Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные и коммуникационные технологии / инновации в образовании / преимущества ИКТ в обучении / недостатки ИКТ в обучении / интерактивные программы / онлайн обучение / взаимодействие преподавателя и обучающегося / мотивация обучения / information and communication technologies / innovations in education / advantages of ICT in teaching / disadvantages of ICT in teaching / interactive programs / online learning / interaction between teacher and student / motivation of learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаснутдинова Светлана Валентиновна, Зиганшина Надежда Леонидовна, Тубальцева Валентина Александровна

Статья посвящена вопросам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. Отмечается, что ИКТ делают обучение более гибким и доступным, позволяя обучающимся изучать материалы в любое время и в любом месте. ИКТ способствуют персонализации обучения, позволяют адаптировать учебный процесс под потребности обучения. Они расширяют возможности для исследования и обмена информацией, делают обучение более интерактивным и привлекательным. Проанализировано негативное влияние информационных технологий на обучающихся: отвлекающий эффект, отсутствие самодисциплины обучающихся, перекладывание задач обучения на интернет и т.п. Отрицательным является снижении навыков обобщения и анализа информации, некоторых видов памяти, эмоциональной незрелости. Избыток информации и постоянное использование гаджетов могут привести к утомлению, стрессу и даже проблемам со здоровьем. Отмечены преимущества использования информационных и коммуникационных технологий в образовании: повышение мотивации, развитие навыков коммуникации и сотрудничества. Показано, что положительным является постоянное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, что создает атмосферу открытости и доверия. Вовлеченность в учебный процесс, улучшение понимания учебного материала, а также возможность контролировать посещаемость, анализировать успеваемость преподавателями. Говорится о том, что для преподавателей положительными моментами применения ИКТ являются проведение занятий на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечение высокой степени дифференциации обучения, повышение объема выполняемой работы, совершенствование системы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаснутдинова Светлана Валентиновна, Зиганшина Надежда Леонидовна, Тубальцева Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of information and communication technologies (ICT) in education. It is noted that ICTs make learning more flexible and accessible, allowing students to study materials anytime and anywhere. ICTs contribute to the personalization of learning, allow you to adapt the learning process to the needs of learning. They expand the opportunities for research and information exchange, make learning more interactive and attractive. The negative impact of information technology on students is analyzed: distracting effect, lack of self-discipline of students, shifting of learning tasks to the Internet, etc. The negative thing is a decrease in the skills of generalization and analysis of information, some types of memory, emotional immaturity. Excess information and constant use of gadgets can lead to fatigue, stress and even health problems. The advantages of using information and communication technologies in education are noted: increased motivation, development of communication and cooperation skills. It is shown that the constant interaction between the teacher and the students is positive, which creates an atmosphere of openness and trust. Students can be involved in the educational process, improve understanding of educational material, teachers can monitor attendance, analyze academic performance of students. It is said that for teachers, the positive aspects of using ICT are conducting classes at a high aesthetic and emotional level, ensuring a high degree of differentiation of training, increasing the volume of work performed, and improving the control system.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ»

обучающие материалы и формы учебной деятельности, которые касаются разных стилей учебы, таких как - наглядные средства обучения, реальные объекты, практикумы.

Стать успешным преподавателем английского языка не так просто, даже хорошо подготовленным и компетентным. Обучение, это не только работа со студентами, с набором необходимых заданий, для того чтобы овладеть языком, оно также включает в себя основные требования о личном росте и то, как развивать четкое мышление. Эффективное преподавание не сводится только к своду правил, но зависит от атмосферы на занятиях, что помогает обучать наиболее эффективно.

Что касается учебного заведения, следует иметь в виду пять характерных признаков: материально-техническая база, управление и администрация, преподавательский состав, учебный план, ресурсы. Что касается учащихся, то речь идет об уровне владения английским языком, ясное понимание цели курса по иностранному языку, разнообразные способы учения, мотивация и помощь в изучении английского языка.

Выводы. В заключение следует подчеркнуть - изучение английского языка может оказаться сложным для многих учащихся, так как большинство студентов признают, что испытывают трудности, но благодаря квалифицированным преподавателям, в итоге способны грамотно пользоваться знаниями иностранного языка. Преподавателям нужно продумать много вещей, чтобы вовлечь учащихся в учебный процесс. Им приходится развивать не только четыре вида речевой деятельности, но также мотивировать их на учебу, поскольку их поведение в аудитории часто не предсказуемо. Боязнь заговорить на английском с ошибками в реальной ситуации является вызовом (challenge) для многих студентов колледжа. Помноженное на адаптацию к условиям и требованиям в новом учебном заведении, студенты могут быть эмоционально и физически истощены, поэтому преподавателям и родителям нужно выработать соответствующее руководство учащимися на этот период.

Литература:

1. Гуро-Фролова, Ю.Р. Совершенствование профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе за счет использования электронных ресурсов / Ю.Р. Гуро-Фролова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2023. - № 598-2 (98). - С. 49-52

2. Корнилова, Е.С. Повышение эффективности работы с лексикой на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Е.С. Корнилова, Л.Г. Орлова // В сборнике: Великие Реки' 2019. Труды научного конгресса 21-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. - 2019. - С. 259-261

3. Орлова, Л.Г. Повышение мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 3. - № 5 (81). -С. 70-73

4. Савина, A.A. О повышении эффективности преподавания иностранных языков в условиях цифровой среды / A.A. Савина, О.Г. Коларькова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2023. - Т. 12. - № 1 (42). -С. 109-112

5. Соколова, Е.Г. Культурно ориентированный подход к преподаванию иностранного языка в нелингвистическом вузе / Е.Г. Соколова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2023. - № 598-2 (98). -С. 95-97

6. Храмова, Ю.Н. Работа в парах в обучении диалогической речи на занятиях по иностранному языку / Ю.Н. Храмова, И.С. Ипатова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-1. -С. 289-291

7. Храмова, Ю.Н. Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе обучения иностранному языку в юридическом вузе / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№ 79-4. - С. 270-273

8. Храмова, Ю.Н. Роль современного преподавателя в процессе обучения студентов вуза / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: 30 лет конституционного развития. Материалы Всероссийской научно практической конференции. - Нижний Новгород, 2023. - С. 386-390

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хаснутдинова Светлана Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Зиганшина Надежда Леонидовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Альметьевский государственный технологический университет «Высшая школа нефти» (г. Альметьевск); кандидат педагогических наук, доцент Тубальцева Валентина Александровна Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознаменное училище» (г. Казань)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И

НЕДОСТАТКИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении. Отмечается, что ИКТ делают обучение более гибким и доступным, позволяя обучающимся изучать материалы в любое время и в любом месте. ИКТ способствуют персонализации обучения, позволяют адаптировать учебный процесс под потребности обучения. Они расширяют возможности для исследования и обмена информацией, делают обучение более интерактивным и привлекательным. Проанализировано негативное влияние информационных технологий на обучающихся: отвлекающий эффект, отсутствие самодисциплины обучающихся, перекладывание задач обучения на интернет и т.п. Отрицательным является снижении навыков обобщения и анализа информации, некоторых видов памяти, эмоциональной незрелости. Избыток информации и постоянное использование гаджетов могут привести к утомлению, стрессу и даже проблемам со здоровьем. Отмечены преимущества использования информационных и коммуникационных технологий в образовании: повышение мотивации, развитие навыков коммуникации и сотрудничества. Показано, что положительным является постоянное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, что создает атмосферу открытости и доверия. Вовлеченность в учебный процесс, улучшение понимания учебного материала, а также возможность контролировать посещаемость, анализировать успеваемость преподавателями. Говорится о том, что для преподавателей положительными моментами применения ИКТ являются проведение занятий на высоком эстетическом и эмоциональном

уровне, обеспечение высокой степени дифференциации обучения, повышение объема выполняемой работы, совершенствование системы контроля.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, инновации в образовании, преимущества ИКТ в обучении, недостатки ИКТ в обучении, интерактивные программы, онлайн обучение, взаимодействие преподавателя и обучающегося, мотивация обучения.

Annotation. The article is devoted to the issues of information and communication technologies (ICT) in education. It is noted that ICTs make learning more flexible and accessible, allowing students to study materials anytime and anywhere. ICTs contribute to the personalization of learning, allow you to adapt the learning process to the needs of learning. They expand the opportunities for research and information exchange, make learning more interactive and attractive. The negative impact of information technology on students is analyzed: distracting effect, lack of self-discipline of students, shifting of learning tasks to the Internet, etc. The negative thing is a decrease in the skills of generalization and analysis of information, some types of memory, emotional immaturity. Excess information and constant use of gadgets can lead to fatigue, stress and even health problems. The advantages of using information and communication technologies in education are noted: increased motivation, development of communication and cooperation skills. It is shown that the constant interaction between the teacher and the students is positive, which creates an atmosphere of openness and trust. Students can be involved in the educational process, improve understanding of educational material, teachers can monitor attendance, analyze academic performance of students. It is said that for teachers, the positive aspects of using ICT are conducting classes at a high aesthetic and emotional level, ensuring a high degree of differentiation of training, increasing the volume of work performed, and improving the control system.

Key words: information and communication technologies, innovations in education, advantages of ICT in teaching, disadvantages of ICT in teaching, interactive programs, online learning, interaction between teacher and student, motivation of learning.

Введение. Резкий скачок технологического развития за последнее столетие привел к огромным изменениям в жизни общества. Трудно представить современную жизнь без вещей, которые еще пятьдесят или восемьдесят лет назад казались научной фантастикой. Сейчас технологии завоевывают все больше позиций. Современное поколение не представляет свою жизнь без технических средств, смарт устройств, интернета. Развитие идет постоянное, целенаправленное, не останавливается ни на минуту. Мы уже не удивляемся открытиям и изобретениям современных ученых в совершенно различных областях: медицине, на производстве, в сельском хозяйстве и т.д.

Образование, и это понятно, не может не быть затронуто изменениями и инновациями. Образовательные онлайн-платформы, курсы, электронные учебники, смарт-доски, планшеты и ноутбуки на занятиях, электронное тестирование, виртуальные лекции, широкие возможности использования аудио и видео материалов и т.п. позволяют усилить процесс получения знаний, улучшить умения и закрепить навыки обучающегося. Огромное разнообразие ресурсов даже может затруднить выбор учебников или площадки, с помощью которой преподаватель будет обучать своей дисциплине. В то же время со всех сторон звучат гневные голоса, которые клеймят современные гаджеты и интернет в негативном влиянии на обучающихся всех возрастов. Противники технологического прогресса отмечают снижение уровня знаний обучающихся и считают, что основное воздействие идет от современных технологий, интернета, который дает ответы на все вопросы, не заставляя задумываться. Целью данной работы является анализ применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении.

Изложение основного материала статьи. В современной педагогике проведено множество исследований, посвященных проблемам подготовки учеников и студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Применение информационных технологий в образовательном процессе рассматривали Н.А. Иванова, И.И. Архипова, П.А. Позднякова, Л.В. Степанова, Л.А. Гриневич и другие. Дидактические принципы личностно-ориентированного обучения в процессе применения информационных и коммуникационных технологий исследовали Е.В Бондаревская, C.B. Панюкова, И.С. Якиманская и т.д. В работах Е.К. Хеннер, Е.А. Троицкой, О.И. Пащенко проанализировано практическое применение ИКТ в образовании. Вопросы психофизиологического и психолого-акмеологического подходов при использовании ИКТ определены и раскрыты А.С. Гусевой, О.В. Кайсиной, М.В. Кислинской, В.В. Петрусинским, М.Е. Сандомирским и др. Другие исследователи, такие как Н.А. Бородина, дают определение роли информационных технологий в обучении, роли преподавателя в управлении образовательным процессом.

Авторами были разработаны методические рекомендации по проведению занятий по различным дисциплинам с использованием информационных технологий, методики дистанционного обучения, мультимедийных приложений и телекоммуникационных систем (П.В. Беспалов, А.В. Могилева, Н.Ю. Ротмистров, А.А. Федосеев и т.д.).

При рассмотрении психологического аспекта применения ИКТ авторы отмечали, что информационные и коммуникационные технологии открывают огромные образовательные и коммуникативные возможности. В то же время большое количество негативной информации проникает через сети интернет, затрагивая образование и воспитание современного человека.

Ученые психологи и педагоги отмечают, что объем информации, обрушивающийся на обучающегося, приводит к информационной перегрузке и эмоциональному перевозбуждению. Побочными эффектами от работы за компьютером являются проблемы в нервной, эндокринной, иммунной системах, костно-мышечном аппарате и зрении. Кроме того, говорится о снижении фантазии, навыков обобщения и анализа информации, некоторых видов памяти, эмоциональной незрелости [2,4].

В то же время исследователи пишут о положительных моментах при применении ИКТ в обучении: развитие общих интеллектуальных способностей, повышение способности к высокому уровню выполнения учебных задач, формирование творческого и продуктивного мышления, повышение гибкости мышления, обеспечение положительной мотивации обучения.

Преимуществами применения ИКТ являются:

- Мотивирующая функция. Использование ИКТ может быть мотивирующим для обучающихся в силу своей интерактивности. Интерактивные учебные ресурсы, онлайн-игры и задания позволяют обучающимся взаимодействовать с материалом и обогащают учебный процесс. Кроме того, ИКТ являются доступным средством обучения, позволяют получать доступ к обучающему контенту в любое время суток и из любой точки мира, позволяя обучению стать более гибким и удобным. Они могут стимулировать учащихся к самостоятельному получению новой информации и развитию различных навыков, что может увеличить их мотивацию и уверенность. С помощью ИКТ можно создавать разнообразные формы обучения (видеоуроки, онлайн-курсы, вебинары и т.д.), превращая учебный процесс в более увлекательный. Применение мультимедиа материалов, интерактивных элементов привносит наглядности в учебный материал, лучше запоминается, что также может повысить мотивацию обучающихся к изучению материала.

- Интерактивность программ. Она дает возможность студентам и ученикам активно работать с изучаемым материалом. Интерактивные программы обычно содержат тесты, задания, игры, разнообразные визуализации и интерактивные занятия. Используя их, обучающиеся получают обратную связь о своем прогрессе, отслеживают свои достижения, улучшают свои знания и нарабатывают навыки. Благодаря интерактивным программам обучение становится более доступным и удобным. Обучающиеся могут учиться в любое удобное время, находясь в любом месте, выполнять задания в удобном темпе, получать доступ к дополнительным материалам для углубленного изучения темы.

- Постоянное взаимодействие между преподавателем и обучающимися. Преподаватель вовлечен в процесс обучения, оказывает поддержку и помощь обучающимся, следит за их прогрессом и реагирует на возникающие вопросы и трудности. Чтобы осуществлять постоянное взаимодействие с обучающимися при использовании ИКТ, преподаватель может применять разные средства коммуникации: электронную почту, онлайн-чаты, видеоконференции и т. п. Это позволит обучающимся обращаться к преподавателю в любое время, получать быстрые ответы на свои вопросы и поддержку в процессе обучения. Кроме того, на онлайн-консультациях и вебинарах, преподаватель обсуждает с обучающимися актуальные темы и задачи, в ходе которых они получают ответы на вопросы, возникшие при изучении материала. Это помогает укрепить взаимодействие между преподавателем и обучающимися, создать атмосферу открытости и доверия.

-Повышение успеваемости, вовлеченность в учебный процесс, улучшение понимания учебного материала [6].

- Возможность сочетания учебы и работы для студентов. Благодаря возможности работать удаленно, студенты могут управлять своим временем более гибко и совмещать работу и учебу. Онлайн консультации предоставляют обратную связь от преподавателей по учебным вопросам.

- Преподаватели могут легко отслеживать работу студентов, контролировать посещаемость, анализировать успеваемость [5].

Для преподавателей положительными моментами применения информационных технологий на занятиях являются повышение эстетического и эмоционального уровня проведения занятий, возможности дифференциации обучения, повышение качества контроля знаний, увеличение объема работы, выполненной на занятиях, выполнения самостоятельной работы по изучаемому предмету, формирование навыков исследовательской деятельности, оптимизация учебного процесса, повышение эффективности учебных занятий.

При всех положительных моментах и преимуществах использования информационных технологий многие авторы сходятся во мнении, что нельзя не отметить негативные стороны применения ИКТ в образовательном процессе. Анализ различных источников позволил выделить самые основные. Какие же отрицательные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в обучении выделяют исследователи?

В области контроля знаний отмечается, что компьютерные тесты не могут оценить глубину, системность и прочность знаний и обобщенных умений, что высокий балл при компьютерном тестировании не говорит о высокой степени «умения самостоятельно и творчески мыслить» [1].

Многие авторы говорят о принципе «экономии сил», когда обучающиеся берут из сети Интернет готовые доклады, проекты, домашние задания и т.д., что не способствует повышению эффективности обучения и воспитания [7].

Иванова H.A., Архипова И.И. пишут об отвлекающем эффекте использования ИКТ в процессе обучения, при котором происходит снижение внимания к учебной работе на занятии; о зависимости от технологий, когда мы уже не представляем жизни без гаджетов; о риске социальной изоляции, ведущей к общению только в сети, и проблемам коммуникации вне ее [3].

К недостаткам можно отнести и отсутствие компьютерной грамотности, правда, на настоящем этапе все же в меньшем объёме; отсутствие технической оснащенности рабочих мест, доступа в Интернет. Большую роль играет самодисциплина студентов, неумение распределять учебное время правильно, а преподавателю сложно проводить текущий контроль; невозможность осуществлять немедленную коммуникацию между преподавателем и обучающимися [5], проблемы с формированием навыков работы с информацией.

Многие педагоги и ученые также отмечают, что роль сети Интернет как информационного источника сильно преувеличена, так как качество и достоверность некоторых из них сомнительна.

Выводы. В целом, изучение педагогического опыта и анализ литературы показали, что использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения может улучшить качество учебной работы, усвоение знаний обучающимися. Применение ИКТ позволяет создавать интерактивные учебные материалы, проводить онлайн-уроки и вебинары, предоставляет доступ к огромному количеству образовательных ресурсов из любой точки мира.

Применение ИКТ позволяет персонализировать обучение, учитывать индивидуальные запросы и способности обучающихся. Онлайн-платформы, онлайн-приложения способны адаптировать контент под каждого студента или ученика, имеют дополнительные задания или материалы для углубленного изучения материала. ИКТ стимулируют развитие информационной грамотности, обучают навыкам работы с современными технологиями, что помогает успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, решать профессиональные задачи в будущем. Преподавателям необходимо учитывать негативную составляющую применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавательской деятельности, дозированно, рационально и логично применять на занятиях и в самостоятельной работе.

Литература:

1. Зверева, E.H. ИКТ как эффективный инструмент в современной системе образования / E.H. Зверева, О.В. Харитонова // Статистика и экономика. -2015. -№3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-kak-effektivnyy-instrument-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 10.05.2024)

2. Зиновьева, А.И. Психолого-педагогические и общеметодические аспекты использования ИКТ в современном образовательном процессе / А.И. Зиновьева, Н.Г. Ларюхина // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013003586 (дата обращения: 10.05.2024)

3. Иванова, H.A. Информационные технологии и образовательный процесс / H.A. Иванова, И.И. Архипова // Журнал прикладных исследований. - 2023. - №7. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-i-obrazovatelnyy-protsess (дата обращения: 02.04.2024)

4. Кислинская, М.В. Психологический аспект использования информационных технологий в образовательном процессе / М.В. Кислинская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №35-1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskiy-aspekt-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 02.05.2024)

5. Красовская, H.H. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: плюсы и минусы / H.H. Красовская, A.B. Остап // Эвристические формы применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин: сборник материалов XVIII научно-методической конференции факультета философии и социальных наук БГУ, посвященной памяти профессора И.Л. Зеленковой, 31 марта

2021 г. / БГУ, Фак. философии и социальных наук; [редкол.: Н.В. Курилович (отв. ред.), О.Г. Шаврова, Д.В. Воронович]. -Минск: БГУ, 2021. - С. 67-69,-URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/261346 (дата обращения: 10.04.2024)

6. Назаренко, А.Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования / А.Л. Назаренко // Язык и культура. -2009. - №1 (5). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-ob-informatizatsii-lingvisticheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.04.2024)

7. Ямалетдинова, A.M. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе / A.M. Ямалетдинова, A.C. Медведева // Вестник Башкирск. ун-та. - 2016. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 10.04.2024)

Педагогика

УДК 351.85

кандидат педагогических наук Чавыкина Ульяна Григорьевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 105 (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Анна Вячеславовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); главный специалист организационного отдела Воронцова Татьяна Валерьевна Администрация муниципального образования город Краснодар (г. Краснодар)

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГОРОД КРАСНОДАР

Аннотация. Социально-культурная деятельность пронизывает все сферы жизни современного человека. Всё, что связано с процессом создания, сохранения и передачи культурных ценностей, вовлекает человека в сферу, где культура является основополагающей. Как и любая система общечеловеческих отношений, социально-культурная деятельность нуждается в нормативно-правовом обеспечении, контролируемом со стороны государства, региона и муниципалитета, а управление является значимой частью конкретно муниципального управления. Подобная система управления реализуется на государственном уровне, региональном и муниципальном. Предметом исследования настоящей работы является технологическая модель управления социально-культурной сферой на муниципальном уровне на примере города Краснодара. Муниципальное управление социально-культурной сферой - это сложный механизм. Он основан на реализации государственной политики в области культуры, образования, социальной политики, здравоохранения, спорта, труда и занятости. Подобная работа производится в целях поддержки благополучия населения и организации их занятости. Настоящее исследование поделено на три части: обоснование актуальности во введение, изложение основного текста, выводы. В исследовании использованы: анализ, синтез, обобщение, моделирование и классификация.

Ключевые слова: модель управления, управление социально-культурной сферой, нормативно-правовая база, оценка управления, педагогический потенциал.

Annotation. Socio-cultural activities permeate all spheres of modern human life. Everything related to the process of creating, preserving and transferring cultural values involves a person in a sphere where culture is fundamental. Like any system of universal human relations, socio-cultural activities need regulatory and legal support, controlled by the state, the region and the municipality, and management is an important part of municipal management specifically. Such a management system is implemented at the state, regional and municipal levels. The subject of the research of this work is a technological model of management of the socio-cultural sphere at the municipal level on the example of the city of Krasnodar. Municipal management of the socio-cultural sphere is a complex mechanism. It is based on the implementation of state policy in the field of culture, education, social policy, health, sports, labor and employment. Such work is carried out in order to support the well-being of the population and organize their employment. This study is divided into three parts: justification of relevance in the introduction, presentation of the main text, conclusions. The research uses: analysis, synthesis, generalization, modeling and classification.

Key words: management model, management of the socio-cultural sphere, regulatory framework, management assessment, pedagogical potential.

Введение. Для государственного и муниципального управления социально-культурная сфера (далее - СКС) является специфичным направлением, требующим особого объёма знаний, подходов, а также комплекса компетенций, которые стремятся к достижению единой цели социально-культурной деятельности (далее - СКД) - созданию, сохранению и передачи культурных ценностей во времени и пространстве. Особенность указанного процесса обуславливается постоянным обновлением потребителей культурных услуг и реновацией их запросов. Подобная динамика должна находиться под постоянным контролем и управлением.

Главная стратегия развития культуры, как ключевого объекта социально-культурной сферы, формируется исключительно на муниципальном уровне, который выступает системой приоритетов не только культурного развития в общем, но и управления СКС в частности. На основании этого мы можем сказать о том, что система управления социально-культурной сферой является одним из самых приоритетных исследовательских направлений в системе государственного и муниципального управления, как на уровне всей страны, так и на уровне муниципального образования.

Указанная актуальность предопределила тему и цель исследования, которая заключается в разработке модели управления СКС в муниципальном образовании город Краснодар.

Изложение основного материала статьи. Вопросы управления СКС нашли своё отражение в трудах большого количества исследователей в области педагогики, культурологии, социологии, политологии, филиософии. Нами выделены труды учёных в области управления социально-культурной сферой таких как К.Г. Асриянц, А.В. Белоусова, Т.А. Васько, Т.А. Головина, В.В. Тарновский, Е.В. Чаркина и др. Несмотря на широкое освещение вопросов муниципального управления социально - культурной сферой на уровне города, нами практически не было найдено информации о процессе моделирования данной нормативно - правовой и культуротворческой работы. В настоящем исследовании предпринята попытка решить указанную проблему.

Сама СКС - это совокупность организаций и учреждений, в стенах которых создаются, сохраняются и передаются во времени и пространстве культурные ценности. Такие ценности не обязательно могут носить материальный характер. Они представляют и традиционные народные культурные ценности, устное и письменное народное творчество, которое в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.