Научная статья УДК 4 (07) : 378.14 ББК 81.2-9 : 74.480.215 DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.009
М. С. Кулакович
ORCID № 0000-0002-2938-0196 Старший преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Введение. В статье раскрывается актуальная проблема планирования он-лайн-занятий по иностранному языку в высшей школе в условиях дистанционного обучения. Представлены основные принципы такого типа обучения, а именно: гибкость, асинхронность и социальность. Также проведён анализ современных исследований по данной теме. Цель статьи - описание эффективного занятия по иностранному языку онлайн с учётом дистанционных и коммуникационных технологий.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научных публикаций, описание и наблюдение. Теоретической базой исследования выступают научные труды, касающиеся коммуникационных технологий в образовании и особенностей дистанционного обучения в вузе. Под описанием мы подразумеваем представление нашего варианта дистанционного занятия по иностранному языку. Практический материал исследования прошёл апробацию на занятиях со студентами факультета подготовки учителей начальных классов ЮУрГГПУ.
Результаты. Разработан план занятия по иностранному языку в вузе с учётом дистанционных и коммуникационных технологий. Перечислены варианты проведения разных этапов занятия в зависимости от технических возможностей препо-^ давателя и уровня владения студентами иностранным языком. Также даны ви рекомендации преподавателям по повышению эффективности онлайн-занятий.
а Обсуждение. Эффективность использования дистанционных и коммуни-
ул
кационных технологий на занятиях по иностранному языку в вузе зависит от со-U ответствия учебного материала интересам студентов и от грамотного планирования занятия в целом. Физическая разобщённость студентов не является причиной
© Кулакович М. С., 2022
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 140 университета, № 1, 2022_
ухудшения их речевых навыков. Наоборот данный фактор может помочь учащимся преодолеть языковой барьер.
Заключение. Делается вывод о том, что залогом успешного дистанционного занятия по иностранному языку в вузе является грамотное использование речевых заданий и разделение студентов на пары или группы в зависимости от их уровня владения иностранным языком. Также важен ненавязчивый контроль преподавателя, его наблюдение за работой студентов, направление их хода мысли и своевременное исправление ошибок.
Ключевые слова: онлайн-занятие; традиционное занятие; коммуникационные технологии; дистанционное образование; гибкость; групповая и парная работа. О Основные положения: | - определены основные принципы дистанционного обучения в целом и и при обучении иностранному языку в высшей педагогической школе, в частности; а
»К и
н
улучшить навыки общения на иностранном языке; ®
- разработан план онлайн-занятия, позволяющий будущим учителям ть навыки общения на иностранном языке;
- сформулированы рекомендации для преподавателей.
1 Введение (Introduction)
Изменения, происходящие в обществе в последние годы, затронули все сферы жизни. Особенно эти изменения повлияли на образование. В образовательной среде всё большее распространение получают
ж
л
о и
и
№ и
О
ан
дистанционные технологии обучения, что обуславливает актуальность Л нашего исследования. Термин «дистанционное обучение» или «дистан- н
ционное образование» подразумевает взаимодействие преподавателей и студентов на расстоянии, особенно с помощью телекоммуникационной сети Интернет.
Дистанционное образование возникло не в последние годы. Уже в XIX веке существовал способ обучения студентов посредством от- а правки им писем с заданиями. В середине XX века открываются универ-
о
ч
л № ж к к к ж о о
ж н
Л
ситеты, в которых проводятся занятия и в традиционном, и в дистанци- ^
сг
онном формате, либо только в формате онлайн [1]. №
Дистанционное образование предполагает использование принципиально новых методик обучения. Занятия в онлайн формате отличаются от занятий в аудиториях. Но не все преподаватели умеют эффек-
л
тивно проводить такие занятия, поэтому цель нашего исследования — е
ч и
«о
о к а
ё
и
разработать рекомендации для преподавателей о том, как проводить онлайн-занятия по иностранному языку, поддерживая мотивацию студентов и развивая их коммуникационные навыки. Задачами исследования являются формулирование основных принципов дистанционного обучения и его отличиий от традиционных занятий, а также разработка примерного плана занятия, основанного на коммуникационных технологиях.
Мы будем опираться на работы А. А. Вербицкого, Н. В. Ильичёвой, С. В. Гридневой — учёных, исследующих дистанционные технологии в образовании.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В работе мы использовали такие методы, как анализ научной литературы по данной теме, описание способа проведения занятий по иностранному языку в педагогическом вузе и наблюдение за студентами-будущими учителями во время таких занятий. Под занятиями мы подразумеваем именно онлайн встречи, на которых преподаватель и студенты общаются синхронно посредством дистанционных технологий. Наблюдение за студентами включает в себя оценку их активности во время речевых заданий и реакцию на них.
Практический материал использовался со студентами старших и младших курсов факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
3 Результаты (Results)
Основная идея дистанционного обучения заключается в осуществлении интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами и в увеличении объёма самостоятельной работы последних [2].
Дистанционное образование не тождественно традиционному обучению, переведённому в электронный формат. Оно имеет ряд особенностей. Во-первых, гибкость: студенты занимаются в удобное для
Вестжик Южжо-Уральского государствежжого гумажитаржо-педагогического 142 уживерситета, № 1, 2022_
чив камеру, они неохотно вступают в диалог с преподавателем и одно-группниками [6]. Наше исследование посвящено разработке плана за-
В качестве примера возьмём стандартное занятие по иностран-
на этапе речевой зарядки преподаватель выводит на экран цитату, мотивирующую фразу или любое другое высказывание по теме
о
них время и в удобном месте, тратя необходимое количество времени на выполнение заданий. Кроме того, студенты могут учиться без отрыва от работы [3]. Во-вторых, асинхронность. Студенты и преподаватели работают в рамках удобного для них расписания и даже могут не встречаться онлайн, отправляя друг другу выполненные задания и заметки. Но мы советуем проводить синхронные занятия, чтобы преподаватель и студенты слышали друг друга, могли исправить ошибки в режиме реального времени и прокомментировать сложные моменты. В-третьих, социальность. Дистанционные технологии дают возможность студентам, вне зависимости от места проживания и материаль- §
^
ного достатка, получить качественное образование [4]. В-четвёртых, -§
о
техническая оснащённость. Дистанционное обучение не может осу- ж ществляться без компьютеров, ноутбуков или смартфонов, подключён- § ных к высокоскоростному Интернету [5]. §
Бесспорно, дистанционное образование удобно для студентов из отдалённых городов и регионов, а также для студентов с ограниченными возможностями. Но на сегодняшний день существует проблема
о
осуществления коммуникации между обучающимися на занятиях по Л
о
иностранному языку в вузе. Находясь в домашней обстановке и отклю- 1
§
о
буч ч
е ни
нятия по иностранному языку, позволяющего поддерживать I
ин
коммуникационную активность студентов на всём его протяжении. о
т
р
а
нн
ному языку, которое состоит из следующих этапов: речевая зарядка, м
у
работа с текстами, проверка домашнего задания и этап рефлексии. Тема з
ы
занятия - travelling (путешествие). Данная тема интересна студентам ^ любого уровня владения языком, так как многие из них посещали интересные места и готовы рассказать о них. §
у
s «о
о «
а
ё
U
занятия. Например, travelling by train is more romantic than travelling by air (путешествие на поезде романтичнее, чем путешествие на самолёте). Студенты говорят, согласны ли они с ним или нет, и обосновывают свою точку зрения. В этот момент студентам, может быть, сложно говорить онлайн, поэтому преподавателю следует технически разделить обучающихся на группы или пары и дать возможность обсудить высказывание друг с другом. Так им не придётся выступать перед всей группой, и они могут обговорить свои мысли с людьми, с которыми им комфортно общаться. Лучше объединить студентов по уровню знания языка и не ставить в пару студентов с начальным и продвинутым уровнями. Преподаватель в это время переключается между группами или парами, слушает, исправляет ошибки, даёт комментарии, а в конце делает общий вывод о понимании цитаты и озвучивает наиболее интересные мысли студентов.
На этапе работы с текстами преподаватель может использовать чат, чтобы задать вопросы и дать задания. Чаще всего, студентам легче написать ответы в мессенджерах, чем озвучить их устно. Например, студентам даётся текст о преимуществах и недостатках путешествий поездом и по воздуху. Студенты выполняют задания непосредственно по тексту, например, называют правдивые и ложные утверждения и отвечают на вопросы открытого типа, такие как What kind of transport do you prefer and why? What would you do if you missed your stop? (Какой вид транспорта тебе больше нравится и почему? Что бы ты делал, если бы пропустил остановку?) После того как преподаватель просмотрит чат, студентам будет легче развить свою мысль устно, так как они будут знать, что ответили правильно грамматически или думают в правильном направлении.
Дистанционные технологии также позволяют использовать в большем объёме на занятиях аудио- и видеоматериалы. Преподаватель может показать картинку или видеофрагмент по теме занятия, далее объединить студентов в группы и пары и попросить обсудить увиденное.
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 144 университета, № 1, 2022_
ческое мышление - навык, который все более востребован работодателями в настоящее время [7].
Во время обсуждения преподаватель просит каждую группу или пару слушать друг друга и исправлять ошибки.
Аналогичный способ проверки можно использовать на этапе проверки домашнего задания. К примеру, дома студентам нужно было рассказать о незабываемом путешествии. Они могут приготовить устное высказывание или записать короткое видео, добавив анимацию и видеоэлементы, или сделать коллаж из фотографий с подписями и продемонстрировать его на занятии, продемонстрировав на экране. Чтобы ^
о
студенты слушали друг друга, преподавателю следует опрашивать их |
по цепочке, причём следующий студент комментирует ответ предыду- Л
^
щего и при необходимости исправляет ошибки. Так каждый студент Л
о
будет иметь возможность высказаться и быть услышанным. ж
На этапе рефлексии преподаватель снова может использовать § чат, чтобы опросить студентов, что им понравилось на занятии, какие § были трудности и что нужно обсудить ещё раз. Данный этап важен, так как студенты могут подсказать идеи по улучшению занятий и предложить интерактивные сайты и методы, которые возможно использовать
о
в будущем. Л
§о
Акцент на коммуникационную активность студентов во время о
§
о
ч
л № ж s s
онлаин-занятия позволяет развить речевые навыки студентов и снять языковой барьер посредством объединения обучающихся в пары и группы по уровню знания языка. Личностно-ориентированные задания
ж
и вопросы с открытым ответом позволяют развить у студентов крити- о
3
а ж
ж I
4 Обсуждение (Discussion) з
s
Мы считаем, что использование коммуникационных техноло- <3 гий на онлайн-занятиях по иностранному языку в вузе развивает языковые и речевые навыки студентов, например, составлять собственные устные высказывания и тексты, даже будучи физически изолированными от академической группы. Важно так планировать онлайн занятия,
чтобы задания постепенно изменялись от простого к сложному, от продуцирования коротких фраз и предложений до продумывания достаточно длинных текстов и диалогов. Данный план может использоваться на занятиях со студентами других факультетов и при изучении любых других разговорных тем.
5 Заключение (Conclusion)
Эффективное использование коммуникационных технологий во время дистанционных занятий возможно при соблюдении следующих условий:
- речевые задания должны присутствовать на каждом этапе он-лайн-занятия;
- тема занятия должна быть понятна и интересна студентам любого языкового уровня: от начального до продвинутого;
- фронтальный опрос студентов следует заменить обсуждением вопроса или проблемы в парах или группах;
- преподаватель должен слушать диалоги студентов в парах и группах, исправлять грубые ошибки и следить, чтобы коммуникация осуществлялась по теме занятия и студенты не переходили на родной язык;
- преподавателю и студентам следует встречаться на занятиях в режиме реального времени, не заменять живое общение отправкой заданий и ответов к ним.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus электронный научно-публицистический журнал. 2019. № 1 (6). URL: http://joumal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения 05.11.2021).
2. Беленько И. А. Применение цифровых технологий в обучении иностранному языку в профессиональном образовании в условиях вынужденного пе-
g рехода на дистанционное обучение // Инновационное развитие профессиональ-§ ного образования. 2021. № 3. С. 29-34.
¡2 3. Авдеева Е. Л. Восприятие студентами изучения иностранного языка с
использованием электронной образовательной платформы // Вопросы приклад-^ ной лингвистики. 2018. № 3-4. С. 33-50.
4. Гриднева С. В. Дистанционное обучение иностранным языкам в вузе:
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 146 университета, № 1, 2022_
проблемы и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 6. С. 15-19.
5. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2005. - 336 с.
6. Ильичева Н. В., Махонина А. А. Проблемы межличностного общения при дистанционном обучении иностранному языку // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С.104-107.
7. Лучникова А. В. Способы повышения эффективности обучения в вузе в условиях дистанта на занятиях по английскому языку // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход : сборник статей. Симферополь, 2021. - 236 c.
M. S. Kulakovich
ORCID No. 0000-0002-2938-0196 п
Senior teacher at the Department of Foreign Languages, |
South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. 1
ж
E-mail: [email protected] a'
i
COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN DISTANCE §
LEARNING OF A FOREIGN |
а
o
LANGUAGE IN HIGHER EDUCATION
Abstract
By description, we mean the presentation of our version of a distance lesson in a foreign language. The practical material of the study was tested in the classroom with students of the Faculty of Training Primary School Teachers
for conducting different stages of the lesson, depending on the technical capabilities of the teacher and the level of students' foreign language proficiency.
g
Introduction. The article deals with the actual issue of planning online ^ foreign language lessons at higher schools in the condition of distant educa- ~
a
tion. Also there are given the main principles of this type of education. They »
are: flexibility, asynchrony and sociality. The analysis of contemporary re- ^
i a
3
searches on this topic is carried out as well. The aim of the article is to describe an effective online foreign language lesson using the distant and communica- JS tive technologies.
Materials and methods. The main method is the analysis of scientific literature concerning communicative and distant technologies in education. The other method is observing the activity of students during such lessons. 3 The theoretical basis of the study is scientific works on communication tech- a nologies in education and the features of distance learning at the university. u
I ft
a
S
S
s
i g'
of the South-Ural state Humanities-Pedagogical University. |
Results. It is worked out the plan of a foreign language lesson at higher ^ school using communicative and distant technologies. There listed the options ^
Also there stated the recommendations for teacher how to increase the effectiveness of online lessons.
Discussion. The effectiveness of the use of distance and communication technologies in a foreign language class at a university depends on the correspondence of the educational material to the interests of students and on the competent planning of the lesson as a whole. The physical disconnection of students is not the reason for the deterioration of their speech skills. On the contrary, this factor can help students overcome the language barrier.
Conclusion. It is concluded that the key to successful distance learning in a foreign language at a university is the competent use of speech tasks and the division of students into pairs or groups depending on their level of foreign language proficiency. Also it is important for a teacher to control the students unobtrusively, observe their work, direct their train of thought and correct their errors.
Keywords: Online-lesson; Offline-lesson; Communicative technologies; Distant education; Flexibility; Group and pair work.
Highlights:
It is defined the main principles of distant education in general and at teaching a foreign language at higher pedagogical school;
It is worked out a plan of an online lesson allowing future teachers to improve their communication skills in a foreign language;
Recommendations for teachers are stated.
References
1. Verbitskii A.A. (2019), Tsifrovoe obuchenie: problemy, riski i per-spektivy [Digital teaching: problems, risks and perspectives]. "Homo Cyberus", 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Ver-bitskiy_AA_1_2019 (Accessed: 05.11.2021). (In Russian).
2. Belen'ko I.A. (2021), Primenenie tsifrovykh tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku v professional'nom obrazovanii v usloviyakh vynuzhden-nogo perekhoda na distantsionnoe obuchenie [Application of digital technologies in teaching a foreign language in professional education in the conditions of forced transition for distance learning], Innovatsionnoe razvitie profession-al'nogo obrazovaniya, 3, 29-34 (In Russian).
3. Avdeeva E.L. (2018), Vospriyatie studentami izucheniya inostran-nogo yazyka s ispol'zovaniem elektronnoi obrazovatel'noi platformy [Stu-
-s; dents' perception of learning a foreign language using electronic educational | platforms], Voprosyprikladnoi lingvistiki, 3-4, 33-50. (In Russian). Is 4. Gridneva S.V. (2020), Distantsionnoe obuchenie inostrannym
¡^ yazykam v vuze: problemy i perspektivy [Problems and potential of the online ^ language teaching in higher education], Mezhdunarodnyi zhurnal eksperi-mental'nogo obrazovaniya, 6, 15-19. (In Russian).
148 The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, no. 1, 2022
5. Ibragimov I.M. (2005), Informatsionnye tekhnologii i sredstva dis-tantsionnogo obucheniya (Uchebnoe posobie) [Information technologies and means of distant education (Textbook)], Akademiya, Moscow, 336 p. (In Russian).
6. Il'icheva N.V. & Makhonina A.A. (2021), Problemy mezhlich-nostnogo obshcheniya pri distantsionnom obuchenii inostrannomu yazyku [Distance learning of a foreign language: problems of interpersonal communication], Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta, 1, 104-107. (In Russian).
7. Luchnikova A.V. (2021), Sposoby povysheniya effektivnosti obucheniya v vuze v usloviyakh distanta na zanyatiyakh po angliiskomu yazyku [Ways to increase learning efficiency in higher educational institutions in the
conditions of distant English lessons], Sbornik statei "Perevodcheskii diskurs: c
o
mezhdistsiplinarnyi podkhod" [A collection of articles "Pedagogical dis- S course: multidisciplinary appro ach"], Simferopol', 236 p. (In Russian). n
Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецен-
22.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.
s о'
a
s
о'
зирования 22.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. а
О
The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing ^
о
3
S' n
Ь
a s о л
Ь
л а
3 n
g f а
r
3
S
Ь
а
s
а
л
s
л
л
d о
о а
О s