Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ОСОБЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
челлендж / мотивация / IT технологии / английский язык международного общения / практические ситуации / функции преподавателя / словарный запас / качество преподавания / эмоциональное и физическое истощение / Challenge / motivation / IT technologies / English as international language / cases / teacher’s roles / vocabulary / teaching quality / burnout

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллин Рестям Давлетбаевич, Храмова Юлия Николаевна, Ипатова Ирина Серафимовна

Авторы предлагаемой статьи анализируют трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при обучении студентов колледжа. Эта категория учащихся весьма обширна, поэтому актуальность затронутой темы очевидна. Авторы подробно останавливаются на особенностях обучения с двух сторон: от учебно-воспитательного, лингвистического, методического и материально технического процессов, до психологического и морально этического. Статья выносит на первый план английское слово challenge, которое часто встречается в методической литературе, но значение которого, кажется, еще не полностью раскрыто. Обучение иностранному языку именно данной категории учащихся всегда носит проблематичный характер и может быть предметом исследования в последующих статьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллин Рестям Давлетбаевич, Храмова Юлия Николаевна, Ипатова Ирина Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of this article analyze the difficulties that teachers face in teaching college students. This category of students is pretty broad therefore the subject of the article is acute. The authors dwell in detail on the challenges on both sides of the educational process from linguistic, methodological and material to psychological and moral. The article highlights the English word challenge, which is often encountered in methodological literature, but its meaning seems has not yet been fully disclosed. Teaching a foreign language to this particular category of students is always problematic and may be the subject of research in subsequent articles.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

Подобная методическая помощь будет действительно результативной в случае учёта при её проектировании необходимости систематической последовательной реализации следующих этапов:

- генерация плана работы с молодыми учителями [1];

- проведение опроса и анкетирования;

- составление информационных карточек молодых учителей [3];

- организация деятельности педагогов-наставников;

- планирование деятельности молодых педагогогических работников [11];

-непосредственная реализация методической помощи [6].

Выводы. Подводя итоги разговора о ключевых особенностях проектирования методического обеспечения развития профессиональной компетентности молодых педагогов, занятых в современных российских школах, можно сделать ряд небезынтересных заключений. Прежде всего, необходимо отметить, что современные выпускники вузов соответствующего профиля, как правило, характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности системы знаний из области своей дальнейшей деятельности. Однако состояние развития их умений и навыков оставляет желать лучшего. Устранению такого противоречия с определённой вероятностью будет способствовать правильная организация методической помощи начинающим учителям.

Соответствующая деятельность, в свою очередь, будет по-настоящему результативной лишь в случае её грамотного проектирования. По ходу данного процесса требуется учитывать наиболее актуальные тенденции в развитии современной педагогики.

Литература:

1. Алфимов, Д.В. Цифровизация как современная стратегия развития системы повышения квалификации педагогов / Д.В. Алфимов // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 2. - С. 126-129

2. Волобуева, Т.Б. Повышение квалификации педагогов в формате сторителлинга / Т.Б. Волобуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 2(55). - С. 102-110

3. Гричанов, A.C. Особенности влияния различных ситуаций образовательного процесса на эмоциональное состояние начинающих преподавателей физической и тактико-специальной подготовки образовательных организаций МВД России / A.C. Гричанов, Е.В. Панов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 18-20

4. Жигадло, А.П. Профессиональное сообщество как среда и средство развития субъекта инновационной педагогической деятельности / А.П. Жигадло, H.H. Брежнев // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 1(104). -С. 47-49

5. Ивашкина, Т.А. Возможности и проблемные аспекты использования цифровых платформ в повышении квалификации педагогов профессионального образования / Т.А. Ивашкина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№2(99).-С. 177-180

6. Исаева, Ю.О. Профессиональное становление педагогов с помощью наставничества как инструмента развития молодых кадров / Ю.О. Исаева, К.Н. Букреева // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2021. - № 1(13). - С. 25-31

7. Карташова, A.M. Проект «Методическое наставничество» / A.M. Карташова // Образование. Карьера. Общество. -2022. -№ 1(72).-С. 35-41

8. Моделирование процесса формирования профессиональной готовности учителей к гражданскому воспитанию подростков в информационном обществе / Е.Ю. Руденко, В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина, С.Н. Вольхин // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 5(102). - С. 142-145

9. Монахова, Л.Ю. Накопительная персонифицированная модель повышения квалификации педагогов / Л.Ю.Монахова //Человек и образование,-2021.-№ 1(66).-С. 145-150

10. Самсонова, Н.В. О системе повышения квалификации педагогов / Н.В. Самсонова, В.А. Чазов // StudNet. - 2020. -Т.З.-№ 11. - С. 393-400

11. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

12. Темняткина, О.В. Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию / О.В. Темняткина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т.9.- № 1. - С. 13-24

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ипатова Ирина Серафимовна

Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Авторы предлагаемой статьи анализируют трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при обучении студентов колледжа. Эта категория учащихся весьма обширна, поэтому актуальность затронутой темы очевидна. Авторы подробно останавливаются на особенностях обучения с двух сторон: от учебно-воспитательного, лингвистического, методического и материально технического процессов, до психологического и морально этического. Статья выносит на первый план английское слово challenge, которое часто встречается в методической литературе, но значение которого, кажется, еще не полностью раскрыто. Обучение иностранному языку именно данной категории учащихся всегда носит проблематичный характер и может быть предметом исследования в последующих статьях.

Ключевые слова: челлендж, мотивация, IT технологии, английский язык международного общения, практические ситуации, функции преподавателя, словарный запас, качество преподавания, эмоциональное и физическое истощение.

Annotation. The authors of this article analyze the difficulties that teachers face in teaching college students. This category of students is pretty broad therefore the subject of the article is acute. The authors dwell in detail on the challenges on both sides of the educational process - from linguistic, methodological and material to psychological and moral. The article highlights the English word challenge, which is often encountered in methodological literature, but its meaning seems has not yet been fully disclosed.

Teaching a foreign language to this particular category of students is always problematic and may be the subject of research in subsequent articles.

Key words: Challenge, motivation, IT technologies, English as international language, cases, teacher's roles, vocabulary, teaching quality, burnout.

Введение. Многие преподаватели английского языка, вероятно, согласятся, что учащиеся колледжа одна из самых сложных возрастных групп. Иногда подростки изначально не хотят присутствовать на занятии и часто, во время занятия, их головы заняты явно не английским, а другими вещами.

Учащиеся могут быть мотивированы к изучению иностранного языка и наоборот. Они учатся только тогда, когда хотят это делать, и не будут учиться, если у них нет никакого желания, поэтому преподавателям необходимо повысить мотивацию учебного процесса. Английский язык, будучи языком международного общения, играет важную роль в различных сферах деятельности: международных отношениях, экономике, бизнесе, юриспруденции и т.д. И для того, чтобы выпускники колледжа смогли получить хорошую работу, нужно владеть английским языком, хотя бы на среднем уровне.

Изложение основного материала статьи. Для преподавателей управлять юными учащимися, обучая английскому языку, представляет серьезную проблему, так как у подростков отсутствуют знания и речевые умения.

Юным учащимся присущи непредсказуемые эмоции, часто и быстро сменяющие друг друга и поэтому их просто невозможно заставить делать то, что хотят преподаватели. В название статьи по-английски мы употребили слово challenge, как нам кажется, наиболее полно отражающее затронутую в данной статье проблему. Таким образом, этой категории учащихся требуются преподаватели, которые не только умеют хорошо обучать, но и могут предоставить материалы из различных источников, включая Интернет.

Студенческий челлендж:

1. Низкая концентрация внимания: студенты часто разговаривают или занимаются посторонними вещами, нарушая учебный процесс.

2. Неуверенность в своих силах: студенты отвечают на занятиях довольно неуверенно, часто смущаясь.

Преподавательский челлендж:

1. Дефицит профессиональных преподавателей.

2. Слабое владение методикой: реализация различных методов и технологий для преподавателя представляет серьезную проблему, поскольку преподавателю приходиться в аудитории также поддерживать у студентов мотивацию и энтузиазм. Неумение же грамотно подать материал отбивает у студентов всякое желание активно работать на занятие и вызывает пассивность и стремление просто «отсидеться».

3. Незнание современных IT технологий: преподаватели часто не обладают достаточными знаниями педагогических и управленческих технологий наряду с цифровыми Интернет платформами.

4. Недостаточное профессиональное развитие преподавателей: развитие преподавателей в основном зависит от их мотивации. Она заставляет сталкиваться с определенными трудностями в процессе обучения. Например: отсутствие адекватного ответа со стороны студентов.

5. Нехватка ресурсов и технических средств: гарантия наличия учебника, компьютеров, аудио средств, раздаточного материала и других обучающих инструментов также предполагает серьёзное испытание.

6. Недостаточное количество времени: выделяемое на преподавание английского языка времени явно недостаточно. Поэтому преподаватель во время занятия не всегда успевает полностью применить запланированный и подготовленный материал.

Учащиеся колледжа находятся все еще в процессе роста и развития. Они по-прежнему учатся управлять своим поведением, своими эмоциями и выражают каждое свое чувство напоказ, потеряв эмоциональный контроль, особенно когда они довольны или раздражены. Более того, у них неустойчивые и непредсказуемые эмоции. Из-за этой своей непредсказуемости подростки и отличаются от взрослых. Преподаватели сталкиваются с множеством проблем в процессе обучения, так как учащимся нравится что-то делать во время занятия, если им это интересно, но если нет никакой мотивации, им это быстро надоедает. Современному преподавательскому составу лучше пересмотреть свои функции и роль преподавательской деятельности [8, С. 387].

Преподаватели должны наблюдать за ростом, качеством и способностями учащихся, чтобы они могли хорошо усваивать английский язык во время занятия. Для того чтобы сделать занятия осмысленными, практичными, радостными, неформальными и целенаправленными (когда преподавателям следует знать цель преподавания, прежде чем начать собственно учить), они довольно часто сталкиваются с определенными сложностями. Преподавателям также требуется поддержать ребят в учебе, для того чтобы они не пропускали занятия, а наоборот, стремились прийти и получить знания по иностранному языку. Это требует от преподавателей организации учебного процесса с большим количеством практических ситуаций, чтобы учащиеся получили удовольствие от занятий, отвечающих их потребностям и интересам.

Преподавателям следует иметь опыт работы с учащимися колледжа, так как они должны хорошо знать и понимать всех без исключения и применять определенные навыки и умения работы с учащимися. Они должны иметь представление о различных способах и каналах доставки информации учащимся.

У преподавателя много ролей на всех этапах обучения. Чтобы быть хорошим профессионалом, ему недостаточно быть примером только в аудитории, но также он должен выполнять функции контролера, организатора, советника, участника, источника информации, наблюдателя, воспитателя. Кроме этих функций, преподаватель должен уметь делать занятия интересными, любить свой предмет, быть компетентным. Важно воспитывать нравственные ценности у студентов как юридических, так и других специальностей и отметить необходимость формирования моральных качеств будущих специалистов наряду с профессиональными компетенциями [7, С. 272].

Существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели иностранного языка и пути их решения. Первая - это нехватка времени. При наличии большого материала на занятии, сложно обеспечить подходящую практику и обратную связь с каждым учащимся, особенно в группе с большим количеством студентов. Мы считаем, для того чтобы решить эту проблему нужно использовать на уроках online инструменты, такие как языковые обучающие приложения. Это поможет дать учащимся больше возможностей для практики внеаудиторных занятий и найти время для более согласованной активности на занятии.

В связи с этим, преподавателям нужно проводить занятия так, чтобы учащиеся смогли хорошо усвоить материал. Создавая атмосферу в аудитории, им следует видеть разницу между требовательными и поддерживающими занятиями. Преподавателям также необходимо иметь в своем арсенале способы и стратегии, чтобы поддержать учащихся в учебе, пригласить полюбить и насладиться изучением английского языка в полной мере.

Преподавателям часто приходится работать с разноплановым контингентом учащихся, а именно с разным уровнем подготовки. Чтобы удовлетворить потребности учащихся следует применять разные учебные стратегии и различные

формы, такие как визуальные средства обучения, работа в группах, дифференцированное обучение. У многих преподавателей не хватает необходимых ресурсов для качественного преподавания: учебников, технических средств, Интернета, аудиторий. Чтобы решить эту проблему нужно эффективно использовать открытые образовательные online ресурсы, виртуальные учебные платформы [1, С. 49]. Кроме того, нужно искать развивающие ресурсы для преподавателей, что, несомненно, будет содействовать совершенствованию их компетенций и оставаться на современном уровне.

Оценивание также является сложной проблемой обучения, особенно такой вид речевой деятельности как говорение и письмо. Для ее решения, на наш взгляд, необходимо оценивание работы на основе достигнутых результатов, в виде презентаций и эссе, что позволяет студентам продемонстрировать свой уровень владения иностранным языком в реальном контексте, а также обратная связь, чтобы учащиеся оценили свои сильные стороны и области совершенствования.

Мотивация также играет ключевую роль в изучении иностранного языка. Это обычное дело, когда студенты, столкнувшись с трудностями, становятся раздражительными в процессе обучения. Чтобы увеличить мотивацию, нужно постараться организовать занятия максимально приближенными к реальной жизни. Развитие мотивации является большой ответственностью для преподавателя, так как он предпринимает особые усилия в разных направлениях обучения образовательного процесса [3, С. 71].

Грамматика, безусловно, является ключевым компонентом в изучении иностранного языка - задача, требующая большого напряжения и сил. Чтобы улучшить грамматические умения, необходимо давать ясные учебные установки, примеры и практические ситуации с обязательной обратной связью. Наряду с этим, в дополнение к учебным заданиям следует использовать современные технологии, такие как online тесты и программа проверки грамматических ошибок.

Произношение является также сложным аспектом в изучении иностранного языка. Это особенно касается учащихся незнакомыми со звуками языки и интонационными образцами. Чтобы помочь улучшить произношение следует включать задания на формирование умений по аудированию, задания по говорению, такие как составление диалогов и различные упражнения на произношение. Кроме этого, следует использовать аудио и видео ресурсы для демонстрации образцов не только оригинального произношения, но и проверки собственного.

Изучение иностранного языка - это не только освоение грамматики и лексики, а также понимание культурных различий. Чтобы помочь учащимся разобраться в культурных особенностях, необходимо знакомить на занятиях с культурологическими элементами стран изучаемого языка, таких как литературой, музыкой, кинематографом, живописью и т.д. Преподаватели на своих занятиях дают возможность студентам поразмышлять о культуре языка и своих увлечениях и побуждают учащихся общаться с носителями языка. Значимость дисциплины «Иностранный язык» с обязательным знанием специфики межкультурного профессионального общения растет в общем профессиональном становлении будущих специалистов в международной деятельности [5, С. 96].

Применение новых технологий также является неразрывной частью в изучении иностранного языка. Технологии постоянно меняются и преподаватели должны быть в курсе последних достижений обучения иностранного языка. Несомненно, участие в online ассоциациях преподавателей со всего мира, эксперименты с различными инструментами и методиками в преподавательской практике, обратная связь с коллегами и студентами играет важную роль в эффективном усвоении учебного материала.

Учебный процесс должен гибко совмещать традиционные и современные технологии, выбор которых зависит от конкретных целей, условий образовательной организации и образовательных потребностей студентов [4, С. 110].

Обучение иностранному языку требует больших затрат сил, эмоционального напряжения и поэтому многие преподаватели на определенном этапе испытываю перегорание на работе. Нужно больше внимания уделять своему здоровью, балансу между работой и отдыхом и, конечно же, не отказываться от помощи коллег по работе. И кроме этого, иметь чувство юмора, рассказывать забавные истории для поддержания на занятиях радостной атмосферы, что также необходимо для живого доброжелательного общения.

Скудный словарный запас также является серьезным вызовом в преподавании английского студентам первого курса колледжа, поскольку контингент учащихся на первом курсе по иностранному языку очень разный: от выпускников специальных языковых школ и специальных классов, и тех, у кого школьные учителя ежегодно сменялись, а то и вовсе отсутствовали. Без хорошего словарного запаса, студенты с трудом понимают разговорный и письменный английский, а также не могут выразить свои мысли на иностранном языке и, как правило, переходят на родной язык [2, С. 259].

Преподавателю английского языка важно расширять у студентов программный словарь, используя его в практических ситуациях и регулярно тестируя. Например, при введении новых слов, могут быть использованы наглядные средства обучения, такие как: картинки, диаграммы, видео фрагменты, Интернет сайты и т.д., что дает возможность студентам использовать новый словарь в речевой и письменной деятельности. Кроме этого, включение расширяющих словарный запас методик, такие как словесные игры, карточки для запоминания новых слов, тесты, все это может помочь студентам в запоминании и употреблении новых слов на практике.

Несформированные умения чтения и письма также являются серьезным препятствием в понимании структуры английского предложения и синтаксиса. Например, чтобы студенты улучшили свою грамотность, преподавателю следует дать четкие правила по грамматике и структуре предложения, а именно - упражнения на соединение предложений, наглядные средства для визуализации процесса мышления, синтаксический разбор предложения. Наряду с этим, преподаватели могут побудить студентов вне занятий читать книги на английском языке, писать электронные письма на английском друзьям по переписке. Оказывая подробную теоретическую и практическую поддержку студентам, можно помочь им продвинуться в развитии умений чтения и письма. Работа в парах может стать подходящим видом учебной деятельности, когда студенты разных уровней и темпераментов могут продемонстрировать свой языковой потенциал и одновременно повысить свой уровень [6, С. 290].

Неуверенность может стать главным барьером для студентов, изучающих иностранный язык. Они могут быть неуверенными в языковых умениях и запинаться на занятиях. Это приводит к нежеланию взаимодействовать и участвовать в реализации учебных заданий на практических занятиях. Преподавателям следует создать благоприятную учебную среду, чтобы решить эту проблему. Например, следует обеспечить постоянную моральную поддержку и положительную обратную связь со студентами. Кроме того, нужно создать студентам условия, чтобы продемонстрировать свои знания и умения в аудитории, повысить самооценку, вдохновить на последующее активное участие в учебном процессе. Культивируя позитивную, благоприятную учебную атмосферу преподаватели могут помочь студентам преодолеть неуверенность и добиться успехов в увлекательном путешествии в страну иностранного языка.

Работая преподавателем английского языка, быстро замечаешь, что у многих учащихся разные стили учебы. Если это не принимается во внимание при планировании занятий, студентам становится сложно полностью выполнить учебный план и ощутить успех в изучении языка. Для того чтобы преодолеть этот вызов, преподавателям необходимо прибегнуть к разнообразным обучающим технологиям, чтобы удовлетворить потребности учащихся. Например, предоставить различные

обучающие материалы и формы учебной деятельности, которые касаются разных стилей учебы, таких как - наглядные средства обучения, реальные объекты, практикумы.

Стать успешным преподавателем английского языка не так просто, даже хорошо подготовленным и компетентным. Обучение, это не только работа со студентами, с набором необходимых заданий, для того чтобы овладеть языком, оно также включает в себя основные требования о личном росте и то, как развивать четкое мышление. Эффективное преподавание не сводится только к своду правил, но зависит от атмосферы на занятиях, что помогает обучать наиболее эффективно.

Что касается учебного заведения, следует иметь в виду пять характерных признаков: материально-техническая база, управление и администрация, преподавательский состав, учебный план, ресурсы. Что касается учащихся, то речь идет об уровне владения английским языком, ясное понимание цели курса по иностранному языку, разнообразные способы учения, мотивация и помощь в изучении английского языка.

Выводы. В заключение следует подчеркнуть - изучение английского языка может оказаться сложным для многих учащихся, так как большинство студентов признают, что испытывают трудности, но благодаря квалифицированным преподавателям, в итоге способны грамотно пользоваться знаниями иностранного языка. Преподавателям нужно продумать много вещей, чтобы вовлечь учащихся в учебный процесс. Им приходится развивать не только четыре вида речевой деятельности, но также мотивировать их на учебу, поскольку их поведение в аудитории часто не предсказуемо. Боязнь заговорить на английском с ошибками в реальной ситуации является вызовом (challenge) для многих студентов колледжа. Помноженное на адаптацию к условиям и требованиям в новом учебном заведении, студенты могут быть эмоционально и физически истощены, поэтому преподавателям и родителям нужно выработать соответствующее руководство учащимися на этот период.

Литература:

1. Гуро-Фролова, Ю.Р. Совершенствование профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе за счет использования электронных ресурсов / Ю.Р. Гуро-Фролова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2023. - № 598-2 (98). - С. 49-52

2. Корнилова, Е.С. Повышение эффективности работы с лексикой на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Е.С. Корнилова, Л.Г. Орлова // В сборнике: Великие Реки' 2019. Труды научного конгресса 21-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. - 2019. - С. 259-261

3. Орлова, Л.Г. Повышение мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 3. - № 5 (81). -С. 70-73

4. Савина, A.A. О повышении эффективности преподавания иностранных языков в условиях цифровой среды / A.A. Савина, О.Г. Коларькова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2023. - Т. 12. - № 1 (42). -С. 109-112

5. Соколова, Е.Г. Культурно ориентированный подход к преподаванию иностранного языка в нелингвистическом вузе / Е.Г. Соколова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2023. - № 598-2 (98). -С. 95-97

6. Храмова, Ю.Н. Работа в парах в обучении диалогической речи на занятиях по иностранному языку / Ю.Н. Храмова, И.С. Ипатова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. -С. 289-291

7. Храмова, Ю.Н. Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе обучения иностранному языку в юридическом вузе / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№ 79-4. - С. 270-273

8. Храмова, Ю.Н. Роль современного преподавателя в процессе обучения студентов вуза / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: 30 лет конституционного развития. Материалы Всероссийской научно практической конференции. - Нижний Новгород, 2023. - С. 386-390

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хаснутдинова Светлана Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Зиганшина Надежда Леонидовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Альметьевский государственный технологический университет «Высшая школа нефти» (г. Альметьевск); кандидат педагогических наук, доцент Тубальцева Валентина Александровна Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознаменное училище» (г. Казань)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И

НЕДОСТАТКИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. Отмечается, что ИКТ делают обучение более гибким и доступным, позволяя обучающимся изучать материалы в любое время и в любом месте. ИКТ способствуют персонализации обучения, позволяют адаптировать учебный процесс под потребности обучения. Они расширяют возможности для исследования и обмена информацией, делают обучение более интерактивным и привлекательным. Проанализировано негативное влияние информационных технологий на обучающихся: отвлекающий эффект, отсутствие самодисциплины обучающихся, перекладывание задач обучения на интернет и т.п. Отрицательным является снижении навыков обобщения и анализа информации, некоторых видов памяти, эмоциональной незрелости. Избыток информации и постоянное использование гаджетов могут привести к утомлению, стрессу и даже проблемам со здоровьем. Отмечены преимущества использования информационных и коммуникационных технологий в образовании: повышение мотивации, развитие навыков коммуникации и сотрудничества. Показано, что положительным является постоянное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, что создает атмосферу открытости и доверия. Вовлеченность в учебный процесс, улучшение понимания учебного материала, а также возможность контролировать посещаемость, анализировать успеваемость преподавателями. Говорится о том, что для преподавателей положительными моментами применения ИКТ являются проведение занятий на высоком эстетическом и эмоциональном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.