о «
ж
О б
¡S3 ж
50
ж о
tq ^
hq
Я s
50 SJ
»а а
йн
^
si
Научная статья
УДК 378.937 : 42/49 (07)
ББК 74.480.26 : 81.2-9
DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.009
Ю. А. Райсвих1, Е. А. Бароненко2, И. А. Скоробренко3
1ORCID № 0000-0001-5980-5450
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-6638-6610 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-6644-4091 Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения иностранному языку. Особое внимание уделено созданию виртуальной онлайн-среды, позволяющей использовать широкий спектр аутентичных материалов, мотивировать обучающихся
© Райсвих Ю. А., Бароненко Е. А., Скоробренко И. А., 2023
к изучению иностранного языка и приближать их к естественной языковой среде благодаря использованию онлайн-ресурсов. Цель статьи заключается в раскрытии арсенала возможностей, предоставляемых ИКТ, для более эффективного формирования языковых навыков и речевых умений.
Материалы и методы. Авторы рассматривают возможные виды занятий с применением ИКТ, способствующие более успеш- ж*
л
ному решению поставленных учебных задач, а именно: интегри- а
-к
рованное занятие, поисковое занятие, проектное занятие, комму- I
ж
никативное занятие, мультимедийная лекция и так далее. Данные о
р
виды учебной деятельности повышают познавательную актив-
г О
ность студентов, мотивируют будущих учителей иностранного Ж
о
языка к самообразованию, повышают уровень цифровой культуры О обучающихся.
Результаты. В статье представлен анализ результатов интеграции ИКТ в традиционный учебный процесс, позволяющий сделать вывод о том, что систематическое применение ИКТ позволяет направить вектор учебной деятельности на индивидуализацию процесса овладения иностранным языком, детально отра-
8
ж §
о
г к Й
батывать отдельные аспекты языковых явлений и применять у^р
у .§
различные виды контроля для диагностики уровня усвоения изу- К с
8 о
чаемого материала. О
11 ^
Обсуждение. Авторы подводят итоги контент-анализа работ § С
е ^
ученых по проблеме интеграции ИКТ как в современное образо- | ж а
с ь
вание в целом, так и в процесс обучения иностранным языкам, в р О
частности. Большое внимание уделяется высокому потенциалу О О
О ОО
использования ИКТ в языковом образовании. Делается вывод о т
§
необходимости рационального и оправданного логикой, целями и § К
задачами занятий использования преподавателями ИКТ в образовательном процессе.
Заключение. Результаты практической деятельности по подготовке будущих учителей на факультете иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» наглядно демонстрируют рост уровня сформированности языковых навыков и речевых умений благодаря применению ИКТ и созданию виртуальной онлайн-среды, которые предоставляют практически неограниченные возможности для подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в сфере образования.
Ключевые слова: будущие учителя иностранного языка; информационно-коммуникационные технологии; ИКТ; виртуальная онлайн-среда; индивидуализация обучения; интегрированное занятие; поисковое занятие; проектное занятие; коммуникативное занятие.
Основные положения:
- описаны возможности применения ИКТ в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка;
- выявлена эффективность различного вида занятий с применением ИКТ, а также эффективность интеграции виртуальной онлайн-среды;
- установлено, что систематическое применение ИКТ способствует формированию целеполагания у обучающихся, эффек-
о «
ж
О
а
о «
ж
50 Ж
о
^ тивно формирует навыки и умения, создает положительную учеб-
^ ную среду, индивидуализирует процесс обучения, что в конечном
§
« итоге повышает положительную мотивацию к изучению иностран ного языка.
^ 1 Введение (1п1:гоиис1:1оп)
На сегодняшний день практически в каждой сфере профессиональной деятельности человека востребованы специалисты, способные осуществлять межкультурную коммуникацию на иностранном языке. В связи с этим особую значимость приобретает подготовка квалифицированных учителей иностранного языка.
Последние десятилетия доказали эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в образова- т
ег
тельном процессе. Применение ИКТ в процессе обучения ино- ра
-к
странным языкам стало императивом современного образования. 1
н
Перед педагогом стоит задача поиска новых приемов и методов О
м
преподавания иностранного языка, способствующих достижению а
»к
иО
предметных, личностных и метапредметных результатов. ИКТ об- Ж
о
ладает огромным потенциалом для достижения поставленных це- кО
лей, а также для формирования лингвистических навыков и ком- Ж
ик
муникативных умений с учетом индивидуальных особенностей и К
О
н н
о* 8
потребностей обучающихся. В современной образовательной па- | радигме наблюдается смещение акцента с компьютеризации обра-
н
зовательного процесса в сторону создания виртуальной онлайн- §
О
г и
й 8
среды, участниками которой являются все субъекты образования и которая, как утверждает Ю. В. Корчемкина, «должна использоваться не только как средство дистанционных образовательных техноло- 8 С гий или организации самостоятельной работы, но и в условиях обычных аудиторных занятий» [1, 161]. Виртуальная онлайн-среда
я °
у р ч и
§ е е
с
е
8 ' О
позволяет применять все формы работы в зависимости от целей. I н а
О §
— О су-
Использование для организации образовательного процесса вир- р нО
!й О
туальной образовательной среды предполагает виртуальное ино- | о д
гО г
О
язычное педагогическое взаимодействие, которое, как справедливо отмечают Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева и М. Г. Федотова,
о
. - §
к аи
«выступает механизмом включения студентов в процесс профессиональной подготовки, для достижения высокого качества и эффективности которого необходимо такое структурирование этого вида взаимодействия, чтобы студент мог развиваться как вторичная языковая личность и учитель-профессионал» [2, 161-162].
Применение нового инструментария ИКТ (социальных сетей, приложений и образовательных сервисов) дает возможность обучающимся изучать иностранный язык и применять его в естественной языковой среде, свободной от стресса. Большая палитра аутентичных материалов в виртуальной онлайн-среде (изображения, анимация, видеофильмы, аудиозаписи и так далее) мотивируют обучающихся с разными интересами к изучению иностранного языка, так как они свободны в выборе материала и стиля обучения. Аутентичные ситуации погружают обучающихся в реальную языковую среду. ИКТ вооружает педагога большим арсеналом возможностей, а именно:
- адаптационный характер использования учебных материалов в соответствии с потребностями целевой группы и учеб-
о «
ж
^ ными целями;
41
О
ОрО
а
о
енк ставленным целям и задачам;
е
р - доступность актуальных новостей страны изучаемого языка;
к" и
«о
^ зданию виртуальной онлайн-среды;
а
йн
- возможность доступа к аутентичным материалам, а также свободного комбинирования текстового, аудио- и видеоконтента;
- выделение конкретного аспекта урока соответственно по-
- комбинированный характер материалов ИКТ;
- наличие обратной связи с обучающимися благодаря со-
- возможность самостоятельного характера обучения с уче-
^ том индивидуальных особенностей обучающихся.
Однако, при использовании ИКТ в процессе обучения иностранным языкам педагогу необходимо принимать во внимание некоторые проблемы, например, возможный доступ обучающихся к несоответствующим учебным целям веб-сайтам, а также мини-мализацию реальной коммуникации. Применение ИКТ в рамках современного обучения иностранному языку обеспечивает реализацию принципов научности, сознательности, активности и интер- ^
л
активности, наглядности, систематичности, а также прочности а
результатов обучения. §
1
2 Материалы и методы (Materials and Methods) £
!
Опыт работы на факультете иностранных языков ФГБОУ §
£
ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагоги- 1
0
ческий университет» подтвердил эффективность различных ви- £
дов занятий с использованием ИКТ и виртуальной онлайн-среды. 1
к
В процессе работы применялись следующие виды занятий: U
1
- применение ИКТ в традиционном занятии по иностран- |
ному языку с целью предъявления новой информации, отработки изучаемого материала, повторения пройденного, а также обобщения и систематизации знаний и их контроля;
- интегрированное занятие. Обучающимся предлагается
н
ол о
г и в
уд про
у .§
несколько сайтов по различным гуманитарным научным направ- с
у пр
ч и е
с
е
К! о
выполнить предлагаемое задание и по окончании работы написать I н а
ол
~ ^ ^ о су-
отзыв на содержательный контент сайта. Данный тип занятия поз- р §
1 а п
воляет формировать метапредметные умения, а также повысить о д
го го
уровень сформированности умений чтения, письма и говорения ^ ;
вк
на изучаемом иностранном языке; а и
лениям на изучаемом иностранном языке (литература, история, география, искусствоведение, социология). Обучающиеся должны
- поисковое занятие, предполагающее использование интернет-ресурсов для поиска информации, ее сравнительно-сопоставительного анализа, обобщения и подготовки различного вида отчетности;
- проектное занятие. Обучающиеся самостоятельно разрабатывают предложенную им тему и презентуют конечный продукт на изучаемом иностранном языке;
- коммуникативное занятие с использованием мессенджеров для реального общения с носителями изучаемого языка, позволяющее активировать умения диалогической и монологической речи;
- мультимедийная лекция при изучении страноведческого, культурологического и литературоведческого материалов;
- организация виртуальных экскурсий в страны изучаемого языка, позволяющих познакомиться с географическими особенностями, реалиями, обычаями страны изучаемого языка;
- участие в международных конференциях или проектах. Обучающиеся пишут статьи на изучаемом иностранном языке по
О
нк психолого-педагогическим и лингвистическим проблемам и гото-
ер
О
ОрО
к
О исследований. ¡^ Перечисленные и описанные выше виды занятий позволяют
| активизировать познавательную деятельность, мотивируют буду-
ен
рО щих учителей иностранного языка к поиску актуальной информа-
^ ции на интернет-ресурсах, формируют цифровую культуру, расши-
^ ряют культурный уровень обучающихся, дают возможность §
^ задействовать все каналы восприятия с помощью как абстрактных а
^ моделей, так и наглядных образов. Систематическое применение ИКТ на разного рода учебных занятиях должно соответствовать
вят выступления, в которых они представляют результаты своих
конкретным целям и задачам, направленным на формирование всех видов речевых умений и навыков. Целеполагание повысит эффективность их формирования. Так, например, при формировании грамматических навыков, которые являются основополагающим компонентом умений аудирования, чтения, письма и говорения, роль ИКТ сложно переоценить. Грамматический навык подразумевает способность обучающихся выбирать грамматиче- т
ной задаче, умение соотносить ее с эквивалентом в родном языке и
крепление в виде продуктивного использования в конкретной ком-
скую форму, модель, структуру, соответствующую коммуникатив- а
-к и
¡о ин
оформлять в соответствии с нормами изучаемого языка. Процесс о
рм
формирования грамматического навыка проходит три стадии: зна- а
»К
ио
комство с новым грамматическим материалом, его отработка, за- н
ок о
муникативной ситуации. н
ик
Применение информационно-коммуникационных техноло- Л
он
гий позволяет интенсифицировать процесс введения нового грам- | матического материала благодаря широким возможностям демон- " страционной базы, позволяющей наглядно представить конкретную грамматическую структуру, речевой образец в микро- и макроконтексте для реализации конкретной коммуникативной задачи. Для
8 н
ол о
г и в
автоматизации вводимого грамматического материала используются и ес
8с
у пр ч и е
с
е
К ' о
ленные на применение изучаемых грамматических структур. Их I § а
ол
~ ~ . о с-
задачей является реализация коммуникативной цели с использо- р о
1 а п ,
ванием закрепленных грамматических явлений в продуктивной речи. | о д
го г
о
лингвальные шаблоны. На заключительном этапе обучающимся предъявляются аутентичные коммуникативные ситуации, направ-
Таким образом, интеграция ИКТ в традиционный учебный процесс повышает уровень сформированности всех языковых навыков
о в
к аи
и умении речевой деятельности на изучаемом иностранном языке с учетом реализации личностно ориентированного подхода.
3 Результаты (Results)
Анализируя отзывы обучающихся после изучения таких дисциплин, как «Иностранный язык», «Практика устной и письменной речи» «Практический курс немецкого языка», «Практическая грамматика немецкого языка», «Практикум профессиональной коммуникации», можно резюмировать, что применение ИКТ позволяет создать благоприятные психологические, лингвистические и методические основы обучения иностранным языкам. Возможность сочетать учебные задания различной сложности и комбинировать методы в значительной степени оптимизирует процесс обучения и повышает его эффективность. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет индивидуализировать процесс овладения иностранным языком, основываясь на личностных особенностях каждого обучающегося, что создает индивидуальную траекторию обучения. Обучающимся с более низким уровнем владения ино-
ления и отработки предъявленного материала с целью устранения
О
нк странным языком выделяется дополнительное время для осмыс-
ер
О
ОрО к
О проблемных зон, обучающиеся с более высоким уровнем сфор-¡^ мированности навыков и умений могут получать максимально
о ж
50
Ж
о р
а
к" и
^ «от простого к сложному» с акцентом на самостоятельную дидак-а
^ тизацию фонетических, грамматических и лексических материалов. ИКТ дает возможность применять различные виды контроля:
нк усложненные задания с элементами творчества.
Создание виртуальной онлайн-среды обеспечивает поэтапное предъявление учебного материала, его дозирование в соответствии с учебными целями, его детальную отработку по принципу
пошаговый, поэтапный и итоговым, что в совокупности с независимостью оценки демонстрирует объективность уровня сформи-рованности языковых навыков и речевых умений.
Таким образом, будущие учителя учатся самостоятельно приобретать необходимые знания, использовать их в практической деятельности, работать с информацией в Интернете, обобщать и анализировать ее, что в конечном итоге облегчит им вступление в ^
Го
профессиональную деятельность. а
4 Обсуждение (Discussion) §
§
Проблема интеграции ИКТ в процесс языкового образова- о ния в педагогическом вузе является на сегодняшний день доста- 3
-К
s
точно актуальной в теории и методике обучения иностранному §
о «
s
языку в высшей школе. Наибольшую степень актуальности данная проблематика приобрела в 2020 году, с момента начала пандемии н
ик
новой коронавирусной инфекции и ее распространения, которым Л
он
была продиктована необходимость переноса образовательного |
8
процесса в виртуальную онлайн-среду и активное внедрение ИКТ в работу с обучающимися. Этот вопрос не потерял актуальности и сегодня, поскольку, как утверждают В. В. Годин и А. Е. Терехова, «большинство учебных заведений поддерживают гибридную образовательную модель, характеризующуюся некоторой -8 1 степенью конвергенции традиционного и онлайн-образования» [3, 41]. Е. Г. Карпова, в свою очередь, отмечает, что цифровизация,
8 §
§ о
Г
s
Kl
№
f о
я ° у пр
ч и е
с
е
К ' о
которая наблюдается сегодня в системе образования, предпола- I н а
о й
^ О с
гает процесс системной интеграции ИКТ в процесс обучения, р о
а п
направлена на совершенствование системы образования и опти- о д
го г
о
мизацию продуктивной деятельности человека, группы, социума и повышение результатов учебной деятельности [4].
о
. - № « «
a s
Мы полностью соглашаемся с педагогической позицией Н. М. Полевой и В. В. Ситниковой, которые утверждают, что онлайн-коммуникации в условиях виртуальной онлайн-среды вуза позволяют реализовывать поэтапный переход от академизированной учебной деятельности студентов к квазипрофессиональной, способствуют развитию у будущих выпускников культуры межличностной коммуникации, направлены на более глубокое осознание содержания будущей профессиональной деятельности и придают всему образовательному процессу в вузе практико-ориентирован-ный характер [5]. Продолжение этих идей мы находим в работах И. Э. Королюк, Н. Б. Пугачевой и А. Н. Лунева. По мнению авторов, дидактический потенциал виртуальной онлайн-среды состоит в активной интеграции в высшее и среднее профессиональное образование адаптированного под современные форматы и требования цифрового контента, который включает технологии иммерсивной реальности и способствует повышению эффективности процесса профессиональной подготовки обучающихся [6].
вать тот факт, что большое внимание научное сообщество уделяет
О
» Проведенный нами контент-анализ позволил констатиро-
ер
О
ОрО
О проблеме интеграции ИКТ в лингвообразование и развитию об-^ разовательных возможностей виртуальной онлайн-среды для обу-
,О
к н
е
н
О р
а
к" и в с
»а
а
йн
чения иностранным языкам. Так, например, М. Н. Раздобарова, Э. Б. Калиниченко и Л. М. Иванова рассматривают контент интегрированное обучение как перспективную форму организации языкового образовательного процесса в вузе. Авторы отмечают, что интеграция ИКТ в процесс профессиональной подготовки при сочетании языковой и профессиональной составляющих оказывает положительное влияние как на предметную область подготовки
будущих выпускников вуза, так и на развитие их лингвистических способностей [7]. Мы поддерживаем идеи авторов, поскольку убеждены в том, что современный процесс качественного обучения иностранному языку невозможен без активного применения ИКТ, которое благотворно влияет как на ход, так и на результаты образовательного процесса.
Однако, грамотному преподавателю следует дозированно и н
ег
рационально применять ИКТ в процессе работы со студентами, ра
-и
поскольку, как отмечает З. С. Сейдаметова, наряду с возможностью §
н
массовости, взаимной поддержки и взаимоконсультирования, о
1!
внедрение ИКТ в образование несет в себе риск, заключающийся а
»К
ио
в трудностях в выявлении уровня самостоятельности выполнения нн
о
к
о
учебных задач и глубины усвоения и понимания программного учебного материала [8]. Следовательно, интеграция ИКТ в процесс н
ик
обучения иностранному языку в вузе должна носить дополняю- Л
он
щий характер и не вытеснять традиционные формы работы со |
8
студентами, иначе, чрезмерное использование ИКТ может негативно сказаться на результатах образовательного процесса и его эффективности для всех участников образовательных отношений. Следовательно, интеграция ИКТ в процесс обучения иностранному
8 н § о г и
й К
языку должна в полной мере отвечать логике, целям и задачам и ес
8с
у пр ч и е
с
е
К ' о
Акцент на коммуникативное преподавание иностранного ин на
о §
языка, которое становится приоритетом в современной методиче- р о
1 а п ,
ской науке, способствовал появлению многих приемов и методов о д
го го
работы над разными аспектами языка с применением ИКТ. В рас- § 3
* к
поряжении учителя иностранного языка появился синхронный а и
учебных занятий.
5 Заключение (Conclusion)
инструментарий, который функционирует в режиме реального времени, а именно: чат, виртуальная онлайн-среда, видеоконференции. Благодаря синхронному инструментарию педагог может выбрать индивидуальные, парные или групповые задания, обучение в онлайн- или в оффлайн-режиме, индивидуальные формы мотивации.
Для организации учебного процесса педагог пользуется также асинхронным инструментарием, доступ к которому осуществляется в любое удобное время для достижения поставленных учебных целей. К асинхронному инструментарию относятся стены обсуждений, блоги, электронная почта, социальные сети. Обучающиеся активно используют такие ресурсные технологии, как двуязычные словари, переводческие программы, обучающие платформы.
Однако, хотелось бы отметить, что при особо интенсивном применении ИКТ возможно возникновение некоторых педагогических проблем, связанных с отсутствием проявления самостоятельности в обучении при выполнении заданий, вследствие чего
О
^ перед педагогом стоит задача проверки аутентичности материала,
е р
О
ОрО
а
предъявленного обучающимися для контроля. Тем не менее, сложно переоценить преимущества применения ИКТ в процессе обучения иностранным языкам: индивидуализация обучения, интерактивный характер работы, возможность дозировать домашнее задание и объем работы, наличие обратной связи, использование доступных серверов, а также повышение мотивации к изучению
,О
к н
е
н
О р
а
^ иностранного языка.
и в с
»а
1. Корчемкина Ю. В. Виртуальная образовательная среда как средство ^ формирования информационно-аналитических умений обучающихся // Уче-^ ные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 160-164.
Библиографический список
2. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Виртуальное иноязычное взаимодействие как актуальный способ обучения будущих учителей // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 6 (166). С. 154-166.
3. Годин В. В., Терехова А. Е. Современный опыт цифровизации образования // Вестник университета. 2021. № 4. С. 37-43.
4. Карпова Е.Г. Цифровизация высшего образования в контексте гло-бализационных процессов // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2022. № 4 (57). С. 20-28. §
5. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Онлайн-коммуникации в условиях ^ виртуальной образовательной среды вуза // Преподаватель XXI век. 2021. № 2 3-1. С. 43-54. §
6. Королюк И.Э., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Дидактический потен- ^
§
циал виртуальной образовательной среды как фактор совершенствования про- О фессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического обра- |
1ORCID No. 0000-0001-5980-5450 Candidate of Pedagogic Sciences,
зования. 2020. № 69-3. С. 138-141. о
7. Раздобарова М.Н., Калиниченко Э.Б., Иванова Л.М. Контент инте- ^ грированное обучение как перспективная форма организации языкового об- ^ разовательного процесса в вузе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес- ° гафта. 2023. № 1 (215). С. 415-421. |
8. Сейдаметова З.С. Синхронные и асинхронные взаимодействия в он- 2,
о а 2 О'
лайн средах обучения // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2020. № 1 (27). С. 95-102. §
Yu. A. Reiswich1, Ye. A. Baronenko2, I. A. Skorobrenko
о
о
3 g
Associate Professor at the Department of German Language and German ^ Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
p 3
о
s >1
E-mail: [email protected] 3
2ORCID No. 0000-0001-6638-6610
- s
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German ^ § Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical
University, Chelyabinsk, Russia. ^ S
a
E-mail: [email protected] eg' s-
b 3 n ^ 'a t
Iе! -
3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, Lecturer of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
INTEGRATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the use of information and communication technologies (hereinafter referred to as ICT) in the process of teaching foreign language. Particular attention is paid to the creation of a virtual online environment that allows using a wide range of authentic materials, motivating students to learn a foreign language and bringing them closer to the natural language environment through the use of online resources. The purpose of the article is to reveal the arsenal of opportunities provided by ICT for ii more effective formation of language skills and speech skills.
Materials and Methods. The authors consider possible
R -O
| types of classes using ICT that contribute to a more successful
solution of the set educational tasks, namely: an integrated lesson, a search lesson, a project lesson, a communicative lesson, a multimedia lecture, and so on. These types of educational ac-§ tivities increase the cognitive activity of students, motivate future foreign language teachers for self-education, and increase .. A the level of digital culture of students.
Results. The article presents an analysis of the results of integrating ICT into the traditional educational process, which allows us to conclude that the systematic use of ICT allows you to direct the vector of educational activities towards the individualization of the process of mastering a foreign language, work
out in detail certain aspects of linguistic phenomena and apply various types of control to diagnose the level of mastering the studied material.
Discussion. The authors sum up the results of the content analysis of the works of scientists on the problem of ICT integration both in modern education in general and in the process of teaching foreign languages in particular. Much attention is paid to the high potential of using ICT in language education. It S1 is concluded that it is necessary to use ICT in the educational process rationally and justified by the logic, goals and objec- § tives of the lessons. ^
Conclusion. The results of practical activities for training 3 of future teachers at the Faculty of Foreign Languages of the | South-Ural state Humanities-Pedagogical University clearly § demonstrate the growth in the level of formation of language § skills and speech skills through the use of ICT and the creation 3 of a virtual online environment that provide almost unlimited | opportunities for training future teachers to professional activi- |
c'
ties in the field of education. |
o'
Keywords: Future foreign language teachers; Infor- ^
c
mation and communication technologies; ICT; Virtual online en- § vironment; Individualization of education; integrated lesson; Search lesson; Project lesson; Communicative lesson.
Highlights:
An analysis of the possibilities of using ICT in the process of training future foreign language teachers was carried out;
In the process of practical activities, the efficiency of various types of lessons using ICT, as well as the efficiency of in- ^^
c ^
tegrating a virtual online environment into the traditional edu- | 33 3
^ s £ l
It has been established that the systematic use of ICT con- |a i
^ ■ -
o a
3 l |§
tively forms the desired skills and abilities, creates a positive g
^ o
. . . . . . . I§ %
which ultimately increases the positive motivation to learn a for- ^
% p
3
o
s
s 3
, » K fa fa
References
« -О
о pg
ü
s
50
s о
а
сц £
-SÏ
SJ
50
л; £
1. Korchemkina Yu.V. (2020), Virtual'naya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo formirovaniya informacionno-analiticheskih umenij obuchayushchihsya [Virtual educational environment as a means of formation of information-analytical abilities of students], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2 (180), 160-164. (In Russian).
2. Nikitina E.Yu., Afanasyeva O.Yu. & Fedotova M.G. (2021), Vir-tual'noe inoyazychnoe vzaimodejstvie kak aktual'nyj sposob obucheniya bu-dushchih uchitelej [Virtual foreign language interaction as a current way of education future teachers], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 6 (166), 154-166. (In Russian).
3. Godin V.V. & Terekhova A.E. (2021), Sovremennyj opyt cifrovizacii obrazovaniya [Contemporary experience of education digitali-zation], Vestnik universiteta, 4, 37-43. (In Russian).
4. Karpova E.G. (2022), Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya v kontekste globalizacionnyh processov [Digitalization of higher education in the context of globalization processes], Vestnik BIST (Bashkirskogo in-stituta social'nyh tekhnologij), 4 (57), 20-28. (In Russian).
5. Polevaya N.M. & Sitnikova V.V. (2021), Onlajn-kommunikacii v usloviyah virtual'noj obrazovatel'noj sredy vuza [Online communications in the virtual environment of the university], Prepodavatel' XXI vek, 3-1, 43-54. (In Russian).
6. Korolyuk I.E., Pugacheva N.B. & Lunev A.N. (2020), Didaktich-eskij potencial virtual'noj obrazovatel'noj sredy kak faktor sovershenstvo-vaniyaprofessional'nojpodgotovki [The didactic potential of the virtual educational environment for the improvement of vocational training], Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 69-3, 138-141. (In Russian).
7. Razdobarova M.N., Kalinichenko E.B. & Ivanova L.M. (2023), Kontent integrirovannoe obuchenie kakperspektivnaya forma organizacii yazy-kovogo obrazovatel'nogo processa v vuze [Content integrated learning as a perspective form of the language educational process in universities], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 1 (215), 415-421. (In Russian).
8. Sejdametova Z.S. (2020), Sinhronnye i asinhronnye vzaimodejst-viya v onlajn sredah obucheniya [Synchronous and asynchronous interactions in online learning environments], Informacionno-komp'yuternye tekhnologii v ekonomike, obrazovanii i social'noj sfere, 1 (27), 95-102. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 29.05.2023; одобрена после рецензирования 31.05.2023; принята к публикации 02.06.2023.
The article was submitted 29.05.2023; approved after reviewing 31.05.2023; accepted for publication 02.06.2023.