На заключительном этапе после проведения экспериментальной работы по апробации программы внеурочной деятельности по географии, направленной на формирование экологической компетентности обучающихся, так же была проведена диагностика уровнях экологической компетентности обучающихся (по раннее представленным методикам). Мы получили существенные различия в процентном отношении детей по уровням сформированности экологической компетентности в контрольной и экспериментальной группах. В последней количество детей с низким уровнем сократилось до 10 %, в тоже время выросло количество обучающихся со средним уровнем (77%), что говорит о том, что программа внеурочной деятельности, внедренная в образовательный процесс, помогла повысить уровень сформированности экологической компетентности обучающихся.
Таким образом, разработка и апробация программы внеурочной деятельности оп географии, направленной на формирование экологической компетентности обучающихся позволила повысить уровень последней в экспериментальной группе.
Выводы. Таким образом, экологическая компетентность обучающихся является важной составляющей экологической культуры человека. Программа внеурочной деятельности по географии, построенная с учетом краеведческого принципа, с применением активных методов и форм, ориентированных на природоохранную, исследовательскую деятельность способствует формированию экологической компетентности обучающихся.
Литература:
1. Васильев, С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 91 с.
2. Гагарин, А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование / А.В. Гагарин.
- М.: Издательство РУДН, 2011 - 160 с.
3. Гладкий, Ю.Н. География 10-11 классы / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2017. - 272 с.
4. Глазачев, С.Н. Экологическая компетентность: теория и практика / С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова. - М.: РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - С. 5-8.
5. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. - М.: МПСИ, 1999. -С. 130-151.
6. Ермаков, Д.С. Экологическая компетентность / Д.С. Ермаков // Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования. - СПб.: Тесса, 2006. - № 5. - C. 24-25.
7. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1981. - 184 с.
8. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И.Д. Зверев. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
9. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер. - М.: Просвещение, 1990. - 121 с.
10. Панов, В.И. Экологическое сознание в парадигмальном контексте понятия «природа» / В.И. Панов // Ноосферные исследования, 2017. - Выпуск 2(18). - С. 17-30.
11. Панфилова, Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. / Л.В. Панфилова. - Тольятти, 2002. - 42 с.
12. Пистунова, Л.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Л.Е. Пистунова. - Кемерово, 2006. - 204 с.
13. Ромейко, Н.В. Формирование экологической компетентности в условиях послевузовского образования / Н.В. Ромейко // Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. - Тобольск, 2000. - С. 72-79.
14. Суравегина И.Т. Как учить экологии / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 (дата опубликования 05.07 2021).
16. Чопенко, Л.С. Экологическая компетентность личности как педагогическое явление / Л.С. Чопенко // Вестник Российского университета кооперации. - 2013. - №4. - С. 125.
17. Шаронова, Е.Г. Формирование экологической культуры подростков в объединениях натуралистско-экологического направления учреждений дополнительного образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Е.Г. Шаронова.
- Чебоксары, 2002. - 167 с.
18. Шульпина, Е.А. Педагогические условия формирования экологической компетентности у студентов университета (на примере общепрофессиональных дисциплин специальности «География»): автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. / Е.А. Шульпина. - Челябинск, 2001. - 23 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ипатова Ирина Серафимовна
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород)
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВРЕМЯ
COVID-19
Аннотация. Авторы статьи затрагивают актуальную на сегодняшний день тему преподавания иностранного языка в условиях COVID-19. Необходимость быстрого перехода на дистанционное обучение заставила преподавателей и студентов по-новому взглянуть на все стороны учебного процесса и адекватно ответить на вызовы в условиях пандемии. В статье указывается на трудности в преподавании и изучении иностранного языка и пути их преодоления. Сравнивая очное и дистанционное обучение, авторы не дают предпочтения ни одному способу, но объективно оценивают online формат, предлагая способы его совершенствования и дальнейшего внедрения в учебный процесс. В статье особо подчеркивается роль преподавателя в этих условиях, как главного действующего лица и вдохновителя в успешной реализации учебных и воспитательных задач.
Ключевые слова: online образование, цифровая платформа, технологии обучения, коммуникация, мотивация, учебная нагрузка, обучающая стратегия.
Annotation. The article writers raise an acute issue of teaching a foreign language in COVID -19. The need for a rapid transition to distance learning has led teachers and students to take a fresh look at all aspects of the educational process and adequately respond to the challenges of the pandemic. The article refers to difficulties in teaching and learning English and ways to overcome them. Comparing face-to-face and distance learning, the authors are not inclined to give preference to any, but objectively evaluate the online format, suggesting ways to improve it to introduce to teaching. The article emphasizes the role of a teacher in distance learning, as a main person and inspirer in successful educational tasks implementation and moral support.
Key words: online education, digital apps and platforms, teaching technologies, communication, motivation, learning assignments, teaching strategy.
Введение. В настоящее время коронавирус или Covid-19 является серьезной проблемой, затронувшей наряду с повседневной жизнью и работой, также и систему образования во всем мире. Чтобы уменьшить распространение этой опасной болезни были введены определенные ограничения, одним из которых явилось переход из очного на дистанционный формат обучения. Внезапный переход обучения в online, за такой короткий период времени в масштабе всей планеты, получился неожиданным, непривычным и довольно пугающим.
Изложение основного материала статьи. Страны всего мира столкнулись с вызовами по организации образовательной деятельности в online [2, С. 23]. В связи с тем, что пандемия привела к закрытию школ, колледжей и высших учебных заведений, пришлось быстро перевести обучение миллионов учащихся по всему миру на цифровую платформу без всякой подготовки.
Не все можно было перенести автоматически из аудиторий в online, существовали различные проблемы, которые относились к переходу из очного обучения на дистанционное, установлению взаимоотношений преподавателя и студента в дистанционном режиме, обеспечение и наличие компьютеров и, конечно же, доступ к Интернету. И одна из главных проблем была, и остается до сих пор, оценивание учащихся, как во время занятий, так и на промежуточных аттестациях, таких как рубежные контроли, зачеты, экзамены, защиты дипломов, которые тоже подлежали тщательному разбору и анализу.
Преподаватели понимали значения использования информационных технологий, но не были готовы к таким чрезвычайным изменениям [8, С. 346]. Им так же, как и студентам, нужно было освоиться в цифровой образовательной среде, чтобы дистанционное обучение стало успешным.
Дистанционный формат значительно усложнил работу преподавателя и увеличил нагрузку во много раз, так как ему теперь приходиться искать, отбирать, готовить и представлять информацию через Интернет в качестве не только педагога-организатора, но еще и методиста. Большинство образовательных учреждений перешли на синхронную модель обучения в реальном времени с использованием «живых» конференций на платформах ZOOM, Blackboard, Skype и других [9, С. 316].
Изучение английского языка дистанционно видится студентам, особенно первокурсникам, а также и преподавателям, оказавшимся лицом к лицу с новыми вызовами в учебном процессе, как нечто новое в учебном процессе. И это привело к определенным проблемам затруднившим процесс обучения, к которым можно отнести, как низкий уровень английского языка и недостаточный контроль и взаимодействие обеих сторон педагогического процесса, так и нехватка технических средств и отсутствие Интернета.
Во время пандемии многие студенты, которые учились в городе, где всегда есть стабильный Интернет, уехали домой в районные поселки и деревни, где постоянные проблемы со связью, сбои в технических средствах, что не позволяет им полноценно учиться, а порою является поводом для пропуска занятий и неподготовленности к ним. В то время как одни студенты успешно учатся online, другие ведут себя пассивно, а то и вовсе не посещают занятия.
Дистанционное бучение означает, что студенту нужно быть более самостоятельным и ответственным в своей учебе. Работая со студентами лицом к лицу каждый день в аудитории, преподаватель видит неуспевающих, или инертных студентов и может быстро на месте определить и устранить причину. Что касается обучения в дистанционном формате, преподавателю сложнее выйти на откровенную беседу с учащимися, особенно с теми, которые не идут на контакт и каждый раз находят разные причины, чтобы не готовиться к занятиям. И на сегодняшний день это уже показывает практика работы в online.
Низкий уровень владения английским языком выражается в стремлении сидеть тихо и не участвовать активно в обсуждении, отвечать и задавать вопросы. На представляемые, преподавателем материалы, будь то в аудио или видео формате, студенты не проявляют должного внимания, часто просят повторить уже объясненный материал. Вместо того чтобы выполнять задания самостоятельно они предпочитают их переписывать у других студентов или, не раздумывая, обращаются к Интернету [6, С. 154]. Кроме того, само пребывание в домашних условиях не располагает к учебе, а напротив, расслабляет и не настраивает на продуктивную работу, то есть исчезает мотивация к обучению.
Конечно, похожая проблема возникает и на аудиторных занятиях, но степень выраженности гораздо очевиднее в дистанционном формате. В режиме online каждый студент работает автономно и не может напрямую общаться с преподавателем или с другими студентами по предложенному материалу. Обсуждение во время занятия также не эффективно из-за разного уровня владения устной речью и, главным образом, занимает доминирующее положение со студентами с хорошим языковым уровнем, остальные же пассивны, невнимательны и могут заниматься посторонними делами [7, С. 86]. Усвоение материала и выполнение заданий за короткий период не происходит, и это делает учебный процесс не достаточно эффективным.
Без помощи и поддержки друзей и родителей студенты находят дистанционное обучение монотонным и скучным. Сидение перед экраном компьютера в течение шести и более часов изматывает и негативно сказывается на зрении и общем самочувствии, что не скажешь про учебу с преподавателем в очной форме. Они испытывают дискомфорт в обучение дистанционно, и накапливающаяся усталость отражается на работоспособности и собственно и на мотивации в изучении иностранного языка. Учащиеся становятся наиболее мотивированными к участию в online работе, когда преподаватель проявляет быструю реакцию и взаимодействует с ними, что требует от него большего участия и индивидуального подхода [5, С. 72].
В обучении английскому языку преподаватель сконцентрирован на усвоении студентами четырех видов деятельности: чтении, аудировании, говорении, письме. Проблема с чтением в дистанционном формате заключается в основном из-за ограниченного словарного запаса. Студентам требуется больше времени на чтение, а инструкции через WhatsApp или ZOOM не сразу доходят до них и многие часто просят по нескольку раз объяснить задания, которые в аудиторных условиях не требуются [3, С. 116].
Проблема с аудированием состоит в том, что преподаватель не в состоянии определить сами ли студенты выполняют задания или копируют у других, а с помощью современных технологий, они могут легко получить ответы, о чем преподаватель может и не догадываться.
Разный уровень говорения также ограничивает участие каждого студента в групповом общении. Не все студенты серьезно относятся к этому виду речевой деятельности и преподавателю трудно отследить работу всех студентов в online, поскольку они могут находиться в разных местах, пользоваться различными приложениями и платформами. Кроме того, без проявлений эмоций, языка жестов отсутствует естественный характер общения. Ролевую игру, например, которую нетрудно разыграть в аудитории, довольно сложно в полной мере осуществить в дистанционном формате.
Сам факт нахождения дома также не способствует полностью развитию речевого умения. Многим ребятам легче общаться в аудитории с другими студентами и с преподавателем, так как это помогает им практиковаться в английском языке естественным образом. Что касается общения на занятие из дома, то в течение занятия учащиеся говорят недостаточно, часто лишь несколько слов или совсем отмалчиваются. Такое общение не очень эффективно, постоянные письменные задания надоедают, и желание заниматься иностранным языком постепенно пропадает [4, С. 496].
Одна из сложных проблем в обучение английского языка, это проблема с четвертым видом речевой деятельности -письмом, так как сегодняшние студенты пользуются исключительно только on-line переводчиками, что не способствует развитию этого умения. Такое случается и при очном обучении, но в этом случае преподаватель разрешает пользоваться печатными словарями и может помочь в зависимости от результата написанного. Письмо играет немаловажную роль в учебном процессе, что порою отражается на настроении студентов и их ответах. Преподавателю крайне сложно проверить записи в тетради, так как часто у учащихся не работает камера.
Позиция преподавателей и их отношение к вызовам времени в течение пандемии являются ключевыми факторами в обучении иностранному языку. Чтобы online обучение было продуктивным, преподавателю нужно хорошо готовиться к занятию. Учебные материалы должны быть ясными и немногословными, а если, например, дается материал в видео формате, нужный фрагмент следует обрезать, чтобы не терять время на его поиск и отвлекать внимание студентов.
В первый год пандемии преподаватели выстояли натиск эпидемии и в настоящее время применяют различные стратегии обучения на своих занятиях. Они включают продление сроков сдачи заданий, предлагают разные способы подачи материала, используют аудио, видео и различные масс-медиа [10, С. 70]. Год неопределенности подтолкнул многих к поискам новых форм и технологий, тренировки своих компетенций в online формате.
Преподаватели стараются поддерживать непринужденную атмосферу на занятиях, чтобы снять напряжение и продолжить обучение на высоком уровне. Кроме этого они научились новым способам взаимодействия со студентами. Если до пандемии обращалось внимание в основном на успеваемость, то сейчас преподаватели смотрят на участие в работе на занятиях и личную ответную реакцию студента. Это придает им уверенности в их учебе, видя, что преподаватели, хотя и не физически, но морально рядом с ними.
В течение занятий, преподаватели напоминают студентам о необходимости посещать консультации, как индивидуальной, так и групповой, что облегчает усвоение материала и укрепляет контакт между преподавателем и самими студентами.
Большинство студентов заявляют, что не понимают материал, так как преподаватель объясняет слишком быстро из-за нехватки времени. Кроме того, студенты отмечают, что некоторые преподаватели дают задания вовсе без объяснений, что отражается на их успеваемости. Студенты часто недовольны большим объемом домашнего задания, что заставляет их испытывать дополнительное напряжение и стресс. Некоторые преподаватели требуют у студентов повышенного внимания и ответственности к своему предмету, не оставляя времени для подготовки по другим дисциплинам.
Преподаватели, которые проводят занятия в дистанционном формате каждый день, точно знают что делать, так как являются главными действующими лицами как в аудитории, так и на платформе ZOOM в котором они применяют все новейшие технологии для успешного обучения своих студентов. Преподаватели понимают, что нынешняя ситуация готовит их к будущим сценариям в образовании online и обучение может стать не только альтернативой, но и ведущим способом обучения [1, С. 24].
Можно твердо сказать, что обе стороны учебного процесса освоились в новом режиме работы и извлекли для себя много ценной и полезной информации. Несмотря на многие проблемы, COVID-19 сыграл и положительную роль в системе образования многих стран вообще, и в обучении английскому языку в частности. Пандемия проложила дорогу к цифровому переходу в обучении и ускорила внедрение различных образовательных технологий в учебный процесс. До вспышки коронавируса, некоторые мероприятия по внедрению в учебный процесс определенных инноваций были приостановлены, а во время пандемии они стали рассматриваться в свете отработки уже в дистанционном формате.
Очевидно, что Covid-19 в одночасье не исчезнет и нужно быть готовым ко всем возможным трудностям в реализация online образования, что потребует больших усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Низкий уровень владения студентами английским языком, трудности в осуществлении контроля за работой студентов на занятиях, компьютерные сбои, отсутствие Интернета, ограниченные возможности гаджетов, являются главными препятствиями в дистанционном обучении.
Выводы. Возникающие проблемы следует решать оперативно, чтобы учебный процесс проходил максимально эффективно. Поскольку online обучение сосредоточено вокруг фигуры преподавателя, то его роль является главной в организации занятий и решении поставленных целей. Немаловажным в успехе online образовании является роль руководства учебными заведениями, инвестиции, поддержка со стороны правительства, отношение преподавателей и студентов к работе во время пандемии.
Грамотная реализация обучающей стратегии, коммуникация, терпение, диалог со студентами становятся ключевыми факторами в преодолении трудностей в online образовании во время пандемии.
Литература:
1. Гуро-Фролова, Ю.Р. Методические аспекты обучения иностранному языку в техническом вузе в дистанционном формате / Ю.Р. Гуро-Фролова // В сборнике: Совершенствование методики преподавания в техническом вузе. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции. Отв. Редактор О.Р. Дорняк. - Воронеж, 2021. - С. 22-26.
2. Гуро-Фролова, Ю.Р. Обучение иностранному языку в условиях дистанционного обучения / Ю.Р. Гуро-Фролова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 4. - № 5(82). - С. 12-16.
3. Готовность студентов к использованию цифровых технологий в образовании: анализ проблемных ситуаций / Е.В. Грязнова, И.А. Ланская, С.С. Зайцева, Л.В. Егорова // Перспективы науки. - 2021. - № 3 (138). - С. 115-117.
4. Ипатова, И.С. Современное лингвистическое образование: логика проблем / И.С. Ипатова, О.Г. Коларькова, А.А. Савинова // В сборнике: Профессиональное образование. Материалы четырнадцатой международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2020. - С. 492-498.
5. Орлова, Л.Г. Повышение мотивации / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 3. - №5 (81). - С. 70-73.
6. Орлова, Л.Г. Корнилова Е.С. Обучение студентов иностранному языку в группе с разным уровнем подготовки / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // В сборнике: Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума. - 2016. - С. 154.
7. Соколова, Е.Г. Содержание межкультурной компетенции юриста в сфере морского и речного транспорта / Е.Г. Соколова // Психология образования в политкультурном пространстве. - 2016. - № 3 (35) - С. 85-90.
8. Хайруллин, Р.Д. Эффективность работы в группе на занятиях по иностранному языку / Р.Д. Хайруллин, Ю.Н. Храмова // В сборнике: Профессиональное образование. Материалы пятнадцатой международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 345-349.
9. Храмова, Ю.Н. Применение компьютерных информационных технологий в обучении профессиональному иностранному языку студентов неязыкового вуза / Ю.Н. Храмова, Р.Д. Хайруллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 316-319.
10. Храмова, Ю.Н. Пути внедрения инновационных технологий в учебный процесс вуза при обучении иностранного языка / Ю.Н. Храмова // Педагогический вестник. - 2018. - № 1. - С. 69-71.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший воспитатель Колосова Анна Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 319» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов, связанных с формированием у детей дошкольного возраста элементарной финансово-экономической грамотности. Представлены педагогические подходы к ее реализации в дошкольной организации. Показана специфика понятий «экономическая грамотность» и «финансовая грамотность» относительно дошкольного возраста. Обоснована необходимость целенаправленной работы по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и материальным ценностям. Определен круг задач экономического воспитания. Охарактеризованы условия эффективности экономического воспитания дошкольников, среди которых авторами выделены профессиональная компетентность педагогов и способы ее совершенствования, взаимодействие с родителями дошкольников. Подчеркивается приоритетная роль семьи в приобщении дошкольников к миру экономики и финансов. Приведена примерная тематика мероприятий для педагогов и родителей. Авторы отмечают особую значимость и сензитивность дошкольного возраста для овладения первоначальными финансово-экономическими понятиями, приобщения к истокам экономической культуры.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экономическое воспитание, формирование основ финансовой грамотности, образовательный процесс, финансово-экономические ценности, экономические представления.
Annоtation. The article examines the problem of forming the foundations of financial literacy of preschool children. Pedagogical approaches to its implementation in a preschool organization are presented. The specificity of the concepts of "economic literacy" and "financial literacy" in relation to preschool age is shown. The necessity and importance of financial and economic education of children in the conditions of modern socio-cultural space is proved. The most important tasks of economic education of children are formulated. The conditions for the effectiveness of the economic education of preschoolers are characterized, among which the authors single out the professional competence of teachers and ways to improve it, interaction with parents of preschoolers. The priority role of the family in introducing preschoolers to the world of economics and finance is emphasized. An exemplary theme of events for teachers and parents is given. The authors note the special significance and sensitivity of preschool age for mastering the initial financial and economic concepts, familiarizing with the origins of economic culture.
Key words: preschool children, economic education, the formation of the foundations of financial literacy, the educational process, financial and economic values, economic ideas.
Введение. В настоящее время наблюдается нарастающая тенденция повышения значимости в современном социуме материальных благ, экономических ценностей, актуализируется способность ориентироваться в мире финансовых категорий и сервисов. В то же время на фоне интенсивного экономического развития социально-экономическая ситуация в стране свидетельствует о недостаточном уровне финансовой грамотности населения, дефиците экономических знаний у современного человека, что свидетельствует о необходимости приобщения граждан к миру финансово-экономических ценностей, начиная уже с дошкольного возраста. При этом следует подчеркнуть, что финансово-экономические знания необходимо формировать как в семье, так и путем целенаправленного педагогического воздействия в системе общественного дошкольного образования. Другими словами, низкий уровень экономической грамотности в современном обществе убеждает в необходимости активизации просветительской работы по обогащению представлений о финансах и экономике в целом, формированию культуры потребления и сбережения.
Данный факт заставляет задуматься о необходимости введения обучения, нацеленного на формирование элементарной финансово-экономической грамотности, в содержание дошкольного образования. Первичная социализация, как процесс приобщения детей к социальному окружению, является основой формирования всесторонне развитой личности, ориентирующейся в окружающем мире и, в частности, в экономической обстановке, поэтому эффективность социализации тесно взаимосвязана с овладением финансовой грамотностью. В данный период могут быть наиболее успешно сформированы полезные финансовые навыки и привычки.
Изложение основного материала статьи. Согласно основным положениям «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017, понятие «финансовая грамотность» включает овладение знаниями, умениями и моделями поведения в сочетании с осведомленностью, позволяющими принимать рациональные финансовые решения, приводящие в последствии к экономическому благополучию [6]. Рассматривая финансовую грамотность под углом специфики