а
«о
о
DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.005
УДК 4(07) ББК 81.2-9.
М. С. Кулакович1, Д. С. Беспалова2
1ORCID № 0000-0002-2938-0196 Старший преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-8013-1091 Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Введение. В статье раскрывается актуальная проблема планирования занятия по английскому языку с использованием игр-квестов в высшей педагогической школе; представлен обзор идей исследователей на данную тему, а именно: атмосфера занятия по английскому языку, групповая работа, снятие языкового барьера. Цель статьи заключается в описании эффективности применения игры-квеста при обучении будущих учителей английскому языку.
Материалы и методы. Основными методами исследования
§ являются анализ научной литературы, затрагивающей приёмы и
^ методики преподавания английского языка в высшей педагогической школе и рассмотрение возможности использования игры-квеста при обучении английскому языку.
Результаты. Разработана игра-квест на английском языке и
U
3
сформулированы рекомендации педагогам о том, как максимально
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 76__университета, № 7, 2020_
эффективно провести занятие по английскому языку в высшей педагогической школе с использованием данной технологии.
Обсуждение. Результативность использования игры-квеста зависит от соответствия материала уровню языковой подготовки студентов и от целей, которые ставит преподаватель.
Заключение. Делается вывод о том, что грамотное планирование занятия по английскому языку в высшей школе с применением игровых технологий и учёт интересов большего количества студентов является залогом успешного и мотивирующего изучения языка в дальнейшем.
Ключевые слова: учебное занятие по английскому языку; мотивация; комфортная атмосфера; игра-квест; ролевая игра; групповая работа.
Основные положения:
- определены основные условия и факторы эффективной §
е с
работы преподавателя и студентов на занятии по английскому языку в высшей педагогической школе; н
- разработан план занятия, помогающий будущим учителям
- сформулированы методические рекомендации для преподавателей.
1 Введение (Introduction)
Эффективное обучение английскому языку всегда предполагает общение преподавателя и студентов на этом языке. Но в начале учебного года, когда учащиеся только вернулись с каникул, плодотворное общение не всегда возможно. Поэтому перед преподавателем стоит задача раскрепостить, «разговорить» студентов, создать на занятии благоприятную атмосферу для общения. Такая задача
ГЧ
вспомнить материал и настроиться на смену деятельности после g
з g
g
g
каникул; g
к
Ki
о *
л
Л
Педgгогичеcкие Hgyxu
77
встаёт перед преподавателями каждый семестр, поэтому наше исследование никогда не потеряет актуальности. Использование квест-технологий помогает решить данную проблему, поэтому цель нашего исследования — сформулировать рекомендации для преподавателей о том, как использовать квесты на занятиях по английскому языку при обучении будущих учителей, учитывая индивидуальные особенности студентов. Задачами исследования являются выявление факторов, помогающих преодолеть такие барьеры на занятии, как стеснение и страх, а также формулировка конкретных заданий, способствующих повышению эмоциональной активности студентов.
Вслед за Е. А. Сундеевой мы называем три основных фактора создания благоприятной языковой атмосферы на занятии по английскому языку [1]. Также мы будем опираться на работы исследователей А. В. Конышевой и Т. С. Лучик, которые доказали эффективность групповой работы на занятиях по иностранному языку [2; 3].
2 Материалы и методы (Materials and methods) Основными методами, которыми мы пользовались в работе,
являются анализ научной литературы по теме, описание способов и форм проведения занятий и наблюдение за студентами во время проведения данных занятий.
Практический материал исследования был использован со студентами старших курсов факультета дошкольного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического | университета.
3 Результаты (Results)
Обучение английскому языку только тогда даёт результат, когда студенты заинтересованы в предмете и чувствуют себя на занятии комфортно. Для создания комфортной атмосферы необходимо учитывать следующие факторы.
е
tq U
Ч
у
и
«о
о
к g
к
Вестник Южно-Уральского гоcyдgрcтвенного гyмgнитgрно-педgгогичеcкого yHueepcumemg, № 7, 2020_
Во-первых, преподавателю английского языка следует быть языковым партнёром для студентов. Для этого он должен уметь общаться, знать материал не только своего предмета, но и быть осведомлённым в сферах, интересных студентам [4].
Во-вторых, на учебном занятии должен сложиться благоприятный психологический климат. Этому может способствовать индивидуальный стиль общения преподавателя, оформление кабинета и даже расстановка столов [5].
И, в-третьих, ключевую роль играет начало занятия, а именно — повтор предыдущего материала и знакомство с новой темой. На самых первых занятиях по английскому языку в семестре продолжительность данного этапа может быть увеличена, и в его каче- ^
§
стве может выступать ролевая игра. Для проведения таких игр сту- 2
№
дентов лучше поделить на группы. Ведь преподаватель лишь ж
§
руководит студентами, даёт им инструкции, а они сами организуют §
процесс познания, что способствует развитию творческих способ-
л о
Й
ностей будущих учителей [6]. ж
^
о
г ж Й
Чтобы работа в группе была более продуктивной, каждый её
член должен быть ответственен за определённый аспект. Напри- а
а
мер, один студент отвечает за то, чтобы все участники группы го- 3 ворили на английском языке, второй — секретарь, он записывает
а о
все идеи, третий следит за временем, которое отведено на выпол- а
8 Й
о *
Л
нение задания, четвёртый исправляет грамматические и лексические ошибки одногруппников, в то же время все вместе они выполняют поставленную перед ними задачу [7].
Нами была разработана игра-квест, позволяющая студентам вспомнить материал предыдущего года обучения и включиться в учебный процесс. Игра состоит из 5 заданий, её цель — составить
о
кодовую фразу. За успешное выполнение каждого задания группа §
Л
Педагогические аауки
79
получает одно слово из кодовой фразы.
В первом задании студентам необходимо правильно и быстро прочитать скороговорку на английском языке. Это задание можно считать аналогом фонетической зарядки. В скороговорке тренируется сложный для изучающих английский язык звук — межзубный звук. Вспоминая произношение отсутствующих в русском языке звуков, будущие учителя лучше адаптируются к условиям нового учебного года.
Пример авторской скороговорки:
There are people who think positively of so many things, There are people who think positively of so few things. If you think positively of so few things Set yourself to think positively of so many things.
Во втором задании студентам нужно объяснить иноязычные устойчивые выражения на иностранном языке. Например, like a fish out of a water — feel uncomfortable in the certain situation, lion's share — the largest part of something.
Третье задание: назвать американские аналоги британских слов. Например, autumn (British English) — fall (American English), sweet — candy, holiday — vacation, cinema — movie.
Данные два задания активизируют знания студентов по предмету лексикология английского языка.
Следующее задание связано с дисциплиной Английская и
§
^ американская литература. Задача студентов — назвать книгу и её
U
t^ автора по описанию. Так обучение английскому языку неразрывно
g
в о
связано с культурой страны изучаемого языка. Например:
This is a story about a handsome egoist who thinks that
и 3
not him but his portrait is responsible for his drawbacks.
Весник Южно-Ураль^ого гоcyдарcтвенного гуманитарно-педагогиче^ого универ^тета, № 7, 2020_
Эта книга — The Picture of Dorian Gray, автор — Oscar Wilde.
This is a story about a wicked horrible clown who is actually an ancient evil spirit and a group of children who defeated him with the help of their friendship.
Книга — It, автор — Stephen King.
Последнее задание: назвать пунктуационные знаки на иностранном языке. Например, , — comma, . — full stop, () — brackets.
В итоге у студентов из полученных слов должна получиться фраза — This academic year will bring you joy and success (этот учебный год принесёт вам радость и успех). Эта мотивационная фраза также даёт положительный настрой на учебный год.
Во время данной игры студенты демонстрировали интерес к
С
О
S §
о* з о в а н
я
заданиям, работа в группах помогла им раскрепоститься, выбрать в
л о
для себя подходящую роль, давала возможность обратиться за помощью к партнеру, а время, отведенное на выполнение каждого у задания, помогло вспомнить материал предыдущих семестров. Разнообразные задания охватывали интересы как можно большего g
а
числа студентов. Цель игры — составление ключевой фразы — g поддерживала положительную мотивацию студентов на протяжении всего занятия.
4 Обсуждение (Discussion)
Мы считаем, что использование лингвистических игр на занятиях по английскому языку в высшей педагогической школе при условии разделения студентов на группы мотивирует их к дальнейшему самостоятельному изучению материала.
Данная игра может использоваться на занятиях со студентами других факультетов, а на младших курсах в высшей педагогичес-
Гй
У
Педагогические науки
81
кои школе возможно использование ролевых игр и игр на повторение грамматических правил.
5 Заключение (Conclusion)
Использование квест-технологий на занятиях по английскому языку позволяет разнообразить учебный процесс и способствует развитию творческих и речевых способностей.
Для достижения положительного эффекта от таких занятий необходимо соблюдение следующих условий:
- преподаватель сам должен быть заинтересован в предмете и уверен в своих знаниях;
- использование игр-квестов целесообразно на первых занятиях в семестре высшей школы, когда важна актуализация знаний;
- задания должны соответствовать уровню владения английским языком, подходить будущим учителям по возрасту и интересам;
- во время игры студентов следует поделить на группы для увеличения стрессоустойчивости, каждому члену группы должна быть отведена особая роль;
- на выполнение каждого задания нужно выделить время, не следует заставлять студентов отвечать без подготовки.
а
«о
о
s
SJ
tq U
Ч
у
s «о
о «
а
ё
U
3
Библиографический список
1. Сундеева Е. А. Создание благоприятной языковой атмосферы на уроках иностранного языка // Педагогический форум, 2018. № 1. С. 144-146.
2. Конышева А. В. Особенности группового обучения иностранному языку / Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2002. С. 109-119.
3. Лучик Т. С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе // Иностранные языки в школе. 2010. № 2. С. 21-26.
4. Блохина А. В., Гончарова Н. С., Якубчук Е. С. Психолингвистические приемы преодоления языкового барьера в ситуации стресса на уроке иностранно-
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 82__университета, № 7, 2020_
го языка // Сборник Актуальные проблемы экопрофилактики и пути их решения : сборник статей. Саратов : Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 37-41.
5. Заблоцки Э. Ю. Изучать иностранный язык без напряжения: миф или реальность? // Современный мир: стратегии развития, технологии и образы будущего : сборник статей. Москва : Изд-во ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ», 2020. С. 491-495.
6. Смирнова Л. Н. Учебная деловая игра как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2018. № 41. С.75-78.
7. Петрова С. О., Чеснокова Я. А. Использование групповой работы на уроке иностранного языка // European research : сборник статей X Международной научно-практической конференции, 20 мая 2017 г. : в 3 ч. Пенза : Издательство «Наука и просвещение», 2019. Т. 2. Ч. 2. C. 149-151. q
2ORCID No. 0000-0001-8013-1091
USING QUEST TECHNOLOGIES AT THE ENGLISH
EDUCATION
Introduction. The article deals with the topical issue of planning the English language lesson using quest technologies at higher schools. It is given the researchers' ideas on this problem. These ideas are the following: the climate at the lesson of the English language, team work, breaking of the language barrier.
M. S. Kulakovich1, D. S. Bespalova2 is
ft
!ORCro No. 0000-0002-2938-0196 fe
Senior teacher at the Department of foreign languages, g
South-Ural state Humanities -Pedagogical University, §
Chelyabinsk, Russia. c§
E-mail: [email protected]
a-
л
a-
Candidate of philology, jS Senior Lecturer at the Department of foreign languages,
South-Ural state Humanities -Pedagogical University, ^
Chelyabinsk, Russia. S
E-mail: [email protected] ^
s o
LANGUAGE LESSONS IN THE SYSTEM OF HIGHER s
a-
л
Abstract fe
The aim of the article is to describe the effectiveness of using game-quests by educating future teachers of the English language.
Materials and methods. The main method is the analysis of the scientific literature concerning the techniques of teaching the English language at a higher pedagogical school. The other method is the observing the behavior of students during English language lessons.
Results. It is worked out the game-quest in the English language and stated the recommendations for teachers how to effectively give the lesson at a higher pedagogical school using this technology.
Discussion. The effectiveness of using game-quests depends on the correspondence of the material to the level of students' language training and on the objectives that are set by the teacher.
Conclusion. It is concluded that skillful planning of the English language lesson at a higher school using gamification and taking into consideration the interests of most students leads to successful and motivating further learning process.
Keywords: A foreign language lesson; Motivation; Psychological environment at the lesson; A game-quest; Role-play; Team work. | Highlights:
It is defined main factors of the effective work of teachers and students at the English language lesson at a higher pedagogi-
fq
U ^
s
| cal school; a
R
It is worked out the plan of a lesson which can help future
U
3
teachers to revise the material of the previously learnt topics;
Recommendations for teachers are stated.
References
1. Sundeeva E. A. (2018), Sozdaniye blagopriyatnoy yazikovoy at-mosfery na urokakh inostrannogo yazika [Formation of favorable language atmosphere at foreign language lessons]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal "Pedagogicheskiy forum", 1, 144-146. (In Russian).
2. Konisheva A. V. (2002), Osobennosty gruppovogo obucheniya in-ostrannomu yaziku [Peculiarities of team teaching of a foreign language]. Isdatel'stvo "Chetyre chetverty", Minsk, 109-119. (In Russian).
3. Luchik T. S. (2010), Pedagogicheskaya tekhnologiya "Debaty" v uchebnom prozesse [Pedagogical technology "Debate" in a learning process]. Inostrannuye yaziky v shkole, 2, 21-26. (In Russian). ^
4. Blokhina A. W., Goncharova N. S., Yakubchuk E. S., (2019), jg Psykholingvisticheskie priemy preodoleniya yasykovogo bariera v situazii H
stressa na uroke inostrannogo yasyka [Language barriers caused by stress e
ft
and psycholingvistical methods of overcoming them in English language les- n
l
sons]. Actual'nie problem ecoprofilactiky I puty ikh resheniya (Sbornik stat- g
ey) [Actual problems of ecoprophylaxy and ways of solving them (A collection of articles)]. Isdatel'stvo "Saratovskiy istochnik", Saratov, 37-41. (In Russian).
5. Zablozky E. Yu. (2020), Izuchat' inostranniy yazik bez naprya-zheniya: mif ili real'nost'? [Learning a foreign language without stress: myth or reality?]. Sovremenniy mir: strategii razvitiya, tekhnologii i obrazy bu-dushego (Sbornik statey) [Modern world: strategies of development, technologies and images of the future (A collection of articles)]. Isdatel'stvo "NIU "MEI", Moscow, 491-495. (In Russian).
6. Smirnova L. N. (2018), Uchebnaya delovaya igra kak sredstvo formirovaniya professional 'noy kompetentnosty studentov pedagogicheskogo vuza [Role play as an instrument for professional competence development of future teachers]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal "Inostrannuye yazili: lingvisticheskiye i metodicheskiye aspect", 41, 75-78. (In Russian).
7. Petrova S. O., Chesnokova Ya. A. (2019), Ispol'zovaniye gruppovoy raboty na uroke inostrannogo yazika [Using of team work at a foreign language lesson]. Sbornik statey X Mezhdunarodnoy nauchno-
ft g
gl
i s
^ a n
a
age l
ft s
s o n s
e
s
ft
i
e
ft
d c
a
i o
n
prakticheskoy konferentsii "European research", 20 maya 2017 g. [The collection of articles of the X International Scientific and Practical Conference "European research", May 20, 2017]. Isdatel'stvo "Nauka I rposveshchenie ", Pensa, 149-151. (In Russian).
a «0 o
R
sj
tq
U ^
s «0
o «
a £
U
3