СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
DOI: 10.24143/1812-9498-2021-1-52-55 УДК 372.881.111.1
ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
О. С. Афанасьева, Я. С. Морозова
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Одной из наиболее актуальных проблем в образовательном процессе во время всемирной пандемии Covid-19 в условиях глобального локдауна оказалась проблема применения и реализации в учебном процессе метода групповой дискуссии - наиболее эффективного инструмента при обучении иностранному языку. Рассмотрены пути решения возникшей проблемы. Отмечается эффективность введения в образовательный процесс онлайн-технологий. Предложен к рассмотрению опыт работы со студентами в дистанционном режиме с использованием программы Zoom (март-декабрь 2020 г.). Проанализированы преимущества и недостатки нового метода работы. Существенными преимуществами Zoom перед другими он-лайн-платформами являются возможность применения методов «мозгового штурма», групповой дискуссии, обсуждения проблемной ситуации, разбиение группы внутри конференции на микрогруппы. Недостатки использования Zoom в обучении иностранному языку несущественны и в целом решаемы, в основном к ним относятся проблемы технического характера.
Ключевые слова: дистанционное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, обучение, иностранный язык.
Для цитирования: Афанасьева О. С., Морозова Я. С. Проблема применения метода групповой дискуссии в учебном процессе в условиях пандемии Covid-19 // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2021. № 1 (71). С. 52-55. DOI: 10.24143/1812-9498-2021-1-52-55.
Введение
Пандемия Covid-19 внесла коррективы во все сферы жизни, в том числе в сферу образования. С момента объявления Всемирной организацией здравоохранения вспышки заболевания пандемией прошел год. Преподаватели и учащиеся все это время взаимодействовали в режиме удаленного доступа с применением информационно-коммуникационных технологий и современных образовательных платформ. Однако переход на дистанционный формат обучения, осуществленный в очень короткий срок и без должной подготовки, обнаружил многочисленные проблемы, в том числе и в применении различных методик и педагогических технологий.
О проблеме использования интерактивных методов в обучении иностранному языку в период всемирного локдауна
Во время проведения занятий мы столкнулись с проблемой, которая возникла в первую очередь из-за специфики предмета «Иностранный язык», основной целью которого является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, подразумевающей наличие умений и навыков устного и письменного общения на иностранном языке в ситуациях межкультурного и профессионального общения [1].
Поскольку большинство дисциплин представлены в Электронной информационно-образовательной системе вуза (например, «ДГТУ СКИФ») в электронном виде, что позволяет развивать такие аспекты речи, как аудирование, чтение и письмо, преподавателям была необходима платформа для организации практических онлайн-занятий с целью формирования навыков говорения.
В первое время занятия проходили в программе Skype, но технические возможности программы были строго ограничены определенным набором функций и не позволяли проводить онлайн-занятия с должным эффектом. В частности, возникла следующая проблема: в рамках онлайн-занятия невозможно было качественно применить методы «мозгового штурма», групповой дискуссии, обсуждения проблемной ситуации, т. к. невозможно было разбить группу внутри конференции на микрогруппы. К примеру, «мозговой штурм» (brainstorming) - это целевая методика решения сложных вопросов путем коллективного обсуждения, ориентированная на творческое и креативное решение. Данная методика успешно применяется при изучении иностранных языков, поскольку она разрывает языковой барьер и способствует комплексному развитию творческих идей [2].
В численно больших группах студентов для реализации «мозгового штурма» следует разбивать группу на микрогруппы, т. к. невозможно систематизировать поступающий одновременно поток информации от 15 и более человек.
Для решения вышеупомянутой проблемы была выбрана программа Zoom. Данная программа позволяет организовать синхронное общение онлайн между преподавателем и студентами в дистанционном формате. Статистика, предоставленная сервисом SimilarWeb, поможет увидеть данные о посещаемости платформы Zoom в мире (данные предоставлены на февраль 2021 г.) (рис. 1).
Рис. 1. Статистика SimilarWeb по посещаемости платформы Zoom в сентябре 2020-феврале 2021 г.
Из результатов статистики следует, что количество посещений сайта Zoom.us с персональных компьютеров и мобильных устройств в период пандемии приблизилось к 2,5 млрд чел.
Основные функции Zoom - создание видеоконференции и проведение занятия в режиме онлайн с возможностью обмениваться сообщениями в чате, а также сохранения и последующего просмотра видеозаписи для тех студентов, которые не присутствовали на занятиях [1].
Экспериментальная работа по применению Zoom в учебном процессе с марта по декабрь 2020 г. позволила эффективно разрешать многочисленные учебные задачи в дистанционном режиме и определить существенное преимущество: наличие функции «Breakout rooms», или «Сессионные залы», для проведения парной или групповой работы.
Пары или группы находятся в отдельном сессионном зале и не слышат друг друга. Эта функция позволяет преподавателю распределить студентов по залам, посещать тот или иной зал (осуществлять контроль), закрывать зал и возвращать студентов в общую комнату.
Для того чтобы включить функцию «Сессионные залы», необходимо зайти в персональный кабинет и выбрать путь «Настройки» ^ «Конференция» ^ «На конференции (расширенные)» ^ «Сессионный зал». На экране монитора внизу справа появится кнопка «Сессионные залы» (breakout rooms) (рис. 2).
ISSN 1812-9498. Вестник АГТУ. 2021. № 1 (71)
Ольга Афанась.
¿г1 - щ о - <§> ::
Безопасность Участники Чат Демонстрация экрана Запись Сессионные залы
Рис. 2. Интерфейс выбора функции «Сессионные залы» в программе Zoom
Виды работы и учебной деятельности, которые можно использовать в сессионных залах:
- отработка учебного материала в тренировочных упражнениях (письмо, говорение, аудирование);
- практика письменной и устной речи;
- дискуссия, доклад сообщение с презентацией, мини-проект.
Несмотря на ряд дидактических достоинств программы, таких как синхронное взаимодействие в различных форматах через веб-конференцию, чат, интерактивную доску и сессионные залы, программа имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать при организации дистанционного обучения и проведения занятий онлайн: бесплатная версия программы имеет ряд существенных ограничений по времени, настройкам и количеству участников. Онлайн-взаимодействие зависит от качества интернет-соединения и готовности участников онлайн-занятия использовать все настройки и инструменты программы.
Также могут возникать некоторые сложности, связанные с техническим оборудованием: проблемами подключения к сети Интернет, качеством видеотрансляции. Кроме того, участники должны пройти индивидуальную регистрацию, а организатор должен к каждой конференции предоставлять доступ через пароль или персональный идентификатор. На первоначальном этапе использования программы у студентов могут возникнуть трудности, связанные со стеснением разговаривать на камеру, писать вопросы в чат или включать камеру в домашней обстановке, т. к. условия проживания обучающихся могут быть различными.
Заключение
Таким образом, использование онлайн-платформы Zoom в практике дистанционного обучения иностранному языке в вузе позволило решить задачу, связанную с использованием интерактивных и практико-ориентированных методов обучения (групповые дискуссии, «мозговой штурм», разбор проблемной ситуации, выполнение исследовательских проектов и др.).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гуреева А. В., Валяева Е. Ф. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-zoom-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 01.04.2021).
2. Беляева Н. Г., Сизова Ю. С. Использование мозгового штурма на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Международ. науч.-исслед. журнал. 2016. № 8-5 (50). С. 10-13. DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.079.
Статья поступила в редакцию 19.04.2021
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ольга Сергеевна Афанасьева - магистрант кафедры мировых языков и культур; Донской государственный технический университет; Россия, 344000, Ростов-на-Дону; olponserg@gmail. com.
Янина Самвеловна Морозова - канд. психол. наук; доцент кафедры мировых языков и культур; Донской государственный технический университет; Россия, 344000, Ростов-на-Дону; [email protected].
PROBLEM OF USING GROUP DISCUSSION METHOD IN EDUCATIONAL PROCESS UNDER COVID-19 PANDEMIC
O. S. Afanaseva, Ya. S. Morozova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Abstract. The paper considers the problem of using the method of group discussion in the educational process as one of the most important educational problems during the global pandemic Covid-19 in the context of the global lockdown. The group discussion proved a most effective tool in teaching foreign languages. There have been discussed the ways to solve the problem. The effectiveness of the introduction of online technologies into the educational process is stated. The practice of working with students in a distance mode using the Zoom program (March - December 2020) has been submitted. The advantages and disadvantages of the new teaching method are analyzed. The significant advantages of Zoom over other online platforms are the ability to use brainstorming methods, group discussion, case study, and dividing a group within a conference into mi-crogroups. The disadvantages of using Zoom in teaching a foreign language are insignificant and solvable, they are mostly technical problems.
Key words: distance learning, brainstorming, group discussion, teaching, foreign language.
For citation: Afanaseva O. S., Morozova Ya. S. Problem of using group discussion method in educational process under Covid-19 pandemic. Vestnik of Astrakhan State Technical University. 2021;1 (71):52-55. (In Russ.) DOI: 10.24143/1812-9498-2021-1-52-55.
REFERENCES
1. Gureeva A. V., Valiaeva E. F. Praktika primeneniia Zoom v protsesse distantsionnogo obucheniia inostrannomu iazyku [Practice of using Zoom in distance learning foreign language]. Sovremennoe pedagog-icheskoe obrazovanie, 2020, no. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7praktika-primeneniya-zoom-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku (accessed: 01.04.2021).
2. Beliaeva N. G., Sizova Iu. S. Ispol'zovanie mozgovogo shturma na urokakh inostrannogo iazyka v neiazy-kovom vuze [Using brainstorming at foreign language lessons in non-linguistic higher educational school]. Mezhdu-narodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2016, no. 8-5 (50), pp. 10-13. DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.079.
The article submitted to the editors 19.04.2021
INFORMA TION ABOUT THE A UTHORS
Olga S. Afanaseva - Master's Course Student of the Department of World Languages and Cultures; Don State Technical University; Russia, 344000, Rostov-on-Don; [email protected].
Yanina S. Morozova - Candidate of Psychology; Assistant Professor of the Department of World Languages and Cultures; Don State Technical University; Russia, 344000, Rostov-on-Don; [email protected].