Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ / LIVE-ARBEITSBLäTTER / ВЕБ-КВЕСТ / СЕРВИС WORD-WALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы формирования языковой компетенции у будущих бакалавров педагогического образования - учителей иностранного языка. Данная компетенция рассматривается в трёх основных аспектах в контексте формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. В статье проанализирована и теоретически обоснована возможность применения информационно-коммуникационных технологий для более эффективного формирования языковой компетенции у будущих учителей иностранного языка. Авторы подчеркивают, что применение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию когнитивных функций у обучающихся, повышает уровень мотивации и познавательного интереса, побуждает к самоанализу уровня сформированности языковой компетенции и мотивирует обучающихся к её дальнейшему развитию. Материалы и методы. В статье основной акцент делается на дидактическом применении интерактивных рабочих листов (Live-Arbeitsblätter), веб-квестов, базисом для которых является поисковая работа с элементами ролевой игры, а также специального сервиса Word-wall для генерирования заданий. Это делает образовательный процесс интерактивным и способствует формированию языковой компетенции на более высоком уровне. Результаты. Анализ работы по формированию языковой компетенции у будущих учителей иностранного языка отражает реальный рост всех составляющих языковой компетенции, а именно: фонетических, лексических и грамматических навыков. Разработанные интерактивные задания доказали свою эффективность при применении в различных формах работы: индивидуальной, групповой и фронтальной. Обучающиеся приобретают навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, что позволит им легче адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Обсуждение. Авторы обобщают результаты контент-анализа работ ученых по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и для формирования языковой компетенции обучающихся. Делается вывод о высокой роли информационно-коммуникационных технологий в формировании языковой компетенции обучающихся, поскольку они позволяют внести в образовательный процесс элементы новизны, творчества, коммуникации. Заключение. Практическая деятельность по подготовке будущих учителей иностранного языка, осуществляемая на современном этапе развития образования и информационно-коммуникационных технологий, подтвердила эффективность применения информационно-коммуникационных технологий для формирования языковой компетенции обучающихся на более высоком уровне. Основные положения: - определены составляющие языковой компетенции с позиции фонетических, лексических и грамматических навыков; - обоснованы преимущества применения информационно-коммуникационных технологий с целью формирования языковой компетенции у будущих учителей иностранного языка на более высоком уровне; - доказана необходимость применения информационно-коммуникационных технологий для активизации когнитивных процессов обучающихся; - акцентируется положительное воздействие применения информационно-коммуникационных технологий на мотивационную сферу обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF LANGUAGE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of the formation of language competence of future bachelors of pedagogical education - foreign language teachers. This competence is considered in three main aspects in the context of the formation of phonetic, lexical and grammatical skills. The article analyzes and theoretically substantiates the possibility of using information and communication technologies for more effective formation of language competence of future foreign language teachers. The authors emphasize that the use of information and communication technologies contributes to the development of cognitive functions of students, increases the level of motivation and cognitive interest, encourages introspection of the level of formation of language competence and motivates students for its further development. Materials and methods . The article focuses on the didactic use of interactive worksheets (Live-Arbeitsblätter), web quests based on search work with elements of a role-playing game, as well as a special Word-wall service for generating tasks. This makes the educational process interactive and contributes to the formation of language competence at a higher level. Results. Analysis of work on the formation of language competence of future foreign language teachers reflects the real growth of all components of language competence, namely phonetic, lexical and grammatical skills. The developed interactive tasks have proved their efficiency when used in various forms of work: individual, group and frontal. Students acquire skills in working with information and communication technologies, which will make it easier for them to adapt to their future professional activities. Discussion . The authors summarize the results of the content analysis of the works of scientists on the problem of using information and communication technologies in teaching foreign language and for the formation of students' language competence. The conclusion is made about the high role of information and communication technologies in the formation of the language competence of students, because they allow introducing elements of novelty, creativity and communication into the educational process. Conclusion. Practical activities for the training of future foreign language teachers, carried out at the present stage of development of education and information-communication technologies, have confirmed the efficiency of the use of information-communication technologies to form the language competence of students at a higher level. Highlights: The components of language competence are determined from the standpoint of phonetic, lexical and grammatical skills; The advantages of using information and communication technologies in order to form the language competence of future foreign language teachers at a higher level are justified; The necessity of using information and communication technologies to activate the cognitive processes of students is proved; The positive impact of the use of information and communication technologies on the motivational sphere of students is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Научная статья

УДК 42/49 (07) : 378

ББК 81.2-9 : 74.480.223

DOI 10.25588/8200.2022.57.29.002

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ^

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

s

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. е

о

E-mail: baronenkoea@cspu.ru к

а

2ORCID № 0000-0001-5980-5450 §

Кандидат педагогических наук, |

доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, §

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: raisvihya@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы © Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А., 2022

о

№ а

н

и

So ^

3 О*

§о и §

§§ '

и § е

U з

о ен

н и

-о§ ии

о У

и и

§ P

а уч

§ и и

° е

н ее

С СЪ

Pi K

з Р

ее

д

нс

§ з § а

г I

K U

о «

ж

Ж

о

tq ^

hq

формирования языковой компетенции у будущих бакалавров педагогического образования — учителей иностранного языка. Данная компетенция рассматривается в трёх основных аспектах в контексте формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. В статье проанализирована и теоретически обоснована возможность применения информационно-коммуникационных технологий для более эффективного формирования языковой компетенции у будущих учителей иностранного языка. Авторы подчеркивают, что применение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию когнитивных функций у обучающихся, повышает уровень мотивации и познавательного интереса, побуждает к самоанализу уровня сформиро-ванности языковой компетенции и мотивирует обучающихся к её дальнейшему развитию.

Материалы и методы. В статье основной акцент делается на дидактическом применении интерактивных рабочих листов (Ъгуе-АгЬе^Ыайег), веб-квестов, базисом для которых является поисковая работа с элементами ролевой игры, а также специаль-

§ ж

50

si ного сервиса Word-wall для генерирования заданий. Это делает

образовательный процесс интерактивным и способствует форми-^ рованию языковой компетенции на более высоком уровне.

Результаты. Анализ работы по формированию языковой ^ компетенции у будущих учителей иностранного языка отражает реальный рост всех составляющих языковой компетенции, а именно: фонетических, лексических и грамматических навыков. Разработанные интерактивные задания доказали свою эффективность при применении в различных формах работы: индивидуальной, групповой и фронтальной. Обучающиеся приобретают

навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, что позволит им легче адаптироваться к будущей профессиональной деятельности.

Обсуждение. Авторы обобщают результаты контент-анализа работ ученых по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и для формирования языковой компетенции обучающихся. Делается вывод о высокой роли информационно-коммуникационных ^

а

технологий в формировании языковой компетенции обучаю- §

щихся, поскольку они позволяют внести в образовательный процесс элементы новизны, творчества, коммуникации.

Заключение. Практическая деятельность по подготовке будущих учителей иностранного языка, осуществляемая на современном этапе развития образования и информационно-коммуникационных технологий, подтвердила эффективность применения информационно-коммуникационных технологий для формирования языковой компетенции обучающихся на более высоком уровне.

Ключевые слова: языковая компетенция; фонетические

ционно-коммуникационные технологии; интерактивные рабочие

орми и

р о в а н и

So ^

з о-

о

ни во

о К

навыки; лексические навыки; грамматические навыки; информа- р

р

§ е

к i

о ен

н §

листы; Live-Arbeitsblatter; веб-квест; сервис Word-wall. ° к

Основные положения: М У

н .S

определены составляющие языковой компетенции с по- | g

§ Ч

зиции фонетических, лексических и грамматических навыков; Ц |

н §

С (Ъ

Pi K с

- обоснованы преимущества применения информационно-

коммуникационных технологий с целью формирования языковой | д

о с

компетенции у будущих учителей иностранного языка на более §

высоком уровне;

§ и

K S

- доказана необходимость применения информационно-коммуникационных технологий для активизации когнитивных процессов обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- акцентируется положительное воздействие применения информационно-коммуникационных технологий на мотивацион-ную сферу обучающихся.

1 Введение (Introduction)

В процессе подготовки будущего учителя иностранного языка особую роль приобретает языковая компетенция, которая выполняет консолидирующую функцию для их профессионального становления, а также является одним из показателей качества обучения. Языковая компетенция представляет собой комплекс умений и навыков, позволяющий осуществлять иноязычное общение в соответствии с общепринятыми нормами изучаемого языка в различных сферах жизнедеятельности. Данная компетенция включает в себя сформированные фонетические, лексические и грамма-

о тические навыки, которые служат основой для развития таких ре-н§

е vi? о

!

¡S3

я

и с

«

а

йн

чевых умений, как аудирование, чтение, письмо и говорение. Под сформированными фонетическими навыками понимается:

- ознакомление с артикуляционной базой, различие в местоположении и в функционировании речевых органов;

- формирование навыков нормативного произношения с учетом диалектальных и фоностилистических особенностей;

- развитие навыков интонирования всех типов предложе-^ ний, а также развитие навыков анализа мелодии (нисходящая,

ж

^ восходящая, продолжающая, то есть мелодия незавершенности); ^ - отработка навыков транскрибирования слов, словосочета-

^ ний и предложений с элементами фонетического анализа текста;

- усвоение основных элементов фоностилистики;

- развитие навыков публичного выступления (выбор темпа, громкости, интонационной выразительности).

Лексические навыки включают в себя следующие составляющие:

- навык выбора лексической единицы из синонимического ряда в зависимости от цели коммуникативного высказывания и

его стилистической окраски; п

а

- навык сопоставления лексических явлений с целью |

Л

О §

№ а

О

а

§

предотвращения ошибок в родном и иностранном языках;

- навык овладения фразеологическими единицами. К грамматическим навыкам относятся:

- овладение морфологическими нормами различных частей речи;

- выбор синтаксической структуры и адекватных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- выбор служебных слов и коннекторов для реализации

формами и их включение в устное или письменное высказывание.

1

3

0

№ а

ж

1

о* 0

8 0

коммуникативной задачи; ж о

о *

- осмысление образцов с определёнными грамматическими 3

р

§ §

11 3

0 ж

н §

Таким образом, фонетические, лексические и грамматиче- § 5

8

ские навыки, сформированные на должном уровне, позволят буду- | У

у Е

щим учителям иностранного языка осуществлять профессиональ- 5 8

§ "Л

ную деятельность в соответствии с предъявляемыми требованиями. 1 |

~ н §

Для формирования исследуемой нами компетенции боль- ? §

№ О

шую роль играет применение информационно-коммуникационных | д

о 0

технологий в процессе подготовки будущих учителей иностран- § ^

ного языка, которые предоставляют возможность развивать позна-

о 11

О 1

о §

н е н

о р

а

tq ^

hq

вательный интерес обучающихся, способствуют активизации когнитивных процессов, позволяют реализовать индивидуальный подход к обучению, корректировать проблемные зоны, возникающие при усвоении материала, а также разнообразить изложение учебного материала. Включение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения позволяет формировать рецептивные и продуктивные фонетические, лексические и грамматические навыки, осуществлять педагогическое сопровождение процесса обучения, анализировать уровень сформированности перечисленных навыков, оказывать тьюторскую поддержку и стимулировать обучающихся к самокоррекции.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Для реализации поставленной цели, а именно: для формирования языковой компетенции у будущих учителей на более высоком уровне мы использовали информационно-коммуникационные технологии. Они были интегрированы в традиционный процесс подготовки будущих учителей иностранного языка на факультете иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский гос-

§о

н

е р

^ ударственныи гуманитарно-педагогическии университет» по

направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование ^ (с двумя профилями подготовки)», профильная направленность

«Немецкий язык. Английский язык». Это позволило расширить

парадигму образовательной деятельности будущего педагога и организовать горизонтально-фасилитарное сопровождение обучающихся, что в конечном итоге способствует более успешному профессиональному становлению будущих учителей.

Как справедливо отмечают А. В. Карпов и Е. В. Карпова, эффект так называемой «дидактической фасилитации» может быть

достигнут лишь при условии активизации мотивационных детерминант, появление которых обусловлено свободным и демократическим выбором личности обучающегося [1, 129]. Разделяя эту методическую позицию, смеем предположить, что важной мотиваци-онной детерминантой является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Так, например, с целью формирования фонетических навыков на более высоком уровне нами применялся специальный сервис для кон- п

за

струирования интерактивных рабочих листов (Ьгуе-АгЬе^Ыайег). | Рабочие листы позволяют легко и доступно объяснить актуальный теоретический материал с учетом уровня подготовки обучающихся и их индивидуальных особенностей. Интерактивные рабочие листы

повышают уровень мотивации обучающихся, так как благодаря №

§

данному сервису, они апеллируют к разным каналам получения ин- 8

1

з

о

№ н

мировании звуко-произносительных и ритмико-интонационных на- и |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

з

о* §

и с их транскриптом, создавать упражнения различного типа, осу- 5 §

н -

формации обучающихся, что является особенно важным при фор-

выков. Данный сервис дает возможность работать с аудиофайлами

й(

^ Я

ществлять аудиозаписи с целью самоконтроля и самокоррекции. 3 8

а а

При формировании лексических навыков как важного ком- Л 3

но §н

понента языковой компетенции нами применялись в процессе обу- н 1

? 1

чения иностранному языку веб-квесты, представляющие собой § д

проектные задания, направленные на поиск информации по задан- ун 1

* №

ной теме на различных интернет-платформах, с целью ее анализа, Л 1

о|

систематизации и отбора с последующим представлением резуль- н

8

й(

татов работы. В основе веб-квеста лежит самостоятельная поисковая 1 03 работа с компонентами ролевой игры. Так, например, при изучении темы «Система образования в Германии» обучающиеся студенты

д н с

§ 3

0 а

г I

О 1

работали над выполнением задания в рамках веб-квеста, их целью было сравнить разные типы образования в Германии: академическое образование (обучение в университете), высшее профессиональное образование (обучение в высшей профессиональной школе), дуальное обучение (соединение теоретических занятий с практической деятельностью на предприятии в сфере экономики и техники), среднее специальное образование (обучение в профессиональной школе). Обучающиеся были разделены на группы, каждая группа собирала необходимую информацию по определенному типу образования, конечным продуктом являлась брошюра, содержащая результаты исследования, а именно: преимущества и недостатки каждого типа образования, условия его получения, возможности финансирования и перспективы на рынке труда. Работа с такой формой как веб-квест состоит из четырех этапов:

- ориентировочный этап, на котором обучающимся предъявляется вокабуляр по теме с упражнениями на его активизацию, а также даются ссылки на интернет-ресурсы;

| - поисковый этап, целью которого является сбор и анализ

информации по конкретной теме;

- этап оформления результатов мини-исследования, в рам-

¡^ ках которого обучающиеся выпускают брошюру по теме;

к" а

50

О

»а

<2 оценку, оценку коллег и преподавателя.

о !

2>

о «

а

50

а о

- рефлексивно-оценочный этап, включающий в себя само-

Хотелось бы отметить универсальность и эффективность веб-квестов для формирования лексических навыков и языковой компетенции в целом. Они направлены на активизацию самостоятельной деятельности обучающихся, обеспечивают индивидуаль-^ ный подход в обучении, формируют мотивацию обучающихся и

ориентируют их на поисковую деятельность. Как отмечает С. В. Напалков, работа с квестами в различных режимах работы - индивидуальном или в микрогруппах - способствует эффективной организации проектной деятельности обучающихся, а самим обучающимся — сформировать соответствующие навыки проектной работы [2]. Широкий круг аналитических задач развивает критическое мышление и способствует, таким образом, развитию когнитивной деятельности обучающихся и их медиаграмотности, ^

а

которую О. Ю. Афанасьева, Е. Ю. Никитина и М. Г. Федотова 3

ч

определяют как «комплекс медиазнаний и умений адекватно по- 0

*1

нимать и создавать иноязычные медиатексты» [3, 26]. а

0

Формирование грамматических навыков на более высоком *

3

уровне осуществляется с помощью специального сервиса ^ Wordwall, который позволяет сгенерировать грамматические ди- ^

3

дактические игры и интерактивные задания с целью автоматиза- о

а

н

1

з

о* 0

1 0 0* '

лирует к изучению иностранного языка, пробуждает творческий 3 |

а а

потенциал обучающихся, мотивирует к общению на иностранном 1 3

0 н н

языке. Созданные таким образом дидактические игры и задания 1 можно использовать на любом девайсе как при фронтальной и 0 д

ции изученного грамматического материала. Данная программа дает возможность создавать quiz-show, викторины, квазикоммуникативные ситуации. Роль игры трудно переоценить, она стиму-

групповой работе, так и при индивидуальной форме работы. 1 "§

Применение информационно-коммуникационных техно-

к S

§ чч

-§ II

„ „ § 1 логий для формирования языковой компетенции обучающихся на g |

более высоком уровне обусловлено дигитализацией образова- | ^

Н с

тельного пространства и обеспечивает максимальную интерак- § 3 тивность обучения будущих учителей иностранного языка. О 1

3 Результаты (Results)

Анализируя современный этап развития общественных отношений, нельзя игнорировать дигитализацию как жизни общества в целом, так и системы образования. Следовательно, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является сегодня неотъемлемой составляющей современного урока иностранного языка, так как это обеспечивает не только активизацию познавательной деятельности, но и способствует продуктивной речевой деятельности.

В результате применения информационно-коммуникационных технологий с целью формирования языковой компетенции на более высоком уровне следует отметить рост уровня сформи-рованности фонетических, лексических и грамматических навыков обучающихся, являющихся базисом для речевых умений, что помогает более успешному началу профессиональной деятельности. Это мотивирует будущих учителей иностранного языка к самостоятельной планомерной и систематической работе по повышению уровня сформированности исследуемых навыков, ^ позволяет овладеть инструментарием информационно-коммуникационных технологий и применять его в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Учитывая тот факт, что формирование фонетических, лексических и грамматических навыков представляет собой непрерывный, длительный процесс, использование информационно-коммуникационных технологий на заня-

§ тиях по иностранному языку дает возможность избегать в про

«

н е н

о р

а

tq

vo о

!

¡S3 s

50

SJ 'S

а

йн

hq

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цессе обучения рутинности и однообразия. 4 Обсуждение (Discussion)

Современную педагогику сложно представить без информационно-коммуникационных технологий. Они позволяют сущест-

венно разнообразить образовательный контент, формы его представления и режимы работы с ним. Организация образовательного процесса с опорой на информационно-коммуникационные технологии и с их активным использованием позволяет достичь дидактического резонанса, сохранить и развить познавательный интерес и мотивацию обучающихся самого разного возраста к дальнейшему образованию и самообразованию. Актуальность обращения

к информационно-коммуникационным технологиям достаточно п

а

четко обозначена в работе Т. В. Ежовой и Е. А. Стуколовой, кото- | рые подчеркивают, что причинами активного использования ин- С формационно-коммуникационных технологий являются необходи- а

о

мость диссеминации передового опыта педагогической практики, | а также фокусировка на научно-предметном компоненте иноязычной подготовки [4].

Как справедливо отмечает Л. М. Матвиенко, применение в образовательном процессе информационных технологий ведет к неизбежному обновлению форм, методов и подходов к образова-

1

3

0

№ а

ж

1

о* 0

Ж 0

тельному процессу, что предполагает построение и внедрение новой | о

о К

модели системы образования с использованием современных ин- 3

р

формационно-коммуникационных технологий [5]. Действительно,

§ ^

11 3

0 ж

н §

в условиях современной образовательной парадигмы информаци- ° 1

онные технологии становятся отправной точкой для организации | У

ж 1

образовательного процесса и активизации самостоятельной работы

ж

Я

обучающихся. Эта позиция подтверждается в работах Э. М. Ахме- 1 1

Ж Л

Ж §

с съ о

довой и С. А. Пашиной, которые отмечают, что развитие информационно-коммуникационных технологий в системе образования | д

о о

способствовало появлению и развитию новых образовательных § §

| |

практик и являются запускным механизмом трансформации всей к < 1

системы образования [6]. Эта трансформация, на наш взгляд, заключается в первую очередь в том, что образовательный контент становится в большей степени эмоционально окрашенным, образным и выразительным, что стимулирует активность обучающихся и способствует формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

5 Заключение (Conclusion)

Проецируя проблему информационно-коммуникационных технологий в плоскость иностранного языка и формирования языковой компетенции обучающихся, Т. А. Танцура отмечает, что именно в языковом образовании технические средства являются наиболее востребованными, позволяют овладевать иноязычной информацией и способами ее репродукции с учетом особенностей звукового произношения [7]. Действительно, информационно-коммуникационные технологии позволяют студентам более успешно осваивать иностранный язык благодаря образному представлению информации и возможности многократной работы с образовательным контентом, что положительно сказывается на

§ ж

ci формировании их языковой компетенции.

В современной педагогической науке делается акцент на ^ роли информационно-коммуникационных технологий в органи-

зации коммуникации между преподавателем и студентом. Как

1

50

с

точно отмечает Н. В. Даниелян, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения позволяет *0 «упростить коммуникацию между преподавателем и обучающимся

50

о при применении разнообразных методов, компонентов и инстру-

. ментов» [8, 211]. Сегодня педагоги располагают разнообразным ин-

^

^ струментарием цифровых средств обучения, среди которых — пре-

зентации, интеллект-карты, Web-квесты, различные Web-сервисы для разработки заданий. Мы полагаем, что использование преподавателем всех этих инструментов в работе способствует интенсификации обучения и придает ему творческий характер, позволяя успешно сочетать образовательные и игровые элементы.

Таким образом, роль информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам и формирования языковой компетенции студентов очень высока. Большинство п

а

ученых едины во мнении, что использование информационно-ком- |

к

муникационных технологий позволит оптимизировать лингвисти- |

ческую подготовку обучающихся посредством внесения в образова- I

а

0

тельный процесс элементов новизны, творчества, коммуникации. I

1

Подводя итоги проведенной работы, можно отметить тот г

§

факт, что применение ИКТ на уроках иностранного языка обла- ^

о

№ а

ж к

дает несомненными преимуществами, поскольку они обладают наглядностью, позволяют логично организовать процесс формирования языковой компетенции, активизируют поисковую и ана- &

§

к § ю

качестве учителя иностранного языка. Л 1

§ ж ж к к к

О у

1. Карпов А. В., Карпова Е. В. Принцип активного выбора в обучении | у

и воспитании личности // Вестник Череповецкого государственного универ- К к

к г

ситета. 2017. № 4 (79). С. 127-134. -К К

§ |

2. Напалков С. В. Об использовании тематических образовательных ж Web-квестов в дополнительном математическом образовании школьников // г С Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. ж О 2018. № 20. С. 310-313. § №

к

3. Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю., Федотова М. Г. Медиаграмотность к< к

литическую деятельность обучающихся и позволяют подготовить бакалавров к более успешной профессиональной деятельности в

Библиографический список

как компонент функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 2 (168). С. 22-35.

4. Ежова Т. В., Стуколова Е. А. Интерактивные технологии обучения иностранному языку в школе // Вестник педагогических наук. 2022. № 5. С. 189-194.

5. Матвиенко Л. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку: особенности и перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 8 (171). С. 22-28.

6. Ахмедова Э. М., Пашина С. А. Дидактические требования к современным ИКТ и их роль в системе образования // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 184-185.

7. Танцура Т. А. Потенциал современных цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 295-297.

8. Даниелян Н. В. Рациональность использования икт при обучении иностранным языкам // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 206-213.

Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3

| 1ORCID No. 0000-0001-6638-6610

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-§ Docent, Candidate оГ Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of German Language and German ^ Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical

.¿г University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: baronenkoea@cspu.ru

SJ

50

^ 2ORCID No. 0000-0001-5980-5450

¡^ Candidate of Pedagogic Sciences,

^ Associate Professor at the Department of German Language and German

50

§ Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical a

^ University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: raisvihya@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, Lecturer of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

PRACTICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF LANGUAGE COMPETENCE OF FUTURE CC

TEACHERS BY MEANS OF INFORMATION cal

X

AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES spe

c

s

Abstract ^

Introduction. The article substantiates the relevance of ^

o

the problem of the formation of language competence of future bachelors of pedagogical education — foreign language teachers. This competence is considered in three main aspects in the

o

s ^

H

a

s ?

context of the formation of phonetic, lexical and grammatical ^

s

skills. The article analyzes and theoretically substantiates the £ possibility of using information and communication technolo gies for more effective formation of language competence of fu ture foreign language teachers. The authors emphasize that the ? use of information and communication technologies contributes

Materials and methods. The article focuses on the didactic use of interactive worksheets (Live-Arbeitsblatter), web quests based on search work with elements of a role-playing game, as

o m

p e

ee

n

c

e

s ?

s

St?

to the development of cognitive functions of students, increases ^ »

£ ?

the level of motivation and cognitive interest, encourages intro- s S

I ^

spection of the level of formation of language competence and s ^

a ?

motivates students for its further development. £ S

s

H ^

n o

0 m

ooa

1 seo

s S

well as a special Word-wall service for generating tasks. This makes the educational process interactive and contributes to the formation of language competence at a higher level.

Results. Analysis of work on the formation of language competence of future foreign language teachers reflects the real growth of all components of language competence, namely phonetic, lexical and grammatical skills. The developed interactive tasks have proved their efficiency when used in various forms of work: individual, group and frontal. Students acquire skills in working with information and communication technologies, which will make it easier for them to adapt to their future professional activities.

Discussion. The authors summarize the results of the content analysis of the works of scientists on the problem of using information and communication technologies in teaching foreign language and for the formation of students' language competence. The conclusion is made about the high role of information and communication technologies in the formation of the | language competence of students, because they allow introducing elements of novelty, creativity and communication into the ^ educational process.

-g Conclusion. Practical activities for the training of future

foreign language teachers, carried out at the present stage of development of education and information-communication tech-

^ nologies, have confirmed the efficiency of the use of infor-• • • •

§ mation-communication technologies to form the language

R

| competence of students at a higher level.

^ Keywords: Language competence; Phonetic skills; Lexi-

^ cal skills; Grammatical skills; Information and communication

technologies; Interactive worksheets; Live Arbeitsblatter; Web quest; Word-wall service.

Highlights:

The components of language competence are determined from the standpoint of phonetic, lexical and grammatical skills;

The advantages of using information and communication technologies in order to form the language competence of future ^ foreign language teachers at a higher level are justified;

The necessity of using information and communication technologies to activate the cognitive processes of students is proved;

The positive impact of the use of information and communication technologies on the motivational sphere of students is emphasized.

S

0

1

a

5

s ft

h

ft

6

a

a i

o' n

ft a

References °g

g

1. Karpov A.V. & Karpova E.V. (2017), Princip aktivnogo vybora ft

o

v obuchenii i vospitanii lichnosti [The principle of active choice in teaching m

p

and education of personality], Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo e

c

universiteta, 4 (79), 127-134. (In Russian). ft

f

2. Napalkov S.V. (2018), Ob ispol'zovanii tematicheskih obra- ^

t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

zovatel'nyh Web-kvestov v dopolnitel'nom matematicheskom obrazovanii S

ft

shkol'nikov [On the use of thematic educational web-quests in additional X e

d c

mathematical education of schoolchildren], Matematicheskij vestnikpedvu- c % zov i universitetov Volgo-Vyatskogo regiona, 20, 310-313. (In Russian). | b

3. Afanas'eva O.Yu., Nikitina E.Yu. & Fedotova M.G. (2022), Me- n. M

a a

diagramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti budushchego o |

s

uchitelya inostrannogo yazyka [Media literacy as a component of func- e ft

c f

tional literacy of a future foreign language teacher], Vestnik Yuzhno- S r Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universi teta, 2 (168), 22-35. (In Russian).

00 » i a

s S

^ obuchenii inostrannym yazykam [Rationality of using information and tele-Is communication technologies in teaching foreign languages], Ekonomiches-kie i social'no-gumanitarnye issledovaniya, 2 (34), 206-213. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 20.12.2022; одобрена после рецензирования 22.12.2022; принята к публикации 24.12.2022.

A

£

s

50 S

о

а

сц £

4. Ezhova T.V. & Stukolova E.A. (2022), Interaktivnye tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku v shkole [Interactive technologies of teaching a foreign language at school], Vestnik pedagogicheskih nauk, 5, 189-194. (In Russian).

5. Matvienko L.M. (2022), Ispol'zovanie informacionno-kommu-nikacionnyh tekhnologij v obuchenii inostrannomu yazyku: osobennosti i perspektivy [The use of the information and communication technologies in foreign language teaching: peculiarities and prospects], Izvestiya Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 8 (171), 22-28. (In Russian).

6. Ahmedova E.M., Pashina S.A. (2021), Didakticheskie trebo-vaniya k sovremennym IKT i ih rol' v sisteme obrazovaniya [Didactical requirements for modern ICT and their role in the education system], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (86), 184-185. (In Russian).

7. Tancura T.A. (2021), Potencial sovremennyh cifrovyh tekhnologij v obuchenii inostrannomu yazyku studentov vysshej shkoly [The potential of modern digital technologies in teaching a foreign language to higher education students], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 4 (89), 295-297. (In Russian).

8. Danielyan N.V. (2022), Racional'nost' ispol'zovaniya ikt pri

cç The article was submitted 20.12.2022; approved after reviewing

22.12.2022; accepted for publication 24.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.