УДК 372.881.161.1 ББК 81.411.2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
I И.Ю. Низовая
Аннотация. В статье анализируются проблемы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании русского языка как иностранного: дистанционные курсы, веб-приложения к учебникам, массовые открытые онлайн курсы, Интернет-ресурсы по русскому языку и др. Отмечается, что наблюдаются позитивные изменения в данной области: создаются специализированные научно-методические и информационные ресурсы по русскому языку, дистанционные курсы, порталы для преподавателей, массовые открытые онлайн-курсы. Описываются основные их характеристики, раскрываются проблемы их использования в преподавании русского языка. Подчеркивается, что современные электронные ресурсы создают новые возможности обучения языку, организации повышения квалификации, обмена педагогическим опытом. Делается следующий вывод: несмотря на развитие компьютерных технологий, все еще проблемой является привлечение преподавателей к активному использованию ИКТ в учебном процессе.
134
Ключевые слова: русский язык как иностранный, массовые открытые онлайн курсы, социальные сети, компьютерные технологии, Интернет, дистанционное обучение.
MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
I I.Yu. Nizovaja
Abstract. The article deals with different approaches and techniques in using computer courses in the teaching of Russian as a foreign language in order to meet the demands of a high quality educational process. The article presents current situation in using ICT in teaching Russian as a foreign language and notes that there are positive developments in this area. It also reveals special features of different Russian language computer courses (educational portals for teachers, distance courses, MOOC, web-supplementation
of textbooks). The article presents different types of digital courses, and analyzes advantages and difficulties in this field. The special attention is given to the basic problems concerning using Internet-based resources and tools in teaching Russian. It is concluded that despite the development of computer technology there is still a problem in attracting teachers to actively use ICT in the educational process.
Keywords: Russian as a foreign language, mass online open courses, social networking, computer technology, Internet, distance learning.
В современном языковом образовании отмечается ряд противоречий между постоянным совершенствованием информационно-коммуникационных технологий и уровнем их использования в учебном процессе; между декларируемой целью развития коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному (неродному) и реальным уровнем этой компетенции у учащихся; между необходимостью подготовки творческой личности и традиционной организацией обучения языку в учебных заведениях. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении языку должно во многом способствовать разрешению этих противоречий. В настоящее время отмечается значительный интерес к использованию компьютерных технологий в обучении языкам, рассматриваются различные типы электронных образовательных ресурсов и средств. Электронные среды обучения разрабатываются сегодня на всех уровнях образования для широкого круга дисциплин с целью организации учебного взаимодействия субъектов обучения, они создаются на базе специального программного обеспечения и инструментария, которые постоянно развиваются. В распоря-
жении современного преподавателя русского языка как иностранного появились в настоящее время различные программные средства, которые позволяют создавать учебные материалы, стимулировать коммуникативную деятельность на изучаемом языке, а учащимся самостоятельно или с помощью компьютера изучать русский язык [1; 2; 3]. В научно-методической литературе описаны различные способы использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практике преподавания языков [4; 5]. Выделяется несколько направлений использования современных ИКТ современным преподавателем на уроке языка: уметь адаптировать существующие ресурсы Интернета; применять ресурсы Интернета для веб-проектов; использовать электронные средства для организации межкультурной коммуникации; организовывать самостоятельную работу с учетом уровня языка и интересов учащихся, контролировать усвоение языка с помощью компьютерных тестовых заданий, выполнять тренировочные упражнения, использовать мультимедийные презентации, организовать общение с помощью коммуникационных средств (социальные сети, Скайп) и др. Развитие
135
технологии вызывает к жизни новые методические решения. Появляются не только отдельные компьютерные курсы, но специализированные образовательные порталы. Важную роль в изучении русского языка играют в настоящее время электронные материалы Института Пушкина «Образование на русском» (www. pushkininstitute.ru), предлагающие разные типы электронных образовательных ресурсов (обучающие курсы, тесты, словари).
В сфере обучения языкам в настоящее время применяются различные виды ИКТ: электронные учебники, интерактивные обучающие пособия (тренажеры), виртуальные среды (виртуальный музеИ, виртуальный класс, виртуальное путешествие), компьютерные презентации (демонстрации), электронные базы данных тестов, текстов, упражнений, спра-вочно-информационные источники (онлайн-переводчики, словари), электронные библиотеки, электронные периодические издания, электронные коллекции (коллекции ау-136 дио-, фото-, видеофайлов), веб-приложения к учебникам, средства общения в социальных сетях и др. Все эти средства и технологии позволяют практически решать проблемы создания специального электронного (виртуального) образовательного пространства для изучающих РКИ. В настоящее время активно развивается так называемое мобильное обучение, предлагаются проекты по использовании технологий виртуальных миров [5; 6; 7]. К сожалению, преподаватели-практики не всегда используют все эти новые возможности ИКТ в своей работе. Не в последнюю очередь это обусловлено и
тем, что существующие электронные материалы и ресурсы не всегда подходят для решения задач конкретного учебного процесса, не учитывают психологических и социокультурных особенностей межличностного общения представителей разных языков и культур, организации и условий учебного процесса. Это неоднократно отмечалось в научно-методической литературе [1; 3].
Большое внимание в литературе уделяется классификации электронных образовательных ресурсов, которая может основываться на различных критериях. Например, образовательный портал включает новости, библиотеку, форумы, учебные материалы, методические рекомендации, ссылки на ресурсы, связи с социальными сетями и др. Веб-приложение к учебнику иностранного языка включает дополнительные учебные материалы (упражнения, задания, тесты, аудио- и видеоматериалы, презентации), средства контроля, ссылки на дополнительные источники и др. Наиболее крупным веб-ресурсом для преподавателей русского языка является портал. Он предназначен для формирования и обслуживания интернет-сообщества, значительного количества пользователей. Портал объединяет множество различных сервисов, например, опросы, форумы, голосование, чаты, новости, консультации в режиме онлайн, базы данных, электронные библиотеки, имеет сложную систему поиска и навигации (см., например, www.gramota.ru).
Стоит отметить, что в области организации обучения русскому языку наблюдаются существенные позитивные изменения: создаются
дистанционные курсы для различных групп пользователей, развиваются образовательные ресурсы Интернета, созданные для преподавателей и учащихся, например: 1) сеть специализированных научно-методических и информационных ресурсов по русскому языку; 2) сеть электронных библиотек, баз данных, учебных материалов; 3) сеть специализированных учебных ресурсов по русскому языку, включая дистанционные курсы и массовые открытые онлайн-курсы [1; 2; 3].
В связи со значительным ростом количества пользователей Интернета в последние годы активно развиваются различные сетевые службы по русскому языку, которые ориентированы как на преподавателей русского языка, так и на тех, кто интересуется культурой речи и методикой преподавания русского языка. Постоянно развивают сеть образовательных ресурсов по русскому языку ведущие учебные заведения: МГУ, РУДН, Государственный Институт русского языка им. А.С. Пушкина, общественные организации русистов МАПРЯЛ (Международная организация преподавателей русского языка и литературы), РОПРЯЛ (Российская организация преподавателей русского языка и литературы) и др. Эти ресурсы по русскому языку оказывают поддержку различным группам пользователей. Каждый из этих ресурсов может быть рассмотрен с точки зрения следующих показателей: выполняемые функции, ориентация на определенные группы пользователей, содержание ресурса, дизайн, основные структурные элементы, способы взаимодействия с пользователями,
связь и координация с другими ресурсами и др.
Поиск по ключевым словам «методика преподавания русского языка», «русский язык как иностранный» и т.п. позволяет найти множество аудиовизуальных материалов в социальных сервисах Youtube, Faceboo^ ВКонтакте и в др. Другое дело, что эти видеоматериалы требуют критического отношения и квалифицированного отбора для учебного процесса. В практике повышения квалификации преподавателей РКИ стали использоваться новые технологии: видеолекции, вебинары. Так, например, на сайте Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина или на сайте РУДН «Портал поддержки русского языка как иностранного» представлены лекции, записи уроков, методические разработки (см.: www. langrus.ru). Эти материалы образуют своего методическую видеотеку для преподавателей. Центр международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова предлагает в свою очередь постоянно расширяющуюся текстотеку материалов по для преподавателей (texts.cie.ru).
Анализ показывает, что ресурсы для преподавателей выполняют ряд функций:
• информационная функция, обеспечение информацией о новых учебниках, словарях, методических разработках, учебных программах и др.;
• консультирующая функция, предоставление информации о трудных случаях в лексико-грамматиче-ской и фонетической системе русского языка;
• учебная функция, организация обучения русскому языку и методике его преподавания;
137
• организационная функция, содействие созданию виртуальных сообществ, связанных с изучением и преподаванием русского языка, организация Олимпиад, конкурсов.
Следует отметить, что в рассмотренных нами ресурсах встречаются и существенные недостатки: часто нет координации и связи с другими ресурсами аналогичного характера; отмечается дублирование материала внутри ресурса и при сравнении с другими ресурсами; слабо развита система интерактивного взаимодействия с пользователями порталов, в том числе и с помощью социальных сетей, рассылки новостей, новостных лент, форумов (наиболее распространенный способ взаимодействия пользователя с порталом остается электронная почта); не используются различного рода опросы, анкеты для определения интересов и потребностей пользователей; слабо мотивируется взаимодействие пользователей между собой, создание разного рода виртуальных сообществ для организации обсуждения тем и проблем, предлагаемых ресурсом. Материалы ресурсов не всегда регулярно обновляются; отсутствуют система ключевых слов (тегов), карта сайта, которые позволяют облегчить поиск информации и структурировать материал ресурса.
Некоторые ресурсы создаются на основе грантов, одноразового финансирования, после завершения проекта они исчезают или практически не обновляются. Иногда учебные заведения создают несколько дублирующих ресурсов. Весьма интересные результаты дают обзоры существующих программ и методик их использования. Анализ показывает:
Проблемой является найти специализированный сайт с имеющимися электронными материалами для всех аспектов и уровней обучения русскому языку, программы дистанционного обучения в сфере изучения русского языка.
Отмечается отсутствие проверенных методик и технологий обучения русскому языку с помощью электронных средств обучения для различных форм и этапов обучения.
Весьма привлекательными являются, с нашей точки зрения, такие формы взаимодействия с пользователями, как привлечение известных методистов или лингвистов, которые регулярно ведут и обновляют разделы в пределах данного ресурса, организация общения, дискуссий на профессиональные темы в социальных сетях, организация видеоконференций и др.
По нашим подсчетам, в Интернете в настоящее время насчитывается более тридцати дистанционных курсов по русскому языку как иностранному. В особую группу выделяются дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного / неродного. Такие курсы обычно создаются на основе факультетов повышения квалификации вузов. Следует, в частности, назвать, Портал поддержки русского языка как иностранного Факультета повышения квалификации преподавателей русского языка РУДН www.langrus.ru; сетевые курсы повышения квалификация преподавателей РКИ Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: www.pushkininstitute. ru; сетевой курс по методике преподавания РКИ «Преподаватель РКИ»
Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова rus-methods.cie.ru и др.
Нами были проанализированы различные дистанционные курсы, которые используются в преподавании русского языка как иностранного, например: www.dist-learn.ru — дистанционный курс, посвященный русскому языку и культуре «Русский язык дистанционно (по материалам СМИ)»; http://speak-russian.cie. ru/time_new/ — дистанционный курс «Время говорить по-русски» и др. Анализ показал, что в настоящее время трудно найти курс, который соответствовал бы всем критериям, которые представлены в научно-методической литературе [5; 6; 7]. Важно, например, наличие демонстрационной версии, методического руководства для пользователя, встроенных справочников, систем интерактивного взаимодействия с пользователем, способов оценки эффективности обучения и др. Так, например, демонстрационную версию имеет только курс «Русский язык дистанционно (по материалам СМИ)». Дистанционные курсы часто не имеют подробной инструкции, описывающей методику работу с этим курсом, не сформулированы итоговые цели обучения. В курсе «Время говорить по-русски» нет статистического модуля, в котором фиксировался бы ход обучения, в работе курса встречаются ошибки, бывают сбои в работе. Материалы учебных дистанционных курсов masterrussian.com и learningrussian. net имеются только на английском языке, нет подробной инструкции как работать с курсами, не сформулированы начальные и конечные требования уровня владения РКИ.
В большинстве курсов эксплицитно не указаны способы общения с авторами курса или с преподавателями.
Дистанционные курсы часто носят в основном демонстрационный характер, много внимания уделяют механической тренировке грамматических форм, например, найти нужную грамматическую форму, образовать грамматическую форму по моделям, найти перевод и др. В них отсутствует система анализа ошибок, кроме «правильно» или «неправильно». Самим учащимся без помощи преподавателя трудно разобраться в этом учебном материале. Положительным фактором многих рассмотренных курсов является то, что в них большое внимание уделяется использованию новых возможностей Интернета, например, аутентичных страноведческих материалов (экономика, политика, культура), дополнительных текстов для чтения, электронных словарей и др.
Сегодня одной из важных мировых тенденций в сфере образования являются МООС — массовые открыа тые онлайн курсы. Они предназначены широкому кругу учащихся для бесплатного доступа через Интернет. МООС — особый тип образовательнол го интернет ресурса, предполагающий участие и свободный доступ для всех желающих учиться на основе специальной компьютерной платформы. Курс обычно проводится, как правило, только онлайн, при этом возможны как синхронные (например, вебинары), так и асинхронные (например, форумы) возможности получения и передачи информации. В системе российского электронного образования функционируют образовательные платформы
139
«Универсариум», «ОМЖЕВ», которые также предоставляют материалы для изучающих русский язык [2].
Таким образом, современные электронные ресурсы способствуют распространению новых технологий обучения, создают новые возможности организации повышения квалификации, обмена педагогическим опытом. Проблемой по-прежнему является привлечение широкого круга преподавателей к активному использованию ИКТ в учебном процессе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Э.Г. Азимов. - М.: Русский язык, 2012. -328 с.
2. Азимов, Э.Г. Массовые открытые онлайн курсы в системе современного образования [Текст] / Э.Г. Азимов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. -№ 12. - С. 4-12.
3. Богомолов, А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному. Лингвокультурологический аспект [Текст]
140 / А.Н. Богомолов. - М.: Макс Пресс, 2008. - 320 с.
4. Сысоев, В.П. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистиче-
ском образовании [Текст] / В.П. Сысоев. - М.: Либроком, 2013. - 264 с.
5. Титова, С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика [Текст] / С.В. Титова. - М.: Квинто-Консалтинг, 2009. - 240 с.
6. Титова, С.В. Мобильное обучение иностранным языкам [Текст] / С.В. Титова, А.П. Авраменко. - М.: ИКАР, 2014. - 224 с.
REFERENCES
1. Azimov E.G., Informacionno-kommunika-cionnye tehnologii v prepodavanii russkogo jazyka kak inostrannogo, Moscow, 2012, 328 p.
2. Azimov E.G., Massovye otkrytye onlajn kursy v sisteme sovremennogo obrazovanija, Distancionnoe i virtualnoe obuchenie, 2014, No. 12, рр. 4-12.
3. Bogomolov A.N., Virtualnaja sreda obu-chenija russkomu jazyku kak inostrannomu. Lingvokulturologicheskij aspekt, Moscow, 2008, 320 p.
4. Sysoev V.P., Informacionnye i kommunika-cionnye tehnologii v lingvisticheskom obra-zovanii, Moscow, 2013, 264 p.
5. Titova S.V., Informacionno-kommunika-cionnye tehnologii v gumanitarnom obra-zovanii: teorija i praktika, Moscow, 2009, 240 p.
6. Titova S.V., Avramenko A.P., Mobilnoe obuchenie inostrannym jazykam, Moscow, 2014, 224 p.
Низовая Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж, irina.nizowaya@ yandex.ru
Nizovaja I.Yu., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy and Psychology Department, International Institute of Computer technologies, Voronezh, irina.nizowaya@yandex.ru