational process; football; volleyball; basketball; handball; educational program; sports classes; sports events; educational institutions; children's and youth sports; children's and youth sports schools; motor abilities; sports reserve.

В «Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Общенациональная стратегия развития футбола)1 приоритетной признана цель развития детско-юношеского и массового футбола. К базовым факторам, благоприятствующим развитию футбола в нашей стране, как указывается в Общенациональной стратегии развития футбола, отнесены: «государственная поддержка развития футбола; совершенствование системы подготовки конкурентоспособных спортсменов, тренерских и управленческих кадров; проведение в России крупных международных футбольных турниров — Кубка конфедераций FIFA в 2017 году, чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году и чемпионата Европы в России в 2020 году»2.

Однако в процессе осуществления намеченных государственных программ не все обозначенные целевые направления в области развития футбола в нашей стране реализуются в полной мере. К сожалению, показатели развития футбола в России значительно уступают аналогичным показателям развития данного вида спорта во многих странах мира. Отчасти это связано и с недостаточным финансированием со стороны частных инвесторов3, проявляющих осторожность по отношению к подобным проектам и сомневающихся в их окупаемости.

Конкуренция в сфере спорта высших достижений имеет четко обозначившуюся тенденцию к усилению, что неизбежно формирует цели в направлении совершенствования научных подходов к развитию футбола как вида спорта.

Ключевым критерием, который должен быть учтен при построении учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической культуре, выступает предпочтительность выбора обучающимися тех или иных видов физических упраж-

нений. В специальной научной литературе по результатам проводимых исследований указывается, что приоритетными видами спортивных занятий школьники признают футбол, волейбол, плавание и подвижные игры4.

Заинтересованность обучающихся различными видами занятий по физическому воспитанию различна и «зависит от их возрастных и половых особенностей, общей популярности физических упражнений, квалификации учителя и других факторов»5.

При организации учебного процесса должно быть обеспечено достижение таких целей, как развитие функциональных систем организма, гармоничное развитие физиологических качеств, формирование соответствующего ценностно-мо-тивационного отношения к физической культуре и спорту (мировоззрения), привитие культуры и идеологии здорового образа жизни и активного занятия спортом, полноценное развитие двигательных способностей, овладение практическими умениями и навыками в области конкретных видов спортивных занятий в целях укрепления здоровья, для достижения полноценного физического развития и становления психофизических способностей, свойств и качеств полноценной личности.

В соответствии со ст. 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 8 декабря 2020 г.) (далее — Закон об образовании): «Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и

подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта»6. Данные положения также отражены в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р (далее — Стратегия развития физической культуры и спорта)7.

Основываясь на индивидуальных особенностях и уровне двигательной подготовленности учащихся общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и оснащенности школ спортивным оборудованием и инвентарем, с учетом климатических условий местности нахождения учебно-спортивной базы государственная образовательная программа в области физической культуры и спорта предусматривает возможность реализации дополнительных общеобразовательных программ в области развития физической культуры и спорта, в том числе ориентированных на внедрение популярных видов спортивных занятий, среди которых почетное место традиционно занимает футбол. В частности, «дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: 1) дополнительные об-щеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); 2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки»8.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон физической культуре и спорте) (ред. от 30 декабря 2020 г.), «образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физи-

ческой культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности; организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя проведение обязательных занятий физической культурой и спортом как в пределах основных образовательных программ, так и дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ»9.

Как обоснованно отмечают В.А. Барков, Ю.К. Рахматов и В.П. Кураш, «для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию в школе целесообразно применять уроки физической культуры с преобладанием в них элементов отдельных видов спорта, в том числе фут-бола»10.

Занятия по обучению спортивным играм, в том числе футболу, в младшем школьном возрасте максимально способствуют развитию двигательных способностей и в целом обеспечивают полноценное физическое развитие и физическое совершенствование личности, поскольку, исходя из традиционных методик обучения различным игровым видам спорта в общеобразовательной школе и в ДЮСШ, наиболее приоритетным в плане обучения и наработки техники движений признается младший школьный возраст.

Как верно отмечается в специальной научной литературе, в процессе занятий по физической культуре в общеобразовательной школе «наиболее эффективным методом признается игровой в комплексе с методами регламентированного упражнения, что способствует успешному обучению технике упражнений и направленному развитию основных двигательных способнос-тей»11. Действующая образовательная программа по физической культуре предусматривает изучение базовой основы таких спортивных игр, как футбол, волейбол, баскетбол и гандбол, с 5-го класса общеобразовательной школы. Образовательная программа посредством применения спортивных игр предполагает привитие учащимся практических умений и навыков в качестве целостной системы двигательных действий.

По нашему мнению, базовые элементы спортивной игры футбол целесообразно ввести в учебную программу начальной школы. Целесообразность научного обоснования методики введения в образовательную программу начальной школы основных элементов футбола предопределена объективными потребностями образовательного процесса для обеспечения принципа его системности и последовательности, в целях оз-

накомления учащихся младших классов с правилами указанной спортивной игры для ее последующего изучения как в общеобразовательной, так и в спортивной школе. Целесообразность данного предложения подтверждается тем, что занятия по обучению футболу в младшем школьном возрасте способствуют развитию двигательных способностей обучающихся.

С занятиями по обучению спортивным играм на уроках физической культуры непосредственно взаимосвязаны внеурочные (внеклассные) спортивно-массовые мероприятия, также являющиеся неотъемлемым элементом физического воспитания. Внеклассной спортивно-массовой работе уделено достойное место в системе занятий по физическому воспитанию и физической культуре, что закономерно отражено в соответствующих учебных образовательных программах. Грамотный подход в организации внеклассной спортивно-массовой работы содействует углублению и эффективному закреплению знаний, умений и практических навыков, приобретенных во время обязательных урочных школьных занятий по физической культуре.

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия по целевой направленности должны быть ориентированы на реализацию культурно-воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных функций в целях обеспечения всестороннего развития личности, должны способствовать стимулированию свободы творческого выбора детьми и подростками вида спортивных занятий в зависимости от уровня их физического развития, физиологических особенностей и уровня физической подготовки с позиции индивидуального подхода. Индивидуализация процесса физического воспитания имеет принципиальную важность и предполагает построение системы физического воспитания исходя из индивидуальности физических качеств и потребностей обучающихся, на что неоднократно указывается в научно-методической литературе12.

В соответствии со ст. 28 Закона о физической культуре и спорте организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом13.

Одной из важнейших целей физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, как отмечается в специальной научной литературе, является «развитие массовых видов

спорта, повышение уровня физической подготовленности с целью отбора кандидатов в сборные команды по видам спорта»14. Организация и проведение дополнительных спортивно-массовых мероприятий, соревнований, турниров по различным видам спорта способствуют достижению задач по реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, определенных в Законе об образовании, направленных на укрепление здоровья, обеспечение физического развития и физического совершенствования, психофизической подготовки и формирование ценностно-мотивационного отношения к физической культуре и спорту, ориентации на здоровый и безопасный образ жизни у детей и подростков.

Как отмечается в Стратегии развития физической культуры и спорта, «в целях совершенствования системы физического воспитания, в том числе в школьных образовательных учреждениях, необходима модернизация системы физического воспитания и развития спорта в образовательных учреждениях; совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся. Для совершенствования подготовки спортивного резерва в целях повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене необходимы модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва; стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта; совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений; разработка требований к организации ДЮСШ и специализированных ДЮСШ олимпийского резерва с учетом современных требований к подготовке спортсменов высокого класса»15.

Футбол в России традиционно является одним из наиболее популярных, в том числе среди детей и молодежи, видов спорта. Футбол как вид спортивной игры целесообразно использовать как в рамках обязательной образовательной школьной программы по физической культуре с периода начальной школы, так и при проведении внеурочных спортивно-массовых мероприятий, в том числе среди младших школьников, так как занятия данным видом спорта способствуют достижению культурно-воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных це-

лей, развитию двигательных способностей, формированию у детей и молодежи ориентации на здоровый и безопасный образ жизни, и в целом содействуют гармоничному психофизическому развитию личности.

Поскольку футбол характеризуется сложностью методики технико-тактической подготовки, в целях успешного освоения данного вида спорта необходимо совершенствование методики обучения игре футбол, в том числе на этапе начальной подготовки.

1 Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. приказом Минспорта России от 11 сентября 2017 г. № 797 «Об утверждении общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (в новой редакции)») // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. 2017. № 10.

2 Там же.

3 Восканян P.O. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40—44.

4 Бескопылъный А.П. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся 11—

13 лет с применением системы педагогического контроля. Киев, 2010. С. 18.

5 Олияр В.И., Быков В.С. Теоретико-методологические основы актуализации фи-зического самовоспитания учащихся // Теория и практика физической культуры. 2002. № 1. С. 11 — 15.

6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №2 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 8 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

7 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года») // СЗ РФ. 2020. № 49. Ст. 7958.

8 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №2 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от

8 декабря 2020 г.)

9 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

10 Барков ВЛ, Рахматов Ю.К., Кураш В.П. Педагогические технологии обучения и особенности планирования спортивных игр в общеобразовательной школе / / Физическая культура, спорт и здоровье детей и молодежи в III тысячелетии: тезисы региональной науч.-практ. конф. Брест, 2002. С. 259; Кураш В.П., Городи-лин С.К. Футбол в физическом воспитании школьников // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: тезисы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2003. С. 257.

11 Рахматов Ю.К., Кураш В.П. Проблемы изучения игры в футбол в общеобразовательной школе // Спортивные игры в системе физического воспитания: тезисы региональной науч.-практ. конф. Гродно: ГрГУ, 2001. С. 31.

12 Организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися: метод. рекомендации / сост. А.Д. Канищев, В.С. Овчаров. Минск, 2004. С. 11 — 15.

13 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2020 г.)

14 Рахматов Ю.К., Кураш В.П. Указ. соч. С. 25.

15 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.