УДК 372.881.1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ ZOOM Д ЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина, Россия Борщевская Юлия Михайловна, к.п.н., доцент
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Целью данной статьи является рассмотрение основных характеристик и дидактических возможностей программы Zoom для организации дистанционного обучения иностранному языку в вузе. В статье рассматриваются основные особенности и возможности применения программы Zoom, обладающей основными инструментами, необходимыми для организации практических занятий по дисциплине «Иностранный язык», а именно для объяснения и отработки нового учебного материала, проверки домашнего задания и проведения контрольных мероприятий. В статье изложен опыт практического применения программы Zoom при обучении английскому языку студентов бакалавриата неязыковых специальностей НГПУ им. К. Минина в дистанционном формате. Программа ZOOM была активно использована преподавателями для развития навыков устного речевого общения в дистанционном формате. В статье сделаны выводы о достоинствах и недостатках программы ZOOM, а также перечислены основные сложности, с которыми на практике столкнулись преподаватели и студенты.
Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык, коммуникативная компетенция, дистанционное обучение, интернет-технологии, Zoom, COVID-19
В связи со вспыхнувшей пандемией коронавируса COVID-19, начиная с марта 2020 года, Российские вузы были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения в режиме удаленного доступа с применением образовательных платформ, современных интернет-сервисов и образовательных ресурсов.
Перед преподавателями возникли сложные вопросы выбора эффективных цифровых ресурсов и сервисов обучения, а также инструментов, необходимых для организации онлайн встреч с учащимися с целью проведения
устных опросов и оценки учебных достижений студентов в дистанционном формате.
Преподаватели дисциплин языкового курса Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина также столкнулись с данными проблемами, которые возникли в первую очередь из-за специфики предмета «Иностранный язык», основной целью которого является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, подразумевающей наличие умений и навыков устного и письменного общения на иностранном языке в ситуациях межкультурного и профессионального общения [1, 7, 10]. Поскольку большинство дисциплин представлены в ЭИОС вуза в электронном виде [4, 6], что позволяет развивать такие аспекты речи как аудирование, чтение и письмо, то преподавателям была необходима платформа для организации практических занятий с целью формирования навыков говорения.
В качестве возможных вариантов рассматривались такие сервисы как мессенджеры (Viber, WhatsApp, Discord), социальные сети (Facebook, VK, Instagram), интернет платформы (Pruff me) и программы (Zoom, Skype). Однако, после апробации ряда интернет сервисов, преподавателями кафедр иноязычной профессиональной коммуникации и кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики НГПУ им. К. Минина было отмечено, что программа для организации видеоконференций Zoom является наиболее эффективной и отвечающей запросам преподавательского состава для организации дистанционного обучения дисциплинам языкового цикла («Английский язык», «Второй иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Практика перевода иностранных источников»).
Цель данной работы - рассмотреть основные характеристики и дидактические возможности программы Zoom для организации дистанционного обучения иностранному языку в вузе, а также сформулировать методические рекомендации для дальнейшего использования Zoom в педагогической практике.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть особенности Zoom и описать основные инструменты Zoom с позиций их использования в учебных целях в дистанционном формате обучения;
- обобщить опыт практического применения программы Zoom при обучении английскому языку студентов вуза;
- выявить достоинства и недостатки программы Zoom, а также сложности, возникшие у преподавателей и студентов;
- сформулировать методические рекомендации для дальнейшего использования Zoom в педагогической практике вуза.
Zoom - это программа для проведения видеоконференций и вебинаров. Подключение к конференции возможно через смартфон или компьютер.
Каждый участник встречи имеет возможность говорить, демонстрировать видео и демонстрировать свой экран. Во время пандемии COVID-19 произошёл всплеск популярности Zoom для удалённой работы, дистанционного обучения и социального общения в сети Интернет.
В условиях дистанционного формата при обучении иностранному языку программа Zoom позволяет осуществлять устное взаимодействие со студентами, развивать основные виды речевой деятельности и проводить контроль умений продуктивной речи учащихся.
Рассмотрим подробнее возможности применения программы на всех этапах обучения.
1 этап - этап ознакомления. Для объяснения нового учебного материала удобно использовать функцию «демонстрация экрана». Преподаватель может пользоваться или «доской сообщений», которая представляет собой интерактивную онлайн-доску для записей или рисования, или демонстрировать документы с рабочего стола. Совместно с демонстрацией экрана возможно подключить функцию «комментировать», которая позволяет комментировать экран (рисовать, писать, обводить другим цветом).
2 этап - тренировка. Программа Zoom в формате реального времени позволяет организовывать отработку и закрепление учебного материала.
Выполнять тренировочные упражнения очень удобно с использованием функции «демонстрация экрана» и «комментирование». В начале тренировки преподаватель или студенты могут писать ответы и демонстрировать остальным участникам.
Однако, повторимся, что в первую очередь речь идет об развитии навыков устного речевого общения, поскольку обучение иностранному языку невозможно без практики говорения. Программа Zoom имеет необходимый функционал для практики различных форм обучения (индивидуальной, парной и групповой). В программе возможно создавать необходимое количество «сессионных залов», чтоб разделить учащихся на пары или группы, при этом студенты одного зала, выполняя задания, не слышат и не видят студентов из других залов. Преподаватель же может перемещаться между залами и контролировать учебный процесс.
3 этап - применение. Этап применения, т. е. воспроизведения на продуктивном уровне изученных языковых средств в коммуникативных ситуациях общения, также можно организовывать с применением программы Zoom. Перечислим основные возможности организации данного этапа:
- практика письменной речи с использованием чата;
- практика подготовленной монологической речи в формате доклада с презентацией. В данном случае выступление может быть представлено как одним студентом, так и в паре или мини-группе;
- практика подготовленной диалогической речи, когда студентам дается время для подготовки ответов в «сессионных залах»;
- практика неподготовленной речи в формате групповых дискуссий, обсуждений, когда преподаватель выполняет функцию модератора.
4 этап - контроль. Программа Zoom позволяет организовывать все основные виды контроля (текущий, рубежный, промежуточный и итоговый) [8, с. 51-52] с применением таких оценочных средств как дискуссия, доклад / сообщение с презентацией, мини-проект.
Практический опыт применения Zoom в процессе обучения английскому языку студентов неязыкового вуза, позволяет нам выделить ряд основных дидактических достоинств программы:
- осуществление взаимодействия и общения в реальном времени;
- чат для написания сообщений (личных или для всех участников) и обмена файлами различных форматов;
- интерактивная доска для записей и комментариев;
- совместная демонстрация и просмотр документов с рабочего стола (демонстрацию возможно осуществлять не только организатору, но и всем участникам конференции);
- наличие виртуальных комнат для работы в парах, мини группах и группах как под руководством преподавателя, так и самостоятельно;
- функция записи конференции (=учебного занятия), которую можно позже пересматривать.
Однако наряду с положительными сторонами отметим и недостатки программы:
- в бесплатной версии программы максимальная длительность конференции составляет 40 минут;
- высокая стоимость платной версии, которая позволяет работать дольше и с большим количеством участников;
- большое количество разнообразных настроек как базовых, так и расширенных, требующих времени для освоения;
- не всегда стабильное качество видео при онлайн занятии;
- необходимость инсталлировать программу перед началом работы и проверять совместимость технологических средств.
Далее мы перечислим сложности, с которыми столкнулись как студенты, так и преподаватели во время дистанционного обучения, когда значительная доля учебного процесса организовывалась с использованием программы Zoom. Среди основных категорий сложностей необходимо отметить:
- технические сложности, такие как устаревшие технические средства, слабый сигнал Интернет, трудности подключения и т. д.;
- различные уровни функциональности компьютерных устройств, что отрицательным образом сказывается на учебном процессе (например, замедленная работа платформы при использовании видео связи и т.д.);
- необходимость обязательной регистрации участников, что требует не только времени, но и наличия почты или Facebook или Google аккаунта;
- недостаточный уровень цифровых навыков и умений работать с ИКТ;
- отсутствие опыта работы с программой (подавляющее большинство преподавателей и студентов не умели пользоваться программой Zoom в начале дистанционного обучения;
- эмоциональные трудности: стеснение студентов говорить на камеру или задавать вопросы в чат.
В заключение считаем важным, исходя из приобретенного опыта, сформулировать ряд методических рекомендаций, которые могут помочь педагогам использовать программу Zoom при обучении иностранному языку студентов вузов. Использование Zoom требует от преподавателя учета определённых методических и психолого-педагогических аспектов, связанных с проведением занятия онлайн. Во-первых, необходимо четкое планирование занятия с определением того содержания или контента, который демонстрируется онлайн (страницы учебника, подготовленные упражнения, интерактивные ссылки, готовые аудиофайлы для аудирования, презентации и т. д.). Во-вторых, готовность преподавателя использовать именно те настройки и инструменты программы, которые соответствуют цели и задаче занятия (например, использование интерактивной доски для объяснения грамматики). В-третьих, преподавателю необходимо учитывать педагогические аспекты работы и построения общения онлайн (учет возраста группы, взаимоотношения внутри группы при распределении по сессионном залам, основы нетикета, умение информативного воздействия на обучающихся онлайн, вовлеченность всех участников в процесс обучения). Следующий важным моментом является учет этических моментов, связанных с вопросами приватности, сохранности личных данных, уважением мнения и личного пространства собеседника.
Использование технологии требует общей «оркестрации» (orchestration) учебного занятия, проводимого на платформе. Под оркестрацией понимается такой подход к использованию ИКТ в обучении, который позволяет учитывать разнообразие и множественный характер сложностей, возникающих при внедрении ИКТ в учебный процесс, который, в свою очередь, становится более сложным и непредсказуемым в дистанционном формате. Данный подход помогает сделать процесс внедрения технологии более простым и управляемым преподавателем [12]. К данным характеристикам оркестрации учебного занятия следует отнести: планирование хода занятия; управление ходом занятия для скоординированности действий участников обучения; выбор видов контроля и оценки результатов обучения; гибкость в использовании инструментов платформы и готовность вмешаться в случае технологических сложностей; знание целевой аудитории. Данные рекомендации характерны не только для работы в Zoom, но и для построения онлайн обучения и общения в целом.
Список литературы
1. Архипова М.В. Особенности иностранного языка как учебного предмета на современном этапе образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1 (111). С. 142-145.
2. Белова Е.Е., Гаврикова Ю.А. Современный подход к обучению чтению на английском языке // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 80-83.
3. Борщевская Ю.М., Минеева О. А., Ляшенко М.С. Реализация профессиональной направленности в обучении английскому языку студентов бакалавриата экономического профиля // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 18-25.
4. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С. 1.
5. Жулина Е.В., Архипова М.В. Современные технологии обучения языкам // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 68-71.
6. Ляшенко М.С., Минеева О.А. Исследование эффективности ресурсов Moodle для организации самостоятельной работы студентов в контексте изучения иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 162-166.
7. Минеева О.А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический университет. Нижний Новгород, 2009. 23 с.
8. Минеева О.А., Ляшенко М.С., Казначеев Д.А. Особенности оценивания результатов обучения по дисциплине «Английский язык» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 50-56.
9. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
10. Цветкова С.Е., Минеева О.А. Методическая система, цели и средства иноязычной подготовки бакалавров в сфере экономики и бизнеса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 235-240.
11. Arkhipova M.V., Belova E.E., Gavrikova Y.A., Mineeva O.A. The model of promoting professional and communicative foreign language competence of future engineers // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 131. С. 521-529.
12. Dillenbourg, P., Nussbaum, M., Dimitriadis, Y., & Roschelle, J. (2013). Design for classroom orchestration. Comput. Educ., 69, 485-492.
Mineeva Olga Aleksandrovna, Cand. Ped. Sci., associate professor Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci.
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod Russia Borshtchevskaya Yulia Mikhailovna, Cand. Ped. Sci., associate professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: [email protected])
DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE ZOOM SOFTWARE PROGRAM FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES ONLINE IN THE UNIVERSITY
Abstract. The purpose of this paper is to consider the main features and didactic possibilities of the software program Zoom for organizing foreign languages distance learning in the university. The authors describe the main features and possibilities of using Zoom, which has the tools necessary for organizing practical classes in the discipline of "Foreign language", namely for explaining and training new content, checking homework and organizing assessment and evaluation activities. The authors describe and evaluate the experience of the practical application of the Zoom software program in teaching English online to undergraduate students of non-linguistic disciplines in Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
University. Zoom was actively used by teachers in remote virtual learning to develop oral communication skills of the undergraduate students. In paper, the advantages and disadvantages of the Zoom software program, as well as the main difficulties teachers and students faced in practice, were listed.
Keywords: higher education, foreign language, communicative competence, distance education, Internet technologies, Zoom, COVID-19
УДК 339.13
ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА СПОРТИВНОГО
ПИТАНИЯ
Фролова Нина Владимировна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент
(e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Ершова Екатерина Александровна, студент (e-mail: [email protected]) Мольков Леонид Дмитриевич, студент (e-mail: [email protected]), Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье рассмотрены результаты маркетингового исследования, проведенного в марте 2020 года с целью изучения критериев выбора исследования спортивного питания. Выявлены предпочтения по ассортименту и производителям, частоте и месту покупки
Ключевые слова: опрос, спорт, спортивное питание, потребители.
Введение. В современном мире, фитнес и обширное понятие «спорт» -является неотъемлемой частью каждого человека. Однако, тенденции здорового образа жизни оказывают прямое воздействие и на механизм маркетинга, и образуют все новые продукты на рынке, связанные с соблюдением правильного питания. Результатом такого воздействия является существование крупного сегмента рынка - спортивного питания. Несомненным лидером в индустрии производства спортивного питания являются - Соединенные Штаты Америки, они открыли рынку такие известные бренды, как Optimum Nutrition (ON), Bio-Engineered Supplements and Nutrition (BSN) и Syntrax. Однако Российские производители не уступают, и завоевывают все большую популярность благодаря таким брендам, как Bombbar, Proteinrex и Geneticlab.
Методика исследования. Маркетинговое исследование было проведено в марте 2020 года. Было порошено 26 человек, жителей Нижнего Новгорода различных возрастов.