Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
послевузовское образование / профессиональные компетенции педагога / личностные компетенции педагога / развитие профессиональной компетентности педагога / методическое обеспечение повышения квалификации учителей / postgraduate education / professional competencies of a teacher / personal competencies of a teacher / development of professional competence of a teacher / methodological support for teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонюк Людмила Андреевна, Литвинова Елена Робертовна, Вдовенко Владимир Владимирович

Прослеживаются некоторые закономерности процесса проектирования методического обеспечения развития профессиональной компетентности молодого педагога. Прежде всего, в статье выясняется, какие тенденции являются наиболее характерными для текущей образовательной ситуации. Исследуются текущее состояние российской школы и подготовки кадров для неё. На основе их изучения устанавливается, что оптимизация процесса, вынесенного в заглавие нашего исследования, является необходимым условием, соблюдение которого обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие образовательной системы Российской Федерации. Далее речь идёт об определении термина «методическая деятельность», основных направлениях и формах её организации. Выделяются форматы такой работы с молодыми педагогами, возможности которых должны быть с необходимостью учтены при её проектировании. Определяются основные функции методической помощи начинающим учителям. Внимание также уделяется основным этапам реализации таковых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонюк Людмила Андреевна, Литвинова Елена Робертовна, Вдовенко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some patterns of the young teacher professional competence development design process methodological support are traced. First, the article finds out which trends are most characteristic for the current educational situation. The Russian school and personnel training for it current state is investigated. Based on their study, it is established that the process included in the title of our study optimization is a necessary condition, compliance with which will ensure the Russian Federation educational system further progressive development. Next, we are talking about the term «methodological activity» definition, its organization main directions and forms. Such work with young teachers formats are highlighted, the capabilities of which must be taken into account when designing it. The main methodological assistance to novice teachers functions are defined. Attention is also paid to the main stages of their implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

Литература:

1. Богуславский, M.B. Реализация потенциала гуманистической педагогики в контексте образовательной реальности цифровой эпохи / М.В. Богуславский // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №4 (17). - С. 46-53

2. Мишина, A.B. Индивидуализация обучения студентов в вузаххудожественного направления / A.B. Мишина // Вестник ТГГПУ. - 2014. - №1 (35). - С. 281-284. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-studentov-v-vuzah-hudozhestvennogo-napravleniya (дата обращения 03.11.2023)

3. Румянцева, О.С. Информационные технологии как основа развития современной образовательной среды / О.С. Румянцева // Теория и практика общественного развития. - 2010. - №3. - С. 65-67

4. Стародумов, Л.Л. Технология индивидуализации обучения студентов информатике / Л.Л. Стародумов // НАУ. -2015. - №4-4 (9). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tehnologiya-individualizatsii-obucheniya-studentov-informatike (дата обращения 03.11.2023)

5. Сухоруких, A.B. Аксиология гуманистической педагогики в условиях модернизации и цифровизации образования / A.B. Сухоруких//NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право.-2019.-№1.- С. 19-28

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент Литвинова Елена Робертовна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (г. Невинномысск); аспирант Вдовенко Владимир Владимирович

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (г. Невинномысск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Прослеживаются некоторые закономерности процесса проектирования методического обеспечения развития профессиональной компетентности молодого педагога. Прежде всего, в статье выясняется, какие тенденции являются наиболее характерными для текущей образовательной ситуации. Исследуются текущее состояние российской школы и подготовки кадров для неё. На основе их изучения устанавливается, что оптимизация процесса, вынесенного в заглавие нашего исследования, является необходимым условием, соблюдение которого обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие образовательной системы Российской Федерации. Далее речь идёт об определении термина «методическая деятельность», основных направлениях и формах её организации. Выделяются форматы такой работы с молодыми педагогами, возможности которых должны быть с необходимостью учтены при её проектировании. Определяются основные функции методической помощи начинающим учителям. Внимание также уделяется основным этапам реализации таковых.

Ключевые слова: послевузовское образование, профессиональные компетенции педагога, личностные компетенции педагога, развитие профессиональной компетентности педагога, методическое обеспечение повышения квалификации учителей.

Annotation. Some patterns of the young teacher professional competence development design process methodological support are traced. First, the article finds out which trends are most characteristic for the current educational situation. The Russian school and personnel training for it current state is investigated. Based on their study, it is established that the process included in the title of our study optimization is a necessary condition, compliance with which will ensure the Russian Federation educational system further progressive development. Next, we are talking about the term «methodological activity» definition, its organization main directions and forms. Such work with young teachers formats are highlighted, the capabilities of which must be taken into account when designing it. The main methodological assistance to novice teachers functions are defined. Attention is also paid to the main stages of their implementation.

Key words: postgraduate education, professional competencies of a teacher, personal competencies of a teacher, development of professional competence of a teacher, methodological support for teacher training.

Введение. Сегодня, в условиях постоянного обновления методологии, материально-технической базы и содержания образовательной деятельности фиксируется рост требований к уровню подготовки педагогических работников (Н.Н. Брежнев, А.С. Гричанов, А.П. Жигадло, Б.В. Панов). Особенно остро стоят вопросы, связанные с профессиональной пригодностью молодых учителей, ведь именно от них во многом зависит успешность проводимых реформ в образовании (С.Н. Вольхин, В.М. Гребенникова, А.П. Жигадло, Б.В. Панов, Е.Ю. Руденко, О.В. Темняткина).

Представляется очевидным, что для успешного решения профессиональных задач современный педагог должен характеризоваться достаточным уровнем сформированности системы определённых компетенций [5]. В условиях реализации ФГОС это положение становится особенно актуальным, так как требования к компетентности учителей, в т.ч. молодых, существенно возрастают. В этой связи следует отметить, что в силу информатизации современного общества, а также во многом связанных с ней прогрессивных изменений в системе высшего педагогического образования, выпускники, как правило, характеризуются приемлемым уровнем теоретической подготовки [11]. Вместе с тем практика показывает, что в современных условиях этого зачастую оказывается недостаточно для успешной профессиональной деятельности (К.Н. Букреева, В.М. Гребенникова, А.С. Гричанов, А.П. Жигадло, Т.А. Ивашкина, Ю.О. Исаева, Н.И. Никитина).

Ситуация ещё более усложняется тем фактом, что в современных условиях зачастую нет возможности делать скидку на недостаток опыта молодых педагогических кадров [7]. Соответственно, с первых же дней работы в школе ко всем учителям предъявляются одни и те же требования. Таким образом, в современной образовательной ситуации особенно остро встаёт проблема противоречия между приемлемой теоретической подготовленностью молодых педагогов с одной стороны и недостаточно высоким уровнем практической готовности к реализации профессиональных обязанностей - с другой.

В виду вышеизложенного необходимой представляется непрерывная работа над развитием профессиональной компетентности выпускников вузов соответствующего профиля (Т.Б. Волобуева, Н.В. Самсонова, О.В. Темняткина, В.А. Чазов). Одним из средств повышения эффективности такой деятельности является её грамотно организованное методическое обеспечение [3]. Его успешная реализация, в свою очередь, предполагает создание проекта подобной деятельности, учитывающего современные достижения педагогической науки и практики [4].

Изложение основного материала статьи. Результаты успешной деятельности любого современного педагога включают:

- сформпрованность у выпускников ОО системы знаний, умений и навыков, предусмотренных ФГОС [12];

- приемлемый уровень развития у них культуры поведения [9];

- готовность вчерашних учащихся к жизни и эффективной деятельности в условиях рыночной экономики (Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова [11]);

- их способность к реализации собственного социокультурного потенциала в современном динамичном обществе (Д.В. Алфимов, К.Н. Букреева, A.C. Гричанов, М.Д. Матюшкина, Л.Ю. Монахова и др.)

Во Введении уже говорилось, что для большинства начинающих педагогических работников современных российских школ характерна хорошая теоретическая подготовленность. С другой стороны, уровень развития у молодых педагогов педагогических умений и навыков зачастую оказывается явно недостаточным [7]. Следовательно, такие специалисты нуждаются в постоянной методической поддержке со стороны более опытных коллег [4]. Необходимым при этом представляется составление таких проектов методического обеспечения подобной деятельности, которые будут характеризоваться направленностью на развитие организаторских и коммуникативных умений начинающих учителей [3].

В ходе такого рода проектной деятельности с необходимостью следует учитывать сущность дефиниции «методическая работа». Указанным термином современные педагоги, как правило, обозначают систематическую деятельность (коллективную либо индивидуальную), направленную на повышение профессионального мастерства, психолого-педагогической компетентности, общекультурного и научно-теоретического уровня своих коллег (Т.В. Дуреева, Ю.О. Исаева, Н.В. Самсонова, В.А. Чазов).

Понимание сущности методической деятельности позволяет эффективнее определить направления и формы её организации в ходе повышения профессиональной компетентности молодых учителей [5]. Однако, в первую очередь, учесть при проектировании конкретные формы, приёмы и методы методического обеспечения их профессионального и личностного роста помогают результаты реализации следующих действий:

- диагностика педагогических затруднений;

- выявление уровня профессиональной готовности педагогов [8].

В свою очередь, в процессе реализации указанных форм работы важное место занимает также самооценка учителей [6]. Указанный процесс подразумевает широкое использование методик, направленных на рефлексию педагогами недостатков, фиксирующихся в процессе и результатах реализации ими профессиональной деятельности (Т.П. Айсувакова, Д.В. Алфимов, H.H. Брежнев, Т.Б. Волобуева, Т.В. Дуреева, Ю.О. Исаева, A.M. Карташова). Следующие методы, применимые на данном этапе проектирования хода интересующей нас работы, - опрос и анкетирование начинающих педагогических работников [9]. Цель их использования состоит в выявлении уровня подготовленности молодых учителей к осуществлению учебной и воспитательной работы. Молодым педагогам при этом может быть предложен следующий вопрос: «В каком виде деятельности Вы испытываете затруднения?». Ответ на него предусматривает выбор из следующих вариантов:

1. Неотработанная дикция, жесты, мимика, движения.

2. Неумение управлять собственным состоянием в ходе учебных занятий.

3. Недостаточное знание предмета и/или методики его преподавания.

4. Отсутствие достаточного опыта взаимодействия с детьми школьного возраста [6].

Анализ описанных в научной и методической литературе результатов такого рода исследований демонстрирует: большинство начинающих педагогов испытывают затруднения в решении профессионально-педагогических задач (Д.В. Алфимов, В.М. Гребенникова, М.Д. Матюшкина, Н.И. Никитина, Е.Ю. Руденко). Главной причиной этого, как правило, является недостаточная практическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности [8]. Она, в свою очередь, происходит от в большинстве случаев явно недостаточного количества учебного времени, отводимого на педагогическую практику в вузе (М.Д. Матюшкина, Н.И. Никитина, Е.Ю. Руденко).

Соответственно, при разработке методического обеспечения повышения их профессиональной квалификации необходимо учесть необходимость помощи начинающим учителям в преодолении подобных затруднений. Для этого следует выбрать оптимальные формы организации методической работы из множества практикуемых в современной российской в школе [1]. В плане совершенствования практических умений и навыков недавних выпускников педагогических вузов положительно зарекомендовали себя следующие организационные формы:

- педагогические консилиумы;

- проведение открытых и показательных уроков [10];

- единый методический день [1];

- проблемные семинары и практикумы;

- предметные методические объединения;

- научно-педагогические конференции и педагогические чтения (Т.Б. Волобуева, A.C. Гричанов, Т.В. Дуреева, Ю.О. Исаева, Н.В. Самсонова);

- школа передового опыта;

- творческие отчёты учителей (Т.В. Дуреева, Т.А. Ивашкина, Н.В. Самсонова);

- школа молодого учителя;

- моделирование и анализ педагогических ситуаций;

- ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры;

- индивидуальная работа с учителями [10].

Теперь остановимся на потенциях некоторых организационных форм, которые с необходимостью должны быть учтены при планировании методического сопровождения совершенствования профессиональных и личностных компетенций молодых педагогов. На наш взгляд, целесообразным представляется широкое использование активных форм методической работы. В этой связи необходимо остановиться на тех из них, которые характеризуются практической направленностью. Примерами таковых могут служить ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры. Их неоспоримыми достоинствами являются:

- вариативность обыгрываемых педагогических ситуаций;

- связанная с ней возможность для моделирования таких условий, которые будут максимально приближены к реальной педагогической практике [2].

Схожими преимуществами характеризуются также проблемные семинары и практикумы. С другой стороны, их проведение требует более серьёзной, чем в случае с ролевыми и деловыми играми, подготовительной работы. Вместе с тем при проектировании процесса реализации обеих этих форм следует учесть необходимость привлечения высококвалифицированных педагогических кадров.

Далее, необходимо упомянуть и такую форму методической работы как школа передового опыта [9]. Её реализация способствует повышению эффективности наставничества, как индивидуального, так и коллективного [2]. Основное назначение такой школы состоит в оказании методической помощи одному или нескольким начинающим педагогическим работникам, которые преподают один и тот же предмет (H.H. Брежнев, К.Н. Букреева, Т.Б. Волобуева, В.М. Гребенникова,

A.M. Карташова, Л.Ю. Монахова). Помощь при этом оказывает её руководитель. В данном качестве, как правило, выступает учитель, имеющий большой опыт работы.

По ходу проектирования методического обеспечения развития профессиональной компетентности начинающего педагогического работника современной российской школы основное внимание необходимо уделить школе молодого учителя. Современными педагогами под этим термином, как правило, понимается система, в пределах которой могут быть сгенерированы условия, необходимые с точки зрения рационального методического обеспечения профессионального и личностного роста (Д.В. Алфимов, A.C. Гричанов, Т.А. Ивашкина, A.M. Карташова, Л.Ю. Монахова, Н.В. Самсонова,

B.А. Чазов). Являясь составной частью надсистемы повышения профессиональной квалификации, на начальном этапе карьеры она позволяет существенно повысить эффективность формирования у выпускников профильных организаций высшего образования следующих качеств:

- совокупность профессиональных идеалов;

- осознанная потребность в постоянном развитии и саморазвитии.

Современным педагогам-исследователям и практикам хорошо известно: профессиональное становление их начинающих коллег может быть действительно успешным лишь тогда, когда им предоставляются широкие возможности для самореализации по ходу профессионально-педагогической деятельности (К.Н. Букреева, Т.Б. Волобуева, Л.Ю. Монахова, Е.В. Панов). В связи с этим при проектировании организации обучения в школе молодого учителя необходимо уделить особое внимание его интерактивным форматам [8]. Перечислим их:

- интерактивная лекция [3];

- мастер-класс;

- психологический тренинг;

- презентация и защита методических разработок;

- моделирование и анализ педагогических ситуаций [5];

- проведение открытых и показательных уроков [10];

- творческие отчёты учителей (H.H. Брежнев, Т.В. Дуреева, А.П. Жигадло, Т.А. Ивашкина, Н.В. Самсонова);

- ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры.

Мы неслучайно упомянули среди форм проведения занятий, приемлемых при проектировании и последующей организации работы школы молодого учителя некоторые перечисленные ранее самостоятельные формы методической поддержки. Такие форматы деятельности начинающих педагогических работников, как моделирование и анализ различных ситуаций профессиональной деятельности, проведение открытых и показательных уроков, творческие отчёты учителей, а равно и ролевые игры вполне могут быть вписаны в структуру деятельности этих школ [2]. Их взаимодействие с другими организационными формами с определённой вероятностью позволит интенсифицировать процесс развития указанных выше характеристик выпускников педагогических вузов.

С другой стороны, стоит отметить, что наиболее эффективными в школе молодого учителя являются групповые и коллективные формы методической работы [5]. Безусловно, они могут быть весьма полезными при планировании и последующей реализации эффективного обмена информацией и опытом работы между педагогами [7]. Однако при проектировании процесса совершенствования профессиональных и личностных компетенций учителей, начинающих свой путь, следует уделять внимание также таким формам методической деятельности, реализация которых подразумевает индивидуальное воздействие. Необходимо грамотно сочетать рассматриваемый формат методической поддержки с иными её формами (педагогические консилиумы, единый методический день, предметные методические объединения, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, индивидуальная работа с учителями и др.) [10]. Это позволит значительно ускорить процесс вхождения начинающего учителя в образовательную среду ОО. Он с определённой вероятностью будет чувствовать себя увереннее в ходе учебно-воспитательной работы. Следовательно, завершится формирование у начинающего педагогического работника устойчивого убеждения в правильном выборе профессии. Это, в свою очередь будет способствовать его дальнейшему профессиональному и личностному росту [6].

При справедливости всего вышеизложенного, педагог, занимающийся проектированием профессионального роста своих молодых сотрудников всегда должен помнить, что при всей эффективности охарактеризованные выше формы методического сопровождения важны не сами по себе. Включая их в план соответствующей деятельности, необходимо позиционировать данные её форматы как средства реализации основных функций методической работы (Табл. 1).

Таблица 1

Основные функции методической работы с начинающими учителями

Функция Результат реализации

Развивающая Формирование приемлемого уровня педагогического мастерства.

Развитие творческого подхода начинающего учителя к реализации его профессиональных обязанностей [8].

Компенсаторная Ликвидация пробелов, существующих в подготовке педагога.

Адаптационная Его приспособление к работе в условиях современной российской школы [9].

Далее, деятельность, направленная на формирование профессиональных умений и навыков у начинающих учителей будет более эффективной, если на стадии проектирования связать её цель и задачи с реальными затруднениями, возникающими у них в ходе осуществления педагогической деятельности. Для этого они должны формулироваться в связи с результатами диагностических процедур, описанных выше [9].

Таким образом, в ходе разработки проекта методической работы по повышению профессиональной компетентности молодых учителей следует предусмотреть поддержку освоения ими следующих форм активности:

- знакомство и последующее широкое применение педагогических и иных инноваций в повседневной практике;

- определение приоритетных методических тем для самообразования;

- разработка и реализация индивидуальной траектории профессионального и личностного роста;

- грамотное использование компетенций, сформированных в период обучения в вузе, в профессионально-педагогической деятельности [7].

Подобная методическая помощь будет действительно результативной в случае учёта при её проектировании необходимости систематической последовательной реализации следующих этапов:

- генерация плана работы с молодыми учителями [1];

- проведение опроса и анкетирования;

- составление информационных карточек молодых учителей [3];

- организация деятельности педагогов-наставников;

- планирование деятельности молодых педагогогических работников [11];

-непосредственная реализация методической помощи [6].

Выводы. Подводя итоги разговора о ключевых особенностях проектирования методического обеспечения развития профессиональной компетентности молодых педагогов, занятых в современных российских школах, можно сделать ряд небезынтересных заключений. Прежде всего, необходимо отметить, что современные выпускники вузов соответствующего профиля, как правило, характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности системы знаний из области своей дальнейшей деятельности. Однако состояние развития их умений и навыков оставляет желать лучшего. Устранению такого противоречия с определённой вероятностью будет способствовать правильная организация методической помощи начинающим учителям.

Соответствующая деятельность, в свою очередь, будет по-настоящему результативной лишь в случае её грамотного проектирования. По ходу данного процесса требуется учитывать наиболее актуальные тенденции в развитии современной педагогики.

Литература:

1. Алфимов, Д.В. Цифровизация как современная стратегия развития системы повышения квалификации педагогов / Д.В. Алфимов // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 2. - С. 126-129

2. Волобуева, Т.Б. Повышение квалификации педагогов в формате сторителлинга / Т.Б. Волобуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 2(55). - С. 102-110

3. Гричанов, A.C. Особенности влияния различных ситуаций образовательного процесса на эмоциональное состояние начинающих преподавателей физической и тактико-специальной подготовки образовательных организаций МВД России / A.C. Гричанов, Е.В. Панов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 18-20

4. Жигадло, А.П. Профессиональное сообщество как среда и средство развития субъекта инновационной педагогической деятельности / А.П. Жигадло, H.H. Брежнев // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 1(104). -С. 47-49

5. Ивашкина, Т.А. Возможности и проблемные аспекты использования цифровых платформ в повышении квалификации педагогов профессионального образования / Т.А. Ивашкина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№2(99).-С. 177-180

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Исаева, Ю.О. Профессиональное становление педагогов с помощью наставничества как инструмента развития молодых кадров / Ю.О. Исаева, К.Н. Букреева // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2021. - № 1(13). - С. 25-31

7. Карташова, A.M. Проект «Методическое наставничество» / A.M. Карташова // Образование. Карьера. Общество. -2022.-№ 1(72).-С. 35-41

8. Моделирование процесса формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе / Е.Ю. Руденко, В.М. Гребенникова, H.H. Никитина, С.Н. Вольхин // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 5(102). - С. 142-145

9. Монахова, Л.Ю. Накопительная персонифицированная модель повышения квалификации педагогов / Л.Ю.Монахова//Человек и образование,-2021.-№ 1(66).-С. 145-150

10. Самсонова, Н.В. О системе повышения квалификации педагогов / Н.В. Самсонова, В.А. Чазов // StudNet. - 2020. -Т.З.-№ 11. - С. 393-400

11. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

12. Темняткина, О.В. Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию / О.В. Темняткина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т.9.- № 1. - С. 13-24

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ипатова Ирина Серафимовна

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Авторы предлагаемой статьи анализируют трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при обучении студентов колледжа. Эта категория учащихся весьма обширна, поэтому актуальность затронутой темы очевидна. Авторы подробно останавливаются на особенностях обучения с двух сторон: от учебно-воспитательного, лингвистического, методического и материально технического процессов, до психологического и морально этического. Статья выносит на первый план английское слово challenge, которое часто встречается в методической литературе, но значение которого, кажется, еще не полностью раскрыто. Обучение иностранному языку именно данной категории учащихся всегда носит проблематичный характер и может быть предметом исследования в последующих статьях.

Ключевые слова: челлендж, мотивация, IT технологии, английский язык международного общения, практические ситуации, функции преподавателя, словарный запас, качество преподавания, эмоциональное и физическое истощение.

Annotation. The authors of this article analyze the difficulties that teachers face in teaching college students. This category of students is pretty broad therefore the subject of the article is acute. The authors dwell in detail on the challenges on both sides of the educational process - from linguistic, methodological and material to psychological and moral. The article highlights the English word challenge, which is often encountered in methodological literature, but its meaning seems has not yet been fully disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.