Научная статья на тему 'Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку'

Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12445
1156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕБИНАР / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ / КУРС / ONLINE PLATFORM / DISTANCE LEARNING / WEBINAR / VIDEO CONFERENCING / COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуреева Анна Витальевна, Валяева Елена Федоровна

В статье рассматриваются актуальные практические вопросы применения онлайн-платформы Zoom, посредством которых можно осуществлять как видеоконференции, так и вебинары. Автор акцентирует внимание на том, что применение онлайн-платформ позволяет, с одной стороны, систематизировать российский опыт дистанционного обучения, с другой, интегрировать опыт и возможности зарубежных и ведущих российских ВУЗов в систему образования в России. В статье определены преимущества использования данных платформ в целях организации видеоконференций, вебинаров в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуреева Анна Витальевна, Валяева Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF USING ZOOM AND WEBINAR IN THE PROCESS OF REMOTE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the current practical issues of using the Zoom and Webinar online platforms, through which both video conferencing and webinars can be implemented. The author focuses on the fact that the use of online platforms allows, on the one hand, to systematize the Russian experience of distance learning, and on the other one, to integrate the experience and capabilities of foreign and leading Russian universities in the education system in Russia. The article identifies the advantages of using these platforms in order to organize video conferences, webinars in the process of teaching a foreign language

Текст научной работы на тему «Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку»

Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку

Гуреева Анна Витальевна,

к.п.н., доцент, кафедра преподавания английского языка, Московский государственный институт международных отношений

E-mail: anvitgur@yandex.ru Валяева Елена Федоровна,

преподаватель, Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации E-mail: evalyaeva@gmail.com

В статье рассматриваются актуальные практические вопросы применения онлайн-платформы Zoom, посредством которых можно осуществлять как видеоконференции, так и вебинары. Автор акцентирует внимание на том, что применение онлайн-платформ позволяет, с одной стороны, систематизировать российский опыт дистанционного обучения, с другой, - интегрировать опыт и возможности зарубежных и ведущих российских ВУЗов в систему образования в России. В статье определены преимущества использования данных платформ в целях организации видеоконференций, вебинаров в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: онлайн-платформа, дистанционное обучение, вебинар, видеоконференция, курс.

Использование онлайн-платформ для дистанционного обучения обусловлено мировым интересом ВУЗов и сложившейся ситуацией с пандемией, ввиду которых появилась необходимость повысить качество образовательного процесса, расширить возможности образовательной среды и повысить эффективность обучения студентов [4]. Применение онлайн-платформ позволяет, с одной стороны, систематизировать российский опыт дистанционного обучения, с другой, - интегрировать опыт и возможности зарубежных и ведущих российских ВУЗов в систему образования в России.

В европейских ВУЗах, согласно данным Impact of Distance Education on Adult Learning за 2019 год, менее 20% ВУЗов не предоставляют возможности обучаться дистанционно, 9% ориентируются только на онлайн-обучение, более 50% - используют смешанное обучение, привлекая тем самым более взрослую аудиторию к получению высшего образования посредством более гибкого графика обучения [3].

По результатам американского института общественного мнения Gallup, количество ВУЗов США, предоставляющих онлайн-образование, с 2002 по 2012 года возросло до 70%. В период пандемии более 90% ВУЗов США используют онлайн-обучение не только как вынужденную меру, но и как направление стратегического развития ВУЗа [4].

Университеты США (Princeton University, Boston University, Stanford University, University of Maryland, Massachusetts Institute и др.) активно используют платформы Blackboard: Blackboard Learn, Blackboard Collaborate Blackboard Mobile, позволяющие создать единую онлайн-среду и оптимизировать учебный процесс [10].

Созданная в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology), платформа MIT Open Courseware представляет более 2000 курсов на разных языках мира [11].

Университет штата Мэриленд (University of Maryland) использует модель смешанного обучения, которая позволяет организовать аудиторные занятия более продуктивно посредством самостоятельного ознакомления с теоретическим материалом, предварительного обсуждения в чате с преподавателем вопросов по теме и последующих онлайн-занятий на базе уже усвоенного студентами учебного материала [12].

В 2012 году в Беркли учебным заведением был создан ресурсный центр онлайн-обучения, благодаря работе которого вольные слушатели и сту-

сз о со -а

I=i а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

денты могут посещать курсы и учебные программы дистанционно [10].

Из российских ВУЗов можно привести пример РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), где активно используется дистанционное обучение: личный кабинет с материалами к курсу, занятия - вебинары с возможностью повторного просмотра, аттестации в онлайн-формате. Дистанционное обучение с применением онлайн-технологий применяется в СПбГУ, ДВ-ФУ, УрГУПС, ТГУ, УФУ и в других ВУЗах [5].

Главной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений студентов в понимании звучащей/устной речи на слух, говорении, чтении и письменной речи на иностранном языке.

Таким образом, для развития вышеупомянутых умений наиболее продуктивными с точки зрения обучения иностранному языку являются следующие возможности онлайн-платформ:

- большая аудитория для общего занятия, возможность делиться на группы, пары;

- возможность комментировать, задавать вопросы;

- мультиканальность, ориентированная на все виды речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение);

- использование помимо традиционных методов, интерактивных методов обучения;

- возможность использования электронных учебных материалов, интерактивной доски;

- функция контроля успеваемости студентов и возможность оценивания непосредственно на занятиях [9].

Соответственно, для развития коммуникативной компетенции в рамках дистанционного обучения иностранному языку в ВУЗе активно используются платформа Zoom, посредством которой можно осуществлять как видеоконференции, так и вебинары.

Рассмотрим преимущества использования видеоконференций на платформе Zoom в процессе обучения иностранному языку.1. Создание видеоконференции и проведение занятия в режиме онлайн с возможностью обмениваться сообщениями в чате, а также сохранения и последующего просмотра для тех студентов, которые не присутствовали на занятии.2. Функция Breakout, rooms или сессионные залы, для проведения парной или групповой работы. Сущность данной функции заключается в том, что пары или группы находятся в отдельном сессионном зале и не слышат других. Для преподавателя эта функция дает возможность распределить студентов по залам, посещать тот или иной зал, закрывать зал и возвра-5 щать студентов в общую комнату [8]. 3. Отправка о в чат ссылок на учебные материалы, контрольные, тесты по вариантам (функция ограничения позво-° ляет отправлять ссылку как группе, так и опре-5в деленному человеку). 4. Функция демонстрации

экрана позволяет делать показ презентации, видео и других материала с экрана преподавателя на экраны студентов.5. Функция комментирования позволяет выделять фрагменты текста/схемы/рисунка для того, чтобы обратить внимание студентов на то или иное упражнение, к примеру, «Соедините картинку и термин, обозначающий ее».

6. Передача управления мышью студенту позволяет в режиме «здесь и сейчас» увидеть, как понял тему/лексику/задание студент, и своевременно исправить ошибки.

7. Интерактивная доска позволяет отображать всю необходимую информацию по теме.

В свою очередь, использование формата веби-наров на занятиях по изучению иностранного языка обусловлено необходимостью развития и совершенствования коммуникативной компетенции студентов в режиме реального времени и стремлением создать подлинную иноязычную онлайн-среду для общения посредством:

- обмена содержанием письменной, звуковой и видеоинформации;

- приглашения гостей (экспертов, зарубежных специалистов и т.д.);

- возможности получать и анализировать статистику вовлеченности студентов в процесс изучения иностранного языка;

- сохранения записи вебинара;

- проведения опросов, интервью и их онлайн-трансляции [7].

На практике возможна организация несколько видов вебинаров в процессе обучения иностранному языку.

Вебинар простого типа подходит для занятий лекционного характера: преподаватель знакомит слушателей с темой, актуальной информацией на иностранном языке, используя лишь гарнитуру и слайды презентации. Студенты по окончании лекции могут задать вопросы по теме в чате.

Вебинар в формате панельной дискуссии предполагает наличие одного модератора (им может быть преподаватель/студент/гость) и нескольких экспертов (приглашенных гостей). В ходе вебинара модератор контролирует ход его проведения посредством организации обсуждения и вопросов экспертам и группе студентов. Данный вебинар позволяет ознакомиться с темой и несколькими точками зрения на определенный вопрос [6].

Вебинар с привлечением удаленного гостя, например, в процессе виртуальной экскурсии по музею, выставке. К примеру, совместимость онлайн-платформы Zoom с мобильными устройствами позволяет сотруднику музея без труда проводить экскурсии прямо со своего телефона [1], [6]. Студенты, в свою очередь, имеют возможность, не выходя из дома, посетить любое культурное мероприятие и задать вопросы, обсудить тему и т.д. Аналогично возможным является проведение лекций от профессионалов из любой точки мира как дополнение к учебной программе. То есть преподаватель, ведущий в группе, может обратиться к преподавателю другого ВУЗа / шко-

лы / колледжа страны изучаемого языка и пригласить его выступить в качестве аналитика или преподавателя, или провести гостевую лекцию.

Формат вебинара дает возможность предоставить студентам подлинную языковую практику и непосредственное знакомство с языком и культурой, связавшись непосредственно с носителем языка, позволяет повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка, качество знаний и уровень коммуникативных умений позволяет организация вебинаров с представителями различных компаний, предварительно договорившись о темах обсуждения, к примеру, об обучении на производстве, о карьере в конкретной сфере деятельности, о видах стажировок на предприятии [8], [11], [12].

Таким образом, использование онлайн-платформ в целях дистанционного обучения иностранному языку в ВУЗе позволяет решить следующие задачи:

- формирование индивидуального плана и графика обучения;

- возможность обучения для студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- организация командной работы над проектами, идеями;

- использование коммуникативных методов обучения (чаты, конференции, дебаты, круглые столы и др.;

- расширение формата географии (возможность видеосвязи с иностранными студентами-сверстниками, представителями различных бизнес-направлений и организаций, участие в пресс-коференциях деятелей политики, экономики, искусства и т.д.);

- постоянная актуализация информации, своевременность ее получения из разных источников, более легкое восприятие информации, ее визуализация;

- использование практико-ориентированных методов обучения (дискуссии, проекты, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность);

- единый образовательный процесс, сочетающий возможности очного, заочного и дистанционного обучения.

4. Калимуллина, О.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентость: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И. В Троценко // Открытое образование. - 2018. -№ 3. - С. 61-73.

5. Маслихова Л.И. Дистанционное обучение. Проблемы и перспективы / Л.И. Маслихова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2015. - № 3(7). - С. 94-99.

6. Романова, Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н.Л. Романова // Педагогика высшей школы. - 2018. -№ 2. - С. 5-8.

7. Смирнова Ж.В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж.В. Смирнова // Мир науки. - 2017. - Том 5. -№ 2. - С. 1-7.

8. Старых, В.А. Моделирование компетенции в технологиях цифрового образования /

B.А. Старых, А.И. Башмаков // Инновации. -2018. - № 1. - С. 64-71.

9. Фомина, А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии / А.С. Фомина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. -

C.101-106.

10. Bates, T. (2015). Teaching in a Digital Age (Open Textbook). - URL: http://opentextbc.ca/ teachinginadigitalage/ (accessed at: 12.06.2020).

11. Grajek, S. (2016). The Digitization Of Higher Education: Charting the course (Educause Review) (12 December 2016). - URL: https://er.educause. edu/articles/2016/12/the-digitization-of-higher-education-charting-the-course (accessed at: 18.06.2020).

12. Zawakcki-Richter, O. & Latchem, C. (2018). Exploring four decades of research in computers & education // Computers & Education. - № 122. Pp. 136-52.

practice of using zoom and webinar in the process of remote teaching a foreign language

Литература

1. Атрощенко, И.Г. Мобильные приложения и их использование в учебном процессе / И.Г. Атрощенко, А.С. Коваленко, Т.В. Лебедева // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2019. -№ 2. - С. 160-166.

2. Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях / М. Джанелли; пер. с английского Л. Трониной // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 81-98.

3. Итоги Всероссийской конференции «От цифры к цифровой грамотности: задачи и решения» // Вестник образования. - 2018. - № 24. -С.79-80.

Gureeva A.V., Valyaeva E.F.

MGIMO, All-Girls Boarding School of the Ministry of Defense

The article discusses the current practical issues of using the Zoom and Webinar online platforms, through which both video conferencing and webinars can be implemented. The author focuses on the fact that the use of online platforms allows, on the one hand, to systematize the Russian experience of distance learning, and on the other one, to integrate the experience and capabilities of foreign and leading Russian universities in the education system in Russia. The article identifies the advantages of using these platforms in order to organize video conferences, webinars in the process of teaching a foreign language.

Keywords: online platform, distance learning, webinar, video conferencing, course.

References

1. Atroshchenko, I.G. Mobile applications and their use in the educational process / I.G. Atroshchenko, A.S. Kovalenko, T.V. Leb-

СЭ

о

CO

-a

I=i а

—i

о

сз т; о

m о

от

з

ы о со

edeva // Bulletin of Tver State University. Ser.: Pedagogy and psychology. - 2019. - No. 2. - S. 160-166.

2. Janelli, M. E-learning in theory, practice and research / M. Janel-li; per. from English L. Tronina // Education Issues. - 2018. - No.

4. - S. 81-98.

3. The results of the All-Russian conference "From numbers to digital literacy: problems and solutions" // Bulletin of Education. -2018. - No. 24. - S. 79-80.

4. Kalimullina, O.V. Modern digital educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends / O.V. Kalimullina, I. V Trotsenko // Open Education. - 2018. -No. 3. - S. 61-73.

5. Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Social sciences. - 2015. - No. 3 (7). - S. 94-99.

6. Romanova, N.L. Online courses as an innovative form of distance learning / N.L. Romanova // Pedagogy of higher education. - 2018. - No. 2. - S. 5-8.10.10.2018)

7. Smirnova Zh.V. Distance education as a learning management process / Zh.V. Smirnova // World of Science. - 2017. - Volume

5. - No. 2. - S. 1-7.

8. Starykh, V.A. Modeling of competence in digital education technologies / V.A. Starykh, A.I. Bashmakov // Innovations. -2018. - No. 1. - S. 64-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Fomina, A.S. Online education in a higher educational institution: methodologies, content, technologies / A.S. Fomina // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2016. - No. 1. - S. 101-106.

10. Bates, T. (2015). Teaching in a Digital Age (Open Textbook). -URL: http://opentextbc.ca/teachinginadigitalage/ (accessed at: 06/12/2020).

11. Grajek, S. (2016). The Digitization Of Higher Education: Charting the course (Educause Review) (December 12, 2016). -URL: https://er.educause.edu/articles/2016/12/the-digitization-of-higher-education-charting-the-course (accessed at: 06/18/2020).

12. Zawakcki-Richter, O. & Latchem, C. (2018). Exploring four decades of research in computers & education // Computers & Education. - No. 122. -Pp. 136-52.

o d

u

CM co

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.