Научная статья на тему 'Обучение учителей и преподавателей иностранного языка методам использования ИКТ в профессиональной деятельности'

Обучение учителей и преподавателей иностранного языка методам использования ИКТ в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / LANGUAGE TEACHER TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИКТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ICTS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING / REFRESHER COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Виктория Александровна

В статье рассматриваются вопросы подготовки преподавательских кадров, которые смогли бы реализовать дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий в сфере преподавания иностранного языка. Тогда как большая работа ведется в этом направлении в рамках высшего профессионального образования (обучение студентов гуманитарных факультетов использованию ИКТ в преподавании ИЯ), остается острая потребность в повышении квалификации в области использования ИКТ для профессиональных целей уже практикующих учителей и преподавателей. Особое внимание в статье уделяется разработке и реализации краткосрочной программы повышения квалификации «ИКТ в лингводидактике: теория и практика», основная цель которой формирование и развитие информационно-коммуникационной компетенции учителей и преподавателей иностранного языка. Результатами обучения по программе являются знания в области методики дистанционного и смешанного обучения иностранному языку, умение проводить оценку целесообразности применения ИКТ в учебном процессе и на ее основе принимать решение об использовании адекватных целям и задачам обучения педагогических и информационных технологий и педагогического дизайна на основе ИКТ, а также умение создавать учебные ресурсы, отвечающие целям и задачам конкретного этапа обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training language teachers to use technology in the classroom

The article examines the issue of training language teachers to use technology in the modern language classroom. In particular it describes a distance refresher course “ICT in foreign language teaching: theory and practice” provided by educators at Lomonosov Mosсow State University. The positive affordances of ICTs in foreign language teaching have been recognised in most educational contexts; the technology and materials are available, but ongoing training is essential if we are to reap the benefits of the rich learning environment which ICTs offer for foreign language learning. Therefore, educational institutions should develop supporting strategies in order to help teachers to match the requirements of a modern society. The refresher course under discussion is aimed at teachers and teacher trainers. The aim of the course is to raise participants’ awareness of the principles and practice of the use of technology in language teaching. We also aim to build participants’ confidence in their own technology skills and to increase their knowledge and awareness of how technology can be applied in and out of the classroom. Above all, this is a practical course designed to equip participants with ideas, skills and materials which they can use to create their own web products and to adapt existing ones to their own contexts.

Текст научной работы на тему «Обучение учителей и преподавателей иностранного языка методам использования ИКТ в профессиональной деятельности»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3

В.А. Фадеева

ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЕТОДАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматриваются вопросы подготовки преподавательских кадров, которые смогли бы реализовать дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий в сфере преподавания иностранного языка. Тогда как большая работа ведется в этом направлении в рамках высшего профессионального образования (обучение студентов гуманитарных факультетов использованию ИКТ в преподавании ИЯ), остается острая потребность в повышении квалификации в области использования ИКТ для профессиональных целей уже практикующих учителей и преподавателей. Особое внимание в статье уделяется разработке и реализации краткосрочной программы повышения квалификации «ИКТ в лингводидактике: теория и практика», основная цель которой — формирование и развитие информационно-коммуникационной компетенции учителей и преподавателей иностранного языка. Результатами обучения по программе являются знания в области методики дистанционного и смешанного обучения иностранному языку, умение проводить оценку целесообразности применения ИКТ в учебном процессе и на ее основе принимать решение об использовании адекватных целям и задачам обучения педагогических и информационных технологий и педагогического дизайна на основе ИКТ, а также умение создавать учебные ресурсы, отвечающие целям и задачам конкретного этапа обучения.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; программа повышения квалификации; дистанционное обучение; смешанное обучение; информационно-коммуникационные технологии; ИКТ в обучении иностранному языку.

Введение

Современное общество характеризуется постоянно растущим объемом информации и появлением новых средств информационных и коммуникационных технологий, коренным образом трансформирующих способы деятельности и общения между людьми. Утверждается новый тип экономического развития, который делает необходимым учиться

Фадеева Виктория Александровна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).

на протяжении всей жизни и постоянно совершенствовать профессиональные компетенции в соответствии с актуальными запросами общества. Одновременно прослеживается выраженная тенденция к быстрому «устареванию» технологических знаний. При сохранении прежних образовательных технологий к концу обучения в вузе знания выпускника уже не будут соответствовать социально-экономическому состоянию общества на тот момент. ИКТ обладают значительным потенциалом для изменения характера образования: преобразуются как традиционные модели учебного процесса, так и роли учащихся и преподавателей в нем. Широко распространено мнение, согласно которому методы преподавания, и в частности преподавания иностранного языка, практикуемые во многих учебных заведениях, недостаточно эффективны для того, чтобы подготовить учащихся к будущей жизни. Как следствие, разработка и успешная реализации новых программ обучения преподавателей ИЯ использованию ИКТ в профессиональной деятельности могут стать основой для капитальных, широкомасштабных реформ в сфере лингвистического образования.

Обзор источников по теме

Перед учреждениями, занимающимися подготовкой преподавательских кадров, стоит задача формирования нового поколения педагогов, которые смогли бы реализовать дидактический потенциал ИКТ в своей профессиональной сфере. Для решения этой задачи необходимо готовить не только студентов педагогических вузов и гуманитарных факультетов, но и практикующих преподавателей и учителей ИЯ. Вопросами информатизации лингвистического образования с успехом занимаются как отечественные ученые А.А. Андреев, М.Ю. Бухаркина, Л.К. Гейхман, В.А. Дугарцыренова [Дугарцыренова, 2013], М.Г. Евдокимова, Ю.И. Капустин, В.Г. Кинелев, М.В. Моисеева, А.Л. Назаренко, Е.С. Полат [Полат, 2007], М.А. Татаринова, С.В. Титова, так и зарубежные исследователи I. E. Allen, B. Barrett, J. Bersin, C.J. Bonk, D. Clark, C. Dziuban [Dziuban, 2015], R. Garrett, C.R. Graham [Graham, 2013], B. Holmberg, D. Keegan, S. Kumar, M. Moore, G. Motteram, A. Picciano, P. Sharma, P. Shea, M. Tammelin, P. Valiathan, M. Warschauer и др. Многочисленные работы исследователей посвящены вопросам интеграции ИКТ в процесс преподавания ИЯ, использованию веб-инструментов для развития лексических и грамматических навыков, умений аудирования, говорения и письма, социокультурных умений, разработке дистанционных и смешанных курсов ИЯ, а также проблеме формирования и развития ИКТ компетенции преподавателей ИЯ. Несмотря на успешную работу, которая ведется в этом направлении в рамках высшего профессионального образования, остается острая потребность в повышении квалификации в области использования ИКТ для профессиональных целей уже практикующих преподавателей и учителей ИЯ.

Разработка и реализации краткосрочной программы повышения

квалификации учителей и преподавателей иностранного языка

В данной статье речь пойдет о разработке и реализации краткосрочной программы повышения квалификации практикующих учителей и преподавателей иностранного языка «ИКТ в лингводидактике: теория и практика», созданной сотрудниками ФИЯР МГУ имени М.В. Ломоносова: докт. филол. наук, профессором, зав. кафедрой лингвистики и информационных технологий А.Л. Назаренко и автором данной статьи. С 2012 г. программу успешно освоили более 150 человек.

На подготовительном этапе разработки программы был проведен:

— анализ социально-политического контекста использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя или педагога в высшем образовании в целом и в лингвистическом образовании, в частности;

— анализ особенностей, потребностей и запросов целевой аудитории, обусловленных спецификой профессиональной деятельности, опытом использования ИКТ в обучении ИЯ в прошлом;

— учет технических возможностей потенциальных слушателей программы и возможности привлечения дополнительной ИКТ-поддержки.

Данные, полученные на этом этапе, позволили выработать психолого-педагогические основы обучения по программе, сформулировать основные цели и задачи, определиться с формой обучения и отобрать необходимые педагогические технологии. В основу программы были положены андрагогические и конструктивистские принципы обучения. К андрагогическим принципам, сформулированным М. Ноулсом, можно отнести: стремление к самостоятельности, наличие жизненного опыта для построения новых знаний, осознанная необходимость учиться, практическая направленность и т.д. [Бавтрушева, 2009]. Ключевым тезисом конструктивизма, выделенным адептами этой психологической теории Ж. Пиаже, Дж. Брунером, Л.С. Выготским, Д. Дьюи, Э. фон Глазерсфельдом и др., является понимание того, что знание нельзя передать учащимся в готовом виде, можно лишь создать благоприятные педагогические условия для активного и успешного самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся, которые, в свою очередь, являются активными субъектами процесса познания и взаимодействуют друг с другом, опираясь на предыдущий опыт [Рудакова, 2006: 111].

Основной целью этой программы является формирование и развитие ИК-компетенции учителей и преподавателей иностранного языка. Исходя из цели, были определены следующие ее задачи:

— познакомить с дидактическими свойствами и возможностями сервисов Веб 2.0, систем управления обучением для практики преподавания иностранного языка, с дидактическими принципами обучения ИЯ на основе ИКТ и условиями интеграции ИКТ в процесс обучения ИЯ, с моделями смешанного обучения ИЯ;

— научить проводить оценку дидактической ценности современных веб-сервисов и ресурсов Интернет для формирования и развития языковых навыков и речевых умений обучающихся и решать задачи по оптимизации обучения ИЯ с помощью рассматриваемых в курсе ИКТ;

— научить создавать авторские учебные веб-продукты, отвечающие задачам конкретного этапа обучения, урока или цикла уроков в дистанционной или смешанной форме с целью их внедрения в процесс обучения иностранному языку;

— обеспечить условия для естественного освоения средств ИКТ, и в частности, технологий Web 2.0 в ходе курса практических занятий, во время которых слушатели работают непосредственно в рассматриваемых сервисах и платформах в онлайн режиме, поэтапно овладевая технологией работы в каждом из них;

— сформировать профессиональную компетенцию преподавателя иностранного языка как активного пользователя ИКТ.

В связи с тем, что потенциальные слушатели нашей программы — это взрослые люди (учителя и преподаватели), имеющие постоянную профессиональную занятость, но активно желающие развить свою ИКТ компетенцию в области преподавания ИЯ, в качестве формы обучения было решено выбрать дистанционную форму, позволяющую учиться в удобное время в удобном месте. Для реализации программы ее авторами был разработан автономный курс на платформе PowerSchool Learning, состоящий из тематического плана курса, модулей, содержащих занятия по определенному плану, тематические лекции, задания для индивидуальной и групповой работы, дополнительный материал, консультации преподавателя, форум для общения учащихся и преподавателя, тесты и контрольные работы, график выполнения заданий каждым слушателем, доску объявлений и веб-страницы каждого учащегося «Мой личный портфолио». Актуальность разработки виртуального класса на этой платформе обусловлена конструктивистскими принципами, лежащими в ее основе, а также дидактическим потенциалом инструментов, входящих в ее состав.

Важная роль на этапе планирования была отведена определению тематики и содержания программы, а также ее продолжительности. Принимая во внимание запросы целевой аудитории и работодателей, отправляющих своих сотрудников на повышение квалификации, было принято решение реализовывать ее как краткосрочную программу ПК, рассчитанную на 72 часа. Программа состоит из двух частей (теоретической и практической), объединенных в целостный курс, построенный по модульному принципу. Тематика лекций посвящена вопросам современного состояния общества и образования, интеграции ИКТ в обучение ИЯ, эволюции лингводидактики, дидактическим принципам дистанционного и смешанного обучения и др., тогда как материалы практического характера посвящены изучению дидактических возможностей новейших веб-сервисов и платформ и освоению их

технического потенциала на практике. В соответствии с принципом педагогической целесообразности в курс были включены ИКТ, с помощью которых на различных этапах обучения ИЯ возможно решение следующих дидактических задач:

— представления учебной информации (компьютерная визуализация учебной информации — программы и сервисы для создания презентаций: Prezi Next, Knovio, Google Docs, VoiceThread, Mind42.com; создание и использование информационных баз данных, необходимых для учебной деятельности — социальные медиахранилища (Google Drive, Diigo); платформа Blogger, системы управления обучением (Eliademy и PowerSchool Learning);

— формирования предметных навыков и умений (а также их закрепление и развитие — с помощью сервисов Quizlet, Google Forms, Google Docs, Surveymonkey, Knovio, VoiceThread, Blogger, встроенного функционала систем управления обучением (Eliademy и PowerSchool Learning));

— организации контроля усвоения материала (осуществление контроля с обратной связью — электронная почта, платформа Blogger, встроенный функционал систем управления обучением (Eliademy и PowerSchool Learning); осуществление самоконтроля и самокоррекции — встроенный функционал систем управления обучением (Eliademy и PowerSchool Learning); осуществление контроля посредством организации тестов с разными типами вопросов (Google Forms, Survey-monkey), — встроенный функционал систем управления обучением (Eliademy и PowerSchool Learning);

— организации индивидуальной и групповой работы учащихся: Google Docs, Prezi Next, Knovio, VoiceThread, платформа Blogger, технологии видеоконференцсвязи Skype, платформа Wfebinar.ru и системы управления обучением Eliademy и PowerSchool Learning;

— управления учебным процессом: системы управления обучением Eliademy и PowerSchool Learning.

Учебным модулям предшествует вводный модуль, в котором представлена краткая аннотация, цели и задачи, учебно-тематический план, указаны сроки обучения, а также требования к аппаратному и программному обеспечению. За ним следует административный модуль, содержащий тематический план и график выполнения заданий, представительский модуль, в который входит информация об авторах курса, они же в данном случае преподаватели курса и системные администраторы. Каждый учебный модуль построен единообразно и содержит лекцию и 1—2 практических занятия. Лекции открываются понедельно. Прослушивание лекций и выполнение заданий по ним осуществляется дистанционно (для теоретической части не предусмотрены вебинары, так как слушатели имеют доступ к видеолекциям и рекомендованным источникам на сайте). Интерактивные задания также выполняются на сайте. Практические вебинары проходят раз в неделю в течение восьми недель. Записи вебинаров выкладываются в течение 1—3 дней

после вебинара в одноименном разделе меню. На страницах практических занятий представлены подробные видео- и текстовые инструкции по работе с изучаемыми веб-сервисами, а также подробно описываются дидактические свойства представленных веб-инструментов. Модуль интерактивного взаимодействия представлен разделом Задать вопрос преподавателю, встроенной почтой на сайте курса (раздел Messages ^ообщения) — Inbox (Входящие)), блоком комментариев на отдельных страницах и связью с преподавателями через электронную почту.

В курсе используется балльно-рейтинговая система. Текущий контроль осуществляется путем начисления баллов за работу с источниками (просмотр учебных видеороликов, чтение и аннотирование рекомендованных материалов) и баллов за участие в дискуссии, за выполнений тестов по материалам лекций и за создание собственных учебных продуктов на основе материала каждого практического занятия и их публикацию в Мой личный портфолио. Оценивание индивидуальных учебных продуктов производится по заранее известным слушателям критериям: содержание, методическая целесообразность использования конкретного инструмента ИКТ, технологичность, дизайн, интерактивность и наличие обратной связи, юзабилити. Итоговый контроль предполагает разработку и онлайн презентацию через видеоконфе-ренцсвязь итогового проекта, представляющего собой фрагмент урока с использованием одного или нескольких освоенных веб-инструментов/платформ. Проект подкрепляется методической запиской (образец составления и пример находятся на странице Итоговый проект). Тему урока и целевую аудиторию учащиеся выбирают на свое усмотрение. Слушатели имеют возможность отслеживать свою успеваемость по таблице Текущие результаты, доступной для просмотра по ссылке.

Заключение

Проблема подготовки педагогических кадров, отвечающих всем требованиям современного информационного общества, является актуальной и, как следствие, заслуживающей внимания и детального рассмотрения. Представленная программа повышения квалификации для учителей и преподавателей иностранного языка является одним из вариантов ее решения. По окончании данной программы слушатель сможет использовать в своей профессиональной деятельности ресурсы, службы, инструменты и приложения Интернет, создавать ресурсные сайты и виртуальные образовательные среды для оптимизации учебного процесса, расширяя обучающую среду традиционного обучения за счет введения элементов электронного/дистанционного обучения, самостоятельно разрабатывать дистанционные курсы как комплексного характера, направленные на развитие всех речевых умений и навыков и формирование коммуникативной компетенции, так и курсы

по различным аспектам языка и видам речевой деятельности, — с учетом дидактических особенностей сетевой среды и методически целесообразного использования технологий.

Список литературы

1. Бавтрушева М.В., Вылежагина О.Е. Сравнительный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения // Журнал ГрГМУ. 2009. № 1. C. 142-144.

2. Дугарцыренова В.А. Организация интерактивного обучения иностранным языкам в эпоху информатизации образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 134-143.

3. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в линг-водидактике: дистанционное обучение: Учебник. М., 2013. 271 с.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2007. 368 с.

5. РудаковаД.Т. Развитие коммуникативной культуры на основе использования информационно-коммуникативных технологий // Образовательные технологии XXI века 0Т'06 / Под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т Рудаковой. М., 2006. С. 111-118.

6. Dziuban С., Picciano A. The Evolution Continues. Considerations for the Future of Research in Online and Blended Learning, 2015. URL https:// library.educause.edu/~/media/files/library/2015/6/erb1513-pdf.pdf (дата обращения 25.04.2018).

7. Graham C.R. Emerging practice and research in blended learning, Handbook of Distance Education. Edition: 3rd. Routledge, 2013. Р. 333-350.

8. Information and Communication Technologies in the Teaching and Learning of Foreign Languages: State-of-the-Art, Needs and Perspectives. Analytical Survey // UNESCO Institute for Information Technologies in Education (IITE), Moscow, 2004. URL http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/ 3214627.pdf (дата обращения: 05.03.2018)

Viktoriya A. Fadeeva

TRAINING LANGUAGE TEACHERS

TO USE TECHNOLOGY IN THE CLASSROOM

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article examines the issue of training language teachers to use technology in the modern language classroom. In particular it describes a distance refresher course "ICT in foreign language teaching: theory and practice" provided by educators at Lomonosov Mosœw State University. The positive affordances of ICTs in foreign language teaching have been recognised in most educational contexts; the technology and materials are available, but ongoing training is essential if we are to reap the benefits of the rich learning environment which ICTs offer for foreign language

learning. Therefore, educational institutions should develop supporting strategies in order to help teachers to match the requirements of a modern society. The refresher course under discussion is aimed at teachers and teacher trainers. The aim of the course is to raise participants' awareness of the principles and practice of the use of technology in language teaching. We also aim to build participants' confidence in their own technology skills and to increase their knowledge and awareness of how technology can be applied in and out of the classroom. Above all, this is a practical course designed to equip participants with ideas, skills and materials which they can use to create their own web products and to adapt existing ones to their own contexts.

Key words: further vocational education; refresher course; language teacher training; distance learning; blended learning; Information and Communication Technologies; ICTs in foreign language teaching.

About the author: Viktoriya A. Fadeeva — PhD in Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Linguistics & IT Department, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).

References

1. Bavtrusheva M.V., Vylezhagina O.E. 2009. Sravnitel'nyi analiz pedagogi-cheskoi i andragogicheskoi modelei obucheniya [Comparative Analysis of Constructivist and Pedagogical Learning models] Journal of the Grodno State Medical University, no. 1, pp. 142—144. (In Russ.)

2. Dugartsyrenova VA. 2013. Organizatsiya interaktivnogo obucheniya in-ostrannym yazykam v epokhu informatizatsii obrazovaniya [The organization of interactive foreign language teaching in the era of informatization of education] Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 134—143. (In Russ.)

3. Nazarenko A.L. 2013. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v lingvodidaktike: distantsionnoe obuchenie [Information and Communication Technologies in Language Teaching], Moscow, Moscow University Press. (In Russ.)

4. Polat E.S., Buharkina M.Yu. 2007. Sovremennye pedagogicheskie I informa-cionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in education]. Moscow, Academia. (In Russ.)

5. Rudakova D.T. 2006. Razvitie kommunikativnoi kul'tury na osnove ispol'zovaniya informatsionno-kommunikativnykh tekhnologii [Communicative Culture Development Through the use of ICT] Educational Technologies of the 21st Century OT'06, pp. 111—118. (In Russ.)

6. Dziuban C., Picciano A. 2015. The Evolution Continues. Considerations for the Future of Research in Online and Blended Learning. URL https://library.educause. edu/~/media/files/library/2015/6/erb1513-pdf.pdf (accessed: 25.04.2018)

7. Graham C.R. 2013. Emerging practice and research in blended learning, Handbook of Distance Education. Edition: 3rd. Routledge, pp. 333—350.

8. Information and Communication Technologies in the Teaching and Learning of Foreign Languages: State-of-the-Art, Needs and Perspectives. Analytical Survey // UNESCO Institute for Information Technologies in Education (IITE), Moscow, 2004. URL http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214627. pdf (accessed: 05.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.