Научная статья на тему 'Опыт управления вебинаром в системе дистанционного обучения'

Опыт управления вебинаром в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБИНАР / WEBINAR / ВЕБ-КОНФЕРЕНЦИЯ / WEBCAST / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CORPORATE TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБМЕНА ДАННЫМИ / INFORMATION DATA EXCHANGE TECHNOLOGY / УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП / REMOTE ACCESS / BIGBLUEBUTTON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальников Игорь Алексеевич, Сальников Владислав Игоревич

В статье проанализирован личный опыт организации и проведения авторского цикла вебинаров, основанных на использовании электронной информационнообразовательной среды. Показана перспективность применения формы вебинара в системах дистанционного и корпоративного обучения в целях повышения эффективности учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE MANAGEMENT OF THE WEBINAR IN DISTANCE LEARNING

The article analyzes the personal experience of the organization and conduct of the author's series of webinars based on the use of electronic information and educational environment. The prospects of application forms webinar in remote and corporate training in order to improve the efficiency of the educational process

Текст научной работы на тему «Опыт управления вебинаром в системе дистанционного обучения»

УДК 004.77:378.147

ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ВЕБИНАРОМ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сальников Игорь Алексеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор-заведующий кафедрой информатики и информационных таможенных технологий, к.т.н., доцент, e-mail: ias@spbrca.ru

Сальников Владислав Игоревич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры информатики и информационных таможенных технологий, e-mail: vis@spbrca.ru

В статье проанализирован личный опыт организации и проведения авторского цикла вебина-ров, основанных на использовании электронной информационно- образовательной среды. Показана перспективность применения формы веби-нара в системах дистанционного и корпоративного обучения в целях повышения эффективности учебного процесса

Ключевые слова: вебинар; веб-конференция; дистанционное обучение; корпоративное обучение; информационные технологии обмена данными; удаленный доступ; BigBlueButton

EXPERIENCE OF MANAGING THE WEBINAR IN DISTANCE LEARNING

Salnikov Igor A.

Russian Customs Academy St. Petersburg Branch named after Vladimir Bobkov, Department of Computer Science and Digital Customs Technologies, Head of Department, PhD, Associate Professor, e-mail: ias@spbrca.ru

Salnikov Vladislav I. Russian Customs Academy St. Petersburg Branch named after Vladimir Bobkov, Department of Computer Science and Digital Customs Technologies, Senior lecturer, e-mail: vis@spbrca.ru

The article analyzes the personal experience of the organization and conduct of the author's series of webinars based on the use of electronic information and educational environment. It suggests the prospects of application of webinarforms in remote and corporate training in order to improve the efficiency of the educational process

Keywords: webinar; the webcast; distance learning; corporate training; information data exchange technology; remote access; BigBlueButton

Для цитирования: Сальников И.А., Сальников В.И. Опыт управления вебинаром в системе дистанционного обучения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной

академии. 2016. № 1 (57). С. 118-122.

Формы дистанционного обучения в настоящее время претерпевают значительные изменения, следуя за инновациями в области информационных технологий обмена данными [1; 2].

Среди них выделяются, прежде всего, формы общения в режиме реального времени, предусматривающие использование технологий удаленного доступа к компьютерам обучающихся, а также функций аудио- и видеосвязи, записи трансляции для последующего воспроизведения обучающимися. Они также поддерживают возможность общения преподавателя и обучающихся в режиме реального времени посредством текстового чата, функционирующего как в групповом режиме, так и в приватном режиме общения. Подача учебного материала обучающимся сопровождается показом видеозаписей, презентаций, документов и иллюстраций

с комментариями преподавателя. Все перечисленные возможности и некоторые другие реализуются в приобретающей популярность форме вебинара или веб-конференции (рис. 1).

Кроме компьютера с доступом к скоростной сети Интернет, для видео- и аудиосвязи необходимы веб-камера и гарнитура, которую могут заменить микрофон как устройства ввода и акустическая система как устройство вывода. Практика управления вебинаром, однако, показывает, что большинство обучающихся не используют в общении веб-камеры, предпочитая им микрофон и текстовый чат.

Разрешение веб-камер обычно небольшое, камеры стационарно зафиксированы на компьютере (ноутбук, планшет, смартфон). Внешняя веб-камера оказывается предпочтительнее встроенной, поскольку для демонстрации письменного ответа обучающемуся достаточно

Рис. 1. Аудиторное занятие и вебинар

О сл Л

00 сг С

Е

гп -1

О

О сл

А

ы О 00 А

аз

просто поднести ее к своей тетради. Если тематика вебинара связана с демонстрацией информационных технологий, скриншотов, математических (физических, химических и так далее) формул, схем, чертежей, обучающимся рекомендуется использовать стационарные компьютеры или транслировать получаемый видеоряд на экран телевизора.

Для организации вебинара следует подготовить план его проведения, файлы с учебными материалами, арендовать веб-сервер, предоставляющий соответствующие услуги, подготовить и провести рекламную кампанию, реализовать инструмент по регистрации участников и организовать их техническую поддержку. Для

подключения к вебинару участники должны оплатить услуги видеосвязи и стоимость обучения, зарегистрироваться на веб-сервере, получить ссылку на электронный ресурс, пароль для доступа к вебинару и перейти по ссылке в назначенное время.

В сети Интернет представлены отечественные компании, которые предлагают программное обеспечение для проведения вебинаров (рис. 2).

В качестве примеров приведем сайты VirtualRoom, MyOwnConference, iMind, Webinar. Среди программного обеспечения зарубежных компаний, предлагающих услуги видеосвязи, отметим самый распространенный

Рис. 2. Типичный экран участника вебинара

Рис. 3. Экран ведущего вебинара, использующего сервис BigBlueButton

в мире мессенджер Skype компании Microsoft, мессенджер Hangouts компании Google, сервис WebEx компании Cisco, сервис Connect компании Adobe, сервис VivaVox.

Выбирая сервис для организации вебина-ров, важно учитывать отечественное законодательство. С 1 сентября 2015 года в Российской Федерации вступили в силу поправки к закону «О персональных данных», согласно которым сервисы, работающие с персональными данными российских пользователей, обязаны хранить эти данные (серверы) в России. Таким образом, при выборе сервиса для вебинаров предпочтение следует отдать отечественным компаниям, исходя из конкретных потребностей организаторов вебинаров, тематики занятий с обучающимися и численности учебных групп.

При обсуждении конфиденциальных тем и вопросов, требующих обеспечения информационной безопасности, следует выбирать сервисы, использующие шифрование трафика видеоконференц-связи, исключающие его перехват и прослушивание посторонними лицами и компаниями.

Многие компании, предоставляющие программные и технические платформы для проведения вебинаров, дают потенциальным клиентам возможность бесплатно использовать свои ресурсы в течение пробного периода, обычно 1-3 месяца. Существует и возможность бесплатного проведения вебинаров в малых группах, обычно не более 5-6 участников.

Вебинары, по сути, предназначены для живого общения преподавателя и обучающихся, территориально удаленных друг от друга

на сотни и тысячи километров. Они являются почти таким же инструментом коммуникации, как и привычные лекционные и семинарские занятия в вузе. В тех случаях, когда необходимо провести небольшое количество занятий лекционного или семинарского типа, требующих использования режима реального времени, достаточно ограничиться одним из имеющихся отечественных или локализованных (русскоязычных) сервисов.

Кроме коммерческих платформ, существует открытое программное обеспечение, которым можно бесплатно пользоваться для проведения вебинаров, например, Е^а, ЕтрИопе, ОрепМеей^8, иное. Наиболее функциональным, удобным в использовании и динамично развивающимся открытым сервисом является BigBlueButton (рис. 3).

В левом окне преподавателя, который ведет вебинар, размещается список участников, выводится состояние их микрофонов и веб-камер (включено или выключено). Ниже расположено окно, в котором преподаватель видит свое изображение и может его контролировать. Щелчком мыши преподаватель может отключить (или включить) показ изображения со своей веб-камеры, а также отключить (или включить) свой микрофон и микрофоны всех участников или выбранных участников.

В правой части окна преподавателя расположено окно текстового чата, где отображается переписка преподавателя и обучающихся.

Центральная часть окна используется для показа учебного материала. На правой границе окна расположены управляющие кнопки,

Опыт управления вебинаром

позволяющие преподавателю переключаться между режимом перемещения содержимого окна и режимом создания заметок подобно простейшему графическому редактору. С помощью управляющих кнопок преподаватель может применять инструменты «карандаш», «прямая линия», «овал» или «окружность», прямоугольник» или «квадрат», «треугольник», «текст», выбирая для каждого графического элемента свой цвет. Можно воспользоваться возможностью отката и удаления всех заметок.

В нижней части центрального окна расположены кнопки, позволяющие перемещаться между листами демонстрируемого документа или презентации. Над левым окном расположена кнопка, с помощью которой преподаватель показывает обучающимся в отдельном окне рабочий стол своего компьютера (с использованием надстроек Java на компьютере преподавателя).

Преподаватель может передать функции ведущего любому обучающемуся для проверки его навыков или результата выполнения им задания для самостоятельной работы. В распоряжении участников вебинара набор эмоджи-значков. Применяя их, участники могут визуально подать знак друг другу, например, поднять руку для привлечения внимания, показать свою заинтересованность или нейтральное отношение к излагаемому учебному материалу.

Для преподавателя в ходе вебинара предусмотрена также возможность проведения простого тестирования и голосования среди обучающихся, чтобы определить степень усвоения

учебного материала, сделать корректировку в его изложении.

Сервис BigBlueButton доступен для всех классов компьютеров (рис. 4). Наилучшее качество передачи звука и высокая скорость передачи изображения обеспечивается браузерами Google Chrome и Mozilla Firefox.

Внедрение в учебный процесс инновационных методов и интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса.

В ходе реализации задач, которые решаются в образовательном процессе Российской таможенной академии и ее филиалов, целесообразным представляется использовать сервис видеоконференций и вебинаров для дистанционного обучения должностных лиц таможенных органов в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Академии и на факультетах повышения квалификации филиалов. Данный сервис позволит организовать виртуальное применение таких интерактивных методов обучения, как метод анализа конкретной ситуации (кейс-метод), метод мозгового штурма, ролевые и деловые игры, тренинги, мастер-классы. Станет возможным проведение устного опроса обучающихся, собеседования, круглых столов и других форм контроля, ранее не применявшихся в дистанционном обучении.

Однако вебинары могут быть полезны не только для проведения краткосрочных мероприятий, но и в процессе обучения дисциплинам с высокой трудоемкостью, например,

Рис. 4. Демонстрация вебинара на мониторе, планшете и смартфоне

изучаемым в течение одного - двух семестров, при проведении установочных занятий для студентов заочной формы обучения, текущих консультаций, в оказании помощи студентам, пропустившим занятия по различным объективным причинам и при других обстоятельствах. Целесообразно, на наш взгляд, органичное встраивание платформы для организации вебинаров в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС), например, на базе системы МООЭЬЕ, принятой в филиале. Для участия в вебинаре студенту достаточно воспользоваться ссылкой, указанной в ЭИОС.

Вебинар может быть дополнен в ЭИОС рабочей программой учебной дисциплины, учебно-методической литературой, конспектами лекций, заданиями для самостоятельной работы студентов, гиперссылками на Интернет-сайты, фондами оценочных средств, в частности, тестовыми материалами, своевременность и качество выполнения которых автоматически отслеживается ЭИОС [3; 4].

Несмотря на кажущуюся простоту проведения вебинара, занятие в данной форме требует длительной и тщательной подготовки учебного материала, распределения его по времени подачи обучающимся, расчета времени на их вопросы, собственные ответы, то есть фактически разработки сценария вебинара. Кроме того, в ходе этого занятия могут возникнуть непредвиденные ситуации (сбой в работе ауди-освязи, проблемы с компьютером преподавателя или обучающегося и ряд других), требующие от преподавателя понимания их причины, умения оперативно устранить проблемы или обратиться к службе технической поддержки и, безусловно, твердого знания базовых информационных технологий.

Таким образом, вебинар является современным эффективным инструментом процесса

непосредственного общения и обучения его участников, территориально удаленных друг от друга и виртуально объединенных скоростной сетью Интернет. Использование вебинаров в системах дистанционного и корпоративного обучения дает возможность максимально приблизить виртуальное учебное занятие к реальному аудиторному занятию и повысить эффективность учебного процесса, позволяя контролировать и документировать ход занятий, работу каждого обучающегося, прогресс обучающихся в освоении изучаемых тем, персональную и общую успеваемость в учебной группе.

Библиографический список:

1. Сальников И.А., Сальников В.И. Новые принципы подготовки специалистов для Федеральной таможенной службы // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур в современной России: Сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2013. С. 324-327.

2. Сальников И.А., Сальников В.И. Формирование общекультурной компетенции в процессе подготовки специалистов в области таможенного дела // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: Сборник материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. В 2-х тт. Т. 2. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2012. С. 204-207.

3. Сальников И.А., Сальников В.И. Инновационные технологии управления процессом обучения с использованием системы «МООБЬЕ» // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 1 (38). С. 195-199.

4. Сальников И.А., Сальников В.И. Методика разработки учебных курсов для автоматизированной системы управления обучением // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. № 2 (36). С. 142-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.