Научная статья на тему 'Организация дистанционного обучения в формате вебинаров (рекомендации по проведению вебинара от и до)'

Организация дистанционного обучения в формате вебинаров (рекомендации по проведению вебинара от и до) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2459
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ВЕБИНАР / WEBINAR / ОБУЧЕНИЕ ОН-ЛАЙН / ON-LINE EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Екатерина Борисовна

В статье рассмотрены особенности организации дистанционного обучения в современном формате вебинара, выделены базовые принципы и этапы подготовки и проведения вебинара, приведены рекомендации для организаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN THE WEBINAR FORMAT (RECOMMENDATIONS FOR CONDUCTING WEBINAR FROM A TO Z)

The article considers the specifics of organizing the distance learning in the modern webinar format, the basic principles and main steps of preparation and conduction of webinar are determined, the recommendations for organizers are made.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного обучения в формате вебинаров (рекомендации по проведению вебинара от и до)»

УДК 371.39; 37.048

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМАТЕ ВЕБИНАРОВ (РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЕБИНАРА ОТ И ДО)

Иванова Е.Б., м.н.с., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия Email: catry@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации дистанционного обучения в современном формате вебинара, выделены базовые принципы и этапы подготовки и проведения вебинара, приведены рекомендации для организаторов. Ключевые слова: дистанционное обучение, вебинар, обучение он-лайн

ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN THE WEBINAR FORMAT (RECOMMENDATIONS FOR CONDUCTING WEBINAR FROM A TO Z)

Ivanova E.B., Researcher, Institute of Management in Education of RAE, Moscow. Russia Email: catry@mail.ru

Abstract. The article considers the specifics of organizing the distance learning in the modern webinar format, the basic principles and main steps of preparation and conduction of webinar are determined, the recommendations for organizers are made. Key words: distance learning, webinar, on-line education

Дистанционное обучение - одна из перспективных технологий обучения, играющих заметную роль в модернизации образования. Формы организации дистанционных учебных мероприятий разнообразны - от Интернет-конференций и веб-трансляции лекций до образовательных веб-форумов и т.п.

Вебинары (от англ. webinar — web-based seminar, что переводится как «семинар, организованный на базе веб-технологий») - это он-лайн семинары, организуемые через Интернет в режиме реального времени. Вебинары стали популярны в России относительно недавно, но уже заняли свою нишу в системе дистанционного обучения.

Основные характеристики вебинаров, давшие им преимущество по сравнению с Интернет-конференциями и транслируемыми в Интернете семинарами - это легкость организации и интерактивность этого мероприятия. Для желающего провести вебинар сейчас существует широкий выбор платформ и сервисов, обеспечивающих как возможность трансляции и записи вебинара, так и разнообразные инструменты обратной связи, а для потенциальных слушателей вебинара даже нет необходимости в специализированных программах.

Тем не менее, проведение успешного вебинара требует соблюдения ряда условий, не всегда согласующихся с опытом ведения очных учебных мероприятий. И

самый первый, «нулевой» этап подготовки вебинара - собственно убедиться, соответствует ли формат вебинара целям проведения вашего учебного мероприятия?

Надо учитывать, что время проведения вебинара - не более 1,5 часа, из которых непрерывная лекция не должна превышать 45 минут [1], что внимание «виртуальных» слушателей удержать заметно сложнее, чем на очных мероприятиях, что «обратная связь» будет идти непривычным для стандартных семинаров образом, и т.д. Если предполагаемый контент и формат мероприятия соответствует форме вебинара, можно приступать непосредственно к планированию и организации.

Далее будут рассмотрены основные аспекты подготовки и проведения вебинара - как базовые моменты (техническое и организационное обеспечение), так и специфика.

Техническое и программное обеспечение

Современные технологии сделали он-лайн обучение максимально доступным для пользователей - как правило, участнику вебинара необходим компьютер с колонками, наушниками либо встроенным динамиком, и стабильный Интернет-канал не менее 256 кбит/с на прием данных. Аналогично с программным обеспечением - на компьютере достаточно операционной системы Windows, Интернет-браузера и бесплатной программы Adobe Flash Player, доступной для скачивания в Интернете. В случае, когда участник хочет принимать участие в аудио- или видео- диалоге во время вебинара, ему необходимы дополнительно веб-камера и микрофон.

Более обширный комплект оборудования рекомендуется организатору вебинара. Разумеется, при необходимости вебинар проводят и при использовании встроенных микрофона и вебкамеры, но, с учетом особенностей трансляции и параметров видеоаудио-связи, набор оборудования может быть более серьезным и профессиональным.

Итак, желательный набор оборудования для организатора:

• отдельный компьютер с Интернет-каналом не менее 512 кбит\с.

• видеокамера (или 2 видеокамеры, если предусмотрено несколько докладчиков, в данном случае рекомендуется дополнительный монитор для вывода видеоизображения и микшерный пульт).

• микрофон или комплект микрофонов (встроенные микрофоны неудобны тем, что дают эхо и требуют дополнительных настроек при выключении).

• динамики или колонки, если предусмотрена обратная аудиосвязь с участниками курса

• дополнительный компьютер с доступом в интернет и наушниками для технической поддержки и проверки связи.

Организаторы вебинара заранее определяют программную платформу (web-сервис) для проведения вебинара. При выборе необходимо ориентироваться на следующие параметры:

- являются ли вебинары отдельным мероприятиям или представляют собой компоненты большого дистанционного курса;

- предполагаемое количество участников вебинара;

- частота проведения вебинаров;

- возможности, предлагаемые сервисом (он-лайн инструменты регистрационных форм и опросов, поддерживаемое программное обеспечение, возможность интеграции с сайтом организатора; отзывы; запись вебинара и т.д.)

После определения необходимого набора параметров выбирается оптимальный вариант - собственная платформа, модуль системы дистанционного обучения либо специальный веб-сервис (например, webex.com, gotomeeting.com или российские webinar.ru и v-class.ru) или программное обеспечение (как Adobe Connect Pro). На данный момент предлагается достаточно большой выбор для всех вариантов.

Разумеется, при выборе оборудования и платформы вебинара необходимо тестировать совместимость приборов и установленного программного обеспечения.

Для справки

С 2012 года Российский тренинговый центр реализует дистанционное обучение в формате вебинаров для специалистов системы образования - представителей административных органов образования, центров оценки качества образования, институтов повышения квалификации работников образования, служб по надзору в сфере образования и т.п.

Всего за 8 месяцев было проведено 6 вебинаров для специалистов системы образования, общее

количество участников - 2129 человек, включая 382 специалиста из стран СНГ.

Российским тренинговым центром была выбрана платформа COMDI по следующим соображениям:

• в 2012 году вебинары запланированы к проведению не чаще одного в месяц (соответственно разработка собственной платформы не выгодна относительно использования отдельного сервиса);

• вебинары не представляют собой часть общей программы, а являются отдельными мероприятиями;

• количество разовых подключений не превышает 150,

• имеется возможность интеграции в сайт РТЦ, ведется запись вебинара.

Полезный штрих - при проведении вебинара рекомендуется заранее проработать фон для ведущего с логотипом организации. Это решается либо программными средствами, либо оформлением помещения, где проводится вебинар.

Организационное обеспечение и специфика формата вебинара

Подготовка вебинаров сходна с организацией очных мероприятий с понятным учетом специфики интернет-технологий. Сегодня уже существует достаточно большой набор советов как российских, так и зарубежных организаторов он-лайн семинаров.

Одна из любопытных рекомендаций, опубликованных еще в 2010 году, дана аналитиком исследовательской и консалтинговой компании Jeremiah Owyang [2]. Он приводит 10 базовых этапов подготовки и проведения мероприятия, выделенных им в качестве необходимых компонентов эффективного вебинара: Philosophy (философия подхода к аудитории), Purpose (цель), Planning (планирование - то, что мы рассматриваем здесь как техническое обеспечение и организационные вопросы), Professionals (команда организаторов), Programming of Content (разработка содержания), Promotion (продвижение), Preparation and Practice (подготовка и тестирование), Performance (непосредственно проведение), Pursuit (последействие) и Post Mortem (пост-анализ). Однако надо отметить, что это преимущественно универсальные советы по подготовке любого мероприятия. Ниже приведенные рекомендации по организации вебинара определяют тот круг вопросов, который характерен в первую очередь для этого формата.

Итак, организаторам необходимо:

• Определиться не только с тематикой и датой мероприятия, но и видом вебинара: открытый (доступный любому присоединившемуся) или закрытый (доступ только по предварительной регистрации \ определенному паролю - используется, например, при организации платных либо корпоративных вебинаров) [1].

• Определить формат вебинара по количеству лекторов. Kami Griffiths и Chris Peters в статье «10 шагов планирования успешного вебинара» [3] приводят следующие варианты:

Формат вебинара Плюсы Минусы

Один ведущий - один человек и представляет материал, и отвечает на вопросы Нужно координировать и обучать инструментам вебинара меньшее количество людей Может возникнуть эффект большей дистанции с аудиторией, отчего некоторые из слушателей могут отказаться задавать вопросы

В стиле интервью -лектору задается серия вопросов от интервьюера 2 голоса - более увлекательный формат Интервьюер «поощряет» аудиторию следовать его примеру и задавать вопросы лектору Надо координировать и обучать инструментам вебинара большее количество людей. Планирование «прогона» и самого вебинара становится более затруднительным

Модерируемая панельная дискуссия Много голосов и точек зрения, что более интересно аудитории Надо координировать и обучать инструментам вебинара большее количество людей Планирование «прогона» и

самого вебинара становится более затруднительным Могут быть сложности с тем, чтобы дискутанты не говорили одновременно

Интерактивн ый вебинар Аудитория участвует в ходе вебинара При успешной реализации участники получают куда лучшее понимание о предмете вебинара Возможно только в небольшой группе и при опытном организаторе (модераторе)

Также возможен следующий формат: в вебинаре участвуют 2 лектора, докладывающих по очереди и совместно после комментирующих вопросы слушателей. В любом случае понимание формата вебинара дает возможность дальнейшего планирования исходя как из технических, так и кадровых ресурсов.

• Аудитория вебинара. Если вебинар рассчитан на коллективное участие представителей разных учреждений и организаций, то время нужно выбирать в соответствии с графиком работы данных учреждений; если вебинар рассчитан на слушателей из разных часовых поясов, необходимо выбрать оптимальное время для всех участников.

• Оповещение потенциальных участников ведется, как правило, через Интернет - через объявления на тематических сайтах и рассылку по адресам организаций и специалистов, работающих в сфере тематики вебинара. Оптимальное время для рассылки: в случае работы с организациями - предупреждение за 2 недели, потом напоминание за 1-2 дня, и в день проведения вебинара; и при работе со слушателями напрямую: за 1 неделю, за 1 день и за 1 час до начала встречи. В письме приглашении важно указать временной пояс, по которому обозначено время вебинара, а также привести все технические требования к участникам и желательно контакты технического специалиста.

• При проведении вебинара помимо непосредственного докладчика и ведущего вебинара необходимо наличие технического специалиста и модератора за отдельными компьютерами. Функция первого - решение в специальном чате вопросов технического свойства, второй отвечает за классификацию и подготовку вопросов от слушателей для передачи докладчику по завершению выступления, а также модерирование общего чата, запуск инструментов обратной связи и т.п. Далее, докладчика также необходимо ознакомить с инструментами и возможностями системы.

• Тестирование системы для организатора - необходимый этап, поскольку на проведение мероприятия в данном формате влияет множество факторов - настройки видеокамеры, микрофона, параметры помещения (освещенность, фон и уровень шума),

параметры показа презентации и т.п. Для платных вебинаров крайне рекомендуется дополнительное мероприятие-тестирование со слушателями за день-два до вебинара, чтобы иметь время для решения технических проблем со стороны участников (проводить при участии технических специалистов с обеих сторон). Существует практика тестового «начала» вебинара за полчаса-час до его проведения - это помогает слушателям проверить свои настройки и качество связи, а также удерживает тех участников, кто подключился заранее [4].

• Необходимо составить регламент работы вебинара. Основной содержательный доклад рекомендуется начать не в момент старта вебинара, а спустя 510 минут, дав слушателям время на подключение. Этот период можно использовать для анонсирования дальнейших мероприятий или общего вступления по теме вебинара. Технические и организационные вопросы работы вебинара также рекомендуется озвучивать в начале мероприятия. Важные вопросы - возможность скачать после вебинара материалы; документы (сертификаты) по итогам вебинара, порядок передачи вопросов докладчику, регламент работы. Отметим, что оптимальное время проведения вебинара - не более 90 минут, рекомендуется стандартно 45-50 минут на непосредственно доклад, и остальное время - на вопросы и комментарии слушателей.

• После проведения вебинара проводится дополнительная пост-рассылка по всем участникам с учебными материалами либо с указанием интернет-адреса в случае публикации в интернете информационных и учебных материалов или записи вебинара, а также благодарностью партнерам и участникам вебинара и анонсом следующих мероприятий.

• По итогам вебинара проводится анализ проведенного мероприятия.

Специфика формата вебинара

При подготовке вебинара необходимо помнить, что вебинар - это не просто интернет-трансляция обычной лекции или семинара, это отдельный вид выступлений. В чем его специфика, что непременно надо учитывать при подготовке вебинара?

Первый важный пункт - собственно содержание доклада. Необходимо здесь надо помнить о следующих факторах:

• Регламент работы. Как упоминалось выше, оптимальное время проведения вебинара - не более 90 минут, из которых надо вычесть время на вступление, представление, ответы на вопросы и комментарии.

• Тема доклада - докладчику рекомендуют «не распыляться», сохранять фокус на основной теме [5].

Слушатели, как правило, получают следующие блоки информации: они видят презентационные материалы, видят лицо ведущего и окна чата и слышат речь лектора. Соответственно как презентационные материалы, так и выступление должны быть тщательно подготовлены; по окнам чата должны быть заранее даны инструкции.

• Презентационные материалы должны быть информативны, однако не перенасыщены информацией. Шрифт не должен быть излишне мелким, цвета выполнения должны быть высокой контрастности. Всегда надо учитывать возможное влияние некачественной связи на изображение [6].

• Не рекомендуется и излишне частая смена кадров - важно помнить, что нередко возникает «отставание» звука, соответственно требуется отслеживать и корректировать этот параметр.

• Внимание слушателей при подаче информации в таком формате достаточно легко рассеивается. Поэтому необходимо менять тональность лекции, задавать вопросы, менять тип предоставляемой информации [7].

• Основная идея для докладчика - комментировать материал презентации, а не просто зачитать текст. Рекомендуется воспринимать он-лайн аудиторию как группу в 30-50 человек [8].

Более того, существуют отдельные рекомендации самому лектору:

• по внешности (с учетом видеотрансляции): желательна однотонная неяркая одежда, максимально закрытая, без броских элементов.

• по поведению: при использовании видеокамеры надо не забывать смотреть «на зрителя», т.е. в камеру. Постоянно отведенный взгляд воспринимается как отвлечение от темы, отсутствие заинтересованности, рассеянность. Также надо учитывать то, что жестикуляция должна быть не слишком быстрой (специфика задержки передачи данных через интернет).

• по речи: рекомендуется не слишком быстрый темп, не более 120 слов в минуту, поскольку при передаче данных через Интернет нередки задержки звука по сравнению с изображением слайдов, а также «наезд» звуковых пакетов друг на друга [9].

Отметим и тот пункт, что обратная связь со слушателями обычно идет только через чат либо через единичные видеоподключения. Однако чтение чата отвлекает лектора, а видеоподключения слушателей далеко не всегда вписываются в доклад. В отличие от очных мероприятий, где можно визуально определить отклик аудитории, в вебинаре докладчику ориентироваться намного сложнее. Поэтому можно и даже нужно регулярно задавать вопросы для ответов в чате, проводить мини-опросы [7]. Однако

при этом надо учитывать, что во время проведения опроса возникает пауза, которую лучше заполнить коротким рассказом или комментарием; надо избегать тишины «в эфире» [10]

По окончанию доклада после ответов на вопросы слушателей рекомендуется заново повторить информацию организационного порядка (где скачать информационные материалы и т.д.) При желании можно проанонсировать будущие вебинары.

Резюмируя состояние дел на сегодняшний день, можно быть уверенными, что подобный формат проведения учебных мероприятий будет становиться еще более популярным, и все чаще использоваться в различных сферах и областях, как удобный инструмент для проведения коротких дистантных семинаров.

Список литературы

1. Курсы дистанционного обучения Ра-курс. «Все о вебинарах» http://ra-kurs.spb.ru/2/0/6

2. How To Successfully Produce A Webinar: Follow the "Ten P's" .Jeremiah Owyang http://www.web-strategist.com/blog/2010/05/31/how-to-successfully-produce-a-webinar-follow-the-ten-ps/

3. 10 Steps for Planning a Successful Webinar.Kami Griffiths and Chris Peters -http://www.techsoup.org/learningcenter/training/page11252.cfm

4. How to Create a Successful Webinar. TelSpan Worldwide Conferencing White Paper http://www.telspan.com/white-papers/events-how-to-create-a-successful-webinar

5. 7 Tips for Content Marketing Webinar Success.Allison King http://www.contentmarketinginstitute.com/2011/12/7-tips-webinar-success/

6. Сервис COMDI. Вебинар о вебинарах http://www.comdi.com/webinars/648 Эффективное публичное выступление он-лайн http://www. comdi. com/webinars/627

7. 5 Expert Insights on How to Produce Awesome Webinars http://corporatesolutions.thomsonreuters.com/15-expert-insights-on-how-to-produce-awesome-webinars/

8. Технология проведения вебинаров - рекомендации портала Webter http://www.all-webinars.com/analys/texnologiya-provedeniya-vebinarov-%E2%80%93-rekomendacii -portala-webter

9. Ассоциация e-learning специалистов Е-learning PRO. Вебинар "Управление голосом или не дай уснуть слушателю" http://www.elearningpro.ru/forum/topics/vebinar-upravlenie-golosom-ili

10. 7 Webinar Tricks Every Marketer Should Master http://blog.hubspot.com/blog/tabid/6307/bid/30089/7-Webinar-Tricks-Every-Marketer-Should-Master.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.